Развитие головного мозга ребенка 6 лет

Развитие головного мозга ребенка 6 лет thumbnail

Когда вы учите с ребенком таблицу умножения или стихотворение наизусть, то наверняка раздражаетесь, что ребенок забывает через пять минут то, что, казалось бы, прочно усвоил. Но если вы будете знать секреты работы мозга маленького человека, то учебный процесс будет проходить эффективнее и спокойнее прежде всего для вас. Мы прочитали несколько советов родителям от Эрика Йенсена, американского педагога и психолога, автора книг об эффективном обучении детей, и подумали, что вам тоже будет интересно узнать, что происходит с мозгом ваших детей, когда они находятся в возрасте от 6 до 12 лет.

Если ребенок на ваш вопрос «Что нового ты узнал сегодня в школе?» отвечает туманными фразами «э, не помню» и «кажется, ничего», это еще не значит, что в школе действительно ничего нового не изучали. Но это и не означает, что ребенок вас обманывает. Он правда не помнит. Если урок был монотонным, неинтересным, мозг просто не удерживает о нем информацию. Но если учитель провел какой-то впечатляющий опыт или рассказал яркую историю, или сводил на экскурсию, ребенок обязательно поделиться своими впечатлениями и подробно расскажет, как сделать батарейку из картофелины или как узнать возраст сосен, растущих вокруг школы. Все очень просто: мозг ребенка в этом возрасте сконцентрирован на получении опыта социального взаимодействия. Совместный опыт, обогащенный яркими эмоциями, запоминается еще сильнее, а продублированные реакции сверстников увеличивают эффект запоминания (в том числе и в результате обсуждения увиденного уже после уроков).

Второй важный момент, который объясняет, почему дети выборочно запоминают ту или иную информацию, — ее практичность и интерес, который она представляет для ребенка именно сейчас. Именно поэтому коды прохождения компьютерных игр дети запоминают легко и быстро, а строение цветков и формулу определения окружности — не очень. Поэтому — да, если не создать условий для детей, в которых заинтересованность в учебной информации будет высокой (проведение опытов, дополнение интересными впечатляющими фактами по теме урока, просмотр фильмов, проведение игр, викторин, обращение к эмоциональным переживаниям и пр.), то требовать стопроцентного запоминания ненужной мозгу (по его собственному определению) информации становится абсурдным.

Немного подробнее о социальном опыте. Эрик Йенсен говорит, что дети на самом деле любят учиться, причем дети в возрасте до 12 лет получают удовольствие от коллективного обучения, им важно взаимодействовать со сверстниками, брать с кого-то пример, делиться секретами, эмоциями, переживаниями, важно знать, что думают друзья. Однако дети не любят саму школу за ее ограничения, которые она ставит на пути общения детей друг с другом. Перемены созданы не для общения, а для перемещения, причем по определенным правилам, возможности и времени на совместные игры, особенно шумные и активные, у детей просто нет. А для желания учиться важно сначала насытить потребность ребенка в позитивном общении с друзьями, потому что учебная деятельность в этом возрасте легче дается через коллективное взаимодействие.

Позитивные эмоции также улучшают познавательные процессы детей. Если ребенок чувствует себя несчастным, он не сможет запомнить какую-либо информацию. По крайней мере, надолго и качественно. Счастливые дети учатся лучше, говорит Эрик Йенсен, и поэтому важно отслеживать эмоциональное состояние детей, если вы заинтересованы в их качественном обучении. Общение с друзьями как раз имеет большое значение для полноценного счастья в этом возрасте. И если в вашем классе есть дети, которые любят пошептаться и похихикать на уроке, не разлучайте их, не отсаживайте друг от друга, отнеситесь с пониманием. Да, во время урока разговаривать нельзя и нельзя мешать остальным, но сделав замечание, не будьте суровы — сопроводите его мягкой улыбкой и дайте немного времени детям. Друг рядом и добрая учительница — это идеальные условия в классе, чтобы чувствовать себя защищенным и счастливым. Кому не захочется теперь учиться!

А вот стресс как раз наоборот убивает познавательную деятельность и желание учиться. Обучение в зоне психологического сопротивления никогда не приносит желаемых результатов. А если и приносит, то ценой больших потерь в здоровье и самочувствии ребенка. Исследования, проведенные несколько лет назад, показали, что сильный долгий стресс, перенесенный в детстве, влияет на размеры мозга, а именно сокращает объем миндалин и гиппокампа. Что в свою очередь приводит к проблемам с обучением, памятью и поведением. Взрослым важно не забывать об этом, не быть чересчур требовательными и не нагружать ребенка излишней учебной деятельностью, даже если вам самим она кажется простой и легкой.

Взрослые ошибочно полагают, что если они ясно и подробно что-то объяснили ребенку, то он так же хорошо это запомнит. Нет, это не так. Одного раза недостаточно. Мозг, конечно, сохраняет информацию на какое-то время, но если она не используется, не требуется в регулярно повторяющихся ситуациях и алгоритмах, мозг ее стирает. Поэтому закрепление какого-либо учебного материала должно быть повторяющимся и знания, которые ребенку сообщаются, должны подкрепляться практикой. Если вы рассказываете детям о площади прямоугольников, то пусть это будет не только формула и листочек в клетку, а пусть это будет практическое выяснение площади класса и даже всей школы! Если детям объясняете строение побега, то делайте это не только на рисунке, а выйдете на приусадебный участок школы и посмотрите, на каких растениях мутовчатое расположение листьев, а на каких — супротивное, и как в жизни отличить вегетативную почку от пазушной.

Многие родители хотят, чтобы ребенок, даже маленький, знал как можно больше. И стараются накачивать его самой разной информацией — иностранные языки, художественные классы, робототехника, ментальная арифметика, кружок юного Менделеева… Ничего хорошего такая чрезмерная познавательная стимуляция не даст детскому мозгу. Из-за того, что он физически не в состоянии успевать обрабатывать такой поток информации, мозг будет «обрезать» запоминание того, что «неважно», причем неважно на его взгляд, а не на взгляд взрослого. Можно провести аналогию с художником, которого просят нарисовать портрет человека, но самого человека дают рассмотреть только 30 секунд. Мозг художника в таком случает схватит лишь самые общие черты — овал лица, расположение глаз, размер носа, длину волос да и все, пожалуй. То же самое делает мозг ребенка с большими объемами информации, на обработку которой просто недостаточно времени.

Читайте также:  Внеклассная работа как средство развития личности ребенка

Подготовила Настя Морозова по материалам:

Источник

Ваш мозг сильно меняется между рождением и юностью. Он увеличивается в размере, изменяет количество содержащихся внутри ячеек и трансформирует степень связности. Изменения не прекращаются, когда вам исполняется 18 лет. На самом деле, теперь ученые считают, что ваш мозг продолжает созревать и настраиваться на свои 20 лет. Итак, когда же человеческий мозг, наконец, завершит свое развитие? И, несмотря на все усилия, необходимые для создания, что такого особенного в конечном результате?

Развитие мозга

Мозг взрослого человека во многом отличается от мозга подростка. В период между детством и взрослой жизнью мозг теряет серое вещество, поскольку лишние нейроны и синапсы отсекаются. Темп убытков замедляется к 25 годам. В то же время некоторые области мозга укрепляют свои связи друг с другом, а основные нервные тракты покрываются изолирующим миелином , который увеличивает белое вещество мозга . Пик объема белого вещества приходится примерно на 40 лет.

Большая часть добавленного белого вещества представляет собой усиленные связи между широко разделенными областями мозга. В детстве и юности большинство мозговых сетей организовано локально – области, расположенные рядом друг с другом, работают вместе для выполнения когнитивной задачи. По мере взросления отдаленные участки мозга начинают связываться друг с другом, что приводит к более крупным и более широко распределенным сетям.

Самая важная область мозга, которая должна стать полностью «подключенной» во взрослом возрасте, – это префронтальная кора – передняя часть лобной доли. Эта область отвечает за многие из наших когнитивных способностей более высокого уровня, такие как планирование, решение проблем и принятие решений. Это также важно для когнитивного контроля – способности подавлять импульсы в пользу более подходящих действий. Мозг взрослого человека лучше устроен для когнитивного контроля, чем мозг подростка, на который больше влияют эмоции, награды и общественное признание, когда дело доходит до принятия решений.

Интеллект также достигает пика в раннем и среднем зрелом возрасте, примерно в возрасте от 25 до 60 лет. Однако интеллект включает в себя множество различных когнитивных способностей, каждая из которых развивается в своей собственной временной шкале. Пик подвижного интеллекта, который включает в себя такие способности, как решение проблем и выявление закономерностей, составляет около 30 лет. Напротив, кристаллизованный интеллект, который имеет дело со словарным запасом и знанием фактов, увеличивается примерно до 50 лет.

Хотя мозг взрослого человека более когнитивно развит, чем подростка, во взрослой жизни может не быть ни одной точки, в которой все (или даже большинство) наших когнитивных функций работали бы с максимальной производительностью.

Рассмотрим подробнее как развивается мозг по годам.

Развитие мозга ребенка по годам

Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

Развитие  в 0 – 4 года

Раннее развитие – В первых несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.

Ощущения – области, отвечающие за ощущения, например, тактильные, развиты практически полностью.

Зрение – Области мозга, управляющие зрением полностью созрели.

Развитие  в 6 лет

Язык – область мозга, отвечающая за речь – незрелая и окрашена оранжевым цветом, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс «прореживания», уничтожая излишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, что может служить одним из объяснений, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко выучивают новый язык.

Разум – жёлтые и красные области префронтальной коры головного мозга обозначают, что эти части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Недостаток их зрелости – одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.

Развитие  в 9 лет

Мелкая моторика – Если общая моторика хорошо развита уже к 5 годам, то развитие мелкой моторики активнее всего развивается между 8 и 9 годами. Детям становится легче писать, а в поделках они выходят на новый уровень аккуратности.

Математика – К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень большая.

Развитие  в 13 лет

Рассудительность – префронтальная кора созревает одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы.

Читайте также:  Задания на развитие личности ребенка

Эмоции – глубоко в лимбической системе растёт способность переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции.

Логика – В этом возрасте очень быстро развиваются теменные доли, которые на рисунке обозначены синим цветом. Интеллект и аналитические способности ребёнка растут.

Развитие  в 15 лет

Специализация – в подростковом возрасте изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться. Мало используемые связи будут умирать, чтобы помочь развиваться более активным связям. В результате, мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.

Развитие  в 17 лет

Абстрактное мышление – Тёмно синий и фиолетовый цвет созревших областей префронтальной коры головного мозга показывает, почему в старшем подростковом возрасте дети способны иметь дело с гораздо более сложными вещами, чем в детстве. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Становятся возможны планирование, оценка рисков и самоконтроль.

Развитие  в 21 год

Высшие психические функции – Хотя, на первый взгляд, кажется, что мозг практически полностью развился в подростковом возрасте, области тёмно-синего и фиолетового на этой картинке показывают, что сильный недостаток в эмоциональной зрелости, контроль за импульсами и способность принимать решения сказываются вплоть до достижения совершеннолетия.

Зрелость – мозг 21-летнего молодого человека практически созрел. Но области зелёного свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу всё ещё есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы.

Как вы видите мозг развивается быстро и активно, но для его функционированности нужны постоянные занятия. Развивайте малышей и себя вместе с mentalar.

Источник

Страшный сон каждого второго родителя: выучить с ребенком заданное стихотворение или, например, таблицу умножения. «Да как ты мог забыть то, что мы выучили пять минут назад?!», — раздражаются мамы и папы. А если бы они знали, что влияет на мозговую деятельность школьника, всё сразу стало бы ясно.

Американские психологи и педагоги, авторы теории эффективного обучения, разложили по полочкам всё, что нужно знать о работе мозга у младшего подростка. Что же происходит в голове ребёнка в этом возрасте?

«Эм, я не помню»

Вы спросили ребенка, что было на уроке или что он ел на обед. Ответ «не знаю»/«не помню» не означает «ничего». Однообразные уроки без интересных приёмов абсолютно не запоминаются в этом возрасте. А вот если на живых деревьях, растущих у школы, объяснили, чем отличается берёза от сосны, или сводили на экскурсию в музей, — это запомнится точно.

Важный момент – совместные впечатления с одноклассниками. Запоминаются события, которые замечаются и обсуждаются сверстниками.

Что и как выбирает мозг?

Практичность – это о тех знаниях, которые можно применить в своей жизни. Вот почему дети запоминают сотни кодов от игр, а не формулу квадрата косинуса. Если создать в воображении ребенка ситуацию, когда эта информация сможет ему пригодиться, продемонстрировать ее на примерах из фильмов, реальных фактах, личных воспоминаниях или эмоциональных впечатлениях, то усвоится она в разы легче.

Социальный опыт

Дети до 12 лет любят учиться, — утверждают американские педагоги. Но центром интереса к учебе является коллективная деятельность, а не одиночная. Наблюдать за эмоциями одноклассников, вместе ставить опыты, вместе узнавать и обсуждать, спорить, делиться. Но школа эту особенность мозга часто загоняет в рамки.

На переменах нельзя запрещать шумно играть и весело общаться. Дети нуждаются в активном общении и взаимодействии, только тогда создаётся позитивный настрой на учёбу.

Как влияет позитив на мозговую деятельность?

Когда мы несчастны, мы полностью растворяемся в своём несчастье: думаем, переживаем, какие тут уроки?! Когда ребенок счастлив, он не будет противиться даже контрольной работе. Вот почему не стоит рассаживать лучших друзей за разные парты. Да, дисциплину налаживать нужно, но создавать комфорт и ощущение защищенности для ребенка не менее важно.

А что убивает эффективность мозга ребенка?

Стресс – то, что забирает и физическое, и психологическое здоровье. Сильный стресс в детстве негативно влияет даже на размер мозга (уменьшает миндалины)! Поэтому учебная перегрузка ведёт к обратному результату.

Самый эффективный метод обучения

Повторение. Невозможно качественно выучить стихотворение за один вечер, даже если это может взрослый. Регулярное повторение, закрепление, использование информации ведёт к неосознанному запоминаю. Это как случайно выучить всё время играющую по радио навязчивую песню.

Чтобы разобраться с новой плитой, мы читаем инструкцию. Чтобы обеспечить условия для эффективной деятельности мышления ребенка, необходимо знать возрастные особенности его мозга!

А что происходит в голове у подростка с точки зрения науки о мозге? Расскажет нейробиолог Фрэнсис Э. Дженсен в книге «Мозг подростка. Спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинейджеров»

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской! Вам не сложно, нам приятно!

До новых книг!

Ваш Book24

Источник

Учителя бьют тревогу: школьники не могут сконцентрироваться, плохо запоминают информацию, не воспринимают длинные тексты, не вникают в суть. Всему виной так называемое клиповое мышление, которое диагностируют у 80% учеников.

Наш мозг очень пластичен, и его нужно развивать. Начинать лучше с маленького возраста и совсем несложных упражнений с игровой механикой. Этого можно достичь, приобщая малыша к выполнению повседневных действий. Когда ребенок получает разный жизненный опыт и выполняет разные действия, его мозг развивается. А подключая осязание, обоняние, зрение, слух, память и вкус мы еще больше способствуем этому.

Раскрывай способности ребенка. Разблокируй мозг. Используй скрытые резервы!

Если ты хочешь развить аналитическое мышление, внимательность и способность к концентрации, внедряй эти советы. Они будут полезны не только детям, но и взрослым.

Читайте также:  Развитие ребенка с года до 2 лет по месяцам

1 Вводи новые правила

Чтобы развивать и тренировать мозг, желательно делать каждый день что-то новое, не так, как привыкли. Попробуй предложить малышу чистить зубы, есть, рисовать, писать, печатать или ловить мяч другой рукой. Это упражнение поможет мозгу вырабатывать новые нейронные связи. Он начнет задействовать больше ресурсов и использовать максимум потенциала.

С рождения у большинства людей одна часть мозга является ведущей. Просто обычная замена руки поможет развить вторую часть мозга. Все прогрессивные страны уже отметили пользу писать левой рукой: развивается правое полушарие головного мозга, отвечающее за обработку невербальной информации, пространственную ориентацию, воображение, эмоциональный интеллект. Ученые выяснили, что человек, который умеет писать обеими руками, — творческий и находчивый.

Своему ребенку это испытание преподнеси как игру. За усердие малыша можно наградить небольшим подарком.

2 Больше играй

Играй с ребенком за завтраком, обедом, или ужином, параллельно тренируя обонятельную и вкусовую память. Пусть малыш закроет глаза, а ты дашь ему кусочек яблока, моркови, ложечку пюре или каши. Сначала пусть он попробует распознать запах, а потом вкус. Обычно такое упражнение детки воспринимают на «ура». 

3 Тренируй память 

В любую свободную минуту помогай малышу тренировать память и внимательность. Возьми какой-нибудь предмет и положи его перед ребенком. Попроси запомнить детали и закрыть глаза. Пусть он опишет предмет.

Начинай с простого, например, ручки. Постепенно усложняй задачу. Покажи маленькому исследователю куклу, затем убери ее. Задавай уточняющие вопросы. Спроси, например, какого цвета глаза, что надето на куклу, есть ли у нее бантик.

4 Используй игру «На что похоже?»

Развивай ассоциативное мышление у ребенка при помощи игры «На что похоже?». Возьми любой предмет и предложи малышу подобрать как можно больше ассоциаций к нему.

Например, ручка может быть похожа на волшебную палочку, ракету, градусник.

5 Используй игру «Что изменилось?»

Как помочь развить внимание? В этом поможет игра «Что изменилось?». Разложи пять-десять игрушек и предложи ребенку запомнить их расположение. Затем пусть малыш закроет глаза, а ты должна поменять предметы местами. Что-то убирать или заменить. Ребенку нужно найти все изменения.

В эту игру можно играть дома или на прогулке. Каждый день искать, что изменилось в комнате, во дворе, по дороге. Это поможет развить не только внимание, но и память, а также пространственную ориентацию.

6 Развивай мелкую моторику

Это хорошо известно, но мы повторим. Потому что это действительно важно! Каждый день лепите с ребенком, собирайте конструктор, делайте пальчиковые игры.

Это помогает не только подготовить руку к письму, но и способствует развитию речевых центров. 

7 Используй игру «В прошлой жизни»

Помогает развить воображение и мышление. Задача ребенка — определить, чем предмет был в прошлой жизни. Например, стул был деревом, дождь был тучей, бабочка — гусеницей.

8 Проси ребенка делать что-то двумя руками 

Для развития межполушарного взаимодействия — основы интеллекта — очень полезно выполнять различные действия двумя руками одновременно.

Например, пусть ребенок попробует нарисовать одной рукой круг, а другой треугольник. Одной рукой — домик, другой — солнышко. Одной рукой мнет тесто, второй раскатывает.  Это достаточно сложное, но веселое упражнение.  

9 Используй игру «Проверка слуха» 

Для развития слуховой памяти полезно слушать звуки с закрытыми глазами. Попробуй предложить малышу услышать и определить звуки в комнате или на улице. Можно, к примеру, использовать записи звуков природы.

10  Задействуй фотографическую память

 Разложи на столе мелкие предметы: игрушки, пуговицы, спички. Начинай с пяти-семи предметов. Покажи их ребенку на одну секунду, затем закрой листом бумаги или платком. Ребенок должен вспомнить, сколько предметов было.

Если малыш называет без ошибок, количество предметов можно постепенно увеличить. В эту игру интересно играть и на прогулке: смотрим на витрину магазина, закрываем глаза и называем предметы. 

11 Выбирай правильные книги 

Если ты будешь внедрять эти простые упражнения в ежедневную жизнь, то уже скоро заметишь результаты. Ребенок станет более внимательным и усидчивым, будет лучше запоминать и быстрее соображать.

Еще больше развить ребенка в игровой форме помогут полезные книги, которые стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление.

Рано или поздно все родители задумываются о том, как привить ребенку любовь к чтению. Некоторые ставят задачу более категорично: как заставить ребенка читать. Это зачастую принимает формы монотонной автоматизации навыка или даже наказания. Но это ошибочная тактика, которая мало что дает! Секрет успеха в развитии скоромышления и положительной мотивации. В этой книге ты найдешь авторскую систему игровых заданий, которые улучшат технику чтения и заложат прочные основы для навыка скорочтения. Опытный педагог и нейропсихолог Гюзель Абдулова подскажет, как правильно организовать занятия и легко покорить вершины скорочтения. Для младшего школьного возраста.

Развивающая методика Gakken  пользуется популярностью в Японии и во всем мире. На ее основе строится обучение в японских государственных детских садах. Тетради развивают у детей логическое мышление, творческий подход в решении задач, способность к критическому мышлению. Стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление. 

Эксперт

Нейропсихолог, педагог, тренер, автор 9 книг по развитию памяти и скорочтению издательства АСТ. Имеет опыт преподавания более 26 лет, руководит центром интеллектуальных технологий «Эйдос»

Источник