Развитие организма ребенка в подростковом возрасте

Развитие организма ребенка в подростковом возрасте thumbnail

В 9 — 10 лет у девочек и в 11 — 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни — подростковый возраст.

Отрочество. Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием — период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16 — 17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность груди на 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Созревание организма — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не «срабатывают» отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается.

Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный «скачок роста», т. е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков — от 12,5 до 15. Пубертатный «скачок роста» предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5 — 13 лет, у мальчиков — в 14 — 15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.

У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 — 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девочек сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 15 годам. Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым ростом костей и мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек — несколько раньше.

У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек — 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

Например, в одном и том же возрасте (15 лет) у быстро развивающихся девочек сердечно-сосудистая система работает приблизительно так же, как и у взрослых женщин, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, характер работы сердца почти такой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчиков. Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка — ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма.

Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.

Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем.

В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек.

Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

Родители должны также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное — систематическими занятиями физической культурой и спортом.

На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная нагрузка школьников не должна превышать 7 — 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых). Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается младших школьников, то для них 7-8 — часовой рабочий день слишком большая нагрузка.

По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью.

Читайте также:  Отставание в развитии у гиперактивного ребенка

Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах Москвы, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув, и работоспособность у них резко понижена. По тем же данным, 28,4 процента учащихся тратят на приготовление уроков более 3 часов, 12,8 процента — более 4 часов, а 4,4 процента — даже более 5 часов. Причем 73,7 процента школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3 — 5 часов.

Что же делают старшеклассники в оставшееся время? Оказывается, далеко не все из них проводят его в движении. Чаще после длинного и утомительного рабочего дня подростки располагаются в удобных креслах и смотрят телевизионные передачи. Причем 37,3 процента из них ежедневно проводят у телевизора 1,5 часа, 19,4 процента — 2 часа, 7,2 процента — более 3 часов. Нетрудно подсчитать, что при таком режиме у ребят не остается времени на занятия спортом, физической культурой, а обязательные по программе уроки физкультуры лишь незначительно компенсируют гиподинамию.

Один из узловых вопросов современного поколения — ускорение роста и развития детей и подростков, т. е. проблема акселерации. Термин «акселерация», обозначающий ускорение роста и развития детей и подростков но сравнению с предыдущими поколениями, относительно недавно — меньше десяти лет назад — «шагнул» из специальных книг и журналов на страницы популярных изданий.

По современным представлениям, растущий организм — сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.

Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте. Современные московские мальчики 14 лет «подросли» по сравнению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранний возраст и половое созревание.

Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания. Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании южных народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле неподтвердившаяся гипотеза. Существенное значение в этом плане имеют социально-экономические условия и характер питания.

Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей. Если в 30 — 40-е годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью. Профессиональная деятельность требует дополнительной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, что еще дальше отодвигает сроки самостоятельности. «Ножницы» между ускорением физического созревания и задержкой социальной зрелости увеличиваются и в связи с недостатками семейного воспитания, когда дети и подростки излишне опекаются, растут в атмосфере исключительности и часто не выполняют никаких домашних обязанностей, не испытывают чувства ответственности за свои поступки. Такое положение усугубляется существующей (особенно в городах) демографической ситуацией — преобладанием одно- или двухдетной семьи.

С акселерацией связывают и определенный «конфликт поколений», когда современные родители не хотят, а порой и не могут понять своих выросших детей. Подростков же раздражает мелочная опека родителей; они считают, что с ними обращаются как с маленькими, их не понимают, ущемляют их достоинство. Со свойственным юности максимализмом они утверждают, что интеллектуальный мир взрослых весьма скуден и поэтому ни о чем серьезном с ними нельзя разговаривать. Однако «интеллектуализм» современного подростка, большой объем усвоенных им знаний нередко достигается ценою полного освобождения его от трудовых обязанностей в семье и в процессе школьной учебы. А между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими.

При тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способны и «идеально» подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные, рано развитые, они способны на занятиях выполнять большой объем физических нагрузок. Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не «дотянула» до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергии. И «легкость», с которой юные справляются с большими нагрузками, может обходиться слишком дорого. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

Статья предоставлена сайтом для детей и родителей «Здоровый образ жизни»

Источник

Александр
ИЛЬИН,
кандидат медицинских наук

Подростковый возраст, согласно классификации
ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати
лет, когда завершается созревание организма.

Развитие организма ребенка в подростковом возрасте

Нервная система

Состояние нервной системы у
подростков иное, чем у взрослых и детей. Это
проявляется в усиленной работе тех ее отделов,
которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию
различных систем организма к внешним условиям.
У части подростков возбуждение нервных
процессов преобладает над торможением: реакция
на словесную, устную информацию бывает
замедленной или неадекватной, что необходимо
учитывать при построении учебных программ и
контроле за их соответствием возрастным
особенностям. Неустойчивость нервной системы
может вызывать изменения в работе жизненно
важных органов и систем. Внешние признаки этого
– повышенная возбудимость, выраженные
эмоциональные реакции на минимальные стрессовые
ситуации, потливость…

Эндокринная система

Биологические особенности
подросткового возраста в значительной мере
зависят от функции эндокринных желез.
Основной особенностью эндокринной перестройки в
подростковом периоде является активация системы
гипоталамус–гипофиз. Это ведет к изменению
гормонального статуса.
Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими
рост и развитие организма в подростковом
периоде, являются гормоны его передней доли.
Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей
тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует
биосинтез белка, усиливает обменные процессы.
Выработка гормона роста достигает пика к
двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим
связан максимальный ростовой скачок у
подростков.
С другим гормоном гипофиза – стимулятором
выработки гормонов корой надпочечников –
связаны важнейшие физиологические функции
интенсивно растущего организма. Вырабатываемые
под его воздействием вещества влияют на рост
костной и мышечной ткани, на приспособительные
реакции организма к стрессовым воздействиям. В
подростковом возрасте это в определенной мере
обеспечивает биологические основы усвоения
знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и
за-крепления других социально значимых условных
рефлексов.
Половое созревание, формирование и становление
репродуктивной функции в подростковом возрасте
в основном зависят от уровня тех гормонов
гипофиза, которые влияют на функцию половых
желез. Эти гормоны совместно с гормонами половых
желез, воздействуя на структуры центральной
нервной системы, могут влиять на половое
поведение.
Важную роль в растущем организме играют гормоны
щитовидной железы. Нет ни одного органа, работа
которого не зависела бы от них. Они участвуют во
всех видах обмена веществ, в развитии мозга,
определяют уровень интеллекта, физического
развития, созревания репродуктивной системы,
адаптационных возможностей. Функция щитовидной
железы, в свою очередь, “управляется”
гипофизарным гормоном, который регулирует обмен
йода, углеводный обмен, стимулирует синтез
белка…
Потребность организма в гормонах щитовидной
железы у подростков повышена, и это может вызвать
“рабочее” увеличение щитовидной железы,
которое чаще встречается у девочек, чем у
мальчиков. К так называемому возрастному
увеличению щитовидной железы следует относиться
с большим вниманием, потому что оно может
маскировать различные болезни этого органа.
Многолетний перерыв в йодной профилактике,
нарастание экологического неблагополучия,
усиление стрессов привели в последние годы к
значительному росту болезней щитовидной железы.

Читайте также:  Примеры зона ближайшего развития ребенка

Половое созревание

Развитие организма ребенка в подростковом возрастеПоловое
созревание занимает особое место в развитии
ребенка. Наступление полового созревания
совпадает с подростковым возрастом и является
его отличительной чертой. Созревание
репродуктивной системы достигает уровня
взрослого человека к семнадцати-восемнадцати
годам.
Существует определенная связь между
гормональной активностью половых желез и
физическим и половым развитием подростков. Так,
ускорение роста у мальчиков и девочек начинается
в разном возрасте.
У мальчиков наиболее интенсивный рост
происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у
девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки
начинают обгонять мальчиков в росте примерно с
десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с
наступлением первой менструации, темп роста
девочек резко падает, и мальчики начинают вновь
обгонять их.
Нарастание веса также имеет определенные
закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и
мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до
четырнадцати лет вес девочек превышает вес
мальчиков, но к ше-стнадцати годам вес юношей
значительно превосходит вес их сверстниц.
Уровень полового созревания отражает состояние
нейро-эндокринных механизмов регуляции
организма в целом и является одним из главных
показателей зрелости репродуктивной системы.
У некоторых подростков ростовой скачок и
наступление полового созревания происходят
раньше или позже, чем у большинства сверстников.
В таких случаях принято говорить о несовпадении
биологического и паспортного возраста, общей
задержке или ускорении полового и физического
развития. Эти особенности следует учитывать при
построении учебных программ.

Иммунная система

Другой важнейшей системой,
определяющей адаптационные, приспособительные
реакции и обеспечивающей устойчивость организма
к
внешним воздействиям, является иммунная система.
Формирование и становление иммунной системы –
это процесс, который зависит от наследственной
предрасположенности и влияния факторов внешней
среды. Согласно современным представлениям,
существует пять критических периодов развития
иммунной системы, пятый из них совпадает с
подростковым возрастом. Он отмечается у девочек
в двенадцать–тринадцать лет, у мальчиков — в
четырнадцать–пятнадцать.
Гормональная перестройка, а также факторы
внешней среды могут приводить к снижению
адаптационных возможностей иммунной системы у
подростков, что является причиной возникновения
многих хронических заболеваний. Это необходимо
учитывать при организации медицинского
наблюдения, при определении объема и спектра
оздоровительных мероприятий, проводимых в
образовательных учреждениях.

Сердечно-сосудистая система

Деятельность сердца и сосудов в
подростковом периоде также имеет свои
особенности, в значительной мере связанные с
изменением гормонального статуса и нервной
системы. В период полового созревания происходит
интенсивный рост сердца в длину, ширину,
увеличивается объем его полостей.
Меняются уровни артериального и венозного
давления, ритм сердечных сокращений. Во всех
возрастных группах у девушек отмечается более
частый сердечный ритм, чем у юношей. Подростки
часто испытывают неприятные ощущения в области
сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они
страдают повышенной утомляемостью, склонностью
к обморочным состояниям.
Один из важнейших показателей состояния
сердечно-сосудистой системы – артериальное
давление (АД). Уровень АД, как известно, находится
в определенной зависимости от возраста, пола,
показателей физического развития,
наследственно-конституциональных особенностей
организма, национальности,
климато-географических факторов,
социально-гигиенических условий и образа жизни.
Начало полового созревания сопровождается
повышением уровня АД. Такая физиологическая
реакция направлена на поддержание
кровоснабжения организма на оптимальном уровне
при быстром увеличении длины и массы тела. У
юношей с возрастом отмечается равномерное
увеличение значений АД. У девушек наибольший
уровень АД выявля-
ется в тринадцать–четырнадцать лет.
Повышение уровня АД в период полового созревания
нельзя однозначно рассматривать как плохой
прогноз на будущее. В то же время подростки с
повышенным АД, в сочетании с наследственной
отягощенностью, ожирением и другими признаками,
имеют высокий риск заполучить в дальнейшем
гипертониче-скую болезнь.

Костно-мышечная система

В период полового созревания в
основном завершается формирование костной
ткани. Для нормального роста костей скелета
необходимо поддерживать достаточный уровень
кальциевого обмена, то есть подросток должен
получать более значительное, чем взрослый и
ребенок, количество кальция – это важно для
пропорционального увеличения массы и плотности
кости.
Кроме того, обмен кальция в подростковом
возрасте зависит от функционального состояния
органов пищеварения, мочевыделения и других
систем, с которыми связаны поступление и
выделение этого минерала из организма.
Изменения гормональной регуляции, хронические
заболевания органов пищеварения, почек,
недостаточное употребление высококалорийных
продуктов, а также продуктов, содержащих витамин
D, кальций, фосфор, белки – могут привести в
подростковом возрасте к нарушениям обмена
кальция и ухудшению формирования костной и
хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке
роста костей скелета, возникновению заболеваний
костей, суставов и позвоночника (сколиозы), а в
будущем – к раннему и быстрому снижению
минеральной плотности кости. Исследование
костной плотности у московских школьников (НЦЗД
РАМН, 1977–1999 гг.) показало, что более чем у 40%
подростков десяти–семнадцати лет она снижена, и
это является серьезным симптомом глубоких
нарушений обмена кальция.
Костная ткань очень чувствительна к воздействию
биологических и средовых факторов риска. Этим
определяется высокий риск формирования
специфической для подросткового возраста
патологии костной ткани – остеохондропатий, а
также деформаций позвоночника и грудной клетки,
число которых ежегодно возрастает.
Патология костной ткани, возникшая в юности, в
дальнейшем может способствовать формированию
специальной недостаточности, в том числе вести к
ограничению в выборе профессии, трудоустройстве,
годности к службе в Вооруженных Силах и т.д. Вот
почему надо использовать все возможности для
профилактики нарушений формирования костного
скелета (в том числе элементы оздоровительной
гимнастики во время уроков и контроль за
адекватностью нагрузок на уроках физкультуры).
Мышечная ткань в период полового созревания
подвергается значительным преобразованиям, при
этом отмечается интенсивное увеличение мышечной
массы. У девушек показатели мышечной силы
достигают уровня взрослых женщин в возрасте
четырнадцати–пятнадцати лет.
У юношей мышечная сила значительно
увеличивается в возрасте четырнадцати лет, но
уровень ее достигает уровня взрослого
значительно позже, чем у девушек. В подростковом
возрасте недостаточность кальция и витамина D
может отражаться на силовых возможностях мышц.
На фоне быстрого роста может отставать развитие
координации движений, поэтому подростки
выглядят угловатыми, неповоротливыми при
движении и в играх.

Читайте также:  Презентация социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

Органы дыхания

Ряд особенностей характерен и для
системы органов дыхания. Происходит интенсивное
развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост
легких. Дыхание становится глубже, реже.
Устанавливаются половые различия в его типе (у
юношей – брюшной, у девушек – грудной).
Интенсивная перестройка органов дыхания должна
обеспечить бурно растущий организм кислородом,
недостаток которого при интенсивной физической
нагрузке особо чувствителен. Как правило,
девушки хуже адаптируются к недостатку
кислорода, чем юноши. У подростков, когда они
находятся в душных помещениях или испытывают
большие физические нагрузки, могут случиться
обмороки. Это необходимо учитывать как при
проведении обычных уроков в классе, так и при
занятиях физкультурой.

Органы пищеварения

В подростковом возрасте завершается
развитие пищеварительной системы. К
десяти–одиннадцати годам – желудок, к
одиннадцати–тринадцати – слюнные железы и
пищевод становятся такими же, как у взрослого
человека. Подросткам свойственны усиленное
выделение желудочного сока и повышенная
эвакуаторная активность желудка. Эти
особенности создают предпосылки для
формирования различных нарушений функции
желудка.
Секреторная функция поджелудочной железы у
подростков также усиливается. К концу
подросткового периода завершается созревание
желчевыделительной системы, в то время как ее
моторная функция нестабильна: она может
повышаться или снижаться.
Особенностью функции желез пищеварительной
системы у подростков является высокая ее
ранимость при длительном эмоциональном и
физическом напряжении, нарушении режима питания,
труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты
гастроэнтерологических заболеваний, склонных к
прогрессированию, особенно при несвоевременной
диагностике и лечении. Это необходимо иметь в
виду при организации учебно-воспитательного
процесса в средних и старших классах школы, в
беседах с родителями по вопросам режима труда и
отдыха детей.

Нервно-психическое развитие

Конкретное, образное мышление,
характерное для детей, в подростковом возрасте
все больше уступает место абстрактному,
становится более самостоятельным, активным,
творческим. Эти особенности важно учитывать,
поскольку они влияют на качество получаемого
общего и профессионального образования, на
усвоение основных практических навыков,
определенных стереотипов поведения, образа
жизни.
Подростковый возраст характеризуется
выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик
ее у мальчиков приходится на
одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на
тринадцать–пятнадцать. В старшем подро-стковом
возрасте настроение становится более
устойчивым, эмоциональные реакции – более
дифференцированными, хотя могут сохраняться их
непредсказуемость и неадекватность.
Подростки, по сравнению с детьми, более
целеустремленны, настойчивы. Однако проявления
этих качеств часто бывают односторонними. Для
них характерно попеременное проявление полярных
свойств психики: целеустремленность и
настойчивость могут сочетаться с
импульсивностью и неустойчивостью; повышенная
самоуверенность и безапелляционность в
суждениях – сменяться легкой ранимостью и
неуверенностью в себе; возвышенность чувств
может уживаться с сухим рационализмом,
циничностью, враждебностью и даже жестокостью.
Становление характера, переход от опекаемого
взрослыми детства к самостоятельности – все это
обнажает и
заостряет слабые стороны личности подростка,
делает ее особенно уязвимой и чувствительной к
неблаго-приятным влияниям среды.
От семи до двенадцати лет усложняются механизмы
субъективных эмоциональных переживаний,
возрастает роль таких явлений, как страх и
повышенная возбудимость. Эти особенности
созревания психики должны быть знакомы не только
психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу.
Развитие психических функций осуществляется в
определенном порядке, последовательно
усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие
высших уровней находит свое отражение в
растормаживании влечений, инстинктов, низших
эмоций. Влияние этого механизма достаточно часто
обнаруживается в клинической картине нарушений
психического развития в детском и подростковом
возрасте.
Формирование всех психических функций еще не
завершено, и различные нарушения в этот период
без должного компенсирующего воздействия могут
привести к серьезным проблемам у взрослого
человека.
Наиболее частой формой нарушений психического
здоровья у подростков является умственная
отсталость. Как правило, выраженные ее формы
диагностируются в раннем возрасте, но у
современных подростков достаточно часто
встречаются стертые, клинически слабо
выраженные варианты. Могут быть и нарушения
синхронности психического развития, которые
приводят к возникновению патологических типов
личности (психопатии).

Физическое развитие

Развитие организма ребенка в подростковом возрастеФизическое
развитие является важнейшим параметром
физиологических процессов, происходящих в
организме, и часто используется как показатель
состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка
уровня физического развития должна основываться
на антропометрических данных, в первую очередь
показателях роста, веса и окружности грудной
клетки.
За двадцатилетний период наблюдений (1970–90-е
годы) с 82,8 до 79,8% среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди
девушек уменьшилось число лиц с нормальным
соотношением роста и веса. Сократилось
количество подростков с избыточным весом (с 10,2 до
6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В то же
время заметно выросло число юношей и девушек с
низким весом (соответственно с 7,0 до 13,6% и с 4,6 до
12,7%). В 90-е годы стало больше подростков, имеющих
низкий вес. Эти тенденции в равной степени
наблюдаются и среди юношей, и среди девушек.
Все это свидетельствует об астенизации
(ослаблении) подростков. Наряду с уменьшением
параметров роста и веса отмечается и снижение
функциональных возможностей. Об этом говорят
данные динамометрии (показатели мышечной силы)
правой кисти. За период школьного обучения (с
восьми до семнадцати лет) у мальчиков показатель
динамометрии сейчас увеличивается всего в 2,8
раза, у девочек – в 1,9 раза (в 60-е годы –
соответственно в 4,2 и 3,2 раза). Значит, у
семнадцатилетних юношей абсолютные значения
динамометрии снизились на 10 кг, у девушек – на 7
кг.

Источник