Примеры зона ближайшего развития ребенка

Примеры зона ближайшего развития ребенка thumbnail

ПновыйРазвитие: без помощи взрослых не обойтисьонаблюдайте, как одевается трехлетний ребенок. Почти со всеми деталями одежды он справляется сам. Вопрос вызывают колготки; сколько раз уже их приходилось переодевать! Лучше уточнить: «Я правильно определил сторону?» Небольшая помощь матери, ее объяснение, — и малыш уверенно продолжает одеваться. А вот шнурки на ботинках… В этом случае подсказка бесполезна; как бы хорошо ни объясняли родители последовательность действий, сколько бы раз ни показывали – трехлетка не сможет завязать шнурки сам.

Этот простой пример отлично иллюстрирует понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». То, что умеет делать ребенок трех лет без всякой помощи взрослого (надеть простую одежду) – находится в его зоне актуального развития. То, что он может сделать при помощи взрослого (определить переднюю и заднюю сторону, левый и правый ботинок) – находится в зоне ближайшего развития. Пройдет немного времени, подсказка повторится несколько раз, и малыш начнет ориентироваться сам. Из зоны ближайшего развития умение перейдет в зону актуального развития.

А шнурки? Видимо, этот навык пока лежит вне зоны ближайшего развития. Поэтому любые попытки родителей научить трехлетку завязывать шнурки потерпят неудачу. Действительно, рука малыша только к 4 годам будет развита достаточно для овладения таким сложным умением. Вот тогда оно войдет в зону ближайшего развития, и обучение может быть успешным.

Область применения

Ребенок познает мир путем наблюдения, подражания, и, наконец, присвоения опыта. Происходит это через взаимодействие с другими людьми, взрослыми и детьми, общение с ними, совместную деятельность. Общение, взаимодействие здесь – ключевые слова. Любой человек эффективнее всего обучается среди других людей, во взаимодействии с ними.

Подумайте, когда ребенок знакомится с новым понятием, эмоцией, социальной ролью, он ничего не знает о них. Можно сказать, что все новое в жизни ребенка превосходит его текущие знания и возможности. Этот отрезок между знакомым и незнакомым, привычным и неизведанным невозможно преодолеть в одиночку.

Соотношение зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций (к ним относят восприятие, память, мышление и речь). Они также формируются в совместной деятельности с другими людьми. Поначалу они выступают как нечто внешнее по отношению к человеку, но постепенно переходят в разряд внутренних психических процессов, и человек начинает оперировать ими так, как будто эти свойства были даны ему при рождении. Когда психический процесс формируется, он находится в зоне ближайшего развития, а после формирования переходит в зону актуального развития.

Зона актуального развития – то, что ребенок успешно делает сам без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития – то, что ребенок может сделать при помощи, подсказке взрослых, в сотрудничестве с взрослым, в коллективе.

Умения, навыки, знания через какое-то время переходят из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Примеры показывают, что у понятия «зона ближайшего развития» широкая область применения. Его можно отнести к разным сферам жизни ребенка (эмоциональной, социальной, психологической), к формированию разнообразных умений, навыков, накоплению знаний. Однако первоначально оно использовалось только для характеристики умственного развития, для понимания соотношения между обучением и развитием.

Термин «зона ближайшего развития» предложил советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский в начале 30-х годов XX века. В книге «Мышление и речь» он писал:

Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных.

Иными словами, в норме психическое развитие ребенка всегда немного отстает от того, чему его обучают, психика как бы «подтягивается» за изучаемым материалом.

Этот зазор между зонами актуального и ближайшего развития очень важен – именно он позволяет ребенку развиваться. Без него созревающие, но еще не созревшие психические процессы рискуют остаться в области нереализованного потенциала.

Поэтому понятие «зона ближайшего развития» считается важнейшим в педагогике. Выделяют даже особую форму обучения, основанную на нем – развивающее обучение. Оно дополняет традиционное школьное обучение и нацелено на развитие потенциальных возможностей детей.

Позиции общения

Приемы развивающего обучения дают отличный результат, когда требуется подтянуть слабоуспевающего ребенка. Их используют все грамотные учителя. Они помогут и родителям, особенно родителям школьников младших классов. Ведь многие свойства памяти, мышления, других необходимых для успешной учебы качеств у младшеклассников еще находятся в стадии формирования.

Как же применить понятие «зона ближайшего развития» на практике? Рассмотрим простую, но часто встречающуюся ситуацию.

Мальчик-второклассник выполняет домашнюю работу по математике и не может решить задачу. На самом ли деле это трудная задача или ребенок плохо понял объяснения учителя в классе? А может быть, просто математика дается ему нелегко? В контексте нашего примера это не важно. Мальчику нужна помощь.

Мама (папа) видит затруднения сына, или он сам просит о помощи. Оказать помощь можно по-разному. Кто-то отложит домашние дела, присядет за стол и постарается вместе с ребенком вникнуть в условия задачи, записать их, порассуждать о ходе решения, записать действия, а в конце попросит сына еще раз рассказать, как решается эта задача.

Кто-то попытается выяснить, что именно не понимает ребенок и оказать помощь только в этом конкретном вопросе, с тем, чтобы остальное мальчик делал самостоятельно. Кто-то будет задавать наводящие вопросы: «Запиши условия задачи, а я проверю. Подумай, что получится, если сложить это и это? Как эта сумма поможет найти ответ?» А кто-то, возможно, предложит нарисовать задачку и поиграть с ее участниками, ненавязчиво подталкивая ребенка к нужным действиям с цифрами.

Все это – разные позиции общения (взаимодействия взрослого с ребенком). От того, какую позицию выберет взрослый, зависит успех ребенка в решении задачи. Кроме того, позиция общения характеризует ширину зоны ближайшего развития.

Принято различать пять позиций общения:

  1. Независимая позиция – взрослый оказывает самую малую, точечную помощь, либо начинает действие, а ребенок подхватывает и завершает.
  2. Позиция «на равных» – взрослый действует одновременно с ребенком, но не в команде с ним. Вариант этой позиции – соревнование.
  3. Позиция «снизу» — взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, небольшими подсказками, провоцирует активность намеренными ошибками.
  4. Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, объясняет непонятное, демонстрирует способы и ход решения задачи.
  5. Позиция «мы» — взрослый и ребенок объединяются команду для решения задачи.

Одним детям достаточно небольшой подсказки, с другими необходимо делать все вместе, вплоть до мелочей. Чем меньше помощи оказывает взрослый, тем шире зона ближайшего развития ребенка. Если же ребенок не справляется и никакая, даже самая серьезная помощь не обеспечивает выполнения задачи, значит, материал пока находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.

Читайте также:  Особенности речевого развития ребенка 3 года жизни

Рекомендации

Несколько полезных советов позволят родителям максимально эффективно использовать понятие «зона ближайшего развития».

  • Определите текущую ширину зоны ближайшего развития ребенка. Для этого примените разные позиции общения в схожих ситуациях, сделайте вывод, какая из них работает лучше. Полезно также понаблюдать за ребенком, когда он учится чему-то спонтанно.
  • Старайтесь постепенно увеличивать зону ближайшего развития до тех пор, пока знания и умения не перейдут в зону актуального развития. Допустим, школьник не умеет решать задачи в три действия. Начните с того, что постройте с ним команду. Если в команде вы с задачей справились, следующую задачу объясняйте с позиции учителя. Потом ограничьтесь подсказками и наводящими вопросами. Продолжайте расширять зону, пока ребенок не сможет решить задачу такого типа сам.
  • Есть почти безотказный прием, который помогает даже в самых трудных случаях. Ребенка нужно поместить в пространство между двумя взрослыми, один из которых находится в позиции «мы» (команда), а второй – в позиции учителя («сверху»). Таким образом, первый будет помогать ребенку «изнутри», преодолевая трудности вместе с ним, а второй создаст условия для изменения границ зоны ближайшего развития. Этот прием требует больших затрат времени и сил со стороны родителей, но он чрезвычайно эффективен.
  • Помните, что никакие приемы и методики не сработают, если взрослый сам не заинтересован в общении с ребенком. Общение, основанное на подлинном сотрудничестве, а не снисхождении к ребенку – вот ключ к успешному обучению. Только в таком общении, такой совместной деятельности ребенок развивается быстро и правильно.
  • В роли педагога, помогающего освоить новое пространство, может выступать любой человек, даже сверстник. Главное, чтобы он знал немного больше, чем сам ребенок и с желанием сотрудничал с ним. Вообще, чем шире круг общения ребенка с более знающими людьми, тем лучше для его развития.
  • Нельзя игнорировать текущие потребности развития ребенка, но и форсировать их тоже не стоит. Обе крайности могут привести к деформациям личности и даже психическим расстройствам. Все хорошо в свое время. Обучение наиболее эффективно тогда, когда оно происходит в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития (Выготский называл это «оптимальным сроком обучения», а Монтессори «сензитивным периодом развития»).
  • Некоторые родители опасаются, что в ситуации постоянной помощи взрослых ребенок станет несамостоятельным, не способным в одиночку преодолевать трудности. Это не верно, равно как неверен подход к детям как к «маленьким взрослым», которые «сами знают, что им нужно», «способны сами выбрать лучшее для себя». Дети нуждаются в помощи взрослых, в общении с ними, в совместной деятельности. Без этого они будут отставать в развитии. Для воспитания самостоятельности просто не делайте за детей того, что входит в их зону актуального развития.
  • Темп развития каждого ребенка индивидуален. Не стоит зацикливаться на времени, которое уходит на восприятие и переработку новых знаний. Лучше измерять не скорость, а глубину восприятия.

Некоторым людям, особенно тем, кто много учится, знакомо «чувство сопротивления материала». Новые знания, незнакомые раньше понятия, определения, термины на первый взгляд кажутся непонятными, нелогичными, не желают оставаться в памяти. Но, по мере погружения в материал, приложения усилий для овладения им в какой-то момент все встает на свои места. Оглядываясь назад, человек удивляется, почему раньше что-то было непонятно – «сопротивление материала» преодолено!

То же самое испытывает ребенок, когда учится, только справиться с «сопротивлением материала» ему гораздо труднее, чем взрослому (а иногда и вовсе невозможно). Ему не хватает «умения учиться», его психика, его личность еще не сформированы полностью. Кто, как не родители призваны помочь своему ребенку преодолеть это сопротивление!

Источник

Èñêàëà äî÷êå íà Äåíü ðîæäåíüÿ òåëåôîí, ÷èòàëà îòçûâû, ñìîòðåëà îáçîðû, áðîäèëà ïî «ìàìñêèì» ñàéòàì. ×òî òîëüêî íå äàðÿò ìàëåíüêèì äåòÿì! ß íå ãîâîðþ î ãåðîÿõ ìóëüòôèëüìîâ, ðîáîòàõ, êîíñòðóêòîðàõ, íàáîðàõ äëÿ èìèòàöèîííûõ èãð – â ïàðèêìàõåðà, ïîâàðà, äîêòîðà, ïîëèöåéñêîãî. Äàðÿò êóäà áîëåå äîðîãèå âåùè. Òåëåôîíû, ïëàíøåòû, òðåíàæåðû, ãèðîñêóòåðû. È, ñàìî ñîáîé, ëó÷øèé ïîäàðîê äëÿ ðåáåíêà – ýòî æèâîå æèâîòíîå.

Ëó÷øèìè ïîäàðêàìè äëÿ äåòîê îò 3 äî 6-7 ëåò íàçûâàþò êîòÿò ëþáûõ ïîðîä (êðîìå ñèàìñêèõ – îíè, êàê è ñòàôôîðäû, äåòüìè ïèòàþòñÿ, âû ðàçâå íå çíàëè?) è ùåíêîâ ìåëêèõ è ñðåäíèõ ïîðîä.

Îêàçûâàåòñÿ, ñïåöèàëüíî äëÿ äåòåé âûâåäåí áèãëü. Äà, òîò ñàìûé ìèëûé óøàñòûé çâåðü èç ãðóïïû ãîí÷èõ ñîáàê. Íåò, îí íå îõîòíèê, îí – äëÿ äåòåé.

Êñòàòè, åñëè áèãëÿ â âàøåì ãîðîäå íå ïðîäàþò, òî ñãîäèòñÿ äæåê-ðàññåë. Îí, êîíå÷íî, íå òàêîé ïðèêîëüíûé. È âîîáùå íè â îäíîì ìóëüòèêå åãî íåò, à ïðî áèãëÿ Îççè «Áîëüøîé ñîáà÷èé ïîáåã» ñíÿëè. Íî, â êðàéíåì ñëó÷àå, è äæåê-ðàññåë ñãîäèòñÿ.

Ìîïñ – ïðîñòî îòëè÷íûé ïîäàðîê äëÿ «íàøèõ ìàëåíüêèõ íåïîñåä». Ìàìî÷êè íàçûâàþò åãî…íåóáèâàåìûì. Äà, åñëè ìîïñ óïàäåò ñ äèâàíà èëè ðåáåíî÷åê íå óäåðæèò åãî íà ðó÷êàõ, òî ìîïñó íè÷åãî íå áóäåò. Òî æå ñàìîå êàñàåòñÿ ôðàíöóçñêèõ áóëüäîãîâ. Âû ïðîñòî íå ðîíÿëè ýòèõ ñîáàê, ïîýòîìó íå çíàåòå ïðåäåë èõ ïðî÷íîñòè.

Ëàáðàäîð – âîîáùå áîìáè÷åñêàÿ øòóêà. Îí ìîæåò êàòàòü ðåáåíêà âåðõîì, åãî çèìîé ïðèêîëüíî çàïðÿãàòü â ñàíêè, à åùå îí êëàññíûé îõðàííèê, ïîýòîìó ðåáåíîê ëåò ñ 6 ìîæåò ñ ëàáðàäîðîì ñàì ãóëÿòü áåç ñòðàõà.

Ðóññêèé òîé è ÷èõóàõóà ÷àñòî ëîìàþòñÿ. Èíîãäà ìàìî÷êè ñòàëêèâàþòñÿ ñ âîïðîñîì, êàê çàìåíèòü òîÿ èëè ÷èõóàõóà, êîòîðûé ïîëîìàëñÿ íàñîâñåì, òàê, ÷òîáû ðåáåíîê íå çàìåòèë ïîäìåíû è íå èñïûòàë ñòðåññà. Äåòÿì íåëüçÿ èñïûòûâàòü ñòðåññ, ïîýòîìó ìàìî÷êè íà âñÿêèé ñëó÷àé ìîíèòîðÿò Àâèòî è Þëó, ïðèñìàòðèâàÿ êàíäèäàòîâ íà âîçìîæíóþ çàìåíó ïîäàðêà.

Éîðèêè òîæå íåðåìîíòîïðèãîäíûå. ×àñòî ïîðòÿòñÿ, ÷èíèòü äîðîãî, çàìåíèòü íåïðîñòî – íà Àâèòî íå âñåãäà òî÷íî òàêèå æå áûâàþò. Åùå ó íèõ øåðñòü êîñÿ÷íàÿ. ×åñàòü åå — íå ïåðå÷åñàòü.

Î÷åíü ãîðþþò ìàìî÷êè ïî äëèííîøåðñòíûì ðûæèì êîëëè. Ó íåêîòîðûõ èç íèõ â äåòñòâå áûëè òàêèå ñîáà÷êè. Îíè òîæå êàòàëè ñâîèõ õîçÿåê íà ñïèíå è íà ñàíêàõ è ðîæàëè ïðèêîëüíûõ ìèìèìè-ùåíî÷êîâ, ñ êîòîðûìè ìîæíî áûëî èãðàòü è äàæå íîñèòü èõ â ðþêçàêå â øêîëó. Òåïåðü äëèííîøåðñòíûé êîëëè ñòàë ðåäêîñòüþ è ñòîèò äîðîãî.

Òàêñû òîæå õîðîøè â êà÷åñòâå ïîäàðêîâ. Ïðàâäà, îíè ìíîãî ëàþò è ìåøàþò ñïàòü äåòêàì. Íî åñëè íàäåòü ñîáàêå íà ìîðäó ñïåöèàëüíóþ ðåçèíêó, íó àïòå÷íóþ òàì èëè ïîõîæóþ, òî âïîëíå ìîæíî ñ òàêñîé æèòü.

Ñïàíèåëè — òîæå ñóïåð. Íî ó íèõ îäèí ìèíóñ – óøè ñî âðåìåíåì íà÷èíàþò æóòêî âîíÿòü. Õðåí çíàåò, ïî÷åìó. Íî åñëè ïîìûòü äåòñêèì ìûëîì, òî êàêîå-òî âðåìÿ íå âîíÿþò.

Øïèöû åùå ïîäõîäÿò, îíè ïóøèñòûå, ïðèêîëüíûå, êðàñèâûå è ìàëåíüêèå. Íî çíàêîìûå ãîâîðÿò, ÷òî âîò êóïèëè ðåáåíêó øïèöà, à îí áðàêîâàííûé, êóñàåòñÿ è ðû÷èò. Îíè åãî â äåðåâíþ îòâåçëè è äðóãîãî êóïèëè. Ýòîò òîæå ðû÷èò è êóñàåòñÿ. Íàâåðíîå, èñïîðòèëàñü ïîðîäà. È ïåêèíåñû òîæå òàê ñåáÿ âåäóò, èõ ëó÷øå ìàëåíüêèì äåòÿì íå ïîêóïàòü. Ìîæíî êóïèòü ïîäðîñøåìó ðåáåíêó, ÷òîá ñäà÷è ìîã äàòü.

Читайте также:  Деформация личностного развития ребенка

Äåòÿì î÷åíü êîðãè íðàâÿòñÿ è áîñòîíñêèå òåðüåðû, íî èõ ïîêà íåò äåøåâûõ. Çà ùåíêà ïðîñÿò, êàê çà õîðîøèé òåëåôîí. Âîîáùå îïóïåëè. Çà ïñèíó òàêèå äåíüãè. È êàê ðåáåíêó îáúÿñíèòü, ÷òî ïðîäàâöû æèðóþò çà ñ÷åò ñâîèõ ñîáàê è äàæå îäèíîêîé ìàòåðè ñ òðåìÿ äåòüìè îòêàçûâàþòñÿ ïðîäàòü ùåíêà ïîäåøåâëå – òûñÿ÷è çà òðè.

ß ïî÷èòàëà-ïî÷èòàëà ñîâåòû ïî ïîäáîðó ïîäàðêà è êóïèëà òåëåôîí ïî îòçûâàì íà ßíäåêñ-ìàðêåòå.

Ìíå õîòåëîñü ñïðîñèòü: äåâî÷êè, ìàìî÷êè, êàê âû ñàìè ñåáÿ íàçûâàåòå, ïî÷åìó ïåðåä òåì, êàê êóïèòü ñîñêó, âû ñðàâíèâàåòå ñîñêè Àâåíò è ñîñêè Õýïïè áýáè, ÷èòàåòå îáçîðû è îòçûâû íà âñå âîçìîæíûå ñîñêè? Ïî÷åìó âû íå ïîêóïàåòå êîëÿñêó ïðîñòî çà öâåò? Âû âåäü ñìîòðèòå, ÷òîáû êîëÿñêà óêîìïëåêòîâûâàëàñü äîæäåâèêîì, êîðçèíîé äëÿ ïîêóïîê, ñóìêîé, íàêèäêîé, êîçûðüêîì îò ñîëíöà? Ïî÷åìó âñåãäà áûâàåò ñòîïèöîò îòçûâîâ è êîììåíòàðèåâ â òåìå ïîäãóçíèêîâ? Ïîòîìó ÷òî âû çàáîòèòåñü î çäîðîâüå è áëàãîïîëó÷èè ðåáåíêà. Ýòî õîðîøî, ýòî íîðìàëüíî, òàê è äîëæíî áûòü.

Íî ïî÷åìó âû íå óäîñóæèâàåòåñü õîòü ñêîëüêî-íèáóäü óçíàòü î æèâûõ æèâîòíûõ, êîòîðûõ äàðèòå ñâîèì äåòÿì?

Øïèöû íå ëþáÿò äåòåé. Ïåêèíåñû — òîæå. Ýòî ñâîåíðàâíûå ñîáà÷êè ñî ñëîæíûì õàðàêòåðîì. Îíè ïðèäóò ê âàì ñàìè è òîãäà, êîãäà ñî÷òóò íóæíûì. Îíè íå ñòåñíÿþòñÿ ïîêàçàòü çóáû è ïóñòèòü èõ â õîä. À çóáû ó íèõ îñòðûå, êàê øâåéíûå èãîëêè.

Òàêñû, áèãëè è áîëüøèíñòâî ñïàíèåëåé – îõîòíèêè. Åñëè âàñ íå óâëåêàåò îõîòà (îõîòà íà ñêèäêè â «Äî÷êàõ è ñûíî÷êàõ» íå â ñ÷åò), òî ëèáî íå áåðèòå îõîòíè÷üþ ñîáàêó, ëèáî îáåñïå÷üòå åé ðàçíîîáðàçíóþ íàãðóçêó, åñëè âçÿëè. Ãóëÿòü, èñêàòü ñïðÿòàííîå, áåãàòü, êîïàòüñÿ â òðàâå èëè ëèñòüÿõ. Âàì íåêîãäà, ó âàñ äåòè? Êòî áû ñîìíåâàëñÿ.

Ìîïñû è ôðàíöóçñêèå áóëüäîãè óáèâàåìûå, åùå êàêèå óáèâàåìûå. Îíè ÷åðåç îäíîãî ñåðäå÷íèêè è àñòìàòèêè, ê íèì íóæåí îñîáûé ïîäõîä, óìåðåííûå íàãðóçêè, äèåòà. Èì òðóäíî äûøàòü, êîãäà äåòè ïåëåíàþò èõ è ïåðåâîðà÷èâàþò íà ñïèíó, êàê êóêîë.

Ëàáðàäîðû ñîæðóò âñå âåùè â âàøåì äîìå, åñëè íå áóäóò ãóëÿòü ïîäîëãó è ñ òîé ñêîðîñòüþ, êîòîðàÿ èì íóæíà. Áèãëè è òàêñû, êñòàòè, òîæå. Îòïóñòèòü ðåáåíêà ãóëÿòü ñ ëàáðàäîðîì — ðèñêîâàííî. Àêòèâíûé ëàáðàäîð óòÿíåò ðåáåíêà íà ïîâîäêå äàëåêî îò äîìà èëè âîîáùå âûðâåòñÿ è óáåæèò.

Éîðêè, òîè è ÷èõè ñðàâíèìû ñ õðóñòàëüíûìè èçäåëèÿìè ðó÷íîé ðàáîòû. Îíè íå âûæèâàþò â äåòñêèõ ðó÷îíêàõ, èõ íåëüçÿ ðîíÿòü è îáíèìàòü òàê, êàê ýòî äåëàþò äåòè. Âû æå íå äàäèòå äâóõëåòêå ïîèãðàòü ñ íîâîðîæäåííûì ìëàäåíöåì. Íó à ïî÷åìó ñ ñîáà÷êîé âåñîì ÷óòü áîëüøå êèëîãðàììà åìó èãðàòü ìîæíî?

Êîøêè èìåþò êîãòè è äàæå ïóñêàþò â õîä çóáû, åäâà ðåáåíîê ñäåëàåò èì áîëüíî. Îíè â ïëàíå ñàìîçàùèòû êóäà ìåíåå òåðïåëèâû, ÷åì ñîáàêè. Êîøêó áåñïîëåçíî ëóïèòü ðóêàìè, íîãàìè è òàïêàìè, òûêàòü ìîðäîé, ìî÷èòü õîëîäíîé âîäîé, ïóãàòü ïûëåñîñîì è ôåíîì, çàïèðàòü íà õîëîäíîì áàëêîíå, íå êîðìèòü òðîå ñóòîê. Âñå ýòè ðåêîìåíäîâàííûå âàì äðóãèìè ìàìî÷êàìè ñîâåòû íå ñíèçÿò êîøêèíî ñòðåìëåíèå ê áåçîïàñíîñòè.

Íå íóæåí âàøåìó ðåáåíêó ùåíîê èëè êîòåíîê. Åìó íóæíî ó÷èòüñÿ óâàæàòü ÷óæóþ æèçíü è èãðàòü ñ èãðóøêàìè.

Ìîæåò, çðÿ ÿ âñå ýòî âàì íå íàïèñàëà. Íî âû âñå ðàâíî ìåíÿ íå ïîíÿëè áû. Âåäü áèãëÿ âûâåëè ñïåöèàëüíî äëÿ âàøèõ äåòåé. È äæåê-ðàññåëà — òîæå .

Èñòî÷íèê: Òèïè÷íûé ïëîäèëüùèê

Источник

Родители, занимаясь со своим ребенком, сами того не замечая, используют феномен зоны ближайшего развития (ЗБР). Каждый ребенок самобытен. Саморазвитие дошкольника субъективно и протекает с разной скоростью и степенью продуктивности.

Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Часто родители и педагоги некорректно ставят перед ребенком задачи. Неверно поставленные задачи не позволяют, в силу своей простоты, продвигаться малышу в саморазвитии, а то и вовсе остаются за гранью детского понимания.

Для дальнейшего благополучного развития малыша важно грамотно обозначить зоны актуального и ближайшего развития.

Практическое применение

зона ближайшего развития (ЗБР)

Дети познают мир посредством наблюдения, подражания, присвоения опыта. Этот процесс связан со взаимодействием детей с окружающими их взрослыми и сверстниками, общением с ними, совместной деятельностью. Причем общение и взаимодействие играют значимую роль. Обучение человека успешнее и результативнее происходит в социуме, во взаимодействии с окружающими людьми.

Малыш при знакомстве с новыми понятиями, эмоциями, социальной ролью ничего не знает о них. Из этого следует, что все новое в жизни ребенка превалирует над уже имеющимися знаниями, умениями и возможностями. Этот путь от знакомого к незнакомому, от привычного к неизведанному малыш не в силах преодолеть в одиночку.

Сопоставление зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций, которые также зависят от взаимодействия с окружающими. Первостепенно они представляют собой нечто внешнее в отношении человека, однако впоследствии перетекают на уровень процессов, и человек использует их так, словно эти свойства – врожденные. Изначально психический процесс относится к зоне ближайшего развития, в дальнейшем – переходит в зону актуального саморазвития.

Лев Семенович Выготский - Мышление и речь

Понятие «зона ближайшего развития» в начале 30-х годов ХХ века ввел советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский. В книге «Мышление и речь» он отмечал:

«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают напрямую, а представляют собой два процесса, которые находятся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребенка от дрессуры животных.»

Если говорить другими словами, считается нормой, когда психические процессы малыша идут всегда на шаг позади получаемых знаний. Дистанция между зонами актуального и ближайшего развития имеет важную значимость, которая влияет на развитие дошкольника. Без нее умственные процессы, которые проходят стадию формирования, с легкостью могут остаться в состоянии неиспользованного внутреннего потенциала.

Зона актуального развития – способность работать самостоятельно

зона ближнего развития

Согласно теории Л.С. Выготского, развитие малыша имеет двустороннюю направленность. Ребенок уже приобрел некоторые знания. Основываясь на них, попросите дошкольника выполнить новое поручение, и малыш самостоятельно выполнит его.

Зона актуального развития – это совокупность знаний и умений, которые существуют в настоящее время. Проще говоря, все то, с чем дошкольник благополучно справляется самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Данное определение впервые ввел сам исследователь, оно актуально и по сегодняшний день.

Главные принципы зоны актуального развития:

  • успешное усвоение ребенком полученной информации;
  • возможность малыша без участия взрослых выполнять задания в пределах актуального саморазвития;
  • самостоятельное решение поставленных задач.

Малыш знаком с базовыми геометрическими фигурами и цветами. Он с легкостью укажет на зеленый кубик или желтый шарик. По просьбе взрослого положить голубые мячики в одну корзину, а белые – в другую, ребенок с легкостью справится с поставленной задачей без посторонней помощи. В случае, если малышу известны только лишь цвета, а с формой он абсолютно не знаком, в корзине окажутся голубые мячики, кубики, конусы. До тех пор, пока знание геометрических фигур не находится в зоне актуального развития, дошкольник не в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. В дальнейшем поставленную задачу можно усложнить. Необходимо попросить ребенка сложить в корзину красные и зеленые предметы, а в угол отложить конусы и кольца.

Читайте также:  Влияние семьи на развитие личности ребенка дипломная работа

Вначале такие занятия будут способствовать закреплению приобретенных знаний, но не более того. Со временем малышу наскучит однообразие поставленных задач и у него возникнет желание в совершенствовании своих умений, познании нового. Для дальнейшего развития целесообразно перейти к следующему этапу, где вновь понадобится помощь наставника.

Зона ближайшего развития в представлении Л.С. Выготского

педагог Л.С. Выготский
Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач. Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Л.С. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) – это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в готовности мозга к определенной деятельности. Однако без посторонней помощи достигнуть результатов не представляется возможным.

Выделение двух зон в развитии дошкольника по Выготскому было сродни революции в педагогической науке. Изначально для выявления уровня обучаемости в расчет брались лишь те навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такое диагностирование не являлось полноценным. Для полной картины необходимо было определение дальнейших перспектив. Выдвинутая еще в 20 веке теория не утратила своей актуальности до настоящих дней.

Позиции общения

Из ранее изложенного следует, что дошкольник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей малыша. Это является показателем зоны его ближайшего развития.

К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи. Указанные примеры являются свидетельством существования различных по величине зон ближайшего развития.
Выделяют 5 позиций общения:

  1. Независимая позиция – наставник незначительно содействует дошкольнику либо начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
  2. Позиция «на равных» – наставник взаимодействует одновременно с ребенком, не находясь с ним в паре. Главная цель этой позиции – соревнование.
  3. Позиция «снизу» — наставник содействует дошкольнику посредством наводящих вопросов, подсказок, стимулирует активность сознательными ошибками.
  4. Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, поясняет материал, указывает на способы и ход решения поставленной задачи.
  5. Позиция «мы» — наставник и дошкольник совместно выполняют задание.

Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка. В случае, если малыш не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.

Использование теории зон развития

Теория зоны ближайшего развития Л.С. Выготского с практической точки зрения характеризуется следующим образом: действия, выполняемые ребенком с помощью взрослого, являются залогом его взросления в ближайшем будущем. И чем обширнее спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала малыша.

Подобный симбиоз затрагивает все области саморазвития малыша. Родители, при выборе игр и заданий, должны основываться на интересах и предпочтениях своего ребенка, корректировать уровень сложности предоставляемого материала. Они должны строить свою линию поведения не с позиции строгого наставника, а с позиции помощника, сотрудника. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции.

Рассмотрим пример. Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово.  Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв. Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их. Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми

При проведении занятий стоит учитывать обе зоны развития. Целесообразно поинтересоваться программой, используемой в дошкольных учебных учреждениях и, опираясь на нее, строить свои занятия. Начинать урок нужно с повторения пройденного материала. Не стоит ругать и торопить ребенка, если у него возникают сложности с выполнением задания. Часто запоминание происходит неравномерно: вначале ребенок долго не может понять предложенный материал, затем резкий прорыв. Обучение должно проходить в соответствующем ритме.

Важное значение при занятиях с детьми играет похвала: покажите ребенку, как вы гордитесь его успехами. Умственная деятельность нуждается в тренировке. Дошкольника необходимо мотивировать к формированию новых навыков. В противном случае его саморазвитие остановится в пределах актуального. Однако не стоит завышать планку, предлагая более сложные задания, так как это может спровоцировать нервные расстройства и психические заболевания. Существует риск, что у ребенка пропадет интерес к получению новых знаний и самому процессу учебы.

Полезные советы для родителей

советы для родителей ЗБР

Нижеприведенные рекомендации помогут вам повлиять на изменения в зоне ближайшего развития ребенка.

  1. Определите уровень сформированности и размер зоны ближайшего развития ребенка.
  2. Расширяйте зону ближайшего развития до момента перехода приобретенных навыков и знаний в зону актуального развития.
  3. Будьте заинтересованы в процессе общения с малышом.
  4. В качестве обучающего может выступать даже другой ребенок, при условии, что знания учителя превышают уровень знаний обучаемого.
  5. Следует помнить, что эффект от обучения максимален, если оно совпало зоной ближайшего развития.
  6. Для формирования у детей самостоятельности не следует помогать выполнять те действия, которые входят в их зону актуального развития.
  7. Каждый ребенок развивается согласно личному темпу. Не сравнивайте детей со сверстниками, старайтесь делать акцент на качество усвоенных знаний.

Заключение

В заключении стоит отметить, что человек независимо от возраста сталкивается с «сопротивлением материалу». Новый материал, на первый взгляд, кажется сложным, нелогичным, трудно запоминаемым. Однако на протяжении периода обучения все трудности остаются позади. После человек недоумевает, почему материал ранее был не понятен. Вывод: произошло устранение сопротивления. Ребенку в период научения намного сложнее, чем взрослому. У детей еще не сформировано «умение учиться». Только родители способны помочь своему чаду справиться с этими трудностями!

Источник