Значение сенсорной информации для развития ребенка

Значение сенсорной информации для развития ребенка thumbnail

Надежда Омарханова
Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о форме, цвете, величине предметов, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста во все времена было важнейшим условием для полноценного развития ребенка.Уже с самого рождения малыш активно воспринимает окружающий мир: он слышит, видит, ощущает. К двухлетнему возрасту его мозг достаточно развит и готов к восприятию таких сложных понятий как форма, цвет, величина, пространственные отношения.

Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – выслушиванию, осматриванию, ощупыванию. Поэтому очень важно, чтобы малыши не испытывали «сенсорного голода», а жизнь у них была разнообразной и богатой впечатлениями. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно.

Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте.

Основная важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться различные представления. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление сенсорного опыта.Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

*цвет: белый, черный и все цвета спектра;

*форма: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

*величина: большой, средний, маленький, такой же (одинаковый);

*звуки: звучание различных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости.

Не стоит при этом забывать о других признаках предметов – вес, фактура, температура, время, вкус и запах.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие,применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Сенсорное развитие осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где происходит целостное восприятие различных явлений и предметов окружающего мира.

В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм, цветовых тонов. Сенсорное воспитание должно помочь формированию у детей обобщенных способов обследования веществ, в процессе которого происходит сопоставление их особенностей с общественно выработанными системами сенсорных эталонов, таких как общепринятая «звуковысотная» шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, система геометрических форм и т. д. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Сенсорные действия формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требует продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. Адекватными дошкольному возрасту продуктивными деятельностями являются изобразительная (лепка, рисование, аппликация) и конструктивная. В процессе изобразительной и конструктивной деятельности формируется зрительное, тактильное и двигательное восприятие ребенка. Чрезвычайно важна также деятельность по овладению речью, в процессе которой формируется фонематический слух ребенка, расширение словарного запаса.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Источник

Государственное автономное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение Свердловской области

«Белоярский многопрофильный техникум»

Контрольная работа

Дисциплина:«Возрастная анатомия , физиология человека»

Тема «Значение сенсорной информации в развитии ребенка»

По специальности: « Воспитатель дошкольного образования »

Курс: 1-ый Группа: ВЗ -9

Выполнил: Барахвостова К.О

Проверил: Букатина.А.В

Белоярский

Содержание

Введение……………………………………………………..………..…..…3

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста………….…..4

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно……………….4

Значимость сенсорных ощущений для человека……………………..….5

Сенсорные эталоны…………………………………………………..……5

Развитие зрительного восприятия…………………………………………6

Развитие слухового восприятия…………………………………………..11

Развитие осязания…………………………………………………………12

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире

Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – выслушиванию, осматриванию, ощупыванию. Поэтому очень важно, чтобы малыши не испытывали «сенсорного голода», а жизнь у них была разнообразной и богатой впечатлениями. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно.Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование

Читайте также:  Возрастные периоды физиологического развития ребенка

представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые,

осязательные, обонятельные, вкусовые

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития

— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

— является основой для развития воображения;

— развивает внимание;

— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Значимость сенсорных ощущений для человека

Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека.

Невозможно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения.

С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т. д.

Слух (аудиоощущения) также очень важен для человека. С его помощью человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку и т. д.

Жизнь без зрения или слуха делает человека инвалидом, потому что он не может вести полноценную жизнь.

Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным).

В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др.

Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания.

В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

                                 Значение  сенсорного  развития дошкольника.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном  детстве  имеет большое значение. Этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, и др.) считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное  восприятие  необходимо , для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности .С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В детском саду ребенок обучается лепке, конструированию, рисованию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

  • На первом году жизни , обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур.  С формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования         предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
  •  В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, различать форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Источник

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его
восприятия и формирование представлений о
внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также
запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития
в раннем и дошкольном детстве переоценить
трудно. Именно этот возраст большинством
исследователей считается наиболее
благоприятным для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире. Выдающиеся
зарубежные ученые в области дошкольной
педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли),
а также известные представители отечественной
дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева,
А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А.
Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Вен-гер и др.)
справедливо считали, что сенсорное развитие,
направленное на обеспечение полноценного
интеллектуального развития, является одной из
основных сторон дошкольного воспитания.

Читайте также:  Особенности развития игры ребенка дошкольного возраста

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет
фундамент общего умственного развития ребенка, с
другой стороны, имеет самостоятельное значение,
так как полноценное восприятие необходимо и для
успешного обучения ребенка в детском саду, в
школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего
мира начинается познание. Все другие формы
познания — запоминание, мышление, воображение —
строятся на основе образов восприятия, являются
результатом их переработки. Поэтому нормальное
интеллектуальное развитие невозможно без опоры
на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию,
лепке, конструированию, знакомится с явлениями
природы, начинает осваивать основы математики и
грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех
этих областях требует постоянного внимания к
внешним и внутренним свойствам предметов. Так,
для того чтобы получить в рисунке сходство с
изображаемым предметом, ребенок должен
достаточно точно уловить особенности его формы,
цвета, материала. Конструирование требует
тщательного исследования формы предмета
(образца), его структуры и строения. Ребенок
выясняет взаимоотношение частей в пространстве
и соотносит свойства образца со свойствами
имеющегося материала. Без постоянной
ориентировки во внешних свойствах предметов
невозможно получить объективные представления о
явлениях живой и неживой природы, в частности об
их сезонных изменениях. Формирование
элементарных математических представлений
предполагает знакомство с геометрическими
формами и их разновидностями, сравнение объектов
по величине. При усвоении грамоты огромную роль
играет фонематический слух — точное
дифференцирование речевых звуков — и зрительное
восприятие начертания букв. Эти примеры легко
можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и
сложный процесс, не ограничивающийся рамками
дошкольного детства и имеющий свою предысторию.
Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит
научиться правильно называть то или иное
свойство объекта. Необходимо иметь четкие
представления о разновидностях каждого свойства
и, главное, уметь пользоваться такими
представлениями для анализа и выделения свойств
самых разнообразных предметов в самых различных
ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных
эталонов — это адекватное использование их в
качестве “единиц измерения” при оценке свойств
веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием
стоят свои задачи, формируется определенное
звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в
сенсорном развитии и воспитании детей от
рождения до 6 лет.

  • На первом году жизни это обогащение ребенка
    впечатлениями. Следует создать для малыша
    условия, чтобы он мог следить за движущимися
    яркими игрушками, хватать предметы разной формы
    и величины.
  • На втором-третьем году жизни дети должны
    научиться выделять цвет, форму и величину как
    особые признаки предметов, накапливать
    представления об основных разновидностях цвета
    и формы и об отношении между двумя предметами по
    величине.
  • Начиная, с четвертого года жизни у детей
    формируют сенсорные эталоны: устойчивые,
    закрепленные в речи представления о цветах,
    геометрических фигурах и отношениях по величине
    между несколькими предметами. Позднее следует
    знакомить с оттенками цвета, с вариантами
    геометрических фигур и с отношениями по
    величине, возникающими между элементами ряда,
    состоящего из большего количества предметов.
  • Одновременно с формированием эталонов
    необходимо учить детей способам обследования
    предметов: их группировке по цвету и форме вокруг
    образцов-эталонов, последовательному осмотру и
    описанию формы, выполнению все более сложных
    глазомерных действий.
  • Наконец, в качестве особой задачи выступает
    необходимость развивать у детей аналитическое
    восприятие: умение разбираться в сочетаниях
    цветов, расчленять форму предметов, выделять
    отдельные измерения величины.

На основе этих задач мною разработана система
игр-занятий для детей 3-4 лет. В основу положены
комплексные занятия из книги М.В. Ильиной
“Чувствуем – познаём – размышляем”.

Общая структура занятий включает следующие
этапы:

I. Организационный момент.

II. Работа по теме занятия.

III. Физпауза.

IV. Закрепление темы.

V. Дыхательная, голосовая или психогимнастика.

VI. Изобразительная творческая деятельность.

VII. Итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся
дополнительные: задания на развитие различных
познавательных процессов, мимические
упражнения, имитация движений и действий,
отгадывание загадок и т.д.

В качестве образца предлагаю одно занятие.

ЗАНЯТИЕ

Тема: Осязание. Мокрое или сухое

Цели:

1. Учить на основе сравнения и практических
тренировок различать и изображать различные
осязательные ощущения человека (ощущения
сухости и влажности

2. Учить определять название различных
влажностных свойств материала, устанавливать
отношения между предметом или веществом и
ощущением сухости или влажности предмета.

3. Работать над умением определять название
мокрого или сухого, опираясь на тактильные
ощущения, то есть развивать осязательное
восприятие.

4. Формировать умение понимать учебную задачу и
точно ее выполнять.

5. Учить точно выполнять инструкции
воспитателя, повторять движения за взрослым,
развивать общую моторику.

6. Развивать наблюдательность, мелкую моторику
рук, умение работать с красками, прививать
нравственно-эстетические качества.

Материалы к занятию:

1. Демонстрационный: тазы с теплой водой для
стирки кукольной одежды, мыло, веревки для
просушки белья, прищепки, наборы игрушечной
посуды, образец композиции “Кружка для чая”,
вырезанной из картона и разукрашенной красками
(гуашь).

2. Раздаточный: мокрые и сухие салфетки для
каждого ребенка, несколько предметов кукольной
одежды для стирки каждому ребенку, материалы для
изготовления композиции “Кружка для чая” для
каждого ребенка: силуэты кружек, вырезанные из
картона, гуашевая краска четырех основных
цветов.

Ход занятия

I. Организационный момент

Игра на развитие речевого слуха “Лягушки”

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру
“Лягушки”. Детям нужно встать в круг, затем
педагог вместе с детьми читает стихотворение:

Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Увидали комара,
Закричали: “Ква-ква-ква!”

Дети изображают прыгающих лягушек. После этого
педагог предлагает одному из детей встать в круг,
закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это
время один из детей, стоящих по кругу, произносит:
“Ква-ква-ква!” Ребенок, стоящий в круге, называет
имя того, кто только что заквакал.

Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые
охотятся за комарами. Они притаились и замерли.
Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте,
что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что
будете делать? (Я бережно посажу ее на травку.)
Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке
и посадите на травку. А теперь скажите, какая
лягушка: сухая или мокрая? Почему она мокрая?
(Потому что она живет в воде или возле воды.) А
какими станут руки после того, как вы отпустите
лягушку? (Тоже мокрыми.) Что нужно сделать, чтобы
руки стали сухими? (Посушить их на солнце,
вытереть полотенцем.)

Читайте также:  Центр гармоничного развития ребенка личность

II. Знакомство с понятиями “мокрое” и “сухое”

Раздайте детям небольшие угощения (фрукты,
ягоды, печенья, конфеты). После того как дети
закончат есть, предложите им мокрые салфетки,
чтобы они вытерли лицо:

— Вы немного испачкались, когда кушали конфеты.
Вот мокрые салфетки. Вытрите личики.

Потом дайте сухие салфетки, чтобы они вытерли
лица насухо. После еды всегда старайтесь давать
детям по две салфетки — мокрые и сухие. Просите
ребятишек взять мокрую и вытереть ею себе лицо,
затем другой салфеткой вытереться насухо.

III. Упражнение “Стирка белья”

Для этого упражнения понадобится таз с водой,
мыло и различная кукольная одежда, а также
веревки для просушки белья и прищепки. Соберите
кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми
(стирка для них, естественно, будет чисто
символической, в данном случае не ставится цель
научить детей стирать). Конечно, для детей это
будет самая настоящая стирка со всеми присущими
ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми
будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед
стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас:
мокрое или сухое. Во время стирки, положив
кукольную одежду в таз, снова опрашиваем, какое
теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое
белье. Потом дети снимают просушенное белье.
Поговорите с детьми о том, как можно просушить
белье (повесить на веревку, положить в сушилку и
т.д.).

— Какое теперь стало белье? (Сухое.) Как мы это
сделали?

(Высушили его.)

IV. Физкультминутка

“Стойкий оловянный солдатик”

Воспитатель читает стихотворение, показывая
движения, а дети повторяют за ним эти движения.

На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри, не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

V. Игра “Купание куклы”

Игре предшествует вводная беседа для усвоения
понятий “живой — неживой”.

Выставляется кукла. Воспитатель спрашивает:

— Чем отличается кукла Маша от наших девочек?
(Она неживая, она — кукла, игрушка.) Оля, ты кто?
(Девочка.) Ваня, а ты кто? (Мальчик.) Все вы дети. Вы,
я, мамы, папы, дяди тети, бабушки и дедушки — все
мы живые люди.

Выставляются картинки с изображением животных.

— Это — живые существа. Если мы не знаем
названия животного, тогда спрашиваем: “Кто это?”
Что общего у всех живых существ? (Они двигаются,
дышат, они могут слышать, видеть, чувствовать
холод и тепло.) А теперь посмотрите, сколько
вокруг нас предметов. Они стоят, сами не
двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это —
неживые предметы. Об этих предметах мы
спрашиваем: “Что это?” Попробуйте, назовите все
неживые предметы, которые есть в этой комнате. А
теперь назовите всех живых существ.

Куклы тоже неживые, но, когда мы играем с ними,
они становятся для нас дочками, сыночками, то
есть как бы оживают, и с ними мы делаем то, что
мамы делают со своими детьми. Сегодня мы будем
купать кукол, как будто они наши дети, как будто
они живые.

Дайте малышам тазики с водой, полотенца и куклы,
которые они могли бы купать, а потом вытирать.
Подчеркивайте (слово “мокрый”, когда ребятишки
играют с водой, и слово “сухой”, когда они
вытирают кукол. Можно также дать ребятишкам
тарелочки или блюдца, которые надо ополоснуть, а
потом вытереть.

VI. Дыхательная гимнастика

“Ходьба”

Педагог читает текст, дети выполняют
соответствующие движения и проговаривают
отдельные звуки, слоги.

Мы проверили осанку, — дети становятся прямо,
ноги вместе, голова немного поднята.

И свели лопатки, — дети отводят плечи назад.

Мы ходим на носках, — дети идут на цыпочках.

Мы идем на пятках, — идут на пятках.

Мы идем, как все ребята, — шагают маршеобразно.

И как мишка косолапый, — идут размашисто,
вразвалку

Возможен другой вариант этой игры. Все
проводится, как и в первом варианте, движения
сопровождаются проговариванием слогов “ах”,
“ох”, “ух” в такт шагов.

Воспитатель читает следующее стихотворение:

Как косолапый мишка,
Пойдем мы все потише,
Потом пойдем на пятках,
А после на носках.
Потом быстрее мы пойдем (“Ох, ох, ох”)
И после к бегу перейдем.

Малыши бегут, затем останавливаются, произнося:
“Ухх”, м чуть позже они произносят: “Ах!”

VII. Рисование красками. Композиция “Кружка для
чая”

Для рисования нужно приготовить для каждого
ребенка гуашевые краски четырех цветов,
разведенные до состояния жидкой сметаны, силуэты
кружек, вырезанные из картона (можно разного
цвета, но желательно, чтобы они были светлых
пастельных оттенков), и мокрые салфетки для
вытирания рук. Для воспитателя также нужны
гуашевые краски, силуэт кружки, салфетка и
готовый образец уже украшенной кружки.

Педагог объявляет детям, что сейчас они будут
учиться украшать кружку для чая. Воспитатель
сначала показывает силуэт, который еще не
раскрашен, а потом — готовый образец.

— Для того чтобы украсить кружку вот такими
горошками, ним не понадобятся кисточки.
Отгадайте, чем мы будем рисовать горошки?
Правильно, мы их сделаем с помощью наших рук, и
точнее, с помощью пальчиков: пальчики нужно будет
окунуть и краску, которая вам больше понравится.
Вот так (взрослый окунает указательный палец в
жидкую гуашь и ставит отпечаток на силуэте
кружки). И так несколько раз. Можно украсить
кружку горошком разного цвета. Тогда, поставив
отпечатки одного цвета, нужно вытереть палец,
которым мы рисовали, мокрой салфеткой, чтобы он
стал чистым, и только после этого окунуть палец в
краску другого цвета и продолжать рисовать
горошки на этой же кружке.

После того как педагог расскажет и
продемонстрирует все этапы украшения кружки,
дети приступают к работе. В этой работе обычно
помощь воспитателя не требуется, разве только в
том, чтобы вовремя вытереть детям руки. На тот
случай, когда кто-то из детей захочет украсить
еще одну или две кружки, нужно приготовить
несколько запасных шаблонов кружек, которые
можно предложить таким плодовитым художникам. По
завершении работы все работы нужно просушить и
устроить выставку кружек для чая.

Образец готовой кружки представлен на рисунке
1.

Рис. 1

VIII. Итог занятия

— Что вы запомнили? Что вам понравилось?

Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии,
рассказывают, чему они научились, что им особенно
понравилось, какие ощущения они запомнили.

Когда ребенок идет мыть руки, спросите его,
какие у него сейчас руки, а какие они станут
потом. Старайтесь, чтобы малыш употреблял в речи
слова “сухой” и “мокрый”.

Источник