Особенности развития игры ребенка дошкольного возраста

Особенности развития игры ребенка дошкольного возраста thumbnail

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте является игра. Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по — своему полезны детям. 
Сюжетно-ролевые игры
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
Поощрять расширение выбора тем для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.
Развивать умение согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению возникающих устойчивых детских игровых объединений. 
Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.
Закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности (участие взрослого, изменение атрибутики или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.
Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; применять конструктивные умения.
Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
Подвижные игры
Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми.
Воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.

Театрализованные игры
Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.
Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще -никем не раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем.
Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.
Развивать умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. Развивать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли.
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
Дидактические игры
Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека. Закреплять умение выполнять правила игры.
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.).
Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.
Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Дети подготовительной группы более развиты. Знают содержание многих игр и имеют опыт их проведения, сами определяют, кому начинать игру, устанавливают очередность, оценивают результат. Их радует не только процесс игры и выполнение поставленной дидактической задачи, но и само преодоление трудностей.
Самостоятельные дидактические игры положительно влияют на формирование правильных взаимоотношений между детьми. Они проявляют интерес к ходу игры, строго следят за выполнением правил играющими, дают совет, высказывают оценочные суждения.
Особенно эти моменты проявляются в играх, связанных С соревнованием. Благодаря возросшей у детей этого возраста самостоятельности в решении дидактической задачи и выполнении правил в играх повышается интерес к соревнованию и выигрышу. Эти качества особенно характерны для детей, у которых накоплен опыт дидактических игр. Если же дети поступили в детский сад сразу в старшую или подготовительную группы и еще не знают товарищей по группе, то в части, касающейся коллективных игр, они мало отличаются от детей младшего возраста. Поэтому их целесообразно выделить в отдельную группку и воспитателю самому играть с ними, обучая их умению играть с игрушкой, выполнять правила игры.
Зная, что самостоятельная дидактическая игра является хорошей школой развития мышления ребенка, воспитатель заранее продумывает подготовку и целесообразную расстановку игрушек и игр.
Большую ценность в умственном воспитании детей этого возраста представляют словесные игры (народные загадки, молчанка, запретное слово). Эти игры возбуждают умственную активность.
Если в младшем и среднем дошкольном возрасте воспитатель сам принимает участие в игре и помогает детям, то в старшем возрасте при самостоятельных дидактических играх не следует чрезмерно опекать детей, а необходимо стремиться всей системой воспитательной работы развивать у них самостоятельность, формировать усидчивость, умение тормозить свои чувства и желание подчиняться правилам игры.
Самостоятельные дидактические игры приучают детей к более быстрому темпу умственной деятельности. Игры типа «Что вам нужно» помогают лучше усвоить, какие учебные принадлежности нужны ученику 1-го класса, как их лучше хранить, как можно быстро вынуть нужные учебные пособия, готовясь к уроку математики или русского языка и т. д.
Игры типа «Расскажи», «Кто больше», «Наоборот» и др. заставляют детей думать, требуют умозаключений, сосредоточенности, выдержки, внимания и установления логических связей.
Ценность дидактических игр всецело зависит от того, как воспитатель сумеет подобрать необходимые игрушки и материалы, выделить время, помочь правильно направить детей на выполнение правил и дидактической задачи, создать эмоциональную обстановку вокруг игры. В таких играх, как «Поймай мяч», «Кольцеброс», «Бильбоке», воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, дисциплинированность. Развивается координация движений кисти и пальцев рук. Четкий зрительный контроль за этими движениями создает предпосылки для подготовки детей к овладению письмом.
Таким образом, исходя из изложенного можно сделать выводы, что самостоятельные дидактические игры детей тесно связаны с программой воспитания в детском саду;
характер и содержание игр исходит из пройденного учебного материала и отвечает требованиям четко определенной дидактической задачи;
игры в младших и средних группах должны проходить под непосредственным руководством воспитателя, в старших и подготовительных — под наблюдением;
для этих игр необходимо подобрать, удобно разместить игровой материал и настолько-печатные игры.

Читайте также:  Картинки про развитие ребенка

Смысл игры детей разных групп меняется: для младших он в действиях того лица, роль которого выполняет ребенок, для среднего — в отношениях этого лица к другим людям, для старших — в отражении типичных отношений взрослых. Так, если в младшей группе в бытовых играх жизнь семьи или детского сада отражается эпизодично, действия непоследовательны, однообразны, то в средней группе уже отмечается цельность сюжета, взаимосвязанность, длительность игры увеличивается. Малыши приступают к игре ситуативно, без какого-то предварительного плана, хотя некоторые исследователи отмечают наличие «сговора» уже у детей четвертого года жизни. Старшие дети обсуждают замысел игры, подбирают, а иногда готовят самостоятельно материал к играм. Наблюдается заблаговременное коллективное планирование игры: выбор темы, распределение ролей, выработка и обсуждение правил игры, изготовление атрибутов. Эта особенность дает возможность воспитателю направлять ход игры, развивать ее, подчиняя игровую деятельность целенаправленному формированию нужных качеств коллектива в целом или отдельно взятого ребенка. В творческой сюжетно-ролевой игре старших дошкольников, правила которой составлены самими детьми, вырабатывается самоконтроль.

Дошкольный возраст — один из важнейших этапов в формировании и развитии индивидуальных и коллективных игровых интересов детей. Под игровым интересом мы понимаем сложное психическое образование, которое воспринимаем одновременно и как особое непосредственное эмоционально-познавательное отношение к игре или игрушке; и как стремление выразить познанное в деятельности; как потребность ребенка заниматься именно данной деятельностью, которая обеспечивает соучастие в жизни взрослого, удовлетворяет потребность в общении, приносит радость созидания, творчества.

Источник

Елена Силина
Развитие игровой деятельности дошкольника.

«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста,

выше своего обычного повседневного поведения,

он в игре как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над

уровнем своего обычного поведения»

Л. С. Выготский

1) Общая характеристика игры дошкольника.

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в основном характеризующийся воспроизводством в специфической форме действий и отношений взрослых.

Читайте также:  Развитие кисты яичника у ребенка

Игра имеет социальную природу. Она не только впитывает в детей знания об окружающей социальной действительности, но поднимает их на более высокий уровень, придает более сознательный характер.

Ролевая игра – форма моделирования детьми отношений взрослых, т. е. воссоздания их в новой материальной форме, их выделения. В этой форме игру можно назвать арифметикой социальных отношений. Ролевая игра является важнейшим источником социального сознания ребенка. Как сказал Л. С. Выготский: «В игре становиться человек». В игре определяются психологические компоненты игры.

Мотив – побуждение к действию, созданное с удовлетворением определенных потребностей. Это может быть в раннем возрасте попавшаяся на глаза ребенку игрушка, вызвавшая желание играть, в более старшем возрасте это может быть впечатление от услышанного рассказа или увиденного чего-то нового.

Цель — объект, на который направленно действие, представление результата действия. Для малыша как таковой цели игры не существует. Для детей более старшего возраста это может быть результат какого-то действия (постройка, рисунок и т. д.).

Способы – достижения ребенком в игре желаемых результатов, действия с предметами, изображая или воображая себе что-то, воспроизводя действия изображаемого героя в игре.

Основные виды игр.

Подражательно-процессуальные – свойственны детям младшего возраста. Представляют собой изображение действия с предметом (чашка-пить, коляска – возить куклу, подражание действиям взрослого (папа-чинит, мама – кормит).

Сюжетно- ролевые игры – ребенок в такой игре берет роль, соответствующую сюжету игры (свойственны детям всех возрастов, кроме раннего возраста) с различными преобладаниями в разном возрасте тех или иных компонентов (роли, сюжета, правилами).

Дидактические игры – эти игры предлагает воспитатель и играет ребенок вместе со взрослым.

Подвижные игры – спортивные игры, упражнения. Для малышей простой сюжет («У медведя во бору», «Волк и заяц») у старших детей – игры с более выраженными правилами.

2)Особенности игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Формы игровой деятельности усваиваются ребенком под руководством взрослого. Игрой дошкольника, тем более младшего, нужно руководить. А еще раньше малыша нужно научить играть, иначе, окруженный лишь уходом со стороны взрослых и игрушками, при дефиците общения со взрослым у ребенка не развивается игровая деятельность а, следовательно, это влияет на психическое развитие. В раннем возрасте требуется, чтобы дети играли под непосредственным воздействием взрослого. Их надо научить игре с предметами, давать новые варианты игры, заменять варианты игр, заменять предмет, когда игра с ним исчерпывается, развивать игру в присутствии ребенка, словом, организовывать индивидуальное поведение детей. Роль взрослого меняется, когда в детской сфере возникает зачатки самодеятельной жизни, у детей появляется потребность во взаимодействии. Дети сами группируются, составляя организованную часть детского общества, они организовывают других детей.

В них появляются сначала игры с развернутой игровой ситуацией и скрытыми в ней правилом, а потом игры со свернутой игровой ситуацией и с открытым правилом. Это более старший возраст. Здесь задача педагога в том, чтобы не задержать детей на уже пройденных стадиях, а содействовать.

Обратимся к статье Ф. Н. Фрадкиной «Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства». Малышу необходимо помочь развивать сюжет игры – самостоятельное развитие сюжета. В начале развития игры это может быть элементарное действие с одним предметом, повторяющееся много раз. Меняется объект действия, но действие остается тем же. Следующая ступень – ряд элементарных действий, не связанных между собой, которые, когда-либо раньше производились. Те же предметы, с которыми прочно связано действие, вытекающие из их общественной функции, наталкивают ребенка каждый раз при своем появлении на повторное воспроизведение именно этого действия в игре. Предмет однозначно определяет использование его в игре. Увидя игрушку-посуду малыш играет «в еду», а не в наливание пищи и не в мытье посуды; увидя ванночку – в купание куклы, а не в наливание воды и вытирание.

Дальнейшее развитие происходит, когда взрослый включает постепенно в игру несколько предметов: ребенок уложил куклу спать, взрослый подает ему посуду: «Буди куклу, пои ее чаем». Потом подает кукольную одежду: «Кукле пора идти гулять» и т. д.

Читайте также:  Курсовая работа на тему развитие личности ребенка

К самому концу раннего детства можно наблюдать цепочку действий, отражающие жизнь. Кукла – главный «заместитель» человека в игре; стоит в центре всех действий производимых ребенком. Сюжет теперь определяется логикой жизни человека.

Игра в раннем детстве, в центре которой стоит овладение предметом и способами действий с ним, сменяется игрой дошкольника, в центре которой – человек и его отношение к предметам. Для правильного руководства игрой дошкольника важно знать и продолжительность игр в разном возрасте. Так, в раннем возрасте игры продолжаются 3-6 минут, это связанно с неустойчивостью внимания в этом возрасте. В младшем возрасте игры продолжаются 10-15 минут. В среднем дошкольном возрасте продолжительность игр составляет уже 30-35 минут, а старшие дошкольники могут играть часами, даже иногда переносить игру на следующий день. Со временем меняется и тематика игр. В младшем возрасте тема игры соотноситься предметом, который ребенок играет. Это в основном постройки, в сюжетных играх преобладает бытовой сюжет. В этих играх почти нет правил, идет изображение конкретного взрослого. В среднем возрасте появляется много сюжетов на бытовые и производственные темы. Действия с предметом развернуты (девочки могут не кормить кукол обедом, который долго готовиться, т. к главное –действие). Дети начинают играть вместе, а не рядом. От внешних действий переходят к воспроизведению отношений. В играх появляются правила. В старшем дошкольном возрасте игра носит коллективный характер. Игровые действия сведены до минимума или условлены, большее значение имеет речь и взаимоотношения. Основным является выполнение правил игры.

3) Значение игровой деятельности для психического развития детей.

Раскрытие психологической природы игры детской дошкольной заключается в том, что бы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов – мышление, воображение, восприятие, память, воля. Игра является наиболее свободной деятельностью ребенка.

Д. Б. Эльконин поделил игры (по развитию) на 4 группы:

1) подражательно процессуальные

2) драматические (по определенному сюжету)

3) игры по сюжету с несложными правилами

4) игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры

Значение игры.

З. М. Истомина, исследуя процесс возникновения произвольной памяти в процессе игры, показали, что в ходе игры создаются благоприятные условия для запоминания и припоминания самостоятельно чего-либо, т. е. возникают предпосылки для развития процессов произвольного запоминания.

Для примера возьмем игру «Чье это место?»

Здесь ребенок должен запомнить места расположения предметов, соотнести их с изображением на магнитной доске. Или сориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты. Пример произвольного запоминания и развития логического мышления.

Существует связь между уровнем развития личности ребенка и уровнем развития игры. Каждому возрастному периоду соответствует определенный вид ведущей деятельности и определенные психологические новообразования – смена этих видов деятельности и новообразований характеризует общую направленность психологического развития ребенка.

Игра имеет значение не только для тех психологических процессов, которые в нее непосредственно вложены (воображение, мышление, но и те, что могут быть связанны с ней косвенно (память). Игра затрагивает наиболее существенные стороны психологического развития сознания. Воля воспитывается у детей через подчинение правилам игры. Подчинение правилам проводиться через сюжет или роль. Внутри роли заключается правило поведения. Свобода ребенка в игре есть свобода лишь в пределах взятой на себя роли. Ограничение своих непосредственных побуждений, подчинение взятым на себя обязанностям способствует развитию воли.

Когда на пороге раннего или младшего дошкольного возраста возникают простейшие формы сюжетно ролевой игры; дети способны осуществить эту игру лишь в плане внешней деятельности с реальными предметами. Овладевая постепенно обобщенными способами игровых замещений и усвоения формы моделирования окружающей действительности, ребенок приобретает общую способность осуществлять воссоздание и преображение этой действительности в воображаемом плане, оперируя уже не реальными предметами и их заместителями, а наглядными образцами, представлениями о соответствующих предметах и действиях, которые с ним производиться.

Развитие игровой деятельности дошкольника.

Список использованной литературы:

1) Журнал «Дошкольное воспитание» №3

2) Заморожца А. «Психология и педагогика игры дошкольника»

3) Мухина В. С. «Психология дошкольника»

4) Шуаре М. «Возрастная и педагогическая психология»

Источник