Педагогическая диагностика личностного развития ребенка дошкольного возраста

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностикадостижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогическогопроцесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до одного года

Пятый этап –целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Источник

Психолого – педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников.

        Социализация – очень важный процесс развития индивида  для дальнейшей самореализации. Что включает в себя социализация? Усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний. Программа социализации занимает всю жизнь, но основной «удар» социального развития приходится именно на период детства.

        Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры. Успешная социализация дошкольника зависит от правильной организации свободного общения. От социализации дошкольника зависит развитие индивида, раскрытие способностей, становление личности, поэтому наша задача – направить все свои силы на успешность социализации дошкольника.

        Отечественные ученые, такие как:  А.С.  Белкин,  В.В. Давыдов,  Д.И.Фельдштейн,  Д.Б. Эльконин  и др. считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии  именно в период  своего детства. Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание пополняется и расширяется.  Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей.  Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического  мышления в образном и предметном плане именно в  дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

        В процессе социализации очень важную роль играет детский сад и его работники педагоги  и психологи. Деятельность педагогов  направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

Люди, в отличие от животных, далеки от жизни «по инстинктам», поэтому наша жизнь строится исключительно на основе передаваемого опыта – речь, знания, умения, убеждения, культура – все приобретенное.

Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников. Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.

Ролевое поведение в процессе социализации знакомит ребенка  с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.

Программа социализации дошкольника

  • Обсуждение последствий действий по отношению к другому человеку
  • Игры и ситуации, требующие взаимопомощи и сотрудничества
  • Обсуждение конфликтов
  • Четкая формулировка правил поведения

Показатели, способствующие протеканию процесса социализации:

  • Разрешение конфликтных и критических ситуаций
  • Полоролевое поведение
  • Самооценка
  • Самосознание
  • Усвоение информации

        Социально-личностное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений  педагогического процесса современного дошкольного учреждения. 

        В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется психолого-педагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-личностного развития дошкольника. В этом аспекте  диагностика рассматривается, как комплекс специально разработанных методик позволяющих диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии.

        Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развития дошкольников и его результаты: социальная компетентность, социально-личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

        Перед диагностикой особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, перед педагогом ставятся задачи:

  • Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
  • Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
  • Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связаны с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения. Это определяет комплексный характер диагностики, в которой наблюдение и беседа будет являться одним из ведущих методов, позволяющих определить характер социально-нравственной воспитанности ребенка.

        В саду, с целью изучения социализации дошкольников, мною проводится диагностика по трем направлениям:

Читайте также:  Периоды развития мозга ребенка

1.Отношение детей к миру взрослых, к миру школьников и к самому себе. Метод беседы «Определение уровня социального развития детей» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

Предпочитаемые источники информации.

Книги.

В качестве любимых книг дети называли русские народные и волшебные сказки, сказки про животных и сказки Ш. Пьеро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм.

Также ребята перечисляли книги русских, советских и зарубежных авторов, которые читали в детстве их родители: о Винни-Пухе, Буратино, Карлосоне и др. Также популярны комиксы, детские энциклопедии, книги про животных, научно-популярная, историческая литература.

Из предпочитаемых литературных произведений на 1 месте – сказки, их назвали 60% ребят старшего дошкольного возраста; на 2 месте – научно-популярная литература, энциклопедия,  книги для животных; на 3 месте – журналы по мультфильмов «Человек-паук», «Русалочка», журнал «Барби».

Таким образом, любимым книжным жанром детей старшего дошкольного возраста остаются сказки , научно-познавательная литература.

Телевидение.

Многие ребята с большим интересом смотрят разные телепередачи. В качестве любимых телепередач у детей остаются мультфильмы. Но отечественные мультфильмы ребята почти не знают.

Кроме того, любят смотреть развлекательные программы ориентированные на взрослую аудиторию: «Поле чудес», «Слабое звено», «Большая стирка», «Скрытая камера» и сериалы для взрослых «Улицы разбитых фонарей», «Комиссар Рекс».

Дети являются поглотителями информации рекламных блоков. Дети почти не называли передач познавательного характера. Из детских передач ребята выделили: «Спокойной ночи», «Телепузики», «Улица Сезам».

Таким образом, потенциал телевизионного вещания мало используется для образования детей. К сожалению, родители не рассматривают телевидение как средство, дающее прекрасные возможности для знакомства с достижениями мировой и отечественной культуры.

Свободное времяпрепровождение.

Анализ ответов показал, что большинство детей (80%) в выходные дни бывают с близкими: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрами и братьями. Только 4ребенка сказали, что они чаще бывают с друзьями.50% опрошенных детей основным занятием назвали просмотр телевизора. Упоминались изобразительная деятельность и игры с животными. Любимое место отдыха – горки и детские городки.

Настораживает то, что при наличии кинотеатров, театров, музеев, кружков и секций, дети чаще время проводят дома, порой предоставлены сами себе, иногда ходят в гости с родителями, посещают с ними магазины, ездят на дачу. Ни один из опрошенных детей не отметил занятия спортом. Только 22% детей сказали, что посещают кинотеатры, театры, музеи.

Таким образом, в основном ребята проводят входные пассивно у телевизора. Родители не реализуют  свое свободное время для разностороннего развития детей и мало используют возможности городских учреждений для приобщения ребенка к культуре и спорту.

В ходе беседы детям были заданы следующие вопросы:

  • Что обычно делают взрослые? Чем они занимаются?
  • Что делают школьники?
  • Что делают дети, которые еще не ходят в школу?
  • Как ты думаешь, кем лучше быть – взрослым,  школьником или маленьким ребенком? Почему?
  • Хотелось бы тебе быть взрослым?
  • Хотелось бы тебе быть школьником?
  • Тебе нравится быть ребенком?

В качестве основных занятий взрослых дети называют работу, приготовление пищи, уход за детьми, просмотр ТВ, а также походы в магазины и стирку. У школьников это учеба и выполнение домашнего задания, а у дошкольников – игра (100%), посещение д/с (95%), чтение книг и пение.

На вопрос: «Кем лучше быть?» — 40% детей ответили: «Взрослым», — мотивируя это тем, что можно завести семью, съездить куда-либо, а самое главное – овладеть профессией. Роль школьника мало привлекает детей. И если 20% детей среднего дошкольного возраста хотят быть учениками («чтобы все знать», «в садик не ходить»), то никто из опрошенных детей подготовительной   группы не считает, что школьником быть хорошо, мотивируя свое мнение тем, что будут ругать за плохие оценки, надо будет решать трудные задачи.

50% детей подготовительной группы хотят быть взрослыми. Ребята, которые отвечали. Что не хотят быть взрослыми, мотивировали это так: «Не хочу в армию», «Не хочу рано вставать», «Работать надо».

Анализ ответов детей показал:

  • статус  школьника менее привлекателен для современных детей по сравнению со статусом взрослого и ребенка;
  • с возрастом прослеживается усиление привлекательности образа школьника;
  • очевидно стремление современных дошкольников избегать усилий и трудностей.

Таким образом, анализ собранной информации свидетельствует о том, что мир детства существует как субъективная реальность, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельность каждого из её членов.

2.Представление детей о семейной принадлежности, о браке и любви. Методика «Интервью с ребенком», Захаров А. И. и интервью «Кто ты?» Татаринцева Н.Е.

Определяя понятие «семья», дети использовали такие характеристики, как взаимопомощь, любовь, совместное проживание.80% считают, что человек не может жить без семьи. Анализ ответов на вопрос «Зачем нужны дети в семье?» позволил выделить следующие мотивы:

68% детей называли мотив связанный с удовлетворением эмоциональных потребностей родителей: «Чтобы не скучно было», «Чтобы веселили родителей».

Читайте также:  Дидактические игры как развитие познавательной активности ребенка

27% назвали общественный мотив продолжение рода: «Чтобы выросли и женились», «Чтобы было больше людей», «Выросли  и работали», «Чтобы помочь старым людям».

У 5% мотив, связанный с наличием социальных стереотипов: «Быть как  все», «Чтобы семья полна Большинство детей (84%) вкладывают в понятие «любовь» широкий смысл: «Это когда человек любит кого-нибудь», «Все время целуются», «Заботятся друг о друге».

У 46% опрошенных  понятие любовь и брак тесно связаны: «Любовь, когда люди женятся и рожают детей».

В качестве причин женитьбы дети назвали:

43% -появление и рождение ребенка;

49%-спасение от одиночества и стремление жить вместе с человеком, который нравится;

8% — связывают создание семьи с удовлетворением корыстных целей: «Чтобы в армию не ходить», «Чтобы муж деньги носил».

        Таким образом, современные дети ориентированы на традиционную модель – счастливую семью, в которой обязательно  есть потомство. Дети связывают понятие семья и ребенок и осознают необходимость продолжения человеческого рода. Но родители и педагоги мало рассказывают детям о роли и значимости ребенка в семье: ребенок не только «лекарство»  от одиночества и средство избавления от скуки, но и огромная работа по уходу за ним, ответственность за его здоровье, безопасность и т.д. Поэтому взрослым необходимо расширять представления ребят старшего дошкольного возраста о многоаспектности социальных ролей, выполняемых каждым членом семейного сообщества.  

3.Усвоение и развитие социально-культурного опыта. Методики «Изучение навыков культуры общения», «Изучение уровня самосознания».

        Данное исследование показало нам, что  дети  не умеют общаться со сверстниками. Часто жалуются на товарищей. В общении со взрослыми показывают недоверие, замкнутость или агрессивность. Самосознание детей также низкое. Много детей «закрытых» с низкой самооценкой, которые не верят в свой успех. Другая часть – это дети, которые представляют себя главными среди людей и природы. Несут разрушительные действия. Игровая деятельность требует коррекции. Сюжеты игр сжаты, отражают в основном  действия деструктивного характера.

Сводная диаграмма результатов диагностики уровня социализации детей старшего дошкольного возраста на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

На этапе контрольного эксперимента средний показатель высокого уровня  социализации детей вырос на 50 %. Прослеживается положительная динамика развития отношений, игр детей, что доказывает эффективность предлагаемого комплекса мероприятий. Дети научились поддерживать и ценить дружеские отношения, понимать причину эмоционального состояния других людей. Иногда были заметны проявления невербальной агрессии. Но ребята корректно поправляли нарушителей. Детям понравилось соблюдать правила, которые разработали педагоги, родители и дети.  

        Застенчивые, неуверенные в себе дети принимали активное участие в работе группы. Агрессивные дети стали меньше проявлять деструктивное поведение. Игры детей стали более развернутыми. Дети выбирали сюжеты игр, опираясь на опыт занятий. Группа характеризовалась как сплоченная, дружная, активная на занятиях и прогулках. 

        Таким образом, используя данный опыт в своей работе, педагог, имеет возможность не только знакомить ребенка с культурой общения, но и корректировать детско-родительские отношения.

        Практика нам с вами показывает, что дети старшего дошкольного возраста  активно участвуют в жизни группы,  своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти вам на помощь. С величайшим интересом занимаются в  группе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения  других людей. Все выше перечисленное становится возможным  потому, что у детей активизируется  социальное познание в обществе сверстников и взрослых. Они уже разбираются в устройстве нашего мира на должном уровне. Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

   По мере роста и взросления дети все больше погружаются в познание и постижение разнообразных закономерностей и связей между частями социальной жизни: ориентируются в пространственно-временных отношениях и понимает причинно-следственные связи событий и многое другое; пути социального познания,  освоение себя и окружающего мира приобретают специализацию.

        Также я использую комплекс мероприятий по работе с родителями и педагогами. Семейные проекты, они помогают ребенку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка к родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Являясь нетрадиционной формой общения и совместной деятельности родителей и детей. Обогащают внутрисемейные связи. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей; служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.

Анкетирование педагогов «Личностно-профессиональные ценности педагога». 

Анкетирование родителей №1 «Важные ценности для родителей»
Анкетирование родителей №2 «Самооценка уровня родительской компетентности».

Источник