Задание на развитие образной памяти ребенка

Задание на развитие образной памяти ребенка thumbnail

Развитие образной памяти у детей.

Любая информация запоминается надолго и легко, если одновременно задействовано несколько органов чувств и материал неоднократно повторяется. Ключ к эффективному развитию детской памяти – овладение ребенком мнемическими приемами, доступными понимаю:

  • группировка – выделение и разбивка материала на группы по смыслу, ассоциациям.

  • классификация – это усложненный процесс группировки, распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общего признака

  • составление плана – смысловая группировка или разбивка текста

  • рассматривание ряда символов, предметов и их запоминание

  • многократное повторение в неизменной форме (используется чаще всего для стихотворений, сказок)

  • повторение в разной форме (запоминание слов, предметов в любом порядке)

  • ассоциация – установление связей по сходству или противоположности

  • аналогия – установление сходства, подобия предметов, явлений, понятий

  • схематизация – упрощенное описание или изображение чего-либо, составление схематичных рисунков, обозначающих предмет или сюжет рассказа

  • перекодирование – перевод информации из образной формы в словесную или наоборот, словесную в образную

  • сериация – последовательное расположение предметов (выстраивание ряда) в зависимости от размера, формы, цвета, объема и т.д.

Развитие памяти у детей проводится через игровые увлекательные занятия, упражнения с опорой на яркую наглядность, прослушивание музыкальных произведений, обследование предметов с разной поверхностью, развитие вкусовых ощущений и т.д.

Примеры игровых заданий для развития образной памяти у детей.

Игра “Найди такой же”

Научимся запоминать внешний вид предметов, выделять особенности его формы, размера, цвета, разовьем зрительную память.
Понадобятся разнообразные по форме, размеру и цвету осенние листья по 5-7 одного вида, фигурки зайца и ежа, корзинки для ребенка и игрушек.

Для начала создадим волшебную атмосферу осеннего леса и представим, что оказались на полянке. Прочитайте стихотворение Берестова, взяв в руки кленовый листик и отпустив его на последней строчке:

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!

Продолжим сюжет. На лесной опушке жили-были звери – зайчонок и ежик. И решили они свои избушки украсить красивыми осенними листьями. Зайка просит помочь ему найти желтые березовые и красные осиновые листья, а ежу нравятся резные светло-коричневые дубовые листья и кленовые, похожие на ракрытую ладошку. Поможем зверюшкам?

Рассмотрим внимательно все листики. Обведем пальчиками контуры, обсуди форму и цвет. Для малышей можно положить по одному листочку зверюшкам в качестве образца и ориентира для сравнения. Только после этого берем корзиночки и приступаем к сбору листьев. Задавайте вопросы и просите ребенка комментировать свои действия. Почему ты взял этот листик? Он такой же желтый  с мелкими зубчиками, как лист березы у зайца.

Возможно некоторые листья останутся нетронутыми. Обсудите, почему они не подошли.

Игра “Угадай, какого предмета не стало”

Очень популярная и знакомая всем игра. Она развивает умение пользоваться приемами анализа и синтеза, проводить сравнительный анализ, припоминать детали, формирует умение пользоваться мнемическими приемами – соединять отдельные детали в сюжетную картинку, связывать их в единую сюжетную линию рассказа.

Приготовьте несколько игрушек или карточек с картинками. Для детей от 2 до 3 лет – 3-4 предмета, а для детей от 4 лет – 5-7 предметов.
Выкладываем карточки или фигурки, внимательно рассматриваем.
Накрываем платочком. Можно приговаривать “Раз, два, три, четыре, пять. Кто-то спрятался опять”.
Аккуратно убираем одну деталь. Для дитешек от 5 лет, можно одновременно убрать 2 предмета.

Второй вариант игры – игра наоборот. Дополнять цепочку картинок или героев и угадывать, кто новый появился.

В эту игру удобно играть после инсценировки сказки. Наш хит – игра с героями сказки “Руковичка”.

Игра “Угадай по голосу”
Цель игры – развивать слуховую память.
Понадобиться небольшой фигурка козленка и несколько других игрушек, которые мы будем наделять разными голосами. Ведущему потребуется имитировать разную интонацию, либо подключить к игре других детей или взрослых.
Создаем сказочный сюжет.
Маленький козленок рассказывает как он с братьями ошиблись и не смогли отличить голос мамы Козы от голоса злого Волка.

Пусть каждая игрушка поздоровается с козленком (ведущий меняет голоса). Подмечайте особенности голоса: высокий или низкий, быстрый или медленный, тихий или громкий, радостный или грустный.
Теперь малыш пусть отвернется. Ведущий в произвольном порядке произносит любую фразу или строчку из стихотворения разными голосами, а ребенок угадывает, кто же это говорит.

Источник

Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию.

Виды памяти

Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

Критерий

Виды памяти

По сроку хранения информации

  1. Мгновенная (0,1 – 3 сек.)

  2. Кратковременная (3 -30 сек)

  3. Долговременная (может храниться годами)

По объекту запоминания

  1. Зрительная

  2. Слуховая

  3. Тактильная

  4. Вкусовая

  5. Обонятельная

  6. Двигательная

  7. Эмоциональная

По форме хранения информации в памяти

  1. Образная

  2. Словесно-логическая

По участию воли в процессах памяти

  1. Произвольная (необходимы усилия)

  2. Непроизвольная (информация запоминается сама по себе)

По участию мышления в процессах памяти

  1. Механическая (простое заучивание)

  2. Логическая (запоминание смысла)

У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а у кого-то фотографическая память. Занимаясь с малышом, нужно стараться уделять внимание всем видам памяти, так как в дошкольном возрасте психические процессы пластичны и развиваются легче, чем у взрослых.

Виды памяти

Особенности памяти дошкольников

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.

Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.

Читайте также:  Порок развития почек у ребенка

Особенности памяти дошкольников

Игры для развития зрительной памяти

  • «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
  • «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
  • «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.

Чтобы ребенку было интересней, в этой и других подобных играх можно предложить ему «побыть фотоаппаратом». Малыш может жестами изображать, как он делает снимки, а также озвучивать щелчок затвора. Игровая ситуация должным образом мотивирует ребенка и мобилизует его способности.

  • «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
  • «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры — набрать как можно больше парных фишек.

Игры для развития зрительной памяти

Упражнения для развития слуховой памяти

  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».

Упражнения для развития слуховой памяти

Развиваем ассоциативную память малыша

  • «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

  • «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
  • «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:

  • Правильное питание;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Физическая активность;
  • Соблюдение режима дня;
  • Здоровый сон.

Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Читайте также:  Моторное сенсорное перцептивное развитие ребенка

Заключение

В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Источник

Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет

(методический материал может быть использован родителями дошкольников и младших школьников)

     В возрасте 5-6 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать. Когда-то мы уже писали о развитии памяти в общем, сейчас же остановимся подробнее на развитии зрительной памяти у детей и рассмотрим как ее тренировать. Приводим несколько упражнений, которые позволят подготовиться к школе на «отлично».

10 картинок

Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.

Теперь покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.

Что поменялось?

Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.

Рисуем по памяти

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.

Внимательность на прогулке

Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.

Нам не нужен фотоаппарат

Чтобы заинтересовать кроху расскажите ему о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.

Ящички

Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка.

Интересные картинки

Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку.

Игры для развития памяти

Запомни и повтори. Например, взрослый произносит несколько чисел и просит малыша повторить эти числа. Постепенно ряд чисел удлиняется. Это упражнение можно использовать для любых предметов, форм, цветов и т.д.

Что пропало? Это упражнение заставляет ребенка хорошенько сконцентрироваться. Разложите перед ребенком несколько игрушек или картинок, пусть он несколько минут посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из картинок. После этого ребенок должен определить, какой из предметов или картинок исчез.

Что изменилось. Это упражнение немного похоже на предыдущее. Разложите перед ребенком игрушки, пусть он посмотрим на них и запомнит, затем попросите его отвернуться, после чего поменяйте две игрушки местами. Малыш должен ответить на вопрос – что изменилось?

Покажи зверушку. Для младших деток эта игра принесет много радости. Предложите малышу вспомнить и показать: как крадется кошка, как птица машет крыльями, как ходит медведь, как прыгает воробей и т.д.

Цепочка действий. Упражнение, которое поможет ребенку максимально сконцентрироваться и при его выполнении он не будет скучать. Попросите выполнить определенный действия, точнее набор из нескольких действий: например, открой дверь, возьми в шкафу перчатки, принеси в спальню и положи на подушку.

Пересказ. Сочините небольшую историю, которая будет состоять всего лишь из 5-6 фраз, например: «Мальчик проснулся утром, умылся, оделся, и пошел в садик. В садике он играл с детками, занимался, ел и спал. Вечером его забрала мама и они пошли к папе на работу. Вечером все вместе они поехали в зоопарк. Там они видели обезьяну, жирафа, слона и крокодила». И попросите ребенка повторить вашу историю. Если ему будет трудно повторить все фразы с первого раза, расскажите эту историю еще 1-2 раза.

Читаем и спрашиваем. Дети любят, когда им читают вслух. Прочитайте абзац или страницу интересного рассказа или сказки, затем остановитесь и спросите малыша: «О чем мы прочитали?» Пусть он попробует пересказать то, что услышал своими словами. Первое время ребенку будет трудно, помогите ему, подбодрите. И не нужно заставлять его пересказывать каждую страницу – для него это будет утомительно и неинтересно. Время от времени устраивайте такие тренировки. Чтобы малышу была легче, вы можете ему помочь наводящими вопросами: кто прилетел к Малышу? Что он любит делать? Как зовут того мальчика с пропеллером? и т.д.

Читайте также:  Задачи коррекции речи развития ребенка

Картинки и слова

Вариант  1:
Выстригаем картинки
Горошек, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, ваза, корова, диван, голубь, часы, голова, букет, роза,, паровоз, кресло, ,флаг, петух, ножницы, зонтик, старик, очки, лампа, нога,   рояль.

ЗАДАНИЕ 1. Я буду показывать тебе картинки, на которых изображены различные предметы. Постарайся  их  запомнить.

Картинки показываются ребенку с интервалом в 2 секунды. Затем карточка переворачивается и откидывается в сторону. Во время работы старайтесь не разговаривать с ребенком. На все возможные вопросы можно будет ответить после выполнения задания. После того, как были показаны все картинки, необходимо сделать 10-минутный перерыв. После этого ребенок без помощи картинок называет те  предметы,  которые смог  запомнить.
задание 2. Вспомни, что было нарисовано на картинках.
Вариант  2:
Имеются сюжетные картинки, которые можно вырезать и использовать для развития памяти по уже описанной процедуре.

примечание. Вариант 2 является усложненным, т. к. каждая картинка содержит большее количество информации, чем в предыдущем упражнении. При проверке результатов запоминания необходимо учесть следующие  моменты:

—   Понял  ли  ребенок смысл  рисунка?
—  Правильно ли он отразил эмоции действующих лиц?
— Пытался ли он увидеть, понять эмоциональное состояние действующих  лиц?
—  В  какой  мере  уделял   внимание  деталям   рисунка:  цвету,  одежде,  размерам и  т. д.
Эти вопросы помогут вам разобраться в особенностях  памяти ребенка.
Если ребенок в половине случаев или более, понял смысл картинки и запомнил его, то .это говорит о его хорошей культурной, опосредованной памяти. В тех случаях, когда испытуемый точнее, прочнее и чаще запоминал чувства, переживания действующих лиц, или свои собственные эмоции, связанные с разглядыванием картинки, то это свидетельствует о развитости его эмоциональной памяти., Если же ребенок в большинстве случаев быстрее и прочнее запоминал детали рисунка: фон сюжета, штрихи, цветовые оттенки, детали костюма, размеры; контуры, формы и т. д., то это в значительной степени характеризует определяющую роль при запоминании его зрительной образной памяти.
Особо следует обратить внимание на то, в какой мере ребенок помогал себе при запоминании предметов: констатация фактов или умозаключения, суждения, выводы. Наличие правильных умозаключений говорит о наличии у ребенка логического мышления. Однако не только наличие выводов ш суждений, но и любое проговаривание помогает запоминанию.   Это   стоит   учесть.


Игры, задания и упражнения для развития памяти детей 7—10 лет

Рис. 1 

Рис. 2 

Рис. 3 

Рис. 4 

Рис. 5 

1. На точность зрительной памяти.

Посмотри на эти сложные рисунки и постарайся запомнить.

Каждый рисунок можно рассматривать не более двух секунд.

ЗАДАНИЕ 1. После двух секунд экспозиции картинка убирается или закрывается, а ребенок рисует по памяти.

ЗАДАНИЕ 2. Расскажи, как ты запоминал.

1

Кот — коты

2

Плот — плоты

3

Беда —

4

Мука —

5

Крот —

6

Грот —

7

Дуга —

8

Рука —

9

Еда —

10

Слива —

11

Грива —

12

Диво —

2. О единственном и множественном числе

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слово в единственном числе, а ты должен сказать его во множественном.

ЗАДАНИЕ 2. Пожалуйста, вспомни слова в единственном числе, которые я тебе называл.

ПРИМЕЧАНИЕ. В среднем называют около 6—7 слов. Однако необходимо обратить внимание на то, что стопроцентно запомнятся те слова, к которым трудно подобрать множественное число.

1

Повар —

2

Купец —

3

Храбрец —

4

Портной —

5

Моряк —

6

Ученый —

7

Строитель —

8

Оператор —

9

Вахтер —

10

Геолог —

11

Лифтер —

12

Танцор —

3. Мужской и женский род.

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе существительное мужского рода, а ты скажи соответствующее ему существительное женского рода.

ЗАДАНИЕ 2. А теперь вспомни слова по порядку.

1

Коза —

2

Оса —

3

Ворона —

4

Синица —

5

Балерина —

6

Чашка —

7

Ваза —

8

Ручка —

9

Игра —

10

Штора —

11

Собака —

12

Лошадь —

4. Женский и мужской род.

Я буду называть существительное женского рода, а ты скажи соответствующее ему существительное мужского рода.

ЗАДАНИЕ. Постарайся вспомнить все слова по порядку.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Как видите, все не просто. В каждом случае надо подумать, имеет ли данное слово множественное число (например» метро, мука, лень), как поставить ударение (грот — гроты), имеется ли соответствующее имя существительное женского рода (храбрец). При выполнении этих заданий эффективность запоминания, как правило, повышается. Если ваш ребенок вспомнил и правильно воспроизвел больше 7 слов в каждой игре, то это говорит о его хорошей памяти.

5. Имена.

Вариант 1:

ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову несколько имен. Ты должен их запомнить.

Внимание! Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет, Генри.

ЗАДАНИЕ 2. Назови имена, которые ты запомнил.

ЗАДАНИЕ 3. Раздели эти имена на группы или классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно выделить?

ЗАДАНИЕ 4. Постарайтесь вспомнить все имена.

Вариант 2:

Элла, Виктор, Руслан, Надежда, Богдан, Вероника, Дина, Валентин, Петр, Игнатий, Феофания, Степан.

Источник