Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста кратко

Особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста кратко thumbnail

Медицина / Физиология / Физиология (статья)

Ранний и дошкольный возраст. Особенности развития

Статья | 
3-03-2018, 19:36
 | 

Развитие ребенкаРазвитие ребенкаПервые три года жизни ребенка характеризуются быстрым темпом роста и развития. Однако эти три года далеко не равнозначны по темпу и содержанию.

Первый год жизни – Период грудного возраста

Особое место в развитии ребенка первого года жизни занимает период новорожденности (3—4 недели после рождения), который характеризуется приспосабливаемостью организма ребенка к условиям внеутробной жизни. В этот период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем, и в первую очередь центральной и периферической нервной системы. В этот период процессы торможения преобладают над процессами возбуждения (новорожденный спит 20—22 часа в сутки). Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные пограничные состояния, граничащие с патологией: физиологическая желтуха, физиологическое падение массы тела, физиологический мастит, мочекислый инфаркт и др. Новорожденный ребенок особо раним и требует самого тщательного ухода, соблюдения необходимых гигиенических условий его содержания, обязательного вскармливания грудью.

Для грудного возраста (от периода новорожденности до 12 месяцев) характерно:

— быстрый темп физического развития — за первые 4—5 месяцев у ребенка удваивается, а к 12 месяцам более чем утраивается масса тела при рождении; за год увеличивается рост на 23—25 см;

— быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции, к году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи;

— начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления;

— работоспособность нервной системы еще мала, длительность бодрствования нарастает от 30—40 минут в 1 месяц до 2,5—3 часов к концу года;

— некоторая относительная функциональная слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития, что может привести к повышенной кратности острых заболеваний, к отклонениям в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные расстройства питания — диспепсия, гипотрофия);

— большая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям в силу ослабления первоначального пассивного иммунитета, полученного от матери, и еще отсутствия приобретенного.

От 1 года до 3 лет – Преддошкольный возраст

Преддошкольный возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

Второй год жизни ребенка занимает особое место в этом периоде в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, развивается речь, совершенствуется сенсорное восприятие (различение формы, величины, цвета и т. д.).

К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни, отличаются большой ранимостью центральной нервной системы. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6—6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечают специалисты, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом.

Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей. Характеризуя детей раннего возраста, специалисты утверждают, что ребенок при рождении не может произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуления (стадия доречевого развития ребенка, следующая за криком и предшествующая лепету) у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7—8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих лепетных слогов образует первые 10—12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья — медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми ребенок активно пользуется, увеличивается незначительно, к возрасту 1 год 5 месяцев у него лишь 30—40 слов. В возрасте 1 год 5 месяцев — 1 год 7 месяцев происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен примерно 300—400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словарного запаса (к 3 годам он составляет 1200—1300 слов), совершенствование качества речи — произношения, построения, осмысления.

Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе, при контакте с любой инфекцией. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство.

В обеспечении нормального развития и полноценного здоровья детей раннего возраста огромна роль взрослого. Малыш еще не может организовать свою жизнь вне тесных контактов со взрослыми, поэтому его здоровье и развитие обеспечивается лишь при выполнении задач физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Читайте также:  Этапы развития ребенка после рождения

От 3 до 6-7 лет – Дошкольный возраст

Дошкольный возраст характеризуется началом самостоятельного существования ребенка, расширением контактов с окружающим миром. В этот период продолжается дальнейший морфологический рост и функциональное совершенствование всех органов и систем. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Продолжается интенсивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие большой любознательности малыша и отсутствия собственного опыта. Поэтому правильная организация среды в детском учреждении и дома, введение в процесс воспитания элементов трудового и общественного воспитания являются лучшим средством профилактики возможных дефектов в развитии и здоровье ребенка дошкольного возраста. Нельзя забывать, что дети в этом возрасте еще отличаются повышенной ранимостью, легко подвергаются острым детским инфекциям и другим заболеваниям.

Одной из основных задач, решаемых дошкольным учреждением, является подготовка детей к поступлению в школу. Исследованиями доказано, что для некоторых детей (10—12%) режим и программа начальной школы трудны, они не справляются с теми требованиями, которые предъявляет к ним школа. Проблемой функциональной готовности (зрелости) отдельных органов и систем детского организма к выполнению требований школы («школьная зрелость») в настоящее время занимаются педагоги, психологи, врачи.

Доказано, что одни, так называемые «незрелые», дети полностью не усваивают учебную программу, другие же справляются с нагрузкой, но с чрезмерным напряжением организма, что приводит к различным нарушениям их здоровья, в частности к неврозам. Детей, которые своевременно не овладевают умениями и навыками, предусмотренными программой детского сада, т. е. незрелых, воспитатель направляет к врачу. С учетом его рекомендаций педагог проводит с такими детьми индивидуальные занятия. Таким образом, в осуществлении задач подготовки детей к школе важны совместные усилия врачей и педагогов.

Источник

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Читайте также:  Центр развития ребенка в выборге

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

Воспитатель МБДОУ детский сад №139

г. Иркутск

Тёткина Екатерина Григорьевна.

Особенности развития детей раннего дошкольного возраста.

В соответствии с периодизацией, дошкольным детством считается период от 3-х до 7 лет, но своё внимание я хочу остановить на предшествующий ему период младенчества (от 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).

Исходя из опыта работы воспитателем и опираясь на жизненный опыт — матери  двоих детей, хочу своё мнение, что основы всестороннего развития ребенка закладываются в первые годы его жизни, и каждый период раннего детства приобретает особое значение.

С первых дней жизни ребенка взрослые отвечают за бушующую личность. Вовремя начатое развитие и воспитание детей обеспечивают стабильное развитие психики, сенсорной сферы, двигательной активности, без чего не будет полноценного развития речи, слуха, зрения. Раннее развитие ребенка сегодня очень популярно и среди педагогов, и среди родителей, особенно молодых, склонных к экспериментам. И действительно, кому не хочется гордиться  успехами своего ребенка? Но модная теория  раннего развития возникла не на пустом месте, у её истоков стояли поколения философов, педагогов, психологов всех времен народов. Мы им обязаны появлению в сегодняшней науке о детях идеи о неисчерпаемых возможностях в каждом младенце.

Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущая деятельность — это такая деятельность, в процессе овладения которой происходит психическое развитие ребенка и подготавливается переход к другой ведущей деятельности. В младенчестве в качестве ведущей деятельности определяется эмоционально-личностное общение ребенка и взрослого. В ходе этого общение происходит  психическое развитие ребенка: он начинает выделять взрослого и окружающие предметы. Особенность восприятия предметов заключается в том, что младенец не может проанализировать их свойства, однако различать их.

Элементы мышления в младенческом возрасте носят наглядно-действенный характер. Их появление связано с развитием акта хватания, благодаря чему ребенок оказывается способен удерживать небольшие предметы в руке. Он может не только удерживать, но и манипулировать им, и просто встряхивать им, извлекая  звуки, или ударять им по другому предмету. Манипуляция с предметами (в присутствии взрослого) дают малышу дополнительную информацию об их свойствах, и подготавливают развитие мышления. Мышление возникает в процессе решения проблемных ситуаций. Первые проблемные ситуации связаны с развитием ползания. Преодоление препятствий во время ползания разрешается за счет отодвигания препятствий. В целом восприятие и мышление ребенка ещё не развиты, происходит лишь подготовка к развитию этих процессов.Память младенца также очень ограничена. В основном она связана с образами близких взрослых. Эта особенность память позволяет взрослому управлять состоянием ребенка, отвлекая его, и просто от нежелательных действий с теми или иными предметами. Достаточно  взять ребенка на руки поднести к окну и сознание малыша оказывается погруженным в ноте впечатления.

К концу первого года жизни ситуация кардинально меняется в связи с появлением так называемых мотивированных представлений. К этому возрасту  у младенца формируются образы эмоционально привлекательных для него предметов (игрушки), что резко затрудняет управление поведением ребенка. Если раньше малыша можно было легко отвлечь от интересного объекта, то теперь он может ярко, эмоционально выражать стремление взаимодействий с ним. Когда взрослому, кажется, что он успокоил ребенка, малыш все равно может вспомнить об объекте и начать  его требовать или негативно-эмоционально реагировать в случае отказа. Возникновение таких ситуаций  говорит о том, что  ребенок переходит на новый этап  психологического развития, где  в качестве ведущей вступает  предметная деятельность. При этом роль взрослого меняется: он начинает обслуживать освоение  ребенком  предметной деятельности. Как говорил Д.Б. Эльконин, если раньше взрослый сам был предметом деятельности, но теперь таковыми становятся  различные объекты, а взрослый помогает малышу раскрывать их свойства и правила пользования ими.

Читайте также:  Цель развитие мелкой моторики рук ребенка

Значение первого опыта общения ребенка с взрослым сложно переоценить. Родители, должны внимательно относится к своему малышу, следовать своим побуждениям и не бояться избаловать ребенка. Избалованность возникает тогда, когда  родители не следуют за ребенком, а берут всю инициативу на себя  и изливают свою любовь вне зависимости от того, хочет этого малыш или нет. Родители должны чутко реагировать на различные проявления активности малыша, тем самым давая ему понять, что он не останется в трудную минуту один и может спокойно исследовать окружающий мир.

В отличие от ребенка первого года жизни, который просто манипулировал объектами, для ребенка второго года жизни объекты выступают в ином качестве, как предметы человеческой культуры. Каждая вещь в этом случаи обладает своим, особым свойством, отличным от свойств других вещей. Задача ребенка — узнать это свойство и научиться действовать с предметом в соответствии с культурными правилами, эти свойства предметов не видны малышу. Взрослый выполняет двойную функцию: с одной стороны он общается с ребенком и ухаживает за ним, а с другой  стороны является носителем образцов  предметных действий. В процессе обучения предметных действий желательно, чтобы ребенок представлял себе внешний вид  предмета, ситуацию, в которой возможно действовать с ним, и само действие. Например: взрослый, показывая, показывая ребенку лопатку, говорит: «Это лопата. Лопатой можно копать землю, снег, песок.»

На втором году жизни малыш стремится выполнить действия всякий раз по-новому. Это период, когда ребенок активно экспериментирует, с объектами и собственными действиями.

Для  детей  второго года жизни характерно переводить взгляды с одного предмета на другой, играть с теми предметами, который они увидели. Если малыш заметил мяч, то он играет с ним, заметил красивую машину — бросил мяч и схватил машину. Внимание в этом возрасте неустойчиво, ребенок все время отвлекается, сеанс действий с предметами ограничен. В это же время ребенок все время находится в движении.

Маленькие дети еще не умеют хорошо говорить, не могут правильно выразить свои желания, но уже учатся строить свои взаимоотношения с такими же малышами. Если они играют вместе, то они только  находятся друг около друга, а играют каждый в свою игру, взглядом следят друг за другом и при случае отбирают игрушки у другого. Они не могут согласовывать свои действия, поэтому происходят ссоры.

Малыши в этом возрасте эмоциональны: проявляют свои чувства мимике, возгласах, что-то лепечут на своем языке. Их эмоциональное состояние, будет сильно зависеть от того, сколько времени проводит с ним взрослый, чему он их учит. Но надо помнить и о том, что малыши быстро утомляются, легко возбудимы, психологически ранимы.

Малышам требуется активная помощь взрослого. Они поминают речь окружающих, но еще не способны уяснить, чего от них хотят. В таких случаях нужно проделать с ними вместе то, что от них требуется, а потом предложить повторить то же самое самостоятельно. Малыш уже понимает, о чем его спрашивает взрослый, учится в своей речи связывать явление действительности с именами, с предметами. Малыш уже качественно подражает речи взрослого, как по значению (кукла, машина), и по звуковому составу. Малыши все чаще обращаются с вопросами к окружающим их взрослым. Речь малыша становится основным  средством общения с взрослым. Подражая ему, ребенок повторяет короткие стихи, с помощью незнакомых фраз пополняется словарный запас; он начинает овладевать грамматическим строем языка.

Малыши могут проявить  сострадательное отношение к своим сверстникам,  могут испытывать к ним чувство жалости при возникновении физической боли. Они легко могут отказаться от лакомства в пользу своего друга. Это  начало проявления у детей  гуманных чувств. Нравственное воспитание у малышей двух лет проявляется в играх с предметами — это умение с ними обращаться.  Детей необходимо привлекать к посильной помощи по уходу за игрушками.

Таким образом, перед взрослым встает главная задача — раскрыть ребенку мир человеческой культуры. При этом важно не  погасит детскую активность, а наоборот, всячески поощрять.

И в заключении хочу выразить свое мнение, что межличностное отношение в семье для малыша являются чрезвычайно важными т. к. представляют собой первый наиболее устойчивый опыт социализации. В семье он осваивает формы  и содержание общения, которые затем переносятся в дошкольное учреждение и применяются там и к взрослому, и к сверстнику.

Уже в системе семейных отношений выделяются две стороны значимого воздействия: деловая и эмоционально-личностная, эти же стороны общения также оказываются очень важными и при взаимодействие с педагогом, но особое  значение они приобретают при общении со сверстниками. Если у ребенка отсутствуют навыки общения в обеих сферах, то он может оказаться неприятным в детское сообщество, но если хотя бы одна из этих сфер достаточно развита, то ребёнок может войти в устойчивое объединение со сверстниками либо на основе деловых качеств, либо эмоционально-личностных симпатий.

Источник