Моторное сенсорное перцептивное развитие ребенка

Моторное сенсорное перцептивное развитие ребенка thumbnail

Сенсорное развитие — это развитие восприятия признаков предметов окружающего мира при помощи разных органов чувств (см. табл. 13.9).

Перцепция — прием сенсорных (чувственных) раздражителей и их переработка в высших отделах головного мозга.

Развитие сенсорного восприятия напрямую зависит от перцептивных способностей ребенка. Необходимыми условиями для их развития служат оптимальная деятельность мозга, анализаторных каналов, осуществляющих перцептивные процессы и достаточная сенсорная стимуляция, начиная с ранних этапов жизни ребенка. Отставания в развитии перцептивных способностей объясняются поражением и незрелостью мозга в раннем возрасте, сенсорными нарушениями (нарушения зрения и слуха), нарушением когнитивных процессов, эпилепсией, нарушениями церебральной функции.

Для формирования полисенсорного восприятия большое значение имеет развитие ощупывающих движений рук, одновременно со зрительной фиксацией предмета. Неумение ребенка хватать и удерживать предмет в руке или, наоборот, выпускать предмет из рук свидетельствует об отставании в сенсомоторном и перцептивном развитии. С целью стимуляции развития этих умений ребенку вкладывают в руку различные по форме, величине, тяжести и фактуре предметы, и привлекают внимание к исследуемому объекту, формируя возможность ориентироваться в предметном мире путем разнообразных манипуляций с объектами. Предметы, игрушки подбирают соответственно психомоторным возможностям ребенка.

Работа по стимуляции зрительно-моторной координации и формированию дифференцированных движений рук проводится в соответствии с закономерностями функционального развития (по Е. М. Мастюковой)[1].

От 1—3 месяцев — активизация зрительного и слухового внимания. Развитие тактильных ощущений при дополнительной зрительной стимуляции посредством манипулирования звучащими игрушками (погремушками) ярких оттенков. Ребенка побуждают к захвату предметов, вкладывая в руку ребенка.

От 4—8 месяцев — развитие функции активного, произвольного захвата игрушек, варьируя их величину, фактуру и вес.

От 9—18 месяцев — развитие возможности узнавать знакомые предметы на расстоянии, захватывать с участием большого пальца и конечных фаланг других. В игре ребенка учат исследовать предметы путем повторных проб действий с ними, в том числе проб с опорожнением и наполнением. Проводят игры-упражнения с наливанием и выливанием воды. Малыша обучают использовать предметы по назначению. Учат пить из чашки, пользоваться ложкой. Усложняют варианты заданий по захвату и манипуляции игрушками разнообразных размеров и форм. Ребенку предлагают игрушки, в захватывании которых необходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных («игрушки на ниточках»).

От 9—19 месяцев — развивают зрительное восприятие глубины пространства в вертикальной и горизонтальной плоскости. Формируют манипулятивную деятельность на основе развития зрительного и тактильно-осязательного восприятия: складывание кубиков, игры с песком и водой, использование простейших сборных игрушек. Привлекают внимание ребенка к различению предметов по форме, цвету, величине (вкладыши, пазлы, «чудесный мешочек»). Ребенок продолжает играть двумя руками, но уже выделяется преобладающая рука, хотя четкого доминирования нет.

В процессе развивающей работы с ребенком в форме игр и сеансов предметного взаимодействия зрительно-тактильные связи совершенствуются.

К трем годам у ребенка развиваются зрительно-моторные навыки, зрительное восприятие частей и целого, умение распознавать цвета, форму и величину предметов. В процессе манипулятивной деятельности ребенок обращает внимание на движения рук. На этом возрастном этапе для стимуляции развития используют пластилин, краски, цветные мелки и карандаши. Обучают ребенка графическим навыкам: провести линию, нарисовать круг и т.п. Формируют навыки простейшего конструирования с использованием кубиков и строительного материала. Целенаправленно развивают мелкую моторику рук в играх и манипуляциях с различными предметами, в том числе с предметами одежды, обуви (шнуровка, расстегивание пуговиц).

К четырем годам навыки предметной деятельности в процессе сенсорного воспитания совершенствуются и усложняются. Ребенок учится пользоваться цветными карандашами, красками, мелками и фломастерами. Малыша обучают вырезанию и склеиванию, определению на ощупь различных материалов (песок, бумага, мех), а также геометрических форм. Детей учат использовать навыки предметной деятельности в повседневной жизни.

Источник

Могут ли новорожденные разглядеть мелкие детали предметов, находящихся прямо перед ними? Воспринимают ли они цвет и глубину? Слышат ли тихий шепот? Насколько они чувствительны к прикосновению? Полученные в ходе исследований данные говорят о том, что у новорожденных уже функционируют все органы чувств. Таким образом, ощущение — перевод внешнего стимула в нервные импульсы — в этот период уже высокоразвито. Восприятие, интерпретирующее информацию, получаемую от органов чувств, напротив, очень ограничено и избирательно при рождении. Оно является когнитивным процессом, анализирующим сенсорную информацию и придающим ей смысл. Его развитие идет быстрыми темпами первые 6 месяцев жизни, с последующей более медленной точной настройкой перцептивных процессов в течение нескольких лет.

Промежуток времени с 60-х по 90-е годы XX столетия стал периодом развертывания исследований развития младенцев, их перцептивных способностей, а также методов изучения процессов восприятия детей, слишком маленьких, чтобы они могли рассказать о том, что они воспринимают. В этом разделе мы рассмотрим основные методы исследования данной проблемы и некоторые наиболее важные, полученные с их помощью результаты.

Изучение перцептивных способностей младенцев

Общие психологические методы измерения предоставляют информацию о реакциях младенцев на стимуляцию среды. Деятельность сердца, волновая активность головного мозга и электрическая проводимость кожи дают полезную информацию о том, что воспринимают и как много понимают младенцы. Другим источником информации для исследователей является видеозапись двигательной активности младенца, например движений глаз или предметно-манипулятивной деятельности. Однако технологии — это еще не все. Гораздо важнее наличие хорошего плана или парадигмы исследования.

Для оценки сенсорных и мнемонических возможностей младенцев используются парадигмы классического и оперантного обусловливания, а также метод привыкания. Иначе говоря, у младенца невозможно выработать условный рефлекс на стимулы, которые он не может воспринять.

Особенно полезной стратегией для измерения возможностей младенца является парадигма новизны. Хорошо известно, что малышам быстро надоедает смотреть на одно и то же изображение или играть с одной игрушкой. Они привыкают (адаптируются) к повторяющимся видам и звукам. У совсем маленьких детей потеря интереса выражается в том, что они отворачиваются. Если у ребенка есть выбор между знакомой и новой игрушкой, то большинство младенцев выбирают новую, даже в том случае, если она лишь незначительно отличается от старой, при условии, что они могут воспринять эту разницу. Исследователи используют эти закономерности при постановке экспериментов с целью определения тех минимальных различий в звуке, цвете и изображении, которые способен обнаружить младенец.

Другим популярным подходом является метод предпочтения, когда ребенку предоставляется выбор: воспринимать ему стимул визуально или на слух. Исследователи фиксируют, на какой стимул ребенок больше обращает внимания. Если младенец последовательно уделяет больше внимания одному из двух стимулов, это предпочтение указывает на то, что он способен воспринимать некую разницу между ними, реагировать на нее. Метод предпочтения может применяться для таких моделей поведения, как сосание, что мы могли увидеть выше. Здесь новорожденному может потребоваться совершать определенным образом сосательные действия, чтобы получить предпочитаемый результат, например услышать запись голоса матери, а не голоса другой женщины.

Парадигма удивления — еще одна парадигма, полезная для изучения понимания младенцем окружающего мира. Людям свойственно выражать удивление, когда происходит что-то неожиданное или, напротив, когда не происходит то, чего ожидали, проявляющееся в выражении лица, телесных реакциях или издаваемых звуках. Исследователи могут регистрировать реакции удивления младенцев, измеряя изменения дыхания, сердцебиения или кожно-гальваническую реакцию, а иногда просто наблюдая за их выразительными движениями.

Многие исследователи до сих пор используют вариации только что описанных методов, но все большую популярность сейчас набирает новый подход, предложенный неврологами, занимающимися вопросами развития. Он называется методом событийно-обусловленного потенциала. В данной процедуре на голову младенца осторожно помещается чашечка с множеством безболезненных и безвредных электродов с целью получения эквивалента сложной электроэнцефалограммы — графика волновой активности мозга. После этого при помощи компьютерного анализа можно подсчитать корреляции зачастую незаметных изменений паттернов мозговой деятельности и изменений окружающей младенца среды. Это позволяет изучить способности ребенка, в том числе перцептивные, а также специфические области функционирования мозга, отвечающего на различные виды стимуляции.

* Уже при рождении органы чувств высоко развиты; перцептивные способности ограниченны.

* В дополнение к методам обусловливания и привыкания исследователи, изучающие перцептивные способности младенцев, используют парадигму новизны, метод предпочтения, парадигму удивления и метод событийно-обусловленного потенциала (ERP).

* Новорожденные могут реагировать на множество различных визуальных стимулов, однако они обладают ограниченным фокусным расстоянием.

* Новорожденные отличаются высокой чувствительностью к чертам человеческих лиц и научаются узнавать лицо матери уже в возрасте 2 недель; некоторые исследователи считают, что младенцы в этом возрасте могут уже, кроме того, имитировать выражения лица.

* Способность младенцев различать лица и выражения лица быстро развивается в течение первых 6-7 месяцев, как и другие визуальные навыки, в том числе бинокулярное восприятие глубины.

* Новорожденные могут реагировать на множество различных звуков и локализовать их источник уже в возрасте нескольких дней; еще ранее они выказывают предпочтение человеческому голосу по сравнению с остальными звуками.

* Системы вкуса, обоняния и осязания хорошо развиты уже при рождении.

* Несмотря на то что существуют разные мнения по поводу степени интеграции чувств в момент появления ребенка на свет, большинство исследований показывают, что чувства либо являются интегрированными уже при рождении, либо интегрируются вскоре после него.

Источник

Elena Schuvalova
Консультация для воспитателей «Сенсорно-моторное развитие детей дошкольного возраста»

Автор: Шувалова Елена Алексеевна

Сенсорно – моторное развитие детей дошкольного возраста.

Сенсорно — моторное развитие – это воспитание, которое направлено на формирование представлений об окружающем мире. Это основа развития ребенка, которая служит для познания мира, первая ступень которой — чувственный опыт. Успех умственного, физического, эстетического развития ребенка зависит от уровня его сенсорного и моторного развития и воспитания, от того, насколько совершенно ребенок видит, слышит, качественно может переработать информацию, выражает свои впечатления и размышления в речи.

В основе сенсорно – моторного развития лежит высший психический процесс – восприятие. Восприятие – интегрированное отражение всей совокупности свойств предметов и явлений. Процесс восприятия тесно вязан с речью, памятью, представлением, мышлением. Ощущение и восприятие – процессы отражения предметов и явлений окружающего мира. Отражение возникает при воздействии на организм ребенка отдельных свойств предметов (цвета, звука, вкуса, запаха, двигательных стимулов). Недоразвитие данных психических процессов имеет место у детей с задержкой психического развития. У них замедлены процессы восприятия, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому необходимо развивать у детей процессы ощущения и восприятия. На занятиях по рисованию, в играх, на прогулках, в труде необходимо обращать внимание ребенка на те или иные свойства предметов, учить вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы на ощупь. Процесс узнавания – более сложный этап восприятия, тесно связанный с памятью, мышлением, речью. Очень важно, чтобы восприятие ребенка всегда было осмысленным.

В процессе предметной и игровой деятельности у детей необходимо развивать умение сравнивать, устанавливать размеры предметов, определять их форму, цвет, пространственные взаимоотношения. Данному развитию способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры, физические упражнения. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать игры с фишками, с попаданием в цель различных предметов, игры в теннис. Для развития восприятия пространства, величины, формы, расстояния,местоположения и пространственных отношений между предметами используются специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины и формы; развитие представлений о цвете; развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха. Такие занятия являются необходимыми для развития у ребенка предпосылок к обучению грамоте; следующие упражнения — узнавание геометрических фигур. Так, же очень важным является формирование зрительно – тактильного восприятия, когда ребенок узнает геометрическую фигуру на ощупь, а потом рассматривает ее; следующий вид упражненийбольшие затруднения в обучении из-за несформированности у них пространственных представлений, с трудом усваивают такие понятия, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «сзади», «сбоку», «спереди», «между» и т. п. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от его уровня сенсорно – моторного развития, потому что данное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорно – моторного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает.

Сенсорно – моторное развитие неотъемлемая часть друг друга, что составляет фундамент умственного развития ребенка.

Сущность развития заключается в постепенном вхождении ребенка в человеческую культуру через овладение специфическими средствами «орудий ума».

Литература.

1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

2. Пономарева Н. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Источник

ПЛАН

1. Начальный этап в сенсорно-перцептивного развития ребенка

2. Особенности сенсорно-перцептивного развития ребенка раннего возраста

3. сенсорно-пецептивний развитие ребенка от 3 до 7 лет.

3.1. Формирование сенсорных эталонов в процессе ориентирующих действий

3.2. Развитие наблюдения — целенаправленного восприятия

4. Развитие различных видов восприятия ребенка от рождения до 7 лет

Литература

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет — форма — количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Пер. с нем. под ред. В. В. Юртайкин. — М .: Просвещение, 1984. —

64 с.

2. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М .: Просвещение, 1964. — 304 с.

3. Артемова Л. В. Учись играя. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М .: Томирис. — 112 с.

4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М .: Прогресс, 1979.

— 320 с.

5. Венгер Л. А .., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. / Под ред. Л. А. Венгера. — М .: Просвещение, 1988. — 144 с.

6. ВетлугинаН. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1978. — 252 с.

7. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие / Под ред. А. В. Запорожца. — М .: Просвещение, 1967. — 324 с.

8. Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психолог. труды: В 2 т. — М., 1986. Т. 1. — С. 91-99.

9. Ендовицкая Т.В., Зинченко В. П., Рузская А Г. Развитие ощущений и восприятий // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964. — С. 13-71.

10. Люблинская А. А. Детская психология. — М .: Высшая школа, 1974.

— С. 114-153.

11. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М .: Педагогика, 1983.- 160 с.

12. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 1970. — № 3. — С. 36-41.

13. Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 1972. — № 2. —

С. 48-55.

14. Проскура Е. В., Шибицкая Л. А. Как учит самых маленьких.

— М .: Сов школа, 1987. — 112 с.

15. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. — М .: Педагогика, 1986. — 223 с.

16. Репина Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги // Вопросы психологии. — 1960. — № 5. — С. 115-124.

17. Рихтерман Т. Д. Формирование представлен в времени у детей дошкольного возраста. — М .: Просвещение, 1991. — 47 с.

18. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. — М., 1965.

19. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М .: Изд. центр «Академия», 1997. — С. 141-157.

Начальный этап в сенсорно-перцептивного развития ребенка

Ощущение и восприятие — начальный момент познания, его называют также сенсорно-перцептивной сферы личности. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем.

Ощущение — это элементарный психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего, а также состояний внутренних органов при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Наиболее распространена классификация ощущений по органам чувств. предложенная Аристотелем: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. В наше время осязательные разделяют на тактильные (давления) и температурные. Выделяют промежуточные между тактильными и слуховыми — вибрационные, что имеют место, когда мы распознаем музыку, держа руку на громкоговорители. Общие для всех анализаторов — болевые, которые не имеют специфического рецептора.

Восприятие — это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств. В отличие от восприятия, ощущения позволяет отображать только отдельные свойства предметов и явлений.

Как и ощущение, восприятие возникает только при непосредственном воздействии на анализаторы. Переход от ощущения к восприятию означает более полное и сложное отражение предметов.

Образ восприятия выстраивается благодаря активности человека. Неточности и ошибки в функционировании отдельного анализатора исправляются и уточняются с помощью слаженной работы других. В результате человек получает образ, адекватный действительности.

Виды восприятия различают по: 1) конкретным содержанием объекта (восприятие текста, искусства, природы, учебного материала); 2) формами существования материи (времени, пространства, движения); 3) ведущим анализатором (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное, кинестетического или двигательное).

Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания.

На протяжении дошкольного детства сенсорно-перцептивный развитие ребенка проходит важные этапы, во многом определяют познавательную деятельность человека в целом. Ряд психологических и психофизиологических исследований (Денисова Н. М., Фигурин Н. Л., еще-лованов Н. М., Аксарина Н. М., Голубева Л. Г., Кистяковский М. Ю. и др.) Раскрывают, как происходит сенсорно-перцептивный развитие в младенческом возрасте.

Для понимания закономерностей развития сенсорно-перцептивной сферы младенца важно принять во внимание, что его моторное развитие отстает от развития анализаторов. Ограниченность двигательных возможностей младенца сдерживает и развитие чувства и восприятия, потому что, как уже отмечалось выше, эти процессы носят активный характер и на основе движений анализаторов формируется адекватный перцептивный образ. Сразу после рождения ребенок осуществляет хаотические, неуправляемые движения ручками, ножками, не может держать головку, останавливать взгляд подобное.

Первые ощущения тесно связаны с эмоциональной сферой ребенка. За реакциями новорожденного на различные зрительные раздражители заметно, что он различает среди них неприятные и приятные. Приятные раздражители вызывают хотя и непродолжительное сосредоточения, ребенок как бы «замирает». Неприятные — порождают беспокойство, попытки блокировать поступление сигналов из окружения: закрывает глаза при очень ярком свете, отдергивает ручку от холодного, горячего, начинает плакать и тому подобное.

Движения глаз развиваются постепенно, остановить взгляд новорожденный не может, только к концу первого месяца он может сосредоточить его на несколько секунд. Лучше ребенку дается отображения движущихся предметов. Уже в конце первой декады жизни малыш прослеживает глазами движущийся предмет. Появление в 2-3 недели конвергенции глаз позволяет ребенку лучше различать предметы на разном расстоянии от анализатора. Расстояние эта постепенно растет: в 4-5 недель составляет 2-4 м, в 3 мес. — 4-7 м. С 6-10 недель возникают круговые движения глаза, позволяющие ей прослеживать предмет, который движется по кругу.

Слуховой анализатор малыша также от рождения полностью готов к функционированию. На первом месяце жизни малыш сосредотачивается на голосе взрослого, приятных, тихих мелодических звуках. Новорожденный не любит громких, резких звуков: вздрагивает, беспокоится, плачет. От шума ребенок легко просыпается. Первые игрушки ребенка — звуковые, они привлекают малыша своей способностью выдавать звук в результате определенных действий с ними: потрясти погремушку. Между зрительным и слуховым анализаторами постепенно устанавливаются связи: в 2-4 месяца ребенок начинает возвращать лицо к источнику звука (голос взрослого, игрушка).

Развитие сенсорно-перцептивной сферы не только опирается на развитие моторики ребенка, но и способствует последнем. Стремление ребенка рассмотреть, прислушаться развивает как анализаторные мышцы, так и движения всего тела, до 3-х месяцев они становятся лучше управляемыми, плавными, свободными. Интенсивно развивается осязательный анализатор, способствуя появлению действия хватания. Сначала рука ребенка случайно наталкивается на предметы, расположенные рядом (кубик, погремушка, платок), захватывает их, вызывая радость малыша. С 5 месяцев хватание становится более точным, направленным на определенный предмет. Ребенок может свободно достать, схватить и удержать подвешенную игрушку, или взять ее из рук взрослого. Достаточно часто наблюдаются ложные движения, в 8 месяцев их становится меньше, в 12 месяцев ребенок сразу захватывает нужный предмет, находящийся на определенном расстоянии от нее.

В дальнейшем хватания значительно совершенствуется. До 8 месяцев ребенок удерживает предмет, прижимая его пальцами к ладони. Пальцы еще не получили достаточной гибкости, в движениях ребенка выступают как единое целое. К концу 1-го года возникает и совершенствуется способность захватывать и удерживать предметы пальцами. Роль пальцев при этом дифференцируется. Особенно важно противопоставление большого пальца остальным. До 10-11 мес. ребенок заранее складывает пальцы в соответствии с формой и величины предмета, который хочет взять: для мячика растопыривает и округляет пальцы; для карандаша — составляет их пальцем. Чтобы приспособить свою руку к предмету, ребенок должен учитывать его форму, воспринимает на зрение. Зрение при этом направляет движения ребенка, возникают зрительно-двигательные координации. Развития последних способствуют манипуляции ребенка с предметами.

Совершенствование хватания предметов из 6-ти месяцев приводит к манипуляций ребенка с ними. Удерживая предмет, ребенок возвращает его различными сторонами, бьет об пол, сжимает, бросает, трясет, переводит. Ее зрительные анализаторы направленные на разглядывание, прислушивания, вкушение на вкус. При этом ребенок ориентируется в пространстве: например катит мячик в ту сторону, где нет препятствий на пути. В процессе манипуляций ребенок узнает о различных свойствах предметов — форму, величину, чащу, вес, упругость, температуру, устойчивость и др. Обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к их свойствам и о том, что теперь предметы начинают выступать как нечто постоянно существующее в окружающем мире, с неизменными свойствами. В 9-10 месяцев ребенок ищет пропавшие из поля восприятия предметы, следовательно, понимает, что предмет находится в другом месте.

Развитие зрительного восприятия ускоряет понимание речи ребенком. Взрослый показывает предмет и спрашивает: «где …?» Создается связь между предметом, действием с ним и словом взрослого, который оказывается в поиске малышом предмета в ответ на просьбу взрослого «покажи, где?».

ВЫВОДЫ об особенностях сенсорно-перцептивного развития в младенческом возрасте:

— Ведущую роль в развитии сенсорно-перцептивной сферы играют зрение и слух;

— Развитие сенсорно-перцептивной сферы зависит от уровня развития моторики и способствует последнем;

— Развитие моторики, в частности действия хватания, приводит к интенсивному манипулирования предметами, становится условием их восприятия;

— Адаптации руки к захвата предмета в соответствии с его формы свидетельствует о выделении ребенком формы и размера предметов;

— Развиваются межанализаторных связи — зрительно-слуховые и зрительно-двигательные координации;

— Начинает формироваться первая познавательная действие — обследование предметов.

Источник