Влияние загадок на развитие ребенка

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки не спутаешь ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

 О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Ведь загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Она основана  на сходстве и отрицании сходства между предметами. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Загадки — отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе  можно предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении.

Но загадки можно использовать не только в начале, а также и в процессе деятельности  и в ее завершении. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

•        воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

•        стимуляция умственной активности;

•        развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

•        расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

•        развитие сенсорной сферы.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

•        загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

•        загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

•        загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

•        загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием.

Методика обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Читайте также:  Центр развития ребенка рыжий кот

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1. «Какой? — Что бывает таким же?».

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

— Какой самовар по цвету? — Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

— Какой самовар по действиям? — Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

— Какой он по форме? — круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий — монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели «Какой — Что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2. «Что делает? Что (кто) делает так же?»

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же

          Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

— Что делает ежик?

— Пыхтит, собирает, семенит.

— Пыхтит как кто или что?

— Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).

— Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).

— Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).

— Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).

— Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).

— Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Пыхтит

Новенький паровозик

Собирает

Хорошая хозяйка

семенит

Ребёнок, который учится ходить

ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».

Что делает?

        Что (кто) делает так же?

Пыхтит

Сломанный чайник

Собирает

Жадина

Семенит

Старый гном

Модель 3. «На что похоже? Чем отличается?»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

— На что похож гриб? — На мужичка.

— А чем отличается от мужичка? — У гриба нет бороды.

— Еще на что похож? — На дом, но без окон.

— А еще на что похож ? — На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или “На”, «Но на» или “Но без”.

На что похоже?

Чем отличается?

Мужичок

Нет бороды

Дом

Нет окон

Зонтик

Тоненькая ручка

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.

Список литературы.

1.        Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.

2.       Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

5.        Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

6.        Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.

7.        Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7

8.        Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.

9.        Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

10.        Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7

11.     e/23105.htm а.а. нестеренко страна загадок

Источник

Консультация для воспитателей:

«Влияние загадок на развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

                                                      План

  1. Определение загадок
  2. Виды загадок
  3. Роль загадок в развитии и воспитании ребенка
  4. Место загадок в учебно-воспитательном процессе
  5. Обучение составлению загадок
  6. Список литературы

Определение загадок

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в

предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные

признаки предметов или явлений. 

Слово «загадка» образовано от слова «гадать» которое обозначает «думать», «размышлять». Загадка – это вид народного или авторского творчества, в котором один предмет изображается через другой, имеющий с ним какое – нибудь, хотя бы отдаленное, сходство. На основе которого нужно отгадать задуманный предмет. Загадка — настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.

Виды загадок

Существует несколько видов загадок. В зависимости от того как загадки составлены, их можно разделить на:

Читайте также:  Какие витамины нужны для роста и развития ребенка

Прямые загадки

Рифмованные загадки

Загадки – обманки

Загадки на смекалку

Загадки – шарады

Метаграммы

Логорифы

А теперь поподробнее о каждом виде загадок:

Итак, самый первый и самый простой вид загадок – он так и называется простые загадки. Простые загадки – это загадки в которых с помощью иносказаний, прямых или косвенных черт описывается заданный предмет или явление. (Пример – Хозяин леса неуклюжий наступает всем на уши — медведь)

Второй вид – это загадки рифмовки. Отгадывать такие загадки намного легче чем завуалированные народные (простые загадки). Ведь достаточно внимательно послушать рифму и нужное слово само просится на язычок. (Пример — Ты весь мир обогреваешь ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все …солнце)

Третий вид – загадки-обманки. Они тоже рифмуются, но вот только отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. (Пример – кто грызет на ветке шишку, ну конечно это…белка)

Загадки на смекалку – это особый вид загадок, в решении которых не помогут ни жизненный опыт, ни знания, ни рассуждения. Что бы найти ответ нужно просто догадаться. (Пример — Может ли страус назвать себя птицей. Ответ: нет-страусы не разговаривают.)

Шарада – это загадка, составленная в стихах. В ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из частей представляет собой самостоятельное слово, обычно односложное. (Пример – Первое слово над чайником тает, второе у папы растет над губой. А целое ветер морской надувает и в плаванье нас приглашает с тобой.)

Метаграммы – это слова, отличающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. (Пример — Я живу в дупле в лесу, грызть орешки я люблю. Если сменишь «Е» на «У», я твой голод утолю. «Белка-булка»)

Логориф – это такая загадка по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания одной буквы или слога. (Пример — Вдоль по проволоке мчусь ночи я и дни, а с конца меня прочтут – тигру я сродни. «ток-кот»)

Однако существует и еще одна классификация загадок. По которой все загадки делятся на 3 вида – это загадки – иносказания, загадки – описания, загадки – вопросы. Приведу пример: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слёзы проливает». «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». «Кто на себе свой домик носит?».

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для

решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

— загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления

(величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение)

— загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе

(выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое).

Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

— загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам

нужно восстановить целостный образ предмета;

— загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении

предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с

указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с

другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии

достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки.

Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют

сходство, общие черты в предметах и явлениях, на первый взгляд далеких друг от

друга.

Роль загадок в развитии ребенка

Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение”. Загадка является одним из средств всестороннего развития ребенка. И в силах воспитателя сделать загадки не просто забавой, а весёлым, но вполне серьезным занятием. Загадки содержат в себе информацию, основываясь на которой, ребенок должен ответить на задуманный вопрос. Главная особенность загадки в том, что она представляет собой логическую задачу. И отгадать загадку — значит совершить сложнейшую логическую операцию. Использование загадок в работе с детьми побуждает   ребенка думать, логически мыслить, а это и есть основа развития мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления.   С помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.

Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей. Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, формируют у детей навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания, монологической речи.

 Загадывание и отгадывание загадок увлекательный процесс. Кроме того, сочинение загадок — это творчество, доступное даже 4 — 5-летним детям.

 Таким образом, загадка — это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности, позновательного интереса; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения – интеллекта; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

развитие сенсорной сферы. Развитие творческих способностей. Чувство юмора.

Уверенность в себе, преодоление застенчивости. Формирование партнерских отношений. Развитие эстетических чувств, любовь к родному языку.

Место загадок в учебно-воспитательном процессе

В работе с детьми по отгадыванию загадок необходимо выполнять некоторые методические рекомендации.

Перед загадыванием загадок необходимо с детьми изучить как можно больше признаков загадываемого объекта. Так, например, если дети не знают основных признаков моркови и где она растет, они не смогут отгадать про нее загадку.

Загадки должны соответствовать возрасту и развитию детей и должны быть доступны для восприятия.

Очень важно, чтобы дети не механически запоминали отгадки, а понимали логическую цепочку отгадки. Для этого воспитателю необходимо побудить детей к рассуждению. Вспомнить основные признаки, характеристики загаданного предмета.

Воспитателю необходимо систематически проводить работу по развитию монологической речи и навыков доказательной речи, что развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Современного ребенка трудно чем-то удивить, вот тут-то и может пригодиться загадка. От воображения и организации воспитателя зависит, насколько увлекательным будет процесс отгадывания загадок. Важно организовать занятие так, что бы ребенку было не скучно, а интересно. Ведь всем известно: чем ребенку интереснее, тем больше предоставленной информации он усвоит.

Читайте также:  Развитие ребенка в период раннего онтогенеза

 Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание

загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и

явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа

использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития

речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их

небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок

сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное

воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты

питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства

предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых

отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика

загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях

природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана

полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с

простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать

загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия

труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются

более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и

др.

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее

отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе мы

можем предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В

подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более

подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы

фольклора вносят определенную «живинку» в занятия, они заставляют по-новому

взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно

примелькавшихся вещах.

Воспитатели предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе

деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы,

сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети

приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом

своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая

закрепить в сознании детей признаки предмета.

Работа по разгадыванию загадок может проводиться как в группе с коллективом детей, так и дома с родителями. Так, например, в группе можно проводить классическое занятие с использованием загадок.  А можно привлечь детей к театрализованному изображению загадок. Так называемые «Загадки без слов». На таком занятии дети сами с помощью мимики, жестов, движений должны загадать загадку. В этом случае развивается не только все перечисленные ранее навыки, но и задатки театрализованной деятельности. Этюды по обыгрыванию загадки развивают такие психические качества как: воображение, восприятие, внимание, мышление, а также исполнительские навыки. Еще как вариант работы с загадками можно использовать художественное творчество. Разгадав загадку, дети должны не сказать отгадку, а нарисовать (или слепить) её. В этом случае наряду с мыслительной деятельностью развивается еще и творческие способности детей.

Составление загадок.

     Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с

трудом придумывают загадки по образцу. Но чем больше эта

работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим

желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется учить

детей придумывать загадки на все изучаемые объекты: овощи, фрукты, животных, вещи, мебель и т.д. Детям очень нравится вид этой

творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные

альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.

      Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их

отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким

образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов.

При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями.

Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на

конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог

через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей

группы просто вспоминает ответ.

         Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять

собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного

возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить

составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются

все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого

творчества.

                           Методика обучения составлению загадок.

         Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом:

 Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления

загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

— На что похож гриб? — На мужичка.

— А чем отличается от мужичка? — У гриба нет бороды.

— Еще на что похож? — На дом, но без окон.

— А еще на что похож ? — На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или “На”, «Но на» или “Но без”.

На что похоже?

Чем отличается?

Мужичок  —  Нет бороды

Дом  —  Нет окон

Зонтик  —  Тоненькая ручка

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом,

но без окон; как зонтик, но на толстой ножке». 

Список литературы:

1.   Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному    языку дошкольников. -М.: Академия, 2000

2.  Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. 3.  3.  Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.

4.  Нестеренко А.А Страна загадок.  – М.: ИГ «Весь», 2017

Источник