Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;

2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

4-й – школьный.

Итак, первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух).Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7 – 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 – 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно – смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» —Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков , реже – дефекты смягчения, озвончения.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 г. достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Читайте также:  Наследственность и развитие ребенка

К.Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой — нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

— быть психически и соматически  здоровым;

— иметь нормальные умственные способности;

— иметь нормальный слух и зрение;

— обладать достаточной психической активностью;

— обладать потребностью в речевом общении;

— иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления. [Филичева 1989: 22-26]

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций: а)функцию обозначения окружающих человека предметов и явлений, б) функцию обобщения (обозначая воспринимаемое явление в слове, человек абстрагируется от ряда конкретных его признаков и закрепляет в слове общее, характерное для них, например, в слове дерево включено то общее, что характерно для березы, ели, липы и др.); в) функцию общения (коммуникативную); при помощи речи человек передает другим свои знания, мысли и одновременно выражает свое отношение к сообщаемому, свои эмоции, этим передающий может воздействовать на слушателей, побуждая их к тому или иному действию. [Правдина 1973: 272]

Источник

                                                                  Представлена

 на педагогический совет №4

                                                                     29 марта 2018 г.

Информация на тему:

«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста»

                                                                                                       Составил: воспитатель высшей

                                                                                                          квалифицированной категории

Олейникова Татьяна Анатольевна

Особенности речевого развития детей.

Без речевого развития невозможно говорить о полноценном развитии ребёнка вообще. Речь  включает в себя несколько составляющих:

  1. Фонетико-фонематическая (звуковая культура речи);
  2. Лексическая (словарь);
  3. Грамматический строй речи;
  4. На протяжении всего дошкольного возраста связная речь развивается в направлении от диалогической к монологической речи.
Читайте также:  Условия которые обеспечивают нормальное развитие ребенка

Проследим особенности и усложнения по звуковой культуре от 2 младшей  до старшей группы.

2 младшая группа.  Речь характеризуется своим несовершенством, нечетка, характеризуется общей смягченностью,  многие звуки не произносятся, но это не значит, что с детьми не стоит заниматься.

  1.  Лучшим приемом является  образец  речи воспитателя, а не замечания.
  2. Произношением большинства согласных звуков дети овладевают, повторяя различные звукоподражания: «му», « ква», «пи-пи-пи», «квох-квох»  и др. При произнесении таких подражательных упражнений можно решать задачи  формирования силы голоса, темпа речи, интонационной выразительности.
  3. Для закрепления звука в словах и фразовой речи используются специальные приёмы: показ инсценировок, проговаривание детьми в игровой ситуации отрывков из программных стихотворений, повторение чистоговорок, шуток, песенок.
  4. Часто дети не произносят или неправильно произносят шипящие (ш, ч, щ, х), свистящие (с, з, ц), сонорные (р, л). это вполне допустимо. Но упражнения очень нужны: ветер ш-ш-ш, мотор р-р-р, часы тик-так, насос- с-с-с.

Средняя группа. Основной задачей  является развитие правильного звукопроизношения и хорошей дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, темпа речи.

Дети произносят в основном все звуки. Если ребёнок нечетко  произносит шипящие, свистящие и сонорные — нужно уделить этому внимание.

  1. Для этого подобрать чистоговорки, стихи, считалки.
  2. Эффективно упражнение в форме игры «Мамина сумка» (выбрать продукты, в которых есть звуки «к» и «кь», выбрать игрушки, в названиях которых есть звуки «с» и «сь»).
  3. Если ребенок с трудом слышит звук, то даётся  такое упражнение: в каком слове слышится звук  «р» в слове мак или рак.
  4. Ребенок  4 лет очень восприимчив к ритмико-слоговой структуре слов, что может подобрать «слова-друзья»: свечка-печка,   галка-палка, норка-корка.
  5. Развитое речевое дыхание позволяет катать карандаш, выдувать мыльные пузыри, вертушку в движение приводить.
  6. Звукоподражают жуку, комару, мотору, водичке и др.
  7.  Хорошо развит слуховой аппарат, поэтому они произносят слова громко-тихо, медленно-быстро, протяжно.
  8. И, наконец, дети используют интонационную выразительность, читают по ролям.
  9. Они различают слово и звук. Готовя наглядный материал, педагогу следует подбирать игрушки и предметы, в названиях которых отрабатываемый звук находится в начале (в середине, в конце) слова: сова – оса – ус; произносится твёрдо и мягко: угол – уголь, зонт – зебра. Эффективны игровые упражнения,   сходные по звучанию слова,  проговорить недостающий звук    …омашка,  …осмонав… и др.).

Старшая группа.   Дети этого возраста способны произносить четко трудные звуки, шипящие, свистящие, сонорные. Если недостатки устойчивые,-  включается в работу логопед.

  1. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети различают определенные группы звуков.
  2. Свободно выбирают средства интонационной выразительности: грустно, весело, торжественно могут читать стихи.
  3. Дети понимают и могут регулировать громкость голоса, громко отвечать на занятиях, говорить тихо в помещении.
  4. Хорошо развито речевое дыхание, протяжно произносят гласные и согласные звуки.
  5. Кроме того, дети владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Если нет, то брать чтение по ролям.
  6. Если ребенок не видит своих недостатков, то используют упражнения, которые способствуют устранению дефектов речи.

Грамматический строй речи.

2 младшая группа.  Ребёнок 4 лет активно осваивает грамматические формы речи. Если ребёнок ошибается, то это скорее свидетельствует о его самостоятельности в построении слов, что нормально.  Это относится:

  1. К употреблению единственного и множественного  числа (посуда, одежда, игрушки).
  2. Использованию в речи существительных, обозначающих детёнышей животных (это даётся не сразу): лев-львёнок, заяц-зайчонок, корова-коровёнок, собака-собачонок. Как правило, малыш действует по аналогии с предыдущим образцом, поэтому необходима системность в проведении упражнений, которые помогут ребёнку запомнить  правильное словоупотребление.
  3. Допускают ошибки в согласовании прилагательного и существительного. Этому помогают вопросы  «какая?», «какой?» корова, ветер, окно, яблоко. Что бывает таким? Зеленым, красным, круглым и т.д. Если ребёнок не отвечает, то причиной может быть незнание самого слова, ведь словарь ребёнка ограничен.
  4. Согласование глагола  и существительного в роде (Кто пришел в теремок?» — мышка пришла, лягушка пришла, медведь пришёл и т.д.).
  5. Употребление предлогов  с  помощью  игрушек и действий с ними. Куда прыгнул зайчик? На стул.
  6. В употреблении существительных мн. числа в род. и вин. падежах: матрешек, ленточек, одеял, полотенец и т.д.

Средняя группа.  Дети средней группы также ошибаются, но уже начинают использовать грамматические правила

  1. Начинают использовать грамматические правила на интуитивном уровне (сахарница, конфетница, но солонка, масленка и т.д.)
  2. Дети часто употребляют в речи неологизмы — детские слова:  откнопил, оконистый, желтик, пиписон, шпагатист и т.д. На первый взгляд кажется, что дети безграмотны. На самом деле это пример словотворчества,  это нормально, освоение родного языка.
  3. Дети могут уже усвоить согласование слов в предложении: веселый, пушистый, ласковый, мяукает – это котёнок. Но красивая, нарядная, любимая — кукла.  Многие ошибаются, так как не ориентируются  на согласование.
  4. Для активизации словаря эффективно использовать следующие методические приёмы:

— вопросы к детям, требующие ответа – констатации (что? где? почему? зачем?);

— косвенный подсказ известного ребёнку слова («Красная Шапочка верила волку. Она была …» — «Доверчивая»).

Дидактические упражнения:

— «Добавим слово» (гриб – грибочек, сын – сыночек, цветок – цветочек и т.п.);

— «Как назвать вторым словом?» (морковь – овощ, чашка – посуда, шуба – одежда);

— «Что это может быть?» (сделана из дерева – ложка, матрёшка, пирамидка; можно пришить – пуговицу, кнопку; можно есть – хлеб, огурец, яблоко).

Старшая группа:

  1. Дети активно занимаются словотворчеством, создавая множество неалогизмов. Плохо, если этими детьми не занимаются;
  2. Дети овладевают синтаксической стороной речи, учатся анализировать, устанавливают причинно-следственные связи, обобщать. Этому способствуют вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Для  чего?»;
  3. Учатся образовывать слова с помощью суффиксов: хоккеист, футболист, машинист, мотоциклист и т.д.
  4. Учить детей заканчивать фразы   «я полагаю, что сейчас осень, так как….. потому что…»
  5. Пользуются прямой и косвенной речью;
  6. Согласовывают прилагательные с существительным   в роде, числе, падеже;   правильно употребляют существительные единственного и множественного числа  в родительном падеже. Часто встречаются ошибки:  чулков, ботинков, тапочков и т.д.
Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по изо

Лексическая сторона речи.

2 младшая группа. Развитие речи  немыслимо без расширения словаря. Дети этого возраста непочемучки. И вас  не должно беспокоить отсутствие вопросов. Чтобы познать окружающий мир, мы задаем вопросы, создавая ситуации. Задаем конкретный вопрос:   мяч большой или маленький? Есть вопросы, побуждающие, чтобы получить  правильный ответ и пополнить словарь (когда знаешь  заранее,  что у детей в активном словаре слова нет). Например, бумагу режут ножницами? Кашу едят ложкой? А затем уже вопрос чем режут, едят? Обогащаем словарь детей, связывая с расширением личного опыта, познанием окружающего мира, используем повседневную жизнь. Чтобы новое слово запомнилось ребёнку, стало достоянием его активного словаря, необходимо создать условие для многократного повторения: вслед за воспитателем, в ответ на его вопрос, при заучивании стихотворения и т.п.

Средняя группа:

  1. Развитие  словаря в средней группе связано с вычленением в предметах свойств, качеств, деталей, частей, при этом ребёнок опирается на наглядность.
  2. Подбирают действия к предмету. Собака- лает,  кусает,  бегает.
  3. Трудно детям подбирать и запоминать антонимы, но вопрос поможет детям дать ответ слон-сильный, а мышонок- слабый.
  4. Дети  способны обобщать: посуда, мебель, одежда, но затрудняются классифицировать животных на диких и домашних; посуду на столовую и чайную. Только  тогда, когда дети смысл поймут, тогда переходить к обобщению. Слова хорошо накапливаются, когда понятен их смысл.
  5. Дети могут сравнивать сходство и различия.

Старшая группа:

  1. Углубляются и уточняются познания об одном и том же предмете  (предмет может быть сделан из стекла, дерева, металла), знакомятся с его частями, деталями (дом и его части).
  2. Свободно пользуются обобщающими понятиями, группируют предметы в категории по родовому признаку. Ребенок легко справляется с заданием: роза, гвоздика, ландыш – это цветы.
  3. Исключают четвертый лишний, обобщают через противопостановление: платье-одежда, а босоножки?
  4. Подбирают синонимы, антонимы, более точные выражения.
  5. Упражняются в употреблении слов многозначных: бежит человек, бежит время, свежий хлеб — свежая газета.

Связная речь.

2 младшая группа:

  1. Ребенку свойственна диалогическая речь. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Обычно ребёнок начинает сказку, а закончить не в состоянии- помочь ему вопросами.
  2. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме в виде предложения, короткого рассказа, его надо учить наблюдать, выделять главное и существенное в предметах и явлениях, устанавливать между ними временные и причинно-следственные отношения. Вопросы зачем? почему? когда? как?, которые задаёт воспитатель, требуют от ребёнка развернутого высказывания.
  3. Речь воспитателя – это образец. Ребенок копирует дословно. Постепенно уводить ребенка от копии, побуждая к самостоятельному рассказыванию.
  4. Дети с удовольствием рассказывают персонажу. Концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение ребёнка с игрушкой (подвигать утёнка, дать зайцу морковку и т.п.). Это вызывает у ребёнка желание рассказывать и воспитывает нравственные качества.
  5. Если ребенок не может выполнить ваше поручение: пойди, принеси, позвать, пояснить, не понимает смысл сказанного, значит — это сигнал неблагополучия. Показателем полноценного речевого развития и общения является инициативная речь ребенка.

Средняя группа. 

  1. Со средней группы начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи. У детей воспитывают умение составлять описания игрушек и предметов, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты.
  2. Первые самостоятельные рассказы детей, как правило, содержат 2-3 предложения. К концу годы их объём увеличивается до 5-8 предложений и отличается последовательностью изложения.
  3. Ввиду того, что на пятом году жизни ребёнок ещё не может надолго удерживать в памяти мотив действий, их последовательность, педагог должен использовать различные формы подсказов и напоминаний («Дополни рассказ товарища…», «Хочешь, мы тебе поможем?»). Очень важно чтобы после дополнений ребёнок повторил свой рассказ ещё раз. В большинство случаев повторный рассказ оказывается содержательнее первого, паузы между фразами становятся менее длительными.

Старшая группа. 

  1. В рассказе дети способны использовать синонимы, антонимы, утверждения.
  2. Могут применять образец рассказа воспитателя, не целиком, а для подражения.
  3. Полно, выразительно передавать содержание картины.
  4. По серии картинок, изложив завязку, кульминацию и развязку, а также выйти за пределы, выразить свое отношение  к содержанию.
  5. К одной и той же картинке с разными задачами можно обращаться несколько раз.
  6. Дети могут заметить  наряду с главными, несуществующие детали.
  7. Если ребенок может понятно, связно, интересно рассказать- это высокий уровень, но чтобы этого уровня достичь, нужны впечатления, обогащение словаря, запоминание.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Речь воспитателя должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т.д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как её недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочёты словоупотребления.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми, т. е. старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

Источник