Влияние среды на становление и развитие личности ребенка

Влияние среды на становление и развитие личности ребенка thumbnail

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé âëèÿíèÿ ñîöèàëüíîé ñðåäû íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè. Àíàëèç ïîíÿòèÿ «ñîöèàëüíàÿ ñðåäà» — îáùåñòâåííûé ñòðîé, ñèñòåìà ïðîèçâîäñòâåííûõ îòíîøåíèé, ìàòåðèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè. Âëèÿíèå ñðåäû íà ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ òî÷êè çðåíèÿ ïåäàãîãèêè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß È ÍÀÓÊÈ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ

ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÀÃÅÍÑÒÂÎ ÏÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÞ

ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ

×ÅÐÅÏÎÂÅÖÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ

Èíñòèòóò Ïåäàãîãèêè è Ïñèõîëîãèè

Êàôåäðà ïåäàãîãèêè è ìåòîäèêè íà÷àëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

Ðåôåðàò

Òåìà:

«Âëèÿíèå ñðåäû íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè»

Âûïîëíèëè: Òèøêîâà À. Ä. è Ïàâëîâà À. Â.

Ïðîâåðèëà: Áóðîâà Ë. È.

×åðåïîâåö 2010

×åëîâåê ñòàíîâèòñÿ ëè÷íîñòüþ òîëüêî â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè, ò. å. îáùåíèÿ, âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà äóõîâíîå, ñîöèàëüíîå, ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðîèñõîäèòü íå ìîæåò. Ðåàëüíàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü, â óñëîâèÿõ êîòîðîé ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, íàçûâàåòñÿ ñðåäîé. Íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè âëèÿþò ðàçíîîáðàçíûå âíåøíèå óñëîâèÿ, â òîì ÷èñëå ãåîãðàôè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå, øêîëüíûå, ñåìåéíûå. Ïî èíòåíñèâíîñòè êîíòàêòîâ âûäåëÿåòñÿ áëèæíÿÿ è äàëüíÿÿ ñðåäà. Êîãäà ïåäàãîãè ãîâîðÿò î âëèÿíèè ñðåäû, îíè èìåþò â âèäó ïðåæäå âñåãî ñðåäó ñîöèàëüíóþ è äîìàøíþþ. Ïåðâóþ îòíîñÿò ê îòäàëåííîìó îêðóæåíèþ, à âòîðóþ ê áëèæàéøåìó.  ïîíÿòèå «ñîöèàëüíàÿ ñðåäà» âõîäÿò òàêèå îáùèå õàðàêòåðèñòèêè, êàê îáùåñòâåííûé ñòðîé, ñèñòåìà ïðîèçâîäñòâåííûõ îòíîøåíèé, ìàòåðèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè, õàðàêòåð ïðîòåêàíèÿ ïðîèçâîäñòâåííûõ è ñîöèàëüíûõ ïðîöåññîâ è íåêîòîðûå äðóãèå. Áëèæíÿÿ ñðåäà — ýòî ñåìüÿ, ðîäñòâåííèêè, äðóçüÿ.

Êàêîâî æå âëèÿíèå ñðåäû íà ôîðìèðîâàíèå ÷åëîâåêà? Åäèíñòâà â îöåíêå âëèÿíèÿ ñðåäû íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïîêà íåò. Îãðîìíóþ âàæíîñòü ñðåäû ïðèçíàþò ïåäàãîãè âñåãî ìèðà. Íå ñîâïàäàþò âçãëÿäû ïðè îöåíêå ñòåïåíè âëèÿíèÿ ñðåäû. Êàê èçâåñòíî, àáñòðàêòíîé ñðåäû íå ñóùåñòâóåò. Åñòü êîíêðåòíûé îáùåñòâåííûé ñòðîé, êîíêðåòíûå óñëîâèÿ æèçíè ÷åëîâåêà, åãî ñåìüÿ, øêîëà, äðóçüÿ. Åñòåñòâåííî, ÷åëîâåê äîñòèãàåò áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ òàì, ãäå áëèçêîå è äàëåêîå îêðóæåíèå ïðåäîñòàâëÿåò åìó íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка с нарушением зрения

Îãðîìíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, îñîáåííî â äåòñêîì âîçðàñòå, îêàçûâàåò äîìàøíÿÿ ñðåäà.  ñåìüå îáû÷íî ïðîõîäÿò ïåðâûå, ðåøàþùèå äëÿ ñòàíîâëåíèÿ, ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ãîäû æèçíè ÷åëîâåêà. Ðåáåíîê — îáû÷íî äîâîëüíî òî÷íîå îòðàæåíèå òîé ñåìüè, â êîòîðîé îí ðàñòåò è ðàçâèâàåòñÿ. Ñåìüÿ âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò êðóã åãî èíòåðåñîâ è ïîòðåáíîñòåé, âçãëÿäîâ è öåííîñòíûõ îðèåíòèðîâ. Ñåìüÿ æå ïðåäîñòàâëÿåò è óñëîâèÿ, â òîì ÷èñëå ìàòåðèàëüíûå, äëÿ ðàçâèòèÿ ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ. Íðàâñòâåííûå è ñîöèàëüíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè òàêæå çàêëàäûâàþòñÿ â ñåìüå.

Íûíåøíÿÿ ñåìüÿ ïåðåæèâàåò íå ëó÷øèå âðåìåíà. Ðàñò¸ò ÷èñëî ðàçâîäîâ, íåïîëíûõ ñåìåé, ðàñò¸ò è ÷èñëî ñîöèàëüíî îáåçäîëåííûõ äåòåé. Êðèçèñ ñåìüè, ïî ìíåíèþ ñïåöèàëèñòîâ, ñòàë ïðè÷èíîé ìíîãèõ íåãàòèâíûõ îáùåñòâåííûõ ÿâëåíèé, è ïðåæäå âñåãî ïåðâîïðè÷èíîé ðîñòà ïðåñòóïíîñòè ñðåäè íåñîâåðøåííîëåòíèõ. Ïîäðîñòêîâàÿ ïðåñòóïíîñòü â Ðîññèè äîñòèãëà óãðîæàþùèõ ðàçìåðîâ. Çíà÷èòåëüíîå ÷èñëî ïðàâîíàðóøèòåëåé â ñòðàíå ñîâåðøàåòñÿ ïîäðîñòêàìè è ìîëîäûìè ëþäüìè â âîçðàñòå 14-18 ëåò.

Øêîëà, êëàññ, äðóçüÿ — ñëåäóþùèé êîíöåíòð áëèçêîãî îêðóæåíèÿ ïîäðàñòàþùåãî ÷åëîâåêà. Èõ âëèÿíèå íà ñòàíîâëåíèå è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè âåñüìà çíà÷èòåëüíî. Îò ñèëû, óðîâíÿ è êà÷åñòâà âîçäåéñòâèÿ çàâèñèò, êàêèì ÷åëîâåê âûðàñòåò, íîñèòåëåì êàêèõ öåííîñòåé îí ñòàíåò.

×òî îêàçûâàåò áîëüøåå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà — ñðåäà èëè íàñëåäñòâåííîñòü? Ìíåíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ïî ýòîìó âîïðîñó ðàçäåëèëèñü. Ïðèâåðæåíöû òàê íàçûâàåìîãî áèîãåííîãî (áèîãåíåòè÷åñêîãî) íàïðàâëåíèÿ â ïåäàãîãèêå áåçóñëîâíîå ïðåäïî÷òåíèå îòäàþò íàñëåäñòâåííîñòè, à ñîöèîãåííîãî (ñîöèîãåíåòè÷åñêîãî, — ñîöèîëîãèçàòîðñêîãî) — ñðåäå. Ìíîãèå èññëåäîâàòåëè ïûòàëèñü óñòàíîâèòü òî÷íûå êîëè÷åñòâåííûå ïðîïîðöèè âëèÿíèÿ ñðåäû è — íàñëåäñòâåííîñòè íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà. Ðåçóëüòàòû î÷åíü ïðîòèâîðå÷èâû, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò ëèøü îá îäíîì: äîëÿ ó÷àñòèÿ èññëåäóåìûõ ôàêòîðîâ â ðàçâèòèè ðàçíûõ ëþäåé íåîäèíàêîâà. Âëèÿíèå ñðåäû, ïî îöåíêàì ïðåäñòàâèòåëåé ñîöèîãåííîãî íàïðàâëåíèÿ, ìîæåò äîñòèãàòü 90%; âëèÿíèå íàñëåäñòâåííîñòè, ñ÷èòàþò ñòîðîííèêè áèîãåííîãî íàïðàâëåíèÿ, îòíþäü íå ìåíåå çíà÷èìî: 80—90%. Áîëüøåå äîâåðèå âûçûâàþò âçâåøåííûå îöåíêè, èãíîðèðóþùèå êðàéíîñòè. Íàïðèìåð, àíãëèéñêèé ïñèõîëîã Ä. Øàòòëåâîðò (1935) ê ñëåäóþùåìó çàêëþ÷åíèþ ïî ïîâîäó âëèÿíèÿ îñíîâíûõ ôàêòîðîâ íà óìñòâåííîå ðàçâèòèå: èç ôàêòîðîâ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ

64% ïðèõîäèòñÿ íà íàñëåäñòâåííûå âëèÿíèÿ,

16% — íà ðàçëè÷èÿ â óðîâíå ñåìåéíîé ñðåäû,

3% — íà ðàçëè÷èÿ â âîñïèòàíèè äåòåé â òîé æå ñåìüå è

17% — íà ñìåøàííûå ôàêòîðû (âçàèìîäåéñòâèå íàñëåäñòâåííîñòè ñî ñðåäîé).

Ðàçóìååòñÿ, íàóêà ñòðåìèòñÿ ê òî÷íîñòè, ýòî å¸ öåëü. Íî âðÿä ëè äàæå ñàìûå ñêðóïóë¸çíûå âû÷èñëåíèÿ áóäóò ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâîâàòü äåéñòâèòåëüíîñòè. Ðàçâèâàåòñÿ êàæäûé ÷åëîâåê ïî-ñâîåìó, è «äîëÿ» âëèÿíèÿ íàñëåäñòâåííîñòè è ñðåäû ó êàæäîãî ñâîÿ.  êàêèõ ïðîïîðöèÿõ ïåðåïëåòóòñÿ äåéñòâóþùèå ïðè÷èíû, ê êàêîìó ðåçóëüòàòó ïðèâåä¸ò èõ âçàèìîäåéñòâèå, çàâèñèò îò ìíîãèõ ñëó÷àéíûõ ôàêòîðîâ, äåéñòâèÿ êîòîðûõ íè ó÷åñòü, íè èçìåðèòü íåëüçÿ.

Âëèÿíèå ñðåäû íà ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ òî÷êè çðåíèÿ ïåäàãîãèêè.

 ïåäàãîãèêå ñîöèóì, ñîöèàëüíàÿ ñðåäà ðàññìàòðèâàþòñÿ ïðåæäå âñåãî ñ òî÷êè çðåíèÿ ïðîöåññà âêëþ÷åíèÿ òóäà ðåáåíêà è èíòåãðàöèè ÷åðåç áëèæàéøóþ ñîöèàëüíóþ ñðåäó â îáùåñòâî â öåëîì. Ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ âàæíûì ñòàíîâèòñÿ òî, ÷òî îòíîøåíèÿ ÷åëîâåêà è âíåøíèõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé åãî æèçíè â ñîöèóìå èìåþò õàðàêòåð âçàèìîäåéñòâèÿ: ÷åëîâåê â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè âëèÿåò íà ñðåäó, èçìåíÿåò åå, íî â òî æå âðåìÿ, è ñðåäà âëèÿåò íà ÷åëîâåêà, ïðåäúÿâëÿåò åìó ñâîè òðåáîâàíèÿ. Îòíîøåíèå ñðåäû ê ÷åëîâåêó îïðåäåëÿåòñÿ òåì, íàñêîëüêî åãî ïîâåäåíèå ñîîòâåòñòâóåò îæèäàíèÿì ñðåäû. Ïîâåäåíèå æå ÷åëîâåêà âî ìíîãîì îïðåäåëÿåòñÿ òåì, êàêóþ ïîçèöèþ îí çàíèìàåò â îáùåñòâå.

Èõ ìîæåò áûòü íåñêîëüêî îäíîâðåìåííî è êàæäàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ îïðåäåëåííûìè ïðàâàìè è îáÿçàííîñòÿìè, ò. å. èìååò ðàçíûé ñîöèàëüíûé ñòàòóñ.

Ñòàòóñû áûâàþò âðîæäåííûìè (ïîë, íàöèîíàëüíîñòü, ìåñòî ðîæäåíèÿ, ôàìèëèÿ è äð.) è ïðèîáðåòåííûìè (äîñòèãíóòûìè áëàãîäàðÿ ñîáñòâåííûì óñèëèÿì).

Ñòàòóñ îïðåäåëÿåò ïîâåäåíèå ëè÷íîñòè â îáùåñòâå, ò. å. ÷åëîâåê âåäåò ñåáÿ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñâîèì ñòàòóñîì, ïî àíàëîãèè ñ òåì, êàê âåäóò ñåáÿ â ïîäîáíûõ ñèòóàöèÿõ äðóãèå ëþäè. Ïîâåäåíèå, îáóñëîâëåííîå ñòàòóñîì ÷åëîâåêà, íàçûâàåòñÿ ñîöèàëüíîé ðîëüþ.

Óñâîåíèå ðàçëè÷íûõ ñîöèàëüíûõ ðîëåé ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé ñîñòàâëÿþùåé ïðîöåññà ñîöèàëèçàöèè ëè÷íîñòè.  ïðîöåññå ñòàíîâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ ðåáåíîê ìîæåò îñâàèâàòü êàê ïîçèòèâíûå ñîöèàëüíûå ðîëè, òàê è íåãàòèâíûå. Ê ïîçèòèâíûì îòíîñÿò ðîëè ÷ëåíà ñåìüè, ÷ëåíà êîëëåêòèâà, ïîòðåáèòåëÿ, ãðàæäàíèíà è äð. Ê íåãàòèâíûì îòíîñÿòñÿ ðîëè áðîäÿãè, ðåáåíêà-ïîïðîøàéêè, âîðèøêè è ò. ä.

Îñâîåíèå ðåáåíêîì ìåõàíèçìà ðîëåâîãî ïîâåäåíèÿ îáåñïå÷èâàåò åìó óñïåøíóþ âêëþ÷åííîñòü â ñîöèàëüíûå îòíîøåíèÿ, ïîñêîëüêó äàåò âîçìîæíîñòü ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ, àäàïòèðîâàòüñÿ ê êàæäîé íîâîé äëÿ íåãî ñèòóàöèè èëè ïîçèöèè íà ïðîòÿæåíèè âñåé ïîñëåäóþùåé æèçíè. Ýòîò ïðîöåññ ïðèñïîñîáëåíèÿ èíäèâèäà ê óñëîâèÿì ñîöèàëüíîé ñðåäû íàçûâàåòñÿ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèåé.

Ïî ìíåíèþ Ì. À. Ãàëàãóçîâîé, Ã. Í. Øòèíîâà, Å. ß. Òèùåíêî, Á. Ï. Äüÿêîíîâà, ñîöèàëüíàÿ àäàïòàöèÿ ÿâëÿåòñÿ íåïðåìåííûì óñëîâèåì è ðåçóëüòàòîì óñïåøíîé ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà, êîòîðàÿ, êàê èçâåñòíî, ïðîèñõîäèò â òðåõ îñíîâíûõ ñôåðàõ: äåÿòåëüíîñòè, îáùåíèè è ñîçíàíèè.

 ñôåðå äåÿòåëüíîñòè ó ðåáåíêà ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, îðèåíòàöèÿ â êàæäîì âèäå, åå îñìûñëåíèå è îñâîåíèå, îâëàäåíèå ñîîòâåòñòâóþùèìè ôîðìàìè è ñðåäñòâàìè äåÿòåëüíîñòè.

 ñôåðå îáùåíèÿ ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå êðóãà âçàèìîäåéñòâèÿ, íàïîëíåíèå è óãëóáëåíèå åãî ñîäåðæàíèÿ, óñâîåíèå íîðì è ïðàâèë ïîâåäåíèÿ, ïðèíÿòûõ â îáùåñòâå, îâëàäåíèå ðàçëè÷íûìè åãî ôîðìàìè, ïðèåìëåìûìè â ñîöèàëüíîì îêðóæåíèè ðåáåíêà è â îáùåñòâå â öåëîì.

 ñôåðå ñîçíàíèÿ — ôîðìèðîâàíèå îáðàçà «ñîáñòâåííîãî ß» êàê àêòèâíîãî ñóáúåêòà äåÿòåëüíîñòè, îñìûñëåíèå ñâîåé ñîöèàëüíîé ïðèíàäëåæíîñòè è ñîöèàëüíîé ðîëè, ôîðìèðîâàíèå ñàìîîöåíêè.

 ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè ó ðåáåíêà ïðîÿâëÿåòñÿ îáúåêòèâíàÿ ïîòðåáíîñòü ÷åëîâåêà áûòü «êàê âñå», ïàðàëëåëüíî ñ êîòîðîé ôîðìèðóåòñÿ äðóãàÿ ïîòðåáíîñòü — ïðîÿâèòü ñåáÿ, ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü. Ðåáåíîê íà÷èíàåò èñêàòü ñïîñîáû è ñðåäñòâà äëÿ åå âûðàæåíèÿ, ïðîÿâëÿòü èõ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïðîèñõîäèò åãî èíäèâèäóàëèçàöèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, ïðîèñõîäèò ïî äâóì âçàèìîñâÿçàííûì íàïðàâëåíèÿì: ñîöèàëèçàöèè (îâëàäåíèÿ ñîöèîêóëüòóðíûì îïûòîì, åãî ïðèñâîåíèÿ) è èíäèâèäóàëèçàöèè (ïðèîáðåòåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, îòíîñèòåëüíîé àâòîíîìíîñòè).

Åñëè ïðè âõîæäåíèè ðåáåíêà â ñîöèóì óñòàíàâëèâàåòñÿ ðàâíîâåñèå ìåæäó ïðîöåññàìè ñîöèàëèçàöèè è èíäèâèäóàëèçàöèè, êîãäà, ñ îäíîé ñòîðîíû, îí óñâàèâàåò íîðìû è ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ, ïðèíÿòûå â äàííîì ñîöèóìå, à ñ äðóãîé — âíîñèò ñâîé çíà÷èìûé «âêëàä» â íåãî, ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü, ïðîèñõîäèò èíòåãðàöèÿ ðåáåíêà â ñîöèóì.

Ëþäüìè ðîäèëèñü,íî íå ñòàëè

Ñåé÷àñ ìû ïåðåéä¸ì ê ãðóñòíûì ôàêòàì. Îíè êàê áû ñïåöèàëüíî ïðåäîñòàâëÿþòñÿ íàì ïðèðîäîé äëÿ âûÿâëåíèÿ çàêîíîâ ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ñêàçêà î Ìàóãëè — íå äîñóæèé âûìûñåë îò íà÷àëà äî êîíöà. Ñóäÿ ïî ôàêòàì, çàôèêñèðîâàííûì â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñêîé öèâèëèçàöèè, ýòè ñîáûòèÿ ìîãëè èìåòü ïîä ñîáîé ðåàëüíóþ ïî÷âó.  ñòàðèííûõ ïðåäàíèÿõ ñîõðàíèëîñü ìíîãî ðàññêàçîâ î ëþäÿõ, âñêîðìëåííûõ è âîñïèòàííûõ æèâîòíûìè. ×òî â íèõ ïðàâäà, ÷òî âûìûñåë — òåïåðü óæå, íàâåðíîå, íå óçíàòü. Îñíîâàòåëè Ðèìà Ðîìóë è Ðåì, âñêîðìëåííûå âîë÷èöåé, Ìàóãëè, âîñïèòàííûé â çâåðèíîé ñòàå, ëèòîâñêèé ìàëü÷èê, âûðîñøèé â ìåäâåæüåé áåðëîãå, î ÷åì ðàññêàçûâàë Ý. Êîíäèëüÿê åù¸ â 1754 ã., âïîëíå ìîãëè ñóùåñòâîâàòü. Èçâåñòíî 15 ñëó÷àåâ âñêàðìëèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ äåò¸íûøåé âîëêàìè,5 — ìåäâåäÿìè, îäèí ñëó÷àé — ïàâèàíàìè, äðóãèìè ïîðîäàìè îáåçüÿí — íå ìåíåå 10. Îäèí ðåá¸íîê áûë âñêîðìëåí ëåîïàðäîì, îäèí — îâöîé.

 1920 ã. â Èíäèè äîêòîð Ñèíã îáíàðóæèë â âîë÷üåì ëîãîâå âìåñòå ñ âûâîäêîì âîë÷àò 2 ìàëûøåé. Ýòî áûëè äåâî÷êè ,îäíîé èç íèõ áûëî ëåò íà âèä ëåò 7-8,äðóãîé-ãîäà äâà. Ìëàäøóþ äåâî÷êó íàçâàëè Àìàëîé, ñòàðøóþ — Êàìàëîé.

Читайте также:  Ребенку 1 год развитие навыки речь

Êàê âåä¸ò ñåáÿ äèêèé çâåðü â ãîðîäñêîé êâàðòèðå? Òî÷íî òàê æå ïîíà÷àëó âåëè ñåáÿ è âûâåçåííûå èç äæóíãëåé äåòè. Õîäèëè è áåãàëè îíè ëèøü íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïðè÷¸ì òîëüêî íî÷üþ. Äí¸ì ñïàëè, çàáèâøèñü â óãîë è êðåïêî ïðèæàâøèñü äðóã ê äðóãó.

Ìëàäøàÿ äåâî÷êà âñêîðå óìåðëà, òàê íè÷åìó è íå íàó÷èâøèñü, ñòàðøàÿ ïðîæèëà îêîëî 10 ëåò.

Âñå ýòè ãîäû äîêòîð Ñèíã â¸ë ïîäðîáíûé äíåâíèê íàáëþäåíèé çà Êàìàëîé. Ó÷èëàñü îíà ñ áîëüøèì òðóäîì. Äâà ãîäà óøëî íà òî, ÷òîáû íàó÷èòü å¸ ñòîÿòü. ×åðåç øåñòü ëåò Êàìàëà íà÷àëà õîäèòü, íî áåãàëà ïî-ïðåæíåìó òîëüêî íà ÷åòâåðåíüêàõ. ×åòûðå ãîäà óøëî íà çàó÷èâàíèå ïåðâûõ øåñòè ñëîâ. ×åðåç ñåìü ëåò ëåêñèêîí äåâî÷êè ðàñøèðèëñÿ äî 45 ñëîâ, à åù¸ ÷åðåç òðè ãîäà — äî ñòà. Äàëüøå ÿçûêîâîé ïðîãðåññ íå ïîø¸ë. Ê ýòîìó âðåìåíè Êàìàëà ïîëþáèëà îáùåñòâî ëþäåé, ïåðåñòàëà áîÿòüñÿ ÿðêîãî ñâåòà, íàó÷èëàñü åñòü ðóêàìè è ïèòü èç ñòàêàíà. Äîñòèãíóâ ïðèìåðíî ñåìíàäöàòèëåòíåãî âîçðàñòà, Êàìàëà ïî óðîâíþ ñâîåãî ðàçâèòèÿ áûëà êàê ÷åòûð¸õëåòíèé, åñëè íå òð¸õëåòíèé ðåá¸íîê.

Âìåñòî âûâîäà â÷èòàåìñÿ â ñëîâà Ã. Èòàðäà: «Ïîÿâëÿÿñü íà çåìíîì øàðå ôèçè÷åñêè ñëàáûì è íå îáëàäàÿ âðîæä¸ííûìè èäåÿìè, áóäó÷è íå â ñîñòîÿíèè ïîä÷èíÿòüñÿ îñíîâíûì çàêîíàì ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ, îïðåäåëèâøèì åãî ãëàâåíñòâóþùåå ïîëîæåíèå âî Âñåëåííîé, ÷åëîâåê ëèøü â îáùåñòâå ìîæåò äîáèòüñÿ òîãî èñêëþ÷èòåëüíîãî ïîëîæåíèÿ ê êîòîðîìó åãî ïðåäíàçíà÷èëà ñàìà ïðèðîäà. Íå áóäü öèâèëèçàöèè, îí îêàçàëñÿ áû îäíèì èç ñàìûõ íè÷òîæíûì è íåðàçóìíûõ æèâîòíûõ…÷åëîâåê âñåãäà òîëüêî òî, ÷òî èç íåãî äåëàåò îáùåñòâ

Ëèòåðàòóðà

1) Äðóæèíèí Â. À. Ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîäèàãíîñòèêà îáùèõ ñïîñîáíîñòåé. — Ì.: Íàóêà,1994.

2) Ëîáàíîâà Å. À. Äîøêîëüíàÿ ïåäàãîãèêà: ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå/ Å. À. Ëîáàíîâà. — Áàëàøîâ: Íèêîëàåâ, 2005. — 76 ñ.

3) Ïåòðîâñêèé À. Â. ,ßðîøåâñêèé Ì. Ã. Îñíîâû òåîðåòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè: ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ÂÓÇîâ — Ì.: Èíôðà-Ì,1998. 528ñ.

4) Ïîäëàñûé È. Ï. Ïåäàãîãèêà: Íîâûé êóðñ: Ó÷åá. äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé:  2 êí. — Ì.: Ãóìàíèò. èçä. öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2003. — Êí. 1: Îáùèå îñíîâû. Ïðîöåññ îáó÷åíèÿ. — 576 ñ.

Источник

Влияние образовательной среды на развитие

личности ребенка дошкольника.

               Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появился стандарт, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети, поэтому на современном этапе модернизации дошкольного образования одним из приоритетных направлений является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

(Слайд 2) Правильно организованная образовательная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.  

(Слайд 3) В образовательной среде можно выделить 3 компонента:

-социальный (социальное окружение),

-предметно-пространственный или предметно-развивающий (предметно-пространственное окружение),

-психо-дидактический (используемые педагогом методы и приемы)

(Слайд 4)  Мощным обогащающим фактор детского развития является социокультурное окружение. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, влияние культурной ауры микрорайона, города, детского сада, природных и парковых ландшафтов. Все эти среды — могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.

(Слайд 5)Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначением, характера деятельности людей достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром, способствовать более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также  помогать  адекватно воспринимать себя и других людей, овладевать конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.

(Слайд 6-7) В соответствии со  Стандартом ДО, еще одним из аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста является  предметно-пространственная развивающая среда. Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Активность ребенка в условиях такой среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов, возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

(Слайд  8)    Над созданием такой среды мы задумались с приходом новых малышей. Нам захотелось так организовать пространство, чтобы детки быстрее адаптировались, привыкли спокойно и непринуждённо расставаться с мамой, а в группу заходили с радостью и интересом.  Мы поставили перед собой цель — создать условия для развития гармоничной личности: любознательной, коммуникативной, способной овладеть разными видами деятельности, здоровой физически и психически.

Соблюдая принципы, которые включены в стандарт, начали организовывать развивающую предметно-пространственную среду в своей группе. Все оборудование и материалы распределили в пространстве группы, не перегружая её. Теперь каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает ребенка. Руководствуясь принципом комплексирования и гибкого зонирования, распределили материалы в разных центрах. Но это не означает, что среда оставалась неизменной. Центры периодически объединялись (театральный+книжный), взаимозаменялись (центр отдыха — центр уединения) и дополнялись (патриотический центр, центр по изучению ПДД). Мебель и оборудование в группе  расположены так, чтобы осталось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Малыши имели возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Игры и игрушки дети могут свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности.

Давайте проведем небольшую экскурсию по нашей группе.

(Слайд 9)    День начинается с приёма детей. Раздевалка приветливо встречает детей и родителей. Малыши быстро находят свой шкафчик по  предметной картинке, которую они сами выбирали. По этой же картинке проводим мини-беседу во время одевания на прогулку. Ненавязчиво, давая детям возможность проявить свои знания: сегодня говорим про цвет, завтра уточняем форму, в другой раз определяем назначение предмета и т.д., таким образом,  расширяем познания детей о предмете. Здесь же расположен уголок для родителей, куда помещаются объявления, консультации и советы родителям.

(Слайд 10)  Для более тесного сотрудничества с родителями и коллегами, вовлечение их в  жизнь нашей группы мы создали персональный сайт группы, с которым приняли участие в городском конкурсе «Авторский интерактивный сайт» в номинации «Сайт группы ДОО» и заняли 2 место.

(Слайд 11)  Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Умелые ручки » и на творческой лесенке, к которому имеется свободный доступ. Ребенок  выставляет свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркивает собственную индивидуальность и значимость.

(Слайд 12) Видеомагнитофоном, телевизором и компьютером оснащён аудиовизуальный центр. Есть возможность прослушать музыкальные произведения по возрасту детей, провести музыкальную паузу или зарядку, релаксацию под звуки природы, после ознакомления с произведениями художественной литературы можно просмотреть аналогичный мультфильм, что поможет ярче раскрыть характеры героев, проследить за поступками и дать им оценку. Данные приемы с использованием ТСО, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах, создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся.

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 месяцев внутриутробное развитие

(Слайд 13-14)   Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, малыши производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают. В центре есть предметно-дидактический материал на пуговицах, с кнопками, молниями, игры с прищепками. Можно поупражняться со шнурками: продевать через отверстия, делать стежки, «пришивать» пуговицы, закреплять на чудо-дереве, складывать в корзину разные овощи и фрукты. Игры меняются, расширяя чувственный опыт ребятишек, стимулируя тонкие движения руки. Мозаика, шнуровки, волчки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё подобранно для развития у детей аналитического восприятия.

(Слайд 15-16)  Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.

Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

(Слайд 17) Развитию музыкальной памяти, формированию музыкально-ритмических способностей, умению подыгрывать, эмоционально реагировать на музыку помогают детские музыкальные инструменты, звучащие музыкальные игрушки, шумовые инструменты. Они собраны в центре музыкального развития. Шумные концерты для кукол, украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам удовольствие, особенно музыкально-двигательная импровизация! Особый восторг вызывает у детей утренняя музыкально-ритмическая гимнастика: весёлые курочки, задорные петушки, зеленый кузнечик– вот такая карусель эмоций, движений и звуков. А самое главное ‒ у детей необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.

(Слайд 19-20)       Детям нравятся театрализованные игры. Почему? Да потому, что они видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними,  плачут над неудачами любимых героев, а главное ‒ всегда готовы прийти к ним на помощь. В таких играх активизируется речь, вырабатывается чёткое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность. Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра. Ведь театр – это всегда игра, а игра ‒ ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Детки сами разыгрывают несложные сказки, сопровождая движения простой песенкой, речью. Рядом расположен уголок  ряженья, где развешаны жилетки, юбочки, фартуки и косынки. Здесь возможно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

(Слайд 21)      Один из любимых центров детей –книжный. Кто не любит полистать красочную, иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует – книги на руках! Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся, и всё из-за книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много вопросов. И каждые их «где?», «когда?», «почему?» требуют незамедлительного ответа. Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке часто меняются, выставляются в соответствии с рекомендациями по программе, также в уголке имеются детские журналы. Книжный уголок вызывает интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.

(Слайд 22)   Окружая детей вниманием и заботой, мы создали необходимые условия для их развития: приятную, спокойную обстановку в группе, большой игровой центрс играми-забавами, яркими игрушками, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. В игровом центре мы собрали предметы и игрушки, максимально приближенные к окружающим предметам. Атрибуты к профессиям и общественным местам находятся в коробках с характерными значками.

В младшем возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир, осваивает свои действия в быту, игре. Поэтому игра начиналась, как только малыш переступал порог группы. Дети быстро научились занимать себя делом. Дети очень наблюдательны и во всём пытаются подражать. Основной целью этого центра является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям. Мальчики и девочки  играли вместе, гендерное разделение произошло позже, теперь мальчики играют роль папы, а девочки – мамы.

(Слайд 23-24)     Создавая центр строительства, мы учитывали поло-ролевой принцип организации предметно-развивающей среда, т.е. обеспечивали как общими, так и специфичными материалами  девочек и мальчиков. В этом центре собрано большое количестворазного вида конструкторов, кубиков, крупного строительного материала, мягкого модуля,  машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу.Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

(Слайд 25-26)   Экологический центр и центр экспериментирования слились воедино. Центр расположен рядом с окном, в нем находятся комнатные растения, аквариум с разными рыбками, за которыми дети наблюдают, ухаживают. В центре собраны иллюстрации, картинки с изображением природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных, природный материал. Так постепенно формируем у детей потребность в самостоятельном изучении природы, развиваем интерес к растениям и животным. Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов. Центр создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию.

(Слайд 27-28)    Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центре физического развития  подобраны атрибуты, материалы и оборудование, которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной двигательной активности. Предметное наполнение центра применяем в проведении утренних гимнасти,подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности и в свободной деятельности детей. У наших детей высокая двигательная активность, им нравятся шумные подвижные игры, в которых нужно убегать, догонять или прятаться. Двигательная активность способствует развитию восприятия. А накопленный двигательный опыт обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие. Массажные дорожки, коврики, используемые после дневного сна,активизируют биологически активные точки стопы. Радостное настроение и положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен. Таким образом, созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные задачи.

Третий компонент – отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности. Вся образовательная  деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности дошкольника на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Правильно организованная образовательная среда способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.

Источник