Личностное развитие ребенка с нарушением зрения

Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.

Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией.

Развитие ребенка со зрительной депривацией идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него.

У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения  позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание — это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании.

Родители детей с нарушением зрения не дооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Авторитаризм родителей, когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.

Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными.

Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Хорош С.М. выделяет четыре неадекватные позиции:

  1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания. В таких семьях отчетливо просматривается такой тип детско-родительских отношений как гиперпротекция;
  2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка;
  3.  Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»;
  4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи. В таких семьях присутствует такой стиль воспитания как гипопротекция.
Читайте также:  Этапы развития ребенка внутриутробно

С.М. Хорош определяет неадекватную позицию родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка.

Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения.

В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям А.Г. Литвак относит чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.

При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности.

Воспитание дошкольника с нарушением зрения направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения.

В развитии дошкольника с нарушением зрения выделяют три основные характерные особенности:

  1. Некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира;
  2. Несовпадение периодов активного периода развития детей с нарушением зрения с этими периодами развития у зрячих детей. Это несовпадение связано с тем, что детям с нарушением зрения приходиться вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные нормально видящим детям;
  3. Диспропорциональность психического развития, которая проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, другие – более медленно (движения, овладение пространством).

Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующий вывод: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс. У родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка.

Литература:

  1. Воспитание и обучение слепого дошкольника. /Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. М.: ООО ИПК Логос ВОС, 2005;
  2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М., 1993;
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999;
  4. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2;
  5. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004;
  6. Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. / А.В. Саматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012;
  7. Свиридюк Т. П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда — Киев, 1988
  8. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г.П. – М., 2001;
  9. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;

Источник

Исадская Анна Ивановна

воспитатель ГБДОУ №42 компенсирующего вида Колпинского района г. Санкт-Петербурга

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   В настоящее время проблема социализации является одним из наиболее актуальных направлений коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющих нарушения зрения. Такие дети испытывают трудности в установлении межличностных контактов с окружающими, внешнем проявлении чувств и эмоций, поддержании процесса общения.  Это связано с сужением сферы использования зрительного восприятия, недостаточным развитием коммуникативных навыков, слабым владением невербальными средствами общения: мимикой, жестикуляцией, пантомимикой (Г.В. Григорьева, Л.В. Егорова, В.П. Ермаков, Л.И. Плаксина). Как известно, одним из видов творческой деятельности, широко используемой в процессе всестороннего развития дошкольников, является театрализованная игра (Н. Сорокина, М. Миланович, Т. Зинкевич-Евстигнеева). Театрализованная деятельность помогает получить детям разнообразный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, научиться сочувствовать и сопереживать, понимать себя и других людей, освоить первые нравственные правила и нормы поведения. Однако, применение средств театрализованной деятельности в работе по социально-личностному направлению с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, изучено недостаточно.

Читайте также:  Младший школьный возраст деятельность и ее роль в развитии ребенка

   Я работаю с детьми двух – трех лет c диагнозом амблиопия и косоглазие в первой младшей группе. Основной проблемой, которую мне необходимо решить в течение года является адаптация детей к детскому саду, развитие их речи и социально-коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости и самостоятельности, а также установление сотрудничества с родителями, так как социально-личностное развитие дошкольников невозможно без поддержки семьи. Наиболее эффективно это можно сделать с помощью средств театрализованной деятельности, потому что она близка, понятна и доступна каждому ребенку, организует позитивное взаимодействие детей и родителей, помогает заинтересовать родителей, установить с ними доверительные отношения.  

В практике работы я применяю такие методы и приемы, которые наиболее содействуют процессу адаптации детей с нарушением зрения к детскому саду, помогают приобрести им социальные навыки и умения. Перечисленные методы могут быть полезными в работе и с детьми обычной группы.

  1. Опосредованное общение с ребенком через куклу (игрушку). Использование этого приема стимулирует появление самостоятельной речи, активизирует зрительное и слуховое восприятие, внимание малышей. Например, я от лица героя сказки задавала детям вопросы, предлагала им спеть вместе песенку, начинала говорить фразу сказочного персонажа, а дети ее заканчивали.
  2. Показ тактильных книг-сказок и использование различных видов театров (плоскостного, перчаточного, пальчикового, теневого) активизирует работу всех анализаторов, расширяет сенсорный опыт детей с нарушением зрения, повышает качество проводимой коррекционно-развивающей работы. В этих наглядных пособиях герои сказок выполнены из материалов различной фактуры (ткань, картон, фетр, мех и другое). Таким образом, дети знакомятся со сказкой не только рассматривая красочные иллюстрации, но и погружаются в мир тактильных ощущений, обследуя кукол с помощью пальцев рук.
  3. Прием действенного соучастия и сотворчества с ребенком. Этот прием рассчитан на активное вхождение детей в действие сказки, повышает уверенность малыша в своих силах, пробуждает инициативу в построении социальных контактов. Например, я предлагала малышам позвать петушка спасти зайчика («Заюшкина избушка») или помочь деду вытащить репку («Репка»), а колобку убежать от зверей («Колобок»).
  4. Приемы кукловождения «Умелые ручки» – стимулируют желание малышей включиться в спектакль, «быть артистами». Дети учатся выполнять простые игровые действия куклами по тексту сказки. Прием помогает улучшить спонтанность движений маленьких участников спектакля, улучшить координацию движений. Упражнения с использованием настольных игрушек, пальчикового театра и перчаточных кукол прекрасно развивают мелкую моторику пальцев рук.
  5. Методы подражательно-исполнительского характера. Детям с нарушением зрения наиболее сложно правильно воспринимать, а также воспроизводить мимику, жесты и пантомимику в процессе общения. Методы подражательно-исполнительского характера помогают научить дошкольников способам невербального общения, без которых невозможно полноценное межличностное общение между людьми. В своей работе я использовала игры-имитации с показом игровых действий:
  • Игры-имитации выразительных движений животных («Любопытная кошка», «Шаловливые обезьянки», «Сонный медведь»). Эти упражнения легко запоминались малышам и позволяли мне в игровой форме находить контакт с каждым ребенком.
  • Имитации основных эмоций человека или сказочных персонажей, с помощью которых дети учились распознавать язык мимики и жестов. Например, предлагала изобразить грустных деда и бабу («Курочка Ряба»), испуганного зайчика («Заюшкина избушка») злого волка («Волк и семеро козлят»).
  • Игры-имитации образов хорошо знакомых детям сказочных персонажей. Например, ребенку нужно показать, как неуклюжий медведь идет к теремку, храбрый петушок шагает по дорожке.
  1. Для того, чтобы дети с нарушением зрения научились точно воспроизводить выразительные движения какого-либо сказочного персонажа, я использовала прием сопряженных действий со взрослым (то есть выполняла упражнение совместно с ребенком), затем предлагала дошкольнику повторить движения следом за мной (отраженно), потом – по словесной инструкции, после этого ребенок мог самостоятельно изобразить сказочного героя.
  2. Прием инсценирования произведения (стихов, рассказов, сказок). С помощью этого приема дети лучше понимают содержание сказки, осваивают первые нравственные правила и нормы поведения. Театрализованные показы сказок учат детей взаимодействовать друг с другом не только по сюжету сказок, но и в повседневной жизни.
  3. Коммуникативные игры с использованием театральных масок, шапочек учат малышей знакомиться, сочувствовать, понимать и дружить со сверстниками, договариваться о совместной игре (например, игры «Здравствуй, я – котик!», «Добрый сказочный герой», «Угадай, кто это?»).
Читайте также:  Кризисные периоды развития ребенка что такое

   В моей практике я применяла следующие методические рекомендации по организации работы социально-личностного направления средствами театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушениями зрения:

1. Наглядные материалы по театрализованной деятельности разрабатывала, учитывая специфические особенности зрительного восприятия детей, а именно:

  • куклы, картинки, декорации изготавливала более крупного размера;
  • для оформления использовала яркие краски насыщенных тонов;
  • фон бумаги выбирала с матовым, а не глянцевым покрытием;
  • изображения персонажей сказок изготовляла с четкой прорисовкой контура фигуры и черт лица.

2. Для обогащения сенсорного опыта детей с нарушением зрения использовала разные виды театра (плоскостной, пальчиковый, перчаточный, кукольный и другие), тактильные книги сказок.

3. С целью достижения максимально высокого коррекционно-оздоровительного эффекта в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения применяла:

  • гимнастику для глаз и пальчиковую гимнастику;
  • игровой массаж детей (например, игровой массаж малышей на коленях у мам, массажную дорожку, детские массажеры для рук);
  • совместную творческую продуктивную деятельность с родителями по содержанию сказки (например, изготовление поделки «Репка», игрушки «Колобок»).

   Благодаря этим играм и упражнениям снижалась утомляемость, активизировалась познавательная активность и речь детей, закреплялись умения в практической деятельности, улучшались отношения между родителями и детьми.

4.  Для успешной адаптации дошкольников к ДОУ использовала средства театрализованной деятельности в разных режимных моментах, например, в процессе обучения детей гигиеническим и бытовым навыкам (умывание, одевание) с помощью кукол и разыгрывания потешек; проведении адаптационных коммуникативных игр на знакомство детей друг с другом и с игровым пространством группы; организации имитационных игр на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности дошкольников; театрализованных развлечениях и совместной игровой деятельности родителей с детьми.

5. Применяла индивидуальный подход в проведении развивающих игр и упражнений с детьми.

6. Апробировала разнообразные методические приемы, учитывая возрастные особенности и специфику работы с группой для детей с нарушением зрения.

7. Побуждала дошкольников использовать навыки, приобретенные в театрализованных играх в повседневном общении, игровой деятельности и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Вывод

   Благодаря творческому использованию средств театрализованной деятельности по социально-личностному развитию в первой младшей группе для детей с нарушением зрения улучшился процесс адаптации к детскому саду, дошкольники стали более активными, эмоционально отзывчивыми, приобрели необходимые социально-коммуникативные навыки, с родителями воспитанников установились прочные отношения сотрудничества и взаимопонимания.  

Литература

1.   Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: Сфера, 2003.

2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана-Граф, 2015.

3. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения. – Верхняя Пышма, 1997.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2006.

5. Кожанова Н.С. Исследование сформированности коммуникативных умений дошкольников с нарушениями зрения // Специальное образование. – 2009. — №2. – С. 18.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2002.

7. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

8. Сорокина Л.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

9. Энциклопедия детского фольклора: серия «Моя первая книга». – М.: Белый город, 2008.

Источник