Упражнения для развития недоношенного ребенка

Упражнения для развития недоношенного ребенка thumbnail

Здравствуйте, уважаемые читатели. Каждая женщина в момент, когда узнает, что через 9 месяцев появится самый дорогой, близкий человечек, делает все, чтобы он был здоров. Но порой жизнь подкидывает сложности, которые мы не можем предвидеть, к ним относятся и преждевременные роды.

Существует много факторов, которые могут спровоцировать роды начаться раньше срока, к ним относятся: слабое здоровье матери, стрессы и многое другое. Когда-то на недоношенных детках практически ставили крест, считали их неполноценными, но сегодня  современная медицина шагнула вперед, теперь врачи выхаживают совсем маленьких деток, вес которых едва достигает 500 граммов.

schastliviy_rebenok

Конечно, на первых порах ребеночек находится под строгим наблюдением врачей, ведь его организм еще не совсем готов к жизни вне маминого животика. Только после того как медики проведут полное обследование малютки, окажут всю необходимую помощь, кроха сможет отправиться домой, теперь уже мама должна заняться здоровьем и развитием своего ребенка.  Мы поговорим о том, как развивать недоношенного ребенка.

  • Особенности развития недоношенного ребенка
  • Как развивать

Развитие

mama_rebenok

В 1 месяц. Если младенец здоров, то он активно кушает и набирает вес. Крошка проводит большую часть времени во сне. Мама недоношенного крохи должна проводить максимум времени рядом с крошкой, держать его на руках, прижимать к телу. Тактильный контакт очень важен для ребеночка, для того чтобы ему было спокойно и комфортно ему необходимо слышать стук материнского сердца, к которому он так привык.

В 2 месяца. Крошка немного окреп и уже пытается приподнять голову. Недоношенный пупс отличается от своих доношенных сверстников тем, что очень быстро устает. Крошка может устать даже от кормления. Ребеночек нуждается в усиленном питании, поэтому кормящая мать должна хорошо питаться. Если при тактильном контакте малютка начинает истерично плакать, обязательно обратитесь за помощью к доктору. Малыш продолжает хорошо набирать вес, каждый месяц он подрастает примерно на 3-5 сантиметров.

В 3 месяца. У малютки начинают развиваться рефлексы, он реагирует на резкие звуки, свет, учится фиксировать взгляд, на милом личике появляется мимика. Мама обязательно должна следить за температурой тела ребеночка, одевать его так чтобы ему было тепло. Не позволяется, чтобы человечек постоянно спал на одном боку. Ежедневно проветривается помещение, также делается влажная уборка

.kak_razvivat_nedonoshenogo_rebenka

В 4 месяца. Ребеночек научился поднимать, держать головку, улыбается маме, фиксирует взгляд на предметах. Сейчас мама должна начинать делать ребеночку массаж. Все движения делаются аккуратными мягкими поглаживаниями. Часто и много гуляйте на свежем воздухе, дома раздевайте чадо и делайте ему воздушные ванны.Когда мама замечает, что малыш не может сфокусировать взгляд  (лицо мамы, яркая игрушка и другое) обязательно обратитесь к врачу.

В 5 месяцев. Крошка слышит звуки, смотрит в это направление. Карапуз начинает лепетать (еще совсем мало, всего лишь подает осторожные неуверенные звуки). Некоторые детки пытаются хватать игрушки ручками. Пришло время развивать крошку.

В 6 месяцев. На место неуверенным звукам пришли «агу» и смех. Вес его тела должен стать в 3 раза больше, чем тот, с которым он появился на свет. Теперь малыш по своему развитию практически догнал своих сверстников.

В 7 месяцев. Малыш очень часто и подолгу говорит, переворачивается, смеется. Маленький карапуз уже умеет отличать родных людей от незнакомцев, реагирует на маму веселым лепетом и радостным дерганьем ручками. Ручки малыша уже достаточно хорошо развиты, он без проблем берет игрушки. Можно приступать к ползанию.

В 8 месяцев. Карапуз умеет ползать, много ворочается, не желает находиться на одном месте. Предпринимает попытки самостоятельно сесть. Часто недоношенные детки к своим 8 месяцам умеют кушать с ложечки.

В 9 месяцев. Придерживаясь за диван, руку мамы или иную опору малыш умеет садиться. Малютка пытается произносить простые слова. Не оставляйте малыша без присмотра, поскольку сейчас он начинает предпринимать попытки встать на ножки.

dovolniy_rebenok

В 10 месяцев. Ваше счастье уверено стоит с помощью опоры или мамы. Делает шаги. У малютки начинает, появляется словарный запас, он может говорить «мама», «дай». Сейчас тот возраст, когда ребеночек обращает внимание на взрослых, поэтому чаще говорите с ним, пойте песни, рассказывайте сказки.

В 11 месяцев. Детеныш знает, как его зовут. Хорошо ползает, стоит. Пытается сделать свои первые осторожные шаги. Грань между доношенными и недоношенными детками полностью стерта, малыши развиваются одинаково.

В 12 месяцев. Карапуз встревает во взрослые разговоры, постоянно перебивает.   К 12 месяцам ребенок весит в 7 раз больше чем при рождении, а его рост стал выше на 25-38 сантиметров.

Ниже предложена таблица прибавки веса по месяцам

Степень недоношенности
Возраст малыша1 степень Вес при рождении 2-2,5 кг2 степень Вес при рождении 1,5 -2 кг3 степень Вес при рождении 1-1,5 кг4 степень Вес при рождении 800-1000 грамм
роствесроствесроствесроствес
1+3,7+300+3,8+190+3,7+190+3,9+180
2+3,6+800+3,9+700+4+650+3,5+400
3+3,6+800+3,6+700+4,2+600+2,5+600
4+3,8+600+3,8+700+3,7+600+3,5+600
5+2,3+700+3,2+600+3,6+750+3,7+650
6+2+700+3,3+800+2,8+800+3,7+750
7+1,5+600+2,3+700+3+950+2,5+500
8+1,5+700+1,8+600+1,6+600+2,5+500
9+1,5+700+1,1+450+2,1+500+4,5+500
10+1,5+400+0,8+400+1,7+300+2,5+450
11+1+400+0,9+500+0,6+350+2,2+500
12+1,2+350+1,5+400+1,2+350+1,7+450
    Итог к 1 году9500865084507080
Читайте также:  Занятие дефектолога с ребенком с задержкой речевого развития

Это лишь примерные показатели, вес и рос, прибавляется у каждого ребенка по-разному в зависимости от питания, умения принимать пищу, генетики. Для того, чтобы знать все о здоровье, развитии малыша, мама обязательно 1 раз в месяц должна посещать врача педиатра.

Помощь ребенку – как развивать

  1. Для того чтобы процессы развития протекали быстрее малютка должен постоянно находится в центе всех событий, конечно если он не спит.
  2. Ежедневные игры с песком, на случай плохой погоды можно приобрести домашнюю песочницу. Игра проходит под пристальным вниманием взрослых, поскольку любопытный карапузик постоянно пытается что-то съесть.
  3. Развивайте таланты. Рисуйте, танцуйте, пойте, лепите и многое другое.
  4. Посещайте бассейн.Водные забавы способствуют укреплению мышц.
  5. Когда вес ребенка достигнет 3 килограммов можно приступить к закаливанию.

Если родители делают все правильно, выполняют предписания врача, то ближе к году все особенности недоношенных деток исчезают,они совершенно ничем не отличаются от своих сверстников.

Ждем ваших комментариев и подписок на обновление сайта.

Рекомендация

ПОЛУЧИ ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО О ТОМ, КАК ВСЕ УСПЕВАТЬ С ДЕТЬМИ И НЕ УСТАВАТЬ! СТАНЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ И СПОКОЙНОЙ МАМОЙ.

Подробнее по ссылке >>>

Источник

Диана Борисовна | 24.04.2015 | 728

Для того чтобы мышечная ткань недоношенного малыша окрепла, необходимо время и помощь родителей. Какие упражнения надо делать с малышом, чтоб он становился сильнее?

Зарядка для малыша

Заряжаемся по правилам

Главное, что необходимо помнить родителям недоношенного малыша:  все упражнения должны выполняться в более легком режиме, но значительно дольше. Если детям, родившимся в срок, рекомендуется всего 5 комплексов занятий, то для родившихся раньше времени – 9.

При выборе комплекса необходимо учитывать истинный возраст младенца. Если ребенку 8 месяцев, а развит он всего на 5, то выбирайте занятия, рассчитанные на пятимесячного.

Важно учитывать и чем болеет малыш. У таких детей нередко встречаются неврологические нарушения, которые сказываются на органах дыхания и опорно-двигательном аппарате.

Гимнастика и массаж только в хорошем настроении

Эти процедуры полезны всем малышам, а при реабилитации недоношенного ребенка особенно важны. Самую высокую эффективность они дают в первый год жизни ребенка – помогают быстрее адаптироваться к самостоятельной жизни и улучшить общее состояние здоровья.  Разные виды занятий можно потихоньку совмещать. Лучше делать это в следующем порядке:

  • В 1 месяц рекомендуется легкий массаж (поглаживание).
  • В 1,5-2 месяца – массаж в комбинации с гимнастикой.
  • В 3-4 месяца помогайте ребенку переворачиваться с бока на бок.
  • В 5 месяцев подбадривайте движения малыша игрушками: выкладывайте перед ним так, чтобы он тянулся.
  • В 6 месяцев надо осваивать навыки ползания.
  • В 7-8 месяцев пробуйте выполнять упражнения сидя (если малыш к этому времени уже уверенно держит спину) или стоя.
  • В 9-10 месяцев учимся переступать через барьер.
  • В 11-12 начинаем самостоятельно ходить.

Если заниматься с малышом регулярно, то уже к двум годам он будет в состоянии выполнять упражнения наравне со сверстниками.

А настроение во время занятий должно быть хорошим!

Не забывайте, что перед упражнениями ножки и ручки ребенка надо разогреть массажем.

Чтобы гимнастика пошла на пользу:

  • делайте упражненияза полчаса до кормления или через час после него;
  • не занимайтесь гимнастикой перед сном;
  • необходимо составить график занятий на каждый день (в одно и то же время);
  • занятия длятся не более 5 минут;
  • предварительно хорошо проветрите помещение до 20-24°C;
  • упражнения проводите в два этапа (т. к. малыш быстро устает).

Постепенно, но очень медленно физическую нагрузку надо увеличивать, а задания усложнять. Лучше сделать это за счет продолжительности времени, кратности повтора упражнений. При этом очень важно контролировать состояние малыша: его настроение должно быть хорошим, ручки и ножки теплыми, а кожа – розовой.

Закалка обязательна!

Для малыша, который родился раньше времени, очень важно научиться противостоять неблагоприятным воздействиямвнешней среды. И лучше всего в этом помогут процедуры закаливания:

  • водные процедуры;
  • воздушные ванны;
  • ежедневные прогулки.

Солнечные ванны неприемлемы для недоношенных младенцев в первый год жизни.

Дети должны закаляться так же, как и их сверстники. Исключением послужит лишь уменьшение объема и нагрузок процедур.

С малышами, которые родились раньше срока, очень важно много гулять. Выходить на прогулку надо ежедневно с двухмесячного возраста. Сначала по 10-15 минут, постепенно увеличивая время до 2-2,5 часов в день.

Читайте также:  Первый год жизни ребенка развитие ребенка

Полезен и сон на свежем воздухе или в комнате с открытыми окнами в любое время года. Температура воздуха в помещении при этом не должна превышать 22°С. Этот показатель важен для роста и развития ребенка.

Когда малыш подрастет, гимнастикой можно будет заниматься вместе с мамой.

Ежедневные купания надо начать практиковать сразу, как только вы вернетесь с малышом домой. Первые ванночки должны быть с температурой воды в 36-37°С и длиться около 13-15 минут. Постепенно температуру нужно снижать, к полугоду она должна составлять 29-32°С.

Если следовать рекомендациям врача-педиатра и правильно выполнять физические упражнения, то недоношенный ребенок быстро догонит своих сверстников. Главное – быть терпеливыми и последовательными.

comments powered by HyperComments

Источник

Недоношенные дети, имеющие при рождении массу до 15UO г, в течение первых 2 лет жизни отстают в психомоторном развитии от своих ровесников на 2-3 месяца, дети с массой 1500-2000 г — на 1-1,5 месяца, а малыши с массой 2000-2500 г уже ко второму году догоняют своих сверстников.

У недоношенных детей значительно чаще, чем у доношенных, наблюдаются поражения центральной нервной системы, тяжелой формой которого является детский церебральный паралич. У детей с массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется предрасположенность к развитию РЛФ.

В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться понижение общего тонуса мышц, вялость, малоподвижность, слабо выраженные безусловные рефлексы или полное их отсутствие. У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: нарушение сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается по ночам), повышение общего тонуса мышц, значительная двигательная активность. В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

На первом году жизни организм ребенка обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют индивидуальные развивающие и укрепляющие занятия, включающие в себя игры, гимнастику, массаж и т. д.

У недоношенных детей, с которыми занимаются гимнастикой и массажем, в 2-3 раза реже возникают респираторные вирусные инфекции, быстрее нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние — дети раньше начинают улыбаться, следить за движущимися предметами и т. д.

Методика проведения массажа и гимнастики для недоношенного ребенка

Методика массажа и гимнастики для недоношенных детей разработана с учетом их физиологических особенностей: несовершенства дыхательной функции, низких адаптационных возможностей в меняющихся условиях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции), недоразвитости нервно-мышечного аппарата. Она включает в себя приемы классического, точечного массажа и гимнастику. Эти методы могут применяться одновременно или последовательно (поочередно).

Ребенку 1 месяц — щадящий массаж: поглаживание.

1,5-2 месяца — массаж должен сочетаться с гимнастикой, способствующей формированию двигательных навыков.

3-4 месяца — заставлять малыша поворачиваться на бок: сначала на один, потом на другой.

4-5 месяцев — приучать малыша сознательно тянуться к игрушкам и брать их в руки.

5-6 месяцев — побуждать малыша к активному ползанию.

7-8 месяцев — побуждать (не заставлять насильно!) малыша сидеть или стоять. Упражнения в положении сидя можно делать только в том случае, если ребенок прямо держит спину.

9-10 месяцев — вставание к барьеру.

11 месяцев — переступание вдоль барьера.

12-13 месяцев — обучение самостоятельной ходьбе.

Занятия гимнастикой, направленной на развитие двигательных навыков, у детей, родившихся с массой менее 1750 г, должны начинаться в 2,5 месяца, а у детей с массой более 1750 г — на 1-1,5 месяца раньше.

На втором году жизни недоношенный ребенок может выполнять такие же физические упражнения, как и его доношенные ровесники.

Каждому упражнению должен предшествовать массаж соответствующего участка тела. Так, прежде чем выполнять движения руками или ногами, их следует предварительно помассировать.

Требования к проведению массажа и гимнастики

Начинать занятия надо за 30 мин до кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя проводить массаж и гимнастику перед сном. Гимнастикой нужно заниматься ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время.

Весь комплекс физических упражнений необходимо повторять 2-3 раза в день, в некоторых случаях — 4-6 раз. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 5 минут.

Комната должна быть хорошо проветренной, температура воздуха —20-24 градусов С.

Начинать гимнастику надо с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного.

Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий гимнастикой весь комплекс упражнений можно проводить в два этапа.

Упражнения надо выполнять в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

Занятия гимнастикой необходимо начинать с дыхательных упражнений и проводить их регулярно в течение всей процедуры.

На первых занятиях не следует полностью раздевать ребенка. Так, выполняя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела малыша можно прикрыть пеленкой или не снимать распашонку, проводя гимнастику для ног.

Читайте также:  Развитие внимания у неговорящего ребенка

В комнате для занятий по возможности нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры, нахождение в комнате посторонних, громкую музыку. Из игрушек оставить только те, которые будут использоваться при выполнении упражнений.

Все внимание взрослого, проводящего занятие, должно быть сосредоточено на ребенке. Упражнения следует сопровождать спокойной и негромкой беседой с ним. Правильное выполнение упражнений следует поощрять улыбкой, ласковыми словами.

Каждое занятие должно включать в себя элементы, способствующие развитию зрительных и слуховых реакций ребенка. С 3-4-месячного возраста его надо приучать к речевым указаниям, типа “возьми кольцо”, а с 8-9 месяцев вырабатывать самостоятельное выполнение отдельных упражнений по команде взрослого.

Увеличивать физическую нагрузку следует постепенно на протяжении длительного времени, учитывая при этом индивидуальную реакцию ребенка. Величину нагрузки можно регулировать продолжительностью занятий, количеством повторов каждого упражнения, темпом, размахом движений, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха или с дыхательными упражнениями. При малейшем проявлении утомления нагрузка должна быть незамедлительно уменьшена. Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переходу к более сложным упражнениям помимо возраста ребенка, является его положительная реакция на проводимые упражнения: спокойное поведение, гуление, розовая окраска кожи, теплые конечности.

Источник

В основе ЛФК — комплексы физических упражнений пассивного, рефлекторного и активного характера. Они направлены на активизацию двигательных навыков, укрепление различных групп мышц, улучшение функции органов и систем, общее оздоровление.

+ Применяется в сочетании с массажем, физиотерапией, или как отдельная процедура, начиная с 1 месяца жизни.

+ Лечебную физкультуру проводит методист ЛФК, по назначению педиатра, невролога, реабилитолога, врача ЛФК.

+ ЛФК проводится в условиях больницы, детского реабилитационного центра, поликлиники. Родители могут заниматься с ребенком дома после подробной консультации лечащего врача и инструктора.

ЛФК ПРОТИВОПОКАЗАНА при:

— высокой температуре,

— острых и обострении хронических инфекций,

— декомпенсации хронических заболеваний сердца, легких, ЦНС, других органов и систем,

— во время подбора противосудорожного лечения .

ЛФК ПОКАЗАНА при широком спектре заболеваний:

+ болезни легких, сердца, опорно-двигательного аппарата, 

+ состояниях после травм и операций;

+ детям с болезнями обмена веществ;

+ часто болеющим детям.

Назначают лечебную физкультуру обычно очень широко, как здоровым детям, в качестве общеукрепляющего средства , так и детям, страдающим различными заболеваниями. Для всех видов патологии разработаны комплексы упражнений. 

Отдельно следует рассказать о назначении ЛФК детям с поражением нервной системы (задержки моторного развития, ДЦП, spina bifida, генетические синдромы, парезы Дюшенна-Эрба и Дежерин-Клюмпке, другие). Обычно ЛФК в этой ситуации назначают всем. Так ли это необходимо и полезно?

В целом, применение классической ЛФК у детей с патологией нервной системы низкоэффективно или небезопасно, в качестве альтернативы следует рассмотреть применение проверенных временем кинезотерапевтических концепций. При наличии у ребенка другой патологии применение ЛФК оправдано. Здоровым детям в качестве общеукрепляющего средства лучше посещать бассейн и спортивные секции, а малышам играть в подвижные игры.

— РЕФЛЕКТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

++Плюсы: с одной стороны хороши тем, что не требуют сотрудничества пациента с методистом.

НО! Эффективны они только если основаны на здоровых физиологических рефлексах и активизируют тот навык, который следует за уже имеющимся. Система движения не способна воспринимать информацию, касающуюся иерархически более продвинутых навыков.

Пренебрежение этими принципами приводит к неэффективности занятий и/или к закреплению патологических образцов движения, а в случае попытки преждевременной активизации вертикальных поз может наступить деформация позвоночника и/или дислокация в тазобедренном суставе. В качестве альтернативы можно применять методики Войта, Бобат, Кастильо Моралес, Фельденкрайз, а для более старших детей, сотрудничающих с методистом, — PNF. 

— АКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Можно применять в том случае, если они полностью соответствуют образцам движения здоровых детей. Лучше всего эту задачу решает метод Баланс.

— ПАССИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Также можно применять у пациентов, не сотрудничающих с методистом. Они безвредны. Но и эффективность их стремится к нулю. Система движения попросту не закрепляет новое движение в этой ситуации. 

— УПРАЖНЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ

отдельных групп мышц можно применять, но лишь в том случае, если моторное развитие ребенка завершено и все имеющиеся у него движения корректны. В противном случае, применять эту группу упражнений нецелесообразно, следует продолжить формирование недостающих моторных навыков. 

— Часто в занятие ЛФК включают РАСТЯЖКИ. Во-первых, их применение у детей с повышенным/спастическим тонусом приводит к вторичному повышению тонуса через определенное время.

Во-вторых растяжки часто болезненны. Применение болезненных методов воздействия в детском возрасте допустимо, когда ребенок понимает смысл и назначение манипуляции. Лучше всего использовать рефлекторную активизацию мышц, противостоящих спастичным, в рамках метода Войта, кинезиотейпирование, вибротерапию Галилео, а при возможности сотрудничества ребенка- постизометрическую релаксацию. 

*статья подготовлена при поддержке Фонда Президентских грантов

врач-педиатр, врач ЛФК, детский массажист, терапевт методик Кастильо Моралес и Войта.

Источник