Ускорение и замедление развития ребенка это

Ускорение и замедление развития ребенка это thumbnail

Я сам родитель и с данным вопросом сталкивался как минимум три раза в своей жизни. А теперь я профессиональный психолог, гештальт-терапевт и с желаниями ускоренного развития детей встречаюсь уже на консультациях. Так что же такое ускоренное развитие, что оно дает и кому оно нужно. Выскажу свою точку зрения.

Довольно часто можно встретить объявления от различных организаций, клубов про ускоренное развитие способностей детей. Обучают быстрому счету, писать, рисовать, различным иностранным языкам, в общем, развивают разные способности ребенка. В общем вроде бы все пристойно и прекрасно. Но есть несколько моментов, о которых хотелось бы написать.

Первое. Как происходит ускоренное развитие. Ребенка по определенным методикам развивают в разных направлениях. На пример в виде игры обучают иностранным языкам, или работе на компьютере, или развивают математические способности и тд. Вполне реально ребёнка развить гораздо раньше своих сверстников и на пример к шести годам хорошо читать, считать и разговаривать на иностранном языке, а то и на несколько. Все это прекрасно и такое положение вещей очень умиляет родителей, они горды ребёнком и собой. Есть случаи, когда ребёнок лет в 12, а то и раньше оканчивает курс средней школы и поступает в университет. Все это по силам ребёнку, его мозг способен многое изучить и понять. Однако что практически невозможно развить за это время это психику ребёнка, она развивается по своим законам и зачастую педагоги этот момент не учитывают. Чем это чревато для ребёнка, рассмотрим подробнее.

И так научившись читать и писать в раннем возрасте, ребёнку будет откровенно не интересно обучаться в обычной школе, где дети только все это начинают постигать. Следовательно, если родители продолжают гнуть свою линию сотворения маленького гения, то ему предстоит заниматься в специальных группах, либо в старших классах, либо индивидуально. А это с большой долей вероятности скажется на процессе социализации ребёнка. Отдельно хочется сказать про занятия с гораздо более старшими детьми. На пример когда шестилетний малыш занимается с девяти-десятилетними ребятами. Или когда 12 летний ребёнок поступает в университет, а рядом с ним оказываются 18-20 летние молодые люди. Психика младших детей, как правило, оказывается не готова к той психологической нагрузке, которую предлагает среда, в которой они находятся. На пример 12 летний ребёнок совсем не готов к тем способам обращения, разговорам которые приняты у 18-20 летних парней и девушек. И мягко говоря, детям приходится не сладко в этой ситуации, они часто отгораживаются от гораздо более старших одноклассников или однокурсников, становятся психологическими изгоями и объектами для насмешек старших. И в этом возрасте могут формироваться психологические травмы, которые в будущем могут осложнить им жизнь. И еще один момент

Психологическое развитие ребенка в любом случае оказывают родители или замещающие их взрослые. Именно они будут развивать способность ребенка обращаться со своими чувствами, с тем как строить отношения с другими людьми, как переживать весь комплекс чувств, эмоций, мыслей, фантазий которые ребенок будет осознавать. То есть в конечном итоге именно это умение позволит ему быть счастливым в этой жизни, поскольку за это отвечает именно наша психика. А для того чтобы ребенку на своем примере показать как грамотно строить отношений, как переживать весь комплекс осознаваемых феноменов во многом родителям придется самим заняться своим образованием в области психологии. Так что в любом случае если вы заинтересованы в том чтобы ваш ребенок был успешен в жизни и жил счастливой, наполненной жизнью в будущем, увильнуть от самообразования, самопознания не получится.

Второе. Важно уточнить у родителей, когда они очень хотят что-то развить у своего ребенка следующее. Важно как происходит развитие ребенка, за счет чего, в каком формате, и кто инициатор этого действия. Хотя про инициатора в принципе понятно, это родители (или родители родителей). А вот как это преподносится и с какой целью это делается, вот здесь может быть интересно. Если ребенок наверстывает упущенное когда-то родителями (по крайней мере, они так считают, что вот если бы им когда-то такому научили, вот у них было бы все по-другому), то очень большая вероятность того, что ваш ребенок будет заложником ваших несбывшихся надежд, желаний, то есть в данном случае речи о самом ребенка нет, есть речь о вас.

 Ускоренное развитие ребенка За и против

Источник

Задержка роста у детей — состояние, когда у ребенка по какой–то причине или причинам снижаются темпы роста, характерные для его пола и периода жизни. При этом важно знать, что многие эндокринные, соматические, генетические и хромосомные заболевания сопровождаются задержкой роста, поэтому и возникают сложности в выявлении причины низкорослости и назначении адекватной терапии.

Читайте также:  Цели задачи и этапы развития личности ребенка

Но наиболее часто отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.

Критические периоды развития и снижение темпов роста

Рост считается одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.

Особенность детского организма — его интенсивный рост.

В течение второго месяца внутриутробного развития длина эмбриона увеличивается примерно на 1 см в сутки, в последние месяцы беременности скорость роста уменьшается до 1,5 мм в сутки. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз.

С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.

Выделяют три стадии темпов роста ребенка:

  • I стадия — младенческий период (до двух лет), который характеризуется очень быстрым ростом. Его темпы, прежде всего, определяют благоприятное развитие плода во время беременности. За первый год ребенок вырастает примерно на 25 см, за второй год — на 10–12 см. В первые годы жизни процессы роста регулируются действием тиреоидных гормонов, которые обеспечивают окончательное созревание органов и систем и, прежде всего, ЦНС. В то же время высокий уровень гормонов щитовидной железы активно стимулирует секрецию гормона роста, то есть оказывает выраженный ростовой эффект.
  • II стадия- период детства, характеризуется относительно постоянным ростом. Регулируется преимущественно гормоном роста. При недостаточности гормона роста нормальные показатели роста (5–7 см/год) могут снижаться до 3–4 см/год.
  • III стадия — период полового созревания, он характерен подростковый ростовой скачок, обусловлен увеличением уровня половых гормонов, действие гормона роста также очень важно. Для девочек эта стадия начинается за год до менархе (12–13 лет), у мальчиков в пубертате (14–15 лет). Пубертатный скачок может варьировать в пределах 2–3 лет. Темпы роста могут достигать 8–12 см/год.

При этом необходимо определять нормы ростовых показателей и уровни роста по центильным таблицам.

При выраженных отклонениях от нормы (очень низкий рост — ниже 3-й перцентили или ниже 2 стандартных отклонений (< –2,0 SDS)), а также значительное снижение темпов роста — необходима консультация детского эндокринолога.

Конституциональная задержка роста

В большинстве случаев низкорослость у детей связана с особенностями роста и развития и имеют наследственный характер.

Конституциональная задержка роста и полового созревания или синдром позднего пубертата — это одна из самых распространенных форм задержки роста.

Показатели продукции гормонов соответствуют возрастных норм, костный возраст незначительно (в среднем на 2 года) отстает от хронологического, поэтому позднее закрытие зон роста в данном случае являются благоприятным фактором, улучшающим прогноз в отношении роста во взрослой жизни.

Причины этого состояния до конца не изучены.

Этот вариант низкорослости встречается у детей обоего пола, но чаще у мальчиков. При этом отец и/или ближайшие родственники по отцовской (женской) линии этих детей имеют те же особенности развития.

Длина и масса тела при рождении не отличаются от таковых у здоровых детей.

Наиболее низкие показатели темпов роста имеют место в первые годы жизни, и, следовательно, наиболее выраженная задержка роста наблюдается у детей в возрасте 3–4 лет.

С 4–5 лет темпы развития восстанавливаются (5–6 см в год), но, имея исходно низкий рост, дети остаются в школьном возрасте низкорослыми. При этом отмечается более позднее вступление в пубертат — обычно половое развитие и пубертатный скачок в росте запаздывает у этих детей на 2–4 года, проявляется как отсроченное пубертатное ускорение роста.

Эти подростки резко отстают в своем развитии от ровесников.

В период, когда у сверстников темпы роста значительно увеличиваются (в среднем в 11 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков), дети с конституциональной задержкой полового и физического развития продолжают расти с прежней или даже слегка замедленной (до 4 см в год) скоростью.

В большинстве случаев дети не нуждаются в лечении, но требуют обследования и наблюдения детского эндокринолога.

Кроме ежегодного мониторирования темпов роста, определения «костного» возраста, определения ИФР -1 (инсулиноподобного фактора роста), который определяет выделение гормона роста, гормонов щитовидной железы, а после 11-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков – половых гормонов и их регуляторов.

Семейная низкорослость

Это довольно частый вариант задержки роста, который характеризуется наследственной предрасположенностью — родственники детей с подобным вариантом задержки развития имеют низкий рост.

Задержка темпов роста отмечается уже с раннего возраста, а скорость соответствует нижней границе нормы.

При рождении дети имеют нормальные показатели роста и массы тела, но темпы после 3–4 лет составляют не более 2–4 см в год, в редких случаях в допубертатном периоде скорость роста достигает 4–5 см в год.

Читайте также:  Развитие ребенка в социуме

Принципиальным является то, что «костный» возраст этих детей обычно соответствует или лишь незначительно отстает от хронологического, а вступление детей в пубертат практически соответствует нормальным срокам, но темпы его также находятся на нижней границе нормы.

Конечный рост таких пациентов достигает 151 см у женщин и 163 см у мужчин, что, как правило, укладывается в диапазон допустимых колебаний целевого роста (среднего роста родителей).

Секреция гормона роста у детей не изменена, как и другие функции гипофиза, признаков эндокринной патологии не выявлено.

При молекулярно-генетическом обследовании патологических изменений генов не выявлено.

Но при этом необходимо провести полное обследование ребенка — диагноз «семейная низкорослость» можно ставить только в тех случаях, когда исключены все другие причины, приводящие к задержке роста (дефицит гормона роста, заболевания, которые сопровождаются низкорослостью и другие). Обязательно определяется ИФР-1, патологии эндокринной системы, исключить тяжелые соматические заболевания (сердца, почек, ЖКТ, печени, обменные и генетические патологии).

Важно исключить соматотропную недостаточность — гипопитуитаризм – дефицит гормона роста в связи с повреждениями гипоталамических или гипофизарных структур, нарушением периферической чувствительности к действию гормона в результате патологии рецепторного аппарата, синтез биологически неактивного гормона роста.

Это наиболее тяжелая форма низкорослости, которая лечиться введением гормона роста.

Причины задержки роста при врожденной и приобретенной соматотропной недостаточности

Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.

Средовые факторы

Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..

Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.

Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:

  • рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
  • минимализировать прием лекарственных препаратов;
  • следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
  • уменьшить двигательные и эмоциональные нагрузки.

Генетические факторы

Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть — генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.

В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.

Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов (сложная беременность, прием лекарственных средств, прием алкоголя или наркотиков, курение, частые стрессы в период вынашивания малыша). Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.

Внешние факторы после рождения

Наиболее частой причиной приобретенной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.

Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом — сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.

Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.

Читайте также:  Как правильно заниматься с годовалым ребенком для развития

Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста — глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.

Источник

https://pixabay.com/ru/photos/ребенок-развлечения-семья-любовь-3046494/

Жизнь мы часто представляем себе как длинный путь, который предстоит пройти новому существу, явившемуся на свет. Путь этот начинается стремительным восхождением, которое вскоре замедляется, затем на короткий срок снова ускоряется, пока путник не достигнет вершины. Здесь на вершине странник жизни пребывает более или менее длительное время, затем начинается спуск, который приводит его к концу жизненного пути.
Из трех больших периодов жизни нас здесь интересует только один, — период роста и развития, — детство и юность, когда закладываются основы человеческой личности. Никогда организм человека не отличается такой гибкостью, такой податливостью различным влияниям и, вместе с тем, такой неисчерпаемой способностью улучшаться и совершенствоваться, как в годы детства и юности. И эти свойства тем ярче выражены, чем ближе человек к началу жизни. Поэтому-то в ранние годы жизни и возможности воспитания и ответственность родителей и воспитателей особенно велики.
Один год раннего детства вносит в жизнь ребенка несравненно больше нового, чем в другую пору жизни пять или даже десять лет. Трехлетний ребенок, уже овладевший речью, гораздо больше превосходит своим развитием годовалого, от которого его отделяют всего два года, чем девятилетний от трехлетнего, которые отделены в три раза большим промежутком времени. Эти годы, в пределах которых протекает каждый возраст, не надо принимать слишком буквально. Границы возрастов, приведенные выше, являются лишь приблизительными;
у одних темп роста и развития замедленный, у других ускоренный.
Большую роль играют здесь общественные условия, в которых растет ребенок, и, в особенности, характер воспитания. Пока идут годы, время от времени, так сказать, на ходу, наше тело перевооружается: то, что было слабым, становится сильным, то что было в подчинении, становится
господствующим. Отсюда понятно, что не только тело ребенка, отдельные его органы не так устроены, как у взрослого, отправления их совершаются по-иному, но и неразрывно связанные с телом душевные способности — мысли, интересы, желания, понимание окружающего — совершенно нете, что у взрослого.
Органы движений очень сложно устроены. Они требуют для созревания времени и благоприятных условий. Но когда они до статочно уже созрели, им необходимо быть в действии для того, чтобы крепнуть и совершенствоваться; если же они будут бездействовать, они могут остаться на всю жизнь маломощными. У ребенка 3-7 лет они уже достаточно созрели, они составляют теперь его главную силу, и он их усердно пускает в ход. Ребенок сам, конечно, не понимает смысла своей беспрестанной беготни, но следует признать, что и не все взрослые понимают его. Впереди ребенка ждет длинный и сложный путь, который требует большого запаса знаний. Пуская в ход самое сильное свое орудие — двигательные органы, ребенок многим знакомится на собственном опыте, многое на себе испытывает, обогащает свой ум самыми разнообразными сведениями.
Можно сказать смело, что движения нужны ребенку для его правильного развития, как воздух нужен для дыхания. У ребенка, который мало двигается, который сидит по долгу на одном месте, сердце слабо работает, кровь застаивается, легкие плохо набирают воздух, напряжение всех жизненных процессов понижается, он делается вялым и хилым.
Движения ребенка имеют значение только для его телесного здоровья. Они развивают его ум, расширяют и углубляют его понимание и знание всего, что окружает его. Возьмите, например, движения, которые производит ребенок, когда он ощупывает, хватает, комкает, рвет, бросает, строит. Все движения дают ему богатый запас знаний, которые в практической жизни понадобятся при выполнении различных работ. Но если ребенок будет всегда чувствовать себя слабым, подчиненным существом, из него никогда не вырастет сильный человек, способный не только делать то, что велят другие, но умеющий и сам делать и изобретать новое.
Игры ребенка — это первая школа жизни. Эта школа тем особенно хороша, что ребенок занимается в ней с большой радостью, а радость сама по себе — лучшее укрепляющее средство, более надежное, чем лекарства и курорты. Общая неустойчивость организма дошкольника (особенно его нервной системы) является главной причиной его слабой сопротивляемости заболеваниям, в частности заразным болезням.
К слабым сторонам дошкольника следует отнести недостаток его опыта и незрелость его ума, вследствие чего дошкольник часто не в состоянии хорошо понимать окружающее и правильно ориентироваться в нем. Слабый ум до школьника не в состоянии контролировать его поведение и оно диктуется почти всецело его изменчивыми, быстролетными, прихотливыми чувствами.

Источник