Таблица умственного развития ребенка

Таблица умственного развития ребенка thumbnail

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным, поэтому сегодня так популярны разнообразные методики и упражнения для обучения чтению, счету и письму едва ли не с рождения. Но важно понимать, что умственное развитие ребенка – это не только формирование определенных знаний, умений и навыков. Сегодня этому понятию придают более глубокое значение, так как важнее активизировать у детей познавательную деятельность и развивать мыслительные процессы.

Развитие умственных способностей ребенка

Этапы интеллектуального развития ребенка

С самого рождения дети отличаются друг от друга, так как они имеют разные физиологические и психологические задатки. Развитие каждого ребенка, в том числе умственное, происходит по индивидуальной схеме, поэтому нет детей, имеющих совершенно идентичные способности. На интеллект ребенка влияет множество факторов, в том числе наследственность, окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье и другие.

Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие человека, в том числе и интеллектуальное, происходит стадиально. Для описания этого процесса используется несколько схем. Так, по одной из общепринятых теорий, выделяют 3 крупных стадии умственного развития ребенка:

  • Сенсомоторная стадия (от рождения и до 2 лет) – период овладения моторными и сенсорными способностями. На этой стадии умственного развития ребенка он осваивает различные двигательные навыки, знакомится с текстурой и свойствами окружающих его объектов. У ребенка развиваются врожденные рефлексы и формируются условные, происходит развитие преднамеренных действий, направленных на достижение определенной цели;
  • Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет) – ребенок учится сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд и т.п., оперировать такими категориями, как величина, количество, число, вес, вместимость, объем и т.д. К концу этого периода интеллектуального развития ребенка, он все глубже понимает взаимосвязи между признаками объектов, что позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать простые физические задачи;
  • Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет) – мыслительные операции совершаются без конкретной опоры, появляется абстрактное мышление, которое функционирует с помощью гипотез и дедукций.

Каждый из этих этапов знаменуется наиболее успешным усвоением определенных навыков.

Эмоциональное, речевое и логическое развитие

Традиционно психологи выделяют 3 типа умственного развития ребенка:

  • Эмоциональное;
  • Логическое;
  • Речевое.

С самого рождения интенсивно происходит эмоциональное развитие, что очень важно для успешности человека в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека моральные стандарты, которые в будущем позволяют ему реализовать себя в жизни наилучшим образом.

Основы для логического и математического развития закладываются в период от 1 года до 5 лет. В этом возрасте ребенку нужно предлагать самостоятельно выполнять логические операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение т.п.). Установлено, что развитие этого типа мышления связано с формированием слуха, зрения и осязания, поэтому для развития математических способностей нужно не только играть с малышом в логические игры, но и сортировать предметы по определенным признакам, прививать любовь к музыке.

В первые десять лет жизни происходит наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей, что необходимо для полноценного умственного развития ребенка. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, поэтому для его нужно разговаривать с ребенком, читать ему сказки и петь песни, а также заниматься лепкой, рисованием, играть с мелкими предметами.

Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?

Развитие умственных способностей ребенка начинается сразу после его рождения и осуществляется в ходе знакомства с окружающим миром, общения и приобретения опыта. Восприятие малыша отличается от восприятия подростка, ребенок стремится усвоить как можно больше информации, но мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с маленькими детьми важно чередовать разные виды деятельности.

Особенностью интеллектуального развития ребенка является то, что лучше всего усвоение информации происходит в процессе игры, поэтому современные психологи не рекомендуют слишком увлекаться упражнениями для раннего развития детей. Занятия через силу могут погасить в ребенке познавательный интерес. Эффективнее стимулировать развитие интеллекта в игре, начатой малышом по собственной инициативе. При выборе развивающих игр и упражнений важно учитывать интересы ребенка.

Умственное развитие ребенка неразрывно связано с процессом воспитания. Родители должны сочетать ласковое, доброжелательное обращение с дисциплиной и определенными требованиями к поведению. Нужно приучать малыша к порядку, это научит его быть аккуратным и обязательным. Регулярные физические упражнения развивают выносливость и волю. Важно также с раннего возраста приучать ребенка к труду, требуя посильную помощь в домашних делах, воспитывать в нем усидчивость, упорство, доброжелательность и доброту – это неотъемлемые качества любого интеллектуально развитого человека.

Читайте также:  Дидактический материал для развития ребенка 2 лет

Развитие мышления детей определяется не только их способностями, но и объемом, а также характером информации, которую они получают. С учетом этой особенности интеллектуального развития ребенка, ему необходимо обеспечить доступ к различным знаниям, новостям и впечатлениям. Разумеется, информация должна поступать дозированно и не вызывать переутомление. В погоне за ранним развитием умственных способностей ребенка, взрослым не следует забывать о важности родительского одобрения и похвалы. Поощрение успехов повышает уверенность малыша в своих силах, что мотивирует его к достижению новых результатов.

Источник

Главных факторов, определяющих ум и интеллект ребенка, всего два. Первый из них — это наследственность. А второй — окружение, в котором растет и развивается малыш. И если наследственные факторы — это неуправляемый и непредсказуемый процесс, то создание развивающей среды под силу любой заботливой семье. Важно понимать, что ребенку можно навредить как отсутствием родительского воспитания, так и круглосуточной интеллектуальной нагрузкой до психического срыва. Поэтому давайте разберемся, в чем есть тонкости умственного и интеллектуального развития и как правильно на них влиять.

Таблица умственного развития ребенка

Содержание:

  • Ум и интеллект — это одно и то же?
  • Типы умственного развития ребенка
  • Стадии интеллектуального развития
  • Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста

Ум и интеллект — это одно и то же?

Вообще, эти понятия достаточно близки и их часто путают. Но это не одно и то же.

Начальные умственные способности у ребенка определяются его наследственными факторами.

Они проявляются в способности малыша адекватно реагировать на окружающую среду. Например, после двух месяцев он проявляет “комплекс оживления”, когда видит маму. Далее, взрослея, ребенок понимает, что у бабушки конфеты выпросить проще, чем у папы; а когда у мамы плохое настроение, то лучше не попадаться ей на глаза. Это значит, что ребенок становится “умнее”.

Выраженная склонность ребенка к чтению или игре на музыкальных инструментах, или решению сложных задач — это тоже врожденные способности.

По мере взросления ребенка его умственное развитие замедляется и, по мнению многих научных школ, прекращается в районе 20-25 лет на моменте окончательного формирования мозга.

Но! Зато с возрастом усиливается значение интеллектуального развития детей. Основой интеллектуального развития ребенка является семейное, дошкольное, школьное образование.

Нельзя рассчитывать на то, что развитие интеллекта и воспитание ребенка — это задача только для воспитателей и учителей. Ни в коем случае! В семьях, где родители заботятся о развитии малыша: разговаривают с крохой с самого момента рождения, читают ему книжки, отвечают на миллион «почему», выбирают ему подходящие занятия и кружки — в таких семьях дети успешно реализуют потенциал своих умственных способностей.

Типы умственного развития ребенка

С момента рождения все дети отличаются друг от друга. Развитие каждого ребенка идет по индивидуальной схеме и во многом зависит от генетического фактора. Начальные задатки ребенка будут в немалой степени определяться способностями и увлечениями родителей. Очень рано у ребенка начнет проявляться определенный тип умственного развития.

Лингвистический тип

Дети этого типа легко и безболезненно научаются читать и писать. Отличные рассказчики, обладают богатым словарным запасом. Легко запоминают большие объемы информации. Могут бесконечно рассматривать, читать и перечитывать любимые книги.

В будущем для них привлекательны такие профессии, как журналист, педагог, политик, писатель.

Логико-математический тип

Будущие математики, физики, изобретатели с раннего возраста любят наблюдать, перекладывать, сортировать. Им нравится считать в голове, легко даются шашки, шахматы.

Во многом они воспринимают окружающий мир через цифры и формулы. Цифровой мир — это их мир. ”Не от мира сего”- это часто про них.

Пространственный тип

Дети такого типа мыслят объемно, пространственно. Любят делать перестановки в комнате, видят вещи в их взаимосвязи, обладают вкусом. Они с малого детства любят рисовать, конструировать, изобретать.

В будущем плодами их воображения становятся различные изобретения, красивые здания, дизайнерские решения. Наиболее часто встречается у художников, архитекторов, дизайнеров, конструкторов.

Музыкальный тип

Большую часть окружающего мира дети с таким типом развития воспринимают через музыкальное сопровождение. Они быстро запоминают мелодии, имеют музыкальный слух, хорошо двигаются под музыку, тоньше чувствуют голосовые интонации. Любят думать, двигаться и даже засыпать под музыку.

Читайте также:  Специфическое в развитии здорового ребенка и ребенка с отклонениями

Это будущие артисты, музыканты, художники.

Двигательный тип

Им наделены дети, которым легче обучаться в движении. Не усидчивы, очень активны. Они хорошо развиты физически, отлично проявляют себя на уроках труда. При этом хорошо выражают свои чувства, артистичны. Не заметить их просто невозможно.

В них хорошо просматривается актерская или спортивная жилка.

Межличностный тип

Ребенок быстро находит общий язык и легко общается с другими людьми, даже незнакомыми. Про таких говорят: “Язык до Киева доведет”.

Часто встречается у политиков, актеров, ораторов, торговцев, .

В различных сочетаниях у каждого ребенка встречаются все типы умственного развития. Задача родителей заключается в своевременном определении ведущих способностей ребенка, которые необходимо системно развивать и поддерживать.

Врожденные умственные способности — это важная составляющая успешного обучения, но не главная. Не всегда из одаренного ребенка вырастает глубокая творческая личность. И наоборот, средние способности при большом усердии в обучении, посещении дополнительных занятий, кружков могут стать основой для развития высокоинтеллектуальной личности.

Пора разобраться, что такое интеллектуальное развитие и как “накопить” интеллект.

Стадии интеллектуального развития

Интеллектуальное развитие базируется на развитии основных психических процессов — памяти, мышления, восприятия, воображения. В процессе развития интеллекта выделяются несколько стадий.

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет)

Интеллектуальное развитие в этом возрасте – это стихийный процесс, возникающий из предметно-житейского опыта ребенка.

Сначала между ребенком и окружающей средой возникают предметные действия. Ребенок познает окружающий мир с помощью органов чувств путем воздействия на предметы. Для этого ему необходимо их рассмотреть, потрогать, стукнуть, бросить, попробовать “на зуб”.

К примеру, крепко сжатые кулачки младенца к 2-м месяцам начинают расслабляться. Он берет игрушку, она «тренирует» руку. Рука «тренирует» глаз, так как зрительное отражение движений рук усиливает процесс самосознания. Глаз «тренирует» руку за счет развития глазомера и точности.

Понятно, что родителям необходимо подбирать яркие, привлекательные игрушки с разными свойствами и размерами.

2. Дооперационная стадия (с 2 до 7 лет)

Начало этой стадии – усвоение речевых звуков родного языка и способность ребенка к символическим действиям, например, помахать ручкой при прощании или покормить куклу. Наиболее ярко символическое мышление проявляется в детских играх.

По мере расширения и усложнения опыта ребенка происходит превращение предметных действий в умственные операции, то есть действия, выполняемые во внутреннем, мысленном плане. Это, например, устный счет до 10, различение понятий “справа и слева”, определение времени года по словесному описанию (в какое время года идет снег, и детишки катаются на санках?). Разнообразие взаимодействия ребенка с миром все в большей степени приобретает интеллектуальное содержание.

В этом возрасте ребенок становится «почемучкой». Задача родителей давать развернутые вопросы на различные вопросы ребенка. На многие “почему” не всегда есть однозначный ответ, поэтому будет очень полезно порассуждать вместе с малышом о различных вариантах решения вопроса.

Ребенку важно научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отвергая и не избегая ситуаций, которые его вызывают.

3. Стадия конкретных операций ( с 7 до 11 лет)

В 6-7 лет ребенок идет в школу, получение знаний приобретает системный характер. Но обучение в этом возрасте методически построено на ярких, понятных примерах, особенно в 1-2 классе начальной школы. Ребенок осваивает чтение, письмо, счет. С помощью практических опытов постигает все больше и больше абстрактных понятий.

Например, убеждается в неизменности количественных, размерных, весовых показателей предметов при их перемещениях, перекладываниях. Если три конфеты, зеленый мячик или тяжелый брусок переложить из маленькой коробки в большую, то, к сожалению, конфет от этого больше не станет, да и мячик не изменит свой цвет, и брусок точно не станет легче. Ничего не изменится: свойства предметов останутся прежними. Так на практике постигается принцип сохранения.

Родителям очень важно поддерживать новые познавательные и творческие начинания своего юного испытателя, даже если они неудачны. Надо относиться к ним с уважением и теплотой: ребенок старается не только для себя, но и для тех, кого любит.

4. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет )

В этом возрасте формируются начальные научные представления об окружающем мире без взаимосвязи с конкретной реальностью. Это значит, что ребенку уже не обязательно, да часто и просто невозможно, увидеть, потрогать, измерить объект изучения, чтобы понять его. Ведь на уроках он уже знакомится с химическими элементами, строением молекулы, законами физики.

Читайте также:  Эмоциональный мир музыки для развития ребенка

Кроме того, он становится способен к саморазвитию, самообучению. Он может сам сформулировать интересующий его вопрос, найти подходящий источник знаний, изучить ответ и применить полученные знания.

В этом возрасте у ребенка должна быть возможность побыть одному, самому позаниматься своими делами. Избыток опеки может затормозить саморазвитие и творчество.

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста

Существует много методов диагностики умственных возможностей и интеллектуального развития ребенка. Для примера и понимания приведем несколько тестов, которые проходит дошкольник у психолога перед поступлением в в 1-ый класс.

Исследования развития памяти

Уровень развития памяти у ребенка можно оценить по следующим заданиям:

  • Слуховая память

Три раза равномерно, с перерывами произносится ряд двузначных чисел (до 20) в произвольном порядке. Например, 15, 12, 10, 18, 16, 19, 17, 11 (общим количеством 8 штук).

Каждое правильно воспроизведенное число — 10%. Норма — 60%.

  • Зрительная память

Предлагается ребенку в течение минуты посмотреть на 10 предметов, лежащих на столе. Далее, уже несмотря на стол, по памяти, он называет предметы, которые запомнил

Норма — не менее 60%.

  • Логическая память

Подбирается 8 пар слов по принципу: часть — целое. Например: колесо — машина; листья — дерево; капля — дождь и т.д. Произносятся пары с интервалом в 2 — 3 секунды. После короткого перерыва (15 сек) вторично произносятся только первые слова, второе слово ребенок должен вспомнить сам.

Норма — не менее 60%.

Исследование развития мышления

Развитие мышления взаимосвязано с развитием памяти, внимания, двигательной активностью. У дошкольников этот процесс дополняется ростом его самопознания. Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на мнение близких людей.

Тест для изучения самооценки у дошкольников (по Т.Д. Марциновской)

Предлагается рисунок лестницы из 7 ступенек. Посредине ее нужно расположить фигурку человека. Ребенку объясняют задание: видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших хороших детей; чем выше, тем лучше дети, на самой вершинке — самые хорошие. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?”

Оценка. Считается нормой, если дети предшкольного возраста ставят себя на ступеньку “очень хорошие” и даже “самые хорошие дети“. Положение любой из низших ступенек (тем более на самой низшей) говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Исследования развития восприятия

При достаточно развитом восприятии дошкольник знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат ) ,оценивает положение предметов в пространстве (выше — ниже, вправо — влево), мысленно находит часть целого и достраивает из фрагментов целые образы.

Тест. Выделить части из целого по какому-либо признаку.Например, кошка: голова, лапы,туловище, хвост. Проще, если перед ребенком находится реальный предмет анализа. Сложнее разложение мысленного образа объекта.

Определение более 60% частей предмета считается достаточным.

Исследования креативности

Творческие способности у детей могут проявляться по-разному. Предлагаемый тест (по А.Р. Лурия) оценивает степень владения обобщающими понятиями и оригинальность предлагаемых решений.

Ребенку предлагается запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам рисует лаконичный эскиз, который потом помогает ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).

Дается 10 слов (словосочетаний). Например, солнце, снег, веселый мальчик, грустная лошадка, вкусная сосиска и т.д. После прослушивания ряда слов и создания соответствующих рисунков ребенок по своим эскизам воспроизводит заданные слова

Норма — 60% воспроизведенных слов.

Самое главное, что хотелось бы донести по родителей — это то, что врожденные умственные способности не гарантируют ребенку отличных знаний и успешной карьеры в будущем. Очень важно не допустить появления у одаренного ребенка звездной болезни, которая не даст ему успешно и системно развиваться.

Ребенка со средними и слабыми способностями нужно поддерживать, вселять уверенность в своих силах. Для этого следует много и доброжелательно общаться с ребенком, давать знания, развивать все стороны детской личности.

И помним: востребованными и высококлассными специалистами не рождаются, а становятся!

Источник