Эмоциональный мир музыки для развития ребенка

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Ширинских Тамара Васильевна,

музыкальный руководитель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №62               «Золотой улей»

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитать на его лице, в позе, жестах, во всём его поведении. Развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «видеть» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями.

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человека к пониманию системы разноаспектных ценностно-смысловых переживаний. Именно специально организованная музыкальная деятельность, способная структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должна по праву стать важным аспектом педагогической деятельности.

Актуальность мною выбранной темы определяется потребностью нашего общества в эмоционально-чувственном воспитании. Ведь понимание эмоций и чувств является важным аспектом в становлении личности.

Работая музыкальным руководителем, я провела диагностику уровня развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку, в ходе которой выяснила, что у детей на недостаточном уровне сформированы  умения слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства, что говорит о низком уровне развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку. Проведя анкетирование родителей, я сделала вывод, что большинство из них не осведомлены в вопросах эмоционального развития личности, но положительно отнеслись бы к тому, чтобы их детей развивали, воспитывали в этом направлении.

Заинтересовавшись данной темой, я ознакомилась с трудами таких авторов, как Буренина А.И., Иванов А.А., Апраксина О.А., Карелина И.О., ознакомилась с программами музыкального воспитания дошкольников авторов Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры», Шуваловой А.В. «Музыка – хранительница эмоций». Изучив данную литературу, я подтвердила своё мнение о том, что художественно-творческая, музыкальная деятельность обеспечивает условия максимального расширения границ чувственно-эмоционального самовыражения детей.

Новизна опыта состоит в комбинации методик Радыновой О.П., Шуваловой А.В., направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкальную деятельность, приемлемых для работы с детьми 4 – 7 лет, и использование их в разделе программы музыкального развития Логиновой В.И. «Детство».

Проведя исследование, я обнаружила противоречия между необходимостью развития эмоционально-чувственной культуры дошкольников и:

  1. низким уровнем компетентности родителей по данному вопросу;
  2. отсутствием в ДОУ дополнительных специалистов, занимающихся художественно-эстетическим и эмоциональным развитием детей (изобразительной деятельности, хореографии, психолога);
  3. недостаточным количеством художественно-эстетических ценностей в непосредственном окружении ребёнка, оказывающих стимулирующее влияние на развитие эмоциональной сферы.

Целью моей деятельности стало развитие эмоционально-чувственной культуры дошкольников через различные виды музыкальной деятельности.

Гармоничное сочетание задач различных разделов программы «Детство» В.И.Логиновой, по которой работает наш детский сад, и опора на основные принципы музыкальной педагогики позволило сформулировать задачи моей работы:

  1. способствовать развитию мышления (осознания эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и т. д.);
  2. формировать умение понимать и чувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;
  3. развивать умение творческой интерпретации музыки различными средствами художественной выразительности.

Работа велась по трём направлениям:

  1. работа с воспитателями;
  2. работа с детьми;
  3. работа с родителями.

Основным направлением работы была работа с детьми. Мною был составлен перспективный план работы по эмоциональному развитию дошкольников 4 – 7 лет и разработаны конспекты тематических занятий, праздников и развлечений.

В младшем возрасте я решала следующие задачи:

  1. побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на произведения искусства;
  2. воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
  3. способствовать развитию эмоциональной сферы детей через участие в различных видах музыкальной деятельности.

Для решения этих задач был составлен цикл занятий с использованием разнообразных видов музыкальной деятельности, что позволило детям всесторонне познавать красоту окружающего мира. Предлагаемая система занятий позволяет создать условия для самовыражения, способствует формированию представлений о добре и красоте, побуждая детей к эмоциональному реагированию.

Занятия начинаются с музыкального приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную музыкальную деятельность, получить положительный настрой. Я использую такие упражнения-приветствия, как «Ласковое имя», «Передай приветик», «Колокольчик».

Читайте также:  Значение книги для развития ребенка

Развитие эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Поэтому на каждом занятии к детям приходят куклы, мягкие игрушки. С их помощью дети знакомятся с базовыми эмоциями. Игрушки побуждают детей к совместной творческой деятельности.

Обязательным элементом  занятия является слушание музыки, в ходе которого дети приобщаются к миру прекрасного. Для усиления эмоционального воздействия музыки, использую прием ознакомления с произведениями живописи соответствующей тематики. Так, при прослушивании музыкального произведения И. С. Баха «Шутка» предлагаю детям рассмотреть картину Ф.Хальса «Смеющиеся мальчики» и сравнить эмоции, выраженные художником и композитором — совпадают ли они.

Важным компонентом музыкального занятия является исполнительство. Через пение, движение, игру дети проявляют себя, выражают  свои чувства и эмоции, погружаются в мир собственных переживаний.

На занятиях так же я использую игры и упражнения, которые не только развивают музыкальные способности детей, но и которые учат детей жить дружно, сплачивают их, помогают чувствовать других, сопереживать. Это такие игры, как «Карусель», «Волшебный мяч», «Это я! Узнай меня!».

Играть со словом не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает это занятие ещё более привлекательным. Поэтому в своей деятельности особое место уделяю речевым играм с использованием пиктограмм эмоций («Зайка», «Дружный дом» и др.). В таких играх дети проявляют большую выдумку и фантазию, избавляются от неуверенности, стеснительности.

Итогом проведения цикла занятий является организация досугов и развлечений эмоционально-эстетической направленности. В содержание досугов включаю варежковый театр «Сказка, приходи!», театр би-ба-бо «Колобок», что позволяет закрепить понимание различных эмоциональных состояний, передаваемых музыкой.

В среднем возрасте решаю следующие задачи:

  1. расширять диапазон воспринимаемых детьми эмоциональных состояний, закреплять умение их различать, используя различные выразительные средства;
  2. способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, обогащая словарь детей понятиями, передающими оттенки эмоциональных состояний;
  3. совершенствовать эмоциональную выразительность в процессе вовлечения детей в различные  виды музыкальной деятельности.

На этом возрастном этапе я расширяю задачи по эмоциональному развитию, пополняю «эмоциональный словарь». Для того чтобы сформировать у детей умение понимать, сравнивать и анализировать эмоции, отражаемые в искусстве, развивать умение правильно выражать и передавать чувства, на своих занятиях я использую такие наглядные материалы, как «Дерево эмоций», «Волшебные гномики».

Дошкольники этого возраста с большим удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие, как «Весёлая прогулка», «Игра в лесу». Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов.

Большую выдумку и фантазию дети проявляют в этюдах-драматизациях, которые способствуют развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму («Считалка», «Катилось яблочко», «Лиса, петухи кот», и др.).

Для закрепления понятий, полученных на занятиях, использую такие дидактические игры, как «Музыкальный календарь», «Музыкальная шкатулка», «Музыкально-цветовой светофор» и др.  

Для лучшего понимания смысла мира эмоций провожу игровые занятия с детьми: «В мире эмоций», «Путешествие мышонка». Итогом проведения циклов занятий в среднем возрасте стало итоговое занятие «Путешествие в волшебный лес», задачей которого было закрепить с детьми понятия  об основных эмоциях, совершенствовать  умение детей передавать эмоциональное состояние музыкального образа с помощью выразительных средств (мимики, пантомимы).

В старшем возрасте я ставила задачи:

  1. познакомить с возможностями музыки в передаче внутреннего эмоционального мира человека и окружающей жизни;
  2. побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в различных видах музыкальной деятельности, формировать умение выражать эмоции, возникающих при слушании музыки;
  3. формировать умение аргументировать свои суждения, используя музыкальную терминологию.

Занятия с детьми старшего возраста ориентированы на развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке, художественному слову. Кроме того, они дают детям возможность проявить усвоенные знания о средствах эмоциональной выразительности в процессе участия в различных видах музыкальной деятельности.

Важной составляющей эмоционального развития детей этого возраста является театральная деятельность, а самым эффективным видом деятельности в развитии театральных способностей детей являются игры-драматизации, такие, как «Кот Васька», «Ёжик и мышки», «Теремок». Эффективность эмоционального развития детей в процессе драматизации обеспечивается только с помощью синтеза пения, движения и театральной деятельности. Поэтому на своих занятиях использую пантомимические этюды, которые помогают детям выразить эмоциональные состояния героев, их образы («Как у наших у ворот», «Зазнайка»). В работе с детьми над мимикой лица использую пиктограммы. Дети выбирают карточку с изображением соответствующим настроению и образу героя и пытаются передать его. Развить пантомимические навыки детям помогают различные игры и упражнения: «Горе», «Радость», «Обида» и т.п. В игре «Музыкальная книжка» предлагаю рассмотреть ситуации, изображенные на картинках, и передать их в движении, эмоциях под музыку. Для развития мимики я использую упражнения: «Цветы», «Пробуем конфетки», «Ароматный чай», «Яблоки».

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям беременности узи

Накопив определённый опыт актёрских навыков, перехожу к игре-спектаклю («Полянка», «Муха-Цокотуха»). Оформление обычной сюжетной музыкальной игры в игру-спектакль подводит детей к виду исполнительской деятельности от игры «для себя» к игре «для других». Это способствует росту творческой активности, эмоциональному переживанию музыкально-игрового образа. Гармоничное сочетание театрального искусства, музыки, движения вместе с развитием детского творчества, положительно влияет на эмоциональное развитие детей.

Итогом проведения работы по развитию эмоционально-чувственной культуры в старшем возрасте является музыкально-театрализованное представление «Как у батюшки Царя», в содержание которого включены разнообразные виды детской музыкально-творческой деятельности. Дети, при исполнении песенных, танцевальных номеров, театрализованных сценок, демонстрируют всё богатство знаний о мире эмоций, умение владеть средствами их выражения.

Вся работа строится на системе взаимодействия с воспитателями детского сада по вопросам эмоционального развития дошкольников. Мною  разработан перспективный план консультаций по вопросам эмоционального развития  дошкольников. Даю рекомендации воспитателям по оформлению дидактических игр, направленных на эмоциональное развитие дошкольников средствами музыки. Оказываю помощь в подборе музыкального материала воспитателям для создания эмоционального фона на их занятиях. Воспитатели проводят в группах предварительную работу, подготавливающую детей к восприятию материала на музыкальных занятиях, а так же закрепляют полученные знания и умения в самостоятельной деятельности детей вне занятий.

Укрепление связей с семьями воспитанников происходит не только через привлечение их к участию в организации и проведении праздников, но и через разъяснительную работу о необходимости развития эмоционально-чувственной культуры детей. Поэтому мною проводятся индивидуальные и коллективные консультации, открытые занятия  с демонстрацией приёмов воздействия на эмоциональную сферу детей. Для  проведения работы по эмоциональному развитию детей в семье, вниманию родителей предлагаю цикл игровых заданий, творческих упражнений.

Для выяснения результативности своей работы я, ориентируясь на методику диагностики уровня музыкального развития А.В.Шуваловой, отобрала критерии, по которым провела диагностику эмоционального развития детей средствами музыки,  и, сравнив показатели, полученные в начале работы над темой опыта и после проведения работы, направленной на развитие эмоционально-чувственной культуры дошкольников сделала вывод, что в результате организованной мною целенаправленной систематической работы, у детей значительно повысился общий уровень эмоционально-чувственной культуры. Если в младшем возрасте высокий уровень отсутствовал, то в старшем он возрос до 70%, что свидетельствует об эффективности влияния на эмоциональное развитие детей использованных в ходе работы над опытом методов и приёмов.

Приобретённые детьми знания о средствах эмоциональной выразительности в музыке, умение воспринимать произведения искусства и выражать свои эмоции в музыкальной деятельности, стали фундаментом для дальнейшего развития эмоционально-чувственной культуры в школе, обогатили внутренний эмоциональный мир каждого ребёнка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра №4 / 2006.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей — М.: ООО «ИКТЦ», «ЛАДА», 2006. — 224с.- (Серия «Талантливому педагогу — заботливому родителю»).
  3. Ежкова Н. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента. // Дошкольное воспитание №8 / 2004.
  4. Званцугова А.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности. // Дошкольная педагогика № 1 / 2007.
  5. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. // Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 2005.
  6. Кузнецова Г. Детское музыкальное исполнительство. // Дошкольное воспитание № 5 / 2008.
  7. Короткова Т.В., Шабельникова Е.Ю. Развитие эмоционального отношения дошкольников к окружающему звучащему миру. // Дошкольное образование Белгородчины: Проблемы. Находки, Опыт. Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Белгородской области. Выпуск 1. – Белгород: ЛитКараВан,2008.
  8. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Ярославль: Академия развития, 2008. – 240с.
  9. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. — Изд. 3-е. — М.: Музыка, 2007. – 63 с.
  10. Рогаткина Т. Синтез искусств: дорога в детство, или Новое измерение педагогики. Музыка и настроение. // Музыкальный руководитель №5 / 2006.
  11. Фадеева С. Музыка как объединяющее начало в эстетическом развитии. // Дошкольное воспитание № 7 / 2007.
  12. Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей.- М: ООО «ИДРИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008. – 189с.
  13. Художественное творчество в детском саду / Под редакцией Н.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2004.
Читайте также:  Шестой месяц развития ребенка мальчика

Источник

Анна Клемчук
Развитие детских эмоций средствами музыки

Развитие детских эмоций средствами музыки

Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций.

Это может показаться странным,но: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых.

Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна.Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Одним из средств развития эмоций является музыка.

Музыка как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности. Благодаря музыкальному развитию, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в настоящее время является очень актуальной. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений.

Музыкальное искусство, как известно, обладает огромным воздействием на эмоции человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

• Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

• Расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;

• Создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений;

• Закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции,пиктограмма: веселый, грустный, печальный, удивленный, испуганный, спокойный и т. д.);

• Умение распознать настроение других, развитие эмпатии;

Развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях.

С основными эмоциями дети знакомятся в ходе всего учебно – воспитательного процесса, где они переживают различные эмоциональные состояния, вербализируют свои переживания, осваивают опыт сверстников, познают литературу, живопись, музыку. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Для достижения цели используются следующие работы с детьми:

Приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики»;

Рассматривание репродукций картин: Музыкально – дидактическая игра «Подбери эмоцию под картину»;

Картинка «Веселый клоун» — определить пиктограмму («Веселый», «Грустный», «Злой», которая не соответствует картинке;

Фрагменты мультфильмов, по которым дети определяют название мультфильма, персонажей и исполняют песни из них, подбирают эмоции;

Использование мимики и пантомимики: использование этюдов «Сладкая конфета», «Грязь»;

«Скажи наоборот» — предлагается назвать противоположные эмоции.

Веселый – грустный

Спокойный – сердитый

Испуганный – спокойный

Печальный – веселый

Элементы психогимнастики:

Игровой сеанс «Лесная фея»: Этюд «Сказочный лес», Этюд «Друзья поссорились», Этюд «Поделись с другом», Этюд «Обиженная лиса», «Кустики»;

Дальше не говорить.

Путешествие в город эмоций: «Улица радости», «Улица Грусти», «Улица страха», «Улица смеха», «Расслабление», «Изобрази правильно», «Листочки на память».

Таким образом, в процессе реализации своей работы,я предполагаю достичь следующих результатов:

• Повысить уровень эмоционального развития детей;

Развивать способности детей контролировать свои эмоции;

• Расширять словарь детей эмоциональной лексикой;

• Закрепить навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Источник