Стремление ребенка к развитию

Стремление ребенка к развитию thumbnail

Начну с цитаты великолепной Ю.Б.Гиппенрейтер: «Детям от природы свойственно стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной оценке, свободе и самоопределению».

И ведь на самом деле, маленьким детям все интересно, они могут долго-долго исследовать даже самые простые на наш взгляд предметы; раз за разом, терпя поражение, пробовать вновь и вновь, десятки раз (при наличии, что у них все хорошо с привязанностью, т.е. есть крепкие, доверительные, безопасные отношения с заботливым взрослым).

Почему такие отношения важны? Часто вспоминаю про одно исследование. Когда маленький ребенок ударяется или у него что-то рушится, не получается, он плачет и бежит к родителям, чтобы его утешили. Если его утешают, он «восстанавливается» и у него появляются новые силы попробовать это сделать еще раз. Что же происходит с детьми в дет.доме? Если там ребенок чем-то расстроен, что-то у него не получилось, он ни к кому не бежит за утешением (потому что нет у него Его значимого взрослого), и он больше не возвращается к тому делу, которое у него не получилось, больше не пробует.

Но как же быть, если ребенок ничего не хочет, ничем не интересуется?

Звучит противоестественно, правда? Чаще всего это проявляется в школе. И тут вопрос, а была ли у этого ребенка возможность просто играть, играть так, как он хочет до школы? Взрослым может казаться, что он бездельничает и не развивается, без развивашек и всяческих кружков никак. На самом деле, огромное число исследований все больше говорит о том, что дошкольники полноценно, комплексно развиваются именно в спонтанной игре ✔️, т.е. в игре, которую они сами придумывают и реализуют (а не так: «А давай в это поиграем», «Нет играть нужно так…», «И только ничего не разбрасывай!» — все это блокирует свободную игру). Ссылки на важность игры я оставлю в конце записи.

Если совсем коротко, именно спонтанная игра лучше всего у дошкольников развивает социальные навыки, интеллект, креативность и способность решать проблемы.✔️

Другие причины того, что познавательная активность ребенка снизилась – сверхзабота или стойкое убеждение, что ребенок будет учиться, только если его принуждать и заставлять.✔️

Проще говоря, возвращаясь к цитате Гиппенрейтер в начале статьи, если у ребенка пропало желание учиться новому, развиваться и т.д., значит что-то пошло не так в нашем подходе к ребенку, что «заблокировало» его врожденное и естественное стремление к развитию!

Но если не заставлять и не контролировать, как же тогда ребенок будет учиться?

Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге приводит потрясающую историю, в которой, думаю, вы обязательно увидите ответ на вопрос:

«Известный английских педагог и психолог А. Нилл провел уникальный эксперимент, длившийся более 40 лет. В 20-е годы прошлого столетия он основал школу-интернат для «трудных детей». Строгой дисциплине и принуждению обычных школ он противопоставил принцип свободы. Пожалуй, самое смелое начинание состояло в том, что в его школе посещение уроков было необязательным!???? Ребенок сам выбирал, на какие уроки ходить и ходить ли на них вообще. И каков же был результат? Об этом А. Нилл рассказывает в своей книге: «Саммерхилл – Воспитание свободой».
Новые ученики, узнав о порядках в этой школе, радостно заявили, что они больше никогда в жизни не пойдут ни на один идиотский урок.
«Это продолжалось, — пишет Нилл, — порой несколько месяцев. Они играли, катались на велосипедах, мешали другим, но уроков избегали. Время выздоровления от этой болезни пропорционально ненависти, порожденной у них их прошлой школой. ✔️Рекорд поставила одна девочка, пришедшая из монастырской школы. Она пробездельничала 3 года. Вообще, средний срок выздоровления от отвращения к урокам – 3 месяца.✔️»

Во многих случаях дети Саммерхилла в старших классах быстро наверстывали то, что они пропустили в школьных занятиях.»

/by Наталья Шошева/

——
И обещанные ссылки:
✔️О том, что же такое истинная игра, так необходимая для развития дошкольников — https://alpha-parenting.ru/2016/01/25/ot-igryi-k-individualnosti/

✔️ О ценности истинной игры для развития — https://alpha-parenting.ru/2014/03/31/svobodnaya-igra-pochemu-mat-priroda-pobuzhdaet-detey-igrat-v-zahvatyivayushhie-igryi/

✔️ О том, что раннее академическое обучение замедляет интеллектуальное развитие — https://alpha-parenting.ru/2015/07/20/rannee-akademicheskoe-obuchenie-zamedlyaet-intellektualnoe-razvitie/

Источник

Каким образом развивать любознательность ребенка, чтобы он на протяжении всей своей жизни хотел учиться и стремился к саморазвитию? Прежде всего, конечно же, необходимо окружить малыша заботой, вниманием и любовью. Поддерживать все его начинания и интересы. Также в развитии любознательности малыша вам помогут наши рекомендации, с которыми мы предлагаем вам ознакомиться прямо сейчас.

Детская любознательность проявляется с самого момента рождения. И родители должны всячески побуждать желание детей познавать новое, чтобы они стремились добывать знания как можно более активно и старательно. Если взрослые ограничивают исследования, малыш или окончательно откажется от них или будет действовать не достаточно настойчиво для гармоничного и всестороннего развития.

Читайте также:  Специфика развития речи ребенка в раннем возрасте

Каким образом развивать любознательность ребенка, чтобы он на протяжении всей своей жизни хотел учиться и стремился к саморазвитию? Прежде всего, конечно же, необходимо окружить малыша заботой, вниманием и любовью. Поддерживать все его начинания и интересы. Кроме того, очень важно создать доверительную атмосферу в семье, и уважать мнение и желание ребенка.

Также в развитии любознательности малыша вам помогут наши рекомендации, с которыми мы предлагаем вам ознакомиться прямо сейчас.

Простые советы по развитию любознательности ребенка

Малыши – это вечные «почемучки», которые хотят знать все и обо всем. Поэтому нужно не только слушать все вопросы ребенка, но и стараться отвечать на них. Как бы вы не устали от бесконечных «почему», не пытайтесь одергивать сына или дочь. Все вопросы, задаваемые малышом, заслуживают ответа. В то случае, если ребенок не получил ответ или он не удовлетворил его, он прекращает обращаться с вопросами к родителям и пытается самостоятельно все выяснить. И в итоге, он может получить не совсем верную информацию либо вообще потерять интерес. Надо давать короткие и простые ответы, принимая во внимание возраст малышей.

Родителям придется не только смириться с исследованиями детей, но и поощрять их. Ведь в мире столько соблазнов, которые так и манят, чтобы их изучили. Ребенка все увлекает, и взрослым необходимо сдержать свое желание запретить малышу процесс познания, чтобы сохранить порядок в доме. Когда «исследования» начинают представлять опасность и несут разрушения, ребенка надо сдержать, давая ему понять, что вам важно не действие, а итог.

Старайтесь знакомить ребенка с окружающим миром. С ним надо бывать в музеях, зоопарке, на игровых площадках, шумных улицах. Наблюдая, дети познают окружающее. Делитесь с ними своими исследованиями, интересуйтесь его мнением об увиденных предметах.

Дайте возможность ребенку получить незабываемые эмоций от купания в водоеме, посадки цветов, игры в мяч, рисования, накрывания на стол и т.д. Тем более, что для этого сегодня существует много возможностей. Приобретение подобного опыта поможет вашему малышу приобрести самые простые бытовые навыки, и научат получать радость от самых простых вещей.

Дети получают знания не только от общения с реальным миром. Неоценимый вклад в развитие малыша вносят книги, телевизионные передачи, игры и придуманная малышом реальность (плод фантазии и воображения ребенка). Побуждайте детей импровизировать, играть в игры (в том числе и в ролевые), где они могут проявить фантазию и представить себя в роли какого-нибудь героя.

Однако не стоит разрешать детям проводить много времени у телевизора, поскольку не все, что показывает «голубой экран» полезно для развития малыша. Отбирайте часть передач, из которых ребенок может узнать интересную информацию. При этом важно понимать, что телевизионное обучение – пассивное. Этот процесс получения знаний не дает возможности ребенку стать его активным участником. У детей, которые много времени смотрят телевизор, появляется привычка получать готовые ответы с экрана. Они перестают быть любознательными и не желают стремиться к собственным открытиям.

Очень эффективно обучение, в процессе которого используются характерные для повседневной жизни предметы и ситуации. Например, знакомство с числами может произойти во время поедания конфет (сколько у тебя конфет – одна или две?), с цветами – во время сбора в детский садик (какую сегодня рубашку выберем – зеленую или голубую?), с буквами – во время прогулки (слова на вывесках, рекламных баннерах и т.д.). Помните, вашей целью является не овладение счетом или письмом в раннем возрасте, а пробуждение у ребенка интереса, создания базы для будущего процесса обучения.

Получение новых знаний и навыков нужно сделать увлекательной забавой для ребенка. Если он будет чувствовать, что его принуждают к учебе, смеются над ошибками и постоянно ставят трудные для возраста задания, он будет бояться обучения. Соответственно, долгие школьные годы покажутся ему каторгой, а сам ребенок со временем может превратиться с человеком с ограниченным кругозором.

И самое главное, показывайте личный пример своим детям. Они должны понять, что изучение окружающего мира интересно не только им, но и их родителям. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос полноценной и всесторонне развитой личностью, постоянно работайте над собственным саморазвитием и самосовершенствованием. И тогда малыш «заразится» вашим примером, и проявит интерес к обучению.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

    Детская любознательность проявляется с самого момента рождения. И родители должны всячески побуждать желание детей познавать новое, чтобы они стремились добывать знания как можно более активно и старательно. Если взрослые ограничивают исследования, малыш или окончательно откажется от них или будет действовать не достаточно настойчиво для гармоничного и всестороннего развития.

Читайте также:  Влияние образа жизни родителей на развитие ребенка

Каким образом развивать любознательность ребенка, чтобы он на протяжении всей своей жизни хотел учиться и стремился к саморазвитию? Прежде всего, конечно же, необходимо окружить малыша заботой, вниманием и любовью. Поддерживать все его начинания и интересы. Кроме того, очень важно создать доверительную атмосферу в семье, и уважать мнение и желание ребенка.

Также в развитии любознательности малыша вам помогут наши рекомендации, с которыми мы предлагаем вам ознакомиться прямо сейчас.

ПРОСТЫЕ СОВЕТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

   Малыши – это вечные «почемучки», которые хотят знать все и обо всем. Поэтому нужно не только слушать все вопросы ребенка, но и стараться отвечать на них. Как бы вы не устали от бесконечных «почему», не пытайтесь одергивать сына или дочь. Все вопросы, задаваемые малышом, заслуживают ответа. В то случае, если ребенок не получил ответ или он не удовлетворил его, он прекращает обращаться с вопросами к родителям и пытается самостоятельно все выяснить. И в итоге, он может получить не совсем верную информацию либо вообще потерять интерес. Надо давать короткие и простые ответы, принимая во внимание возраст малышей.

   Родителям придется не только смириться с исследованиями детей, но и поощрять их. Ведь в мире столько соблазнов, которые так и манят, чтобы их изучили. Ребенка все увлекает, и взрослым необходимо сдержать свое желание запретить малышу процесс познания, чтобы сохранить порядок в доме. Когда «исследования» начинают представлять опасность и несут разрушения, ребенка надо сдержать, давая ему понять, что вам важно не действие, а итог.

   Старайтесь знакомить ребенка с окружающим миром. С ним надо бывать в музеях, зоопарке, на игровых площадках, шумных улицах. Наблюдая, дети познают окружающее. Делитесь с ними своими исследованиями, интересуйтесь его мнением об увиденных предметах.

   Дайте возможность ребенку получить незабываемые эмоций от купания в водоеме, посадки цветов, игры в мяч, рисования, накрывания на стол и т.д. Тем более, что для этого сегодня существует много возможностей. Приобретение подобного опыта поможет вашему малышу приобрести самые простые бытовые навыки, и научат получать радость от самых простых вещей.

   Дети получают знания не только от общения с реальным миром. Неоценимый вклад в развитие малыша вносят книги, телевизионные передачи, игры и придуманная малышом реальность (плод фантазии и воображения ребенка). Побуждайте детей импровизировать, играть в игры (в том числе и в ролевые), где они могут проявить фантазию и представить себя в роли какого-нибудь героя.

   Однако не стоит разрешать детям проводить много времени у телевизора, поскольку не все, что показывает «голубой экран» полезно для развития малыша. Отбирайте часть передач, из которых ребенок может узнать интересную информацию. При этом важно понимать, что телевизионное обучение – пассивное. Этот процесс получения знаний не дает возможности ребенку стать его активным участником. У детей, которые много времени смотрят телевизор, появляется привычка получать готовые ответы с экрана. Они перестают быть любознательными и не желают стремиться к собственным открытиям.

  Очень эффективно обучение, в процессе которого используются характерные для повседневной жизни предметы и ситуации. Например, знакомство с числами может произойти во время поедания конфет (сколько у тебя конфет – одна или две?), с цветами – во время сбора в детский садик (какую сегодня рубашку выберем – зеленую или голубую?), с буквами – во время прогулки (слова на вывесках, рекламных баннерах и т.д.). Помните, вашей целью является не овладение счетом или письмом в раннем возрасте, а пробуждение у ребенка интереса, создания базы для будущего процесса обучения.

  Получение новых знаний и навыков нужно сделать увлекательной забавой для ребенка. Если он будет чувствовать, что его принуждают к учебе, смеются над ошибками и постоянно ставят трудные для возраста задания, он будет бояться обучения. Соответственно, долгие школьные годы покажутся ему каторгой, а сам ребенок со временем может превратиться с человеком с ограниченным кругозором.

    И самое главное, показывайте личный пример своим детям. Они должны понять, что изучение окружающего мира интересно не только им, но и их родителям. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос полноценной и всесторонне развитой личностью, постоянно работайте над собственным саморазвитием и самосовершенствованием. И тогда малыш «заразится» вашим примером, и проявит интерес к обучению.

Читайте также:  Предпосылки развития личности ребенка в младенческом возрасте

Источник:fulledi.ru

Источник

Стремление ребенка к развитию

Ребёнок, который учится увлечённо, без принуждения — заветная мечта родителей. Но на практике так происходит далеко не всегда. Образовательный сайт ЛогикЛайк делится советами, как развить познавательный интерес у детей дошкольного и школьного возраста.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как происходит процесс познания у детей

Под фразой «ребёнок хорошо учится» часто подразумевают «хорошо усваивает информацию», то есть накапливает и точно воспроизводит её. Но сколько в этой идее живого интереса ребёнка?

Психолог, создатель теории когнитивного развития Жан Пиаже заметил, что дети не пассивно перенимают идеи, а самостоятельно их создают. Так, дошкольники активно изучают всё окружающее, а затем начинают строить свою модель мира — рисуют портреты родителей, делают дом из кубиков, придумывают имена для игрушек.

Стремление ребенка к развитию

Митчел Резник, профессор Массачусетского технологического института разработал теорию «спирали обучения». Он считает, что в обучении ребёнок проходит шесть естественных стадий: вообрази — сделай — испытай — поделись — обдумай — вообрази.

Стремление ребенка к развитию

Например, ребёнок хочет построить замок. Он представляет, каким высоким будет здание, какого цвета будутстены (стадия «вообрази»). Затем начинается сама постройка замка («сделай»). Ребёнок хочет сделать больше комнат, достроить ещё одну башню («испытай»). Позже он показывает друзьям постройку и дети начинают играть вместе («поделись»). Если башня рассыпается, придётся задуматься, как сделать её более устойчивой («обдумай»). Ребёнок получил определённый опыт, в результате рождаются новые идеи. Не построить ли стену вокруг замка? А, может быть, слепить из пластилина человечков и поселить их внутри крепости («вообрази»)?

Таким образом, обучение продолжается, но каждый раз на новом уровне. Через исследование и активную игру ребёнок реализует свои идеи, а затем обдумывает и дорабатывает результат.

Как сделать так, чтобы процесс познания не останавливался

1. Выбирайте игрушки, которые можно трансформировать

При покупке игрушек обращайте внимание не только на встроенные функции (подсветка, встроенная мелодия, скорость передвиженияи т. д.), но и насколько разнообразно с ней можно играть.

Стремление ребенка к развитию

Ребёнок способен превратить в игрушку любой предмет или материал. Не ограничивайтесь роботами и конструкторами. Используйте материалы для поделок: отлично стимулируют творчество картон, пластилин, кубики, природные материалы.

Каждый раз, когда ребёнок находит необычное применение известным материалам, он учится по-новому смотреть на вещи, уходит от шаблонного мышления.

Позаимствуйте идею из вальдорфской педагогики: в этой школе приветствуются самодельные игрушки с минимальным количеством деталей. В зависимости от фантазии вашего ребёнка деревянный брусок будет машиной, телефоном или выдуманным зверьком.

2. Записывайте идеи ребёнка

Если ребёнок что-то строит, придумывает, предложите ему документировать идеи. Например, заведите блокнот, в котором отражайте стадии проекта. Или помогите ребёнку вести собственный блог, где он будет размещать свои стихи или рисунки. Так вы поддержите его начинания и сможете наблюдать за прогрессом.

Стремление ребенка к развитию

Подобный блокнот или блог пригодится, чтобы делать полезные записи на будущее. Периодически предлагайте ребёнку пересмотреть его — вдруг там найдётся интересная, но давно забытая идея, которая ждала своей реализации.

3. Поменяйте отношение ребёнка к школьным предметам

Если вашему ребёнку трудно даются школьные предметы, помогите ему выйти за пределы учебников. Поменяйте отношение к учёбе — сделайте её увлекательной.

Не нравится химия? Проделайте вместе химические опыты. Ребёнок скучает на уроках математики? Сходите с ним на квест или предложите решить нестандартные головоломки.

Стремление ребенка к развитию

На сайте ЛогикЛайк дети и взрослые развивают логику в увлекательном формате. У нас более 3500 задач, пошаговое обучение и сертификаты по окончанию курса. Мы учим размышлять, работать с информацией и думать нестандартно.

4. Поощряйте эксперименты и не концентрируйтесь на ошибках

Креативность и стремление пробовать новое — естественное состояние детей. Это подтверждает знаменитый «Зефирно-макаронный поединок» (Marshmallow and Spaghetti Challenge).

Задача команды — за восемнадцать минут построить башню из сухих спагетти, верёвки, липкой ленты и кусочков зефира. Оказалось, что выпускники детских садов лучше справляются с этой головоломкой, чем студенты бизнес-школ.

Взрослые начинают работу с детального плана, как строить башню, и времени на саму постройку не остаётся. Дети сразу пробуют: делают простую устойчивую конструкцию, а в оставшееся время достраивают её.

Стремление ребенка к развитию

Конечно, родителям приходится обозначать некоторые границы и правила поведения. Но делайте это разумно. Не подавляйте инициативу и не ругайте, если всё же допущена ошибка. Говоря словами психолога Людмилы Петрановской, «ошибки — это показатель того, что ребёнок учится».

5. Задавайте вопросы

Если вы видите, что ребёнок неправильно решает задачу, не спешите критиковать и сразу сообщать ответ. Подтолкните его к размышлениям наводящими вопросами: «А почему ты решил сделать таким образом?», «Объясни мне, как получился такой ответ?» Дайте ребёнку возможность самостоятельно заметить свои ошибки, если они есть.

6. Делитесь своими рассуждениями

Часто родители и учителя предпочитают давать ребёнку быстрый ответ и неохотно делятся ходом своих рассуждений.

Рассказывайте детям, как вы мыслите, когда решаете задачу. Говорите, с помощью каких ассоциаций учите новые английские слова. Используйте подручные материалы, чтобы объяснить непонятную тему.

Стремление ребенка к развитию

Например, эту задачу можно быстро обяснить с помощью набора кубиков.

Важно, чтобы ребёнок понял, что мышление требует усилий, но это увлекательный процесс. Так у него появится привычка анализировать свои мысли и действия.

Помните, что задача родителя и учителя — не «приучить заниматься» через силу, а задать направление и создать благоприятную среду. Тогда любознательность ребёнка проявится естественно, и результаты не заставят себя ждать!

Источник