Предпосылки развития личности ребенка в младенческом возрасте

Марина Курбатова
Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Основные новообразования раннего детства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

На тему: «Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Основные новоообразования раннего детства

Выполнил слушатель курсов

по программе

«Психолого-педагогические аспекты

развития и образования

детей раннего возраста»

воспитатель МДОУ № 46

г. о. Электросталь

Курбатова М. А.

Г. Электросталь

2018

Содержание

Введение…3

Диагностика психического развития…. 4

Младенчество, как формирование личности….6

2.1. Кризисный период новорожденности

2.2. Комплекс оживления

Заключение…12

Литература

Введение

С начала нашего века все более усиливается интерес к психологии младенца, нарастает число занимающихся ею исследователей, множится количество публикаций в этой области. Формирование личности – это процесс приобретения личных и социальных качеств человека. Это происходит постоянно, от рождения до смерти. Среди книг велик процент работ, посвященных младенчеству.

Детская психология – наука, занимающаяся изучением психологии ребенка, его поведения, психики и развитии личности. С помощью изучения детской психологии можно узнать о грамотном воспитании своих детей Психическое развитие младенца играют значительную и важную роль в развитие личности. Затронем одну из важнейших и первых стадий психосоциального развития человека – младенчество.

Появление на свет – важное событие в жизни каждого человека, неки й рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка,связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка, новый способ питания, новые температурные условия и т. п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения – это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробнуму образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма. [6]

Глава I. Теоретические основы диагностики психического развития младенца

Психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс. Понимание этого процесса всегда требует анализа не только тех объективных условий, которые взаимодействуют на ребенка, но и уже сложившихся особенностей его психики, через которые преломляются влияния этих условий. Общее понятие о процессе психического развития – это динамика, условия, движущие силы, механизм и основной закон психического развития.

Исторически исследуются два основных групп развития психики: филогенетический и онтогенетический. Филогенез как понятие был введен Э. Геккелем в 1886 г. для обозначения постепенного изменения различных форм органического мира в процессе эволюции. В психологии он обозначает исторический путь развития психики, ее эволюционные изменения.В исследованиях имели место два важнейших направления: одно из них обосновывало биологическую природу и эволюцию психики, второе – социальную природу и сущность психики. Филогенез следует рассматривать в единстве и взаимообусловленности с онтогенезом. Онтогенез тоже пришел в психологию из биологии, но для обозначения изменений, которые претерпевают живые существа от момента рождения до окончания жизни. В онтогенетическом развитии участвуют естественные предпосылки и социальные условия. До сих пор бытует представление, что психика, сознание развиваются во взаимодействии человека с окружающей средой, в обучении, воспитании, овладении общественно выработанными способами действия с предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность. [1]

В онтогенезе психика начинает свое развитие раньше, чем образуются признаки личности. Вначале устанавливается не личность, а естественно-природное тело новорожденного, личностное и психическое развитие начинается позднее.

Психологическое исследование ребенка можно начинать, когда он находится в возрасте от полутора до двух месяцев (ранее в его поведении преобладают различные рефлексы, оценка, которых должна проводиться детскими невропатологами). Ребенок при этом должен быть здоровым, сухим, спокойным, бодрым. Если ему нет еще восьми месяцев, положите его на стол, малыша постарше посадите за детский столик или возьмите на колени. [5]

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. Психосоциальное развитие, теория — теория психосоциального развития личности, в ней Эриксон описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии Я индивида. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат – включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью – в этом состоит принцип концепции Эриксона [5]

Глава II. Младенчество, как формирование личности

Младенчество — первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия. Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности и узнаваемости переживаний. [6] В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, уверенности и внутренней определенности.

Читайте также:  Как заполнить индивидуальный маршрут развития ребенка с овз

Характерные особенности периода новорожденности:

— Малое различение сна и бодрствования;

— Преобладание торможения над возбуждением;

— Спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная);

— Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается только из-за дискомфорта, вызванную ощущением голода, жажды, холода и др.

Ученые-психологи придают особое значение форме раннего контакта с ребенком сразу после рождения. В первые полтора часа после появления на свет существует критический период, когда «запускается» врожденный механизм формирования привязанности у ребенка и по отношению к ребенку. Взаимное пристальное «разглядывание», телесный контакт, поглаживание, прикасание способствует появлению особого теплого, интуитивного отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и в долговременном плане оказывает развитие ребенка. [3]

2.1 Кризисный период новорожденности

Причины кризиса новорожденности:

1. Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.Ребенок попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

2. Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции ребенка в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка. [3]

Здоровый новорожденный обладает разными видами чувствительности – тактильной, температурной, болевой, вкусовой. Хотя чувствительность у новорожденных значительно ниже, чем у детей постарше, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. Зрительная и слуховая функция у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение – плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете. [6]

В конце первого – начале второго месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. Взрослый с первых дней жизни выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку качества субъекта общения – обращается к нему, о чем-то спрашивает, комментирует собственные действия. Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей-четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт. В возрасте четырех-пяти недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться. [3]

2.2. Комплекс оживления

Комплекс оживления — это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. Комплекс оживления формируетсяпримерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. [9]

Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления – основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Этот комплекс показывает, что у ребенка появилась не только потребность общения со взрослыми, но и появились средства общения. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослыми и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Комплекс оживления вызывает у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущения взаимности, собственных эмоций со стороны ребенка. Это является ситуацией неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого.

С. С. Харин выделил три этапа формирования комплекса оживления. На первом этапе (1,5 — 3 месяца) сначала последовательно возникают отдельные элементы реагирования, а затем появляется их сочетание как форма ответа на обращение взрослого. На втором этапе (3 — 3,5 месяца) младенец начинает реагировать и на формы обращения взрослого, причем различные обращения вызывают и различные сочетания реакций ребенка — наблюдается соответствие между инициативными действиями взрослого и характером ответов детей. На третьем этапе одно повторное появление взрослого без всякого обращения вызывает у ребенка улыбку и, как правило, двигательное оживление. Здесь уже отдельные элементы комплекса оживления выступают как инициативные действия в ситуации общения. С. С. Харин считает, что на третьем этапе младенец уже предвосхищает обращение взрослого, и эта радость также закрепляется соответствующим поведением взрослого. [2]

Улыбке обычно предшествует глазной контакт ребенка и взрослого.К трем неделям происходит первый глазной контакт: ребенок в течение нескольких секунд сосредоточивается на лице взрослого. Вслед за этим через неделю возникает первая улыбка. [3]

В этих опытах ясно прослеживаются истоки нормального процесса формирования личности — непосредственный, физический контакт с опережающей, позитивно эмоционально окрашенной активностью взрослого, порождающей как реактивные, так и активные формы взаимодействия ребенка с другими. Аномальным в формировании личности на первом году жизни можно считать отсутствие выраженной эмоциональной реакции на эмоционально-положительное обращение взрослого в первом полугодии жизни и отсутствие эмоционально окрашенной активности, направленной на вызов и поддержание общения со взрослыми, во втором полугодии жизни.

Читайте также:  Ребенок с проблема в развитии

Также, в основу диагностики отклонения может быть положен и факт возникновения с пятого месяца дифференцировки реакции ребенка на «своих» и «чужих». В то время как «свои» вызывают полноценный комплекс оживления, а затем и синтонию, «чужие» вызывают реакцию торможения и избегания. При этом можно говорить о симптоме отклонения в том случае, если у ребенка до конца первого года жизни отсутствует избирательное реагирование на разных взрослых. [2]

С 7-10 месяца у ребенка идет ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющаяся реакцией страха или познавательного интереса, является возрастной нормой. В этом возрасте ребенок с готовностью включается в игровой контакт. В ситуациях общения ребенок начинает использовать жесты (протягивать руки, тянуться руками к предмету) К концу первого года комплекс оживления закономерно исчезает. Теперь на незнакомое лицо ребенок реагирует не страхом, а робостью, стеснением, интересом.

Также, к 9 месяцам в условиях общения со взрослым ребенок обогащается новыми звуками, интонациями, воспроизведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствий, восклицаний. До этого можно заметить изменение плача на восьмой неделе. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль в животе, ограничение движений и т. д.) и чего хочет добиться ребенок, о чем и догадывается его мать. В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки. От 4 до 6 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки, сочетание губных, язычных и гласных звуков. Это все называется – доречевой этап развития речи, или же подготовительный. [3]

К концу младенчества развивается и мышление младенцев. Большое значение имеет развитие ориентировки – реакции на новые предметы, стремление их узнать. Время, в течение которого ребенок обследует новый предмет, а также количество анализаторов, которые участвуют в этом процессе – это важный показатель интеллектуального развития младенца. Чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, тем больше разных качеств он в ней открывает, тес выше его интеллектуальный уровень. [4]

К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения, появляется ползание, затем вертикальная походка. Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Появление первых слов, имеющие характер указательного жеста, понятных только близким, представляет новый прогрессивный способ общения со взрослыми.

Заключение

Первые дни и недели жизни новорожденного – это как бы промежуточный период между внутриутробным и внеутробной жизнью. Ребенок находится в состоянии непрерывной дремоты, сохраняет эмбриональную позу. Но к месяцу многое меняется. Формирование личности у ребенка на самом раннем этапе развития происходит под влиянием общения со взрослыми. Важнейшим новообразованием кризисного периода новорожденности считается возникновение ответной реакции ребенка – улыбка. Первая улыбка возникает на фоне общего удовольствия, но ее психологический смысл не кончается лишь этим. Эмоциональные экспрессии выполняют две функции – выразительную и коммуникативную.

Появление комплекса оживления свидетельствует о завершении кризиса новорожденности и начале развития социальных эмоций. Важность комплекса оживления состоит в инициативе ребенка в общении со взрослым, который использует крик, плач для привлечения внимания к себе. Ребенок начинает наблюдать за поведением окружающих людей и подражанием им в раннем возрасте становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него, как мы видели, формируется чувство привязанности, всплывающие в памяти ребенка образы предметов, на которых фокусируются его потребности. В возрасте около 8-12 месяцев у младенцев иногда возникают не совсем понятные страхи. В данный период времени страх играет роль полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от возможных неприятностей в незнакомой обстановке. Чтобы эти эмоции находились в норме, необходима любовь и поддержка от родителей.

Литература

[1]Альферов А. Д. «Психология развития школьников», 2000г.

[2]Бреслав Г. М. «Эмоциональное формирование личности в детстве: норма и отклонение», 1990 г.

[3]Каменская Е. Н. «Психология развития и возрастная психология», 2008г.

[4]Марцинковская Т. Д. «Психология развития», 2005 г.

[5]Матвеева Л. Г. «Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке», 1996 г.

[6]Шаповаленко И. В. «Возрастная психология», 2005 г.

[7]https://ru.wikipedia.org/wiki/Психосоциальное_развитие

[8]https://psyera.ru/4501/psihicheskoe-razvitie-novorozhdennogohttps://psyera.ru/4501/psihicheskoe-razvitie-novorozhdennogo

[9]https://ru.wikipedia.org/wiki/Комплекс_оживления

Источник

Младенец имеет собственную и достаточно разнообразную психическую жизнь. На протяжении первого года жизни он накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, входе которого складываются отношения к себе, другим людям и предметному миру. В первый год жизни формируются предпосылки для дальнейшего развития личности — «предличностные образования».

С момента рождения взрослый заботливо ухаживает за ребенком, разговаривает с ним, дает нежные имена, с готовностью откликается на любые реакции малыша, чутко улавливает его состояние, настроение, нужды. Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оценке главным для ребёнка является доброжелательное внимание. Он не понимает обращенных к нему слов, не выделяет содержание оценки, но очень чувствителен к отношению со стороны взрослых. Эта чувствительность ярко выражена уже к 3-м месяцам. Таким образом, взрослый выделяет малыша из окружающего мира как нечто особенно ценное, неповторимое и уникальное.

Читайте также:  Воспитание как формирование и развитие личности ребенка

Положительное самоощущение после 6-ти месяцев во многом зависит от успешности манипулирования малыша с предметами. Ребенок четко воспринимает результаты сврих действий. Он старается с помощью взрослого получить какой-то объект, потрогать недосягаемый предмет, обследовать его. При повторяющихся неудачах он ощущает себя неуверенным, неумелым. А успех побуждает его снова и снова совершать действие.

Положительное самоощущение создает условие для того, чтобы ребёнок активно проявлял себя. Интерес ко взрослому и ответная реакция на его инициативные действия возникают у младенца к концу первого месяца жизни в виде улыбки. А к двум месяцам нарастает интерес к людям и предметам. В 3 месяца можно говорить о том, что сложилось «предличностное образование» — активность, отчасти врожденное качество, но развивающееся в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения со взрослыми.

В 4-5 месяцев ребёнок показывает себя как доверчивое, жизнерадостное существо. Его инициативность очень высока, разнообразно поведение.

Становление «образа я». О развитии предпосылок в становлении образа себя говорит отношение ребёнка к своему отражению в зеркале. С 2-3 месяцев младенец может рассматривать свое отражение в зеркале. Положительное переживание себя выражается в радостном выражении к своему зеркальному отражению.

К 6-ти месяцам у ребенка возникает исследовательское поведение, он обследует свое отражение руками, обводит контур лица, дотрагивается до отражения. Послё 6-ти месяцев дети соотносят свои реальные действия с наблюдаемыми в зеркале. В 11—12 месяцев малыши подолгу играют со своим отражением: гримасничают, кривляются и т. д.

В развитии самосознания особую роль играет имя ребёнка. Уже в 6 месяцев ребёнок реагирует на своё и чужое имя по-разному.

51. Развитие личности в раннем детстве.

К основным предпосылкам развития самосознания в раннем детстве относят: 1) отделение себя от своих действий с предметами; 2) возникновение чувства гордости и собственного достоинства; 3) развитие самостоятельности

Отделение себя от действий с предметами. Первоначально peбёнок не осознает себя самостоятельным субъектом. «Катя гулять», «Боря спать», — говорят дети раннего возраста о себе.

Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинает отделять действия от предмета, за которым оно, первоначально было закреплено. Он наступает «не вдруг», не сам собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Так, он может кормить не только куклу, но и все другие игрушки: куклы, мишку, кошку, при этом используя не толы ложечку, но и предметы-заместители (палочку, карандаш и т. д.).

Ребенок начинает воспринимать себя как субъекта деятельности «Я играю», «Я одеваюсь», «Я ем» и т. д. Переход от обозначения сев в третьем лице к личному местоимению «я» — одно из важнейших достижений раннего возраста.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата — значит, хороша. Не достиг — значит, плохой. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. В целом же ребенок оценивает себя положительно и недифференцированно: «Я хороший».

Возникновение чувства гордости и собственного достоинств. Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок. Он впервые «открывает» проекци своего «я» в достигнутом результате — «нарисовал», «вылепил», «построил», «причесался», «оделся». Он понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-то увидел и оценил. Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у малыша чувство гордости и собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания, но и сферой саморегуляции, утверждения своего его «я», сферой достижений.

Развитие самостоятельности. Освоение способов употребления предметов ведет к тому, что в возрасте около 2-х лет у ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателем которой являются «личные желания» малыша. Однако самостоятельность в этом возрасте существует только на уровне целеполагания. Ребенок часто oтвлекается, не удерживает цель, не доводит начатое до конца.

Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к 2-м годам. Под влиянием делового сотрудничества со взрослым формируется целеустремлённость. Способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить.

Источник