Роль языка в развитии личности ребенка презентация

Роль языка в развитии личности ребенка презентация thumbnail

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА  И РЕЧИ  В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей

(СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ развитием сознания познанием окружающего мира развитием личности в целом Родной язык является средством овладения знаниями , изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

развитием сознания

познанием окружающего мира

развитием личности в целом

Родной язык является средством овладения знаниями , изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.

На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи » (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел

к следующему выводу:

« Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи »

(Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

И. А. Зимняя , анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные в) личностные функции человека В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство : общения как формы социального взаимодействия; присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации; приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка). Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми . Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

И. А. Зимняя , анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле).

Это характеристики, обеспечивающие:

а) социальные,

б) интеллектуальные

в) личностные функции человека

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство :

  • общения как формы социального взаимодействия;
  • присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации;
  • приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми . Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека . Эти характеристики определяют язык как средство: номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности; обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; опосредствования высших психических функций человека; развития познавательных интересов; удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы). Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека .

Эти характеристики определяют язык как средство:

  • номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;
  • обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;
  • опосредствования высших психических функций человека;
  • развития познавательных интересов;
  • удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка . Здесь он выступает в качестве средства: осознания человеком собственного «Я» рефлексии, самовыражения и саморегуляции. Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания . Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки , которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка .

Здесь он выступает в качестве средства:

  • осознания человеком собственного «Я»
  • рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности.

В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей.

Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания .

Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки , которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

Специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.

Функциональные характеристики родного языка

Группа характеристик

Функциональные характеристики родного языка

1. Характеристики, отражающие социальные функции человека

1. Средство общения, форма социального взаимодействия 2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности 3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)

2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции

4. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 5. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 6. Средство опосредствования высших психических функций человека 7. Средство развития познавательного интереса 8. Средство решения коммуникативных, познавательных задач

3. «Личностные» характеристики языка

9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия 10 Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции

В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная.  Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания. Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная.

Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции . Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции .

Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств.

В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство.

Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству.

Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания.

Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку.

Читайте также:  Норма развития ребенка в пять

Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А. Н. Леонтьева , что « хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом ( Бог-Творец , создатель мира ) человеческого в человеке » (СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – С378). Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение

А. Н. Леонтьева , что « хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом ( Бог-Творец , создатель мира ) человеческого в человеке »

(СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – С378).

Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Источник

1. РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

2. План:

• 1. Язык — средство овладения
знаниями.
• 2. Функциональные
характеристики родного языка.
• 3. Национально-культурная
функция языка.
• 4.Эстетические функции языка

3.

Овладение родным языком, развитие речи
является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве
и рассматривается в современном дошкольном
воспитании как общая основа воспитания и
обучения детей
(СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).

4.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
развитием сознания
познанием окружающего мира
развитием личности в целом
Родной язык является средством овладения
знаниями, изучения всех учебных дисциплин в
школьном и последующем образовании.

5.

На основе длительного изучения процессов
мышления и речи Л. С. Выготский пришел
к следующему выводу:
«Есть все фактические и теоретические
основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка, но и
формирование его характера, эмоций и личности в
целом находится в непосредственной зависимости
от речи»
(Выготский Л. С. Умственное
развитие в процессе обучения).

6.

И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно
выделяет три группы функциональных
характеристик языка (в широком смысле).
Это характеристики, обеспечивающие:
а) социальные,
б) интеллектуальные
в) личностные функции человека
В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство:
1) общения как формы социального взаимодействия;
2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е.
социализации;
3) приобщения
к
культурным,
историческим
ценностям
(общеобразовательное значение языка).
Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и
социального развития личности в процессе общения с другими людьми.
Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной
функцией речи.

7.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых
реализуются интеллектуальные функции человека.
Эти характеристики определяют язык как средство:
номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;
обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и
уточнения понятийного аппарата человека;
опосредствования высших психических функций человека;
развития познавательных интересов;
удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма
существования и выражения эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности
вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий
фактор умственного развития человека.

8.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка.
Здесь он выступает в качестве средства:
осознания человеком собственного «Я»
рефлексии, самовыражения и саморегуляции.
Данная группа характеристик языка показывает его роль в
самопознании личности.
В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в
нравственном развитии детей.
Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного
воспитания.
Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки,
которые при правильном воспитании становятся эталонами его
собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

9.

Специфику проявления названных характеристик при
овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.
Функциональные характеристики родного языка
Группа характеристик
Функциональные характеристики родного языка
1. Средство общения, форма социального
взаимодействия
1. Характеристики, отражающие
2. Средство присвоения общественно-исторического
социальные функции человека
опыта, социализации личности
3. Средство приобщения к культурным, историческим
ценностям (общеобразовательное значение языка)
4. Средство соотнесения с предметной
действительностью через номинацию, индикацию
5. Средство обобщения, формирования,
2. Характеристики, посредством
дифференциации, уточнения понятийного аппарата
которых реализуются интеллектуальные 6. Средство опосредствования высших психических
функции
функций человека
7. Средство развития познавательного интереса
8. Средство решения коммуникативных,
познавательных задач
9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия
3. «Личностные» характеристики языка 10 Средство выражения себя (самовыражения) и
саморегуляции

Читайте также:  Центр развития ребенка гайва

10.

В этом смысле А. А. Леонтьевым
выделяется еще одна функция языка
– национально-культурная.
Она ярко охарактеризована и в работах
К. Д. Ушинского, показавшего
национальные особенности родного языка и
его роль в воспитании национального
самосознания.
Язык является фундаментальным основанием культуры в
широком понимании. «Присваивая» общественный опыт
предшествующих поколений людей, ребенок овладевает
языком как частью национальной культуры.

11.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в
его эстетической функции.
Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это
формирование эстетических чувств.
В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека,
искусство.
Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно
воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу,
искусству.
Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного,
способен вызывать эстетические переживания.
Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам
выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования
языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического
отношения к языку.
Особое значение для эстетического развития имеют художественное
слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих
детей.

12.

Вместе с тем, говоря о роли языка и
речи в развитии личности ребенка,
следует помнить предостережение
А. Н. Леонтьева, что «хотя языку
принадлежит огромная, действительно
решающая роль, однако язык не
является демиургом (Бог-Творец, создатель мира)
человеческого в человеке»
(СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы
развития психики. – М., 1981. – С378).
Творцом человека выступает конкретная предметнопрактическая деятельность, в процессе которой люди
взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Источник

1. Роль языка и речи в развитии ребенка

2. Язык и речь

Термин Философия Лингвистика Психология
Язык
Речь

3. В философии

Язык – знаковая система, используемая
для целей коммуникации и познания.
Речь – общение, опосредствованное
языком; один из видов
коммуникативной деятельности
человека.

4. В лингвистике

Язык – система фонетических,
лексических и грамматических
средств, являющаяся орудием
выражения мыслей, чувств,
волеизъявлений и служащая
важнейшим средством общения
людей.

5. В лингвистике

Речь – исторически сложившаяся
форма общения людей посредством
языка. Речевое общение
осуществляется по правилам данного
языка.

6. В психологии

Язык – система знаков любой физической
природы, служащая средством
осуществления общения и коммуникаций,
мышления.

7. В психологии

Речь – общение с помощью языка, система
принципов пользования языком. В
зависимости от деятельности
(восприятие/порождение) и от фактуры
(звук/графика) речь осуществляется как
слушание и говорение (устная) или
чтение и письмо (письменная).

8. Противопоставление языка и речи

Есть язык как средство общения и есть
речь как процесс общения с помощью
языка.
Речь обладает свойством быть громкой
или тихой, быстрой или медленной,
длинной или краткой; к языку эта
характеристика не приложима.

9. Противопоставление языка и речи

Речь может быть монологической,
если собеседник только слушает, и
диалогической, если в общении
принимает участие и собеседник.
Язык не может быть ни
монологическим, ни диалогическим.

10. Взаимосвязь языка и речи

Речь и язык составляют сложное
диалектическое единство. Речь
осуществляется по правилам языка, и
вместе с тем под действием ряда
факторов (требований общественной
практики, развития науки, взаимных
влияний языков и др.) она изменяет и
совершенствует язык.

11. Функциональные характеристики родного языка

Характеристики, отражающие
социальные функции человека;
Характеристики, посредством которых
реализуются интеллектуальные
функции;
«Личностные» характеристики языка;
«Культурные» характеристики языка.

12. Характеристики, отражающие социальные функции человека

1.
2.
3.
Средство общения, форма социального
взаимодействия;
Средство присвоения общественноисторического опыта, социализации
личности;
Средство приобщения к культурным,
историческим ценностям
(общеобразовательное значение языка).

13. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции

1.
2.
3.
4.
5.
Средство соотнесения с предметной
действительностью через номинацию, индикацию;
Средство обобщения, формирования,
дифференциации, уточнения понятийного
аппарата;
Средство опосредствования высших психических
функций человека;
Средство развития познавательного интереса;
Средство решения коммуникативных,
познавательных задач;

14. «Личностные» характеристики языка

1.
2.
Средство осознания собственного
«Я», рефлексия;
Средство выражения себя
(самовыражения) и саморегуляции.

15. «Культурные» характеристики языка.

1.
2.
Национально-культурная функция: язык
часть национальной культуры, средство
отражения национального самосознания;
Эстетическая функция: формируя речевые
умения на родном языке, мы
одновременно воспитываем эстетическое
отношение к природе, человеку,
обществу, искусству.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка в семье

Источник

Слайд 1

Развитие речи как фактор всестороннего развития личности ребенка Подготовила:воспитатель Ковалева Е.Я.

Слайд 2

«Совсем немного науки » Речь — форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям: -речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками; — речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Слайд 3

Основные задачи речевого развития детей: -овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; -развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться). Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Слайд 4

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка .

Слайд 5

Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

Слайд 6

-Формирование звуковой культуры речи. -Обогащение словарного запаса. -Формирование грамматического строя речи. -Обучение рассказыванию, связной речи. — Развитие выразительности речи.

Слайд 7

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности -на специальных занятиях по развитию речи; -на других занятиях ; — вне занятий – в игровой и художественной деятельности; -в повседневной жизни.

Слайд 8

Игра-путешествие по стране «развитие речи» Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Слайд 9

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Слайд 10

Правила для развития правильной речи у детей Следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк . Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития малыша. Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в два года учить правильно произносить звук р, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Слайд 11

Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика ? », «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарем.

Слайд 12

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.

Слайд 13

Образовательная область «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 15

Вывод: Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Источник