Речевые навыки у ребенка 2 года

Часто можно услышать такие разговоры: «Мой Андрюша очень умный, он все-все понимает, но говорит от силы слов 10. У моей подруги дочка «Мойдодыра» уже цитирует, а ведь они с моим сыном ровесники. Подскажите, каковы нормы речевого развития в этом возрасте? Как научить ребенка разговаривать?»

Подобные вопросы очень часто волнуют родителей, тем более если их кроха уже переступил рубеж в 2 года. С чем связано волнение? Почему мамы и папы не так обеспокоены, если мы говорим о возрасте 1 или 3 года? Дело в том, что 2-х летний возраст – время для активного формирования речи, именно сейчас самый важный период для начала налаживания отношений со сверстниками через общение.

Наиболее активное развитие речи ребенка происходит в два года – он оставляет позади детский лепет, переходя к полноценным словам и предложениям. В этот период очень важно помочь крохе и как можно больше заниматься с ним

Среднестатистические нормы

Возраст 2-3 года – время для активного скачка в речевом развитии (см. также: как должно проходить развитие ребенка в 2 года?). Дети, с которыми не занимались формированием речи, отстают от своих сверстников, ведь речь – один из важных показателей уровня развития. Имея возможность разговаривать, ребенок может выразить свой протест или согласие, отразить свои знания и умения и просто высказать свое мнение.

По среднестатистическим данным, словарный запас ребенка 2 лет должен составлять порядка 200-300 слов. В этом возрасте ребенок должен уметь произносить предложения из 2-3 слов.

Данные нормы далеко не всегда характерны для современных детей третьего года жизни. Видя, что малыш отстает от речевых стандартов, не стоит паниковать. Дети познают мир по-разному и чем старше становится ребенок, тем очевиднее разница между сверстниками – это касается и общего развития, и речевых навыков в частности.

Когда стоит волноваться, что ваш кроха отличается от других деток? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим основные важные условия, способствующие формированию речевых навыков.

Условия для развития речи

Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:

  1. У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
  2. Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
  3. Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
    • На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
    • Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
    • Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
  4. Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» – ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
  5. Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
  6. Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.

Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу.

Если в возрасте около 3 лет или немного меньше ребенок не может выражать свои эмоции либо вообще продолжает лепетать на своем языке, необходимо посетить специалиста для консультации

Принципы для развития правильной речи

Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:

  1. Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
  2. Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
  3. Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
  4. Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
  5. Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
  6. Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
  7. Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
  8. Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки. Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
  9. Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток. Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.
Читайте также:  Ребенок постоянно рыгает 2 года

Художественное чтение “с выражением” преследует сразу несколько целей: развлекает ребенка, способствует эмоциональному развитию (одним героям он сопереживает, на других злится), обогащает словарный запас, демонстрирует красивую правильную речь

Упражнения

Мы изучили большой объем дидактических пособий и выявили необходимость комплексного подхода в развитии произносительных навыков у двухлетних детей. Оптимальным вариантом будет использование пальчиковой гимнастики, упражнений на артикуляцию, наглядность и игровые моменты. Подборка развивающих занятий и приемов, которые помогут в работе над детскими речевыми навыками, представлена ниже. Выполняйте их каждый день, чтобы научить ребенка говорить максимально быстро.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Целью таких упражнений является тренировка артикуляционных органов и правильного произношения звуков:

  • Летающая снежинка

Из тонкой бумаги следует вырезать небольшую снежинку. Положить снежинку на ладошку малышу. Задача ребенка – сдуть снежинку с руки.

  • Бабочка порхает

Берем тонкую бумагу (салфетка или конфетная обертка) и вырезаем небольшую бабочку. К бабочке привязать ниточку. Малыш держит ниточку и, дуя на бабочку, заставляет ее порхать.

  • Заборчик (артикуляционная гимнастика)

“Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы”

  • Хобот слоненка (артикуляционная гимнастика)

“Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять”

  • Веселый кораблик

Наполняем ванну или ванночку водой и ставим на поверхность легкий кораблик (из бумаги или пробки). Ребенок должен привести кораблик в движение своим дыханием.

Запуск на воду легкого самодельного кораблика станет для ребенка настоящей игрой, которая заодно сопряжена с артикуляционной гимнастикой на тренировку дыхания

Игры на развитие моторики

  • Игры по развитию общей моторики

Занятия на движение, сопровождающиеся стихотворным ритмом – отличное средство для развития процесса «говорения». Чем активнее двигается ребенок, тем лучше развиваются речевые навыки.

“Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.”

  • Активные игры со стихами

Короткие подвижные игры очень любимы детьми третьего года жизни, а если при этом они сопровождаются стишками, то становятся чрезвычайно полезными для развития детской речи. Выбирайте веселые игры с забавными стихами, тогда они наверняка понравятся детям, а значит будут очень полезными и эффективными. Примеры игр: «У медведя во бору», «Гуси-гуси».

  • Логопедические и ритмические игры с самомассажем

Родитель или педагог выполняет массаж с помощью движений, которые ребенок должен повторять и, таким образом, осуществлять самомассаж.

“Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки – тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: Ква! Прыгать весело, друзья”

Ритмические активные игры с обязательным проговариванием фраз и движениями – отличный вариант для развития речи (подробнее в статье: лечение задержки развития речи у детей 3-4 лет). Их можно использовать для детишек любого возраста, просто совсем маленьким понадобится больше помощи

Игры со звукоподражанием

Целью звукоподражательных занятий является помощь в формировании и повторении отдельных звуков, слов и фраз.

  • «Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

  • Возьмем тренировку гласных звуков:
    • а-а-а (малыш плачет, поют в опере, баюкаем карапуза);
    • о-о-о (удивление, восхищение);
    • у-у-у (летит самолет);
    • и-и-и (ржет лошадка).

Следите за тем, чтобы все звуки произносились на выдохе. Поправляйте ребенка в случае ошибок. Правильное дыхание при произнесении слов гарантирует отсутствие «проглатывания» отдельных звуков и слов.

Пальчиковые игры

Самое популярное и любимое всеми детками занятие – помимо своей развлекательной функции, оно помогает развить речевую моторику, готовит пальчики к письму и улучшает работу мозга.

Читайте также:  Ребенку 2 года пищевая аллергия

«На лужке». (Широко растопырили пальчики обеих рук). На лужок пришли зайчата (загибаем большие пальцы), медвежата (загибаем указательные пальцы), барсучата (загибаем средние пальцы), лягушата (загибаем безымянные пальчики) и енот (сжимаем ручки в кулачки). На зеленый на лужок, приходи и ты, дружок! (Раскрываем ладони и «подзываем» всеми пальчиками малыша).

Игры с различными предметами и материалами

Используйте различные игрушки и предметы круглой формы, которые можно катать в ладонях. Для этой цели отлично подойдут специальные массажные мячики, клубочки ниток.

  • «Яичко» (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками)

Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

  • «Крутись карандаш» (карандаш должен быть ребристым). Катание карандаша по столу вперед- назад, чтобы карандаш не укатился. Сначала одной рукой, потом другой.

Доктор Комаровский напоминает: играя с детками в речевые игры, не забывайте об их развитии в социальном плане. Дети должны уметь общаться и играть с другими людьми, находить компромиссы, проигрывать.

Подобные занятия будут нелишними и в более старшем возрасте, поэтому смело играйте в них с детками 4 и 5 лет. Набраться опыта вам помогутвидео уроки, на которых представлены занятия для формирования правильной речи у детей с 2 до 5 лет, они быстро помогут научить вашего ребенка разговаривать.

Чтобы помочь заговорить малышу, можно пользоваться обучающими мультиками, направленными на формирование умения общаться друг с другом. Пользуясь нашими рекомендациями, вы научите своего ребенка разговаривать и общаться со сверстниками.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Источник

Ребенку исполняется 2 года, и родители с нетерпением начинают ждать от него с каждым новым днем новых достижений, в том числе и в отношении речи. Почему-то взрослым кажется, что в 2 года малыш должен резко повзрослеть и начать говорить как минимум понятно и связно. Так ли это и как помочь крохе освоить речевые навыки на третьем году жизни? Об этом ниже.

О нормах для двухлетних

Педиатры, логопеды и неврологи сходятся во мнении, что нормальное речевое развитие малыша в 2 года подразумевает:

  • активное использование до 300 слов;речевое развитие ребенка в 2 года
  • способность строить гармоничные предложения;
  • умение говорить о себе в первом лице;
  • способность и желание выполнять простые поручения взрослых;
  • умение здороваться, прощаться, использовать «волшебные» слова;
  • понимание речи окружающих и способность задавать и отвечать на вопросы.

Ваш малыш умеет все это и даже больше? Просто здорово: значит, речевое развитие идет полным ходом и беспокоиться совершенно не о чем. С другой стороны, не стоит паниковать, даже если ребенок не умеет и половины того, что перечислено в списке.

Почему? Да потому, что 2 года — это период, включающий в себя возраст как 2 года и месяц, так и 2 года 11 месяцев. Соответственно, у ребенка есть целых 10 месяцев, чтобы научиться тому, что специалисты считают нормой, или хотя бы максимально к этому приблизиться.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что в 2 года в речи ребенка не будет сложных и длинных слов. В его словаре преобладающими будут простые, но понятные и важные для него слова, такие как «дай», «киса», «баба» и пр.

Что касается умения связно строить предложения, то и здесь все не столь категорично, как кажется на первый взгляд. Двухлетний ребенок, речевое развитие которого идет своим ходом, действительно умеет строить предложения, но, возможно, не настолько серьезные и сложные, как ожидают от него услышать взрослые. То есть если малыш говорит «Баба, дай!», то это и есть речевое развитие ребенка в 2 годапредложение, и совсем не обязательно ожидать от него в этом возрасте что-то типа: «Мама, давай скорее выйдем на прогулку!».

Дети в этом возрасте в большинстве случаев умеют прощаться и здороваться. Они машут рукой в знак приветствия или прощания, умеют давать ладошку гостям, с удовольствием раздают воздушные поцелуи, так что с этим проблем возникнуть не должно.

И последнее: нужно понимать, что норма речевого развития — это некие средние показатели, выведенные специалистами для удобства. На третьем году жизни ребенок просто не может не начать говорить лучше и активнее, чем делал это еще год назад, так как именно в этом возрасте увеличится его двигательная и познавательная активность. А значит, и сравнивать достижения в этой области малыша нужно ни с чем иным, как с его собственными умениями несколько месяцев назад.

Развитие речи у ребенка с двух до трех лет зависит от двух важных процессов:

  • мелкой моторики;
  • пассивного словарного запаса.

В силах родителей наладить развитие обоих процессов, таким образом помогая становлению детской речи.

Как пополнить пассивный словарный запас?

Под пассивным словарем ребенка подразумевается набор слов, которые ему хорошо знакомы, но которые он пока не произносит. Родители могут поспособствовать пополнению пассивного словаря детей в возрасте двух лет, таким образом стимулируя развитие их речи. Это можно делать следующими способами.

  1. Регулярно читать книги с яркими речевое развитие ребенка в 2 годаиллюстрациями. Малышу можно будет предложить описать картинки, рассказать о том, что он запомнил после прочтения книги.
  2. Рассматривать и анализировать картинок из журналов и каталогов, где изображения максимально реалистичны, более разнообразны, соответствуют теме семьи и быта, хорошо знакомой ребенку.
  3. В процессе общения с малышом можно использовать забавные потешки, петь веселые детские песенки.
  4. Играть с малышом в пальчиковые игры, стимулируя развитие речи и мелкой моторики одновременно.
Читайте также:  День рождения ребенка 2 года как отпраздновать день

Самое же важное — это постоянное общение с малышом, даже если он пока не готов поддерживать беседу. Ребенку в возрасте 2 лет нужно рассказывать обо всем, с чем он сталкивается, максимально просто, понятно и интересно, начиная от того, какого цвета поехала машина, и заканчивая тем, для чего птицы весной носят в клювах веточки, а почки на деревьях набухают и раскрываются.

Как и зачем развивать мелкую моторику рук?

Мы уже разобрались, что развитая мелкая моторика, так же, как и пассивный словарь, стимулирует развитие речи у детей в возрасте двух лет. Это происходит благодаря связанности зон мозга, речевое развитие ребенка в 2 годаотвечающих за речь и мелкую моторику малыша.

Упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики, действительно помогут разговорить молчуна, кроме того, поспособствуют развитию дополнительных качеств, таких как терпение, усидчивость, мышление, воображение и пр. Не бойтесь давать ребенку 2 лет возможность играть мелкими предметами. Контроль взрослых над процессом поможет избежать опасных ситуаций.

Как можно играть с малышом? Вот интересные варианты упражнений.

  1. Используйте подручные предметы, с помощью которых можно устроить интересные игры. Например, горох, фасоль, чечевица — все это можно предложить малышу разделить по цветным тарелочкам, просто покопаться в них с целью поиска «закопанных» игрушек или порисовать пальчиком узоры на их поверхности.
  2. Предложите ребенку просунуть в щель монетку или небольшую пуговицу. Это занятие надолго увлечет кроху и позволит маме сосредоточиться на домашних делах.
  3. Сделайте вместе с малышом оригинальные бусы из макарон, нанизанных на леску. Макаронины можно речевое развитие ребенка в 2 годаподбирать разной формы и даже цвета, попутно осваивая и эти понятия. Со временем макароны можно будет заменить бусинами или пуговицами, нанизывать которые будет не так просто, но не менее интересно.
  4. Отличный способ развития мелкой моторики — занятия с пластилином, который при желании можно заменить соленым тестом или глиной, а также популярной сегодня массой для лепки ярких цветов. В 2 года дети пока вряд ли справятся с лепкой в полном смысле этого слова, но помогать катать «колбаски» и отщипывать нужные кусочки смогут.

Ближе к концу второго года с малышами можно будет начинать лепить поделки и целые композиции из пластилина, используя подручные материалы для их дополнения.

Конечно же, не обойтись в процессе работы над развитием мелкой моторики и без современных ярких и красивых игрушек. Самыми подходящими из них станут сортеры, представляющие собой фигуры определенной геометрической формы с отверстиями для более мелких фигур.

Малышу нужно будет подобрать подходящие прорези мелким фигурам и просунуть их вовнутрь большой фигуры. Такие игрушки ускорят развитие мелкой моторики и речи, а также помогут улучшить сообразительность ребенка.

Упражнения для артикуляционного аппарата

Дополнительно к перечисленным выше упражнениям на развитие речи можно добавить простую и интересную зарядку для губ и языка, которую дети в 2 года воспринимают как забавную игру. Поработайте с малышом следующим образом.

  1. Каждое утро начинайте с упражнения с малышом: вытягивайте губы в трубочку перед зеркалом и произносите гласные звуки. Постарайтесь увлечь ребенка, чтобы он смог речевое развитие ребенка в 2 годапозаниматься таким образом на протяжении нескольких минут. Проще всего это сделать, устроив конкурс на самую смешную рожицу!
  2. Научите ребенка облизывать губы, смазанные чем-то вкусным, что он особенно любит (вареньем, сгущенкой, молочным шоколадом). Не переусердствуйте со сладостями: в 2 года их количество должно быть ограничено.
  3. Смешите и развлекайте малыша как можно чаще. Смех и улыбка не только продлевают жизнь, но и стимулируют развитие лицевых мышц.

Кроме того, не забывайте побольше общаться с малышом, задавая вопросы, подразумевающие полные, а не односложные ответы.

Почему малыш в 2 года молчит?

Причины задержки в развитии речи ребенка могут носить физиологический и психологический характер.

Физиологические причины:

  • повреждения ЦНС;
  • сложные роды и проблемная беременность матери;
  • серьезные заболевания, перенесенные в раннем возрасте;
  • нарушения слуха;
  • врожденные заболевания;
  • слабое развитие артикуляционного аппарата и пр.

Психологические причины:

  • отсутствие внимания со стороны членов семьи;
  • частые стрессы или испуг;
  • гиперопека со стороны взрослых;
  • неконтролируемое использование современных гаджетов в качестве замены общения и пр.

Родители с ранних лет должны контролировать процесс развития речи ребенка, консультируясь время от времени с педиатром и логопедом для обнаружения возможных проблем, требующих незамедлительного решения.

Источник