Речевое развитие ребенка подготовительной группы

Речевое развитие ребенка подготовительной группы thumbnail

Илона Осипова
Развитие речи детей в подготовительной к школе группе (из опыта работы)

«Развитие речи детей в подготовительной к школе группе»

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе.

Развитие речи детей в подготовительной группедетского сада преследует следующие цели:

развитие связной речи детей;

развитие речевой среды;

• формирование активного и богатого словарного запаса;

развитие у детей основ культурной речи;

• усовершенствование умения правильного произношения звуков;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания.

Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажёры:

• мыльные пузыри;

• воздушные шары;

• трубочки для сока со стаканами;

• вертушка;

• наборы различных семян для выкладывания картин;

• маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;

• волчки;

• различная мелкая мозаика;

• шнуровки;

• пальчиковый театр;

• счетные палочки;

• матрешки;

• бусины;

• массажный шипастый мячик.

Особое место в уголке занимает методическая литература.

Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие связной речи, игры на развитие словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса.

Данная картотека помогает вести планомерную работу с детьми по развитию речи.

Развитие речи в группе имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные и большинство из них имеет различные и строго индивидуальные нарушения речи, на которые обращаю внимание. Наиболее часто то или иное нарушение речи у детей легко можно исправить, если правильно организовать коррекционную работу.

Центральной, ведущей задачей развития речи в подготовительной группе, по моему мнению, является развитие связной речи.

Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.

В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Надо напомнить, что связная речь – смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

В своей работе я использую следующие приемы развития связной речи.

Наглядные: составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники.

Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.

Для составления рассказа по сюжетным картинам использую картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаю пейзажные картины.

Игровые: игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

Словесные: чтение и рассказывание художественного произведения; заучивание наизусть; составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям); обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.

1. Придумывание рассказа по плану.

2. Придумывание рассказа по теме без плана.

3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Читайте также:  Отношение к ребенку в разные этапы развития

Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.

Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Можно говорить о том, что развитие речи детей прошло успешно, если были достигнуты поставленные цели в начале года. Так, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь:

• внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе;

• составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;

• связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

• использовать монологическую и диалогическую формы речи;

• составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;

• составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.

Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых, а особенно педагога она в определенном смысле является эталоном.

Источник

Показаны публикации 1-10 из 6330.
Все разделы
| Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность • Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует…

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе «Звук [ы] и буква Ы»
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква «Ы» Программное содержание: Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по ООО «Речевое развитие»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной…

Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста — Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Магазин игрушек»

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Магазин…»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Магазин игрушек» Цели: 1. Упражнять детей в последовательном и подробном описании игрушки, рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. 2. Учить детей подбирать слова…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Белая книга Зимы»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Белая книга зимы». Подготовила и провела:воспитатель МАДОУ детский сад №6 «Ромашка» г.Благовещенска РБ Яндимирова Эльза Сергеевна Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Белая…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Зима»
ЦЕЛЬ: Активизация словаря по теме «Зима». Закрепление обобщающих понятий по темам «Дикие животные», «Домашние животные», «Одежда». Закрепить умение пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже, предложном падеже с предлогом «В»….

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение основам грамоты) в подготовительной группе детского сада
ГБДОУ детский сад №18 Невского района г. Санкт-Петербурга Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (основам грамоты) в подготовительной к школе группе. Тема: «Звук и буква Ы». Материал подготовлен воспитателем выс.кв.кат. Никаноренковой И.С….

Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста — Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения»

Статья «Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему…» Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения»
Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения» Цели: закрепить название зимних игр и забав, и название спортивного инвентаря для развлечений зимой; учить детей образовывать новые слова; употреблять имена существительные в…

Формирование связной речи у детей старшей и подготовительной группы
Формирование связной речи у детей старшей и подготовительной группы . Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в виде…

Конспект занятия по ООО по речевому развитию в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква «Ы»
Программное содержание: Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по ООО «Речевое развитие»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе. Задачи: Образовательные: 1. Уточнить артикуляцию звука [ы];…

Лэпбук по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказочное королевство» Лэпбук по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказочное королевство»
Паспорт методического пособия «Лэпбук по развитию словаря дошкольников» «Сказочное королевство» Лэпбук — это тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать,…

Источник

Показаны публикации 1-10 из 4502.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Читайте также:  Что показывает уровень актуального развития ребенка

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе «Звук [ы] и буква Ы»
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква «Ы» Программное содержание: Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по ООО «Речевое развитие»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Магазин игрушек»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Магазин игрушек» Цели: 1. Упражнять детей в последовательном и подробном описании игрушки, рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. 2. Учить детей подбирать слова…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Белая книга Зимы»

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Белая…»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Белая книга зимы». Подготовила и провела:воспитатель МАДОУ детский сад №6 «Ромашка» г.Благовещенска РБ Яндимирова Эльза Сергеевна Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Белая…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Зима»
ЦЕЛЬ: Активизация словаря по теме «Зима». Закрепление обобщающих понятий по темам «Дикие животные», «Домашние животные», «Одежда». Закрепить умение пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже, предложном падеже с предлогом «В»….

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение основам грамоты) в подготовительной группе детского сада
ГБДОУ детский сад №18 Невского района г. Санкт-Петербурга Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (основам грамоты) в подготовительной к школе группе. Тема: «Звук и буква Ы». Материал подготовлен воспитателем выс.кв.кат. Никаноренковой И.С….

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения» Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения»
Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения» Цели: закрепить название зимних игр и забав, и название спортивного инвентаря для развлечений зимой; учить детей образовывать новые слова; употреблять имена существительные в…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия по ООО по речевому развитию в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква «Ы»

Статья «Конспект занятия по ООО по речевому развитию в подготовительной…»
Программное содержание: Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по ООО «Речевое развитие»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе. Задачи: Образовательные: 1. Уточнить артикуляцию звука [ы];…

Самоанализ открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Самоанализ открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи» Тема: «Путешествие в страну Красивой речи» Открытое занятие проводилось с детьми подготовительной группы, в возрасте 6-7лет в количестве 27 человек. Цель: Обогащать…

НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Рассказ о любимой маме!»
Цель: Формирование представлений детей о роли матери в жизни каждого человека. Задачи: Образовательные: — формировать умение составлять рассказ по схеме, правильно строить предложения в рассказе о маме; — учить проявлять заботу, внимание, желание помогать маме, радовать ее…

Логопедическое занятие с ребёнком старшего дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией «Звук [У] и буква У»
Логопедические занятия с ребёнком старшего дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией. Тематическая неделя «Осень» Группа компенсирующей направленности «Особый ребёнок» для детей с ОВЗ. Форма проведения ООД: индивидуальная. Возрастная категория: старший дошкольный возраст…

Источник

Анна Астанина
Развитие речи в подготовительной группе

Организация совместной деятельности по развитию речи дошкольников.

Подготовительная к школе группа №11.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие»: направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений,ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе и преследует следующие цели:

развитие связной речи детей;

развитие речевой среды;

• формирование активного и богатого словарного запаса;

развитие у детей основ культурной речи;

• усовершенствование умения правильного произношения звуков;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Именно поэтому нами в группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Читайте также:  Блог развития ребенка до года

Развитие связной речи в группе, осуществляется через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок, а так же рассказыванию по мнемотаблице.

Зима

Зимние забавы

Виды спорта

Дикие животные

Домашние животные

Расскажите детям о хлебе

Автомобильный транспорт

Птицы

Космос

Фрукты и овощи

Наглядно – дидактическое пособие по художественному творчеству

Мебель

Грибы

Посуда

Обувь

Нами накапливается и систематизируется,разнообразный практический материал для организации речевых игр:сделали картотеку артикуляционной гимнастики: «Окошко», «Чистим зубки», «Чашечка», «Месим тесто», «Вкусное варенья», «Блинчик», «Шарик» и т. д.

Дидактические игры.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

В группеимеются такие игры как:

Читаем по слогам (умное домино)

Читаем по слогам (Веселые уроки)

Зайкина Азбука

Логопед и я

Профессии

Звонкий-глухой

Противоположности

Наши поступки

Скоро в школу

Говори правильно

Рассказы по рисункам

Слова наоборот

Времена года

Серия игр по художественному творчеству

Серия игр по патриотическому воспитанию

С помощью дидактических игр, обогащается словарный запас детей.

Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Одним из способов развитии речи детей, является сюжетно-ролевая игра, которая оказывает положительное влияние. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

В группе имеются такие сюжетно –ролевые игры как:

Семья

Школа

Магазин

Шоферы

Салон красоты

Строители

Библиотека

Театр

Медицинский центр

Служба спасения

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом.

Сюжетно-ролевая игра способствует:

— закреплению навыков пользования инициативной речью,

— совершенствованию разговорной речи,

— обогащению словаря,

-формированию грамматического строя языка и т. д.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром. Речь детей становится образной, выразительной. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание

В группеимеются такие виды театра как:

Куклы би-ба-бо

Пальчиковый театр

Куклы – рукавички

Настольный театр

Бумажный театр

Маски

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Для этого в нашей группесобрана картотека пальчиковой гимнастики: которая способствует овладению навыками мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика:

-Способствует овладению навыками мелкой моторики;

-Помогает развивать речь ребенка;

-Повышает работоспособность коры головного мозга;

-Развиваету ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

-Снимает тревожность.

Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажёры:

• мыльные пузыри;

• воздушные шары;

• трубочки для сока со стаканами;

• наборы различных семян для выкладывания картин;

• различная мелкая мозаика;

• пальчиковый театр;

• счетные палочки;

• матрешки;

• камни «Марблс»

• массажный шипастый мячик.

Дыхательная гимнастика: «Гуси летят», «Ушки», «Часики», «Поворот», «Регулировщик», «Ветер», «Семафор», «Удивимся», «Маятник», «Дыхание», «Задувание свечи», «Вырасти большой», «Насос» и т. д.

Особое место в уголке занимает методическая литература:

Т. А. Куликовская «Чистоговорки и скороговорки»

Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста

Азбука от А до Я

Г. А. Тумакова «Учите, играя»

В. В. Гербова Занятия по развитию речи

Н. С. Варенцова Обучение дошкольников грамоте

Художественное творчество является уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. (лепка, аппликация, конструирование, рисование).

Прогулка — это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка — это наблюдение, художественное слово и подвижные игры со словами. картотека прогулок; физкультминуток, подвижные игры.

Подвижные игры:

С бегом: «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее собирается», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка»,

С прыжками: «Лягушка и цапля», «Не попадись», «Волк во рву»,

С метанием и ловлей: «Кого назвали тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».

С ползанием и лазаньем: «Перелет птиц», «Ловля обезьян»

Эстафеты: «Веселые соревнования», «Дорожка препятствий»

С элементами соревнования: «Кто скорее добежит через препятствия к флажку?» «Чья команда забросит в корзину больше мячей»,

Народные игры: «Гори, гори ясно!», «Лапта»

Результатами работы с детьми по темам недели лэпбуки

«Осень»

«Космос»

«Я-человек»

«Профессии»

«Дикие животные в зимнем лесу»

«Челябинск»

«Азбука».

Работа с родителями

Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок ; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.

Источник