Отношение к ребенку в разные этапы развития

Отношение к ребенку в разные этапы развития thumbnail

Особенности детско-родительских отношений

на различных этапах развития

ребенка

Отношение к ребенку в разные этапы развития

1 часть – от 0 до 3-х лет

2 часть – от 3 до 18 лет

Составитель: педагог-психолог ЦППРК

____________________________________________________________________________________

По материалам книги – доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики С-Петербургской Государственной Педиатрической медицинской академии «Психология детей и подростков»: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб.-СПБ.: Изд-во , 1998.-379с.

Отношение к ребенку в разные этапы развитияБольшинство из нас учатся воспитанию детей в самом процессе исполнения родительских обязанностей: поскольку мы недостаточно знаем о развитии ребенка, мы полагаемся на инстинкты и собственный опыт детства. Часто наши инстинкты – это лишь внезапная, эмоциональная реакция, а наш опыт детства может быть отрицательным, в некоторых случаях даже сопряженным с жестокостью. Дети, ставшие жертвами насилия или неудовлетворения потребностей, часто отстают в развитии или развиваются ненормально. Знание основных принципов процесса развития помогут понять влияние отношений с детьми на их развитие. Индивидуальное развитие начинается с момента зачатия и продолжается до самой смерти. Обычно говорят: личностью не рождаются, а становятся. Благодаря воздействию социальной среды ребенок развивает в себе определенные черты, которые помогают ему нормально функционировать и выживать в этой среде.

Эта статья обращена:

к вдумчивым и нравственным родителям. Она поможет им выбрать адекватные способы взаимодействия с ребенком, создать необходимые условия для его жизни и развития его способностей.

Этапы психического развития ребенка

1.  От рождения до 1 года

Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым.

Психосоциальный кризис: базисное доверие – базисное недоверие к миру. Отношение к ребенку в разные этапы развитияРадиус значимых отношений: мать.

Основная задача — установление доверия ребенка к внешнему миру. Наличие чувства доверия у ребенка — основа формирования его положительного самоощущения.

0-6 месяцев наиболее распространенной формой выражения страдания ребенка является крик, для крика характерна дифференцировка форм и закрепление за ними постоянного значения:

·  «Хочет спать»

·  «Хочет есть»

·  «Мокрый»

Ребенок при этом узнает:

·  Я могу положиться на взрослого?

·  Взрослый заботиться обо мне?

·  Взрослый меня любит?

Крайне важно на этом этапе со стороны родителей быть внимательным к потребностям ребенка и понимать, что ему нужно.

6-12 месяцев. На этом этапе дети обычно меньше плачут и больше улыбаются. Если ребенок плачет:

·  возможно, он напуган тем, что вас нет рядом.

·  он чувствует себя абсолютно беспомощным.

Ребенку необходимо знать, что вы вернетесь. Когда ребенок чувствует себя в безопасности, он к вам привязывается и именно на сформированной привязанности, будут строиться ваши отношения в будущем и его отношения с миром людей и миром вещей. В этот же период дети учатся пользоваться мышцами, овладевают:

·  хватательными рефлексами.

·  жевательными рефлексами

При хватании ребенок учится координации рук и пальцев, при жевании разрабатываются мышцы, задействованные при принятии твердой пищи и говорении. Задача родителей создать безопасную среду исключить из окружения ребенка все предметы, которыми он может повредить себя, если возьмет в руки и начнет жевать.

Нормальная линия развития: – доверие к людям, привязанность к матери (другому значимому взрослому).

Аномальная линия развития – недоверие к людям: как результат плохого обращения матери с ребенком.

2.  Отношение к ребенку в разные этапы развитияОт 1 года до 3-х лет

Ведущая деятельность: предметно — манипулятивная деятельность.

Психосоциальный кризис: автономия – стыд и сомнение.

Радиус значимых отношений: родители.

Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка от взрослых и развивающейся у него автономией. Основная задача – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. На этой стадии детям нравится исследовать каждый угол, брать и пробовать предметы на вкус – и это крайне необходимо для развития их мозга. Когда ваш ребенок открывает новое для себя, он – ученый, он экспериментирует, чтобы понять, какие предметы издают звуки, какие падают, а какие плавают. Когда ваш ребенок снова и снова роняет игрушку, он не хочет разозлить вас, он пытается понять, как падают предметы, чтобы посмотреть, что произойдет. На данном этапе развития задача ребенка – познать свой мир, и здесь он открыватель. Важно:

·  говорить с ребенком;

·  читать ему;

·  слушать его;

·  отвечать на его вопросы.

Другими словами, способствовать развитию независимости вашего ребенка. Ребенок должен знать, что вы уважаете его стремление к независимости и поддерживаете его сильное желание учиться. На этом этапе развития ребенок начинает говорить: «НЕТ!», это не демонстрация непослушания: ребенок просто пытается дать вам понять, какие чувства он испытывает.

Показателями развития ребенка в 2-3 года могут быть:

·  боязнь темноты, животных, новых звуков, теней или плачь, когда вы уходите.

Такие изменения часто беспокоят родителей, которые думают, что поведение ребенка не соответствует уровню его развития, хотя на самом деле это говорит о взрослении ребенка. По мере того как ваш ребенок начинает понимать, что такое опасность, он начинает бояться наказания, а по мере развития воображения ребенок начинает думать о том, чего не видит – так появляется боязнь монстров и привидений. Важно, чтобы:

1.  ребенок чувствовал вашу поддержку;

2.  понимал, что на вас можно положиться.

Французский художник Pierrette Diaz (Пьеретта Диас) совместно с психологами создала серию картинок, показывающих, как видят окружающий мир дети от 2 до 7 лет.

МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА

·  Застенчивость. Это признак растущего понимания ребенком взаимоотношений.

·  Ребенок отказывается от того, чтобы его обнимали и брали на руки ваши друзья и родственники. Для того чтобы научить ребенка обеспечивать свою безопасность и защищать личное пространство, мы должны уважать его право контролировать свое собственное тело.

Важно для родителей на этом этапе – уважать чувства вашего ребенка:

1.  помогать ему высказывать собственные чувства;

2.  говорить ребенку, что иногда вы испытываете такие же чувства;

3.  не стыдить ребенка и не ставить его в неловкое положение;

4.  не наказывать ребенка за то, что ему страшно.

Отношение к ребенку в разные этапы развития Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях.

Нормальная линия развития: – самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.

Читайте также:  Отсталость в развитии ребенка

Аномальная линия развития: – сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда.

Отношение к ребенку в разные этапы развитияЭтапы психического развития ребенка

3. От 3-х до 6-ти лет

Ведущая деятельность: игровая деятельность.

Психосоциальный кризис: инициатива — вина.

Радиус значимых отношений: семья (родители, братья и сестры).

Это такой удивительный период в развитии вашего ребенка! Ему хочется знать все! К этому возрасту мышление вашего ребенка успело очень развиться; теперь он понимает, что можно всему научиться. Но разворачивается этот период в жизни ребенка с конфликта между инициативой и чувством вины.

У ребенка в начале этой стадии развития появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить.

Для ребенка характерны:

·  энергичная и настойчивая познавательная деятельность.

·  любознательность.

На этом этапе ребенок задает столько вопросов! Родители, которые стараются отвечать на вопросы детей или помогают детям в поиске ответов на эти вопросы, учат их тому, что:

·  невозможно знать все, и это нормально,

·  идеи детей важны,

·  есть много способов поиска информации,

·  искать ответы и преодолевать трудности – интересно.

Особенности возрастного периода:

·  игры на развитие воображения

Игра это «работа» вашего ребенка, в ходе которой он пробует поставить себя на место других людей и посмотреть на окружающее их глазами. Играя, дети решают проблемы, изобретают, экспериментируют и выясняют, что как работает.

·  желание ребенка помогать.

Когда дети помогают они — ваши ученики. Смотря как вы что-то делаете, и помогая вам, дети учатся важным жизненным навыкам.

Основная задача родителей заключается в том, чтобы способствовать развитию уверенности детей в своих способностях.

Отношение к ребенку в разные этапы развитияДля этого родители должны:

·  отвечать на вопросы детей или помогать детям в поиске ответов;

·  обеспечить детям время для игры;

·  поощрять желание детей

помогать.

Уверенность маленького ребенка в своих способностях – это залог успешного обучения в будущем.

Нормальная линия развития:активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение, уверенность в себе.

Аномальная линия развития:пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, отсутствие признаков полоролевого поведения.

4. От 6-ти до 12 лет

Ведущая деятельность: учебная деятельность.

Психосоциальный кризис: трудолюбие — неполноценность.

Радиус значимых отношений: соседи, школа.

Отношение к ребенку в разные этапы развития Это такой удивительный период в развитии вашего ребенка! Ему хочется знать все! К этому возрасту мышление вашего ребенка успело очень развиться; теперь он понимает, что можно всему научиться. Когда ребенок начинает учиться в школе, его мир меняется. Ему надо быстро научиться:

·  быть самостоятельным, когда родителей нет рядом;

·  найти общий язык с другими детьми;

·  оправдать ожидания новых для него взрослых;

·  следовать новому режиму, порядкам.

Несмотря на то, что все дети идут в школу в одном и том же возрасте, уровень готовности к школе разный. Обладая различным темпераментом, дети по-разному реагируют на школьную среду. Нет «хороших» или «плохих» темпераментов – все они различны. Важно чтобы родители понимали особенности темперамента своих детей и уважали их индивидуальность. На этом этапе задача родителей:

·  выяснить, в чем заключаются индивидуальные трудности ребенка;

·  создать благоприятную среду для того, чтобы ребенок мог решать их, развиваясь.

Критерии готовности детей к обучению в школе:

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

1. Заботиться о его здоровье (плавание, прогулки, велосипед).

2.  Приучать любое начатое дело доделывать до конца. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества.

3.  Читать ребенку книги (способ развития, относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению).

4.  Заниматься с ребенком рисованием, конструированием, лепкой (занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, смекалку).

Отношение к ребенку в разные этапы развития Нормальная линия развития: – овладение методами и умениями, компетентность, выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развиты коммуникативные умения.

Аномальная линия развития:слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций.

5.  От 13 до 18 лет

Ведущая деятельность: общение подростков в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной).

Психосоциальный кризис: эго-идентичность – смешение идентичности.

Радиус значимых отношений: группы сверстников.

Отношение к ребенку в разные этапы развитияКлючевое событие этого возраста – половое созревание, развитие репродуктивных функций.

Ключевой процесс – становление самоидентичности, поиск своей индивидуальности. Сформировать идентичность – значит научиться верно, идентифицировать себя с взрослыми, а для этого им необходимо отделиться от нас. Подросток переживает трудности этих перемен для того, чтобы выполнить ряд важнейших для всей его последующей жизни психологических задач:

1. Стать взрослым можно только через проявление собственной автономии. Автономный – значит, способный опираться на себя, принимающий собственные решения и несущий за них ответственность. Отделиться – значит, отвергнуть все то, что насаждают и предлагают, и найти собственные решения и смыслы (даже если потом окажется, что они очень похожи на те, что предлагались ему родителями).

2. Обнаружить себя и свой пол.

3. Открыть для себя мир других людей.

Выполнение подростком этих задач сопровождается сильными чувствами агрессией, страхом, стыдом, тревогой и невозможно без того, чтобы:

·  Отрицать все то, что предлагают взрослые, иначе не найдешь собственные ответы, решения, смыслы;

·  Искать себя и ввязываться в разные истории, чтобы проверить, насколько ты силен, способен и стоек;

·  Пристально вглядываться в свою внешность, понимая, что красота или привлекательность значительно увеличивают шансы быть принятым и любимым;

·  Активно контактировать с противоположным полом, узнавая другие миры самыми разными способами;

·  Много общаться с себе подобными, понимая, что ты не один и у них все те же проблемы.

Отношение к ребенку в разные этапы развитияНормальная линия развития:жизненное самоопределение: Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая половая поляризация в формах поведения.

Аномальная линия развития:путаница ролей: смешение и смещение временных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношений с внешним миром. Смещение форм полоролевого поведения.

Читайте также:  Разные пути развития ребенка

Источник

История педагогики: «Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества»

Роль образования на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей.

Цели и задачи образования являются элементом ценностно-нормативной культуры общества, производной от социальных представлений о природе и возможностях человека.

Культурологический подход к образованию предполагает рассмотрение вопроса о том, как общество воспринимает и воспитывает ребенка, в качестве одной из главных характеристик культуры в целом. Обычаи, верования, привычные общественные формы кажутся ему единственно возможными и верными. Проявление автономии культуры по отношению к человеку, а следовательно, и необходимость образования, достигаются при определенном уровне общественного и духовного развития.

Три типа культур в истории человечества

— постфигуративные (дети учатся у своих предков),

-конфигуративные (дети и взрослые учатся в основном у своих сверстников) — префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей).

В середине XX в. в исследованиях культурологов подлинной реальностью культуры становится личность и ее характер, установки и жизненная история. Понятия, которые вводятся ими в науку — «базовая личность», «национальный характер», «социальный характер», — свидетельствуют о повышенном интересе к вопросу о взаимодействии личности и общества.

Базовая личность определяется как устойчивая совокупность черт характера, присущих людям данной культуры и проявляющих себя в широком диапазоне ситуаций, начиная от бытового поведения и кончая религиозными и политическими взглядами.

Социальный характер — это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. Социальный характер, связывая тип культуры с определенным типом личности, и служит системой, с помощью которой происходят поиск, отбор и переосмысление информации. Любой народ богат представителями самых разнообразных психологических типов, но, тем не менее, некоторые типы в одних культурах встречаются чаще, чем в других. Кроме того, у представителей любого народа одни психологические качества доминируют над другими.

В своей работе «Психологические границы общества» А. Кардинер отмечает, что социальный характер состоит из «систем действий» и «проективных систем». В процессе вхождения в культуру происходит перенос возникших в детстве «проективных систем» на широкий круг ситуаций. Образ матери переносится на других женщин, в частности на жену, образ отца — на мужчин, облеченных властью. Важнейшими элементами воспитания А. Кардинер считает

постоянство или спорадичность материнской заботы;

регулярность питания;

отношение родителей или тех, кто их заменяет, к ребенку;

помощь в научении ходить, говорить;

способы наказания;

время и методы отнятия от груди;

контроль за опорожнением желудка.

Изучая культуру алорезов (жителей острова Алора в 600 милях восточнее Явы), А. Кардинер обнаружил отсутствие согласованного кодекса нравственных правил. Обещания, даваемые детям, не выполняются. Матери и отцы редко бывают с детьми. Самостоятельно обучаясь ходить, дети часто падают и ушибаются. Их отличает замкнутость, конфликтность. Нередко ими овладевают приступы ярости. Среди взрослого населения часты ссоры, разводы. Большую роль в отношениях играют деньги.

По-другому воспитывались дети в племенах команчей, которые жили охотой, войной и торговлей. Главную роль в племени играли молодые мужчины. Женщины посвящали себя заботам о семье. Ребенка ждали, радовались его появлению. Грудью кормили долго. Система требований к ребенку была согласованной и ориентированной на спортивные и охотничьи успехи. В результате такого воспитания у команчей развивалась сильная уверенная личность. Взрослых и детей отличали доброжелательность, кооперативность.

А.Кардинер также изучал технику воспитания человека западной культуры на примере небольшого американского городка Плейвилля. Большую роль в воспитании здесь играет авторитет отца и длительная забота матери. Ребенка воспитывают в чистоте, комфорте, стремятся развить в нем привязанность к родителям. Однако чрезмерная забота, излишняя сексуальная дисциплина оказывают неблагоприятное воздействие на развитие личности, порождая пассивность и инертность.

В России воспитание отличается от воспитательных традиций других народов. Русскому народу свойственна специфическая национальная психология, проявлениями которой являются ответственность перед призраком будущих поколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в настоящем, суетливое беспокойство о вечном.

Среди качеств, присущих русскому народу, выделяют: максимализм, нетерпимость, недостаток исторической трезвости, разлад между словом и делом, мечтательность, легкомысленность, недальновидность.

Специфику русского национального характера объясняют географическим положением России, ее историей, в первую очередь взаимоотношениями с соседними народами, внешними влияниями на генофонд, специфическим ландшафтом, характером русской природы. На формирование личности русского человека оказывает влияние ритма крестьянской жизни в холодном климате — смена бездеятельности и пассивности в долгие зимние месяцы и освобождение после весенней оттепели.

В психологической антропологии есть попытки исследовать особенности национального характера традицией тугого пеленания младенцев, существующей в России, которое приводит к тому, что дети растут сильными и сдержанными, признавая необходимость сильной внешней власти. На короткое время младенца освобождают от пеленок, моют, активно играют с ним. Многие русские, по мнению иностранных психологов, испытывают сильные душевные порывы и короткие всплески социальной активности в промежутках долгих периодов депрессии и самокопания.

Однако в XXI в. ценности русской культуры существенно меняются, приводя к смене тех черт характера, которые традиционно были присущи русскому народу. Отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре (довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). Резко возрастает ценность благосостояния (материальный успех и благополучие), автономии как независимости и уверенности в себе, стремление выразить свою уникальность, формируются установки на социальное неравенство.

Такое резкое изменение ценностных ориентации связано с вхождением России в общемировое цивилизованное пространство. Образцы поведения, нормы общения, ценности, присущие прежде всего западной культуре, «перенимаются» довольно быстро, но не подкрепленные собственным опытом, не соотнесенные с социальным контекстом, зачастую приводят к серьезным внутри личностным конфликтам.

Изменение отношения к ребенку в зависимости от уровня развития общества

На ранних этапах развития человеческого общества воспитание не институциализировалось, а уход за детьми был делом всей общины. Для первобытного общества нормой являлась двойственность отношения к детям. Широкое распространение имел инфантицид, связанный с дефицитом средств к существованию. Характерно, что вероятность инфантицида в обществах охотников, собирателей и рыболовов была почти в 7 раз выше, чем у скотоводческих и земледельческих племен. Оседлый образ жизни и более надежные условия существования снижают вероятность инфантицида, который практиковался в основном по «качественным» признакам. Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или психически неполноценными, исходя из предрассудков (например, близнецов) и т.п. Вместе с тем иметь детей считалось почетным; и не только родители, но и близкие родственники были обычно ласковыми и внимательными к детям. Детоубийство в античном обществе обычно игнорируют, несмотря на сотни ясных указаний античных авторов на повседневность и общепринятость этого. Детей швыряли в реку, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги на растерзание птицам и зверям. Ребенок считался в буквальном смысле слова принадлежностью родителей, как и прочая собственность. Цицерон писал, что смерть ребенка надо переносить «со спокойной душой», а Сенека считал разумным топить слабых и уродливых младенцев. Право распоряжаться жизнью ребенка было отобрано у родителей только в конце IV в. н. э.

Читайте также:  Роль игры в развитии воли ребенка

В средние века, как и в античности, положение детей было тяжелым, хотя и в средневековье были нежные, любящие матери, веселые детские игры. Однако характерна амбивалентность образа детства. Младенец — одновременно символ невинности и воплощение зла. А главное — он существо, лишенное разума. Целый ряд причин затруднял формирование устойчивого позитивного отношения к детям. Среди них высокая рождаемость и высокая смертность. Фатализм и смирение в этих условиях были естественны, а холодность, с которой родители относились к смерти своих детей, была проявлением психологической защиты как реакции на то, что случалось слишком часто. Формирование индивидуальных привязанностей между родителями и детьми затруднялось и институтом «воспитательства» — обычаем обязательного воспитания вне родительской семьи. Знать посылала своих детей в другой знатный дом или в монастырь в качестве слуг, пажей, фрейлин, послушников или писарей. Этот обычай был распространен в среде раннефеодальной знати.

Отношения в российской патриархальной семье были жесткими, иерархичными, основанными на принципе старшинства. Детям в ней отводилось подчиненное положение.

Поворотным пунктом европейского общественного мнения по отношению к детству послужила книга Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». В конце XVII — начале XIX в. детоцентристская ориентация прочно утвердилась в общественном сознании. На практике она формировалась не просто. С одной стороны, детоцентризм гипертрофировался, противопоставлялся безразличию, незаинтересованности и даже враждебности общества к детям. С другой стороны, сталкиваясь с трудностями при воспитании детей, теряя веру в возможность счастливого будущего для них, общественное сознание нередко эволюционировало в сторону полного отрицания нужности детей. Сравнительно-исторический анализ позволил Л. Демозу выделить несколько стилей отношения к ребенку в разные исторические периоды.

1. Стиль детоубийства (античность до IV в. н. э.) характеризуется массовым убийством детей и насилием. В то время важным являлся материальный фактор, способность семьи обеспечить жизнь ребенка. В том случае, если родители не могли прокормить ребенка, они убивали его.

2. Оставляющий стиль (IV-XIII вв. н.э.). Признается наличие у ребенка души. Развито мнение: ребенок полон зла. В этот период появляются кормилицы, практикуется воспитание в чужой семье, в монастыре. Атмосфера в семье — эмоционально холодная и строгая.

3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.). Ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей, его начинают окружать вниманием, но в самостоятельном духовном существовании ему отказывают. Такой подход к ребенку аналогичен работе скульптора, который создает произведение искусства из глины. Если ребенок сопротивляется, то из него выбивают «злое начало».

4. Навязчивый стиль (XVIII в.) Характеризуется психологической близостью родителей и детей. Но родители стремятся полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка.

5. Социализирующий стиль (XIX — начало XX вв.). Цель воспитания — подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, процесс тренировки является основой воспитательного воздействия. Этот стиль отношений лег в основу построения большинства психологических моделей XX в. — от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма.

6. Помогающий стиль (середина XX в.). Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждом этапе жизни. Задача родителей — помочь индивидуальному развитию ребенка, стремиться к пониманию, близости. Социологический и социально-психологический подходы рассматривают образ ребенка в культуре и массовом сознании, представления об особенностях детства и взросления и то, как они влияют на выбор стратегии образования. Образ ребенка имеет, по крайней мере, два измерения: чем он является от природы (или от Бога) и чем он должен стать в результате обучения, воспитания, в целом социализирующих влияний.

Необходимо отметить, что каждая культура имеет не один, а несколько альтернативных или взаимодополняющих взглядов на природу ребенка. В частности, в западноевропейской культуре было выделено, по крайней мере, четыре альтернативных образа новорожденного ребенка:

— традиционный христианский взгляд: новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его может только жесткое подавление воли, подчинение его родителям и духовным пастырям;

— точка зрения социально-педагогического детерминизма: ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу, а подобен чистому листу, на котором общество или воспитатель может написать все, что угодно;

— точка зрения природного детерминизма: характер и способности ребенка предопределены до его рождения;

— утопически-гуманистический взгляд: ребенок рождается хорошим и добрым, а портится под влиянием общества.

Эта идея обычно ассоциируется с романтизмом и гуманистическими взглядами эпохи Возрождения. Каждому из этих образов соответствует свой стиль обучения и воспитания. Идее первородного греха соответствует репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ребенке; идее социализации — педагогика формирования личности путем направленного обучения; идее природного детерминизма — принцип развития природных задатков и ограничения отрицательных проявлений, а идее изначальной благости ребенка — педагогика саморазвития и невмешательства. Эти образы и стили не только сменяют друг друга, но и сосуществуют. Ни одна из этих ориентации не господствовала безраздельно в практике воспитания, завися от сословных, классовых, религиозных, имущественных, семейных, индивидуальных особенностей воспитателей. Таким образом, образование во многом зависит от систем норм, предписаний и вариантов поведения, которые усваивает ребенок в данном обществе. Каждое общество имеет свое представление о том, каким должен быть ребенок, как должно происходить его вхождение в культуру.

Источник