Ребенок отстает в развитии куда обращаться

Ребенок отстает в развитии куда обращаться thumbnail

ребенок отстает в развитии

Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не ползает, некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.

Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.

Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.

Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.

Виды норм развития ребенка

Ребенок развивается согласно норме, если:

  • уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
  • его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
  • он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.

Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.

Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.

Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.

Отклонения в развитии ребенка

Отклонениями развития принято считать психомоторные нарушения, возникающие при неблагоприятном влиянии различных факторов на юный мозг. Существует четыре основных вида отклонений у детей:

развитие ребенка

  1. Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, зрения и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
  2. Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, задержкой психического и умственного развития.
  3. Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
  4. Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение (чрезмерный гнев, страхи, гиперактивность, слабоволие) от проявлений характера.

Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.

Причины отставания в развитии

Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:

физическое и умственное развитие

  • Во-первых, это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в недостатке воспитания или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
  • Во-вторых, к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
  • В-третьих, не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.

К каким специалистам обращаться?

В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.

Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:

неонатолог

  1. Неонатолог – врач, который занимается контролем раннего развития ребенка.
  2. Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
  3. Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
  4. Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
  5. Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
  6. Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.

Что делать?

рефлексотерапияЧтобы сделать выводы по существующим симптомам и определить уровень развития ребенка, на базе всех детских медицинских учреждений создаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узконаправленные доктора в области детского развития, которые обследуют ребенка, разъяснят ситуацию родителям и совместно составят план коррекции.

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.

Распространенные методы лечения задержки развития:

  • Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
  • Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
  • Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!

Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:

  1. Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
  2. Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
  3. Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.
Читайте также:  Родительское собрание интеллектуальное развитие ребенка в доу

При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему

Источник

Причины отставания ребенка в физическом развитии

Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.

[1], [2], [3], [4], [5]

Неправильный педагогический подход

При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.

Задержка развития психики

Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

[6], [7], [8], [9], [10]

Биологические причины задержки в развитии ребенка

  • Нарушения в организме мамы при вынашивании
  • Заболевания мамы во время беременности
  • Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
  • Психологические, неврологические, психосоматические заболевания родственников больного ребенка
  • Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
  • Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте

[11], [12], [13]

Социальные причины задержки в развитии ребенка

  • Сильный контроль (гиперопека) родителей
  • Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
  • Травмы психики, перенесенные в раннем детстве

Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.

Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа

Психический инфантилизм

Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.

Психическая задержка соматогенного происхождения

Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.

Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.

Органически-церебральные задержки в развитии

Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.

Как выявить отклонения в развитии ребенка?

Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.

  1. Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
  2. После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
  3. Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
  4. Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
  5. До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
  6. В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» — это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
  7. Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
  8. В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
  9. У ребенка дошкольного возраста нарушена речь
Читайте также:  Ребенок развитие костей или костной основы

Источник

Наши дети, какими бы они ни были, всегда остаются самыми любимыми. В предыдущей статье я разбирала основные, ранние симптомы аутизма, алалии, ЗПР. А сейчас я хочу рассказать не только о симптомах, но и о том, что с этим делать в первую очередь.

Если родитель приходит к неутешительной мысли, что с развитием ребёнка что-то не так, то конечно первые вопросы, которые у него возникнут это: «Что делать?» и «Куда бежать за помощью?». Родители часто оказываются в тупике и не знают с чего начать. Это неудивительно, ведь про подобные вещи не рассказывают на родительских курсах и никто не ждёт, что именно у него родится ребёнок с нарушением развития.

фото из открытых источников

В своё время, мне пришлось копать информацию в интернете самостоятельно. Я знаю, что трудно искать помощь для ребёнка, когда она нужна самим родителям. Ведь осознание что с ребёнком, который буквально вчера был обычным, на самом деле что-то не так, вводит в ступор. Я знаю, что есть риск потратить деньги не туда и упустить кучу времени. Чтобы этого не было, я решила составить первоочередный список специалистов и обследований для детей с нарушением развития.

А в конце статьи вас будет ждать полезная информация о том, на что обратить внимание при выборе врача, чтобы не ошибиться и не потратить время впустую.

Итак:

  • Невролог

Это врач №1 по вопросам функционирования нервной системы.

Невролог проведет общий осмотр, сделает первичный анализ состояния нервной системы на основании рефлексов, назначит первый маршрут обследований.

Теперь я расскажу немножко подробнее об осмотрах у невролога, чтобы вы понимали, что именно он делает.

Невролог обращает внимание на тело ребенка и наличие у него так называемых стигм дизэмбриогенеза. Звучит довольно заумно. На самом деле это малые пороки развития кожи, которые возникают еще во время беременности. Стигмы есть практически у всех людей, так как не бывает идеальных беременностей, где на маму, а значит и на ребёнка, не действовали какие-то вредные факторы, типа экологии, инфекции, курение, даже пассивное, и т.д. Просто одно дело, если стигм 1-3 и фактически только врач понимает, что это стигма. Другое дело, когда стигм уже целый набор (от 5 и больше).

В основном достаточно осмотра кожи и общего строения скелета. Почему? Потому что кожа и скелет эмбриона развиваются из той же самой группы клеток, что и головной мозг. Если стигмы находятся преимущественно на голове и их много(!)- это маркер возможного нарушения нервно-психического развития, нарушений речи и психо-неврологических патологий в дальнейшем.

Наиболее распространенные: нарушения пигментации кожи (много родинок, родинки с оволосением, кожные пятна), слишком короткая или длинная шея, складки на шее, слишком маленький или большой рот, скошенный или, наоборот, выдающийся подбородок, широко посаженные глаза, короткая уздечка языка, раздвоенный язык, сращение пальцев рук или ног, ассиметрия лица и ещё очень-очень много чего. Ниже небольшой коллаж с некоторыми стигмами развития.

фото взяты из открытых источников

Кроме стигм, невролог также обращает внимание на общий мышечный тонус, рефлексы. Эта информация дает врачу представление о правильности работы и зрелости участков мозга, которые регулируют рефлексы и тонус.

Часто родители задаются вопросом о том, на основании чего врачом сделан вывод о природе органического/неорганического поражения мозга. Так вот, по сути патологические рефлексы, проблемы с мышечным тонусом и контролем естественных процессов и дают неврологу представление о том, что перед ним именно органическое поражение — нервная система не функционирует так, как должна. Поражение этого рода не означает, что имеет место какие-то обширные или необратимые повреждения, типа инсультов и опухолей. Чаще всего у детей находят банальную незрелость нервных структур.

  • Отоларинголог-сурдолог

Всем детям еще в роддоме или на первом месяце жизни в поликлинике по месту жительства делают так называемый аудиологический скрининг (отоакустическую эмиссию). Обследование входит в программу ОМС и призвано выявлять детей с тяжелыми врожденными нарушениями слуха.

Тем не менее, если вы видите, что ребёнок не реагирует на обращенную речь, не понимает просьб, посещение сурдолога, или по крайней мере ЛОРа, становится обязательным обследованием.

Дело в том, что проблемы со слухом у ребёнка также вызывают задержку психоречевого развития. Кроме этого, при нарушениях слуха также, как при ЗПР, аутизме и алалии, наблюдается стереотипное поведение (кручение предметов, бег по кругу, «крылышки») и странные игры. Связано это с тем, что мозг ребенка из-за глухоты недополучает сигналы из окружающего мира. Это состояние называется депривацией. Стереотипии позволяют ребенку снизить напряжение от депривации.

Что может выявить обследование у отоларинголога-сурдолога?

Аденоидит

Ага, такая банальщина может вызывать снижение слуха и, как следствие, ЗРР, а потом и ЗПР. Разросшиеся аденоиды перекрывают евстахиевы трубы, уши у ребёнка закладывает и он начинает хуже слышать.

Степень разрастания аденоидов для начала проблем со слухом — 3 ст.

фото из открытых источников

Экссудативный отит

Эта форма отита появляется как незаметное осложнение после обильного насморка. За барабанной перепонкой скапливается вязкая жидкость и вызывает снижение слуха. В итоге ребенок все слышит сквозь скопившуюся воду в ушах. И если для реакции на бытовые звуки его слуха все еще оказывается достаточно, то для нормального развития речи уже нет. Нарушается распознавание слов и, соответственно, реакция на обращенную речь.

Читайте также:  Коврик для развития ребенка от года

Экссудативный отит коварен тем, что часто протекает бессимптомно. Нет типичной для среднего отита острой боли, нет температуры. Распознать вредную болячку сможет только врач на очном приеме.

Слуховая нейропатия

Точность отоакустической эмиссии (ОАЭ) более 90%. Она довольно высокая, но не 100%. ОАЭ позволяет выявлять детей с повреждением конкретно ушей (барабанной перепонки, среднего уха и улитки). Но ОАЭ не выявит слуховую нейропатию — повреждение нервных волокон от внутреннего уха до слухового центра мозга. Такие дети на ОАЭ диагностируются как здоровые.

При слуховой нейропатии ребенок слышит речь неразборчиво, прерывисто. Звуки речи могут звучать для него каждый раз по-разному. В итоге ребенок не может нормально распознавать слова, не понимает речь и, соответственно, не может говорить. Это нарушение слуха надежно выявляет другое сурдологическое исследование — КСВП.

Если отоакустическую эмиссию может провести ЛОР, то КСВП делается практически всегда только сурдологами. Поэтому я изначально рекомендую искать именно отоларинголога-сурдолога для проведения комплексного обследования.

Психиатр

Психиатрия у нас достаточно стигматизирована. До сих пор визит к этому врачу считается чем-то стыдным, как будто человек, посещающий психиатра, имеет как минимум шизофрению. На самом деле психиатры лечат огромный спектр расстройств. Среди них есть и те, с которыми регулярно сталкиваются большинство людей. Например, нарушения пищевого поведения (психогенное переедание (это когда расстроился — надо конфетку съесть, а лучше килограмма два), анорексия, булимия), депрессия, разные формы зависимости, фобии, панические атаки, тревожность и т.д. То есть, визит к психиатру далеко не означает клеймо с устрашающим диагнозом.

В контексте проблем развития ребенка нас интересует конечно детский психиатр.

На осмотре он оценивает:

  1. адекватность реакции ребенка на новую окружающую обстановку (пугается ли ребенок или наоборот, осторожничает, закатывает истерику и т.д.);
  2. возможные симптомы — тики, стимы, гиперактивность или, напротив, заторможенность;
  3. уровень психического развития — может предложить ребенку игрушки по возрасту (пирамидку, кубики, вкладыши), задаёт простые вопросы.

Осмотр психиатра необходим, если ребенок проявляет явные признаки психических расстройств: неадекватно реагирует на опасность, есть галлюцинации, чрезмерная агрессивность, расстройства внимания и тики, мешающие социальной жизни и обучению ребенка.

Вопреки распространенному мнению, психиатр может не только назначить таблетки. Психиатр может предложить вам реабилитацию, после которой, возможно, как раз удастся избежать таблеток — при многих районных ПНД функционируют дневные стационары с педагогическим сопровождением. Там с ребенком работают дефектологи, психотерапевты, психологи и логопеды. Эту помощь через психиатра можно получить совершенно бесплатно по ОМС.

фото из открытых источников

А теперь обещанная информация о том, как выбрать нормального врача.

Если вам повезло и у вас адекватный, внимательный врач в детской поликлинике, можно обратиться и туда. Врачи, что называется «от Бога» далеко не всегда бывают непременно платными.

Немножко подробнее про «повезло». Значит это то, что врач слушает ваши жалобы, расспрашивает вас, не стремится закончить приём за 2 минуты. И самое главное, такой врач не будет, смотря на ребёнка 5 минут, сходу сыпать диагнозами «моторная алалия», «ЗПР» или «аутизм», качать головой как у вас все плохо и выписывать ведро таблеток.

Если вы ищите платного специалиста, потрудитесь перед тем, как к нему записаться, почитать отзывы в интернете. Да, отзывы на данный момент легко покупаются и продаются. Но если врач хороший, то у него не будет:

  • однотипных хвалебных отзывов как под копирку;
  • врача наверняка будут знать на родительских форумах, групах в соцсетях, или вы даже услышите живую рекомендацию о нем от знакомых;
  • если будут плохие отзывы, то буквально 1-2, просто потому, что прям всем угодить нельзя.

В нашей стране неврологи часто назначают ноотропные препараты. Если врач компетентен, он никогда не назначит ноотропы ребенку без предварительного ЭЭГ.

ЭЭГ — это безопасное и безболезненное исследование электрических импульсов мозга. Чаще всего его используют для диагностики эпилепсии.

Эпилепсию и судорожную готовность не всегда бывает видно в классическом варианте с припадками. Иногда эпилепсия бывает скрытая (абсансная — бывает только после 4 лет) — ребенка не трясет, но он иногда теряет сознание на несколько секунд и это можно не замечать. Иногда бывают очаги судорожной готовности, которые могут при неблагоприятных условиях перерасти не только в отвратительное поведение из-за перевозбужденного мозга, но даже в настоящие припадки. Все это диагностируется на ЭЭГ. При данных состояниях категорически нельзя выписывать стимулирующие ноотропы, так как они повышают судорожную готовность. Соответственно, если вы пришли к неврологу, он вас видит впервые, никаких исследований нет, а вам сразу назначают вагон ноотропов, то лучше поискать для консультации другого специалиста.

То же самое касается и психиатров. У психиатров свой набор лекарств — транквилизаторы, нейролептики и антидепрессанты. И если транквилизаторы иногда назначают, чтобы снизить судорожную готовность, то для нейролептиков и антидепрессантов эпилептическая активность очень часто является противопоказанием для приема. В результате мозгу можно по незнанию очень сильно навредить.

Понятное дело, что специалисты назначают препараты без исследований потому, что явления скрытых эпилептических очагов и приступов достаточно редки. Но я не думаю, что кто-то из родителей хочет ставить эксперименты на своем ребенке и смотреть что из этого получится, в особенности, когда уже и так есть проблемы. Поэтому эту информацию нужно обязательно иметь ввиду при выборе врача.

Как всегда, я благодарю всех дочитавших до конца!

Ставьте лайки, задавайте свои вопросы и подписывайтесь — я буду рада помочь информацией всем желающим!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Источник