Развитие выносливости у ребенка

Развитие выносливости у ребенка thumbnail

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Консультация для педагогов по теме:

«Развитие выносливости у дошкольников»

Подготовила

старший воспитатель

Соколова Г.Я.

г. Покачи

             Выносливость — это способность человека к длительному выполнению интенсивной работы на требуемом уровне, которая  обеспечивается повышенными возможностями функциональных систем организма.

 Развитие двигательных качеств – одно из основных направлений процесса физического совершенствования дошкольников.

Целенаправленное развитие двигательных качеств  начинается в дошкольном возрасте в соответствии с морфологическими особенностями и функциональными  возможностями детей. При этом необходим дифференцированный подход, учитывающий состояние здоровья, двигательную подготовленность, особенности психики ребенка.

Педагогическое воздействие на развитие тех или иных качеств обеспечивается соответствующим подбором физических упражнений и методикой  их проведения. Все качества развиваются у дошкольника в комплексе.

             Например: прыжок в длину с места выполняют установку прыгнуть как можно дальше, происходит воздействие на развитие скоростно-силовых качеств, если детям предлагают приземлиться  после отталкивания в обусловленное место, в этой ситуации происходит развитие ловкости ,т.к. необходимо соразмерить мышечные усилия.

Рассмотрим особенности развития  выносливости у детей дошкольного возраста:

          Развивать выносливость – это значит постепенно  повышать сопротивляемость организма. Уровень развития выносливости тесно связан с работоспособностью организма человека , выполняющего как умственную , так и физическую работу. У дошкольников целесообразно развивать в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анатомо-физиологическим особенностям организма .

Установлено, что при однообразной мышечной деятельности у детей быстрее наступает усталость. Поэтому дошкольники  лучше переносят разнообразные по содержанию  и кратковременные физические нагрузки, поэтому  формируется не чистая выносливость , а скоростная выносливость или выносливость в выполнении упражнений силового характера и т. д. .В этой связи правомерно говорить о развитии общей выносливости.

Наиболее распространенное средство для развития выносливости дошкольников – общеразвивающие упражнения, выполняемые в процессе утренней гимнастики и на занятиях физической культуры. Важно  при использовании данных упражнений соблюдать интервалы  для отдыха между ними, что делает физическую нагрузку более доступной ребенку. Выполнение  ОРУ с незначительными паузами  15-20 секунд, необходимыми для изменения И.П. и напоминания следующего упражнения, позволяют осуществлять двигательную  активность при высокой активности  сердечно-сосудистой и дыхательной систем .

Для повышения выносливости дошкольников большое значение имеет постановка правильного дыхания детей. Так как у  дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови , чем у взрослых .Для совершенствования данной функции в процессе выполнения упражнений необходимо обращать внимание на дыхание детей. При выполнение О.Р.У. вдох производится во время движений, расширяющих  грудную клетку и выпрямляющих туловище  ( поднимание рук вверх ,в стороны) ,а выдох – при движениях, способствующих сжатию грудной клетки ( наклоны туловища, опускания рук ).

Развитию выносливости у детей всех  возрастных групп способствует  повышение моторной плотности занятий физической культуры, оптимальная дозировка упражнений. Длительность пауз между выполнением  основных движений должна составлять 30-40 секунд после упражнений средней и низкой интенсивности ( метание предметов в цель и на дальность, упражнения в равновесии , прыжки в длину с места и т. д. ) и 1,5-2 мин. После упражнений высокой интенсивности ( прыжки в высоту и длину с разбега ,лазание по гимнастической стенке ,бег, в эстафетных играх и т.д. ).

На развитие общей выносливости детей положительно  влияют пешие переходы за пределы участка дошкольного учреждения . Циклические движения (ходьба , бег , передвижение на лыжах и др.) ,подвижные игры с элементами бега, прыжков , лазания способствуют совершенствованию функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем ,повышают физическую работоспособность и также обеспечивают развитие общей выносливости ребенка .

Целесообразно использовать подвижные игры. Например: «гуси – лебеди»,  «у медведя во бору» , «ловишки» и др. Следует  помнить, что допустимую степень утомления можно определить по внешним признакам: незначительное покраснение лица , потливость , учащенное дыхание ,при этом ребенок хорошо воспринимает и адекватно реагирует на указания педагога. Поэтому нужно придерживаться рекомендуемой дозировки.

Значительный эффект для развития общей выносливости дают и упражнения спортивного характера: ходьба на лыжах; катание на коньках , плавание , езда на велосипеде и т.д.

Все эти средства физической культуры существенно влияют на совершенствование функций органов и систем организма ребенка, помогают повысить его выносливость  к различным мышечным усилиям. Таким  образом создается определенный резерв для повышения общей работоспособности дошкольников.

Упражнения, развивающие общую выносливость:

  1. Бег в замедленном  темпе ( от 30 секунд до 2 минут) –бег между деревьями, по бревну, положенному на землю ,с преодолением различных препятствий.
  1. Бег со средней скоростью ( 2,3-2,5 м/сек), дистанция 80 –100 м.(4-5 раз).
  2. Бег с максимальной скоростью , дистанция 5-10 м.(5-8 раз).
  3.  Бег в замедленном темпе по пересеченной местности , дистанция не более 300 м.
  4.  Прыжки вверх.(И. П.: глубокое приседание 30-35 раз).
  5.  Прыжки на месте .(150-200 подскоков с интервалом через каждые 50).
  6. Прыжки на возвышении (пень высотой от 10-12 до 25-30 см.),в индивидуальном  темпе до выраженного утомления.
Читайте также:  Условия развития воображения ребенка старшего дошкольного возраста

Упражнения, совершенствующие быстроту реакции ( по сигналу)

  1. Старты из разных И. П.: стоя , сидя , лежа , спиной по направлению к движению ,стоя на коленях.
  2.  Смена движений , разных по структуре ( ходьба-прыжки , прыжки – приседания и т.д.)
  3. Изменение направления движения при ходьбе и беге.

4    Изменение интенсивности движения ( ходьба обычная – бег быстрый, бег медленный – бег ускоренный) .

Контрольное занятие в игровой форме для подготовительной к школе группы «Кто быстрее и выносливее»

ЗАДАЧИ :  определить скорость бега и быстроту реакции в игровых ситуациях, определить степень усвоения техники бега на скорость.

ОБОРУДОВАНИЕ: секундомер, флажки для отметки дистанции, свисток ,флажок , обручи , хоккейные клюшки, мячи диаметром 6 см. ,кегли.

ХОД ЗАНЯТИЯ :

И/У «Тише едешь дальше будешь»- медленный бег на выносливость . Дистанцию 150 м. Дети пробегают ориентировочно за 41,3-33,6 с., далее продолжают бег индивидуально на выносливость , сходят с дистанции и выполняют дыхательную гимнастику .Измерение скорости бега проводится далее в минутах. Обследование чередуется с играми .

И/У «Дальний полет» – бег на дистанцию 10 м  на скорость из низкого старта .Примерные показатели: 2,7-1,9 с. До линии старта и после линии финиша дети пробегают по 5 м, отчет времени ведется от старта до финиша.

И/У «Дальний полет» — бег на дистанцию 30м. На скорость из  полунизкого  старта. Примерные показатели: 10,2-7,5 с. Подготовка к старту: небольшой наклон туловища, голова прямо ; руки полусогнуты , энергично отводятся назад , слегка опускаясь , затем вперед- внутрь; быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом 60-70 градусов ); опускание толчковой ноги с носка с выраженным распрямлением  в суставах . Следить за прямолинейностью , ритмичностью бега .При  медленном беге туловище почти вертикально, сгибание ног производится с небольшой амплитудой , шаг короткий , постановка ноги –с пятки , кисти рук расслабленны.

П/И «Найди свой дом».

По углам площадки лежат обручи, а в них – мячи по количеству  детей в подгруппе. Дети с клюшками стоят перед обручами. По свистку каждый игрок выводит клюшкой мяч и ведет его по площадке в разных направлениях , без отрыва от клюшки. По команде «Домой» тем же способом загоняет мяч в обруч. Во второй раз  дети ведут мяч короткими  бросками , в третий раз – бросками с широким замахом клюшки .

М/П «Залпом –пли!»

Дети с мячами стоят на противоположных сторонах площадки на расстоянии 3 м  от центральной линии, на которой установлены кегли. По сигналу обе команды начинают сбивать кегли. В первый раз дети стоят спиной к линии, по свистку быстро поворачиваются и бросают мячи в цель , во второй раз бросают мячи в приседе , в третий раз –с 4 м  от линии метания.

Использованная литература:

  1.  «Дошкольный возраст» Е.А. Аркин ,Москва 1983 г.
  1. «Дошкольное воспитание»  №3 ,№4  1999 г.
  2. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» Л.В. Яковлева , Р .А. Юдина    Москва «Владос» 2003г.  

Источник

Содержание статьи:

Выносливость – это важное физическое качество, которое заключается в способности длительное время выполнять какую-нибудь деятельность без снижения ее интенсивности. То есть организм способен длительное время преодолевать усталость во время движения.

У детей от природы более высокая работоспособность, чем у взрослых. Они нуждаются в постоянном движении, развитии. По этой причине развитие выносливости у дошкольников и детей школьного возраста имеет свои особенности. Это качество необходимо каждому человеку для полноценной жизни. Поэтому физическую выносливость нужно тренировать с ранних лет.

Значение выносливости

Развитие выносливости у ребенка

Развивать выносливость у детей необходимо, так как без этого качества ребенок просто не сможет долго бегать, прыгать, играть в активные игры и т. д. То есть потребность ребенка в движении не будет удовлетворяться. Тогда малыш будет вести пассивный образ жизни, который не требует больших затрат энергии.

В физическом воспитании выделяют следующие виды выносливости:

• Общая – это длительная физическая деятельность, которая задействует большую часть мышц. Например, продолжительная пешая прогулка, любая подвижная игра с разными движениями и т. д. Этот вид выносливости проявляется в хорошо освоенных движениях.

• Специальная – выполнение одного вида двигательной деятельности. Например, прыжки на скакалке, бег на длинную дистанцию и т. д. Специальная выносливость зависит от техники владения движениями, уровня развития скорости, силы, координации.

Если ребенок обладает хорошей общей выносливостью, то это не означает, что он так же проявит себя в специальной выносливости. Важно развивать оба эти навыка по очереди.

Регулярное развитие выносливости у детей принесет им только пользу:

• Укрепляется мускулатура, улучшается функциональность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы.

• Улучшается физическое и психическое здоровье ребенка.

• Повышается умственная и физическая работоспособность.

• Повышается аэробная производительность.

• Формируются волевые качества личности: целеустремленность, настойчивость, упорство, смелость, решительность, уверенность в своих силах.

• Ребенок учиться преодолевать трудности, доводит начатое дело до конца, управлять своими эмоциями.

Читайте также:  Общение и развитие речи общение и развитие речи ребенка в раннего возраста

Все эти качества положительно отражаются на успехах ребенка в школе.

Ранние тренировки приведут к тому, что ребенок научится легче переносить высокие нагрузки, сможет выполнять большой объем работы, не снижая темпа и концентрации внимания. После физической деятельности он быстро восстанавливает силы, ощущает прилив бодрости.

Чтобы развить подобные качества у ребенка, нужно регулярно тренироваться. Во время занятий необходимо учитывать особенности развития выносливости у детей. Это означает, что следует подбирать нагрузку в зависимости от возраста ребенка, ведь у дошкольников и детей младшего школьного возраста показатели выносливости незначительные. Первый скачок физических возможностей наблюдается с 9 – 10 лет.

Развитие выносливости у детей

Развитие выносливости у ребенка

Существуют разные методы развития выносливости у детей, все они напрямую связаны со спортом. Они основываются на физических упражнениях, играх, которые оказывают на организм ребенка общую физическую нагрузку. Эта нагрузка выше той, к которой малыш привык переносить в повседневной жизни. Регулярные занятия упражнениями, которые развивают выносливость, позволяют детям быстрее привыкнуть к состоянию утомления и быстрее восстанавливать силы после нагрузок.

Методики развития выносливости у детей:

• Спорт: бег, плавание, футбол, хоккей, теннис, гимнастика, катание на лыжах, езда на велосипеде и т. д. Если ребенок хочет заниматься каким-нибудь видом спорта, то нужно поддерживать его стремление. Если малыш является фанатом футбола, то купите ему новый мяч, любитель велосипедных прогулок будет рад новому велосипеду, начинающих фигуристок можно поощрить парой коньков. Любой вид спорта помогает вырабатывать важные качества: настойчивость, силу, целеустремленность, устойчивость к длительным нагрузкам.

• Подвижные игры. Многие игры тренируют выносливость у дошкольников и детей младшего школьного возраста. Каждая игра содержит элементы бега: салки, бадминтон, догонялки и т. д. Классики, чехарда, различные игры с мячом помогают развить эмоциональную и физическую выносливость. Ребенок становится более уравновешенным, легче переживает стрессовые ситуации.

• Специальные упражнения. Физические упражнения с элементами бега и прыжков тоже повышают устойчивость ребенка к высоким нагрузкам. При этом нужно помнить, что силовые нагрузки нужно контролировать. Поэтому родителям не стоит проводить подобные тренировки самостоятельно в домашних условиях. Программы развития выносливости применяют учителя или тренера во время уроков физкультуры или на спортивных секциях. Развитие силовой выносливости проводится под контролем медика или педагога. Они регулируют количество и интенсивность упражнений с учетом возраста и физической подготовки детей.

Также возможно развитие выносливости у детей средствами фитнеса. Занятия фитнесом не только укрепляют мускулатуру, дисциплинируют, но и развивают моторику, восприятие, мышление, память, воображение и т. д.

В домашних условиях повышать устойчивость к длительным нагрузкам можно с помощью шведской стенки. Повторяющиеся упражнения (подтягивание, понятие ног и т. д.), которые ребенок выполняет на снаряде, улучшают показатели выносливости.

Любые циклические упражнения, во время которых нужно поддерживать темп и мышечную активность вопреки усталости, развивают выносливость. Можно использовать следующие варианты тренировок:

• Подниматься вместе по ступенькам на верхние этажи. Чтобы превратить занятие в игру, можно изучать счет, проговаривать стишки или скороговорки.

• Играть в подвижные игры с бегом.

• Научиться кататься на лыжах, роликовых или ледовых коньках.

• Заниматься плаванием.

• Прыгать на батуте.

• Научиться прыгать разными способами на скакалке.

Тренировки для ребенка будут проходить намного легче и веселее, если родители разделят с ним это занятие. Кроме того, совместные тренировки сделают их ближе друг к другу.

Развитие выносливости у детей дошкольного возраста

Развитие выносливости у ребенка

Подвижные игры – это лучший способ развития выносливости у детей дошкольного возраста, так как они совмещают ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание, ловлю и т. д. Это универсальное и незаменимое средство развития физических качеств.

Подвижные игры для развития дошкольников:

• Кузнечик. Это упражнение подходит детям 3 – 5 лет. Предложите малышу представить, что он стал кузнечиком. Пусть он прыгает с устойчивой табуретки, широкой ступеньки, низкого дивана или на полу. Во время игры читайте отрывок их стиха Б. Кравецкого:

Кто там прыгает в траве

Прямо на руку ко мне?

Прыг – скок, прыг – скок,

Как зовут тебя, дружок?

«Меня кузнечиком зовут», —

Вдруг сказал зеленый плут.

Прыгнул снова и… пропал.

Может к маме поскакал?

• Эстафеты с обручами. Детей делят на 2 одинаковые команды, они встают друг за другом в 2 колонны. Перед каждой колонной проводят черту и кладут за ней обручи. По сигналу воспитателя первые в колонне дети бегут за обручами, поднимают их вверх, пролезают внутрь, кладут на место, бегут к своей команде. Дотрагиваются до руки первого ребенка, а потом встают в конец. Каждый следующий игрок выполняет то же действие. Победит та группа, которая справилась раньше.

• С кочки на кочку. На площадке нужно начертить небольшие круги диаметром 30 – 35 см. Расстояние между ними – от 25 до 30 см. Кружки – это кочки на болоте, по которым ребенок должен будет перебраться на противоположную сторону. Победитель тот, кто быстрее перебрался.

Читайте также:  Что такое периодизация развития ребенка

• Кто быстрее снимет ленту. На площадке проводиться черта, за которой дети выстраиваются в несколько колонн по 4 – 5 человек. На расстоянии 10 – 15 шагов напротив колонн протягивается веревка на высоте 10 см выше поднятых рук детей. Напротив каждой колонны на веревку накидывается лента. По сигналу воспитателя все, кто стоит первым в колоннах, бегут к своей ленте, подпрыгивают и срывают ее. Первый, кто снял ленту, и есть победитель. Далее воспитатель опять развешивает ленты для детей, которые стоят вторыми в колоннах. Опять они бегут по сигналу и снимают ленты. Выиграет та команда, где больше детей сняли ленту первыми.

Эти игры развивают мускулатуру, быстроту, четкость движений и повышают устойчивость к длительным нагрузкам.

Развитие выносливости у детей школьного возраста

Развитие выносливости у ребенка

Игры, которые представлены ниже, способны сделать школьника с любым уровнем физической подготовки более подвижным и выносливым:

• Лови – толкай. Для этой игры нужно подготовить резиновые или волейбольные мячи на каждую пару игроков. Участники делятся по парам, становятся лицом друг к другу на расстоянии 100 см, при этом один игрок стоит, а второй – сидит на корточках. Ребенок, который сидит, берет мяч и подталкивает его к стоящему. Тот должен быстро наклониться, не сгибая ног, перехватить мяч, потом выпрямиться и кинуть его напарнику. Игрок, который сидит, должен быстро встать, чтобы поймать мяч. После 5 – 8 перекидываний они меняются местами. Побеждает та пара, движения которой были самыми точными, а количество пойманных мячей – наибольшими.

• Колобок. Школьники становятся в ряд по одной стороне площадки. У каждого ребенка есть «колобок» — мяч. Дети кладут мячи перед собой, а потом хором повторяют слова из сказки:

Я колобок, колобок,

Я от дедушки ушел

И от бабушки ушел и т. д.

Когда они заканчивают кричалку, то сильно толкают мяч, а потом бегут за ним, стараясь его поймать. Самый медленный участник выходит из игры, побеждает самый быстрый.

• Перетяжки. На поле чертят линию, по обе стороны которой становятся 2 игрока. По сигналу учителя они начинают перетягивать канат, пытаясь заставить противника перейти линию. Тот, у кого это получилось, и есть победитель.

• Мышкин дом. В игре участвуют от 10 человек. С помощью считалки среди игроков выбирают кошку и мышку. Все остальные дети становятся в круг, держась за руки и подняв их вверх. Они изображают дом мышки. Поднятые вверх сцепленные руки – это ворота, через которые можно пробегать. Если участники опустят руки, то ворота будут считаться запертыми. По сигналу ведущего кошка начинает догонять мышку, они могут бегать внутри и снаружи круга. Дети, которые стоят в кругу, помогают мышке и пытаются всячески помешать кошке. Они могут закрывать «ворота» дома, когда мышка внутри. Когда кошка поймает мышку, из детей выбирают новую пару.

• Тянем-потянем. Детей делят на равные команды. Обруч кладется посередине площадки, с противоположных сторон на расстоянии 1.5 м от него рисуют 2 линии. Группы отходят на одинаковое расстояние от обруча. По сигналу ведущего обе команды бегут к снаряду и хватаются за него с разных сторон. Их цель – вытянуть команду противника за черту на свою половину.

Детям среднего и старшего школьного возраста можно выполнять упражнения на развитие статической выносливости. С их помощью ребенок учится удерживать мышцы в напряжении длительное время. Позицию нужно удерживать, пока силы не иссякнут. Для этой цели применяют такие упражнения:

• Березка – стойка на лопатках.

• Планка – тело располагается параллельно полу, ребенок опирается носками и локтями в пол. Во время выполнения упражнения нужно напрячь мышцы живота, удерживая их, сколько позволяют силы.

• Полуприсед – неполное приседание, когда колени сгибаются под углом 110 — 120°.

Для силовой выносливости можно выполнять жим лежа, выпрыгивание из полного приседа, приседания со штангой, отжимания и т. д.

Таким образом, выносливость нужно развивать с раннего возраста. Для этого нужно просто почаще играть в подвижные игры. Также для этой цели можно купить малышу велосипед, самокат, санки, коньки, лыжи и другие средства передвижения. Если у родителей нет времени, то они могут отдать ребенка в спортивную секцию, чтобы профессиональный тренер развивал в нем такое важное качество, как выносливость. Главное – побольше бегать, прыгать, лазать и т. д. Только в таком случае малыш удовлетворит свою потребность в двигательной активности, будет выносливым, жизнерадостным и веселым!

Дата: 16.07.2018

Источник