Роль среды в речевом развитии ребенка

Роль среды в речевом развитии ребенка thumbnail

Влияние речевой среды на детскую речь.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи и, если взрослые общаются с детьми, поощряя их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, неправильная речь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и психическое развитие ребенка. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, должно помогать  ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Воздействовать на формирование речи необходимо с ранних лет жизни, когда окружающая речь является основой речи ребенка.                  Общение — один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Если с ребенком мало разговаривают, и он растет «один», если ребенок все время лежит и смотрит в потолок, речь у такого малыша будет развиваться медленно, с задержкой, которая скажется в последующие годы.

                     Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка.

                 Для развития речи очень важно общение ребёнка сразу  после рождения – с членами семьи, с другими людьми, с детьми. Играть, а не просто быть пассивным сопровождающим. Игра создаёт необходимость выразиться, стимулирует к высказыванию. Общение со взрослыми не должно носить формальный характер, « на ходу». Говорить с ребёнком надо медленно и внятно, чтобы он смог уловить каждый звук в потоке речи, понять каждое слово взрослого. Ведь язык так многообразен и столько длинных и сложных слов мы говорим, что многие звуки ребёнок не может воспринять правильно, особенно в малолетнем возрасте. Важно, чтобы общение с ребёнком происходило на уровне его лица. При этом он видит, как вы говорите, как двигаются ваши губы, что помогает осваивать произношение звуков.   Хорошо читать детям книги, но этого недостаточно. Важно чтобы ребёнок понимал и вслушивался, о чём вы ему читаете. Главное — его способность воспринимать и понимать текст. Для этого надо его заинтересовать – читать эмоционально, выразительно, с разной интонацией, ведь маленький ребёнок впитывает то, что более ярко и выражено. А после чтения попросите его назвать героев сказки, пересказать услышанное, нарисовать вместе с ним или слепить, поиграйте в театр, вспомните выражения, которые говорили лиса, заяц или волк. И еще один совет: книги выбирайте по возрасту, а не то, что попалось под руку.   Отрицательно влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребёнка речевого слуха и умения различать речевые звуки.

Большую ошибку допускают родители, когда перегружают нервную систему ребёнка и водят в 4-5 лет на английский язык.   Чем позже ребёнок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. У телевизора или компьютера детям с речевыми проблемами можно проводить не более 20 минут в день. Речь с экрана не способствует речевому развитию, так как темп ускорен и формирует у ребёнка непроизвольный тип внимания, а  освоение речи требует наоборот произвольное внимание ( сознательное, требующее усилий).  У ребёнка должно быть достаточное количество игрушек, соответствующих возрасту. Но не слишком много – это вызывает пресыщение и теряется интерес ко всему новому. А интерес и любознательность является важным стимулом как для развития речи, так и для общего развития в целом.

            Активное «ручное манипулирование» с различными предметами положительно влияет  на развитие речи и мышление детей. Детям надо играть  с игрушкой, исследовать её со всех сторон, пощупать пальцами,  разобрать на составляющие части и собрать её. Играйте в пальчиковые игры, собирайте пуговицы на шнурок, собирайте мозаику, позволяйте играть с макаронами и крупой, резать ножницами и лепить. Развитие мелкой моторики является стимулятором для речевого развития ребёнка в независимости от возраста.

Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

Речь развивается в процессе подражания. Подражает ребенок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитательницы).
В детском саду ребенок в своих речевых действиях будет подражать воспитательнице, в школе — учителям, кроме того, он будет подражать речи всех людей, живущих в данной местности, и со временем, если останется жить там же, речь его будет иметь все те общие для данной местности особенности языка, которые отличают его от строгой литературной нормы, т. е. ребенок будет говорить на местном диалекте.. Он перенимает даже дефекты речи. Например, в семье, в которой старшие картавят, дети тоже оказываются картавыми, пока не попадают в детский сад или школу, где с ними начинает заниматься логопед.
Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребенок, называется естественной речевой средой. Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для общего психического развития (в случае если с ребенком общаются люди с правильной речью, если они постоянно реагируют на его «речь», в раннем возрасте поддерживают его попытки говорить, позже отвечают на его вопросы и т. д.) и неблагоприятной (когда общение с ребенком ограничивается только кормлением, когда с ним не говорят, т. е. не реагируют на его «речь», а также если речь окружающих ребенка людей неправильная — с плохой дикцией, а то и явными дефектами — картавостью, шепелявостью и т. д.).
В детских учреждениях — в яслях, детском саду, в школе — специально организуют речевую среду таким образом, чтобы ее развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени. Речевая среда с нарочно установленным высоким развивающим потенциалом называется искусственной речевой средой.

Читайте также:  Книги для развития ребенка в утробе матери

Источник

РЕЧЕВАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА.

В дошкольном детстве одним из важнейших приобретений ребенка является овладение родным языком. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием личности, сознания. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи», — к этому выводу пришел Л.С. Выготский, изучая процессы мышления и речи.

Всем известно, что речь взрослого является образцом для ребенка, а ее правильность определяется той языковой средой, в которой находится ребенок. Он будет говорить так же, как окружающие его люди. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Функциональные нарушения возникают в результате различных социальных причин: соматические заболевания и соответственно ослабленность, педагогическая запущенность, воздействие стрессов, социальной и эмоциональной депривации (недостаточность речевого, эмоционального общения с близкими, особенно с матерью). Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляется к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отражается на поведении, а также деятельности в различных ее формах, отрицательно сказывается на общении детей с окружающими людьми.

Уже в раннем возрасте у ребенка обращают на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Минимальное количество слов, либо их отсутствие сохраняется на длительное время. Первые слова и фразы появляются поздно и понятны только родителям. Речь замедлена, словарный запас формируется медленно и искаженно. Часто встречаются неправильное использование слов, трудности построения фразы. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от возрастных норм увеличивается почти в геометрической прогрессии. По данным Н.С. Жуковой из института дефектологии, если в возрасте 3 лет ребенок отстает на 1-1,5 года, то в 6 летнем возрасте он отстает почти на 3 года.

Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, если подделываются под детскую речь, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово взрослых должно быть значимым, должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Воздействовать на формирование речи необходимо с ранних лет жизни, когда окружающая речь является основой речи ребенка.

Читайте также:  Двигательное развитие ребенка до года по этапам

Общение — один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития речи.

Именно поэтому ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой социальной педагогики не только в России, но и во всем мире.

Планомерная, системная коррекционная работа помогла создать благоприятные условия для успешного развития каждого ребенка.

Литература

1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.В. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — Спб: Детство — Пресс, 2001. — 308 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.

Источник

Речевая среда и ее влияние на речь ребенка.

Мечта любящего родителя – воспитать здорового ребёнка с правильной, грамотной речью, стремлением учиться и добиваться высоких результатов .

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок. Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых .

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родителям необходимо понимать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:

1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.

2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал.

4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия.

В частности, ребёнок должен:

1. Быть психически и соматически здоровым;

2. Иметь нормальные умственные способности;

3. Иметь полноценный слух и зрение;

4. Обладать достаточной психической активностью;

5. Обладать потребностью в речевом общении;

6. Иметь полноценное речевое окружение.

Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно.

Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;

2. В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;

3. Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;

4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;

5. Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку.

Выполняя эти не сложные рекомендации, каждый из Вас, уважаемые родители, достигнет своей мечты- услышит правильную, грамотную речь своего ребенка.

Источник

Софья Сокольникова
Роль среды в речевом развитии дошкольника

Речь как основное средство общения и отражения действительности связана со всеми видами деятельности и является основой полноценного развития каждого ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающего мира. От качества речи, умения ею пользоваться на занятиях, на прогулке, в игре, в обсуждении зависит успешность ребенка, его взаимодействие со сверстниками и в целом положение в социуме. Влияние среды на речевое развитие дошкольника достаточно велико: совершаемая на ее основе разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Именно поэтому организации предметно-развивающей среды посвящен отдельный пункт в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования[11].

Читайте также:  Прогноз развития ребенка с сдвг

Исследования А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского, М. М. Кольцовой и других помогают понять процесс развития второй сигнальной системы у детей (речи) в ее единстве с первой сигнальной системой (рефлексами) [3, 4, 5]. На ранних ступенях преобладающее значение имеют непосредственные сигналы действительности, т. е. того, что окружает ребёнка. С возрастом роль словесных сигналов в регуляции поведения возрастает. Это объясняет принцип наглядности, соотношение среды и слова в работе по развитию речи.

Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Н. X. Швачкина, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, Ф. А. Сохина и других [1, 6, 10, 12]. Мотивация речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Детям нужно дать образцы речи и создать речевую среду. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи.

О. В. Дыбина, О. П. Болотникова, А. Ю. Козлова, Е. А. Сидякина рассматривают среду как «поисковое «поле» ребенка для самостоятельных действий разного характера, проявлений познавательной, практической и творческой активности» [2].

А. А. Симонян под развивающей средой понимает «естественную комфортную, уютную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами» [9].

Н. Ю. Охрименко дает следующее определение развивающей среде: «…это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [7].

О. Н. Расцветаева развивающей средой называет «комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами» [8].

Следовательно, речь, общение может развиваться, если обеспечена полноценная речевая среда воспитания, адекватные педагогические условия, обеспечение всестороннего познавательного и интеллектуального развития личности ребенка. Восприятие, мышление, память, внимание, эмоциональный фон создают почву для свободного владения языком, т. е. базу речи. Потребность в общении формируется и стимулируется окружением ребенка.

Для свободного владения речью, ребенок должен, прежде всего,овладеть различными видами деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно-трудовой (конструированием, художественной, навыками самообслуживания.

Список используемой литературы:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологическое исследование. – М.: Лабиринт. 1996. – 416 с.

2. Дыбина О. В., Болотникова О. П., Козлова А. Ю., Сидякина Е. А. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 220-223.

3. Иванов-Смоленский А. Г. О взаимодействии 1 и 2 сигнальных систем. // Физиологический журнал СССР. – 1949. Т. 35. № 5. С. 578

4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. – М., 1973; Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., 1973

5. Красногорский Н. И. Некоторые итоги применения и развития учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности в педиатрической клинике. // Журнал в. н. д. им. И. П. Павлова. 1951. Т. 1. Вып. 6. С. 800

6. Леонтьев А. А. Психологическая теория речевой деятельности. // «Начальная школа: плюс до и после». – 2005. –№ 6. – С. 20-23.

7. Охрименко Н. Ю., Исаева В. Ю. Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ: миф или требование времени? //Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – № 1. – С. 99-101.

8. Расцветаева О. Н. Дошкольная образовательная среда в структуре государственного образовательного стандарта ДОУ // Образование и наука в современных условиях. – 2015. – № 4. – С. 105-106.

9. Симонян А. А. Предметно-развивающая среда армянских ДОУ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 9-3. – С. 20-23.

10. Сохин Ф. А. О задачах развития речи // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 4. – С. 13-20.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155) [Электронный документ]. –Режим доступа: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf.

12. Эльконин Д. Б.Детская психология: развитие от рождения до семилет. – М.: Просвещение, 1960. – 348с.

Источник