Общение и развитие речи общение и развитие речи ребенка в раннего возраста

Статья на тему:

«Речь и речевое общение с детьми раннего возраста»

Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (п. 2.6 ФГОС ДО)

 В ходе речевого развития детей раннего возраста решаются такие задачи:

 — воспитывать у детей интерес к общению с взрослыми и сверстниками;

— побуждать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения;

—        развивать желание у детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность;

— обогащать и активизировать словарь детей за счет слов — названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств — предметов (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Речевое развитие детей раннего возраста, становится одной из актуальных  проблем в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни, представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.

Решение программных задач по речевому развитию детей раннего возраста осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие. Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (понимание речи) и активное (говорение). Обычно, пассивная речь, опережает активную.

Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей раннего возраста, мы общаемся с детьми на протяжении всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, в процессе  основных видов деятельности детей раннего возраста: предметной деятельности и игр с составными и динамическими игрушками, общения с взрослым, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживания и действия с бытовыми предметами-орудиями, экспериментирования с материалами и веществами, восприятия смысла музыки, сказок, стихов, рассматривания картинок, двигательной активности.

Одним из условий развития речевой активности  детей раннего возраста это — внимательное и  бережливое отношение педагога к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь. При проведении режимных процессов, сопровождаем все действия словами, это настраивает малыша на предстоящее действие, вызывает к нему интерес, обогащает речь детей.

Помогая осваивать бытовые действия, правила гигиены (пользоваться ложкой, расческой, мылом и т.д.), знакомя малышей с правилами использования бытовых предметов, обязательно объясняем смысл каждого действия. Сопровождаем действия стишками, песенками, потешками: «Водичка, водичка – умой мое личико…» «Кран откройся – нос умойся…»  «Знаем, знаем, да, да, да, где тут прячется вода. Выходи водица, мы пришли умыться».  «Смотрите-ка скорее: я кушать сам умею» «Умница Катенька. Ешь кашу сладеньку. Вкусную, пушистую, мягкую, душистую» «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка». Обязательно хвалим детей за старание и настойчивость, благодарим за помощь, поощряем стремление детей подражать и помогать взрослым.

Общение — это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма развития. Формы и содержания общения меняются по мере развития ребёнка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения с детьми мы используем вопросы, словесные поручения, создаём проблемно-речевые ситуации, ролевые, коммуникативные игры, игры-драматизации, наблюдения, читаем стихотворения и сказки.

Необходимым условием для полноценного развития ребёнка раннего возраста является, конечно же, игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемыми потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях воспитателя, один ребёнок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, кто что может. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» вставляем имена всех детей: «…маслом поливала, детям всем давала: Мише два, Насте два, Коле два». При этом касаясь ладошек каждого ребёнка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребёнок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идёт на речевой контакт.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, создаём  в группе эмоционально благоприятную обстановку, которая способствует желанию детей к речевому общению. Игровая деятельность, помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

Читайте также:  Нормальное развитие ребенка в первый месяц

 Ежедневно с детьми раннего возраста, проводим пальчиковые игры, такие как «Замок», «Пальчики», «Моя семья»,  «Сидит белка на тележке…»  и т. д.), при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами, у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и чётко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Организуя пальчиковые игры с детьми, показываем, как водить пальчиком по ладошке, загибать их, повторяя слова присказки, такие  как, «ладушки-ладушки», «сорока-сорока», «коза рогатая…». Такие игры способствуют эмоциональному раскрепощению детей, установлению доброжелательных отношений, речевому развитию, воображения, произвольности действий, умения координировать действия.

Сюжетные игры, как средство познания окружающего мира способствуют развитию общения детей, учат поведению в определенных ситуациях. Для того чтобы игра возникла и развивалась полноценно, мы вовлекаем детей и организовываем их совместные игры. Просим помочь покормить куклу, мишку, распределяем игровые действия: «Давай покормим куклу. Я дам ей кашу, а ты напои ее чаем, скажи: «Пей, Ксюша чай», стараемся ненавязчиво обогащать игру детей, поощряем игровую инициативу, создаём условия для речевой активности детей.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его, как в режимных моментах, так и в игровой деятельности —  развивает устную речь ребенка. Поэтому наряду с основными приёмами и средствами речевого развития детей раннего возраста, используем этот богатейший материал словесного творчества народа, такие как: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички, подвижные игры.

 Читая детям, стихи и рассказы, предлагаем изобразить действия персонажей, имитировать их голоса. Например, сначала сами показываем, а потом просим детей показать как «идет бычок, качается», как «наша Таня громко плачет», предлагаем изобразить, как петушок машет крылышками, как облизывается кошка, как лает собачка, как скачет лошадка. Организуем игры, где ребенок изображает предметы рукотворного мира, живой и неживой природы (снежинки, осенние листочки, самолет, автомобиль и др.)

   В непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов, мы читаем детям литературные произведения — сказки, рассказы, потешки, стихи. Дети очень любят слушать и запоминают стихи, песенки, потешки, прибаутки. Это существенный показатель развития их мышления, памяти и эмоциональной речи. Вместе с малышами рассматриваем иллюстрации, называем нарисованные предметы, обмениваемся впечатлениями. В процессе рассматривания картинок, чтения книг, дети проговаривают отдельные слова, фразы, отвечают на понятные вопросы по содержанию, учатся интонационной выразительности.

   Для развития словаря также используем приём поручений, когда ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: Что ты принёс, Саша? Где взяла Катя куклу? Куда Серёжа положил погремушку? С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Важным условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка с взрослым доступной по форме и средствам.

Грамотный  подход педагога к организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, является одним из главных условием  активизации речи детей раннего возраста.

При планировании образовательной деятельности, стараемся точно определить программное содержание, продумываем, какой материал давать детям, как эффективно его преподнести. Для того, чтобы дети качественно воспринимали информацию и принимали активное участие в меру своих сил и возможностей, используем разнообразные демонстрационные материалы (предметы, игрушки, картинки, иллюстрации, фигурки настольного театра и т.п.). Рассматривание их, поддерживает внимание малышей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.

Разыгрываем простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий демонстрируем детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизируем их навыки эффективного общения.

Так же в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни  формируем доброжелательное отношение малышей к окружающим: «Пожалей Машу, скажи: «Не плач» «Данилу грустно, пригласи его играть, скажи: «Идем играть» побуждать к вежливому обращению с окружающими («до свидания», «здравствуйте», «спасибо»).

Развитию активной речи детей раннего возраста способствуют такие приёмы: многократное повторение; паузы речи взрослого, которые дают ребёнку возможность высказаться доступными ему средствами; вопросы к ребёнку; использование стихотворных текстов; использование текстов с повторяющими элементами; договаривание последних слов в знакомых фразах; ритмическое сочетание текста с движениями; договаривание слов-отгадок в рифмованных загадках; использование иллюстраций к текстам; обыгрывание текста.

Важным условием для развития речевой активности является создание развивающей предметно — пространственной среды, предоставляющая необходимые и достаточные возможности для речевого развития с разными материалами.

Для развития речевого общения детей раннего возраста в группе созданы игровые модули: модуль речевого развития; модуль сенсорного развития; модуль сюжетных игр; модуль строительных игр; модуль песка и воды; модуль творчества; модуль музыкального экспериментирования; модуль релаксации (уголок отдыха и уединения).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение такой задачи, как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей. Взаимодействие педагогов и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития детей раннего возраста, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги  и родители действуют согласованно. Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди-родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка. Поэтому налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности. Для родителей мы организуем  родительские собрания, мастер-классы, оформляем памятки, буклеты, папки – передвижки, разрабатываем рекомендации по речевому развитию.

Читайте также:  Методика для развития памяти ребенка

Возраст от 0-3 лет – это возраст сензитивного периода, период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Речевое развитие ребёнка тесно связано с его психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию детей раннего возраста.

Используемая литература

1 .  Белая К.Ю. Занятия с малышами в детском саду. Модель воспитания детей раннего возраста / К.Ю.Белая. – М. Линка-Пресс, 2002.

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016год.

3. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. — СПб. : «Издательство» — пресс», 2015.

4.  Лямина  Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006. 
           5.  Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.

 6. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ        от        17октября        2013 г. N 115 5).

7. Филипова Т.Г. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке: методическое пособие. — СПб.: «Издательство» -пресс», 2012.

8.  Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2014.

Источник

  1. Общение — средство развития речи ребенка

Общение как важнейшее условие

развития речи детей дошкольного возраста.

 Общение — oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и  на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. Но формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении. Потребность в общении – oдна из самых важных человеческих потребностей. Oтношения с близкими, рождают наиболее oстрые и напряженные переживания, которые наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с oдиночеством или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются связанностью с другими и близостью.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главнoе своеобразие oбщения. Отсюда следует, что oбщение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Она возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннегo полноценного развития детей. Чем бoгаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, и шире его вoзможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения сo сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, значит,  прoисходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.  Именно  поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, тем самым предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дoшкольном учреждении, так и в семье. Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном возрасте происходит,  переход к таким  фoрмам общения, которые выходят за пределы непосредственно воспринимаемой  ситуацией.

Большой  опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Овладение речью  также  происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главногo таланта в жизни.  При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре,  в пoзнании.  Поэтому воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей.

Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы,  понять ребенка и вовлечь его в то сoдержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями. Именно речевая активность, ее oбъем  и характер становятся главными показателями  успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изобразительной деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В общении сo сверстниками инициативные действия преобладают  над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность кoммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка критерии

Общение в дoшкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опoсредовать свое поведение определенными нормами и правилами.

В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные фoрмы общения  со взрослым: внеситуативнo познавательная и внеситуативнo личностная.

Таким образом, oбщение многолико; включает много фoрм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение — важнейший фактoр формирования личности, так же oбщение – это наилучший путь для тогo, чтобы познать себя.

Литература:

1. О.С. Ушакова, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2002.

2. О.Е. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”.2000.

3. Источник: https://5fan.ru/wievjob.php?id=78488

      1. Общение — средство развития речи ребенка

      Средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Овладение речью – это один из наиболее сложных разделов в детской психологии, а также педагогике. Ведь изначально дети даже не имеют возможности сосредотачиваться на чем-либо, а всего лишь по прошествии 1-2 лет успевают овладеть сложнейшей системой знаков – языком. Средства развития речи у детей дошкольного возраста весьма разнообразны. При этом основное формирование речи происходит в ходе общения с окружающими малыша взрослыми. Общение также имеет непосредственную взаимосвязь с предметной и познавательной деятельностью. Кроме того, благодаря овладению речью происходит перестроение детской психики, он начинает осознавать происходящее вокруг него.

      Средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Существующая методика предполагает такие средства развития речи у детей, как:

      — речь воспитателя, культурная языковая среда;

      — общение детей со взрослыми;

      — обучение родной речи в рамках занятий;

      — чтение художественной литературы;

      — обращение к различным искусствам.

      Каждому из них отводится своя, большая или меньшая роль в становлении речи ребенка.

      Общение как важнейшее средство развития речи у детей

      Общение – это важнейшее из всех существующих средств развития речи. По своей сути оно представляет собой взаимодействие между людьми, которое направлено на согласование их усилий для достижения общей цели или налаживания отношений.

      Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. При этом формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении.

      Из-за того, что в ходе общения возникают противоречия, у ребенка образуются языковые способности, малыш овладевает все новыми формами речи. Но это происходит только при сотрудничестве ребенка с окружающими его взрослыми.

      Специалисты утверждают, что присутствие взрослых является прекрасным стимулом употребления речи. Именно поэтому так важно как можно больше и чаще разговаривать со своими детьми. При этом характер, а также содержание такого общения выступает в качестве определяющего фактора для уровня и содержания речевого развития любого ребенка. При этом речевое общение в случае с детьми дошкольного возраста происходит на фоне разнообразной деятельности.

      Речь воспитателя и специальные занятия как средства развития речи у детей дошкольного возраста

      В свою очередь речь воспитателя непременно должна иметь культуру звукового строя. Также она должна характеризоваться содержательностью и доброжелательностью тона. Речь педагога может быть указывающей и оценивающей. В рамках культурной языковой среды создается наиболее благоприятная среда для развития детей. При этом для детей характерно активное подражание взрослым с перенятием у них всех тонкостей словоупотребления, произношения и даже построения отдельных фраз. При этом несовершенства речи взрослых, также ошибки в ней, дети также склонны копировать, что также должно учитываться.

      В рамках специальных речевых занятий проводится целенаправленная работа над речью. Поэтому они предполагают речевую активность каждого из детей. При этом подобные занятия предполагают разнообразие деятельности малышей.

      Художественная литература и искусство как средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Помимо основных средств развития речи у малышей существуют и вспомогательные. Тем не менее, и они важны. В частности, художественная литература – это важнейший источник речевого развития для любого ребенка. Но ее воздействие во многом зависит от имеющегося уровня речевого развития. Так или иначе, на первых этапах сложно переоценить роль сказок в развитии ребенка.

      Всевозможное искусство оказывает на малышей эмоциональное воздействие. Тем не менее, и оно выступает в качестве стимула усвоения языка. Этот пункт предполагает словесную интерпретацию произведения различных жанров, а также словесное пояснение к ним.

      Другими словами, развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных приемов в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.

      Источник