Развитие восприятия 4 летнего ребенка

Развитие восприятия 4 летнего ребенка thumbnail

Информация для родителей младшей группы ДОУ (3 – 4 лет)

«Развитие восприятия ребенка до 4 лет – это ВАЖНО»

Автор: Изотова Раиса Викторовна, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №15» г.Петропавловска-Камчатского

Каждый человек воспринимает окружающий мир и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Для ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Особенно это важно в возрасте до 4 лет. Конечно, чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта. А если во время занятий активизировать сразу несколько сенсорных систем, между соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи, координироваться работа различных отделов мозга.

Как происходит процесс восприятия?Например, ребенку предъявили манго. Возникновение в его сознании образа этого объекта происходит примерно так. От органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания) нервное напряжение бежит по проводам-нервам в мозг и достигает специальных центров (в коре головного мозга, специализирующихся на приеме цветовых, звуковых и других раздражителей), вызывая нервный процесс возбуждения. При этом запускается тончайшая дифференцировка действующих раздражителей (формы, величины, веса, цвета, запаха фрукта), а также их объединение. Ребенок должен отобразить целое как совокупность его частей, выделить главные признаки от второстепенных. Вот какая сложная мыслительная работа необходима, чтобы воспринять этот простой объект!

Восприятие опирается не только на ощущения, но и на предыдущий опыт. Если раньше ребенок уже сталкивался с манго (может быть, видел его на картинке или пробовал на вкус), то активизируются уже ранее образованные в коре головного мозга нервные связи и восприятие происходит мгновенно. Ребенок называет объект: «Это манго». Если же в опыте ребенка не было встречи с этим фруктом, то возникающий образ будет нечетким, расплывчатым. Ребенок может сказать: «Какое-то растение, какой-то предмет».

Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. Несмотря на то, что ребенок с рождения может видеть, слышать, его необходимо учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.

Дети 3 – 4 лет могут обозначать словами величину предмета (большой, маленький и т. п.) только в сравнении между двумя — тремя предметами. Например, когда ребенку 3 лет предлагают на выбор два яблока, он воспринимает их величину относительно друг друга — «Зеленое яблоко больше, чем красное». Если же перед ним окажется одно яблоко, оценить, большое оно или маленькое, ребенок не сможет. Четырехлетний ребенок может расставить «по росту» игрушки от самой большой к самой маленькой.

Как происходит развитие восприятия? На первых порах ребенок пытается извлечь сведения о свойствах предметов из практических действий с ними. Дети 3 лет, когда им дают новый предмет, сразу начинают действовать с ним, ощупать его, вертеть, не рассматривая его.

Дети 4 лет уже начинают рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, часто переходя к манипулированию. При словесном описании они называют только отдельные части и признаки предмета, не связывая их между собой.

К 5- 6 годам восприятие становится достаточно организованным и эффективным. Рассматривая предмет, дети вертят его в руках, ощупывают, обращая внимание на наиболее заметные особенности. К 7 годам детям уже не нужно действовать с предметом, они успешно описывают его свойства благодаря работе процесса восприятия.

Если в 3 — 4 года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к 6- 7 годам дети ориентируются в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета. Например, на предложение показать, что расположено справа, ребенок 3 — 4 лет сначала отыскивает свою правую руку, а потом только ориентируется во внешнем пространстве. Старший же дошкольник может даже показать, что располагается справа от стоящего напротив него человека.

Осязание
Рука, пальцы, ладошки ребенка — самые главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Развить тактильные ощущения поможет игра «Угадай, что лежит в мешочке».

В непрозрачный мешочек положите небольшую фигурку животного с характерной фактурой: металлическую, фарфоровую, каменную, фланелевую, шелковую, бархатную и т. д. Предложите малышу на ощупь определить, что лежит в мешочке.

Поскольку зрительный канал восприятия сейчас заблокирован (малыш не видит предмет), тактильная чувствительность повышается. Зона мозга, отвечающая за осязание, активизируется, включается в творческий процесс. Предложите ему описать ощущения, возникшие при ощупывании фигурки. Какая она: пушистая, скользкая, холодная, приятная, горячая, гладкая, неровная, и т. п.

О том, что детям полезно ощупывать предметы руками, знают все. Но не меньшее значение для развития сенсорной системы малыша имеют упражнения на прикосновении босых ступней ног к разным поверхностям: фланели, клеенке, шелку, гальке и т. д. Предложите малышу рассказать, что «нащупали» его пяточки.

Детям нравится дотрагиваться до лиц друг друга. Попросите их ощупать лица друг друга с открытыми и закрытыми глазами и рассказать, что они почувствовали, прикоснувшись к лицу приятелей, что ощутили, когда те дотрагивались до их лиц.

Читайте также:  Детская мебель для развития ребенка

Зрение
Маленькие дети очень наблюдательны, рассматривая все вокруг, они не пропускают ни малейшей детали. Очень важно, чтобы малыш не утратил этой способности видеть малейшие нюансы в выражении лиц, детали окружающего мира: это умение способствует познанию и личностному росту, помогает малышу установить контакт с миром и людьми. Кроме того, наблюдательность помогает развитию фантазии и воображения. Поэтому, гуляя с ребенком, обращайте его внимание на мельчайшие детали. Например, рассмотрите что находится у вас под ногами: земля (в ней жучки, червячки, камушки, травинки), снег (он белый, холодный, мокрый) и т. д. Придя домой, обязательно вспомните то, что видели, можно это и нарисовать.

Учите малыша по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

Слух
Звук помогает нам сделать первый шаг к контакту с миром, к началу общения. Чем больше звуков слышит малыш с самого раннего детства, чем они разнообразнее, тем больше его способность к контакту с окружающим миром.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно при помощи такой игры. В одинаковые пузырьки с затемненным стеклом положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и рассказать о том, что он услышал.

А можно организовать занятие совсем по-иному. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой, бутылки с горохом, металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он побудет «человеком – оркестром». Включите ребенку музыку, а он пусть ее дополнит своим исполнением.

Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие. Музыка захватывает ребенка целиком, передавая ему свое движение, активизируя его жизненный ритм. Известно, что классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл повышают творческие способности. А тяжелый рок и музыка диско уменьшают объем внимания и объем памяти, человек в прямом смысле резко глупеет.

Вкус
Язык — важный орган человека, который позволяет не только различать вкус, но и ощущать физические особенности: твердое или мягкое, горячее или холодное и т. п. Обсудите с ребенком приятные и неприятные ощущения от пищи, пробуя семена, фрукты, овощи, зерновые, орехи.

Пригласите малыша совершить вкусное путешествие. Попросите его закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать что-нибудь съедобное, и рассказать о своих ощущениях (сладкий, сочный, сухой, кислый и т.д.).

Обоняние
Поговорите с ребенком о том, что бывают приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

Попробуйте упражнение «Что нам подскажет запах?». В пустые пузырьки с темным стеклом поместите вещества: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, нагоняя запах из пузырька к носу ладошкой. Малыш должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Можно попросить малыша закрыть глаза и рассказать о запахе.

Мешочки с зерном

Одно из любимых детских упражнений на развитие тактильных ощущений — раскладывание полотняных мешочков с зерном.

Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два — с пшеницей, два — с рисом, два — с пшеном и т. д. Задача ребенка — на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.

Лоскутки
Соберите в ящичек прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно, мех и т. п. Мы предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий». Затем завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: «Это бархат»; «Это тонкое полотно»; «Это грубое сукно» и т. п.

Чудесный мешочек

Соберите в небольшой мешочек фигурки от киндер – сюрпризов, маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Ребенок сначала рассматривает их, ощупывает. Затем предлагаем ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из мешочка, например, домик или деревце.

Если есть пары одинаковых фигурок, тогда один набор находится в мешочке, а другой лежит перед глазами ребенка. Просим: «Достань такой же»

Это упражнение развивает в ребенке внимательность, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.

«Что бывает круглым?»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или всей семьей где угодно: дома, в дороге, на прогулке. Вы задаете ребенку вопрос: «Что бывает круглым (квадратным, белым и т.д.)?» А ребенок перечисляет все, что ему известно: «Круглое бывает – мяч, яблоко, солнце, голова, колесо и т.д.», «Белое бывает – снег, облака, молоко, зубы и т.д.». Если у ребенка закончились варианты, родитель может ему подсказать и тем самым — расширить его познание.

Читайте также:  Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка

Эта игра развивает внимание, активизирует мышление и закрепляет сенсорные эталоны.

Пуговицы

Собираем различные пуговицы в коробочку. Вариантов игры с ребенком несколько:

  • «Найди две одинаковых»

  • «Найди такую же по цвету / форме / размеру». Ребенку дают одну пуговицу и предлагают среди остальных найти ей подружку по определенному признаку»

  • «Выложи пуговицы по росту» Ребенок из коробки находит самую маленькую пуговицу, а затем выкладывает другие до самой большой

  • На развитие пространственной ориентировки подойдет такое упражнение. Одну пуговицу кладут на стол перед ребенком и просят: «Положи сверху красную пуговицу. Снизу – овальную. Справа – самую большую, слева – самую маленькую»

Каковы возможности ребенка 4 лет?

  • Знает свое имя, фамилию, возраст.

  • предметами одновременноанияцуЗнает 4 цвета (красный, желтый, зеленый, синий), сам их называет

  • Знает 3 формы (круг, квадрат, треугольник), сам их называет

  • Может выбрать из 3-х разных предметов «самый большой», «самый маленький»

  • Может выделять «один» и «много»

  • Понимает значение пространственных предлогов (на, под, рядом)

  • Может запомнить 2 – 3 слова или 3 — 4 предмета по памяти, может запомнить четверостишие.

  • Может занимать одним видом деятельности в течение 5 – 10 мин (до 15)

  • Не может распределять внимание между несколькими предметами, трудно переключить свое внимание на другую деятельность.

  • Больше интересуются предметными манипуляциями и самим процессом деятельности, чем результатом.

  • При возникновении конфликтов свои желания не согласовывают, прибегают к физическому давлению на партнера (толкают, отбирают игрушки) или обращаются с жалобой к взрослому.

  • Общение носит поверхностный характер. Помощь не принимает («Я сам»). Беседует, но не всегда отвечает на вопросы.

  • Ориентируется на требования взрослого, переносит эти требования в другие ситуации.

  • По требованию взрослого может сдерживать агрессивные реакции.

Источник

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Сегодня мы поговорим об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста и способах его развития.

Механизм и виды восприятия

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

  • Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
  • С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
  • Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» — восприятие.
  • На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

Классификация видов восприятия:

  1. Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
  2. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
  3. Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
  4. Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
  5. Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.

Механизм и виды восприятия

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.

Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.

У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку — руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).

Читайте также:  Микроклимат в семье для успешного развития ребенка

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:

  • Различают 7 и более цветов;
  • Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
  • Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
  • У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
  • Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.

Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
  • «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
  • «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.

Выводы

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» для детей организована уникальная развивающая Монтессори-среда. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Источник