Интеллектуальное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Алла Чигвинцева
Интеллектуальное и познавательное развитие у детей младшего дошкольного возраста

За последние десятилетия интеллектуальное и познавательное

развитие у детей младшего дошкольного возраста становится одной из актуальнейших проблем современной педагогики и психологии. Развитие речи и мышления — один из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленный на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в третьем тысячелетии.Это ко многому нас обязывает: мы должны обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки и рассчитанными на развитый человеческий интеллект.

Мы, педагоги и родители, должны помнить, что формирование мышления начинается с первых лет жизни. Это непрерывный процесс, в котором первые 2- 4 года играют стратегически важную роль как стартовый период, период интенсивного развития мозга ребенка. Мышление детей младшего дошкольного возраста привлекает к себе внимание представителей самых разных областей знаний, таких как педагогика, психология, физиология, общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика. При решении своих специфических задач каждая наука в то же время затрагивает и общие вопросы.

Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Характерным для детей 2 лет является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще неотделимы от практических действий с самим предметом, фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве, и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.

Целенаправленные занятия по ознакомлению с окружающими предметами приучают ребенка младшего дошкольного возраста ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение этой проблемы имеет большое значение.

В детском мышлении есть особенность — синкретизм, дающая возможность ребенку мыслить целыми глыбами, не расчленяя и не отделяя один предмет от другого. Синкретический характер детского мышления, то есть мышления целыми ситуациями, целыми связными частями, настолько силен, что он держится еще в области словесного мышления у школьника и является преобразующей формой мышления у ребенка дошкольного возраста.

Отсюда вытекает проблема необходимости формирования мышления, и наглядно-образного в частности, с первых лет жизни. Значит, развитие речи ребенка влияет на мышление и перестраивает его. Главное в деятельности педагога — обогащение умственного и речевого развития детей с первых лет жизни.

Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать интегрированные занятия с множеством наглядных пособий — сюжетных картин и предметных картинок, дидактических игр, дидактических кукол, предметных игрушек, настоящих овощей, фруктов и их муляжей.

При подготовке к организованной образовательной деятельности нужно исходить из ведущих идей современной педагогики (речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления) и современной психологии (у двух- трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое).

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно.

Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, воспитатели и родители передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

Дети младшего дошкольного возраста не только накапливают впечатления и расширяют свой чувственный опыт. Главное, они учатся ориентироваться в окружающем мире, у них начинает формироваться система знаний. Первые знания являются стержневыми в познании окружающего мира.

Читайте также:  Виды речи развитие речи у ребенка

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «Белочка» г. Котовска

«Интеллектуальное развитие детей

дошкольного возраста»

Кормышова Ю.А.

Котовск 2015

 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

 Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста (дети 3-4 лет)

Четвертый год жизни – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии.

В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и продуктивные деятельности.

Большое значение для развития ребенка этого возрастного периода имеют первые представления о себе и окружающих людях. Ребенок осознает свой эмоциональный, бытовой, предметно-игровой и коммуникативный опыт, стремится отразить его в игре, неумелых рисунках и сообщениях «из личного опыта».

Способность к решению задач в плане образов – представлений выражается в овладении формообразованием и появлении предметного рисунка, социального замещения в игре, умении работать по простейшему образцу, конструированию целого из частей и др.

Уже в младшем дошкольном возрасте огромное значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений, которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами, названиями свойств и отношений.

Таким образом, развитие детей младшего дошкольного возраста (3 — 4 года) имеет характерные способности. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры.

 Интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст с 4-5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности.

Дошкольный возраст от 4 до 5 лет имеет свои нормы развития:

— Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми Желание помогать взрослым и т.д.).

— Развитие общей моторики и мелкой моторики рук усложняется (3-4 года: хорошо держат карандаш, бросают мяч через голову; 5 лет: подбрасывают мяч вверх и ловят двумя руками, закрепляют навыки самообслуживания).

— Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 4 лет умеет определять и называть форму, цвет, вкус, используя слова – определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет называния основных предметов. К пяти годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.

— Значительно развивается память и внимание (запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут).

— Формируются математические понятия и навыки счета (знают и называют части суток, счет в пределах 5).

Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.

 Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста

Познавательная деятельность старшего дошкольника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка.

Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей старшего дошкольного возраста от эмоционально-образного переходит к абстрактно – логическому.

Читайте также:  Развитие ребенка в изоляции

Познавательная активность детей в этом возрасте способствует развитию интеллекта и формированию готовности к систематическому обучению.

« На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач».

Исследуя интеллектуальное развитие дошкольников, Н.Н. Поддъяков писал: «Одна» из общих задач исследования проблемы интеллектуального воспитания дошкольников заключается в разработке такого содержания обучения, овладение которым позволило бы детям в доступных им пределах успешно ориентироваться в тех областях окружающей действительности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни».

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире, и закладывается фундамент содержательно – предметного мышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что интеллектуальное развитие дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно – историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах и т.д.

Под сущностью интеллектуального развития понимают – уровень развития умственных способностей, имея в виду запас знаний и развитие познавательных процессов, т.е. должен быть определенный кругозор, запас конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Источник

Автор: Ханахмедова Лейла Тимуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 1 «Семицветик»
Населённый пункт: город Гаджиево, Мурманская область
Наименование материала: презентация
Тема: «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 05.05.2018
Раздел: дошкольное образование

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила: Ханахмедова Л.Т

.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 1 «СЕМИЦВЕТИК»

Необходимым условием качественного обновления

общества является умножение его интеллектуального

потенциала. Эффективное развитие интеллектуальных

способностей детей дошкольного возраста – одна из

актуальных проблем современности. Дети с развитым

интеллектом быстрее запоминают материал, более

уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой

обстановке.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в

познании окружающего мира. Для того, чтобы

любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в

постоянном умственном и интеллектуальном развитии,

заинтересован, наверное, каждый родитель.

Следовательно, взрослые, которые заинтересованы в

интеллектуальном развитии ребенка, должны направить

энергию малыша, его желание узнать как можно

больше, в нужное для этого русло. Дети удивительно

активны , они просто как губка впитывают в себя

все, что происходит вокруг.

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

Одна из важнейших задач воспитания

маленького ребенка – развитие ума,

формирование таких мыслительных

умений и способностей, которые

позволяют легко осваивать новое.

Но каждому взрослому следует понимать,

что интеллектуальное развитие ребенка

заранее не предопределено. Но его

можно ускорить, замедлить, остановить

на каком-то этапе.

Интеллектуальное развитие ребенка –

это сумма знаний и умений,

способность эти знания усваивать и

применять в решении нестандартных

ситуаций.

Основная задача воспитателя в работе с

детьми состоит в том, чтобы помочь

каждому ребенку поставить перед собой

посильные задачи, овладеть приемами их

решения и помочь найти применение

результатам своей деятельности.

Интеллектуальное развитие

ребенка предполагает наличие

у ребенка кругозора, запаса

конкретных знаний.

Ребенок должен владеть восприятием,

элементами теоретического отношения к

изучаемому материалу, обобщенными

формами мышления и основными

логическими операциями, смысловым

запоминанием.

В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное

поведение ребенка, развиваются различные функции речи, и начинает

развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые

представления, образное мышление, воображение и новые

(продуктивные) деятельности .

В структуре детского восприятия происходят существенные изменения.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в невском районе

Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится

анализирующим, осознанным, продуктивным.

В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, расположения,

цвета) у ребенка формируется способность «считывать» информацию о

внутренних, функциональных свойствах объектов.

Ребенок не только идентифицирует объекты по

определенному признаку, но и объединяет их в

группы с опорой на самостоятельно выделенный

признак.

Это существенно расширяет

возможности ребенка, ему становится

доступным формообразование в

рисунке,

конструирование целого из частей и пр., то

есть решение мыслительных задач на новом

уровне.

Третий-четвертый год жизни — пора вступления ребенка в

дошкольное детство, начало качественно нового этапа в

его развитии. Психологический выход из совместной с

взрослым позиции «Мы» и возникновение собственного

самостоятельного «Я», что составляет основу кризиса

перехода в дошкольное детство, меняет отношение

ребенка ко всему, что его окружает.

Если его интересы в раннем возрасте определялись миром

предметов, то в посткризисный период центральное место в поле

его осознания занимает мир людей. Он с любопытством изучает

взрослых, «открывает» для себя в новом качестве сверстника.

Начинается активное познание социальной действительности.

Человек, его деятельность, поведение, и, главное, отношения

между людьми, становятся объектами пристального внимания,

восприятия, подражания, наблюдения, осознания со стороны

ребенка.

Существенные изменения происходят в развитии

системы «взор-рука». Уровень развития

компонентов системы тесно связан с видом

ориентировочно-исследовательских действий,

которыми пользуется ребенок при выполнении

практических задач. В младшем дошкольном

возрасте ребенок уже активно пользуется методом

поисковой пробы (рука лидирует, взор следует за

рукой) и практического промеривания (движения

руки и движения глаз осуществляются

одновременно). Начинается переход на зрительные

способы ориентировки — зрительное промеривание,

когда зрение постепенно становится ведущим по

отношение к руке. При выполнении знакомых задач

они могут пользоваться и зрительным

соотнесением (рука подчиняется взору) .

У детей четвертого года жизни продолжает

активно развиваться действенный способ

решения практических задач,

совершенствуются орудийные действия,

действия экспериментирования.

Большое значение для

развития ребенка этого

возрастного периода имеют

первые представления о себе

и окружающих людях.

Очень существенно, что уже в это время ребенок

устанавливает определенные временные (логические)

связи. Он способен понимать последовательность близких

его бытовому опыту событий. На этом строятся игровые

цепочки, последовательность которых адекватна логике

реальной жизни.

Ребенок осознает свой эмоциональный,

бытовой, предметно-игровой и

коммуникативный опыт, стремится отразить

его в игре, неумелых рисунках и сообщениях

«из личного опыта».

Способность к решению задач в плане образов-представлений

выражается в овладении формообразованием и появлении

предметного (узнаваемого) рисунка, социального (позиционно-

ролевого) замещения в игре, умении работать по простейшему

образцу, конструированию целого из частей и пр.

Младшем дошкольном возрасте для интеллектуального развития огромное

значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений,

которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно

пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами,

названиями свойств и отношений и пр. Именно в этом возрасте у детей возникают

и различные виды словесной регуляции деятельности .

Таким образом, развитие интеллекта детей

младшего дошкольного возраста имеет

характерные особенности.

В это время дети проявляют

особенную любознательность в

отношении вещей и событий.

Каждого ребенка переполняет

желание изучать и учиться.

Большинство навыков и знаний

приобретается детьми из игры.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

осуществляется совместными усилиями воспитателей и

родителей, которых объединяет общий взгляд на детей..

Суть его состоит в признании способности детей к

глубоким интеллектуальным переживаниям и радости,

уникальности каждого ребенка, неповторимости его

личности.

При этом взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд

непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек,

которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную

тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной

мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с

рождения,

каждый малыш – исследователь.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник