Влияние изобразительной деятельности на развитие речи ребенка

Сучкова М.А., воспитатель

МБДОУ №19 «Ласточка»

Алтайский край, г. Новоалтайск

Влияние изобразительной деятельности на развитие связной речи

дошкольника.

Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.

В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания.

      Многие ученые отмечали, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. Особенно большое значение придается связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути дела, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.

         Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений.  Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности. Таким образом, определенные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование связной  речи.

     Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на  рациональное использование образных сравнений, стихотворных текстов, сказок, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.

Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребенок выполняет самостоятельно. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

Прежде всего, речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного.

     В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.

     При подборе приемов обучения следует основное место отводить наглядности: реальному предмету, различным видам искусств – игрушке, иллюстрациям, репродукциям картин и образному слову (стихам, потешкам, сказкам, и др.) Наша система направлена на формирование у детей автоматизированных навыков в различных видах изобразительной деятельности. Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. В свою очередь, овладение движениями рук и пальцев имеет немаловажное значение для развития речи ребенка. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений.  В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. [2]  Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, кистью, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.  Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга».

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее. В этом смысле все, что окружает нас, кроме мира природы, является продуктом человеческого воображения и творчества.

                                             Литература:

1.  Ушакова, О.С. Развитие речи и творчество дошкольников – М.: сфера 2010г.

2. Жукова, О. Г. Дьяченко И. И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».2011г.

3. Комарова, Т. С. Чтобы каждый ребенок испытывал радость // Дошкольное воспитание. – 2011г. — №4- С.91 – 98.

4.  Алексеева , М.М.,  Яшина Б.И.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:- 3-е изд., стереотип. — М.:Издательский центр «Академия», 2009г.

5.  Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010гг.

Источник

Вера Мишунина
Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников (из опыта работы)

«Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников«.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количеста детей с отклонениями в развитии речи, поэтому проблема исправления речи в наше время очень актуальна. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо свевременно выявлять и исправлять. У детей страдают все средства речи: звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь. Преодоление дефектов речи красной нитью должно проходить через все режимные моменты и осуществляться во всех видах деятельности. Я считаю, что возможности по развитию и коррекции речи детей на занятиях по изобразительной деятельности велики.

Достаточно серьёзные требования предъявляет школа к подготовке руки к письму, к развитию творческого компонента личности ребёнка. Дети с речевыми отклонениями требуют наиболее тщательной работы по их подготовке. Иначе проблемы, возникающие у детей, станут препятствием к успешному обучению в школе.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Великий немецкий мыслитель И. Кант сказал в своёвремя: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Продолжая аналогию руки с мозгом,можно сказать: именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающие работу мысли и функции речи.

Наблюдается следующая закономерность : если развитие движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи- такой же, как артикуляционный аппарат.

Изобразительная деятельность может стать фундаментом к овладению средствами языковой системы и сформировать коммуникативную направленность речи.

Изобразительная деятельность является частью развития личности дошкольника и взаимосвязана со всеми другими направлениями развития: с окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем её многообразии, с разными видами искусства — как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же с разнообразными видами деятельности детей. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш, кисть, тем легче ему выводить свои первые буквы и слова.

Читайте также:  Правильное развитие ребенка в 1

Совместной деятельности воспитателя и детей по рисованию, лепке, аппликации в детском саду уделяется немало внимания. Результатом этой деятельности является создание ребёнком определённого продукта. В процесс создания включаются все сферы деятельности ребёнка:

-общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и со сверстником);

-воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребёнка);

-ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, строение предметов и объектов, выделение существенных свойств);

-формирование элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет, деление на равные части);

Занятия по изодеятельностиимеют терапевтический эффект:

-успокоение ребёнка;

-раскрытие его внутреннего мира;

-развитие мелкой мускулатуры кисти (мелкая моторика, которая так же способствует развитию речи, мозговой активности);

-координация межполушарного взаимодействия, т. е. правой и левой руки (правое полушарие-конкретно-образное мышление; левое-абстрактно-логичное);

-координация руки и глаза;

-подготовка руки к письму.

На занятиях развиваются предпосылки к учебной деятельности:

-формирование умений планирования последовательности выполнения;

-осуществление контроля на различных этапах работы;

-развитие волевых качеств: усидчивость, терпение, настойчивость.

-развитие психических процессов, для того, чтобы ребёнку что изобразить нужно задействовать все психические процессы:

-восприятие (сенсорные эталоны);

-память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);

мышление (изо-один из видов аналитико-синтетической деятельности);

-речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталось, способны улучшить произношение звуков, заменяют пальчиковые игры, а значит и речь ребёнка, внимание);

-воображение.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Перед тем как приступить к работе по изодеятельности, обязательно использую пальчиковую гимнастику.

Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, карандашами, красками — это не только сенсерно-двигательные упражнения. Во время изодеятельности мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если мы «случайно» забыли положить кому-то из детей лист бумаги, кисть или карандаш, ребёнок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

Важно и то обстоятельство, что ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что так же оказывает положительное влияние на развитие речи.

На занятиях по изобразительной деятельности наблюдается тесное вплетение в неё игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Дети придают нарисованному предмету движения (машина едет, на основе предметного рисунка создают целый сюжет, оживляют предмет, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог). Яркие детские работы вызывают чувство удовлетворения и радости у дошкольников. Каждому хочется рассказать о своём рисунке, поделиться впечатлениями о работе сверстников. Это благодатное время для составления рассказов. Ребёнку гораздо интереснее составлять рассказ по своему рисунку, чем по картине художника, поскольку сюжет рисунка ближе ему и понятнее.

Главным стимулом развития речи, на мой взгляд,является создание условий для проявления речевой активности: дети должны учиться устанавливать контакты путём общения со сверстниками и взрослыми. Такие условия почти идеально представлены в коллективной изобразительной деятельности, которая одновременно создаёт положительный эмоциональный фон, учит владеть эмоциями, способствует раскрытию внутреннего творческого потенциала. Процесс создания коллективной творческой работы сопровождается речью, что способствует развитию диалога, монолога, слухового внимания.

Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера.

Хочется отметить несколько художественный нетрадиционных техник, увлекающих детей. Аппликация в технике квиллинг, или бумажная филигрань,-старинная техника обработки бумаги, которая открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Данная техника требует ловких и тонких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность. Аппликация из пуговиц. Оказывается, обычные пуговицы могут тоже выполнять важную функцию — быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим, и вспомогательным материалом для развития речи. Работы, выполненные из пуговиц, заметно развивают мышление и фантазию, а ещё делаются очень быстро и ребёнок не успевает уставать. Оригами — складывание фигурок из бумаги. Выполнение поделок в стиле оригами воспитывает у детей трудолюбие, развивает произвольную регуляцию деятельности, развивает конструктивные и творческие способности, развивает умение анализировать, знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает пространственную ориентировку. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Торцевание — один из видом бумажного конструктирования. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой участок, который он должен заполнить «торцовочками». Работа с гофрированной бумагой развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка. Обрывная аппликация-это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации детали не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Здесь не нужно чётких контуров и ровных линий-настоящий простор для творчества. Поделки из мятой бумаги, техника, которая не требует большой подготовки и усилий, но хорошо развивает моторику.Много нетрадиционных техник и в рисовании: пальцевая живопись, рисование с помощью свечи и мыла, рисование по сырой бумаге, кляксография, рисование простым карандашом и ластиком.

И это далеко не весь перечень нетрадиционного художественного творчества. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Проведение таких занятий подарят детям новую широкую гамму ощущений.

В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка и мощным тонизирующим факторам для коры головного мозга в целом. И помните, на занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливым от своих маленьких успехов.

Дети подражают нам во всём, особенно если мы делаем что-то с увлечением. Они хотят попробовать сделать то же самое сами. Они любят делать всё так, «как большие».

«Мир будет счастлив тогда, когда у каждого

человека будет душа художника. Иначе говоря,

когда каждый будет находить радость в своём творчестве».

Роден.

Источник

«Развитие речи детей в процессе изодеятельности»

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма. Это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Дошкольный возраст — сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с окружающим,  развитие речи, обучение грамоте, математика  и другие виды занятий дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Все они способны  к взаимной компенсации с точки зрения развивающего эффекта, что позволяет максимально оптимизировать процесс обучения.

Читайте также:  Логопедическая карта индивидуального развития ребенка

Важным средством  воспитания и обучения  детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).  Она позволяет  детям познать окружающую действительность, выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют  детям радость, создают положительный эмоциональный наст рой, способствуют развитию творчества, наблюдательности,  воспитывают  чувство прекрасного.  Изобразительная деятельность способствует развитию  мышления, восприятия, воображения, мелкой  моторики,  что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.

Рассмотрим  взаиморазвивающую  и взаимокомпенсирующую  роль  изобразительной деятельности и речевого развития ребёнка.

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

  • происходит обогащение и развитие всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, фонематических  функций,  связной речи);
  • развитие номинативной (репрезентативной) функции речи;
  • осуществляется становление и развитие коммуникативной речи — как средства общения;
  • развивается регулирующая и программирующая  функции  речи;
  • совершенствуется эмоционально-выразительная сторона  речи.

            Детальный разбор данных направлений показывает, что на занятиях рисования, лепки, аппликации  дети знакомятся  с новыми словами, обозначающими  внешние признаки предметов и признаки действий,  учатся  понимать, различать и, наконец, употреблять слова-термины, которые присущие данным видам  деятельности (кисть, краски, стека, прищипывание,  раскатывание, сплющивание и мн. др.).  Постепенно эти слова войдут   в активный словарный запас детей. Таким образом, познавая и рассматривая различные предметы, называя их  и  обсуждая их свойства, происходит развитие номинативной (репрезентативной) функции речи.

Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий признаков, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.  Обсуждение   названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений;  высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при их обследовании  перед рисованием помогают научить ребенка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Как отмечалось ранее, дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется.  Для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами,  так как дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет и предлагают «поработать» с ним, и при этом называют также действия и признаки,  связанные с этим предметом,  в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются. Огромное влияние такой продуктивной деятельности на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать.

В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия, тоесть,  для полноценного пополнения глагольного словаря.  Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.

Следует заметить, что, например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, так как  во время занятия рисованием, лепкой или аппликацией  педагог  часто употребляет их, говоря о том, что ребенок: режет бумагу, отрезает уголок, вырезает круг,  и т. д.  Именно на этих занятиях  дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений.

Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на занятиях используется  весь наглядный материал: предметы оборудования, их признаки и назначение,  происходит оречевление  демонстрируемых действий.  Даже выполняя посильные поручения педагога,  как до занятия, так и после него,  у детей продолжается  процесс развития речи. Ведь  убирая оборудование и материал  для изодеятельности  со стола или, напротив, раскладывая его, воспитанники  производят  разнообразные действия, слыша при этом инструкции взрослого, запоминая  название раздаточного материала и оборудования, соотнося свои действия с определёнными глаголами. Дети как бы играют с этим материалом – происходит ненавязчивое, косвенное обучение вне занятия.

           На занятиях изобразительной деятельности  успешно развиваются коммуникативные речевые навыки. Ведь между педагогом и ребёнком, а также непосредственно между детьми  ведётся диалог, возникают спорные ситуации, требующие словесного решения, идёт обсуждение целей и средств достижения результата. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения.

Модель речевого поведения на занятиях ИЗО зависит от возраста детей. Так у  детей младшего  дошкольного возраста в начале творческой работы  еще нет собственного замысла, они не умеют намечать тему рисования, лепки и т.д.  Зачастую, ребёнок, уже нарисовав рисунок или его часть, «узнаёт» его. Т.е. находит какое-то сходство с чем-либо, и затем додумывает дальнейший сюжет,   рассказывая о нем  уже словами. Это является резюмирующей, констатирующей формой  речи – т.е. это речью  по поводу уже совершенного действия.  Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П. Саккулиной, В. С. Мухиной. Дети придают нарисованному предмету движения, (машина едет), на основе предметного рисунка с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог.

Читайте также:  Развитие ребенка волгоград краснооктябрьский район

Далее, в среднем детском возрасте,  речь часто вплетается в самостоятельную практическую деятельность ребенка. Дошкольник, во время занятия изодеятельностью  часто ни к кому не адресуясь, тихо вслух  называет предметы, с которыми он действует, рассказывает о своих действиях, планирует, предстоящие действия и анализирует их результаты. Такая речь называется эгоцентрической. Эгоцентрическая речь выполняет функцию начала  планирования деятельности. Ребенок как бы наперед формулирует замысел своей деятельности. С возрастом складывается планирующая функция речи, когда ребёнок принимает решение и намечает  замысел  работы ещё до ее начала, объясняя  и аргументируя свой выбор. (Этому способствуют вопросы педагога: «С чего начнем рисовать? А потом что будем делать?»).  Дошкольник  вырабатывает   пути выполнения  и достижения  поставленной цели,  и по мере ее по мере ее выполнения, словесно фиксирует полученные результаты,  в речевой форме решает возникшие затруднения.  В этом возрасте эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю речь.  Теперь ребёнок, «пыхтя» над своим творением, не переставая рассказывает «про себя»  о том, что  происходит с изображаемым объектом, комментирует свои действия («вот сейчас я тебе нарисую (слеплю, приклею)  руки, а потом нарисую мяч» и т.д…)  Важным моментом  является оценка детских работ после каждого занятия. Анализируя свои рисунки, лепку, аппликацию, дети учатся видеть и рассказывать о том, что удалось, а что получилось неудачно, что можно исправить, дополнить, сделать лучше.

Оказывая многостороннее влияние на развитие детей,  рисование надолго становится ведущим видом деятельности. Под его воздействием детская  номинативная речь преобразуется в богатую определениями, с образными и красочными характеристиками. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение; из сложных — сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения. 

В старшем дошкольном возрасте  дети, демонстрируя  нарисованное, используя  монологическую речь, могут  составлять целые рассказы,  имеющие предисторию,  динамично сменяющееся  действие и логическое объяснение всех изображенных объектов.

           Данный уровень связной речи невозможен без развития   эмоционально-выразительной  (эмотивной)  функции речи. И именно в процессе изобразительной деятельности  происходит яркое и действенное  воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Ведь занятия  строятся так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный рисунок, лепку, аппликацию. Педагог,  обращая внимание детей на выразительность изображения, привлекает  образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами. Его живая речь  обычно выражает неизмеримо больше, чем она обозначает. Подлинный, конкретный смысл раскрывается не только через значения и смысл слов, но в большей мере через эмоциональные и выразительные средства (интонация, модуляция голоса, ритмико-мелодический компонент, мимика, жесты , «смысловые паузы» и т. д.). Таким образом, у  ребёнка , получившего  эмоциональный настрой  появляется ответная реакция – как можно более точно передать вначале словесно, а затем  и посредством рисования, лепки или аппликации  свои чувства, своё  понимание и отношение к изображаемому объекту.  

Непосредственное воздействие на эмотивную сторону речи происходит при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников, изделий народно-художественных промыслов, скульптур и различных композиций. В данном виде деятельности дети посредством точно построенных фраз отражают содержание и смысл  изображенных  объектов , выражают своё отношение к ним. Ребята   учатся отвечать полными предложениями на репродуктивные (констатирующие), поисковые и проблемные вопросы. Педагог побуждает детей не только отвечать на поставленные вопросы, но и самостоятельно формулировать и задавать свои собственные. Такие виды деятельности на занятиях ИЗО положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Изобразительная деятельность развивает отдельные мыслительные операции, такие, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, классификация. Мышление, в свою очередь, органично связано с речью, которая является инструментом мышления, способом передачи информации, регулятором человеческого общения и собственного поведения.

Помимо этого занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объема и четкости.  Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как     И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Работы  В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности,  развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, языка, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Исследования  М.М. Кольцовой доказали, что  каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». И все речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Именно поэтому  можно сделать вывод, что выполнение  различных манипуляций пальцами и руками во время лепки, рисования, аппликации  стимулирует деятельность центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка. Следовательно, уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Одна из важных задач детского сада — подготовка детей к школе. Эта задача решается достаточно  концентрированно и полно на занятиях ИЗО. На занятиях изобразительной деятельностью дети практически получают конкретные представления о различной объемной форме, величине предметов; учатся понимать слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, сзади, слева, справа. Рисование входит в школьную программу по изобразительному искусству, а лепка и занятия с бумагой — в программу обучения ручному труду (с первого класса). Овладевая этими видами деятельности в детском саду, ребенок избавляется от беспомощности, которая характерна для детей, не умеющих рисовать, лепить, работать с бумагой.  

Развитие и сформированность движений пальцев рук влияют на способность ребёнка к письму.  На занятиях изобразительной деятельностью осуществляется также психологическая подготовка детей к школе. Она заключается в воспитании у малышей желания учиться в школе, в стремлении узнавать новое, овладевать навыками и умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять требования взрослого, уметь точно комментировать свои действия, описывать увиденное, умение рассказывать о запланированном.

Таким образом,  речь  тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования, лепки и аппликации  непосредственно влияет на  активность речевых отделов мозга.  Речь и изодеятельность  взаимодополняют  и взаимообогащают  друг друга.  Это ведет к увеличению  больших речевых  возможностей детей, к возникновению новых продуктивных  умений и  навыков, образов и форм.  Следовательно,   развитие речи и совершенствование  изобразительных  способностей детей ведут  прямой  дорогой  к полноценному и комплексному развитию личности ребенка.

Автор: 
Рослякова И.А.

Источник