Развитие самостоятельной речевой деятельности ребенка

Инна Мелешина
Самостоятельная речевая деятельность

Самостоятельная речевая деятельность.

В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление детей с произведениями художественной литературы, обучение пересказу, развитие начальных форм словесного творчества.

Одной из наиболее совершенных форм реализации самостоятельной речевой деятельности в дошкольном учреждении является театрализованная игра. Она предполагает знание детьми текста литературного произведения; импровизацию словом и интонацией, действием, жестом, мимикой при исполнении роли. Желательны атрибуты и декорации, подобранные детьми или специально изготовленные ими самими с помощью воспитателя; звуковое, шумовое, музыкально – ритмическое сопровождения и т. п.

Предшественниками театрализованных игр в детском саду являются инсценировки литературных текстов и игры – драматизации. Инсценировки чаще всего проводятся как чтение детьми текста по ролям. Воспитатель выполняет роль ведущего и говорит текст «от автора». Иногда инсценирование включает действия с фигурками настольного и пальчикового театров; может использоваться фланелеграф.

В игре – драматизации проговаривание текста сопровождается игровыми действиями. В тех случаях, когда дети хорошо импровизируют, изображая героя литературного произведения и ведя монолог или диалог практически самостоятельно.

Театрализованные игры, базируются на инсценировках и играх – драматизациях, сложнее их по содержанию, подготовке и организации. В театрализованной игре, как правило, бывают,заняты все воспитанники группы: одни как основные (ведущие) исполнители (2-3 состава, а другие как участники массовых сцен.

Театрализованные игры проводятся только со старшими дошкольниками, однако уже начиная с первой младшей группы необходима систематическая и целенаправленная работа по развитию у детей интонационной выразительности речи, формированию умения имитировать жесты людей, движения животных. В программном репертуаре литературных произведений для младших дошкольников достаточно много потешек, привлекающих ребенка своей ритмичностью, игровым содержанием; сказок. Читая детям потешку, драматизируя отрывок из сказки, воспитатель обязательно показывает и игровые действия, побуждая малышей выполнять их сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно. Можно вечером предложить ребенку, который охотно импровизировал на занятии, показать, как он это делал, маме (бабушке).

Педагог во время самостоятельных игр воспитанников вносит в групповую комнату игрушки, которые напомнят им то или иное художественное произведение, вызовут желание инсценировать его.

Воспитатель следит за импровизациями детей во время их самостоятельных сюжетно – ролевых игр, хвалит за удачную имитацию, подсказывает и показывает новые изобразительные решения (укачивая мишку или куклу, поет колыбельную; изображает, как котенок умывается, мурлычет и др.).

Во второй младшей группе детей специально учат изображать описанную в художественном тексте ситуацию. В инсценировке могут быть заняты одновременно несколько малышей, исполняющих разные роли. Так, воспитатель декламирует русскую народную песенку «Тили – бом…»: «…Бежит курочка с ведром, а лошадка с фонарем, а собачка с помелом, серый заюшка — с листом. Раз! Раз! Раз.» А дети показывают, что делают персонажи.

В этой группе проводятся инсценировки отдельных эпизодов из сказок «Три медведя», «Маша и медведь», «Рукавичка» (вначале на непосредственно образовательной деятельности, затем и в свободное время). Дети сразу же включаются в игру, если видят атрибуты, изготовленные для драматизации той или иной сказки. Участие педагога делает драматизации особенно привлекательными для малышей. Драматизации следует шире включать в сценарии праздничных утренников.

В средней группе самостоятельная художественно – речевая деятельность дошкольников становиться значительно совершеннее, так как дети уже владеют определенными умениями и навыками. Рассказывая, декламируя, что – то изображая, дети 5-го года жизни стараются добиться определенного результата, чутко реагируют на советы и пожелания педагога. Для непосредственно образовательной деятельности и свободного времени планируются специальные задания – игры, цель которых – упражнять детей в приобретенных навыках и умениях. Например, дошкольники изображают зайчика, который прилип к смоляному бычку и никак не может освободиться (сказка «Смоляной бычок», поросят, резвящихся на лужайке (сказка «Три поросенка», и др.

Можно поручить кому-то подготовить импровизацию заранее, а затем показать ее сверстникам. Так,ребенок обращается к товарищам: «Хотите посмотреть, как хомячок умывается?»

Педагог должен хватить воспитанников за умение наблюдать, подмечать характерные детали, за оригинальность импровизаций.

В играх – драматизациях многие дети на 5-м году жизни утрачивают найденные изобразительные решения, так как одновременное проговаривание текста и игровые действия вступают в конкурентные отношения. К концу старшего дошкольного возраста удается достичь известной синхронности между словом и жестом.

Всестороннему развитию детей, укреплению дружеских взаимоотношений в коллективе дошкольного учреждения способствуют театрализованные представления, в которых участвуют воспитанники всех групп.

Лучше, если основными участниками представления станут дети среднего и старшего дошкольного возраста. Самые старшие воспитанники вместе с педагогом будут помогать ставить и оформлять наиболее сложные номера спектакля.

Успех представления зачастую зависит не только от того, как оно подготовлено, от качества сценария, но и от некоторых существенных на первый взгляд моментов. Так, спектакль не следует затягивать. Оптимальное время – 25 – 35 мин. Количество зрителей и участников – 2 – 3 группы и гости – взрослые. Важно, чтобы на протяжении всего спектакля в нем были заняты все дети. Необходимо также предусмотреть приемы,позволяющие зрителям стать активными участниками спектакля: можно предложить гостям что – то произнести в слух (волшебное заклинание типа «Крибле-крабле-бумс!», спеть, похлопать в ладоши в такт мелодии и т. п.

Читайте также:  Значение музыки для развития личности ребенка

По окончании спектакля целесообразно представить зрителям всех, кто принимал участие в его подготовке и проведении, рассказать что конкретно было сделано каждым ребенком.

Детей старшего дошкольного возраста учат придумывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев. Воспитатель заслушивает сказки сам или поручает провести эту работу жюри. Жюри решает вопрос о самых интересных вариантах сказок. С лучшими сказками (2-3) авторы выступают на вечерах развлечений, на празднованиях дней рождений.

Дети готовят подарки сотрудникам детского сада к общенародным праздникам, юбилеям. Педагог объясняет, как принято дарить подарок, что при этом можно сказать, привлекает воспитанников к обсуждению сценария поздравления (что и как надо сделать, чтобы поздравили все дети, какие слова можно говорить хором, что можно пропеть и т. д.).

Приобретенные умения закрепляются, совершенствуются в самостоятельных играх детей, в частности в настольно – печатных.

Целесообразно сделать специальные «волшебные» кубы по типу те, что используются для повторения программного материала по звуковой культуре речи. На гране кубов наклеиваются картинки. Водящий с закрытыми глазами поворачивает куб. «Крутись, вертись, на бочок ложись», — приговаривают дети. На сигнал «стоп» водящий останавливает куб, открывает глаза и, ориентируясь на верхнюю картинку, изображает то, что там нарисовано. Он может домыслить сюжет, развить его. Например, на картинке изображены ежик и рядом с ним гриб. Ребенок, изображая ежа, показывает, как он перегрыз ножку гриба, наколол его на иголки и понес. Дети оценивают выступление и решают, можно ли дать исполнителю фишку. Затем с помощью считалки выбирается новый водящий. Победителем объявляется тот, у кого к концу игры окажется больше фишек.

На гранях кубов могут быть наклеены иллюстрации к знакомым детям стихам, сказкам. В этом случае водящий должен прочесть наизусть стихотворение, пересказать достаточно полно и выразительно один из эпизодов сказки.

Дети 6-го и 7-го года жизни могут самостоятельно загадывать друг другу загадки. Эта самостоятельная речевая деятельность протекает в форме игры. Загадав загадку, ребенок получает фишку. Дошкольник, нашедший отгадку раньше других, также получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет большее число фишек. Каждый участник игры имеет право загадать не более трех загадок

Полезны игры, позволяющие детям упражняться в произнесении скороговорок и считалок. Для такой игры следует подобрать 2 картинки, содержание которых будут подсказывать ребенку, что ему требуется вспомнить и рассказать. Например, на одной картинке могут быть изображены дети, стоящие в кругу, и один в центре (выбор водящего с помощью считалки). На другой картинке могут быть нарисованы дети, которые что-то рассказывают (ребенок, получивший эту картинку, должен будет сказать скороговорку).

Играют 4 или 6 человек, разделившись на 2 группы. Дети сидят за столом, на котором под салфетками разложены картинки, или стоят вокруг него. Все по очереди достают из под салфеток картинки и выполняют соответствующие задания. Если ребенок произнесет скороговорку или считалку правильно, четко, в нужном темпе, он получает две фишки. Если допустит неточность – то одну. За новую (незнакомую всем) считалку, скороговорку получается дополнительная фишка. Побеждает группа набравшая больше фишек.

Вначале игру ведет педагог. Он помогает детям освоить правила, следить за их выполнением. Далее роль судьи (арбитра) поручается ребенку.

Настольно-печатные игры является действенным средством развития объяснительной речи. Вначале воспитатель помогает освоить правила новой игры детям малоразговорчивым, недостаточно инициативным. Затем просит их объяснить правила своим друзьям и далее всем, кто захочет освоить игру.

Необходимо предоставлять детям возможность использовать полученные задания и умения в нестандартных условиях. Примером последних являются праздничные утренники, вечера развлечений. Старшие дошкольники должны не только активно участвовать в организуемыми взрослыми мероприятиях, но и помогать педагогам вести праздник. В частности, они могут предложить сверстникам или младшим по возрасту детям посоревноваться в быстроте и ловкости, отгадывания загадок, решение разнообразных логических задач, произнесение скороговорок и прочее.

Источник

Самостоятельная речевая деятельность дошкольников.

Методическая консультация для старших воспитателей и воспитателей ДОУ.

,

к. п.н., доцент

Для успешного решения задач самостоятельной художественно-речевой деятельности воспитателю необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями (сказками, рассказами, стихотворениями), их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.

Самостоятельная речевая деятельность детей возникает по инициативе самого ребёнка, протекает в виде театрализованных игр, игровых упражнений, проявляется в словесном творчестве.

Решающее значение в её формировании имеет отношение воспитателя, которое выражается в сочетании прямых и косвенных методов воздействия на деятельность детей в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Задача педагога — помочь детям перевести в самостоятельную деятельность речевые умения и навыки, полученные в непосредственно образовательной деятельности по художественному слову, рассказыванию.

Читайте также:  Договор с родителями в центре развития ребенка

В дошкольном образовательном учреждении во всех возрастных группах выделяются места для организации самостоятельной речевой деятельности — книжный уголок. Это полочка-витрина и стол, где дети могут рассматривать книги и иллюстрации, обмениваются впечатлениями о просмотренном. Место для подбора материалов и оборудования, его содержание зависит от возраста детей и тех задач, которые решаются в данный период времени в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях « Коммуникация», « Познание» и других областях, связанных с познанием окружающего мира. Это может быть:

1. Наглядные материалы:

·  детская художественная литература (сказки, произведения писателей и т. д.) в соответствии с программой воспитания детей, по которой работает ДОУ;

·  иллюстрации, репродукции картин, открытки. Дети их рассматривают вместе с воспитателем, уточняя, закрепляя знания, полученные ими по ознакомлению с явлениями общественной жизни, художественному слову;

·  картины по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления творческих рассказов по ним;

·  книги-игрушки, книги-малышки, книги-самоделки, изготовленные детьми вместе с воспитателем.

2. Настольно-печатные дидактические игры литературного содержания.

·  Набор диафильмов, кассет сказок.

·  Детские работы на сюжеты сказок и литературных произведений.

·  Грамзаписи литературных произведений, сказок для самостоятельного прослушивания.

·  Ширмы и различные театры (плоскостной, пальчиковый и т. д.).

От того, как воспитатель сумеет правильно подобрать необходимые материалы и пособия с учётом возраста детей, правильно и удобно расположить их в групповой комнате, создать определённую атмосферу в группе, во многом зависит проявление у детей и самостоятельной речевой деятельности. Формирование самостоятельной речевой деятельности определяют умения и навыки рассказывания, пересказывания, которые формируются у детей в непосредственно образовательной деятельности.

Детей младшего дошкольного возраста педагог знакомит с произведениями устного народного творчества — потешками, прибаутками, с русскими народными сказками. Идёт процесс интенсивного развития всех сторон речи детей. Ребёнок способен воспринимать связный рассказ, понять содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом, с несколькими персонажами, рассматривать картинки и книги. К концу 4-го года жизни дети могут составить простейший рассказ, пересказать знакомый текст сказки, повторить прослушанное несколько раз короткое стихотворение. Велика здесь роль воспитателя, который постепенно формирует у детей интерес к речевой деятельности.

Приемы формирования самостоятельной речевой деятельности младших дошкольников:

1.  Обращение к хорошо усвоенному литературному материалу, с которым знакомили детей на занятиях по художественному слову. В книжном уголке на полочке-витрине воспитатель выставляет знакомые детям книги-сказки: « Курочка-ряба», «Репка», «Теремок» и пр., привлекает к ним внимание детей, побуждая их рассмотреть иллюстрации, вспомнить интересные эпизоды, напеть знакомые песенки.

2.  Внесение образных игрушек-персонажей знакомых сказок (лиса, медведь, зайчик и т. п.).

3.  Использование фигурок плоскостного театра для инсценирования знакомых потешек, сказок.

4.  Создание специальной ситуации, использование подсказа, показа способа действия с материалом.

Воспитатель обыгрывает на фланелеграфе отдельные эпизоды из знакомых сказок, использует разные литературные персонажи, с помощью которых активизирует речевую активность детей. Предлагает вспомнить, из какой сказки персонажи, какие действия, взаимоотношения героев характерны для данной сказки. Дети выкладыают на фланелеграфе силуэты предметов, передавая содержание знакомых сказок, песенок, потешек («Три медведя», «Маша и медведь», «Курочка ряба» и т. д.).

Дети пятого года жизни уже знакомы с произведениями малых форм фольклора: запоминают некоторые потешки, прибаутки, выразительно их читают. Они узнают новые сказки, учит их пересказывать. Совершенствуется речь детей: она становится более полной по содержанию, грамматической правильности, активно накапливается словарь. Воспитатель учит ребят пересказывать литературные тексты, передавая характерные особенности, интонации действующих лиц, драматизировать литературные произведения. При знакомстве с художественной литературой дети выражают собственное отношение к содержанию. Они высказывают суждения о персонажах, их поступках, нравственных качествах. При обучении выразительному чтению они отдают предпочтение любимым стихам, самостоятельно читают их, передавая своё отношение к прочитанному интонацией Дети самостоятельно выбирают тему для рассказывания, оценивают рассказ своих товарищей

В выборе приёмов активизации речевой деятельности детей необходимо учитывать их склонность к подражательности, которая может стать толчком к последующим самостоятельным действиям. При руководстве самостоятельной речевой деятельностью детей важно учитывать, что речевые навыки пятилетнего ребёнка ещё не полностью сформированы, не очень совершенствованы.

Приёмы формирования самостоятельной ревой деятельности детей средней группы:

1.  Эпизодическая смена материала в книжном уголке. Новые книги, прочитанные детям, вызывают желание рассмотреть, обсудить содержание, по-своему истолковать смысл иллюстраций. Узнавая знакомое содержание, дополнить высказывания друг друга.

2.  Обращение к знакомому репертуару. Например, после чтения сказки « Волк и семеро козлят» — внести её в книжный уголок. Дети могут ещё раз детально рассмотреть иллюстрации, рассказать, спеть песенку, а затем инсценировать, используя разные театры (плоскостной, пальчиковый и др.). Знакомое содержание литературного произведения, не требующее усвоения, создаёт возможность свободного применения навыков исполнения рассказа, драматизации, выразительного чтения.

Читайте также:  Развитие инициативы у ребенка

3.  Игровые приёмы, соучастие воспитателя в деятельности. Например, после разучивания потешки « Кисонька-Мурысенька» можно внести в книжный уголок тапочку Кисоньки, корзиночку с «пряничками».Воспитатель предлагает кому-либо из детей примерить тапочку, а затем обращается к ребёнку словами: «Кисонька-мурысенька, ты где была?»- « На мельнице» — включается ребёнок в игру. Это побуждает и других детей принять участие в диалоге с Кисонькой. Чтение по ролям переходит в театрализованную игру. Такие игры можно проводить с использованием потешек «Курочка — рябушечка, куда пошла?», А. Барто « Кто как кричит» и пр.

4.  Использование фланелеграфа. Познакомив детей с произведением (например, рассказом К. Чуковского» Цыплёнок» и иллюстрациями Е. Чарушина), воспитатель показывает им, как можно раскладывать фигурки персонажей на фланелеграфе, затем дети самостоятельно размещают фигурки персонажей знакомых произведений, рассматривают их, вспоминают содержание, рассказывают.

5.  Внесение воспитателем в игровой уголок атрибутов для игры по литературному сюжету способствует возникновению и развитию сюжетно-ролевой игры детей. Так, после чтения сказки К. Чуковского «Айболит» и рассматривания иллюстраций можно внести соответствующие атрибуты.

6.  Внесение образной, объёмной игрушки, плоскостных фигур сказочных персонажей подсказывает детям тему для игры, побуждает их к театрализованным играм.

7.  Внесение красочных книг: книги-игрушки, малышки, ширмы. Рассматривая их, ребята обмениваются впечатлениями и налагают текст по иллюстрациям.

Дети старшего возраста проявляют интерес к произведениям художественной литературы. Они знакомятся с новыми сказками, произведениями писателей, разучивают стихотворения. Продолжается работа по знакомству детей с устным народным творчеством. В непосредственно образовательной деятельности и вне её ребята разучивают потешки, скороговорки, загадывают загадки. Читая наизусть, загадывая загадку, дети совершенствуют навыки чтения, образность речи. Рассматривая иллюстрации в книжном уголке, они делятся с товарищами своими впечатлениями, рассказывают об изображенном на иллюстрации эпизоде, вспоминают содержание знакомых произведений, сказок.

Навыки, полученные в непосредственно образовательной деятельности, помогают в речевой деятельности. Так, если на занятии дошкольники, овладевая техникой выразительного чтения, читали скороговорки, пословицы, потешки, короткие перевёртыши, то вне занятий они непременно используют их в игре. Одни просто из удовольствия, другие из желания продемонстрировать товарищам, как у них ловко получается, третьи — в попытке произносить также хорошо, как это делают их товарищи.

У детей старшего дошкольного возраста возникает потребность в художественно-словесном творчестве, театрализованных играх. Решающее значение в формировании самостоятельной речевой деятельности имеет позиция педагога, выражающаяся в сочетании прямых методов обучения в непосредственно образовательной деятельности и время. Задача воспитателя – помочь детям перенести в самостоятельную деятельность те речевые умения и навыки, которые они получили в непосредственно образовательной деятельности.

Приёмы формирования самостоятельной речевой деятельности старших дошкольников:

1.  Обращение к хорошо усвоенному материалу. С этой целью в книжный уголок вносятся прочитанные детям произведения.

2.  Внесение в книжный уголок новых книг, например, с яркими иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Лебедева и др. Они привлекают внимание детей. Ребята обмениваются впечатлениями об увиденном, вспоминают эпизоды из известных, знакомых им произведений, пытаются придумать содержание к той или иной иллюстрации.

3.  Слушание в грамзаписи музыкально-литературной инсценировки по знакомой сказке. Здесь закрепляются с детьми сказочные обороты, выражения, сравнения, запоминаются песни, интонации персонажей, которые ребята стараются затем воспроизвести при пересказе, драматизации.

4.  Создание воспитателем ситуаций, способствующих развитию самостоятельной речевой деятельности детей. На прогулке, при наблюдении за явлениями природы, воспитатель обращает внимание на берёзу, искрящуюся под лучами солнца, читает строчки из стихотворения С. Есенина « Берёза». Дети подключаются, получается коллективная декламация.

5.  Воспитатель целенаправленно направляет самостоятельную речевую деятельность. С этой целью предлагает им играть в загадки, в настольный театр, обращая внимание на фигурки сказочных персонажей.

6.  Самостоятельное изготовление детьми персонажей знакомой сказки для фланелеграфа, теневого театра и т. п.

7.  Проведение с детьми развлечений типа литературных викторин. Воспитатель читает отрывки из произведений. Ребята должны сказать его название и автора. Узнать по иллюстрации сказку и передать. О чём в ней говорится, отгадать загадку и прочитать стихотворение на эту же тему.

8.  Проведение разнообразных игровых упражнений:

·  придумай загадку о животном;

·  придумай слово, чтобы оно звучало одинаково с заданным словом, а по значению было другим;

9.  Творческие речевые задания:

·  придумай конец знакомой сказки;

·  продолжи сказку дальше, но с новым вариантом;

·  придумай сказку по названному герою;

·  придумай сказку по предложенным персонажам;

·  сочини сказку по рисункам, по опорным словам.

10. Внесение в игровой уголок настольно-печатных игр литературного содержания: « Домики — сказки», « Узнай сказку по одной картинке», «Волшебный кубик».

11. Внесение в группу элементов костюмов, декораций, сказочных атрибутов: «сказочный сундучок», в котором можно найти шапочку петушка, короб Машеньки., клубочек, шарик и др. Всё это развивает детскую фантазию, стимулирует воображение и интерес к сочинительству, развивает речь детей.

Источник