Развитие ребенка в семье адлер

Развитие ребенка в семье адлер thumbnail

Как зависит характер ребенка от порядка его рождения в семье.

Один из известных психоаналитиков Альфред Адлер заметил – даже если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — все это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей.

По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение. Он выделил охарактеризовал основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребенок по жизни в зависимости от порядка его рождения в семье.

Первенец (старший ребенок).

Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребенка и его взгляд на мир.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием.

В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает как правило заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берет инициативу в свои руки.

Второй (средний) ребенок.

Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старших. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.

Кроме того, средний ребенок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Но тем не менее, он, приученный заботиться о младшем, как правило не склонен вырастать эгоистом.

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.

Последний ребенок (самый младший).

Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона», и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Однако такая позиция зачастую наоборот делает ребенка более безответственным и легкомысленным, чем старшие дети, с ним больше проблем в плане воспитания и подчинения.

Единственный ребенок.

Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Читайте также:  Методические рекомендации физическое развитие ребенка

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Но следует заметить, что на стиль жизни во многом зависит и другое – стиль воспитания, который может быть индивидуальным для каждого ребенка в семье.

Источник

Страница 2

По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что скорее всего сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.

Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он – единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Со временем ребенок сознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками [17].

Благодаря своему особому положению в семье, он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоятельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна – у него нет брата или сестры, с которыми ему приходилось бы конкурировать.

Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте нередко бывают не способны на смелые, решительные поступки [18].

Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка.

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Индивидуальные особенности мышления

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются по-разному. Складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). …

Воссозданные семьи

Когда разведенные или овдовевшие люди, имеющие детей, вступают в повторный брак, образуются воссозданные, или смешанные, семьи, также известные как семьи с детьми от предыдущего брака. У членов таких семей возникают дополнительные проблем …

Читайте также:  Роль семьи развитии ребенка дошкольного возраста

Результаты исследования по авторской проективной
методике «Подарок»

Методика направлена на изучение готовности брать на себя ответственность за результат при выполнении той или иной деятельности.

Диаграмма 2.7.3.
Распределение результатов по проективной методике «Подарок» среди студентов КГП …

Источник

Зависит ли характер ребенка от порядка его рождения в семье?

Один из самых известных психоаналитиков современности Альфред Адлер заметил, что даже если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же могут быть абсолютно разные характеры.

Развитие ребенка в семье адлер

Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — все это меняется после появления в семье следующих детей и порой очень сильно влияет на формирование стиля жизни детей.

По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение. Он выделил охарактеризовал основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребёнок по жизни в зависимости от порядка его рождения в семье.

Первенец (старший ребенок)

Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, но до тех пор, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребёнка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием.

Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребёнок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребёнка и его взгляд на мир. Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребёнка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребёнок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоёвывать своё верховенство в семье. Однако, это сражение с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался.

Со временем ребёнок осознаёт, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребёнка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении.

Адлер также полагал, что самый старший ребёнок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает как правило заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берёт инициативу в свои руки.

Второй (средний) ребенок

Второму ребёнку с самого начала задаёт темп его старший брат или старшая сестра, получается такая ситуация, которая стимулирует его побивать рекорды старших. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.

Кроме того, средний ребёнок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Но тем не менее, он, приученный заботиться о младшем, как правило не склонен вырастать эгоистом.

В результате второй ребёнок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры.

Тем самым, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребёнок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.

Развитие ребенка в семье адлер

Последний ребёнок (самый младший)

Положение последнего ребёнка уникально во многих отношениях.

Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона», и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестёр.

Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи.

В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребёнок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Однако такая позиция зачастую наоборот делает ребёнка более безответственным и легкомысленным, чем старшие дети, с ним больше проблем в плане воспитания и подчинения.

Единственный ребёнок

Адлер считал, что позиция единственного ребёнка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестёр, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребёнка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Читайте также:  Что напечатать ребенку для его развития

Такой ребёнок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако, полагает Адрел, позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребёнок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сёстрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Развитие ребенка в семье адлер
Разумеется, каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребёнка. Естественно, что на стиль жизни во многом зависит и другое – стиль воспитания, который может быть индивидуальным для каждого ребёнка в каждой конкретной семье.

Развитие ребенка в семье адлер

Psychology, psychological help, psychotherapy, registered psychotherapist, depression, anxiety, panic attacks, MVA, anger management, online therapy, consulting, Canada, Toronto, Russian, Психология, психологическая помощь, психотерапия, психотерапевт, депрессия, тревожность, панические атаки , проявление гнева, насилие, консультирование, коучинг, скайп, онлайн, Канада, Торонто, русский язык, английский язык, когнитивная терапия, НЛП, медитация, психолингвистика.

Источник

Это очень интересная теория, например каждый человек, кто рос в семье не один, знает что старший брат или сестра часто берет на себя роль родителей. А ребенок, выросший единственным в семье зачастую считает, что весь мир крутиться только вокруг него.

Порядок рождения очень сильно влияет на личность человека, зачастую второй ребенок будет по жизни отставать от своего старшего брата и быть всегда вторым номером. В то же время первый ребенок более приспособленный к жизни, потому что на него возлагается намного больше обязанностей.

Дети-первенцы

Как правило они принимают черты лидера и способность к защите. Как только рождаются их младшие братья и сёстры, старшие дети склонны копировать поведение родителей. Они всегда защищают своих младших братьев и сестёр, а также из-за того, что они много ухаживают за ними, в будущем дети-первенцы становятся хорошими родителями.

Единственная негативная сторона детей-первенцев – это то, что им придется научиться к тому, что всё внимание родителей теперь будет делиться с его братом или сестрой. Часто они не могут с этим справиться и вырастают с сильной самооценкой того, что их чем-то обделили в жизни. Они вырастают консервативные, амбициозные, ответственные и конкурентноспособные в жизни.

Второй ребёнок

Если в семье три ребёнка, то второй ребёнок считается самым обделённым, потому что основное внимание уделяется первенцу и третьему ребёнку. У таких детей живёт постоянное ощущение того, что им нужно бороться за внимание родителей, это даёт им хорошее упорство в жизни. Как правило, такие дети часто вырастают амбициозными, но иногда они ставят слишком завышенные цели, но это не мешает им становиться успешными людьми в будущем.

Помимо этого они развивают крепкие дружеские отношения вне семьи, чтобы получить от друзей, то внимание, которое ему не хватает от родителей. В другом случае из-за нехватки внимания в семье, средний ребенок не может найти свою цель в жизни и постоянно себя чувствует подавленным, ему просто не хватает внимания и одобрения родителей. Однако иногда эта борьба и поиск жизненных целей может сделать из них очень сильных людей.

Младшие дети

Как правило младшим достаётся вся любовь и внимание со стороны родителей и всех родственников. Это приводит к выработке сильного чувства собственного достоинства и стремлению к достижению свои целей и мечты. К ним с самого детства всегда очень пристальное внимание, они всегда общительны и коммуникабельны. Однако есть и обратная сторона младших детей, из-за слишком сильного внимания и заботы они могут стать беспомощными, безответственными, эгоистичными, жестокими и зависимыми.

Один ребёнок

Если в семье только один ребёнок, то как правило он начинает конкурировать со своими родителями. Единственный ребёнок в семье обычно получает слишком много внимания, что проводит к избалованности, эгоистичности и отсутствию самостоятельности, так как за ними с самого детства всё делают родители. Эти дети могут быть разными, но как правило они вырастают целеустремлёнными и перфекционистами. В любом случае это зависит от родителей и от того, как они воспитывают своего единственного ребёнка.

Близнецы

Если в семье рождаются близнецы, то как правило один из них всегда берёт на себя роль первенца. У близнецов очень сильно развита близость друг с другом, чем у других братьев и сестёр. Это зависит не от того, что они родились в один день, а потому что у них практически отсутствует разница в возрасте. У детей с разницей в возрасте до одного года точно такая же близость. Такое качество как близость помогает им стать более уверенными, потому что у них всегда есть моральная поддержка на всю жизнь. Когда они вырастают их семьи очень тесно общаются между собой и дорожат друг другом.

Конечно, порядок рождения детей добавляет им каких то-то качеств, однако то, какими людьми будут дети, зависит в первую очередь от воспитания родителей. Это описание не может подходить под каждого ребёнка, это лишь теория, которая была доказана выборкой из разных семей. Существует множество различных факторов так или иначе влияющих на ребёнка, родителям их нужно обязательно учитывать при воспитании своих детей.

Источник