Развитие в первые годы жизни ребенка гвоздев

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

Период

Подпериод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные части речи

Звуки

Стечения согласных

Предложения из аморфных слов-корней

Однословные, 1 год 8 мес.

Отдельные слова (около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней, 1 год 8 мес

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов, 1 год 10 мес. — 2 года

Рост предложения до 3-4 слов

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы

Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.

Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.

Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)

Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

Твердые согласные н, т, д

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Усвоение флексной системы языка, 2 года — 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род

23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности

Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения согласных

3—4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок

Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных

Усваиваются сравнительные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года — 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматические формы

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм

Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Источник

Елисеева М.Б., канд. филол. наук, доцент РГПУ, Санкт-Петербург
Труды Александра Николаевича Гвоздева известны всем, кто с той или иной целью исследует речь ребенка — и в нашей стране, и за рубежом. В 1973 г. Н.С. Жукова провела большую работу — анализ книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961) и на его основании разработала таблицу — «Схему системного развития нормальной детской речи» [5]. Эту схему автор предлагает использовать «в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным (русским) языком», поскольку при оценке речи детей с ОНР Н.С. Жукова рекомендует выявлять «не только речевые нарушения, но и то, что уже усвоено ребенком и в какой степени усвоено».
Не умаляя заслуги Н.С. Жуковой (один тщательнейший лонгитюд может действительно показать реальные закономерности усвоения языка в онтогенезе), нельзя забывать следующее: во-первых, это все же один ребенок — Женя Гвоздев (1921 года рождения); во-вторых, ребенок референциального речевого стиля. За последние годы появились новые данные, характеризующие усвоение языка ребенком. В Санкт-Петербурге на кафедре детской речи РГПУ им. А.И. Герцена создан фонд данных детской речи (дневники, расшифрованные аудио- и видеозаписи, словари, база данных детских речевых инноваций и др.). В этот фонд вошел и дневник А.Н. Гвоздева [2]. В-третьих, Н.С. Жукова составляла таблицу не по дневнику А.Н. Гвоздева, а по сборнику его научных трудов, в котором, естественно, отражено только то, что входило в круг научных интересов автора (в первую очередь фонетика и морфология), и не описаны лексика и словообразование. Книга А.Н. Гвоздева «Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка» была подготовлена к изданию в 1990 г. А.Н. Гвоздев не фиксировал понимание речи ребенком, а систематические подробные записи активного лексикона были начаты им только с 1 года 8 месяцев и
14 дней — с возникновением лексического скачка в речи ребенка [1]. До этого отрывочные записи производились женой А.Н. Гвоздева.
Поэтому период начального лексикона, когда существует значительный разрыв между пониманием речи и «говорением», изучать «по Гвоздеву» вообще нельзя. Результаты анализа и систематизации многочисленных данных фонда детской речи позволили составить таблицу, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи ребенка от 0 до 7 лет.
Комментарии к таблицам
Фонетика (табл. 1)
Слоговая элизия — сокращение количества слогов в слове: «носки — ки», «голова — гава», «магазин — зин (масин)».
Пропуск отдельных согласных: «ворона — аона», «мох — мо».
Добавление гласных в конце слова: «стул — тюля», «платок — тёка».
Ассимиляция — уподобление одного звука другому внутри слова: «конфета — фафета», «работа — бабота» (полная ассимиляция в области согласных); «бабуля — бубуля», «капюшон — капасён» (в области гласных).
Упрощение стечений согласных (кластеров): «стол — тёй», «спать — пать», «мишка — мика», «привет — пивет».
Типичная замена гласных: «сыр — сий», «гусь — гось», «деда — дида».
Типичная замена согласных: «рука — лука, йука», «чай — тяй, сяй», «шуба — сюба, суба», «жук — зюк, зук», «цирк — тийк», «лук — йук».
Нетипичная замена (субституция) согласных и гласных: «не хочу — ни фасу», «горка — гонка», «гулять — гиять».
Метатезис — перестановка звуков или слогов в слове: «зайка — казяй», «петух — типух», «пакетик — капетик».
Словообразование
Словообразовательные инновации — слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка: «конин», «братин», «бельчиный дом»; «работливый гном», «балеринье платье»; «нарядница и красотница», «встречник», «дарильщик», «павлиненок», «силость», «заниманье», «белота», «завид»; «украсивиться», «аппетитовать сушками», «вскарабкай меня туда», «отожмурь глаза»; «одетый по-давнему», «кричали по-человеческому».
Лексика (табл. 2)
Протослова — устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взро-
слого: «ки» — все интересное; «ть» — желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие; «фа» — горячо, опасно.
«Язык нянь» — языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми. Слова языка нянь делятся:
— на лепетоподобные, отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами, в основном открытыми, редупликацией «баба», «деда», «бай-бай», «бо-бо»;
— звукоподражательные, имеющие мотивированность между звучанием и значением («мяу», «ням-ням», «тик-так», «ввв»).
Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия: «вода», «каша», «молоко», «чай», «яблоко», «кукла», «мяч», «носки», «тапки»; «иди», «дать», «сядь», «спать».
Застывшие фразы — выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребенок воспринимает и воспроизводит как единое целое: «То там? — Кто там?»; «Отя! — вот так!»; «Маня — мама Аня»; «Баби — баба Ира».
Лексико-семантическая сверхгенерализация — распространение сферы использования слова: «ава» (собака) — все четвероногие; «дяка» (ягода) — яблоко, персик, слива; «дай» — возьми; «дай бай-бай мама» — дай спать мама, т.е. хочу спать с мамой.
Детская омонимия — совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка: «ми — мишка, мышка, мыло»; «така — травка, трактор»; «тя — чай, ставь»; «мака — маленький, масло, мясо».
Игровые переименования — сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся:
— комментариями ребенка относительно сходства предметов;
— следствием игры с использованием предметов-заместителей: «цветок» — о кожуре открытого банана; «шапочка» — о стаканчике, надетом на голову.
Лексико-семантические инновации — употребление слова в окказиональном значении или замена одного слова другим по ассоциации. Типы лексико-семантических инноваций:
— расширение значения слова («Выступает ансамбль — Петpова Света»);
— сужение значения слова («Я не человек, я девочка»);
— образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов («Дай мне деревянную булку» (о сухаре), «Можно заболеть карантином»).
Ассоциативные замены — это смешения:
— паронимов («Там цыплята вылепились» — вылупились);
— смешение антонимов («Вчера куплю конфетку», «Я завтра был у Вадика»).
Морфология (табл. 3)
Окказиональное конструирование основы глагола: «вставает», «скакает», «прятает», «сосает»; «нарисуть», «нарисовает», «целуть», «кладила», «сорвил», «нажмала».
Унификация основы — сохранение неизменяемой основы слова:
— сохранение неподвижности ударения: «ногами», «кита», «ушами», «спала», «попила»;
— устранение чередования согласных: «посидю-посижу», «находу-нахожу», «поскаку-поскачу», «гладу-глажу», «бежу», «стережу», «увиду»; «ухи»;
— устранение беглых гласных: «у львенока», «огуреца», «вынь палеца из рота», «на ковере», «терешь на терке», «выгну» (выгоню) из кровати»;
— устранение супплетивизма — неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: «слоненки», «котенки», «ребенки», «мышонки», «поросенки»; «человеки», «людь»;
— устранение наращений основы: «с имем», «без имя», «нет мати» (матери).
Смешение окончаний существительных:
— «это глазы», «роги», «вилком», «ложком», «лампов», «утятков», «оленев», «про гусев», «нет бусов», «на береге», «во рте», «на грибу»;
— экспансия флексий — упо-
требление в определенной падежной форме определенного, «главенствующего» окончания (например, в творительном падеже единственного числа — только «ом», в родительном падеже множественного числа — «ов»);
— родительного и предложного падежей множественного числа: «два зайца на плечев», «котята не бывают в тапочков», «на кустов»;
— образование недостающих форм числа существительных, в норме имеющих форму или только единственного, или только множественного числа: «резать ножницем», «колготка», «какой-то дров», «много капустов», «много мозаиков», «дрянев»;
— ошибки в словосочетаниях с числительными: «два пеленок», «три цветочков», «четыре лягушек», «две санки/два санка».
Устранение существительных среднего рода: «большую яблочку», «другую колечку», «большую ведерку», «другую мясу».
«Перевод» существительных из одного рода в другой: «другой липучек», «одна носочка», «маленькую листочку».
Устранение существительных 3 склонения: «такую глупостю», «помазала мазем», «с солем», «морковка с грязей», «этого лошадя».
Употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных: «смотреть месяца», «пирожка испечем», «про теремка», «про города», «дать кубика», «про овощев».
Склонение несклоняемых существительных: «играть на пианине», «едет на метре», «за бедной кенгурой», «ловить лассом».
Окказиональное образование родовых пар у существительных: «корова с коровом», «медвежиха», «папа крольчих», «утка и ут» (зоонимы), «нельзя быть плаксом таким» (общий род), «парикмахерка», «врачка», «командирщица» (лицо по профессии).
Окказиональное образование сравнительной степени прилагательных и наречий: «высотее», «чистее», «многее», «хорошее», «шерстянее».
Смешение окончаний глаголов: «посплют», «едут, грызят».
Смешение суффиксов императива: «стои», «пои», «искай», «не смеись».
Смешение суффиксов причастий: «машина сломата», «нос завязат», «наполнета», «место не занено», «расколонный».
Окказиональное образование видовых пар глагола: «украшивать», «украдывать», «очистивать», «отнасывать», «расстелять», «надобиться», «наискать».
Синтаксис
Голофразы — однословные высказывания ребенка, по значению равные целой ситуации. Все первые слова являются голофразами («мама» — требование дать что-нибудь, вопрос «Где мама?», утверждения «мама пришла», «мамина сумка» и т.п.).
Высказывания «телеграфного стиля» — предложения, состоящие из неизменяемых слов без предлогов («мама бай», «папа ням-ням», «Аня спать», «Ника Така чу-чу» — Виталик не поросенок).
Протопредлоги — гласные (обычно «а»), употребляемые на месте предлогов («а яню — про Ваню», «а диян — на диван», «а каитку — за калитку»).
Квазидиалоги — диалоги «с самим собой» в эгоцентрической речи, в которых ребенок выступает в различных ролях.
Метаязыковая деятельность (табл. 4)
Это любая деятельность ребенка, с разной степенью осознания направленная непосредственно на языковой код, язык как объект изучения [6].
Детская этимология — звуковая модификация слова с целью придания или изменения его мотивировки («мычок — бычок», «кружинка — пружинка», «заучники — заочники», «истуда — оттуда»).
Самоисправления — детские исправления собственной речи, обычно возникающие вследствие сопоставления своего высказывания с языковой нормой («я машину взяму — возьму», «и буду съесть — есть»).
Оценка предшествующих стадий собственного языкового развития («Когда я был маленький, вместо спасибо говорил та-та»).
Исправление чужой речи: «Что это за слово такое — бассэйн? Надо говорить: бас-сейн».
Вопросы о значении слов: «Барчонок — это дитя Багиры?», «Скидка для детей — там детей скидывают?».
Осознание многозначности и омонимии: «Ушко у иголочки, как у Лизы»; «Я — это буква.
И я — это человек».
Языковая игра в речи ребенка. Мама: «Упала температура». — Ребенок (улыбается): «Упала в лужу», «У норки есть норка».
Собственные этимологии слов: «Котенок ка-тает. Катает, потому что котенок»; «Икарус — от Икара».
Толкование значений слов: «Девичник — дерево вишневое»; «Питомец — ребенок змеи».
Осознание различных языковых явлений: «Нож — мальчик, вилка — девочка», «Кефир и зефир — похожие слова».
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Гвоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языковедения // Родной язык и литература в трудовой школе. 1928. № 3.
2. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов, 1981.
3. Детская речь: Тексты, дневники, наблюдения. СПб., 1993.
4. Елисеева М.Б. Лексикон ребенка раннего возраста // Речь ребенка: ранние этапы. СПб., 2000.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. 2-е изд., перераб. М., 1990.
6. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. М., 2000.
7. Цейтлин С.Н., Елисеева М.Б. Развитие речи у детей до трех лет //Ваш ребенок от 0 до 3. М., 2002.
8. Bloom. L. Language development from two to three. 1991.
9. Goldfield B., Snow C.E. Individual differences in language acquisition //The development of language. Ed. by J. Berko Gleason. NY, 1993.
10. Nelson K. Structure and strategy in learning to talk. Monographs of the Society for Reserch in child development. 38 (1-2). 1973.
11. Sachs J. The emergence of intentional communication // The development of language. Ed. by J. Berko Gleason. NY, 1993.

Читайте также:  Участие родителей в развитии речи ребенка

Источник

Одним из важных моментов в развитии ребенка является правильное и своевременное развитие речи. Своевременное формирование речи влияет на формирование всей нервной деятельности, и является основой умственного развития ребенка.

В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н Гвоздева, в работах Г.Л Розенгард-Пупко, Д.Б Эльконина, А.А Леонтьева, Н.Х Швачкина, В.И Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства. Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.

А.Н.Гвоздев прослеживает последовательность появлений различных явлений в речи ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов:

1. Период различных частей речи;

2. Период словосочетаний;

3. Период разных видов предложений.

В 1-2 месяца – эмоциональное общение ребенка, реакция его на улыбку кряхтением.

В 3-4 месяца он радуется игрушкам, начинает гулить.

На 5-6 месяце появляется у ребенка лепет ( агу-угу,тя-тя…,ба-ба…).

К 6 месяцам путем подражания ребенок начинает произносить отдельные слоги (ма-ма…, па-па…).

В 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более разнообразные сочетания звуков.

К концу первого года жизни появляются первые слова, которые носят обобщенно смысловой характер, сопровождаются жестами, мимикой. К этому периоду должно быть в его активном словаре 10-12 слов-звукоподражаний. С заметным опережением в этот период идет развитие в понимании речи.

С 1,5-2 года начинается формирование коммуникативной функции речи. Постепенно появляются двух, трехсложные слова, появляются новые звуки. Запас слов увеличивается до 200 и более.

К 3 годам ребенок накапливает 1000 слов. В этот период начинает формироваться грамматический строй речи ( падежные окончания, союзы, предлоги, времена глаголов…). Так же активно развивается фонематический слух.

Читайте также:  Божович развитие личности ребенка

Дети 4-го года жизни уже пользуются в речи простыми и сложными предложениями, на этом этапе еще многих детей отмечается неправильное звукопроизношение.

По данным А.Н Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% междометий и частиц.

К 5 годам появляются сложные предложения, дети уже могут составлять сказки, пересказывать рассказы, улучшается их фонематическое восприятие, заканчивается правильное звукопроизношение и ребенок уже в норме должен говорить чисто.

К 6-7 годам формируется контекстная ( отвлеченная, абстрактная) речь, лишенная наглядной основы. Ребенок начинает описывать события из его личного опыта, собственных переживаний и впечатлений.

И далее в школьный период идет усовершенствование речи, сознательное использование языковых средств.

В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие три периода формирования грамматического строя речи:

I период — период предложений состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1года 10 мес.). Этот период включает в себя два этапа:

1) Этап однословного предложения (от 1 года 3мес. до 1года 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений. В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные-слова корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, мяу), лепетные слова (ди, мокко).

Рекомендуемые страницы:

Источник