Режим дня для ребенка с нарушениями в развитии

Режим дня для ребенка с нарушениями в развитии thumbnail

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий – то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.

Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность  –  это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму – смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 800 до 1200 ч и от 1600 до 1800 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 1400-1600 ч. Не случайно занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время.

Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым.

У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и выказывать недовольство по поводу его медлительности.

Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью.

Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет – 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания.Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Читайте также:  Защита права ребенка на развитие способностей

Источник: https://roditelskiy.site/services/zdorove/rezhim-dnya-i-ego-vliyanie-na-zdorove-rebyonka

Источник

ребёнок  умывается Что мы понимаем под режимом дня? Режим дня представляет собой распланированный комплекс мероприятий, по которому человек живёт и действует на протяжении 24 часов. У кого-то этот комплекс чётко расписан и к такому расписанию человек придерживается очень строго и никогда не отклоняется от него. Кому-то режим дня не нужен и тогда человек живёт хаотично и беспорядочно, хотя данный образ жизни можно вписать в определённый особенный примерный режим дня.

Содержание

  1. Утреннее просыпание
  2. Утренние гигиенические процедуры
  3. Завтрак
  4. Обучение
  5. Дальнейшее питание особенного ребёнка на протяжении дня
  6. Свободное время
  7. Сон
  8. Заключение

На самом деле все мы взрослые живём по некоему распорядку, который позволяет нам упорядочить нашу жизнь и позволяет успевать за день начать и завершить запланированные дела. Взрослые люди сами для себя составляют распорядок, чего нельзя сказать о детях.

Обычным здоровым детям чуждо чувство меры и порядка, ещё и поэтому им и даны родители, дабы направлять неуёмную детскую энергию в нужное созидательное русло. Конечно же, режим дня особенных детей с психоневрологической патологией будет значительно отличаться от такового у обычных детей, причём особенные дети, находящиеся на постоянном постельном режиме нуждаются в чём-то отличном от других.

Утреннее просыпание

Поговорим о моменте просыпания. В интернатных учреждениях подъём намечается на половину восьмого утра. Это и понятно, потому что начинаются приготовления к утренним гигиеническим процедурам и завтраку, а это занимает немало времени. Завтрак в основном начинается в половину девятого утра. Однако интернатные учреждения имеют неповоротливые системы режима дня ребёнка, поскольку часто   имеют большое количество детей, в среднем от сотни особенных детей разных возрастов и тяжести заболеваний.две  девочки  кушают

В семьях время просыпания может быть смещено и ребёнок может просыпаться на час или на два позже. Однако позднее просыпание не должно быть нормой, поскольку, к   примеру, «лежачий» ребёнок нуждается в комплексе мероприятий реабилитационного характера, которые помогают ему   предотвратить грубые нарушения двигательной активности. Именно поэтому позднее просыпание нежелательно.

Оптимальное время утреннего просыпания это всё-таки 7.30-8.30 утра.

Утренние гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры утром очень важны для всех людей. Не являются исключением и особенные дети с психоневрологической патологией. Достаточно тяжело научить особенного ребёнка чистить зубы самостоятельно, самостоятельно умывать лицо и мыть руки, поэтому таким детям необходимо ежедневно и в течение дня прививать данные навыки самообслуживания. Обратите внимание, что «лежачие» дети, даже при возможности обучения, не смогут сами выполнить выше описанные процедуры, поскольку часто у них нарушены движения в руках, что является препятствием к выполнению гигиенических моментов самим ребёнком. В таких случаях родители или опекуны должны выполнять утреннюю гигиену за детей. Гигиенические мероприятия должны выполняться регулярно и должны войти в привычку, без которой жить просто невозможно.

Эти процедуры могут предотвратить множество нежелательных заболеваний, к примеру, заболевания зубов, болезни пищеварительной системы и многое другое.

К утренним гигиеническим мероприятиям относятся:

  • мытьё рук, лица;
  • чистка зубов;
  • чистка полости носа от слизи и отделяемого;
  • посещение туалета или отправление физиологических потребностей в постели в подгузник или дополнительные приспособления (утка,   боссон и т.д.);
  • подмывание половых органов, промежности.

Завтрак

После умывания необходимо поесть. Кормление детей может иметь много особенностей. Во-первых, особенные дети могут не всё есть, впрочем, как и обычные. Во-вторых, особенные дети могут плохо воспринимать твёрдую пищу из-за проблем с пережёвыванием и глотанием. В-третьих, особенные дети не способны самостоятельно держать ложку и самостоятельно питаться, что делает необходимым вмешательство в процесс родителей или опекуна.

Необходимо отметить, что время на завтрак может различаться у разных детей в связи с различными у них патологией и особенностями личности и характера.

ребёнок в   кровати чёрное-белое  фото В любом случае завтрак должен быть полноценным по составу питательных веществ, он не должен быть стрессом для ребёнка, он должен проходить в умеренном темпе, а ребёнок должен кормиться в физиологическом положении. Нами замечены и устранены случаи кормления «лежачих» детей в одном из детских домов-интернатов для детей с особенностями психофизического развития в горизонтальном положении, когда пища просто заливалась в рот ребёнка. Угол подъёма головного конца кровати при кормлении ребёнка, который находится на постоянном постельном режиме, должен быть не менее 35-40 градусов. Этот вопрос очень важен и при невыполнении данного условия ребёнок может подавиться пищей, что может привести в лучшем случае к аспирационной пневмонии, а   в худшей — смерти от удушья.

Обучение

Каждый ребёнок в   нашей стране имеет право на обучение и поэтому после всех основных действий начинается процесс обучения. Расписание составляется индивидуально. Процесс обучения состоит из нескольких уроков в день, длительность которых меньше, чем уроки в общеобразовательной школе на 10-15 минут, в зависимости от способностей, утомляемости и тяжести состояния особенного ребёнка.

Конечно, уроки прерываются переменами, во время которых ребёнок отдыхает и меняет вид деятельности на физическую активность, если он на это способен. Перерыв между занятиями может быть использован с пользой – в это время можно проводить реабилитационные мероприятия, такие как массаж, лечебную физкультуру и т.д.

На самом деле чередование интеллектуальной деятельности и физической активности это идеальный вариант для ребёнка, потому что при данных видах деятельности формируется разная усталость. Противоположности влияют здесь друг на друга очень хорошо.

Несомненно, между выше описанными занятиями необходимо выводить ребёнка на свежий воздух, на прогулку. Это обязательное мероприятие, способное воздействовать на детей по различным направлениям:

  • повышение иммунитета — закаливающий момент;
  • обогащение крови кислородом и улучшение работы всех органов и систем;
  • эмоциональная составляющая – во время прогулки ребёнок видит много нового и интересного, в его нервной системе формируется множество новых нейронных связей, которые способствуют пусть не выздоровлению, но поддержанию заболевания на одном по тяжести уровне;
  • общение с другими людьми – эта составляющая не всегда проявляется, потому что многие родители не желают и отстраняют своего малыша от общения с обычными сверстниками и знакомыми. На наш взгляд это неправильно.

Дальнейшее питание особенного ребёнка на протяжении днядети-инвалиды  на  прогулке

Помимо завтрака кормление ребёнка осуществляется во время второго завтрака, обеда, полдника и ужина. Всё питание должно быть сбалансировано по основным питательным веществам, витаминам и минералам.

Конечно, каждый приём пищи должен осуществляться в одно и то же время изо дня в день. Желательно, чтобы ужин был ближе к 20.00, дабы не было большого перерыва в питании между ужином и завтраком. Если таковой имеется, ребёнок часто тяжело переносит данный период. Конечно, в   домашних условиях можно докармливать, но в интернатных учреждениях такой возможности порой не бывает.

Свободное время

У особенного ребёнка обязательно должно быть некоторое время на свои личные дела. Однако его не должно быть очень много, ведь безделье нередко приводит к нежелательным особенностям поведения, таким как:

  • стереотипные движения в виде покачиваний, киваний головой, постанываний;
  • срыгивания, произвольная рвота, то есть рвота, вызванная специально для получения удовольствия;
  • аутоагрессия: особенные дети с психоневрологическими нарушениями часто расцарапывают себе руки, бёдра, живот, кусают себя, бьются головой о твёрдые предметы;
  • крики, визги, вой, конечно, если нет никакой реальной проблемы с работой внутренних органов. Особенный ребёнок может кричать и от боли, главное этот крик правильно расценить, поэтому любое изменение его поведения необходимо трактовать сначала с   точки зрения возможных нарушений в работе внутренних органов и только потом делать вывод, что это всё-таки недостаток внимания, безделье и т.п.
Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка в театрализованной деятельности

Сон

особенные  дети  на  свеем  воздухе Для особенного ребёнка сон очень важен, поскольку во время сна нервная система расслабляется, дневные переживания, которые, несомненно, есть у таких детей, упорядочиваются. Поэтому особенному ребёнку нужен не только ночной, но и дневной сон.

Многие обычные дети спят до 4-6 лет днём. Это нормально. Начиная со второго класса школы дневной сон им почти не нужен. Особенным детям, которые сохранили возможность самостоятельно ходить, обязательно нужно спать около 1,5-2 часов в день для восстановления, прежде всего психических сил. Ночной сон для них обязателен в течение 10-12 часов. За такой период можно гарантировать полное восстановление сил.

Однако не всегда дети хотят спать днём и даже ночью. Многие отказываются от дневного сна, но в ответ прекрасно спят всю ночь, а некоторые плохо спят и днём и ночью. Эти нарушения должны быть замечены родителями или опекунами и переданы лечащему врачу. Вместе с врачом проблему удаётся решить или коррекцией режима дня ребёнка с психоневрологическими нарушениями, или назначением/изменением лекарственного препарата.

Заключение

Каждый ребёнок индивидуален и для всех особенных детей нельзя подобрать единую схему режима дня, поэтому если родители или опекуны не могут разобраться с этим вопросом сами, стоит обратиться к специалисту. Общими усилиями, в конце концов, и ребёнок, и взрослый будут чувствовать себя комфортно и хорошо.

Источник

Как приучить малыша к распорядку дня и выбрать вариант режима, который поможет организовать время с максимальной пользой для ребенка и без лишнего стресса для вас? Давайте разберемся.

Как создать здоровый и комфортный распорядок дня для ребенка до года, что важно учитывать и как преодолеть трудности.

Зачем нужен режим

Грамотно организованный распорядок дня пойдет на пользу и вам и ребенку. Важно, чтобы график не сильно расходился с естественным режимом малыша. Тогда это не нанесет ущерба его нервной системе и будет способствовать развитию полезных привычек, укреплению иммунитета, быстрому восстановлению сил и адаптации в социуме. Кроме того, ребенок, живущий по определенному графику, растет спокойным и дисциплинированным. Ведь он уверен, что в нужное время всегда сможет поесть, поспать или поиграть с родителями.

Серьезные расхождения с естественным ритмом ребенка (пропущенный сон или кормление) сделают ребенка раздражительным.

Если у ребенка выработан режим и кроха ему следует, это идет на пользу и родителям. Прогнозируя деятельность малыша, вы сможете планировать свой день заранее. Все члены семьи будут высыпаться, а непредвиденные обстоятельства с режимом переносятся легче. Познакомьтесь с материалом об уходе за новорожденным, чтобы понимать его потребности.

Вот принципы, на которых основывается построение правильного режима дня.

Принципы организации правильного режима дня для малыша

  • Индивидуальный подход. При выборе режима для малыша желательно учитывать его индивидуальные особенности и привычки. Главное для родителей — понимать, что правильный режим строится в зависимости от ритмичности физиологических процессов организма. Чтобы ребенок хорошо рос и гармонично развивался, необходимо, чтобы режим его жизни был построен с учетом его биологических ритмов.
  • Разумный компромисс. Несомненно, жизненный ритм не в последнюю очередь задается режимом, соблюдение которого может облегчать засыпание, обеспечивать хороший аппетит или спокойный переход от одного вида деятельности к другому. Но во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Поддерживать заведенный распорядок необходимо для здоровья и хорошего самочувствия ребенка и родителей, и вопросы удобства и соответствия режима естественным потребностям и интересам каждого члена семьи здесь не последние.
  • Последовательность. Будьте регулярны, последовательны и согласованны в своих действиях — это требование ко всем членам семьи. Навыки правильного поведения у ребенка дошкольного возраста пока не сформированы (и еще долго не будут!), и если взрослые непостоянны в своих требованиях и ожиданиях, то малышу будет трудно закрепиться на позициях. Также важно, чтобы все члены семьи были единодушны в своих подходах.
  • Гибкость. Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки. Ведь потребности у детей меняются от этапа к этапу. По мере взросления нужно наблюдать за самочувствием и настроением малыша и делать необходимые поправки. Особенно если вы заметили, что выбранный вами режим наносит вред его здоровью.

Режим дня новорожденного

Два основных пункта в графике новорожденного — это сон и кормление. Сон — основной регулятор жизненного ритма малыша. Надо помнить, что все проблемы с засыпанием скажутся на организации режима дня. Важно, чтобы ребенок спал не менее 3 раз днем (до 9 месяцев) и не менее 2 раз ночью (с 9 до 12 месяцев). Ночной отдых должен длиться не менее 11 часов. Норма сна для малыша 9 — 12 месяцев — не менее 14 — 15 часов в сутки.

Приучать к одному и тому же времени отхода ко сну можно с 2 месяцев, а к 3 — 4 месяцам — укладывать в кроватку, пока малыш не заснул, и он будет учиться засыпать самостоятельно.

Что касается кормления, то при грудном вскармливании, как правило, сохраняется вариант «по требованию». Со временем, в связи с взрослением и вводом прикорма, ребенок будет прикладываться к груди все меньше.

Как организовать режим дня новорожденного

Приучение ребенка к графику — процесс очень тонкий, во многом продиктованный индивидуальными особенностями крохи. Для начала просто понаблюдайте за ним. Вы заметите, что у малыша уже есть собственный режим. Все свои действия он совершает примерно в одно и то же время.

Если же вам не удается определить систему в его распорядке, подумайте, что может мешать ему спать и есть в одно и то же время? Возможно, потребуется помощь педиатра.

Что нужно делать, чтобы побыстрее наладить режим:

  • Выработать у новорожденного привычку быстро засыпать. Для этого нужно укладывать его спать на свежем воздухе (на улице или проветрив комнату за 10 минут до сна), укачивать в течение 3 — 4 минут, петь колыбельную.
  • Исключить переутомление (лучше не играть в активные игры перед сном).
  • Гулять на свежем воздухе (с 8 — 10 месяцев нужно находиться на улице не только во время сна, но и во время бодрствования).
  • Правильно организовывать кормление (не перебивать малышу аппетит, не перекармливать, синхронизировать прикорм с приемами пищи взрослых: завтрак, обед, полдник, ужин).
  • Днем следить, чтобы освещение было ярким, а ночью — стремиться к тишине и приглушенному свету, чтобы ребенок привыкал к тому, что ночь — для отдыха.

Грудное вскармливание способствует поддержанию режима сна и укреплению нервной системы малыша. Поэтому лучше сохранять его как можно дольше.

  • Насыщать жизнь малыша активными действиями (походы в гости, знакомство с окружающим миром, приобщение к бытовым делам, игры (в том числе с водой), занятия, гимнастика и массаж, бассейн).
  • Соблюдать ритуалы (прием пищи вместе с другими членами семьи, сказка перед сном, купание и прогулки в одно и то же время, любимая игрушка для походов в гости).
  • Соблюдать режим всей семьей (ребенку будет проще, если все домочадцы будут есть и укладываться спать в одно и то же время, удобное ему).
  • Придерживаться графика каждый день: следить за тем, чтобы ребенок спал, ел, играл и гулял в одно и то же время. Лучше рассказывать ему заранее о том, что будет происходить в течение дня.

Типичные ошибки, которых нужно избегать:

  • Передерживать ребенка без сна. Если малышу еще не исполнилось полгода, то он должен спать каждые 2 часа. Иначе кроха переутомится и будет капризничать.
  • Идти кардинально вразрез с его естественным ритмом. Если мама пытается приучить к режиму ребенка, у которого до этого вообще никакого режима не было или был, но радикально отличающийся от нового, то, скорее всего, у нее ничего не получится, а у малыша будет стресс.
  • Начинать приучать к режиму в период путешествий, переездов или других перемен. В первые две недели, когда вы вводите режим, нужно сделать эту задачу приоритетной, а все остальные планы подстраивать под новый распорядок дня ребенка.
Читайте также:  Методы развития ребенка 3 лет

Причины нарушения режима

Каким бы ни был распорядок дня, ребенок, скорее всего, внесет в него коррективы. Даже если вам кажется, что вы уже перестроились и привыкли, порой могут наблюдаться сбои. Как правило, это происходит во время болезни или всплесков роста. Иногда малыш может перепутать послеобеденную дремоту со сном, и вы уже ничего с этим не поделаете.

Что может помешать режиму сна:

  • Обретение новых навыков — ползание, перевороты, ходьба, вставание на ножки, пополнение словарного запаса; в этот период малышу может понадобиться больше еды и отдыха, возможны частые пробуждения ночью;
  • Сокращение грудного вскармливания по необходимости;
  • Отказ от груди (обычно в возрасте 9 — 18 месяцев);
  • Прорезывание зубов (дневные сны становятся короче, ребенок спит беспокойнее);
  • Болезнь, психологический или физический дискомфорт;
  • Уменьшение потребности во сне;
  • Нехватка впечатлений (поиск новых возможностей взаимодействия с окружающим миром);
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Смена часового пояса, длинные перелеты и поездки.

День или ночь?

Часто дети путают ночь и день. Подобный сбой может произойти, если малыш не выспался в одну из ночей из-за колик или шума.

Для того чтобы вернуть ребенка в прежний ритм, нужно:

  • Будить новорожденного утром пораньше;
  • Не давать спать в течение дня (в рамках разумного);
  • Создать благоприятную атмосферу для сна (проветривать комнату, устранить все шумы, выполнять ритуалы перед сном);
  • Следить за тем, чтобы ребенок не «разгулялся» перед сном (не играть слишком шумно, лучше поговорить с ним спокойным голосом или спеть колыбельную).

Примерный распорядок дня для детей до 1 года

Мы предлагаем вам примерный распорядок дня. Он не будет подходить всем деткам, но на его основе вы можете разработать свой собственный, сделав в нем некоторые изменения после консультации с педиатром.

Будьте готовы к тому, что малыш внесет свои коррективы, а что-то из этого не очень подойдет вам. Ничего страшного. Главное, чтобы было от чего отталкиваться. Если график сбился по не зависящим от вас причинам, старайтесь возвращаться к изначальному варианту.
Не забывайте включать в график не только сон, кормление и прогулки, но и часы для игр и общения с ребенком, а также время, когда он может побыть наедине с собой — условно, конечно, потому что таких малышей оставлять без присмотра нельзя.

Предложите малышу полезные и вкусные продукты «Агуша Засыпай-ка», которые разработаны специально для употребления перед сном. Это живой питьевой йогурт со вкусом яблока и натуральным экстрактом мелиссы, творог со вкусом клубники, банана и натуральным экстрактом мелиссы, а также кашки с пребиотиками и злаками: молочно-гречневая и молочно-рисовая с яблоком и грушей, — которые помогут настроиться малышу на здоровый и крепкий сон.

Режим дня ребенка 0 — 1 месяц

В возрасте 1 — 2 месяцев малыш спит около 18 часов в сутки.

7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
С 7:30 до 9:00 — бодрствование
9:00 — кормление
С 9:00 до 10:00 — первый утренний сон
С 10:00 до 11:00 — активное бодрствование
11:00 — кормление
С 11:30 до 12:30 — второй утренний сон в коляске на прогулке
13:00 — кормление
С 13:00 до 14:00 — активное бодрствование, игры
С 14:00 до 15:00 — дневной сон в коляске на улице во время прогулки
15:00 — кормление
С 15:00 до 17:00 — игры, бодрствование, общение
17:00 — кормление
С 17:00 до 18:00 — вечерний сон
С 18:00 до 19:00 — спокойное бодрствование
19:00 — кормление
С 19:00 до 20:30 — общение
20:30 — купание
21:00 — кормление, ночной сон
Ночью кормить надо не чаще 1 раза в 4 часа.

Режим дня ребенка 2 — 3 месяца

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Уходит первый утренний сон, а когда ребенок не спит, он ведет себя активнее. Дневной отдых укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 — 12 часов с перерывами для кормления.

Если такой режим всех устраивает и у малыша не возникает серьезных возражений, то его можно использовать и в 3 месяца.

7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
С 7:30 до 9:00 — бодрствование
9:00 — кормление
С 9:00 до 10:00 — массаж, специальная гимнастика
С 10:00 до 11:00 — развлечения и игры в кроватке
11:00 — кормление
С 11:30 до 12:30 — второй утренний сон в коляске на прогулке
13:00 — кормление
С 13:00 до 14:00 — можно поучиться ползать
С 14:00 до 15:00 — дневной сон в коляске на улице во время прогулки
15:00 — кормление
С 15:00 до 17:00 — общение с родными или со всеми, кто приходит в гости
17:00 — кормление
С 17:00 до 18:00 — вечерний сон
С 18:00 до 19:00 — чтение сказок и стихов, прослушивание спокойной музыки
19:00 — кормление
С 19:00 до 20:30 — игрушки
20:30 — купание
21:00 — кормление, ночной сон

Режим дня ребенка 4 месяца

В 4 месяца малыш уже почти взрослый. Поэтому режим можно подкорректировать. Во-первых, надо сократить количество кормлений (теперь это можно делать каждые 3, а то и 4 часа, в зависимости от потребностей ребенка). Во-вторых, вечерний сон перестает быть «обязательным пунктом программы». В таком возрасте он может, наоборот, мешать ночному отдыху. Теперь ребенок спит 17 — 18 часов в сутки. И третье, что нужно предпринять, — ввести ритуал отхода ко сну (конечно, если вы этого не сделали ранее). В этом помогут ежедневные ванны, спокойные игры, колыбельные и даже простой поцелуй на ночь.

7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
С 7:30 до 9:00 — бодрствование
9:00 — кормление
С 9:00 до 10:00 — массаж, гимнастика
С 10:00 до 11:30 — развлечения и игры в кроватке
С 11:30 до 12:30 — второй утренний сон в коляске на прогулке
13:00 — кормление
С 13:00 до 14:00 — развивающие игрушки
С 14:00 до 15:00 — дневной сон в коляске на улице во время прогулки
С 15:00 до 17:00 — общение
17:00 — кормление
С 17:00 до 19:00 — чтение сказок и стихов, прослушивание спокойной музыки
С 19:00 до 20:30 — игрушки или вечерняя прогулка (на ваше усмотрение)
20:30 — купание
21:00 — кормление, ночной сон

Режим дня ребенка 5 месяцев

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период нередко перестраивается. Иногда малыш может проспать всю ночь, не вставая на кормление, или проснуться очень рано и уже не ложиться утром. В 5 — 6 месяцев ребенок должен спать около 16 часов в сутки.

С 8:00 до 8:30 — пробуждение, водные процедуры, кормление
10:00 — сон
С 11:00 до 13:00 — кормление, прогулка, игры
13:00 — дневной сон
14:00 — кормление, игры
С 17:00 до 17:30 — кормление, сон
С 17:30 до 18:30 — игры
18:30 — купание
С 19:00 до 19:30 — кормление
20:00 — ночной сон

Режим дня ребенка 6 месяцев

В возрасте 6 месяцев малыш может просыпаться ночью — это связано с обилием впечатлений. Родителям нужно успокоить ребенка, и он быстро заснет снова. Специалисты также советуют укладывать его спать на полчаса раньше: это может снизить количество ночных пробуждений.

Сейчас время общего сна в сутки то же — около 16 часов, при этом должно быть три дневных сна, по 1,5 — 2 часа. Если у малыша уже режутся зубки, то он может просыпаться 2 — 3 раза за ночь. В таком случае его надо покормить.

7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
8:30 — завтрак, сон
10:00 — пробуждение, прогулка около 90 минут
12:30 — кормление, игры, сон
15:00 — пробуждение, кормление, развивающие игры
17:30 — кормление
20:15 — ужин, купание, общение
20:45 — ночной сон

Режим дня ребенка 7 месяцев

В этом возрасте и до 9 месяцев ребенок спит около 15 часов в сутки. Если кроха просыпается ночью, говорите с ним тихо, спокойно, и он уснет снова.

7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
7:30 — завтрак всей семьей
8:30 — сон
10:15 — кормление, прогулка
11:30 — обед
С 12:45 до 14:30 — послеобеденный сон, кормление, прогулка
17:15 — ужин и игры
18:00 — кормление
18:30 — купание и подготовка ко сну
19:00 — ночной сон с перерывами на кормление в 2:30 или 3:00 и в 4:30 или 5:00

Режим дня ребенка 8 месяцев

В этом возрасте малыш начинает болезненно переживать разлуку с мамой, так что важно организовать сон ребенка так, чтобы он видел маму, когда просыпается.
7:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
8:00 — первый сон
9:30 — кормление
10:30 — игры, прогулка
14:00 — кормление
14:15 — второй сон
16:30 — игры, бодрствование, общение
18:00 — кормление
18:15— игры, бодрствование, общение
19:00 — купание и подготовка ко сну
19:30 — третий сон
22:00 — кормление
22:15 — ночной сон

Режим дня ребенка 9 месяцев

C 9 до 12 месяцев малыш, как правило, спит ночью по 10 — 12 часов без перерыва, а также 2 раза в день по 1,5 — 2 часа. В этом возрасте ему очень важно полностью восстанавливать свои силы — это имеет большое значение для развития ребенка.

С 8:00 до 9:00 — пробуждение, водные процедуры, кормление
9:30 — завтрак
С 10:00 до 11:00 — игры
11:00 — короткий дневной сон
С 12:00 до 13:00 — кормление
С 13:00 д