Развитие ребенка английскому языку

Развитие ребенка английскому языку thumbnail

Начать обучение ребенка английскому языку можно уже с ранних лет. Хороший помощник в этом — профессиональная няня из Великобритании. Подробнее…
Наём английской няни для малыша — возможность не только решить задачи по уходу за ребенком, но и погрузить его в английскую среду с первых лет жизни.Узнать больше…
Для детей с 4-5 лет обучение английскому языку может быть интереснее и, следовательно, легче, если оно будет проводиться с носителем языка в игровой форме.Подробнее о специалистах…
Наём английского гувернера — возможность обеспечить многостороннее развитие мальчика, в том числе в плане успешного освоения английского языка, начиная уже с 3 лет.Узнать больше…
Помочь найти подходящего и проверенного специалиста для обучения и развития ребенка могут специализированные кадровые агентства. Обратиться в кадровое агентство…

Одним родителям идея обучать ребенка английскому с рождения кажется странной и даже смешной — какой смысл учить грудничка, который не владеет даже родной речью? Другие считают, что раннее обучение английскому языку — самое эффективное. Кто прав и стоит ли учить английский с младых ногтей?

Английский с пеленок: миф или реальность?

Очевидно, что ребенок учится говорить не с того момента, когда он произносит первое слово. Подготовительные этапы проходят задолго до этого момента. С рождения и примерно до 3 лет происходит формирование артикуляционной базы — малыш пытается подражать звукам, которые слышит от взрослых, пока не понимая их смысла. Тем не менее таким образом он отрабатывает произношение звуков, типичных для языка, на котором говорят родители. Затем наступает черед этапа генерализации, когда ребенок начинает обобщать. И лишь после этого малыш пытается произнести первые осмысленные слова. Постепенно словарный запас растет, а ребенок обучается использовать его для коммуникации с окружающим миром.

Конечно, на этом этапе нет смысла учить ребенка иностранному языку целенаправленно. Да это и невозможно — малыш, не достигший и трехлетнего возраста, не способен концентрировать внимание и едва говорит на родном языке, о каких сложных правилах, схемах и алфавите чужого языка может идти речь?

Но в этот период ребенок обучается говорить «методом погружения» — он слушает речь окружающих, формирует представление о языке, и именно это позволяет ребенку в определенный момент заговорить — однако, как видите, это происходит вовсе не на ровном месте.

Поэтому единственный способ начать учить английский с пеленок — создать вокруг малыша английскую языковую среду, чтобы он «впитывал» иностранный язык так же, как русский. Стоит сразу честно сказать, что для русскоговорящих родителей это практически непосильная задача, даже если они неплохо говорят на иностранных языках. А вот в семьях, где один из родителей англоговорящий, дети всегда вырастают билингвами. То же происходит и тогда, когда за детьми ухаживают няни-англичанки.

Есть мнение, что раннее обучение английскому языку — миф, однако научные данные опровергают это. Группа педагогов, наблюдавшая успехи детей-билингвов на протяжении 10 лет, доказала, что дети, которые начали изучать английский в возрасте до 3 лет, показывают гораздо лучшие результаты, чем те, кто приступил к изучению иностранных языков в более старшем возрасте. Кроме того, малыши, которые могут говорить сразу на двух языках, отличаются лучшим абстрактным мышлением. Это, в частности, доказывает тот факт, что дети-билингвы лучше успевают по математике, чем их сверстники, которые говорят только на одном языке[1].

Таким образом, раннее обучение английскому языку не только возможно и эффективно, но и желательно, так как оно помогает ускорить развитие и формирует абстрактное мышление. А уж о пользе знания английского языка можно и не упоминать — все мы понимаем, что это язык международного общения, который однозначно необходим для учебы и успешной карьеры.

Методика раннего обучения английскому языку: и образ мира в слове явленный

В возрасте до 3 лет познавательные потребности ребенка максимально активны — малыши впитывают информацию, словно губка, и обрабатывают ее очень быстро. Порой это даже поражает взрослых: например, дети способны запоминать любимые сказки наизусть, слово в слово. Самый естественный способ постижения мира для ребенка — игра, и потому любую информацию следует подавать именно в игровой форме — так она запомнится быстро и надолго.

Кроме того, стоит понимать, что познавательная активность ребенка предельно велика. И когда родители учат малыша говорить на родном языке, они не начинают с грамматики и фонетики, а удовлетворяют стремление ребенка к познанию окружающего мира. Так малыш осваивает язык — в ходе познавательной и игровой деятельности из звучащей речи. И хотя детям вообще неизвестно о существовании грамматических правил, алфавита и принципов словообразования, кроха лет трех-четырех уже прекрасно понимает все, что ему говорят, сам может строить правильные предложения, а его словарный запас составляет около 1000 слов — этого лексического багажа достаточно, чтобы покрывать около 80% коммуникаций. Таких потрясающих результатов малыш достигает, опираясь исключительно на языковую практику.

Это интересно
По мнению ученых, в процессе лепета ребенок произносит все возможные звуки всех языков мира. С течением времени в ходе постоянного повторения звуков родной речи артикуляционный аппарат постепенно подстраивается под образец — речь родителей и ближнего окружения. Поэтому, если хочется, чтобы ребенок говорил без акцента, беседовать с ним должен носитель.

Ребенок, который учит английский с пеленок, может добиться того же уровня в иностранном языке, что и в родном. Принципы обучения английскому в самом раннем возрасте не отличаются от принципов обучения русскому.

Малыша обучает окружение. Он слышит речь, усваивает ее звучание, пытается подражать отдельным звукам, потом копирует слова и, наконец, осознает их смысл и начинает использовать их на практике. Раннее обучение английскому требует точно такого же погружения в языковую среду. Существует несколько способов научить малыша английскому:

  • Песенки, в том числе колыбельные, а также стишки, сказки и считалочки. Все это — игровые методики, которые позволяют малышу усвоить язык без напряжения, в доступной ему форме.
  • Карточки. Эта методика, разработанная педагогом Гленном Доманом, предполагает использование карточек с рисунками и подписями. Рисунки изображают самые разные объекты. Родители показывают их малышу и произносят названия вещей. Играя с такими карточками, малыш запоминает звучание английских слов и связывает их с определенными понятиями, а дети постарше, которые уже знают буквы, запоминают и их написание.
  • Комментарии к действиям. Если проговаривать все действия на английском так же, как мы делаем это на русском, ребенок очень быстро поймет, что «в ладошки хлоп» и clap your hands — это одно и то же действие.
  • Многократное повторение называний предметов и указание на них. Обычно мама говорит малышу: «Смотри, это собака. Да, собака. Какая хорошая собачка!» — и указывает пальцем на объект. Отчасти так у ребенка формируется связь имени с предметом. Если то же самое будет делать няня-носитель английского, то ребенок в конечном итоге усвоит, что собака — dog.
Читайте также:  История развития здорового ребенка

Самое важное в обучении английскому с раннего возраста — понимать, что язык — лишь инструмент для коммуникации, а не самоцель, и помнить о том, что потенциал маленького человека к изучению языков огромен.

Няня-носитель английского языка vs самообучение: как сделать выбор

Многие родители опасаются, что ребенок, которого начали учить английскому с младенчества, начнет смешивать два языка и не сможет правильно говорить ни на одном из них. На самом деле такое происходит крайне редко, да и то исключительно на самых ранних стадиях, когда ребенок только начинает говорить. Нейробиолог Патриция Куль, сооснователь Института мозга при Вашингтонском университете, посредством многочисленных экспериментов доказала, что маленькие дети легко переключаются с одного языка на другой, безошибочно выбирая тот, который нужен в определенном социальном контексте[2]. Малыш-билингв уже в 3 года понимает, что английский и русский — это не один язык, а два. Но уже в 8–10 лет ребенок вообще утрачивает способность усваивать чужой язык по тому же принципу, по какому он усваивал родной, так как у него уже полностью сформированы навыки общения на русском. С этого момента он будет не «впитывать» язык, а именно учить его — а это гораздо сложнее. Именно те, кто выучил английский в старшем возрасте, склонны смешивать два языка. У тех, кто учил английский с пеленок, такой проблемы не возникает.

Чтобы раннее обучение английскому было эффективным, ребенок должен постоянно слышать английскую речь. Причем желательно, чтобы на этом языке говорил определенный человек. В семьях, где один из родителей — носитель языка, такое разделение происходит естественным образом: к примеру, мама говорит с ребенком по-русски, а папа — по-английски. Но в полностью русскоязычных семьях такое невозможно: ни один родитель, даже ради блага ребенка, не станет полностью переходить на чужой язык в быту.

В самостоятельном обучении ребенка есть и еще один сложный момент, а именно — акцент. Даже те, кто очень хорошо говорит по-английски, все равно звучат не так, как носители языка. Акцент есть у всех, для кого английский не является родным. И порой он очень заметен. Для носителей языка русский акцент звучит не особенно приятно: кому-то он кажется агрессивным, кому-то — комичным. А вы вряд ли хотите, чтобы в будущем англичане или американцы реагировали на речь вашего ребенка таким образом. Поэтому, несмотря на то что мама и папа — самые важные люди в окружении малыша, функцию обучения английскому лучше передать тому, кто говорит на этом языке безупречно — няне-англичанке.

Высококвалифицированная английская няня — это специалист по уходу за детьми, обладающий высшим образованием и хорошим воспитанием. Все дело в том, что в Англии, в отличие от многих других стран, няня — это не способ подработки для студентов или домохозяек, а уважаемая профессия. Нянь и гувернанток готовят престижные колледжи, в которые сложно попасть и еще сложнее удержаться. Поэтому няня из Англии рассматривает свою работу именно как карьеру, а не как способ подзаработать немного в ожидании лучших времен.

Безупречные манеры, хорошее образование, достойное происхождение, высокая эрудированность, широкие познания в медицине, педагогике и психологии, честность и надежность — все эти качества обязательны для профессиональной английской няни. Нанимая такого специалиста, вы можете быть уверены в том, что ребенок в надежных руках. А также в том, что его английский будет звучать так, будто он родился и вырос не в Москве, а в хорошем районе Лондона.

Источник

Любая мама стремится развивать своего малыша и давать ему возможности для приобретения новых навыков. Иностранные языки являются одной из самых популярных для познания дисциплин. Английский для детей с нуля можно изучать различными способами.

Чем раньше ребенок начнет процесс изучения английского языка, тем проще для него будет проходить этот процесс. Дело в том, что выучить иностранный язык с нуля для ребенка куда проще, чем для взрослого человека!

Начинающему взрослому приходится разбираться с грамматическими конструкциями, учить их и зазубривать новые слова. Дети же буквально впитывают новые знания как губка. Им для этого даже не нужно анализировать и обдумывать, запоминание происходит само собой.

Детям под силу освоить сразу несколько языков, если обучение проходит регулярно. Постоянные занятия способны помочь ребенку стать маленьким полиглотом и разговаривать на двух или даже трех языках. Поэтому важно подготовиться к лингвистическому воспитанию ребенка и помочь ему сделать первые важные шаги в мир иностранных языков.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям шевеление

Как правильно начать изучение английского языка с ребенком: методика погружения

Многие слышали случаи, когда ребенок свободно говорил не на двух и не на трех языках, а, например, сразу на семи. По мнению исследователей, ребенок может овладеть и большим количеством языков.

Об этом в своей книге «После трех уже поздно» пишет Масару Ибука. Книга вызвала большой резонанс, ведь автор утверждает, что память ребенка может вместить абсолютно не ограниченное количество информации. В семье могут быть разноязычные родители, а вдобавок еще и няня — носительница другого языка. В таком случае ребенок без проблем может начать говорить на всех трех языках. Притом, никакого смешения языков, которого многие так боятся, не будет.  

С разноязычными семьями все более-менее понятно. Но что насчет феномена детей-полиглотов, которые были воспитаны в семье, где оба родителя — носители одного языка? Один из нашумевших случаев показывает, что родители, заметив интерес ребенка к языкам, искусственно создали двуязычную среду.

Например, мама общалась с ребенком только на иностранном языке, либо же нанимались репетиторы-носители языка. Благодаря такому подходу и складывалось легкое естественное изучение другого языка. Таких примеров очень много. Многие из них описаны в книге о детях-билингвах уже знакомого нам автора Масару Ибука.

Каждый родитель, который знает иностранный язык «на отлично» и свободно говорит на нем, может научить своего ребенка языку без какой-либо подготовки. Не нужно изучать теорию и то, как правильно заниматься с детьми. Можно просто общаться с малышом на английском языке, и больше ничего не требуется. Самое главное в таком подходе — один родитель должен говорить с ребенком ТОЛЬКО на английском, в то время как другой родитель будет общаться исключительно на русском.

Есть и те, кто не настолько хорошо знает английский, чтобы общаться на нем с ребенком. Для этого случая уже не подойдет обучение по методике «погружение в языковую среду». Разве что, если нанять англоговорящую няню.

Оптимальный возраст для начала обучения

Этот вопрос уже давно вызывает большое количество споров и всевозможных дискуссий между педагогами. Ответить, когда же лучше начать обучение ребенка английскому языку, и нужно ли вообще учить язык с маленькими детьми, окончательно никто так и не смог.

Всегда есть разные мнения и аргументы в их пользу. Мнение о необходимости изучения языка с раннего возраста далеко не безосновательно и имеет много доводов в свою пользу, а также примеров, когда ребенок вырастал настоящим полиглотом.

В этом деле есть один очень важный нюанс. Прежде, чем приступать к процессу обучения, просто необходимо дождаться, когда у малыша окончательно произойдет формирование родного языка. Это значит, что ребенок должен иметь чистое произношение звуков и достаточно развитую речь.

В силу того, что любой ребенок имеет свою скорость и особенности развития, нельзя говорить и о каких-то конкретных временных рамках. При этом специалисты сходятся во мнении, что этот процесс заканчивается не ранее, чем к 2,5 годам (а в ряде случаев и гораздо позже).

Как нужно учить английский для детей с нуля самостоятельно?

Конечно, лучшим вариантом, если такая возможность есть, будет отдать решение этой задачи в руки профессионалов и посещать с ребенком специальные ясли, направленные на изучение иностранных языков. В таком случае родитель не берет на себя столь ответственное дело, да и ребенок в полной мере поймет различие между языками (дома говорят на русском, в детском саду — на английском). Домочадцам останется лишь играть в специальные языковые игры, слушать песенки, смотреть с ребенком мультики, чтобы интерес к изучению английского языка не угасал.

Но если такой возможности нет, или же есть сильное желание заниматься английским языком с малышом самостоятельно, но можно использовать различные мотивационные приемы. Один из таких — «кукла-англичанка». Нужно лишь купить куклу (это может быть кукла-перчатка) и познакомить ее с ребенком.

Для малыша нужно обозначить, что эта кукла совсем не говорит по-русски и ничего не понимает. Поэтому, чтобы пообщаться с новой куклой, нужно выучить новый занимательный язык. Таким образом, процесс изучения превращается в игру, где ребенок с родителем и куклой играют в специальные игры, смотрят мультфильмы, учат стихи и песни.

Какие умения нужны дошкольникам?

Для школьника программа изучения в большинстве случаев будет стандартной — грамматика, произношение, аудирование, написание по учебникам. В соответствии с возрастом ребенку под силу:

  • Воспринимать на слух устную речь;
  • Говорить и повторять слова за взрослыми;
  • Читать, для начала со взрослыми, а затем и самостоятельно, если книга будет интересной для ребенка. Причем можно начать не только с чтения, но и с простого разглядывания картинок.

То есть можно отметить, что освоение первых языковых знаний будет происходить точно так же, как и естественное изучение родного языка.

Можно не переживать и по поводу правильного произношения звуков и процесса «говорения». Это взрослым необходимо подстроить артикуляционный аппарат под непривычные сочетания звуков, а для ребенка этот процесс также естественен и прост.

Наиболее удачным способом для развития этого умения будет разучивание и пение песенок на английском языке. В процессе слушания речь диктора, детский слух самостоятельно подстраивается под произношение и повторяет его особенности. Если все-таки в речи «проскакивают» определенные ошибки, то просто поправьте ребенка. Разъяснений и обоснований при этом не требуется, лучше всего поможет личный пример взрослых, за которым ребенок сможет повторить.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка и усидчивости

5 способов: как научить ребенка английскому языку с нуля

  • Мультики. Вряд ли дети любят смотреть что-то так же, как мультфильмы. Так пусть они будут на английском языке. Ошибаются те, кто считает, что ребенок ничего не поймет — у детей дошкольного возраста очень развита языковая интуиция. Конечно, сразу они не поймут значения всех слов, но на помощь придут эмоции и интонации в голосах персонажей и музыка. Для родителей будет приятным удивлением тот факт, что после просмотра английского мультфильма ребенок может начать повторять слова и петь песенки.

Для изучения языка подойдут и русскоязычные мультики, направленные на обучение языку.

  • «Разучивание» иностранных слов и фраз. Кавычки здесь совсем не случайны. Такое не должно напоминать учебные занятия, уроки или зубрежку. Это должно быть ваше привычное повседневное общение с малышом, в процессе которого вы будете говорить ему слова из английской лексики.

Есть несколько правил, следуя которым можно воспользоваться таким способом обучения:

  • Контекст ситуации. Важно использовать слова «к месту», то есть говорить о пище во время обеда, о животных во время посещения зоопарка.
  • Учим лишь те слова, которыми ребенок может воспользоваться в повседневной жизни, которые окружают его в быту: мама, папа, дом, семья, одежда.
  • Каждое новое слово должно подкрепляться наглядно: запоминаете слово «dog»? Покажите игрушку или картинку собаки, либо пробегающего рядом пса.
  • Используйте слова в контексте предложений. Поверьте, для ребенка это равноценно по восприятию. Скажите не просто «dog», а «thisisdog».
  • Запоминание детских стишков и песенок. Найти такие на просторах интернета ни для кого не составит труда. Самый удачный вариант — преподносить детям стишок в виде небольшой сценки, ведь любой стишок несет в себе какой-либо сюжет, и его легко разыграть, например, на куклах.

В случае необходимости можно перевести для ребенка стих, а затем еще раз устроить инсценировку. Притом абсолютно не нужно, чтобы малыш повторял за вами. Главная задача — заинтересовать новым, непонятным, интересным языком. Многие дети какие-то время могут просто слушать английскую речь, а потом неожиданно в один момент начать читать стихи наизусть.

Этапы изучения стишка:

  • Для начала нужно, чтоб взрослый изучил содержание стишка или песенки и отработал свое произношение.
  • После этого нужно натренироваться читать его с выражением и придумать наглядное подспорье: сценку, танец, картинки — что угодно.
  • Читаем стишок ребенку и сопровождаем все инсценировкой. С ребенком можно обсудить, что больше всего ему понравилось, понял ли он, о чем идет речь.
  • После можно предложить ребенку присоединиться к постановке со стишком и подготовить совместный номер. Но для этого малышу нужно выучить стишок.
  • Совместное чтение на английском языке. Начинать можно, когда ребенок уже знает некоторые отдельные слова. Если книга будет интересной для малыша, то вскоре он сам будет разглядывать и изучать ее. Начнет работать фотографическая память, которая поможет запомнить написание слов. Самое главное — заинтересовать ребенка.

Систематично обучать ребенка чтению специалисты рекомендуют не ранее 4-5 лет:

  • Сначала нужно изучать односложные слова из двух или трех букв.
  • Для ознакомления с алфавитом можно использовать видеоуроки, песенки и игры.
  • Для того, чтобы научить ребенка правильному чтению английских букв, не нужно пускать в ход сразу все правила чтения. Все должно быть постепенно: от простого к сложному.
  • Играйте в веселые игры. В процессе игры знания будут осваиваться незаметно. Далее поговорим о различных играх для изучения английского языка.

Игры для изучения слов

  • Игры с карточками. Карточки с наборами слов — отличный вариант для запоминания лексики. Вариантов игр с ними множество: игры в пантомиму (когда содержимое карточки описывается жестами), игра «Showme» (взрослый называет слово, а ребенок показывает, на какой карточке оно изображено), «yes/no» (задача ребенка определить, правильно ли вы называете карточки). Это лишь некоторые варианты.
  • Съедобное-несъедобное — правило этой игры, наверняка, знакомы каждому.
  • «Города». Чтобы упростить задачу можно называть любые слова на последнюю букву предыдущего слова.
  • Волшебный мешок. Ребенок может доставать из него различные предметы и называть их.
  • «Touchyour»— взрослый называет часть тела, на которую нужно указать.
  • Отличный вариант обучения в игровой форме — постановка домашних пьес и сказок. Современным деткам также понравится идея снять небольшой фильм или видео на английском языке.

Важные правила для самостоятельного обучения детей с нуля

Теперь у вас в руках есть все необходимые инструменты, чтобы начать изучение английского вместе с ребенком. Однако, предлагаем еще раз повторить важные нюансы обучения:

  • Теория здесь неуместна. Главное — восприятие на слух и умение повторить. Важнее всего постоянная речевая практика.
  • Обязательное подкрепление знаний реальными примерами. Дети должны понимать о чем речь, имея возможность потрогать или посмотреть.
  • Учет способностей ребенка. Кому-то больше по душе приходятся песенки, кому-то стишки, кто-то с большим удовольствием рисует или считает. Обучение должно основываться именно на этом.
  • Никакой скуки! Процесс обучения должен быть естественным и интересным, а не напоминать школьные уроки.
  • Учить нужно только то, что ребенок видит вокруг себя: семья, природа, животные. Важен контекст.
  • Не учите буквы отдельно. Лучше уделить внимание целым словам.
  • Главное — постоянство. Даже в небольшой месячный перерыв ребенок может забыть все, чему вы научились.
  • Личный пример. Вам должен быть интересен английский и занятия с малышом. Также важно поддерживать свои знания на хорошем уровне, ведь ребенок будет повторять именно за вами.

Несмотря на желание обучить ребенка иностранному языку, ни в коем случае не забывайте о родном. Прежде всего, ребенок должен в полной мере овладеть русским языком, и только после этого иностранным.

Источник