Карта индивидуального развития ребенка в средней группе

Карта индивидуального развития ребенка в средней группе thumbnail

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА от 4 до 5 летДошкольное учреждение_____________________________________________________________

Группа____________________________________________________________________________

Фамилия, имя______________________________________________________________________

Дата рождения______________________________Группа Здоровья________________________

п/п

Наименование необходимых навыков и умений по образовательным областям

Оценка уровня развития в баллах

Дата мониторинга

(начало учебного года)

Дата мониторинга

(окончание  учебного года)

1

Образовательная область «Здоровье»

Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости -моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).

Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полоскает рот после еды).

2

Образовательная область «Физическая культура»

Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.

Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.

Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).

Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет ; поворот переступанием, поднимается на горку.

Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.

Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.

3

Образовательная область «Социализация»

Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.

Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ро левые диалоги.

Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.

В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.

В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяс нять сверстникам правила игры.

Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) худо жественный образ.

В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.

Имеет простейшие представления о театральных профессиях.

4

Образовательная область «Труд»

Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.

Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает мате риалы по окончании работы.

5

Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая по мощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение.

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (спосо бы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

6

Образовательная область «Познание»

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педа гога.

Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

Формирование элементарных математических представлений.

Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их ха рактерные особенности (цвет, размер, назначение).

Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».

Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в преде лах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, вы ше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их ха рактерные отличия.

Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).

Определяет части суток.

Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назна чение.

Называет признаки и количество предметов.

Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.

Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

7

Образовательная область «Коммуникация»

Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).

Умеет выделять первый звук в слове.

Рассказывает о содержании сюжетной картинки.

С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

8

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.

Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

9

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, под бора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Выделяет  выразительные средства дымковской и филимоновской иг рушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимонов ской росписи.

Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в кол лективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.

Читайте также:  Задержка в развитии ребенка до года что делать

Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по пря мой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из несколь ких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.

10

Образовательная область «Музыка»

Узнает песни по мелодии.

Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).

Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение.

Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно ме няя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движе ние парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

п/п

Показатели развития интегративных качеств личности ребенка

Оценка уровня развития в баллах

Дата мониторинга

(начало учебного года)

Дата мониторинга

(начало учебного года)

1

Интегративное качество «Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здоро вого образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходи мости соблюдения правил гигиены.

Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

2

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятель ности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельнос ти, экспериментированию.

3

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоцио нальное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый).

4

Интегративное качество «Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласо вывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правила ми и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласо вывать действия и совместными усилиями достигать результата. Умеет считаться с интересами товарищей.

Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный характер. Содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится вне ситуативной.

В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей.

Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.

5

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением  и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы  и правила поведения»

Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий.

В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры.

Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) мораль ных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках).

Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого исполь зует в общении со взрослым «вежливые» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству.

Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.

6

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Владеет элементарными навыками самообслуживания.

Ориентируется в пространстве детского сада.

Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры.

Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей.

Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплоще ния в театрализованных играх.

Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия).

Способен конструировать по собственному замыслу.

Способен использовать простые схематические изображения для реше ния несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространст венного расположения объектов может сказать, что произойдет в результа те их взаимодействия.

Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.

7

Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Читайте также:  Развитие ребенка до года учимся говорить

Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его, Знает некоторые государственные праздники.

Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.

8

Интегративное качество «Овладевший универсальными

предпосылками учебной деятельности»

Выполняет индивидуальные и коллективные поручения.

Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному за данию, стремится выполнить его хорошо.

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение.

Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пере мазать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.

Способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.

9

Интегративное качество «Овладевший необходимыми

умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в ноябре и апреле)..

Мониторинг образовательного процесса.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Данные о результатах заносятся в  карту ребёнка в рамках образовательной программы -мониторинг формирования  необходимых навыков и умений по образовательным областям

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом (при его наличии) дошкольного учреждения и медицинским работником.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. В ходе мониторинга детского развития психолог (с помощью педагогов и медицинского работника), а при его отсутствии — педагоги и медицинский работник заполняют таблицу показателей развития интегративных качеств личности ребенка.

При оценке уровней развития ребенка педагог ставит общий балл по каждой образовательной области и интегративному качеству  в столбце, напротив строки, характеризующей необходимые навыки и умения по образовательным областям, показатели развития интегративных качеств личности ребенка ставятся

▲-если результат выше возрастных возможностей.

Данная карта развития ребенка составлена заместителем заведующего по УВР Серяпиной О.В. для заполнения педагогами при проведении мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы , реализуемой дошкольным учреждением.

Источник

Индивидуальная карта развития ребенка

Не все дети любят ходить в детский сад и начальную школу. В первую очередь, это связано с тем, что основа образовательного процесса ориентирована на среднестатистических детей, чье здоровье полностью соответствует возрасту. По этой причине некоторые воспитанники (ученики), имеющие отклонения в развитии, не могут раскрыться в окружающем их обществе. Решением этой проблемы стало введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который устанавливает новый подход к современной системе образования и позволяет применять всевозможные педагогические средства для успешного развития детей.

Главная задача воспитателей и учителей – создать приемлемую обстановку для самореализации каждого из обучающихся. Решением поставленной задачи является регулярное, полноценное заполнение индивидуальной карты развития ребенка по ФГОС, с помощью которой можно создать все условия для социализации и личностного формирования, а также для эмоционального, интеллектуального, общефизического и творческого развития личности.

Психологическое развитие ребенка

В дошкольном детстве (в возрасте от 3 до 7 лет) происходят активные психические изменения и формируются важнейшие личностные качества, от которых зависит вся дальнейшая общественная жизнь человека. Процесс развития происходит непрерывно, поэтому особое влияние на дошкольника оказывают как члены семьи, так и воспитатели в детском саду. На сегодняшний день в ДОУ практикуют составление и ведение электронных индивидуальных карт развития. Электронная карта индивидуального развития ребенка дошкольника по ФГОС позволяет родителям вносить свои корректировки в работу воспитателей, а также самостоятельно, в домашних условиях заниматься с ребенком тем, что он осваивает хуже всего.

Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ – это документ, содержащий всю информацию об успеваемости воспитанника и о его достижениях. Если дошкольник имеет психические отклонения, это также отмечается в индивидуальной карте развития ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Правила заполнения индивидуальной карты

Карта история развития ребенка имеет несколько разделов, заполнением которых занимаются ответственные воспитатели, медицинские работники и педагоги. Например, раздел “Физические изменения” заполняет инструктор по физической культуре, тот который непосредственно занимался с дошкольником на протяжении рассматриваемого промежутка времени, раздел “Психика” заполняет психолог, “Маршрут (ИОМ)” – воспитатели.

Примечание. ИОМ – Индивидуальный образовательный маршрут.

Заполненная карта индивидуального развития ребенка – документ, в котором расписаны данные дошкольника по определенным требованиям. В диагностические карты индивидуального развития ребенка обязательно включают следующие разделы: общие сведения, физические и психические изменения, образовательные достижения и успеваемость, предпосылки к творчеству, ИОМ, реализация ИОМ, уровень готовности к школьному обучению.

Общие сведения

Данные о воспитаннике и его семье – название образовательного учреждения, период обучения, номер группы, кто воспитатели (преподаватели), какие дополнительные занятия посещал воспитанник, а также его увлечения, интересы, достижения, сведения о родителях и о домашних условиях (где спит, играет, занимается, обеспечен ли всеми необходимыми развивающими игрушками и т.д).

Читайте также:  Как влияет наследственность на развитие ребенка

Физические и психические изменения

Данные физического изменения дошкольника (рост, вес) заполняются ежегодно (в возрасте 2-3 лет, 3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в начале или конце учебного года, также должны быть вписана группа здоровья, наличие/отсутствие острых и хронических заболеваний. При поступлении карта развития ребенка дошкольника заполняется частично, например, указывается степень адаптации к дошкольному учреждению.

При наличии уроков физкультуры и во время проведения спортивных соревнований (бег, прыжки, метание, гибкость, выносливость) учитываются не только с какой скоростью бежал ученик, но и как вел себя при этом. Например, при сдаче норматива “бег 30 м” отмечается результат забега, а также следил ребенок за дыханием или нет, отвлекался на окружающих ровесников или нет.

Основные диагностируемые параметры:

  • психические процессы (мыслительные и речевые, внимательность, память);
  • личностные качества (самооценка, темперамент);
  • степень общительности (со взрослыми, со сверстниками, а также статус в группе – лидер или агрессор).

Достижения и предпосылки

Достижениями воспитанника в детском саду можно назвать как его хорошую память, так и умение постоять за себя в группе. Чаще всего в индивидуальной карте прописаны не только области развития, но и подробно составлены их подразделы. Образец заполнения карты индивидуального развития ребенка:

Наименование области развития

Подразделы

Пример комментария воспитателя

1

Речевая

Объем словарного запаса, наличие связной разговорной речи, восприятие литературы

Может рассказать сюжет из сказки

2

Познавательная

Окружающий мир, ФЭМП, исследовательская деятельность

Знает окружающий социальный мир и мир природы, отличает куб от шара, отличает цвета, логически размышляет

3

Коммуникативная

Социализация, труд, ОБЖ

Соблюдает установленные правила, соблюдает чистоту на своем месте, хорошо контактирует с воспитателями и сверстниками

4

Творческая

Изобразительная и конструкторская деятельность, музыка

Владеет ножницами, соблюдает границы рисунка при раскрашивании, знает и называет музыкальные предметы

5

Физическая

Активность, подвижность

Развивается соответственно возрасту, может организовать подвижную игру

Важно! Заполненная в соответствии с ФГОС карта индивидуального развития ребенка, должна иметь подписи специалистов и даты заполнения в каждом из разделов.

Индивидуальный образовательный маршрут и его реализация

Карта учета индивидуального развития ребенка в обязательном порядке должна содержать подробный образовательный маршрут, результаты корректировки поведения, и рекомендации для дальнейшего школьного обучения.

Невозможно составить правильный маршрут при единичном общении с дошкольником. Для грамотного корректирования ИОМ важно определить временные промежутки для оценивания результатов и диагностирования выбранных воспитателями методик. Например, Карта индивидуального развития дошкольника впервые заполняется при зачислении малыша в детский сад, в возрасте 3-4 лет. Информация о том, как повел себя ребенок в первые дни посещения дошкольного учреждения записываются единожды. Следующие данные вносят после определенного промежутка времени, через неделю или месяц, где уже указываются первые достижения дошкольника и его слабые стороны. Например, если ребенок не умеет раскрашивать картинки – это его слабая сторона, и чтобы ее развить, ему необходимо уделять больше времени на эту деятельность. Составляется индивидуальный план занятий, в котором указывается, что воспитанник должен 2-3 раза в неделю заниматься с раскраской.

Для реализации индивидуального маршрута и для получения положительных результатов в карте должны быть установлены следующие параметры:

  1. Периодичность (ежедневно, один, два или три раза в неделю). Например, ежедневно проговаривать «Скажи, как называется», «Угадай и скажи, кто какие произносит звуки». Беседы по темам недели и закрепление пройденного материала, повторение в домашних условиях.
  2. Рекомендации и формы общения с дошкольником, например, для формирования статуса в группе отдавать ребенку лидирующие роли в играх.
  3. Результаты (описание положительной динамики или ее отсутствия).

Индивидуальная карта психологического развития ребенка, составленная по ФГОС, необходима для выявления и своевременного корректирования психоэмоционального состояния дошкольника. Они помогают воспитателям и учителям оказывать своевременную помощь детям, прогнозировать появление психических заболеваний и способствовать успешной адаптации к урокам в общеобразовательной школе.

Школьные индивидуальные карты развития

Индивидуальные карты развития ребенка в школе аналогичны картам ДОУ. Их назначение – резюмирование данных об учениках, полученных педагогами путем наблюдений, грамотного прогнозирования и составления плана школьной деятельности. В школе особое внимание уделяется следующим направлениям:

  • освоение основ школьной программы;
  • возрастные достижения;
  • социализация и отношения со старшими людьми (педагогами);
  • общая физическая подготовка;
  • склонность к творчеству.

Главное отличие школьных индивидуальных карт – упор на успеваемость учеников, их воспитание и социальное становление. Так как основы психики человека формируются в дошкольном детстве, во время обучения в школе педагоги могут только корректировать и направлять ученика, опираясь на ИОМ, но изменить его психические характеристики уже невозможно.

Образцы индивидуальных карт развития ребенка

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (младшая группа)»

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (средняя группа)»

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (старшая группа)»

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (подготовительная группа)»

Видео

006

Источник