Развитие мышления ребенка через музыку

Развитие мышления ребенка через музыку thumbnail

Развивать музыкальное мышление ребенка следует начинать, опираясь на «концепцию поэтапного формирования умственных действий».

В этом огромная роль отводится педагогу, музыкальному руководителю, который является безусловным авторитетом для дошкольника, у которого еще не сложилось мировоззрение.

Ребенок с готовностью принимает чужую систему ценностей, активно использует ее в отношениях со сверстниками, родителями и т.д. Только постепенно он выделяет свои личные приоритеты. В период дошкольного детства происходит их формирование и эмоциональное освоение в деятельности. Поэтому так важны правильно расставленные педагогом акценты, способствующие пониманию музыкальных образов и смысла произведений.

Огромную роль в понимании эмоциональной стороны произведения имеет опыт психологических переживаний из личной жизни: радости, огорчения, утраты, потери, разлуки, встречи и др.

На формирование музыкального мышления оказывают влияние:

  • Социально-психологические факторы.
  • Уровень музыкальности (наличие различных видов музыкального слуха: внутреннего, гармонического, полифонического, звуковысотного, мелодического).
  • Уровень развитости внимания (произвольного, постпроизвольного; таких качеств, как объем, избирательность, устойчивость, возможность распределения, переключения).

Структура личности содержит в себе музыкальное мышление и музыкальное восприятие, которые взаимосвязаны, но не тождественны.

Процесс восприятия осуществляется только в момент звучания музыки, музыкальное мышление активно одновременно с восприятием и после него. Можно сказать, что восприятие музыки включает мыслительный процесс, который в свою очередь влияет на восприятие. Известно, как важно развивать у ребенка познавательную деятельность — умение анализировать услышанное, сравнивать, обобщать, находить и понимать связи и отношения между музыкальными звуками, объектами.

Образное мышление позволяет ребенку выйти за пределы обыденного, оперировать представлениями о конкретных предметах, их свойствах, пробуждает ассоциативное мышление, включает образную память. Такая мыслительная работа направлена на сохранение впечатлений от пережитого во время восприятия музыки.

Огромную роль в развитии музыкального мышления через восприятие музыки играет воображение, которое в данном случае рассматривается как психический процесс создания образов, в том числе и звуковых, моделирование ситуаций путем комбинирования элементов из личного опыта.

В момент восприятия музыки развиваются репродуктивное и творческое воображение посредством приемов агглютинации (из частей создания образа), аналогии (определение одинаковых моментов в разных частях музыки), гиперболизации (увеличение, уменьшение или изменение в представлениях), акцентирования (выделение фразы или части произведения), типизации (выделение повторяющихся мотивов в мелодии или частей в произведении.

Для создания образов при восприятии музыки необходимо включение произвольной и непроизвольной памяти, различных ее видов — эмоциональной, образной, логической, кратковременной и долговременной.

Музыка может передать любые эмоции, переживаемые в реальном мире.

Но понимание этих ощущений основано только на опыте ребенка, тех чувствах, которые готовы к пробуждению. Восприятие мелодии ребенком существенно меняется на каждом этапе его взросления. В дошкольном возрасте мелодическое восприятие становится одной из важнейших форм интонационного восприятия, что важно для активного становления музыкального мышления в целом. Музыкальному руководителю необходимо подобрать для слушания репертуар, который поможет ребенку заглянуть в свой внутренний мир, прислушаться к самому себе, понять себя и научиться музыкально мыслить.

Восприятие музыки должно проходить в свободной атмосфере. Педагог предварительно настраивает ребенка на характер произведения, способствуя расслаблению и умению сосредоточиться на звуках. Нужно учить воспринимать музыку не только ушами, но и как бы вдыхать ее аромат, чувствовать ее на языке, ощущать кожей, самому становиться звуком так, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос… Важно ни на мгновение не отпускать музыку из внимания.

Основой для развития музыкального мышления является сформированность у учащихся представлений о таких понятиях, как средства музыкальной выразительности (темп, тембр, регистр, размер, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент, фактура, форма и др.); тезаурус музыкальных терминов и понятий; возникновение личностно значимого смысла восприятия музыки, который становится возможным, благодаря аналогичности и резонантности семантики музыкального языка и семантических бессознательных структур человека. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются, тем самым становятся доступными для сознания. То есть, бессознательное — часть музыкального мышления. Оно подпитывает необходимым психическим материалом все этапы и операции мыслительного процесса, что значимо для конечного результата.

Восприятие музыки предшествует любому другому виду музыкальной деятельности (пению, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическому движению), присутствует во всех видах музыкальных и музыкально-дидактических игр.

Именно поэтому оно является необходимым средством познания и тесно связано с развитием музыкального мышления, памяти, внимания, воображения. Оно является не пассивным копированием мгновенного воздействия, а «живым» творческим процессом. Восприятие музыки помогает формированию и развитию таких умений, как выявление взаимосвязи ощущений, восприятия и воображения, понимание соотношения объективного и субъективного восприятия, его связи с воображением и памятью, а также таких его характеристик, как осмысленность и обобщенность, предметность и целостность, быстрота и правильность, избирательность, константность и т.п.

Музыкальное мышление активизирует внимание, память, воображение.

Кроме того, включает в работу иные виды мышления: конвергентное (логическое, в небольшой степени), последовательное и др. Однонаправленное мышление проявляется в заданиях, предполагающих единственно правильный ответ (например, определить музыкальную форму произведения, узнать название инструмента и т.д.). Мышление интуитивное, ассоциативное проявляются в определении характера музыки.

Читайте также:  Развитие гигиены у ребенка

Включение в работу вышеперечисленных видов мышления способствует формированию умения анализировать (схемы строения произведений), синтезировать (выделить из произведения резонанс отдельного звука, самого высокого или самого низкого), обобщать (найти части произведения с одинаковой динамикой), классифицировать (к какому классу относятся инструменты, исполняющие произведения), давать определения понятиям (о жанрах музыки, народных танцах и др.).

Можно использовать для развития мышления такие задания:

  • проанализировать направление движения мелодии и записать графически;
  • определить, какой инструмент исполняет мелодию в произведении, какие инструменты звучат в аккомпанементе;
  • к какому жанру музыкального искусства относится произведение;
  • какие средства музыкальной выразительности можно выделить в создании образа в данном произведении и др.

Дивергентное мышление считается альтернативным, отступающим от логики. Оно наиболее тесно связано с воображением и однозначно квалифицируется как творческое, порождающее оригинальные идеи, замыслы. Оно предполагает несколько ответов на вопрос, а иногда и множество, и все они будут правильные. Например, о характере произведения. Все его воспринимают по-своему и что бы не сказал ребенок, будет верно. Педагог не должен забывать похвалить ребенка. Это придает ему уверенность, желание продолжать слушать музыку и высказываться о ней, помогает стать более раскованным.

Можно предложить нарисовать детям картины звуков музыки красками, у всех они будут разные и у всех правильные. Развитие дивергентного мышления при восприятии музыки способствует становлению оригинальности, гибкости, беглости (продуктивности) мышления, легкости ассоциирования, сверхчувствительности, эмоциональности и пр.

Кроме того, как непосредственно в момент восприятия музыки ребенком, так и после процесс восприятия (при обсуждении произведения, высказывании детьми своих мыслей о пережитом вместе с музыкой), развивает все виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, и его формы: теоретическое, практическое, произвольное, непроизвольное и др.

Можно с уверенностью сказать, что восприятие музыки является средством развития музыкального мышления.

Оно способствует включению в работу таких видов мышления, как конвергентное, интуитивное, ассоциативное, дивергентное, словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное в теоретических, практических, произвольных и непроизвольных формах. Таким образом, восприятие музыки является одним из мощных средств включения мыслительного процесса дошкольников, что способствует развитию общего интеллекта и личности в целом.

Битус А.

Источник

Формирование ассоциативного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Я слышу и забываю.

Я вижу и помню долго.

Я делаю и понимаю.

(народная мудрость)

В соответствии с реализацией общеобразовательной программы детского сада перед нами -музыкальными руководителями стоят задачи развития у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщения детей к музыкальному искусству средствами музыкально-художественной деятельности. Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по характеру, настроению, эмоционально откликаться на их проявления в пении, танце, игре. Особое место в системе работы по музыкальному воспитанию занимают ассоциативное мышление, речь, творческое воображение. Если ребенок умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Эти задачи решаются в комплексе с задачей развития музыкальных восприятий.

Утверждение о том, что музыка помимо мощного воздействия на эмоциональную сферу человека, влияет и на развитие его интеллекта, стало общеизвестно. Практически ни один исследователь, изучающий влияние музыки на личность не обходится без упоминания этого факта. Особенно часто делаются ссылки на математическую природу организации музыкальных звуков (вспоминая Пифагора) и на то, что музыкальный язык – один из самых универсальных языков

Спорить с тем, что музыка – мощный стимулятор интеллектуального развития, невозможно. Рассмотрим проблему сегодняшнего времени. В силу своей занятости родители перестали читать детям книги, а современные логические игры требуют больших материальных затрат. Поэтому ребёнок очень увлечён телевидением, компьютером, которые никак не задействуют ассоциативное мышление (видит готовую картинку, играет по шаблону) .Именно музыка наиболее перспективное средство . Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. И заложить основы ассоциативного мышления необходимо именно в дошкольном возрасте.

АССОЦИА́ЦИЯ (лат. associatio — «соединение») — компонент образного мышления, спонтанно возникающая связь между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями.

Ассоциацию как процесс активного воображения рассматривал в своих трудах Т. Рибо. Р. С. Немов описывает ассоциацию как основу памяти и рассматривает приёмы запоминания, которые основаны на ассоциациях , авторы многих программ и методик по музыке (Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Т. Тютюнникова и др.) опираются на ассоциативность музыки.

Образность, интуиция, ассоциативность, воображение… совокупность этих качеств детской психологии есть не что иное, как удивительный детский творческий механизм познания будущей жизни! Четырехлетние дети лучше всех “схватывают” общую интонацию музыки. Если все это направлять в нужное русло, организовать на должном уровне, то в идеале получим достаточно эффективную технологию музыкального развития ребенка в нем самом! А, следовательно, и ассоциативного мышления. Но, здесь и возникает противоречие между теорией и практикой развития ассоциативного мышления, которая состоит в недостаточно разработанных методах и приемах осмысления материала, отсутствие которых не позволяет сформировать у детей навык построения ассоциаций.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка 4 года

Решение возникшей проблемы мы видим в разработке и использовании таких методов при организации восприятия музыки, которые позволят создать условия для формирования навыка построения ассоциаций у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе работы с детьми мы сделали вывод, что образность музыкального искусства позволяет в рамках музыкального произведения говорить не только о развитии чувствительности и эмоциональной отзывчивости ребёнка, но и о формировании навыка построения ассоциаций. А ассоциативное мышление лежит в основе гибкости, креативности мышления и компетентности личности. Поэтому одной из главных целей музыкального воспитания считаем формирование ассоциативного мышления.

Развитие ассоциативного мышления средствами восприятия музыки в старшем дошкольном возрасте основано на следующих возрастных особенностях:

  • внимание тесно связано с эмоциями и чувствами детей;

  • условие развития воображения – включение в деятельность;

  • практически действенный и чувственный анализ преобладает в старшем дошкольном возрасте ;

  • установление ассоциаций является для старших дошкольников естественным процессом.

Все эти возрастные особенности развития используются нами, потому что эмоциональная увлеченность детей процессом слушания развивает их интеллектуальные способности.

Реализуя данную цель , мы стараемся вовлечь детей в различные виды музыкальной деятельности и используем те приемы и методы , которые направленны на развитие ассоциативного мышления.

Ассоциация, являясь объединяющим звеном в психологии психических познавательных процессов, послужила основой для целого ряда методов. Весь спектр приемов был объединен в 4 блока, которые рассмотрены в работе С. Казаковой :

  1. блок умственной ориентировки,

  2. блок аудиального развития,

  3. блок эмоционального развития,

  4. блок творческой направленности.

Первый блок заданий — “Интеллектуальная зарядка”.

В серии заданий на сообразительность и смекалку предлагаем прослушивание музыкальных произведений и выделение общих и различных признаков при их сравнении между собой; выявление логики развития музыкального произведения, наблюдение за ходом мысли композитора; исполнение произведения с изменением его настроения или характера, опираясь на освоенные музыкально-исполнительские средства. Еще один вариант предусматривает прослушивание двух разнохарактерных музыкальных произведений и подбор к ним характеристик-синонимов или сравнений, т. е. ассоциирования качества предмета со схожим качеством другого предмета. Задание усложняем тем, что детям предлагаем сочинить не просто сюжет, а музыкальную сказку по типу “рассказ по цепочке”. Метод “Цепочка” поможет логично построить изложение собственных мыслей. Для развернутого рассказа необходимо не забыть ответить на вопросы “Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?”, хотя иногда достаточно еще более короткой цепочки: “Что? Где? Когда?”.

Второй блок заданий — “Аудиальный контакт”

Задания этого блока развивают внимание и память детей, умение прислушаться к себе, к окружающему миру, умение “слушать” и “слышать” музыку. Ставим задачу научить детей прислушиваться не только к звукам окружающего мира, но и к собственным ощущениям. В своей работе используем метод “Словарь”, который способствует расширению активного словарного запаса дошкольников. Владея словарём эстетических эмоций, мы помогаем ребёнку находить необходимые слова для передачи музыкальных образов.

Третий блок – “Эмоциональный калейдоскоп”

Задания этого блока направлены на развитие эмоционально-чувственной сферы детей: умения дифференцировать собственные эмоциональные состояния; выявлять связь с различными видами искусств; сравнивать жизненные эмоции с художественными.

Предлагаем прослушать два разнохарактерных произведения, а затем соотнести их с собственным эмоциональным состоянием и выбрать наиболее подходящее своему настроению. При повторном слушании – выразить свое настроение в цвете, линии, элементах орнамента, сравнить собственные переживания с воплощением в музыке и рисунке.

При помощи метода “Фотография” ребёнок при восприятии музыки интуитивно отражает в рисунке созвучные музыке зрительные образы.

Для того чтобы дети наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, мы используем метод пластического интонирования. Реализация метода позволяет детям не только описать музыкальные образы, но и изобразить их с помощью мимики ,жестов и движений.

Четвертый блок заданий — “Творческий марафон”

Задания и игры этого блока развивают умственную гибкость детей, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить свои мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память.

Используем задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование. Развитию тембрового фантазирования детей способствовали задания, в которых было необходимо

  • узнать тембр голоса или инструмента;

  • создать тембровые импровизации на тему природы,

  • сочинить сказку, излагая ход событий и имитируя голоса героев;

  • составить музыкальную партитуру, используя тембры шумового оркестра;

Таким образом, применение этих методов и приемов, позволяет нам формировать у старших дошкольников ассоциативное мышление.Непосредственно образовательная деятельность « Музыка» способствует развитию ассоциативного мышления ребёнка, поиска выразительных средств, в других видах искусства, осознание содержания музыкальных образов, своего к ним отношения, возникновению интереса к дальнейшему познанию этой области человеческого творчества.

Читайте также:  Развитие ребенка в год игры с малышом в год

Источник

Евгения Федичкина
Развитие ассоциативного мышления дошкольников средствами музыки

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый человек наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов.

В мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Они не уводят нас, а приближают к ответу.

Ассоциация связана с представлениями. Восприятие искусства связано с механизмом ассоциаций, с интуитивными процессами образной логики.

Ассоциативное мышление – понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации: любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.

Существуют две формы познания и мышления:

— научно-теоретическое (абстрактно-логическое, или рационально-логическое. Эти формы мышления господствует в науке. В наиболее чистом виде – в математических, естественных.

— эмоционально-художественное (образное, что связывается с эмоционально-образной формой – в искусствах. В них, естественно, также есть формы более «чистые» и более связанные с логическим мышлением.

Характерной особенностью научного познания является то, что науки, познавая мир, его расчленяют. Синтез знания в каждой из конкретных наук ограничивается ее объектом, и поэтому целостной картины мира не возникает.

Однако есть вид человеческой деятельности, который также создает целостную картину мира и создает ее в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не логических законов. Это искусство. Такой путь целостного осознания жизни доступен и необходим каждому человеку.

Предметы, созданные трудом художника, специально развивают способность чувственно воспринимать мир по-человечески, то есть в культурно развитых формах – в формах человечески развитого созерцания.

Глубокое переживание произведения искусства должно заставить человека задуматься об окружающем нас мире, о судьбе другого человека, о собственной жизни. «Глубоко чувствовать» и «ясно мыслить» с помощью искусства означает познать самого себя, научиться понимать окружающих людей, познать глубину жизни, обогатить свой духовный мир.

Процесс познания себя начинается с самого раннего возраста. Психологами установлено, что у дошкольников и младших школьников он носит экстериоризированный характер, то есть когда дети этого возраста познают себя через других людей. Всматриваясь в их черты, прислушиваясь к их мыслям, они соотносят их со своими чертами и мыслями, о существовании которых подчас и не догадывались. Вместе с тем круг общения дошкольников не очень велик. В этом возрасте они еще довольно тесно привязаны к родителям и семье. Тем не менее, знания о себе необходимы ребенку. Недостаточность их может привести к неадекватной самооценке, к неверию в собственные силы, к нивелированию своих индивидуальных и неповторимых черт.

Помочь ребенку в познании себя при относительно узком круге общения может искусство. Ведь именно оно дает ребенку иллюзию общения с совершенно разными людьми – плохими и хорошими, веселыми и грустными, прекрасными и безобразными. Количество участников такого общения может быть очень велико.

У детей, то процесс видения другого хорошо реализуется у них в таких искусствах, как кино, литература и, отчасти, изобразительное искусство. Слово описывает человека, его действия, поступки, стремления, поэтому видение героя произведения литературы ребенку вполне доступно.

Гораздо сложнее детям увидеть другого и узнать себя в музыкальном произведении. Музыка – искусство временное и, пожалуй, чувственно-абстрактное. Она не дает возможности показать конкретные действия человека, его манеру произносить слова, мыслить в вербальных формах и т. п.

Комплексный подход в этих условиях представляет собой установку на выявление и всестороннее развитие продуктивных способностей дошкольника на основе музыки и других видов искусства. Целостная организация обучения может помочь преодолеть однобокость и фрагментарность мышления, эмоциональную бедность воображения, в целях активного формирования ассоциативного поля.

Стержнем всей системы понятий, лежащих в основе целостного восприятия искусства, должно стать восприятие, поскольку именно оно является общим знаменателем, характеризующим процесс постижения искусства в деятельности творца, исполнителя и слушателя.

На этом сочетании строится сам механизм ассоциативного мышления: от прямого восприятия (непосредственного) к умению сравнивать, представлять, соотносить с ранее прочувствованным и пережитым. В развитии ассоциативного мышления у дошкольников необходимо исходить из того, что здесь больше всего задействована эмоциональная сфера, воспоминания и прочувствования.

Таким образом, анализ разнообразной литературы позволяет утверждать, что развитое ассоциативное мышление детей помогает ему понять и принять мир музыкальных образов во взаимосвязях с другими искусствами как мир художественных образов. А это, в свою очередь, способствует более глубокому освоению закономерностей музыкального искусства, отражающих многообразные жизненные связи.

Источник