Развитие мотивации у ребенка с зпр

Развитие мотивации у ребенка с зпр thumbnail

Рабочая программа

Коррекционно-развивающая программа

формирования и развития учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития.

на 2016 – 2017 учебный год

                                            Педагог-психолог Антонова О.М.

Москва, 2016

Пояснительная записка

Младший школьный возраст один из важных этапов детства, в этот период формируются навыки учебной деятельности. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, … такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть … мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».

Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенная в деятельность обучения. Она определяется организацией образовательного процесса и субъектными особенностями обучающегося, здесь учитываются такие факторы как: возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками.

На протяжении многих десятилетий проблема учебной деятельности и школьной неуспеваемости являлась предметом исследования специалистов разного профиля: психологов (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А.Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник и др.); педагогов (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков и др.); дефектологов и физиологов совместно с психологами и клиницистами (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, У.В. Ульенкова и др.). В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность в связи с постоянно увеличивающимся количеством детей с пониженной обучаемостью, в том числе и детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Многие авторы отмечают, что в сложной структуре формирующейся личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья мотивационно — потребностная сфера занимает существенное место (Л.В. Занков, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, И.Ю. Кулагина и др.). Поступление ребенка в школу — важное событие в его жизни, к которому он должен быть подготовлен. К числу основных компонентов личностной готовности ребенка к школьному обучению, без которых нельзя рассчитывать на успехи, является мотивационная готовность. Изучение мотивов учебной деятельности у детей с ЗПР представляет интерес для понимания причин трудностей включения детей с ЗПР в учебный процесс.

Создание условий для развития и формирования мотивов в период обучения в начальной школе, придающих дальнейшей учебной деятельности ребенка значимый для него смысл, является крайне необходимым. Отсутствие школьной мотивации является показателем непричастности ребенка к учебному процессу. Для организации конструктивной работы по формированию и развитию школьной мотивации у младшего школьника с ЗПР педагогу важно знать:

— индивидуальные особенности учащегося;

— мотивационную готовность к школьному обучению;

— мотивацию, складывающуюся у ученика к концу начальной школы и готовящую учащегося к решению задач следующей ступени обучения.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

— познавательные;

— коммуникативные;

— эмоциональные;

— саморазвития;

— позиция школьника;

— достижения;

— внешние (поощрения, наказания).

Для формирования положительного отношения к учебе можно выделить следующие направления:

— Забота о создании общей положительной атмосферы;

— Постоянное снижение тревожности детей, избегая упреков, насмешки, угроз и т.д.

— Стремление исключить страх школьников перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

— Создание ситуаций успеха в учебной деятельности, формирующих чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

— Опора на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время.

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.

Задачи:

— сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию;

— сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии;

— дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий;

— предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями).

Такие условия создаются за счет целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, тренингов и развивающих занятий.

Временные характеристики: программа рассчитана на 8 занятий по 40 минут 1 раз в неделю.

Прогнозируемые результаты.

Дети должны научиться:

• не бояться, быть уверенным в себе; передавать свое настроение (разными способами); взаимодействовать друг с другом, со взрослыми в условиях коллектива (класса);

• мыслить образами, составлять целое из частей, выделять из целого части, рисовать, штриховать, различать цвета, соотносить цветовую гамму с образом;

• выделять объект на картине, устанавливать закономерности на зрительно воспринимаемом материале, составлять простейший рассказ по серии картинок; запоминать, хранить, воспроизводить материал, «оречевлять» свои действия.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Занятие 1.

40 мин.

2

Занятие 2.

40 мин.

3

Занятие 3.

40 мин.

4

Занятие 4.

40 мин.

5

Занятие 5.

40 мин.

6

Занятие 6.

40 мин.

7

Занятие 7.

40 мин.

8

Занятие 8.

40 мин.

Занятие 1.

Цель: создание условий для развития познавательной деятельности младших школьников, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, повышение самооценки, формирование гордости за свой продукт труда.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка зпр пример

Задание 1. Упражнение на знакомство с группой.

Каждому участнику предлагается представить своего соседа с право и слева. «Здравствуйте, меня зовут ……., с права от меня Маша, а с лева от меня Петя….».

Задание 2. Упражнение на развитие восприятия. «Круг»

Инструкция для детей: «Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь быстро на них ответить. Все поняли задание? Начали.»

  1. Какую форму имеют окна в самолете?
  2. Как называются окна в самолете?
  3. Назовите предметы, имеющие форму круга.
  4. Какие предметы или фигуры можно получить, если сложить несколько кругов разной или одинаковой величины?

Детям нарисовать как можно больше предметов, используя в качестве основной фигуры круг.

Задание 3. Изготовление веселых человечков из геометрических фигур.
Каждый ребенок получает для работы прямоугольник и круг, вырезанные из бумаги. Из прямоугольника нужно склеить трубочку так, чтобы можно было надеть ее на палец. На круге нарисовать лицо веселого человечка и наклеить его на трубочку.
Ведущий. Дети, сейчас произойдет что-то удивительное. Если вы наденете человечка на палец, он оживет… Он расскажет нам, как его зовут, что он любит делать и что не любит, какое у него любимое блюдо, любимое время года, любимый мультфильм и многое другое.
Дети говорят по кругу: дают имя веселому человечку и рассказывают о нем.

Рефлексия

Дети прощаются с человечками и встают в круг. По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 2.

Цель: развитие внимания, развитие навыков коллективной работы, установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений, формирование гордости за свой продукт труда.

Оборудование: плотная бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Задание 1. Упражнение «Какая рука у соседа»

Дети стоят в круге, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, теплая, добрая, нежная).

Задание 2. Упражнение «Летела корова»

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова? Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Задание 3. Изготовление дома для веселых человечков.
Каждый ребенок получает квадрат из плотной бумаги (размером 10х10 см), цветные карандаши, фломастеры.

Ведущий. Дети, сегодня мы сделаем дом для наших веселых человечков. У каждого из них будет свое окно. Сейчас вы это окно нарисуете, раскрасите. Постарайтесь, чтобы у вашего человечка было окно самое необычное, не похожее на все остальные окна, они могут быть разноцветными.
Затем готовые домики составляются один над другим, получается многоэтажный дом.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 3.

Цели занятия: Занятия по развитию доверительных отношений, мелкой моторики рук, произвольной памяти и внимания.

 Оборудование: предметные картинки одинаковых размеров, глина или пластилин.

Задание 1. Упражнение «Ласковое имя»

Цель: развитие у участников чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.
Дети становятся в круг. Один из детей по желанию выходит в центр круга, а остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре круга, становится на его место.

Задание 2. Упражнение «Зрительная память».

— Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках.

 (1 минута).  Кто сможет повторить?  (Дети называют те предметы, которые они запомнили.  Подводится итог.)

Задание 3. Упражнение «Угощение на день рождения веселым человечкам» 
Дети лепят из глины или пластилина угощение для дня рождения веселых человечков (конфеты, торты, фрукты). Затем выставляют все это на общий стол. Надевают своего человечка на палец (сделанного на первом занятии) и рассматривают угощение. Рассуждения, что любят человечки, какие подарки любят получать.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 4.

Цели занятия: формирование желания общаться, быть активными, развитие творчества, внимания и навыков ориентировки в пространстве (схема тела).

Оборудование: заготовки из плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Задание 1. Упражнение «Зеркало»

Дети разбиваются на пары. Один показывает разные выражения лица, а другой повторяет. Затем меняются ролями.

Задание 2. Упражнение «Будь внимательным»

Ребенок выполняет движения в соответствии с командами взрослого: подними правую руку, попрыгай на левой ноге, дотронься до левого уха, закрой правый глаз и т.д. В случае правильного выполнения задания ребенок получает фишку.

Задание 3. Упражнение «Изготовление мебели для веселых человечков» 

Дети получают заготовки из плотной бумаги для изготовления стула, стола и дивана, цветную бумагу для украшения поделок, ножницы и клей. После изготовления мебели каждый украшает ее по своему желанию: можно разрисовать, можно использовать аппликацию из цветной бумаги. Затем дети рассказывают о своих поделках от имени веселых человечков.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 5.

Цели занятия: формирование желания учиться, быть активными, развитие внимания, мышления.

Задание 1. Упражнение «Необычное приветствие».

Предложить детям поприветствовать друг друга, но не совсем обычным способом:

— попросить детей помахать рукой своему соседу по парте;

— пожать друг другу руки;

— поприветствовать друг друга плечами;

Читайте также:  Препараты помогающие развитию ребенка

— поприветствовать носочками ног;

Задание 2. Игра с палочками

1. Составьте 2 одинаковых квадрата из семи одинаковых палочек.

2. Составьте 3 равных квадрата из 10 одинаковых палочек.

3. Составьте из 10 одинаковых палочек 2 квадрата: большой и маленький.

4. Составьте 3 равных треугольника из 7 одинаковых палочек.

5. Составьте 4 равных треугольника из 9 одинаковых палочек.

6. Составьте квадрат и два равных треугольника из 5 одинаковых палочек.

7. Составьте квадрат и 4 равных треугольника из 9 одинаковых палочек.

8. Составьте из 9 одинаковых палочек 5 треугольников.

Задание 3. Упражнение «Минутка отдыха».

Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 6.

Цели занятия: формирование желания учиться, быть активными, развитие внимания, мышления.

Оборудование: бумага, цветные карандаши

Задание 1. Эта игра — на знание друг друга и быстроту реакции. Правила игры такие. На счет «1, 2, 3» нужно как можно быстрее построиться в один ряд. Я говорю вам, каким образом это нужно сделать (например, «постройтесь по росту»), а вы становитесь в ряд — впереди самый высокий ученик, в конце — самый маленький. Понятно? Итак, постройтесь в ряд. //Психолог предлагает разные варианты, например, по цвету волос, по цвету платья, кофточки, пиджака, по цвету глаз — от самого темного до самого светлого//. Получилось? Почему не получилось?

Задание 2. «Каждой руке – свое дело»

 Ребенок левой рукой медленно перелистывает в течении 1 минуты книгу с картинками (запоминая их), а правой чертит геометрические фигуры.

Задание 3. Представьте веселых человечков в классе, как они сидят на уроке, слушают учителя, выходят к доске отвечать. Что им говорит учитель? Нарисуйте, то что вы представили, про веселых человечков.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 7.

Цели занятия: обучение детей гибкости в общении друг с другом, формирование доверия между ними, развитию внимания, речи и мышления.

Задание 1. Игра «Сиамские близнецы»

Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева — только левая. Вместе они и есть “сиамский близнец”. Одному из них «сиамскому близнецу» надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться).

Задание 2. Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд, увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу ведущего один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Задание 3. «Искусство выдумывать истории»

Процедура игры.

1) Ребенку или группе детей предлагается набор слов, которые он должен использовать в придумывании истории, например, веселые человечки, поезд, школа, лето, интересные уроки.

2) Надо придумать историю, используя какое-то одно свойство предмета, например, придумать историю про страну, где все из стекла или из мыла и т. п.

3) Ребенку или группе детей предлагается придумать историю, где все, наоборот, по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле, например, дети выше ростом, чем взрослые.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 8.

Цели занятия: обучение детей общению друг с другом, развитию внимания, речи, фонематического слуха и точности слухового восприятия.

Задание 1. Игра «Эхо»

Перед игрой ведущий обращается к детям: Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо.

Задание 2. Игра «Заметь все»

 Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Задание 3.  «На что это похоже».

Нужно придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Список литературы

1. Загорная Е.В. Справочник школьного психолога 2-е издание – Издательство «Наука и техника» 2017.

2. Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова Психологическая азбука, программа развивающих занятий в 1 классе – Генезис, Москва 2012.

3. О. Алесенко, Тренинг развития коммуникативных навыков
для учащихся первых классов, Журнал «Школьный психолог», Издательский дом «Первое сентября», Москва 2013.

4. Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – Спб.: Образование, 1995.

5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; под ред. И. В. Дубровиной. — М’.: Издательский центр «Академия», 1998.

Читайте также:  Договор о сотрудничестве в развитии ребенка

Источник

Рекомендации педагогам по развитию учебной мотивации у детей с ЗПР

У детей с ЗПР школа часто вызывает негативное отношение. Это происходит потому, что крайне неприятно делать то, в чем беспрерывно терпишь неудачу. Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи. А чтобы этого добиться, нужно использовать следующие методы, направленные на то, чтобы учение вызвало положительные эмоции:

  • Надо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен.

  • Следует отбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не должны быть слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки ребенка. Учитель должен умело точно и тщательно оценивать возможности ребенка.

  • Повышать самооценку ребенка можно не только описанным выше способом (давая посильные задания и помогая в необходимых случаях). Очень важно также отношение к ребенку других людей. Ребенок быстро понимает, как его оценивает учитель. Если низко, то, будучи поставлен перед необходимостью решения какой-либо учебной задачи, ученик говорит: “Я глупый”, “я тупой”. Поэтому следует избегать низко, оценивать ребенка, его способности. Оценивать можно только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка. Следует избегать грубых, резких слов и оценок. Особо подчеркнем, что нужно научиться избегать этого не только во внешних формах поведения, но и реально. Надо научиться искренне, уважать и ценить личность ребенка, иначе он почувствует обман. Нельзя считать ребенка неспособным, отсталым – в этом случае он наверняка потерпит неудачу, “оправдает” ожидания учителя.
    Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Научиться самому и научить ребенка не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением (ведь на ошибках учатся!) – это важная и трудная задача.

  • Нужно научиться, словом поощрять ребенка, малейший его успех. Главным в оценке работы должен быть качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, малейшего продвижения. Кроме того, нельзя забывать о выявлении причин имеющихся недостатков, не ограничиваясь только их констатацией.

  • Для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным (насколько это возможно). Содержание объясняемого должно опираться на прошлый опыт (иначе материал будет недоступен и неинтересен).

  • Для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности.

Используя перечисленные возможности учебной мотивации, учитель создаст благоприятные условия для коррекционно-развивающих занятий.

Учителя, работая с детьми с задержанным психическим развитием, занятия должны проводить в игровой форме, максимально поощрять проявления собственных познавательных интересов ребенка, его самостоятельность. Работа должна включать игры, направленные на формирование волевой регуляции, способности к планированию деятельности, регуляции эмоций.

В младшем школьном возрасте многие дети этого типа не способны к самостоятельному приготовлению домашних заданий, им нужна организующая помощь взрослых. Для них особо важно соблюдение режима дня, расписание подготовки к урокам, правильное аккуратное рабочее место. Постепенно следует уменьшать контроль и организующую помощь, с тем, чтобы к 3-4 классу ребенок мог самостоятельно справляться с домашними заданиями, выполнять поручения взрослых.
Учителям и родителям максимально следует отмечать любые достижения ребенка, не требовать от него отличных отметок. Можно при необходимости проводить с этими детьми психотренинговые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти. Желательно, чтобы во время этих упражнений ребенок иногда менялся местами с взрослыми, исполняя роль “тренера”, учителя. Это поможет ему легче понять специфику учебной деятельности, необходимость дисциплины в классе.

Безусловно, круг проблем, касающихся эмоционально-волевой сферы ребенка, очень широк. Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, можно предложить взрослым следующие рекомендации:

  • Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, что бы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.
    Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо помочь ребенку адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды.

  • Не надо пытаться в процессе занятии с трудными детьми полностью оградить ребенка от отрицательных переживании. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание “тепличных условии” лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоции (отрицательные или положительные), а, прежде всего их интенсивность. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоции, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоции рано или поздно вызывает скуку.

  • Чувство ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные, аффективные реакции — это результат длительного зажима эмоции.

  • Можно отметить, что не существует плохих или хороших эмоции, и взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться для доступному для ребенку уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка, оптимальным способом социализации.

Используемая литература:

  1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л.В. – Москва: Академия, 2003. – 480с.

  2. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2003.

  3. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция./ Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.

Источник