Развитие мотивации личности ребенка к творчеству и познанию

Развитие мотивации личности ребенка к творчеству и познанию thumbnail

«Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству

через любительское музицирование»

          Жизнь — это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Преодоление любого жизненного кризиса и начало нового этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказом от старых способов действий.

         Применение специальных приемов и методов обучения может содействовать пробуждению творческой активности. Знания, умения и навыки являются обязательным условием для совершения того или иного творческого акта. Но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средство для открытия новых путей, ведущих к получению новых результатов.

       Творчество — это реализация духовных потребностей. Оно всегда направлено на возвышение этого уровня потребностей как важнейший механизм мотивации к созидательной творческо-поисковой деятельности, а впоследствии и к творческой самореализации.

       Только творя, человек гармонично развивается и создает атмосферу гармонии вокруг себя.

       Ошибочно полагать, что творчество удел избранных гениев. Потребность творчества предопределена самой природой, наделившей каждого человека «Искрой Божьей», задатками Таланта. Следовательно, нет детей. Не способных к творчеству — есть проблема упущенных возможностей, т.е. ускользания от внимания взрослых (родителей, воспитателей, учителей) момента их запуска.

       Следует помнить, что творчество существует только там, где оно создает великие произведения исторического, общекультурного значения, но и везде, где человек воображает, комбинирует и создает что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев.

    Вопрос творческой работы для общего развития и созревания ребенка — один из очень важных вопросов в детской психологии и педагогике. Основной смысл и значение творчества в детском возрасте, в том, что оно позволяет ребенку, преодолеть крупные перевалы в развитии, дает направление его фантазии, углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную сферу.

     Чем раньше ребенок начнет развиваться творчески, тем полнее он сможет реализовать свои способности, состояться как личность.

         Музыка, как и другие виды искусства, основывается на овладении тонкими технологиями, с помощью которых каждому человеку открывается возможность проявить свои природные творческие задатки в любом направлении (в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах).

        Посредником между музыкальным искусством (в частности) и субъектом творческой деятельности (учеником) призвана стать творческая личность учителя. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но и в большей степени — средством возбуждения творческо-поисковой активности.

     В музыкальной практике распространен так называемый способ «копирования и натаскивания», при котором ученику навязывается, с одной стороны «образ и подобие» учителя, а с другой, — неосмысленные и непрочувственные  манипуляции с нотным текстом, чуждым, непонятным по содержанию. И ему, зачастую, ничего не остается, как копировать своего учителя и «присваивать его опыт и культуру».

      Цель этого метода — сокрытие недостатков ученика. Достижения этой методики временны, т.к. в ней присутствуют элементы обмана и самообмана как для педагога, так и для самого ученика, и окружающих (слушателей, родителей и другим, кому приходится оценивать подобного рода достижения).

     Нередко приходится  наблюдать, как деформированное педагогическое сознание толкает преподавателя на эксплуатацию способностей ребенка. Происходит подмена цели. Вместо организации творческого развития личности ученика целью становится соревнование, борьба за первенство.

     Борьба за любое первенство — это всегда бег наперегонки со временем. А значит — форсаж, усталость и как результат, разрушение внутренней гармонии ученика, болезни, психические расстройства и отмирание интереса — гибель мотивации.

     Таким образом,  главной приоритетной целью педагога — музыканта должно стать достижение гармонии личности, которое возможно лишь посредством творческой деятельности, направленной на совершенствование его души.

     Для этого педагог должен быть организатором самостоятельных действий учащегося, поддерживать и направлять ученика на пути творческой самореализации. Именно такой подход способствует активизации деятельности ученика, является содержанием и достоинством истинного профессионального педагога.

    Учитель, исповедующий в своей работе принципы сотрудничества, строит отношения с учеником на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения.

     Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Как утверждают ученые, 40% знаний         человек приобретает в возрасте до 4-х лет, 50% — до семи лет. И знания эти наполняют ребенка, главным образом, во время игры. Игры психологи называют такой вид

деятельности, который направлен не на получение какого-нибудь практического результата, а на сам процесс этой деятельности. Игра — жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически. Значение ее огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека.

Читайте также:  Перинатальная диагностика нарушений развития ребенка

       Игра — это всегда модель счастливой жизни. По своей природе игра ребенка имеет импровизационный характер. Она возникает из острой потребности и дает большей частью быстрый и окончательный разряд занимающих его чувств. Связь игры с детским творчеством, говорит о том, что ребенок редко работает над своим произведением дома., большей частью он творит его в один прием. Поэтому начальный этап вхождения ребенка в мир музыки и развития его музыкально-творческих способностей должен строиться на основе импровизационной деятельности, т.е. через любительское музицирование, которое показывает что этот процесс изначально активно-творческий, и главной чертой в ней является художественно-поисковая деятельность. Поиск образа, движения, прикосновение звуковых красок и тому подобных средств происходит за счет активизации, воображения, памяти, мышления и основывается на подключении механизма чуткости, лежащего в основе духовности.

      Знания, полученные ребенком в процессе любительского музицирования,  воспринимаются им не как самоцель, а как средство деятельности, средство, способствующее самовыражению, самораскрытию.

Этот подход формирует высокий уровень мотивации как основного стимула к познавательной деятельности и способствует приращению необходимого знания.

      По убеждению известного музыкального педагога Г.И. Шатковского, музицирование как творческая деятельность не нарушает естественной последовательности психического развития ребенка, т.к. сначала учит свободно «говорить» на музыкальном языке, а уж потом «читать» и воспроизводить нотный текст.

    С.О. Мильтонян в своей книге «Педагогика гармонического развития скрипача» отмечает, что групповое музицирование проектирует развитие личности человека нравственного, т.к. развивает умения со — чувствовать, со — действовать, со — переживать, т.е. общаться с другими, не подавляя своего «Я», но и не угнетая себе подобного.

      При работе с группой детей, как показывает практика, более успешно применение аналитического метода обучения. В основе этого метода заложена особая роль учителя, который уже несет ученику «истину в конечной инстанции», он организует деятельность учеников к самостоятельному восхождению к истине. Раскрытие смысла метода заключено в данном случае в групповом анализе, который значительно повышает эффективность процесса тем, что каждый вывод становится общим достижением. Более догадливый и точно мыслящий ребенок обучает остальных, но каждый участник группы присваивает знание, добытое сообща, как собственное.

  Обобщая высказанное, можно сделать вывод, что музицирование включает себя основные качества, характеризующие гармоничную развивающую среду:

  1. Универсальность (целостное единство всех познавательных пространств и процессов);
  2. Экологичность (природосообразность, ненасильственность воздействий);
  3. Резонантность (возникновение устойчивого сочетания между развивающей средой и духовными потребностями личности.

  Процесс этой деятельности является:

  1. Продуктивным;
  2. Естественным;
  3. Объемным; 
  4. Позитивным.

Музицирование позволяет личности:

  1. Раскрыть и развить природный творческий потенциал;
  2. Сформировать объемное мышление;
  3. Воспитать в себе чуткое отношение к проявлениям окружающего и внутреннего мира;
  4. Иметь активную жизненную позицию;
  5. Развить в себе адаптационные способности (качества);
  6. Приобрести способность к сознательной саморегуляции.

Список используемой литературы:

В.Н. Говор «Импровизационная деятельность — средство гармонизации личности»

В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика»

А.А. Радугина «Психология и педагогика»

Поготовила преподаватель фортепианного отдела Тимербулатова Гульнара Халиловна, ДШИ №2 пгт. Высокий г. Мегиона

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» Называевского муниципального района

Омской области.

Тема: «Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»

                                                                                  Составитель: Халаева  

                                                                                Анна Валентиновна

педагог дополнительного

образования МБОУ ДОД

«Дом детского творчества».

Называевск – 2014.

ТЕМА: Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах.

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования.

Непосредственная познавательная активность, любознательность.

Это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста. Внешне она проявляется в следующем:

  • непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;
  • позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации. В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности. Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, — насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре». Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно- практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.
Читайте также:  Пульт управления развитие ребенка

Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений,необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям. Этот уровень активности наиболее ярко проявляется у учащихся начальных классов школы. Для него характерны:

  • стремление решать интеллектуальные задачи;
  • стремление получить средства для решения указанных задач;
  • потребность в интеллектуальных достижениях;
  • установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
  • позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний;
  • интерес к значению незнакомых слов;
  • ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.

Такой уровень нередко называют «репродуктивно-подражательным». В тех случаях, когда усвоение образцов действий становится самоценным, ребенок нередко проявляет интеллектуальную пассивность. Отметим, что одним из ярких признаков интеллектуальной активности является то, что ребенок не может выделить собственную интеллектуальную • задачу из всех прочих видов деятельности. Основным условием развития данного уровня является отношение взрослых, их ожидания по поводу успехов ребенка и перспектив его будущей жизни. Основные барьеры — развитие конкурентности и замена познавательной мотивации мотивацией достижения, а также ориентация педагогов и родителей преимущественно на исполнительскую сторону деятельности.

Познавательная активность, направленная на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними.

Проявления познавательной активности этого уровня/наиболее характерны для учащихся 5- 8-х классов.Для этого уровня характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения. К внешним признакам, характерным для первого уровня, в этом случае добавляются:

  • свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом;
  • стремление выполнять задания повышенной трудности;
  • поиск самостоятельных путей решения поставленных задач;
  • использование собственных примеров по теме;
  • стремление поделиться со взрослыми и одноклассниками имеющимися знаниями;
  • относительная устойчивость интереса не связана с конкретной ситуацией. Основными условиями развития уровня — включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни школьника, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых.Барьерами являются репродуктивный характер предъявляемых знаний, не выявленность их связи с реальной действительностью и репродуктивный характер образования, а также не связанность их с ведущими потребностями возраста. На протяжении подросткового возраста для учащихся ценность познавательной активности снижается. Пик отмечается в 5-6-м классах, а в 7-м и особенно в 8-м — резко снижается. Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого. К приведенным выше признакам в данном случае добавляются:
  • не насыщаемый характер познавательного интереса — стремление узнать больше;
  • интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу;
  • поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач;
  • устойчивая избирательность и постоянство интереса, его включенность в представление ученика о собственном будущем;
  • интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере, то есть к овладению первичными формами профессионального мышления;
  • выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления;
  • активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области;
  • желание высказать и отстоять свою точку зрения;
  • осознание интереса — ученик способен объяснить, что ему нравится в том или ином предмете.

Этого уровня достигает около18% старших школьников. Основным условием достижения и закрепления данного уровня является включение познавательной активности в число основных личностных ценностей. Барьерами развитияпознавательной активности на этом уровне являются личностные особенности школьников — низкая самооценка собственных интеллектуальных возможностей, комплекс негативных переживаний, связанных со школой, и т.п. Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение.

Сензитивными для психологической работы по развитию познавательной активности

школьников являются этапы перехода на новую ступень обучения (1-й класс, 5-й класс, 9-й класс). Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых, их ожидания в отношении успехов ребенка и перспектив его будущей жизни. Принципиальное значение для развития познавательной активности на всех возрастных этапах имеют не только характер познавательных потребностей окружающих ребенка взрослых, их умение и желание передать свои интересы, знания ребенку, но и отношение к нему и к самому себе.

Таким образом, для развития познавательной активности следует уделять внимание созданию не просто атмосферы общего эмоционального благополучия, а сложной системы переживаний, связанных с интеллектуальным поиском, преодолением внешних и внутренних трудностей. Такая система включает как позитивные, так и негативные эмоции, в частности когнитивный дискомфорт. Но доминируют в ней все же позитивные, стеничные переживания.

Читайте также:  Ребенок и его развитие c 1 года

Источник

Мухаметьянова Г.Ф.,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ЦТР «Салют»

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству

путь к успешной социализации

Роль декоративно-прикладного творчества, самого древнего искусства, велика в эстетическом воспитании ребенка. В арсенале педагога-прикладника есть великое множество материалов и разнообразные способы превращения их в красивые вещи. Обучающийся, включаясь в процесс их изготовления, познавая народную философию, язык символов, назначение ритуальных предметов, ощущает свою сопричастность к быту наших предков.

Мотив вообще — это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека.

Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) — это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

Интересы и способности у каждого учащегося развиваются по — разному, в зависимости от базы, как полученных знаний, так и природных данных. Причем интересы каждого обучающегося сопоставимы с интересами группы, в которой они занимаются, т.е. проводят в совместной деятельности какую — то часть своего времени. Важно воспитание интереса к освоению новых для учащихся знаний, такого интереса, который помог бы не только успешно выполнять несложные задания в процессе обучения, но и охотно приобретать все новые знания и совершенствовать имеющиеся, находить им применение. Развитие подобного интереса выступает одной из главных задач на занятиях, выражаясь путем обучения в атмосфере постоянного интереса к деятельности.

Основное предназначение дополнительного образования — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг. Приоритет интересов обучающихся — главное в деятельности учреждений дополнительного образования. В различных формах внеурочной деятельности учащиеся получают ориентацию в истинно человеческих ценностях, общественно и лично значимых. Дополнительное образование предоставляет максимальные возможности для развития познавательного интереса учащихся.

Познавательный интерес является приобретенным, а не врожденным качеством личности. Бабанский Ю.К. выделяет следующие методы формирования познавательного интереса с опорой на положительные эмоции по отношению к познавательной деятельности: эмоционально-нравственного стимулирования, познавательного спора, познавательных игр, метод стимулирования занимательностью, метод занимательных аналогий. Развитие познавательного интереса происходит от любознательности к устойчивому интересу, который лежит в основе выбора профессии.

Совершенствование деятельности по развитию мотивации учащихся к познанию, творчеству, профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в образовательном процессе происходит в результате:

— апробирования мотивирующих и развивающих программ, направленных на формирование культуры познания, общения и самореализации;

— создания новых методических и дидактических материалов к дополнительным общеобразовательным программам, освоения мировой и отечественной педтехнологий;

— осуществления педагогического сотрудничества: взаимодействия педагога с ребенком на основе добровольного сотрудничества и диалогического взаимодействия, совместной творческой работы, организации разнообразной деятельности как способа привлечения учащихся к самостоятельным занятиям по интересам, обеспечения педагогически целесообразного досуга обучающихся;

— развития индивидуальности и творческого потенциала учащихся и
педагогов;

— устойчивый познавательный интерес способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков, ориентированных на конкретный профиль деятельности (техника, искусство, спорт, туризм, экология и др.);

— только творчески работающий педагог может заинтересовать своих обучающихся.

Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации взависимости от влияния на различные сферы личности.

Методы мотивации:

  1. Эмоциональные — поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образовательных представлений, создание, ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.

  1. Познавательные — опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

  1. Волевые — предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.

  1. Социальные — развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Работая над формированием социальных ценностей учащихся методы мотивации должны органично входить в образовательный процесс и обязательно иметь системный характер. Процесс творчества — это не только практическое действие, которое можно наблюдать, но и разнообразные процессы духовной деятельности.

Главная цель организации творческой деятельности в том, чтобы каждый человек, независимо от его будущей профессии, приобрел способность, так относиться к жизни, природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры, как в идеале относится ко всему этому настоящий большой художник.

Работу над формированием и развитием социальных ценностей целесообразно проводить в соответствии со следующими принципами:

— воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру;

— научности;

— наглядности;

— активности и сознательности обучения.

Схема показывает использование различных методов и приемов по формированию социальных ценностей в процессе творческого развития учащихся.

Источник