Проект социокультурное развитие ребенка

Проект социокультурное развитие ребенка thumbnail

МБДОУ детский сад  №61 комбинированного вида

С целью использования образовательных возможностей социокультурного пространства в детском саду №61 в развитии, воспитании и образовании детей  дошкольного  возраста, развитие воспитательного потенциала детского сада и семьи, необходимо разработать и реализовать образовательные проекты, и в контексте их реализации – разработка социокультурных акций:

1.                                    Азбука безопасности

2.                                    Природа и ребенок

3.                                    Детский сад и спорт

4.                                    Я – гражданин России

5.                        Фестиваль рекордов

Цель: использование образовательных возможностей социокультурного пространства детского сада в развитии, воспитании и образовании детей

-интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающая привлечение ресурсов семьи к образовательному процессу в ДОУ

-обогащение воспитательных систем, реализуемых в ДОУ, внесением в жизнь каждого ребенка персонифицированных культурных событий

-развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к социальным событиям окружающей действительности

3.1.       Проект «Азбука безопасности»

Реализация проекта позволит решить актуальные задачи

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Основная цель работы – формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

1.             определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;

2.             разработаны формы организации деятельности с педагогами, детьми, родителями;

3.             разработана система планирования;

4.             подготовлены наглядно-дидактические материалы;

5.             подготовлено методическое обеспечение данного направления работы. Формирование основ безопасности у дошкольников мы осуществляем на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

Данная работа ведется через: — организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

—  совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и

ребенка, чтение художественной литературы, наблюдения, труд;

—  свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Родители наших воспитанников являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.

В результате данной работы дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Реализация проекта позволит решить актуальные задачи

Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от

1.   Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

2.   Формирование знаний о природе.

3.   Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить  в  относительной  гармонии  с  природой. Экологическая культура – это часть общей культуры личности. Надо различать внутреннюю экологическую культуру (мотивы, потребности, способности, интересы, ценности, привычки, чувства, эмоции) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.

Один из путей его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:

—  Экологические занятия. — Экологические экскурсии. — Уроки доброты.

—  Экологические конкурсы. — КВН, аукцион, марафон, викторина «Поле чудес» и так далее. — Экологические акции.

—  Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее).

Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Проект «Детский сад и спорт»

Цель: создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России.

Содержание проекта. В рамках проекта «Детский сад и спорт» будут реализоваться акции как городского уровня, так и детсадовского уровня

1.                                      ознакомление детей с разными видами спорта;

2.                                      развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;

3.                                      расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных в процессе игровых и спортивных мероприятий

4.                                      расширение кругозора в вопросах спортивной жизни страны;

5.                                      обогащение знаниями в области физической культуры и спорта;

6.                                      формирование интереса к определенному виду спорта.

Привлечение родителей повысит их компетентность в области физического воспитания детей и вызовет интерес к совместным физкультурным досугам. По рекомендации педагогов и самостоятельно родители совместно с детьми могут посещать стадионы, спортивные площадки в городе, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях, традиционно проводимых в городе.

1.На первом этапе воспитатели проводят работу с родителями воспитанников, мотивация детей на соревнования и праздники

2.Второй этап реализации проекта, посещение соревнований и спортивных мероприятий различного уровня (спортивные праздники, эстафеты, кроссы, тренировки спортсменов и команд и др.).

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Читайте также:  Индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция

– самые эффективные факторы воспитания.

Используемые методы работы

·                     Целевые прогулки и экскурсии, наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.), объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

·                     Беседы о родном городе, разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

·                     Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура), обогащение и стимулирование детского творчества.

·                     Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

·         Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Цель:      Помочь ребенку самоутвердиться, ощутить свою значимость, приобрести уверенность в себе, проявить свою непосредственность, индивидуальность.

1.              Создать условия для развития индивидуальности каждого ребенка, сохранения его психического здоровья.

2.      Воспитывать оптимизм у ребенка, умение радоваться окружающему миру.

3.      Развивать эмоциональную сферу детей

Праздники-конкурсы проходят 1 раз в месяц общие и по одной группе, разные по форме и содержанию: праздники, развлечения, концерты, конкурсы, фестивали, а также конкурсы индивидуальные и групповые. Тематика разнообразна.

В каждой группе воспитатели проводят свои конкурсы фестиваля «Самый, самый» по различным номинациям, а также ведут тетради учета победителей.

Для родителей оформляется своеобразная доска почета с фотографиями участников и победителей марафона «Самый, самый».

На каждом празднике проводится награждение победителей памятными медальками, угощение всех участников, парад «Самых, самых».

*Активизация творческой деятельности детей, развитие их эмоциональности, индивидуальности, художественно-эстетических способностей, повышение творческого и познавательского потенциала, укрепление психического здоровья, эмоциональный комфорт.

* Участие родителей – не только организационные мероприятия, но и активизация их в плане обыгрывания ролей, участия в аттракционах, подбор познавательного материала – 40%

Итоги реализации новых образовательных проектов в 2017/2018 учебном году будут подведены путем создания тематических интерактивных экспозиций, посвященных культурным событиям года и размещения их в доступных для детей и родителей местах, в частности, на сайте учреждения;

·                    Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие

·                    Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие

·                    Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-

воспитателя в системе непрерывного образования

·                    Венкова 3. Л. Освоение проектной культуры как условие повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ

·                    Виноградова Н.А. , Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ.

Эффективные формы и методы

·                    Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей

•  Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып. 41).

•  Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции  его  изменения // Дошкольное воспитание.- 1996. — № 6..

•  Стеркина Р. Б. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.- с. 4- 11.

•  Стеркина Р. Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработке государственных стандартов дошкольного образования//Дошкольное воспитание.-1996.-№ 8.

•  Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника, М.,2000.

НАЗВАНИЕ

ПРОЕКТА

НАЗВАНИЕ АКЦИИ

СРОК

ПРОВЕДЕНИЯ

ОРГАНИЗАТОРЫ

АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ

«Огонь — друг или враг? »

сентябрь

Общественный инспектор по ППБ

Пожарная тревога (эвакуация)

октябрь

администрация

«Дорога. Ребенок. Безопасность»

ноябрь

Общественный и

нспектор по БДД

ПРИРОДА И РЕБЕНОК

«Покормим птиц» (изготовление кормушек)

январь

воспитатели

«Цветущий сад» (уход за участком)

май — сентябрь

воспитатели

«Пасхальная корзина» (составление композиций из бросового материала)

апрель

воспитатели

ДЕТСКИЙ САД И СПОРТ

День здоровья

февраль

Инструктор по физической культуре

Спортивная эстафета

Июнь

воспитатели

Я — ГРАЖДАНИН РОССИИ

Смотр строя и песни, посвященный 70 летию Победы ВОВ

май

Музыкальные руководители

«Моя Россия» (конкурс рисунков на

июнь

воспитатели

асфальте)

«Любимые места моего города»

(фотоконкурс)

июль

Воспитатели

ФЕСТИВАЛЬ

РЕКОРДОВ

Минута славы

февраль

Музыкальные

руководители

Театральная неделя

март

Музыкальные

руководители

Источник

Социокультурные проекты в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Педагогический проект

С целью использования образовательных возможностей социокультурного пространства в детском саду №31 в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста, развитие воспитательного потенциала детского сада и семьи, необходимо разработать и реализовать образовательные проекты, и в контексте их реализации – разработка социокультурных акций:

  1. Азбука безопасности

  2. Природа и ребенок

  3. Детский сад и спорт

  4. Я – гражданин России

  5. Фестиваль рекордов 

Читайте также:  Центр развития для ребенка в новом уренгое

Цели и задачи

Цель: использование образовательных возможностей социокультурного пространства детского сада в развитии, воспитании и образовании детей

-интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающая привлечение ресурсов семьи к образовательному процессу в ДОУ
-обогащение воспитательных систем, реализуемых в ДОУ, внесением в жизнь каждого ребенка персонифицированных культурных событий

-развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к социальным событиям окружающей действительности

 Содержание и реализация проектов:

3.1. Проект «Азбука безопасности»

Реализация проекта позволит решить актуальные задачи

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Основная цель работы – формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях. 

Реализация проекта.

  1. определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;

  2. разработаны формы организации деятельности с педагогами, детьми, родителями;

  3. разработана система планирования;

  4. подготовлены наглядно-дидактические материалы;

  5. подготовлено методическое обеспечение данного направления работы.

Формирование основ безопасности у дошкольников мы осуществляем на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

Данная работа ведется через: — организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
— совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, наблюдения, труд;
— свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Родители наших воспитанников являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.

В результате данной работы дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

3.2. Проект «Природа и ребенок»

Реализация проекта позволит решить актуальные задачи

 Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от

1. Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

2. Формирование знаний о природе.

3. Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение. 

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Экологическая культура – это часть общей культуры личности. Надо различать внутреннюю экологическую культуру (мотивы, потребности, способности, интересы, ценности, привычки, чувства, эмоции) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.

Реализация проекта.

Один из путей его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:

— Экологические занятия. — Экологические экскурсии. — Уроки доброты.

— Экологические конкурсы. — КВН, аукцион, марафон, викторина «Поле чудес» и так далее. — Экологические акции. — Лаборатория юного эколога.

— Экологические музеи. — Экологические праздники и фестивали.

— Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее).

Результативность.

Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Принимают активное участие в городских, областных и всероссийских конкурсах, 

3.3. Проект «Детский сад и спорт»

Цель: создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России.

Содержание проекта. В рамках проекта «Детский сад и спорт» будут реализоваться акции как городского уровня, так и детсадовского уровня

Реализация проекта позволит решить актуальные задачи физического воспитания: 

  1. ознакомление детей с разными видами спорта;

  2. развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;

  3. расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных в процессе игровых и спортивных мероприятий

  4. расширение кругозора в вопросах спортивной жизни страны;

  5. обогащение знаниями в области физической культуры и спорта;

  6. формирование интереса к определенному виду спорта.

Привлечение родителей повысит их компетентность в области физического воспитания детей и вызовет интерес к совместным физкультурным досугам. По рекомендации педагогов и самостоятельно родители совместно с детьми могут посещать стадионы, спортивные площадки в городе, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях, традиционно проводимых в городе.

Реализация проекта.

1.На первом этапе воспитатели проводят работу с родителями воспитанников, мотивация детей на соревнования и праздники

2.Второй этап реализации проекта, посещение соревнований и спортивных мероприятий различного уровня (спортивные праздники, эстафеты, кроссы, тренировки спортсменов и команд и др.).

3.4 проект «Я – гражданин России»

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Читайте также:  Развитие сильной личности ребенка

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания.

Реализация проекта.

Используемые методы работы

  • Целевые прогулки и экскурсии, наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.), объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

  • Беседы о родном городе, разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

  • Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура), обогащение и стимулирование детского творчества.

  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

3.5. Проект «Фестиваль рекордов»

Цель: Помочь ребенку самоутвердиться, ощутить свою значимость, приобрести уверенность в себе, проявить свою непосредственность, индивидуальность.

Задачи:

1. Создать условия для развития индивидуальности каждого ребенка, сохранения его психического здоровья.

2. Воспитывать оптимизм у ребенка, умение радоваться окружающему миру.

3. Развивать эмоциональную сферу детей

Праздники-конкурсы проходят 1 раз в месяц общие и по одной группе, разные по форме и содержанию: праздники, развлечения, концерты, конкурсы, фестивали, а также конкурсы индивидуальные и групповые. Тематика разнообразна.

В каждой группе воспитатели проводят свои конкурсы фестиваля «Самый, самый» по различным номинациям, а также ведут тетради учета победителей.

Для родителей оформляется своеобразная доска почета с фотографиями участников и победителей марафона «Самый, самый».

На каждом празднике проводится награждение победителей памятными медальками, угощение всех участников, парад «Самых, самых».

Предполагаемый результат:

*Активизация творческой деятельности детей, развитие их эмоциональности, индивидуальности, художественно-эстетических способностей, повышение творческого и познавательского потенциала, укрепление психического здоровья, эмоциональный комфорт.

*Участие детей в фестивале рекордов, марафоне «Самый, самый» — 100%

* Участие родителей – не только организационные мероприятия, но и активизация их в плане обыгрывания ролей, участия в аттракционах, подбор познавательного материала – 40%

 Подведение итогов реализации  образовательных
проектов в детском саду №31.

Итоги реализации новых образовательных проектов в 2014/2015 учебном году будут подведены путем создания тематических интерактивных экспозиций, посвященных культурным событиям года и размещения их в доступных для детей и родителей местах, в частности, на сайте учреждения; размещения наиболее интересных материалов на сайте Управления образованием.

 Литература

  • Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие

  • Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие  

  • Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования

  • Венкова 3. Л. Освоение проектной культуры как условие повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ

  • Виноградова Н.А. , Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы

  • Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей  

  • Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып. 41).

  • Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание.- 1996. — № 6..

  • Стеркина Р. Б. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.- с. 4- 11.

  • Стеркина Р. Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработке государственных стандартов дошкольного образования//Дошкольное воспитание.-1996.-№ 8.

  • Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника, М.,2000.

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

НАЗВАНИЕ АКЦИИ

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

ОРГАНИЗАТОРЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ

«Огонь — друг или враг? » (поделки из бросового материала)

январь

Общественный инспектор по ППБ

Пожарная тревога (эвакуация)

май, сентябрь

администрация

«Дорога. Ребенок. Безопасность» (творческий конкурс)

октябрь

Общественный и нспектор по БДД

ПРИРОДА И РЕБЕНОК

«Покормим птиц» (изготовление кормушек)

март

воспитатели

«Цветущий сад» (уход за участком)

май — сентябрь

воспитатели

«Пасхальная корзина» (составление композиций из бросового материала) –

апрель

воспитатели

  • ДЕТСКИЙ САД И СПОРТ

Лыжня России

февраль

Инструктор по физической культуре

День здоровья

Май 2015

Инструктор по физической культуре

Спортивная эстафета

Июнь 2015

воспитатели

Кросс наций

сентябрь

Инструктор по физической культуре

  • Я — ГРАЖДАНИН РОССИИ

Смотр строя и песни, посвященный 70летию Победы ВОВ

май

Музыкальные руководители

«Моя Россия» (конкурс рисунков на асфальте)

июнь

воспитатели

«Любимые места моего города» (фотоконкурс)

июль

Воспитатели

  • ФЕСТИВАЛЬ РЕКОРДОВ

Минута славы

февраль

Музыкальные руководители

Театральная неделя 2015

март

Музыкальные руководители

Источник