Курсовой развитие ребенка оригами

Курсовой развитие ребенка оригами thumbnail

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Турочакский центр детского творчества»

Реферат

«Благоприятное влияние искусства оригами на развитие младших школьников»

Коперчак Юлии Викторовны

педагога дополнительного образования

руководителя творческих объединений

«Оригами», «Рукоделие»

Турочак, 2019

Содержание

Введение

1. Формирование творческих способностей посредством оригами

2. Влияние оригами на формирование психических процессов

Заключение

Введение

«Эстетические предметы: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни… Трудовое и научное образование, лишённое этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки» — А.В. Луначарский.

Чтобы понять какую-либо науку или овладеть искусством, практически всем детям необходимо прожить период детства естественно (Коменский, Локк, Персталоцци, Дистервег, Ушинский, Макаренко), отдав природную дань не только играм, но и труду. Ручному труду в первую очередь, ибо именно он является главным источником щедрой пищи для нейронов, которые перерабатывают её в понятия и мысль.

Каждый вид познавательной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Оригами имеет большое значение для обучения и воспитания детей.

По итогам имеющихся исследований, занятия бумажным моделированием, особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:

— восприятия (целостности и структурности образа);

— внимания (концентрации и устойчивости);

— памяти (зрительной и кинестетической);

— мышления (пространственного, креативного).

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

1. Формирование творческих способностей посредством оригами

В педагогическом процессе формирование творческих способностей –  это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка –  это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными  потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

Одним из способов постижения окружающей действительности является бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода вещи. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Работа с бумагой дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел. Оригами – это игровая технология «бумажный конструктор», способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Искусство бумажного моделирования возникло в глубокой древности в Японии и служило средством развлечения и умственного воспитания детей в народной педагогике. С середины восемнадцатого века оригами стали использовать в детских воспитательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления. В школах Японии оригамные фигурки геометрических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании.

Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса младших школьников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

В ходе работы в технике оригами ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания младших школьников. Занятия оригами в младшем школьном возрасте формируют такие нравственные качества учащихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь ребятам, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для ребёнка является стремление к творческой самореализации, желанию создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур.

            Таким образом, работа в технике бумажного  моделирования целенаправленна: ребята видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.

Оригами как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиями, обеспечивающим эффективность развития творческой активности младших школьников:

  • делает возможным овладение опытом самостоятельной, новой для них деятельности;

  • создает информационно обогащенную досугово- развивающую среду;

  • обеспечивает совместную деятельность педагога и учащегося, родителей и детей;

  • способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;

  • оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности младшего школьника.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка таблица

2. Влияние оригами на формирование психических процессов

Оригами благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности младших школьников – формированию общения в коллективе в процессе учебной деятельности. Общность творческих и образовательных интересов учащихся, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Значение занятий оригами, с использованием занимательного материала для образования младших школьников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения оригами:

— учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;

— развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;

— учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;

— стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

— знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;

— развивает пространственное воображение; учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку;

— способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;

— совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда.

Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Заключение

Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей  школьников. А оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе, как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес младших школьников к учебной деятельности.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – М:Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000 – 624 с.

2. Алексадрова, Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды [Текст]/ Л.А. Алексанрова // Образование в современной школе – 2005- № 5 – С. 53-56.

3. Анашевская, Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся [Текст]/ Л.А. Анашевская // Мир психологии – 2001 — № 6 – С. 21-25

4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст]/ П.П. Блонский. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2006. – С. 36.

5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]/ Д.Б. Богоявленская. – М. – 2002. – С. 21.

6. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника [Текст]/ Л.А Большакова // Россия – 2001. — № 2. – С. 15.

7. Бушуева, Л.С. Методы активизации творческого мышления младших школьников [Текст]/ Л.С. Бушуева // Начальная школа – 2008. — № 3. – С. 13-16.

8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. – М: Просвещение, 1997 – 93 с.

9. Ганина, С.А. Модель развития творческой активности младших школьников в системе дополнительного образования [Текст]/С.А. Ганина // Психологический журнал – 2007. — № 1. – С. 97-101.

10. Дружинин, В.Н. Психология творчества [Текст]/ В.Н. Дружинин // Психологический журнал – Т. 26. — № 1. – С. 101-109

11. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества [Текст]/ М.В Ермолаева. – М., 2001. – С. 170.

12. Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. Одаренный ребенок [Текст]/ Р.Я. Имаметдинова // Психологический журнал – 2006 — № 6 – С. 99-101.

13. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/ Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1997. — 205с.

14. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития [Текст]/ И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009 – С. 72.

15. Курочкина, М.В. Методы развития творческих способностей младших школьников [Текст]/ М.В. Курочкина // Педагогика.– 2009 — № 4. – С. 48-51.

16. Курочкина, М.В. Особенности моделирования процесса развития творческого потенциала младших школьников [Текст]/ М.В. Курочкина // Начальная школа плюс До и После – 2010 — № 7. – С. 13-14.

Источник

Консультация для родителей.

Подготовила воспитатель МБДОУ

«Детский сад №34 «Крепыш»

Артемьева Альбина Олеговна

Значение оригами в развитии  детей

Дорогие взрослые! Вспомните свое детство.

Каждый из вас,  наверняка,  хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги —  кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».   

Читайте также:  Современная школа и развитие ребенка

 Оригами («ори» — сгибать, «гами» — бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами — волшебство, чудо и конечно, игра.

Сегодня, искусство оригами,  уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности.

Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекателен для ребенка, ведь эту игрушку он сделает сам. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии,  художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем  будут использоваться в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям.

Оригами это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

  Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами      активизирует     мыслительные     процессы.    В      процессе конструирования    у  ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания)  со  словесными   (объяснение  приемов складывания)      и    перевод     их   значения   в   практическую      деятельность  (самостоятельное выполнение действий).
           Оригами совершенствует трудовые умения ребенка,  формирует культуру труда.   И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.         Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей, и дети начинают лучше учиться. Таким образом, занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей.  Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

         Но все-таки оригами, прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.

Литература:

 1. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка»

        2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игрушки из бумаги»

             3. Коротеев И.А. «Оригами для малышей»

             4. Соколова С.В. «Сказки из бумаги»

        5. Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами»

Источник

Оригами в развитии ребёнка дошкольного возраста

Оригами – это искусство складывания бумаги.         

Слово «оригами» пришло к нам из страны восходящего солнца. Оно состоит из двух частей, это «ори», что значит «складывать» и «ками» — бумага.  Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока. Самой известной фигуркой оригами является – журавль. Он стал международным символом мира. В Японии практически каждый ребенок умеет создавать бумажных журавлей. Своей популярностью данная форма обязана книге Элеанор Коэр — «Садако и 1000 бумажных журавлей». Данная история получила широкую огласку по всему миру. Пример маленькой девочки заставил человечество задуматься об опасности применения ядерного оружия, а бумажный журавлик, стал символом мира и напоминанием о случившейся трагедии.

Читайте также:  Развитие ребенка это понятие

Виды оригами.

        Простое оригами — стиль оригами ,придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который  ограничен  использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам. 

        Модульное оригами — вид оригами, при котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. 

       Складывание по развёртке — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

      Мокрое складывание — техника складывания, использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких  негеометричных  объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу. Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Большая часть условных знаков была введена в практику в середине 20 века известным японским мастером  Акирой  Йошизавой. В оригами сложился  набор условных знаков. Любая работа воспроизводится, благодаря этим условным знакам, как по нотам. Также существует небольшой набор приёмов, помимо знаков. Способы и приемы складывания фигурок передаются на схемах с помощью линии, стрелок и вспомогательных знаков. На чертежах, прежде всего, следует различать линии. Для того чтобы научиться делать оригами, необходимо разобраться в условных знаках оригами, которые помогают правильно «читать» диаграммы для изготовления сложных фигур. Основные обозначения и условные знаки, принятые в оригами, необходимо знать очень хорошо, чтобы без труда читать схемы. Поначалу запомнить их бывает трудно, но, сделав несколько несложных фигурок, вы запомните эти обозначения. Вот несколько обозначений для примера.

Условные обозначения оригами.

    1. Согнуть на себя

    2. Линия сгиба «долиной»

   3. Согнуть от себя

  4. Линия сгиба «горой»

  5. Сгиб «долиной»

В основном для фигур с большим количеством сгибов рекомендуется использовать тонкую и гибкую бумагу, а простые фигуры получаются лучше из плотной бумаги. Она позволяет фигуре надолго сохранить форму.

Искусство оригами тесно связано с  математикой и может стать хорошей основой для её изучения. Оригами позволяет детям оценить возможности своих рук, помогает приобрести очень важные навыки: терпение, трудолюбии, усидчивость. Развиваются креативное и пространственное мышление, мелкая моторика пальцев, координация движений, воображение, тонкая психомоторика. Малыш лучше воспринимает точные знания, например в области геометрии. На практике изучает, что такое диагональ, угол, вершина, медиана, кроме того улучшается зрительное восприятие геометрических фигур. В процессе создания фигурки оригами подключается воображение, аналитическое мышление, сообразительность, вырабатываются стратегии решения логических задач. Это очень важно для развития ребёнка. Оригами – это увлекательное занятие и серьёзное искусство, помогающее маленькому волшебнику создавать интересные поделки.

Значение оригами для развития ребёнка:

  • учит детей различным приёмам работы с бумагой;
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями;
  • стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;
  • развивает мелкую моторику рук и глазомер;
  • помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • развивать художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
  • способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
  • совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

 Всё что нужно для занятий оригами – бумага, ножницы, желание и немного терпения. Если вы будете внимательно следить инструкциям, то оригами станет очень полезным и интересным занятием для вас и ваших детей!

Я сделала вывод о том, что оригами – это интересный вид искусства. Техника оригами активизирует мыслительные процессы, способствует концентрации внимания, развивает мелкую моторику пальцев. Это один из способов познания себя и окружающего мира.  

Источник