Привязанность ребенка к маме в 3 года

Привязанность ребенка к маме в 3 года thumbnail

Ребенок, появившись на свет, еще долгое время составляет с матерью почти что единое целое. Как уже говорилось в предыдущей главе, он живет ее эмоциями, «впитывая» их вместе с молоком, ее на­строением. Нормальный ребенок всегда радуется появлению матери, выражает беспокойство по поводу ее длительного (с его точки зрения) отсутствия, скучает без нее, ждет ее появления. Очень часто случается, что только одна мать способна успокоить своего ребенка в том случае, когда другим членам семьи это не удается. Мать имеет на него «магическое» влияние.

На основе этой почти инстинктивной привязанности с годами формируется первое сознательное и глубокое чувство — любовь. Чувство любви становится наиболее глубоким и ярко выраженным у детей в возрасте приблизительно около четырех лет. В это время девочки видят в матери эталон женщины и стремятся во всем походить на нее: одеваться в такую же одежду, красить губы, пользоваться духами «как мама», мыть посуду и т.д. Для мальчиков этого возраста мать зачастую является единственной женщиной, которую они, по их представлениям, могут любить. Очень часто мальчики четырех-пяти лет с уверенность говорят о том, что никогда не будут жениться, потому что очень сильно любят мать, и больше никого так любить не будут.

Подобное чувство любви и привязанности в этом возрасте — совершенно нормальное психологическое явление, определенная фаза в развитии психики.

Привязанность к матери в психологии оценивается как первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка, и до трех лет считается нормальным явлением, в том случае, если эта привязанность не принимает навязчивого, болезненного характера.

Некоторые дети с особой врожденной чувствительностью начинают остро реагировать на отсутствие или уход матери уже в возрасте старше семи месяцев. Они проявляют заметную тревогу, беспокойство, начинают плакать; в некоторых случаях возможно даже расстройство аппетита и пищеварения. Уже в этом возрасте начинает развиваться болезненное чувство страха. Ребенок до года воспринимает мать как частицу себя; позже, когда формируются первые качества индивидуальности, ребенок воспринимает мать как необходимую опору собственного «я», поддержку, без которой он не сможет обойтись.

Достаточно часто причиной повышенной эмоциональной привязанности ребенка к матери служит и то, что отец по тем или иным причинам не принимает участия в его воспитании, или же в том случае, когда отец в какой-то степени проявляет по отношению к ребенку жестокость (пусть даже неосознанную, трактуемую им самим как «строгость воспитания»).

Чрезвычайная зависимость ребенка от матери в некоторых случаях является результатом повеления самой матери, которая чрезмерно опекает ребенка, не отпуская его от себя и практически не предоставляя ему возможности действовать или принимать какие-либо решения самостоятельно.

Иногда ребенок начинает проявлять болезненную привязанность к матери в случае развода родителей или потери отца. Это может случиться даже в том возрасте, когда дети еще не способны четко воспринимать и анализировать происходящие события. В случае ухода отца из семьи в детском подсознании формируется страх перед потерей матери, которая, как ему кажется, может исчезнуть так же внезапно, как исчез отец.

Вышеуказанные причины могут действовать на сознание ребенка в комплексе, провоцируя болезненную привязанность к матери. Эта привязанность не настолько безопасна, как может показаться на пер­вый взгляд. Многие матери воспринимают болезненную реакцию ребенка на свое отсутствие всего лишь как помеху к осуществлению каких-то самостоятельных действий — к примеру, невозможность выйти из дома «без истерики», устроиться на работу и т.д. Безусловно, жизнь матери в данном случае осложняется, как осложняются и ее взаимоотношения с ребенком. Однако это только «одна сторона медали». Ведь ребенок в случае формирования болезненной зависимости и ее прогрессирования пострадает ничуть не меньше. Как правило, дети, на протяжении долгого времени растущие в постоянном страхе потери матери, и, как следствие, под ее постоянной опекой и в ее присутствии, вырастают несамостоятельными, не уверенными в себе. Нестабильность состояния психики в данном случае выступает спутником социальных сложностей, которые неминуемо ждут ребенка во взрослой жизни.

Как известно, любую болезнь проще предотвратить, чем вылечить. Поэтому уже в самом раннем возрасте следует задуматься над тем, не провоцируете ли вы сами возникновение повышенной зависимости ребенка. Для того чтобы избежать нежелательных последствий, старайтесь следовать изложенным ниже советам.

Что же можно посоветовать?

В первые месяцы жизни старайтесь не показывать при ребенке своего тревожного состояния — оно непременно передастся и ему, послужив первым толчком к нарушению его спокойствия и чувства защищенности.

Не опекайте ребенка чрезмерно. Позвольте ему познавать что-то на собственном опыте и иногда, в тех случаях, когда это возможно, проявлять самостоятельность и принимать решения.

Читайте также:  Что делать если у ребенка температура 40 нам 3 года

Убедите отца или других членов семьи в том, что строгость и жестокость — это не одно и то же. Не заставляйте ребенка чувствовать себя беспомощным и искать зашиты.

В случае развода не разрывайте отношения маленького ребенка и отца. Даже если вы решились на полный и окончательный разрыв, пусть для ребенка он не станет внезапным. Приучите его к отсутствию отца постепенно.

Что же делать в том случае, если привязанность ребенка к матери все же принимает болезненную, навязчивую форму?

Прежде всего — не ругайте и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить — он все равно этого не поймет. Ребенок не капризничает, а всего лишь ищет защиты. Постоянное присутствие матери для него — насущная необходимость.

Не следует думать, что ваш ребенок «не нормальный», только потому, что все или большинство его сверстников совершенно спокойно реагируют на отсутствие и уход матери. Не ставьте ему в пример таких детей — это может спровоцировать возникновение комплекса неполноценности, уход в себя.

Никогда не действуйте насильственными методами. Достаточно типичная ситуация, когда мать, отдирая от себя кричащего и обливающегося слезами ребенка, захлопывает за собой дверь и облегченно вздыхает, оказавшись «по ту сторону баррикады». Возможно, она утешает себя мыслью о том, что ребенок все равно успокоится, отвлечется на руках у бабушки, няни или отца через какое-то время. Скорее всего, он действительно успокоится — дети в этом возрасте склонны к тому, чтобы жить непосредственными переживаниями. И все-таки, каждый такой уход матери наносит ребенку травму и усугубляет его состояние.

«Внезапный уход» — также достаточно спорный метод. Заигравшийся ребенок, зная, что мать находится в соседней комнате или в кухне, не обнаружив ее там, впадает в панику. «Мама исчезла!» — думает он, не понимая, как это могло произойти, и пугаясь еще больше, теперь уже не столько от разлуки, сколько от ее внезапности и необъяснимости.

И все же, ситуация не настолько безысходна, как это может показаться на первый взгляд. В большинстве случаев болезненная зависимость ребенка от матери проходит сама по себе, если сами родители и другие члены семьи не создавали дополнительных условий для ее прогрессирования.

Главное, что необходимо ребенку, страдающему подобного рода зависимостью — это чувство спокойствия и защищенности.

Только в этом случае он сам постепенно будет успокаиваться и начнет отпускать мать от себя, при этом совершенно нормально реагируя на ее уход и отсутствие, пусть даже длительное. В качестве общих мер по борьбе с проявлениями болезненной привязанности к матери можно порекомендовать прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе — все это укрепляет нервную систему, расширяет кругозор ребенка. Кроме того, не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, отец, бабушка), тем больше будет страдать от своего комплекса. Как правило, в многодетных семьях, а также в семьях с большим кругом общения дети намного реже проявляют болезненную привязанность к матери.

Почаще берите ребенка с собой в гости, приглашайте в дом гостей, всячески поощряйте общение ребенка со сверстниками и с взрослыми. Радуйтесь проявлению его самостоятельности, подчеркивайте ее и никогда не заостряйте внимания на проявлении зависимости.

Самостоятельность — одно из главных условий освобождения от «синдрома кенгуру». Ребенок, чувствующий собственные силы и собственные возможности, не будет болезненно реагировать на отсутствие матери.

В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. Это только усугубит зависимость и добавит ребенку страха. Намного лучше и продуктивнее будет действовать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. При этом он должен знать, что мать находится близко, например, в кухне. Пусть ребенок периодически прибегает к вам, уходит и снова возвращается (в тех случаях, когда ребенок, в буквальном смысле, не отпускает мать от себя ни на шаг).

После этого можно попробовать приучить ребенка к кратковременному отсутствию матери. Для этого выберите момент, когда ребенок спокоен и пребывает в отличном расположении духа, когда он занят чем-то интересным. Не слишком сильно акцентируя его внимания, как бы между делом скажите ему, что скоро вернетесь. В том случае, если ребенок начнет проявлять признаки беспокойства, отвлеките его, а потом снова возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он «отпустил вас на минутку», при этом фиксируя внимание ребенка на том, что вы вернетесь очень скоро.

Если реакция ребенка не слишком бурная (признаки расстройства допустимы, но сильный плач и истерика исключаются — в этом случае вам придется некоторое время подождать, прежде чем снова вернуться к попытке преодоления его зависимости), выйдите из квартиры, закройте за собой дверь и продолжайте оставаться вне ее пределов несколько (не больше пяти) минут. Ввернувшись, приласкайте ребенка и похвалите его за то, что он «отпустил» вас, скажите ему, что за это время вы успели сделать очень важное дело. Обязательно зафиксируйте его внимание на том, что вы вернулись быст­ро, как и обещали.

Читайте также:  Ребенку 3 года можно ли на соляную комнату

На следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через семь-десять дней, когда ребенок понемногу станет привыкать к привычной уже для него схеме недолгого отсутствия матери, время следует незаметно увеличивать, с каждым днем прибавляя не более минуты.

Ребенок должен привыкнуть к тому, что мать отсутствует недолго и каждый раз, как и обещала, возвращается.

Когда время вашего отсутствия увеличится до пятнадцати-двадцати минут вы можете приносить ребенку из магазина что-то вкусное или покупать ему (изредка) игрушку.

В этом случае у малыша появится заинтересованность в вашем отсутствии, потому что он будет ждать, что вы что-то для него принесете. Не следует награждать малыша каждый день, иначе он привыкнет к тому, что вы каждый раз непременно что-то приносите, и станет требовать этого. Хвалить ребенка за то, что он на какое-то время сумел остаться без матери, рано или поздно следует перестать. Постепенно подведите ребенка к мысли о том, что в происходящем нет ничего особенного.

В том случае, если вы не будете долго продолжать его хвалить, в сознании ребенка закрепиться мысль о том, что, отпуская от себя мать, даже ненадолго, он не делает ничего особенного.

Со временем в сознании ребенка должна зафиксироваться мысль о том, что уход матери — это не трагедия, Уходя, она непременно возвращается.

Другие члены семьи, остающиеся с ребенком во время отсутствия матери, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным. Снять эмоциональную напряженность ожидания — это задача других членов семьи, без помощи которых матери едва ли удастся справиться с этой проблемой. Ребенок должен со временем понять, что в отсутствие матери он может чувствовать себя ничуть не менее комфортно и спокойно, чем в ее присутствии.

Только совместными усилиями всех членов семьи, помноженными на доброту, терпение и понимание ребенка, можно преодолеть его болезненную зависимость от матери.

Источник

В возрасте двух-трех лет в жизни ребенка наступает период предпочтений и привязанностей. Даже любимые некогда бабушки и дедушки могут впасть в немилость. Но больше всего достается обычно папам, которые после тяжелого рабочего дня вместо теплого приветствия слышат от любимых отпрысков только одно: «Хочу к маме!»

Если вас отвергли

Первое и самое главное, не принимайте этого близко к сердцу! Часто такое поведение происходит от уверенности в любви второго родителя, полагает доктор Катрина Свонсон психолог Центра раннего детства в Лос Анджелесе. Да и кто из нас не знает, с какой легкостью дети меняют свои предпочтения. Это касается всего: еды, любимых игрушек, отношений. Дети экспериментируют с привязанностями и проверяют родителей на прочность. «Что ты сделаешь, если я тебя оттолкну?»  Ответ должен быть только один: «Буду любить тебя также сильно».

Очень важно понимать, что ребенок требует маму совсем не потому, что папа ему категорически не нравится. Зачастую папа здесь вообще не причем.

Психологи считают, что ничего плохого в том, что ребенок двух-трех лет выделяет одного из родителей нет. Наоборот, это знак того, что малыш эмоционально развивается, учится самостоятельно принимать решения, происходит процесс самоутверждения. Ребенок каждый день совершает новые открытия. Он начинает понимать, что может влиять на окружающий мир и исследует способы этого воздействия. То что выглядит, как каприз на самом деле – первые шаги в отношениях и напряженный учебный процесс.

Согласно теории привязанности Джона Боулби формирование особой связи между ребенком и основным опекуном в первые два года жизни – естественный и необходимый этап развития человека. По сути в роли основного опекуна может выступать кто угодно: бабушка, старший брат или сестра, няня, но чаще всего это все-таки мама. Именно она проводит больше всего времени с малышом, заботится о нем. Отсутствие такой сильной привязанности (например, если опекуны ребенка постоянно сменяют друг друга) негативно сказывается на его развитии.

Итак, особенная привязанность к маме естественна и даже полезна. Самое главное, чтобы впавший в немилость папа правильно себя повел. Детям свойственна непосредственность в выражении эмоций. Они не просят, они требуют: «Хочу с мамой!», «Пусть мама сделает!». Но это совершенно не значит, что в этом возрасте ребенку нужен только один родитель. Папе ни в коем случае нельзя уходить в тень. Именно тогда, когда малыш отталкивает вас, он больше всего в вас нуждается! Чтобы ребенок ни говорил, оставайтесь рядом и не позволяйте обидам разлучать вас.

Читайте также:  Рецепты ужина для ребенка 1 года 3 месяца

Самый верный способ вернуть себе детское расположение – это быть вместе. Время всегда найдется, если есть желание посвятить его купаниям, гуляниям, кормлениям и прочим рутинным родительским обязанностям. Любые отношения строятся только трудом и постоянными усилиями в простых обыденных вещах. Это касается и взрослых, и детей. Чтобы найти подход к ребенку, нужно знать его. Для малыша нет ничего важнее мелочей. Вернее для него они даже не мелочи, а важные составляющие его жизни. Если вы ничего не знаете, о «той самой ложечке», и не знакомы лично с героем любимой сказки ребенка, что удивительного в том, что он рвется к маме?

Источник

Психология

Ребенок слишком сильно привязан к маме. Что делать?

16 августа 2019
54 046 просмотров

Наталья Ремиш

Что делать, если ребенок настолько привязан к маме, что каждое временное расставание переходит в детскую истерику? Почему малыш ни в какую не хочет оставаться с бабушкой или идти в детский сад? Своим опытом поделилась писатель, сценарист и удивительная мама Наталья Ремиш.

Тревожность от сепарации (разрыва с мамой) свойственна почти всем детям, но при правильном подходе к процессу на состояние ребенка можно повлиять. Большинство родителей совершают роковую ошибку.

В момент, когда они уходят от ребенка, они стараются делать это незаметно. Это практикуют не только в саду, а повсеместно. Привезли ребенка в бабушке, он увидел новую игрушку и отвлекся, мама хватает руки в ноги и тихонько отползает, лишь бы сын не заметил. «Поплакал 5 минут и успокоился», — говорит бабушка. Однако на системном уровне у ребенка формируется постоянная зудящая тревога, что мама может исчезнуть.

Некоторые дети, переживающие такие «прощания», нервничают, даже когда мама уходит в другую комнату. В итоге расставание с мамой становится вечной проблемой, как для ребенка, так и для мамы. Когда дело доходит до сада, где все чужие и обстановка новая, ребенок панически боится остаться один. Нет никаких гарантий, что неожиданно пропадающая мама вернется в этот раз. Неизвестно, что от неё ожидать.

Значительно правильнее будет сделать следующее:

1. При возможности озвучивайте планы ребенку заранее. Если вы знаете, что завтра вы едете к бабушке, и вы его там оставите, не говорите ему за 10 минут до выхода и не убегайте огородами. Скажите заранее, за день или два, чтобы ребенок мог настроиться. Это же касается сада, — дорогой, завтра сад, надо приготовить с вечера одежду.

2. Примите на себя удар. Да, вся его горечь выльется на вас, зато он будет привыкать к мысли, что расставание возможно и нормально, а мама всегда возвращается. Это ваш ребенок, вам и быть его подушкой безопасности в сложные моменты.

3. Придумайте ритуалы, которые вы совершаете перед расставанием. Мы с дочкой терлись носами, а потом 4 раза целовались в разные щеки. Ребенка это невероятно веселит, и снижает градус драматизма всего момента. Пусть эти ритуалы будут связаны только с садом, тогда их будут ждать.

4. Мы часто обещаем ребенку, что после будут подарки, встречи, кино и тд. У детей нет понимания этого отложенного эффекта, ему надо здесь и сейчас. Поэтому ищите хорошее в саду. Если не знаете сами, спрашивайте воспитателя, что вашему ребенку нравится, с кем он играет и в какие моменты он весел. И тогда в разговоре о саде проговаривайте именно эти ситуации, — ребенку будет проще настроиться. Это значительно эффективнее, чем посыл: «Ты тут помучайся 6 часов, а потом я приду и тебя спасу». А ведь именно это мы доносим, когда говорим о «плюшках» после сада.

5. В целом растите в ребенке самостоятельность. Отпускайте его на детской площадке, не будьте «мамой-вертолетом». Дайте ему возможность почувствовать, что он может САМ. В частности, сам может решить конфликт с друзьями. Так он приобретает навык, который понадобится, когда мамы не будет рядом. С таким навыком в сад иди не так страшно.

6. Обращайте внимание на то, почему ребенку плохо. Нет ли в саду буллинга, не жёсткая ли воспитательница. В ситуации, когда по отношению к ребенку присутствует психологическое или физическое насилие, ребенка нужно сразу забирать, если это сам воспитатель, или же говорить с воспитателем, если насилие идет от детей.

7. Уточните, может ли он сам вытереть попу или завязать шнурки, если его возрастная группа уже требует этого. В Голландии дети идут в школу в 4 года, и письма о поступлении начинаются со слов: «Вы уже научили ребенка пользоваться туалетной бумагой? Ему скоро в школу». Важно, чтобы ребенок был приспособлен.

P.s. В этом году в МИФе выйдет книга Натальи Ремиш —«Просто о сложном». Это истории о семье, дружбе, доброте, искренности, сочувствии, умении брать ответственность за свои поступки и, конечно же, любви. Если хотите быть в числе первых покупателей, оставьте свой электронный адрес на страничке книги, и мы пришлем вам уведомление о том, когда она поступит в продажу. 

Источник