Речевая активность ребенка в 1 год

Речевая активность ребенка в 1 год thumbnail

Здравствуйте, уважаемые читатели! Когда речь заходит о наших детях, то каждый родитель хочет видеть своего ребенка в самом лучшем свете. Но порой случается, что мы пытаемся опередить развитие и научить малыша тому, для чего он еще не созрел. Сегодня мы поговорим о том, какая должна быть речь ребенка в 1 год. Мы рассмотрим особенности этого возраста, а также выявим, что же поможет вам развить разговорные способности своих детей должным образом.

Как определить уровень развития речи?

ребенок и его развитие в один год, фотоОшибка многих мам заключается в том, что они начинают сравнивать своих детей с их ровесниками. Соответственно им начинает казаться, что где-то их чадо может отставать (особенно учитывая то, что всегда больше внимания уделяется на негативные моменты).

И тогда они уже начинают бить тревогу. Но это в корне неправильно. Для определения уровня развития речи малыша используются определенные критерии и специальные таблицы динамики развития речи.

Информацию о нормах развития речи вы сможете найти на видео в конце статьи. Если обобщить, то речь там идет о том, когда ребенок начал аукать, лепетать и произносить первые слова. Как развивается его пассивный словарь (то, что он понимает, но не говорит) и активный словарь (то, что малыш употребляет в собственной речи).

Первые слова

Что же является первыми словами? Это не то, что мы привыкли понимать под словами взрослых людей. Конечно, в этот список входят «мама», «папа», «баба», «деда», «тетя» и «дядя». Но также к первым словам относиться и звукоподражание, например, «тук-тук», «гав-гав» и т.д.

речь ребенка в 1 год, фотоЕсли кроха произносит первый слог от слова и понимает то, о чем он говорит (например, «ки» вместо «киса»), то это также считается активным словарем ребенка. Интересный факт: одни дети больше любят существительные, в то время как другие предпочитают глаголы.

Почему малыш молчит?

Обычно это связывают с тем, что ребенку не хватает опыта общения. То есть родители уделяют мало внимания малышу. Статистика подсказывает, что с каждым годом мамы все меньше самостоятельно общаются с детьми.

Средние подсчеты – 12 минут полноценного общения в день. Разве это не слишком мало? Поэтому отмечается, что все больше детей испытывают проблемы с речевыми нарушениями и задержкой речи в целом.

Как создать развивающую среду?

Всегда необходимы благоприятные условия для развития той или иной функции. Самое главное – окружить сына или дочь общением. Они должны слышать речь постоянно. Ведь в основе формирования речевых навыков  у детей лежит подражание.

Они стараются повторить все слова, фразы и выражения за взрослыми. Соответственно стоит обратить

становление речи ребенка в один год, картинка

.

внимание на свое произношение. Кроме того, старайтесь в течение дня комментировать все, что вы делаете: описывайте ваши действия, эмоции, какие-либо предметы и т.д.

Например, вы садитесь завтракать, при этом поговаривая: «Мы собираемся завтракать. Давай наденем слюнявчик. Вот тарелка с омлетом. Бери ложку в правую руку и начинай кушать. Тебе вкусно? Давай попьем водичку».

Основные правила развития речи

  1. Малышу необходимо общение именно с ним. Слушать речь взрослых между собой ему недостаточно.
  2. Старайтесь выражаться простым языком и короткими предложениями.
  3. Используйте книги. Чтение только ускорит процесс развития речи. Обратите особое внимание на мелодичные детские стишки и потешки.
  4. При общении с ребенком старайтесь находиться на уровне его глаз.
  5. Проговаривайте слова четко. Желательно, чтобы малыш обращал внимание на вашу артикуляцию.
  6. Рассматривая какие-либо предметы, говорите про их особенности. Например, где у зайчика ушки, хвост, нос; какого он цвета и размера итд.
  7. При изучении животных, покажите  как они говорят. Если у вас получится имитировать их звуки, то это только заинтересует малыша.
  8. Не торопите ребенка с ответом на ваши вопросы. Всегда давайте время ему подумать.
  9. Будьте ласковы и терпеливы. Не забывайте поощрять ваше чадо за успехи.
  10. Старайтесь избегать негативных оценок, таких как «неправильно», «неверно» итд. Если ребенок ошибся или затрудняется с ответом, то просто подскажите ему и направьте в нужное русло
  11. Не акцентируйте все свои усилия только на прогрессе речи. Параллельно развивайте моторику, слух и т.д. Одно другое только дополняет.
  12. Развивайте артикуляционный аппарат правильно: вовремя избавляйтесь от соски, вводите в рацион твердую пищу и т.д.

Понимание речи

речь ребенка в один год, картинкаПассивный словарный запас ребенка также важен, как и активный. Именно из него развивается активный словарный запас.

В пассивный словарь входят не только существительные, глаголы и прилагательные, но также фразы и выражения.

В эту группу обычно относят те слова, которые знакомы ребенку, и он может наблюдать за ними каждый день. Есть несколько типов пассивных словарей. Мы рассмотрим их ниже и приведем примеры групп, относящихся к ним.

Предметный словарь:

  • части тела (ноги, руки, голова);
  • игрушки (кукла, машинка, мяч);
  • дом или квартира (окно, стены, дверь);
  • мебель (стул, кровать, стол);
  • одежда и обувь (шапка, ботинки, платье);
  • домашние животные (корова, кошка, лошадь);
  • дикие животные (волк, заяц, лиса);
  • овощи и фрукты (банан, помидор, картошка).

Глагольный словарь:

  • действия, которые совершает сам малыш (бежит, сидит, спит, танцует);
  • действия, совершенные близкими (стирать, читать, петь).

Прилагательные, наречия:

  • название цветов (белый, черный, синий);
  • названия каких-либо ощущений (вкусно, горько, сладко);
  • названия каких-либо понятий (большой, аленький, много, мало).

Мы привели лишь некоторые примеры слов, относящиеся к тому или иному словарю. Конечно, их больше, и они могут отличаться от словаря разных детей. Тем не менее все вышеперечисленное можно назвать фундаментом в процессе правильного формирования речи.

Работая над словарным запасом, также необходимо развивать и фразовую речь. Для этого необходимо использовать максимально простые фразы с теми словами, которые уже знакомы ребенку по отдельности.

Это могут быть такие выражения как «Где папа»? «Дай попить», «Держи яблоко», «Принеси мячик» итд.

Специалисты утверждают, что становление именно фразовой речи является самым главным показателем успешного развития ребенка.

Формирование активной речи

развитие активной речи годовалого ребенка, картинкаРазвивая активную речь малыша, мы прежде всего развиваем его речевое подражание, что характерно для этого возраста. Это процесс повторения звуков, слов и фраз. В самом начале пути оно напоминает эхо или попугая.

Ученые утверждают, что речевое подражание — это рефлекс, который заложен у ребенка с первых дней жизни.

Потому малыш перенимает речь от окружающих неосознанно.

Развивать речевое подражание лучше в игровой форме и с наглядными примерами. Например, если вы изучаете животных и их звуки, то покажите ребенку картинки или видео. Поиграйте в крокодильчика с папой перед ребенком, пытаясь изобразить животных самостоятельно.

Читайте также:  Ребенок 1 год поносит зеленым

Особенно эффективным является прием договаривания слов в потешках или стишках. Для этого упражнения мы делаем паузу перед последним словом в стишке, предлагая ребенку самому его вставить. Например:

речь ребенка в 1 год, формируем через общение, картинкаМишка косолапый по лесу … (идет),

Шишки собирает, в корзиночку … (кладет).

Шишка отлетела прямо мишке в … (лоб),

Мишка рассердился и ногою … (топ).

В последующем можно предлагать вставлять целые фразы.

Также необходимо уделять особое внимание именно глагольному словарю ребенка. Чем больше слов (названий действий) в словаре, тем выше уровень развития речи. Начать развитие можно с ассоциаций и облегченных слов: «ням-ням» — кушает, «топ-топ» — идет, «прыг-прыг» — прыгает и т.д.

Можно изображать все действия самостоятельно или вместе с ребенком. Также можно показывать мультики, в которых любимые персонажи ребенка выполняют то или иное действие. При этом обращать внимание ребенка на это и все проговаривать.

Нормальное развитие и речь ребенка в один год, видео:

Дорогие мамы, если вы замечаете какие-либо речевые нарушения, дефекты и в целом то, что речь ребенка в 1 год не соответствует каким-либо нормам, не бойтесь обращаться к специалистам с этим вопросом.

Они лишь помогут вам и вашему малышу в становление речи. Лучше ничего не откладывать. Знания – это самое ценное, что вы можете дать вашему чаду. Так что все в ваших руках. А я прощаюсь с вами. До скорых встреч!

Источник

Шикуфе Алиева
Развитие речевой активности у детей от 1 до 2 лет «От лепета к речевому общению»

«От лепета к речевому общению» развитие речевой активности у детей

от 1 до 2 лет

презентация Алиевой Шикуфе Камиловны воспитателя МБДОУ «Дет-ский сад №30 «Северное сияние»

Второй год жизни детей — ответственный период в их речевом развитии. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его с взрослыми.

У ребенка в этом возрасте резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.

Этапы развития речи у детей раннего возраста:

• гуление;

лепет;

• псевдослова;

• первые слова, слова-предложения;

• элементарная фразовая речь;

• простые грамматические конструкции.

Первые два этапа развития речи – гуление и лепет следуют один за другим, и происходят произвольно у ребенка. Но, для того чтоб дальше малыш шел «в ногу» с нормальным развитием – с ним нужно заниматься. Как минимум – это много разговаривать с ребенком, четко, без того чтоб коверкать слова, объясняя что вы делаете, проговаривая названия игрушек, предметов. Конечно же, этот метод будет действовать, в случае если ребенок здоров, спокоен и в хорошем настроении. Ко всему, детские педиатры отметили, что чем более развит ребенок с физической точки зрения – тем лучше у него способности к формированию речи. То есть ему будет проще освоить активную речь.

Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.

Развитие связной речи у детей

Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.

Принципы,на которых основывается работа с ребенком:

в раннем возрасте, ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, для продуктивности работы, играйте с ним во «взрослые» игры. Покачайте лялю, «посадите» цветочек в песок, постройте из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия, чтоб ребенок, повторяя ваши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать;

малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры, а так же, когда он будет находиться в хорошем расположении духа;

развитие связной речи детей раннего возраста

для того чтоб ребенок что-то запомнил, нудно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые слова;

играйте в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с кото-рыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му», если ребенок никогда не видел коровы. Перед занятиями, ознакомьте малыша с темой, и только после этого приступайте;

ребенку сложно длительное время концентрировать внимание – постарайтесь сделать ваши игры короткими, но информативными;

хвалите ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.

Развитие речи у детей возможно только в результате систематического целенаправленного общения взрослых с ребенком.

После того, как ребенок начнет посещать детский сад, большую часть дня он проводит в дошкольном учреждении, поэтому особенно важно, чтобы в детском саду развитиюречи уделялось должное внимание: регулярно организовывалось речевое общение с детьми, детей приучали к тому, чтобы они обращались к взрослым по тем или иным поводам, тогда для ребенка создается благоприятная возможность слышать речь взрослых и подражать ей.

Однако организация совместной деятельности с маленькими детьми дело весьма сложное, поскольку развитие речи невозможно без эмоциональных впечатлений ребенка. Поэтому мы используем для развития речи ребенка народные игры, пальчиковые игры, дидактические игры.

План работы по развитию речи с использованием народных, пальчиковых и дидактических игр:

период народные игры пальчиковые игры дидактические игры

Сентябрь «Сорока – ворона»

Октябрь «Поехали» «Ладушки»,

Ноябрь «Коза рогатая» «Прятки». «Звукоподражание»

Декабрь «Топ, топ», «Пальчики», «Кто как кричит»

Январь «Петя петушок» «Моя семья», «Читаем книжки»

Февраль «Киска, брысь» «Мышки испуга-лись» «Играем с куклой»

март «Топ, топ» «Пальчики в лесу», «Играем с мишкой»

Апрель «Части тела» «Капустка», «Называем части тела»

Май «Уходи с дороги кот» «Пирамидка»

Существует система работы по развитию речи у детей 2-го года жизни с использованием народных, пальчиковых и дидактических игр,цель которой: развитие речи у детей раннего возраста в процессе совместной игровой деятельности взрослого и ребенка.

Задачи:

1. Развивать слуховое внимание;

2. Развивать артикуляционный и слуховой аппарат у ребенка, звукоподражание;

3. Развивать понимание речи, накопление пассивного словаря;

4. Развивать активную речь у ребенка посредством формирования умения общаться с взрослыми в игре;

5. Формировать умение выполнять указания взрослого.

Работа проводится в 3 этапа. Этапы работы по развития речи детей в раннем возрасте

1 этап:Задачи:

1. Установление эмоционального контакта с ребенком;

Читайте также:  Что можно кушать ребенку в 1 год при запоре

2. Формирование умения вслушиваться в поток речи;

3. Формирование умения повторять облегченные слова.

На данном этапе используются народные игры. Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности народные игры — потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом. Кроме того, эмоциональность игры помогает ребенку привыкнуть к пока еще мало знакомому воспитателю.

На этом этапе используются игры «Сорока – ворона», «Коза рогатая», «Петя петушок», «Уходи с дороги кот», «Топ, топ», «Киска, брысь», «Поехали». Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Целенаправленное и систематическое использование народных игр в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.

На 2 этапе к народным играм – потешкам добавляются пальчиковые игры.

Задачи этапа:

1. Развитие мелкой моторики рук;

2. Стимуляция умственной активности;

3. Развитие речи и творческих способностей у малышей;

4. Снятие тревожности.

Используются игры: «Ладушки», «Пальчики», «Пальчики в лесу», «Моя семья», «Капустка», «Прятки».

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У детей развивается воображение и фантазия. В результате пальчиковых игр кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

На третьем этапе к народным и пальчиковым играм присоединяются дидактические игры.

Задачи этапа:

1. Развитие слухового внимания;

2. Стимулирование активной речи;

3. Формирование умения выполнять указания взрослого.

4. Обогащение словаря новыми словами.

На данном этапе используются игры:

Игры для развития речи.

Народные игры.

Пальчиковые игры

Дидактические игры

«Звукоподражание», «Кто как кричит»развитие активной речи и звукоподражание с разной интонацией.

Игра «Называем части тела» учит находить и показывать части тела на иг-рушках и на себе.

Игры «Играем с куклой» и «Играем с мишкой» формируют у малыша навыки различных действий, обогащают его словарный запас глаголами («Уложим куклу спать», «Оденем Катю на прогулку» и пр.).

Игра «Читаем книжки» учит ребенка отвечать на вопросы взрослого указательным жестом, развивает внимание, представление о соответствии слова и изображения.

Игры «Строим домики» и «Собери пирамидку» формируют у малыша понятия об основных цветах, размерах («большой», «маленький», «самый большой»).

При проведении игры используются наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Дидактические игры используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями.

Развивающая речевая среда в группе

Для проведения игр с детьми в группе создана зона речевых игр, в которой расположены картинки, игрушки, книжки, пособия. Используются для речевых игр игрушки группы.

Использование народных, пальчиковых, дидактических игр в работе с детьми второго года жизни способствует двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизирует работу мозга, удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми, а главное способствует развитию активной речи.

Источник

Шикуфе Алиева
«От лепета к речевому общению». Развитие речевой активности у детей от 1 до 2 лет

«От лепета к речевому общению» развитие речевой активности у детей

от 1 до 2 лет

презентация Алиевой Шикуфе Камиловны воспитателя МБДОУ «Дет-ский сад №30 «Северное сияние»

Второй год жизни детей — ответственный период в их речевом развитии. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его с взрослыми.

У ребенка в этом возрасте резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.

Этапы развития речи у детей раннего возраста:

• гуление;

лепет;

• псевдослова;

• первые слова, слова-предложения;

• элементарная фразовая речь;

• простые грамматические конструкции.

Первые два этапа развития речи – гуление и лепет следуют один за другим, и происходят произвольно у ребенка. Но, для того чтоб дальше малыш шел «в ногу» с нормальным развитием – с ним нужно заниматься. Как минимум – это много разговаривать с ребенком, четко, без того чтоб коверкать слова, объясняя что вы делаете, проговаривая названия игрушек, предметов. Конечно же, этот метод будет действовать, в случае если ребенок здоров, спокоен и в хорошем настроении. Ко всему, детские педиатры отметили, что чем более развит ребенок с физической точки зрения – тем лучше у него способности к формированию речи. То есть ему будет проще освоить активную речь.

Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.

Развитие связной речи у детей

Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.

Принципы,на которых основывается работа с ребенком:

в раннем возрасте, ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, для продуктивности работы, играйте с ним во «взрослые» игры. Покачайте лялю, «посадите» цветочек в песок, постройте из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия, чтоб ребенок, повторяя ваши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать;

малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры, а так же, когда он будет находиться в хорошем расположении духа;

Читайте также:  Куда сводить ребенка 1 год омск

развитие связной речи детей раннего возраста

для того чтоб ребенок что-то запомнил, нудно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые слова;

играйте в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с кото-рыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му», если ребенок никогда не видел коровы. Перед занятиями, ознакомьте малыша с темой, и только после этого приступайте;

ребенку сложно длительное время концентрировать внимание – постарайтесь сделать ваши игры короткими, но информативными;

хвалите ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.

Развитие речи у детей возможно только в результате систематического целенаправленного общения взрослых с ребенком.

После того, как ребенок начнет посещать детский сад, большую часть дня он проводит в дошкольном учреждении, поэтому особенно важно, чтобы в детском саду развитиюречи уделялось должное внимание: регулярно организовывалось речевое общение с детьми, детей приучали к тому, чтобы они обращались к взрослым по тем или иным поводам, тогда для ребенка создается благоприятная возможность слышать речь взрослых и подражать ей.

Однако организация совместной деятельности с маленькими детьми дело весьма сложное, поскольку развитие речи невозможно без эмоциональных впечатлений ребенка. Поэтому мы используем для развития речи ребенка народные игры, пальчиковые игры, дидактические игры.

План работы по развитию речи с использованием народных, пальчиковых и дидактических игр:

период народные игры пальчиковые игры дидактические игры

Сентябрь «Сорока – ворона»

Октябрь «Поехали» «Ладушки»,

Ноябрь «Коза рогатая» «Прятки». «Звукоподражание»

Декабрь «Топ, топ», «Пальчики», «Кто как кричит»

Январь «Петя петушок» «Моя семья», «Читаем книжки»

Февраль «Киска, брысь» «Мышки испуга-лись» «Играем с куклой»

март «Топ, топ» «Пальчики в лесу», «Играем с мишкой»

Апрель «Части тела» «Капустка», «Называем части тела»

Май «Уходи с дороги кот» «Пирамидка»

Существует система работы по развитию речи у детей 2-го года жизни с использованием народных, пальчиковых и дидактических игр,цель которой: развитие речи у детей раннего возраста в процессе совместной игровой деятельности взрослого и ребенка.

Задачи:

1. Развивать слуховое внимание;

2. Развивать артикуляционный и слуховой аппарат у ребенка, звукоподражание;

3. Развивать понимание речи, накопление пассивного словаря;

4. Развивать активную речь у ребенка посредством формирования умения общаться с взрослыми в игре;

5. Формировать умение выполнять указания взрослого.

Работа проводится в 3 этапа. Этапы работы по развития речи детей в раннем возрасте

1 этап:Задачи:

1. Установление эмоционального контакта с ребенком;

2. Формирование умения вслушиваться в поток речи;

3. Формирование умения повторять облегченные слова.

На данном этапе используются народные игры. Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности народные игры — потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом. Кроме того, эмоциональность игры помогает ребенку привыкнуть к пока еще мало знакомому воспитателю.

На этом этапе используются игры «Сорока – ворона», «Коза рогатая», «Петя петушок», «Уходи с дороги кот», «Топ, топ», «Киска, брысь», «Поехали». Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Целенаправленное и систематическое использование народных игр в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.

На 2 этапе к народным играм – потешкам добавляются пальчиковые игры.

Задачи этапа:

1. Развитие мелкой моторики рук;

2. Стимуляция умственной активности;

3. Развитие речи и творческих способностей у малышей;

4. Снятие тревожности.

Используются игры: «Ладушки», «Пальчики», «Пальчики в лесу», «Моя семья», «Капустка», «Прятки».

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У детей развивается воображение и фантазия. В результате пальчиковых игр кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

На третьем этапе к народным и пальчиковым играм присоединяются дидактические игры.

Задачи этапа:

1. Развитие слухового внимания;

2. Стимулирование активной речи;

3. Формирование умения выполнять указания взрослого.

4. Обогащение словаря новыми словами.

На данном этапе используются игры:

Игры для развития речи.

Народные игры.

Пальчиковые игры

Дидактические игры

«Звукоподражание», «Кто как кричит»развитие активной речи и звукоподражание с разной интонацией.

Игра «Называем части тела» учит находить и показывать части тела на иг-рушках и на себе.

Игры «Играем с куклой» и «Играем с мишкой» формируют у малыша навыки различных действий, обогащают его словарный запас глаголами («Уложим куклу спать», «Оденем Катю на прогулку» и пр.).

Игра «Читаем книжки» учит ребенка отвечать на вопросы взрослого указательным жестом, развивает внимание, представление о соответствии слова и изображения.

Игры «Строим домики» и «Собери пирамидку» формируют у малыша понятия об основных цветах, размерах («большой», «маленький», «самый большой»).

При проведении игры используются наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Дидактические игры используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями.

Развивающая речевая среда в группе

Для проведения игр с детьми в группе создана зона речевых игр, в которой расположены картинки, игрушки, книжки, пособия. Используются для речевых игр игрушки группы.

Использование народных, пальчиковых, дидактических игр в работе с детьми второго года жизни способствует двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизирует работу мозга, удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми, а главное способствует развитию активной речи.

Источник