Природа ребенка и его развитие по платону
? Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.
? Философ особое значение придавал играм как одному из средств воспитания, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов.
? Платон считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.
? Еще большое значение в воспитании он отводил песням и танцам.
? Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития дошкольного воспитания.
Ученик Сократа, Платон (428 или 427 — 348 или 347 до Р. Х.) основал первую в Европе высшую школу — Академию в 387 году, которой руководил и в которой преподавал около сорока лет с небольшими перерывами. Платоновская Академия пережила своего основателя на тысячу без малого лет. Учеником и участником Академии был Аристотель. Другие особенно выдающиеся непосредственные ученики Платона — Спевсипп и Ксенократ из Халкедона, сыгравшие значительную роль в развитии и распространении наук.
В высокохудожественных диалогах «Филеб», «Пир», «Софист», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Политик» и «Законы» Платон изложил педагогическую теорию, интегрированную им в систему.
Способности и добродетели врождены человеку, но их еще предстоит пробудить в нем, вызвать к жизни с помощью воспитания. Личный опыт индивида не в силах обеспечить достижения им высших ступеней развития, не может дать знания истины. Будучи знанием, добродетель воспитуема, обучаема (в точности, как у Сократа).
Преднамеренное и целенаправленное воздействие на человека осуществимо благодаря врожденным чувствам удовольствия и страдания, первым ощущениям новорожденного. Добродетель и порок появляются впоследствии из этих чувств. Это значит, что, если удовольствие и неудовольствие, чувства дружбы, скорбь и ненависть будут сформированы в душах людей надлежащим образом в раннем детстве, когда люди еще не способны отнестись к ним разумно, то, став разумными, люди согласуют с разумом укоренившиеся в них чувства. Эта-то согласованность и есть добродетель. Поэтому воспитание, прежде всего, должно озаботиться тем, чтобы научить ненавидеть то, что следует ненавидеть, и любить то, что следует любить. По мере развития личности требуется гармонизация, уравновешенное сочетание не только «вожделеющего начала» — чувств удовольствия и неудовольствия, но и начала «яростного» — страстей.
Отдельный человек нуждается в правильном воспитании, одновременно и государство заинтересовано в том, чтобы хорошо воспитанные дети становились хорошими гражданами, способными всё делать прекрасно, в частности, побеждать в битвах врагов («Законы», I 641 b-c).
Воспитание зависит от характера предоставляемых индивиду обществом возможностей и типов деятельности. Различные задатки предрасполагают человеческие натуры скорее к той, чем к иной деятельности, а разнообразию способностей соответствует разнообразие потребностей (в структуре общественного разделения труда). Число и характер типов личности соответствует числу и характеру сословий в государстве. Дурное государственное устройство губительно действует на души людей. В разумном общественное строе положение индивида в обществе и его отношение к обществу суть вопросы правильного воспитания, учитывающего особенности душевного склада каждого («Государство», IV 497 b и далее).
Более того, от правильной организации общества зависит самая возможность истинного знания, что означает неизбежность соответствия между педагогической теорией и политической практикой. Иерархическая подчиненность сословий предполагает различие в целях, содержании и методах воспитания различных групп людей. Наилучшее воспитание дается правящим сословиям.
Воспитание понимается Платоном как обращение духовного взора от полутьмы обыденщины и невежества к свету истины, правды. В этом случае реализуется идеал личности — богоподобие. Это рассудительность, благочестие, почитание родителей, выполнение долга перед согражданами, подчинение законам государства и нравственным традициям; мудрость, мужественность, справедливость; наконец, уравновешенность характера.
Но главное в человеке есть способность любить истину и всё делать ради нее, считать прекрасным то, что действительно прекрасно, и безобразным — ему противоположное; уметь проявлять свои убеждения на деле.
Невоспитанность — отсутствие собственных понятий о справедливости и умеренности.
Образование и воспитание могут приносить пользу, если осуществляются разумно, и вред в противном случае. Хорошее воспитание делает человека кротчайшим и «божественнейшим», а дурное — самым диким существом, какое только рождает земля («Законы», VI 766 a). В каком направлении кто был воспитан, таки и станет весь его будущий путь. Правильное воспитание с детства заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать («Государство», IV 426 c). Пагубное, дурное воспитание заключено в сознании, что ребенок счастлив и блажен от рождения и ни в чем более не нуждается, как в потакании и восхвалении своих поступков и слов («Законы», III 694 d).
Необходимость раннего воспитатания абсолютна. Первые три года — самые важные. Утробные младенца, новорожденные, самые маленькие — все принуждены «трудиться», двигаться, упражняться, и их нельзя освобождать от усилий.
Первоначальное образование осуществляется путем игры. Характер и содержание игр должны предписываться строжайшими законами, так как ничего серьезнее детских игр нет. Только в игре усваиваются навыки, да и начала наук. Игры, праздненства, песни, забавы, хороводы, пляски суть еще и ценнейший материал для наблюдений наклонностей каждого. Наконец, только игра формирует «свободное» (творческое) и прочное знание. Насильственно внедренное в душу непрочно («Государство», VII 536 e). Усвоение улучшается также, если учитель убедит детей в пользе и преимуществе своего метода.
По мере взросления детей игры и забавы как способ образования и проверки его хода и результатов постепенно дополняется трудами, тяготами и состязаниями. В этом же ряду находится «обольщение» страшным, непрятным и соблазнительным. Воспитатель наблюдает, кто и в чем забывчив, кто поддается обману и плутует, кто не может противостоять трудным обстоятельствам и искушениям, а кто благопристоен во всем, умерен, гармоничен и целостен. Наблюдения призваны ответить на вопрос, что же преобладает в характере ребенка — медь, железо, серебро или золото. Боги примешали золото к будущим правителям и стражам, серебро — к их помощникам, а к земледельцам и ремесленниками — железа и меди. Кто в трудах, науках, опасностях всегда будет выказывать себя наилучшим образом, того надо причислить к числу наиболее перспективных воспитанников, будущих управителей государства.
Обучать надобно философии, искусствам, физической культуре, наукам. Правильное поведение предполагает обладание истиной. Лучше ничего не знать, чем знать ложное.
Хотя гимнастическое искусство развивает по преимуществу тело, а мусическое — душу, оба формируют жизненную силу , дополняя друг друга, и избыток одного из этих искусств приводит к нежелательной односторонности — грубости или изнеженности. «Гимнастика» (хороводные пляски и борьба) нужна для тренировки отваги ипылкости духа, «музыка» (песнопения) — для развития гражданских добродетелей. Песнопения подражают благим душевным состояниям, и, зачаровывая души юных людей, они побуждают с помощью слов и напевов, гармонии и ритма следовать за собой к стяжанию высоких достоинств. Они приносят одновременно и удовольствие и пользу. Их содержание, равно как и содержание мифов и всех произведений искусства, строго контролируется государством.
Гимнастика и музыка прокладывают путь к изучению естествознания, которое в свою очередь постепенно подводит учащихся к математике, та же перерастает в диалектику, политику и этику (высшая ступень образования).
Сами по себе науки не воспитывают. Благотворное воздействие на личность они оказывают только при условии, что человеком осознано божественное и земное значение наук, а также их методы и красота. Все науки суть «прелюдии» к главному «песнопению» — диалектике. Диалектика доступна лишь тем, кто научился делать «обзор» всем наукам. усваивавшимся прежде, чтобы усмотреть родство наук друг с другом и с природой бытия. Но и наоборот: без диалектики человек не усмотрит гармонии и закономерности мира.
Диалектика есть:
1) способность приводить и воспринимать разумные доводы,
2) склонность и способность к рассуждению и мышлению,
3) путь к познанию истины.
Изучение и практикование диалектики — составная часть правильной жизни. Диалектические упражнения в исследовании понятий никак нельзя начинать ранее двадцати лет, поскольку подростки могут легко злоупотреблять рассуждениями для забавы, спорить ради спора и терять путь к истине. Догматизм молодых людей опасен для них, но и другая крайность скептицизма тоже опасна.
Человек никогда не может окончить своего образования. Постоянно изменяются его желания, горести, знания, страхи. Даже привычки и нравственные установки: что-то появляется вновь, что-то утрачивается. Люди подвержены всякого рода порче. Отсюда — необходимость выправлять отклонения от правильного пути в течение всей жизни. И хотя, старея, человек утрачивает способность многому научиться, он должен бороться с убылью знания с помощью упражнений.
Оба пола должны получить одинаковое образование. Любовные вожделения воспитуемы, они поддаются облагорожению. Силой внушения и общественного мнения воспитывается половое воздержание и чистота, одновременно вызывается эстетическое отношение к любви и ответственность, ибо любовь обладает чарующей красотой .
Наилучшее воспитание молодых людей, да и самого себя, заключается в осуществлении в собственной жизни того, что внушается воспитанием.
Источник
Ñîâåðøåííîå ãîñóäàðñòâî Ïëàòîíà. Àíàëèç ïðîáëåìû âîñïèòàíèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé â êîíöåïöèè Ïëàòîíà. Èçó÷åíèå ñèñòåìû âîñïèòàíèÿ Ïëàòîíà, â êîòîðîé ñî÷åòàëèñü íåêîòîðûå ìîìåíòû âîñïèòàòåëüíîãî îïûòà Ñïàðòû è Àôèí. Èãðà êàê ýôôåêòèâíîå ñðåäñòâî âîñïèòàíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ïåäàãîãè÷åñêèå èäåè Ïëàòîíà
ïëàòîí âîñïèòàíèå ãîñóäàðñòâî
 ïîíÿòèå «ó÷åíèå» îí âêëþ÷àë ïðèîáðåòåíèå çíàíèé ïîñðåäñòâîì èçó÷åíèÿ íàóê, à ãëàâíîå ñâîéñòâî íàóêè, ïî Ïëàòîíó, ñîñòîèò â òîì, ÷òî îíà áóäèò äóøó ïîëüçîâàòüñÿ ìûøëåíèåì äëÿ èñòèíû âñå íàóêè íàäî ïðåïîäàâàòü äåòÿì íå íàñèëüíî, èãðàþ÷è, èáî ñâîáîäíûé ÷åëîâåê íèêàêîé íàóêå íå äîëæåí ó÷èòüñÿ ðàáñêè. Áîëüøîå ìåñòî â âîñïèòàíèè îí îòâîäèë ïåñíÿì è òàíöàì. Ïëàòîí âïåðâûå ðàññìàòðèâàë âîïðîñû âîñïèòàíèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé â ñèñòåìå, ÷òî áûëî î÷åíü âàæíî äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ òåîðèè äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ.
Äðåâíåãðå÷åñêèé ôèëîñîô-èäåàëèñò, èäåîëîã ðàáîâëàäåëü÷åñêîé àðèñòîêðàòèè, Ïëàòîí ðîäèëñÿ â çíàòíîé àðèñòîêðàòè÷åñêîé ñåìüå è ïîëó÷èë áëåñòÿùåå äëÿ òîãî âðåìåíè îáðàçîâàíèå.
Àâòîð ìíîãî÷èñëåííûõ ñî÷èíåíèé, Ïëàòîí âî ìíîãèõ èç íèõ ãîâîðèë î âîñïèòàíèè. Ñâîþ ñèñòåìó âçãëÿäîâ íà îðãàíèçàöèþ âîñïèòàíèÿ îí èçëîæèë â òðàêòàòàõ Ãîñóäàðñòâî è Çàêîíû. Ýòè âçãëÿäû ñîñòàâëÿþò îðãàíè÷åñêóþ ÷àñòü ñîöèàëüíûõ âîççðåíèé Ïëàòîíà è ïîä÷èíåíû îáùèì çàäà÷àì óêðåïëåíèÿ ðàáîâëàäåëü÷åñêîãî àðèñòîêðàòè÷åñêîãî ãîñóäàðñòâà è ôîðìèðîâàíèÿ ðàáîâëàäåëüöà.
Ñîâåðøåííîå ãîñóäàðñòâî Ïëàòîíà çèæäåòñÿ íà ðàçäåëåíèè òðóäà ìåæäó ÷åòûðüìÿ ðàçðÿäàìè ñâîáîäíûõ ãðàæäàí: ôèëîñîôàìè, âîèíàìè, ðåìåñëåííèêàìè è çåìëåäåëüöàìè. Êàæäûé ðàçðÿä äîëæåí âûïîëíÿòü òîëüêî ñâîè îáÿçàííîñòè è íå âìåøèâàòüñÿ â ôóíêöèè äðóãèõ.  ó÷åíèè î äåëåíèè ãðàæäàí íà ðàçðÿäè Ïëàòîí ðóêîâîäñòâîâàëñÿ ñâîåé êëàññèôèêàöèåé ÷àñòåé äóøè.  ïðîòèâîïîëîæíîñòü Äåìîêðèòó, ñ÷èòàâøåìó ìèð. åäèíûì è ìàòåðèàëüíûì, Ïëàòîí âûñòóïèë ñ ó÷åíèåì î äåëåíèè ìèðà íà ìèð èäåé è ìèð âåùåé. Ïî åãî èäåàëèñòè÷åñêîìó ó÷åíèþ, äóõîâíàÿ ÷àñòü ÷åëîâåêà — äóøà æèâåò äî ñâîåãî âñåëåíèÿ â òåëåñíóþ îáîëî÷êó â ìèðå èäåé. Äóøå ñâîéñòâåííû òðè ÷àñòè: ðàçóìíàÿ, âîëåâàÿ è ÷óâñòâåííàÿ, íî îäíà èç íèõ ïðåîáëàäàþùàÿ, è ýòî çàâèñèò îò òîãî, ñðåäè êàêèõ èäåé îáèòàëà äóøà. Òðåì ÷àñòÿì äóøè ó Ïëàòîíà ñîîòâåòñòâóþò òðè äîáðîäåòåëè: ìóäðîñòü, ìóæåñòâî è óìåðåííîñòü. Âñåëèâøèñü â ñâîå âðåìåííîå îáèòàëèùå (â òåëî), áåññìåðòíàÿ äóøà ÷åëîâåêà îïðåäåëÿåò âîçìîæíîñòè åãî ðàçâèòèÿ è åãî ìåñòî â îáùåñòâå. Èìåþùèå äóøó ñ ïðåîáëàäàíèåì ðàçóìíîé ÷àñòè ñòàíóò ïðàâèòåëÿìè— ôèëîñîôàìè, âîëåâîé — âîèíàìè, ÷óâñòâåííîé — ðåìåñëåííèêàìè èëè çåìëåäåëüöàìè. Ïåðâûå äâà ðàçðÿäà — ïðèâèëåãèðîâàííûå: ôèëîñîôû óïðàâëÿþò, âîèíû îõðàíÿþò ãîñóäàðñòâåííûé ïîðÿäîê; ôóíêöèÿ æå ðåìåñëåííèêîâ è çåìëåäåëüöåâ — ìàòåðèàëüíîå îáåñïå÷åíèå ïðèâèëåãèðîâàííûõ.  ãîñóäàðñòâå Ïëàòîíà ñîõðàíÿëèñü è ðàáû, ñîñòàâëÿâøèå íèçøèé ñîöèàëüíûé ñëîé, íå èìåâøèå êàêèõ-ëèáî ïðàâ, óäåë ðàáîâ — ôèçè÷åñêèé òðóä.
 öåëÿõ óêðåïëåíèÿ ðàáîâëàäåëü÷åñêîãî ãîñóäàðñòâà Ïëàòîí ðåêîìåíäîâàë ñâîþ ñèñòåìó âîñïèòàíèÿ, â êîòîðîé ñî÷åòàëèñü íåêîòîðûå ìîìåíòû âîñïèòàòåëüíîãî îïûòà Ñïàðòû è Àôèí.
Âîñïèòàíèå, ïî ìíåíèþ Ïëàòîíà, îáîçíà÷àåò âîçäåéñòâèå âçðîñëûõ íà äåòåé, ôîðìèðîâàíèå â äåòÿõ íðàâñòâåííîñòü è äîáðîäåòåëè.  ïîíÿòèå ó÷åíèå îí âêëþ÷àë ïðèîáðåòåíèå çíàíèé ïîñðåäñòâîì èçó÷åíèÿ íàóê, à ãëàâíîå ñâîéñòâî íàóêè, ïî Ïëàòîíó, ñîñòîèò â òîì, ÷òî îíà áóäèò äóøó ïîëüçîâàòüñÿ ìûøëåíèåì äëÿ èñòèíû.
Ïëàòîí ñ÷èòàë, ÷òî âíóòðåííåé îñíîâîé âîñïèòàíèÿ ìàëåíüêèõ, äåòåé ÿâëÿþòñÿ ýìîöèè. Îí óòâåðæäàë, ÷òî ïåðâûå äåòñêèå îùóùåíèÿ — ýòî íàñëàæäåíèå è ñòðàäàíèå è ÷òî îíè îêðàøèâàþò äåòñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ î äîáðîäåòåëè è áëàãå.
Îñîáîå çíà÷åíèå êàê ñðåäñòâó âîñïèòàíèÿ îí ïðèäàâàë èãðàì, à òàêæå ÷òåíèþ è ðàññêàçûâàíèþ äåòÿì ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé, ìèôîâ. Ïðè ýòîì îí ñ÷èòàë íåîáõîäèìûì óñòàíîâèòü çàêîíîäàòåëüíî, ÷òî èìåííî íóæíî ÷èòàòü è ðàññêàçûâàòü ìàëåíüêèì äåòÿì.
Ïëàòîí òàêæå òðåáîâàë, ÷òîáû âçðîñëûå ñëåäèëè çà äåòñêèìè èãðàìè: äåòè äîëæíû ñòðîãî âûïîëíÿòü ïðàâèëà èãðû, íå âíîñèòü â íèõ êàêèõ-ëèáî íîâøåñòâ; èíà÷å, ïðèó÷èâøèñü ê ýòîìó â èãðå, îíè çàõîòÿò âíåñòè èçìåíåíèÿ è â çàêîíû ðàáîâëàäåëü÷åñêîãî ãîñóäàðñòâà, à ýòîãî äîïóñòèòü íåëüçÿ. Ïëàòîí ñ÷èòàë â òî æå âðåìÿ, ÷òî âñå íàóêè íàäî ïðåïîäàâàòü äåòÿì íå íàñèëüíî, èãðàþ÷è, èáî ñâîáîäíûé ÷åëîâåê íèêàêîé íàóêå íå äîëæåí ó÷èòüñÿ ðàáñêè. Áîëüøîå ìåñòî â âîñïèòàíèè îí îòâîäèë ïåñíÿì è òàíöàì.
 Ãîñóäàðñòâå Ïëàòîí âûäâèíóë èäåþ îáùåñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ ñàìîãî ìëàäøåãî âîçðàñòà è ïðåäëîæèë îïðåäåëåííóþ ñèñòåìó åå îðãàíèçàöèè. Ñ 3 äî 6 ëåò âñåõ äåòåé âñåõ æèòåëåé ãîðîäà èëè ïîñåëêà íóæíî ñîáèðàòü â îñîáûõ ìåñòàõ äëÿ èãð. Ïðè ýòîì ñïåöèàëüíî íàçíà÷åííûå ñòðàæàìè çàêîíà æåíùèíû äîëæíû ñëåäèòü çà ïîðÿäêîì è ðóêîâîäèòü èãðàìè. Ñ 6 äî 12 ëåò äåòè â ãîñóäàðñòâåííîé øêîëå ó÷àòñÿ ÷èòàòü, ïèñàòü, ñ÷èòàòü, à òàêæå ïåòü è èãðàòü íà ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ. Ñ 12 äî 16 ëåò îíè ïîñåùàþò ïàëåñòðó, ãäå ãëàâíîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ðàçíîñòîðîííåìó ôèçè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ. Ñ 16 ëåò þíîøè èçó÷àþò àðèôìåòèêó, ãåîìåòðèþ, àñòðîíîìèþ, ïðåèìóùåñòâåííî ñ ïðàêòè÷åñêèìè öåëÿìè (ïðåäâîåííàÿ ïîäãîòîâêà). Ñ 18 äî 20 ëåò îíè â ýôåáèè ïîëó÷àþò ñïåöèàëüíóþ âîåííî-ôèçè÷åñêóþ ïîäãîòîâêó. Íà ýòîì ýòàïå çàêàí÷èâàåòñÿ îáðàçîâàíèå òåõ, êòî ïî ñâîèì âîçìîæíîñòÿì äîëæåí îñòàòüñÿ â ðàçðÿäå âîèíîâ, ðåìåñëåííèêîâ, çåìëåäåëüöåâ è êóïöîâ. Òîëüêî ëèöà, ó êîòîðûõ ðàçóìíàÿ ÷àñòü äóøè, äî 30 ëåò èçó÷àþò ôèëîñîôèþ, ðàçâèâàþò îòâëå÷åííîå ìûøëåíèå, èçó÷àÿ â ýòèõ öåëÿõ ãåîìåòðèþ, àðèôìåòèêó, àñòðîíîìèþ, òåîðèþ ìóçûêè, è ãîòîâÿòñÿ ê ãîñóäàðñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè. Âûäåëèâøèåñÿ â ýòîé ãðóïïå ñàìûå ñèëüíûå â èíòåëëåêòóàëüíîì îòíîøåíèè ïðîäîëæàþò ñâîè çàíÿòèÿ è, îâëàäåâ ôèëîñîôèåé, ñòàíîâÿòñÿ ïðàâèòåëÿìè ãîñóäàðñòâà.
Âîñïèòàíèå æåíùèí, ñ÷èòàë Ïëàòîí, äîëæíî áûòü òàêèì, êàê áûëî â Ñïàðòå. Äåòè ðàáîâ ê îáðàçîâàíèþ íå äîïóñêàþòñÿ.
Êàê âèäèì, Ïëàòîí çàáîòèëñÿ ïðåæäå âñåãî î ïðàâèëüíîì, ñ åãî òî÷êè çðåíèÿ, âîñïèòàíèè è îáðàçîâàíèè äåòåé ðàáîâëàäåëüöåâ è ñâîáîäíûõ ãðàæäàí. Âîñïèòàíèå äîëæíî ïîäãîòîâèòü èõ ê âûïîëíåíèþ îïðåäåëåííûõ ñîöèàëüíûõ ôóíêöèé è ê óïðàâëåíèþ ãîñóäàðñòâîì.
Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî Ïëàòîí âïåðâûå ðàññìàòðèâàë âîïðîñû âîñïèòàíèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé â ñèñòåìå, ÷òî áûëî î÷åíü âàæíî äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ òåîðèè äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ.
Ïëàòîí — èçóìèòåëüíûé ïåäàãîã. ßñíî, ÷òî îí ñâîè ïðåäñòàâëåíèÿ î âîñïèòàíèè è îáó÷åíèè íå ìîã íå ïîñòàâèòü â òåñíîå ñîîòâåòñòâèå ñ òåîðèåé èäåé. Âî âðåìåíà Ïëàòîíà â Àôèíàõ ãèìíàñòè÷åñêîå âîñïèòàíèå, íåîáõîäèìîå äëÿ óêðåïëåíèÿ òåëà, äîïîëíÿëîñü ìóñè÷åñêèì (îò ãð. ìusike- îáùåå îáðàçîâàíèå). Ìóñè÷åñêîå âîñïèòàíèå âêëþ÷àëî îçíàêîìëåíèå ñ îñíîâàìè ëèòåðàòóðû, ðèòîðèêè, ýòèêè, ïîëèòèêè è ìóçûêè. Ïëàòîí ïîñòàâèë âîïðîñ î ïîäëèííûõ ïåäàãîãè÷åñêèõ êðèòåðèÿõ. Ìóñè÷åñêîå âîñïèòàíèå ó÷èëî èñêóññòâó è óìåíèÿì, íî ýòî íå äîñòàòî÷íî äëÿ ïîçíàíèÿ âûñøåãî áëàãà è ïðèîáðåòåíèÿ ìóäðîñòè.
 óñòðåìëåíèè ê âûñøåìó áëàãó ñëåäóåò îáó÷àòü ðàçâèòûì íàóêàì: àðèôìåòèêå, ãåîìåòðèè, àñòðîíîìèè, ìóçûêàëüíîé ãàðìîíèè è, íàêîíåö, ôèëîñîôèè. Âåíåö âîñïèòàíèÿ è îáðàçîâàíèÿ — ôèëîñîôèÿ. Èìåííî îíà ïðèäàåò âîñïèòàíèþ è îáðàçîâàíèþ öåëîñòíîñòü è çàêîí÷åííîñòü.
Íà íàø âçãëÿä, âîççðåíèÿ Ïëàòîíà íà öåíòðàëüíîå ìåñòî ôèëîñîôèè â ïåäàãîãèêå, ðàâíî êàê è â ëþáîì ñîöèàëüíîì ïðîåêòèðîâàíèè, ñîõðàíÿþò ñâîþ àêòóàëüíîñòü. Áåç ôèëîñîôèè îáðàçîâàíèå ôðàãìåíòàðíî è íå çàâåðøåíî. Ðàñïðîñòðàíåííàÿ ïðàêòèêà ñîñòîèò â òîì, ÷òî ôèëîñîôèÿ â øêîëå âîîáùå íå èçó÷àåòñÿ, â ñðåäíèõ ñïåöèàëüíûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿõ — ÷óòü-÷óòü, à â âóçàõ — íà îäíîì èç íà÷àëüíûõ êóðñîâ. È íèãäå ôèëîñîôèÿ íå ôèãóðèðóåò â êà÷åñòâå öåíòðà, èíòåãðèðóþùåãî âîñïèòàíèå è îáðàçîâàíèå. Èç ìíîãèõ èñòîðè÷åñêèõ èñòî÷íèêîâ ìû óçíàåì, ÷òî Ïëàòîí ñîçäàë Àêàäåìèþ, ãäå çàíèìàëñÿ ïðåïîäàâàíèåì è çàðåêîìåíäîâàë ñåáÿ êàê ïðåâîñõîäíûé ïåäàãîã. Îáó÷åíèå äëÿ âñåõ òàì áûëî áåñïëàòíûì.
Èäåÿ âîñïèòàíèÿ äåòåé ïî Ïëàòîíó
? Îí óòâåðæäàë, ÷òî ïåðâûå äåòñêèå îùóùåíèÿ — ýòî íàñëàæäåíèå è ñòðàäàíèå è ÷òî îíè îêðàøèâàþò äåòñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ î äîáðîäåòåëè è áëàãå.
? Ôèëîñîô îñîáîå çíà÷åíèå ïðèäàâàë èãðàì êàê îäíîìó èç ñðåäñòâ âîñïèòàíèÿ, à òàêæå ÷òåíèþ è ðàññêàçûâàíèþ äåòÿì ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé, ìèôîâ.
? Ïëàòîí ñ÷èòàë íåîáõîäèìûì óñòàíîâèòü çàêîíîäàòåëüíî, ÷òî èìåííî íóæíî ÷èòàòü è ðàññêàçûâàòü ìàëåíüêèì äåòÿì.
? Åùå áîëüøîå çíà÷åíèå â âîñïèòàíèè îí îòâîäèë ïåñíÿì è òàíöàì.
? Ïëàòîí âïåðâûå ðàññìàòðèâàë âîïðîñû âîñïèòàíèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé â ñèñòåìå, ÷òî áûëî î÷åíü âàæíî äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник
Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование.
Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах “Государство и “Законы”. Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений Платона и подчинены общим задачам укрепления рабовладельческого аристократического государства и формирования рабовладельца.
Совершенное государство Платона зиждется на разделении труда между четырьмя разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души. В противоположность Демокриту, считавшему мир единым и материальным, Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека — душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это зависит от того, среди каких идей обитала душа. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (в тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями — философами, волевой — воинами, чувственной — ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда — привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев — материальное обеспечение привилегированных. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов — физический труд.
В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин.
Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”.
Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе..
Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.
Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что “все науки надо преподавать детям не насильно, играючи”, ибо “свободный человек никакой науке не должен учиться рабски”. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.
В “Государстве Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.
Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию не допускаются.
Как видим, Платон заботился прежде всего о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.
Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.
Источник