Природа ребенка и его развитие по платону

Природа ребенка и его развитие по платону thumbnail

? Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

? Философ особое значение придавал играм как одному из средств воспитания, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов.

? Платон считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.

? Еще большое значение в воспитании он отводил песням и танцам.

? Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития дошкольного воспитания.

Ученик Сократа, Платон (428 или 427 — 348 или 347 до Р. Х.) основал первую в Европе высшую школу — Академию в 387 году, которой руководил и в которой преподавал около сорока лет с небольшими перерывами. Платоновская Академия пережила своего основателя на тысячу без малого лет. Учеником и участником Академии был Аристотель. Другие особенно выдающиеся непосредственные ученики Платона — Спевсипп и Ксенократ из Халкедона, сыгравшие значительную роль в развитии и распространении наук.

В высокохудожественных диалогах «Филеб», «Пир», «Софист», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Политик» и «Законы» Платон изложил педагогическую теорию, интегрированную им в систему.

Способности и добродетели врождены человеку, но их еще предстоит пробудить в нем, вызвать к жизни с помощью воспитания. Личный опыт индивида не в силах обеспечить достижения им высших ступеней развития, не может дать знания истины. Будучи знанием, добродетель воспитуема, обучаема (в точности, как у Сократа).

Преднамеренное и целенаправленное воздействие на человека осуществимо благодаря врожденным чувствам удовольствия и страдания, первым ощущениям новорожденного. Добродетель и порок появляются впоследствии из этих чувств. Это значит, что, если удовольствие и неудовольствие, чувства дружбы, скорбь и ненависть будут сформированы в душах людей надлежащим образом в раннем детстве, когда люди еще не способны отнестись к ним разумно, то, став разумными, люди согласуют с разумом укоренившиеся в них чувства. Эта-то согласованность и есть добродетель. Поэтому воспитание, прежде всего, должно озаботиться тем, чтобы научить ненавидеть то, что следует ненавидеть, и любить то, что следует любить. По мере развития личности требуется гармонизация, уравновешенное сочетание не только «вожделеющего начала» — чувств удовольствия и неудовольствия, но и начала «яростного» — страстей.

Отдельный человек нуждается в правильном воспитании, одновременно и государство заинтересовано в том, чтобы хорошо воспитанные дети становились хорошими гражданами, способными всё делать прекрасно, в частности, побеждать в битвах врагов («Законы», I 641 b-c).

Воспитание зависит от характера предоставляемых индивиду обществом возможностей и типов деятельности. Различные задатки предрасполагают человеческие натуры скорее к той, чем к иной деятельности, а разнообразию способностей соответствует разнообразие потребностей (в структуре общественного разделения труда). Число и характер типов личности соответствует числу и характеру сословий в государстве. Дурное государственное устройство губительно действует на души людей. В разумном общественное строе положение индивида в обществе и его отношение к обществу суть вопросы правильного воспитания, учитывающего особенности душевного склада каждого («Государство», IV 497 b и далее).

Более того, от правильной организации общества зависит самая возможность истинного знания, что означает неизбежность соответствия между педагогической теорией и политической практикой. Иерархическая подчиненность сословий предполагает различие в целях, содержании и методах воспитания различных групп людей. Наилучшее воспитание дается правящим сословиям.

Воспитание понимается Платоном как обращение духовного взора от полутьмы обыденщины и невежества к свету истины, правды. В этом случае реализуется идеал личности — богоподобие. Это рассудительность, благочестие, почитание родителей, выполнение долга перед согражданами, подчинение законам государства и нравственным традициям; мудрость, мужественность, справедливость; наконец, уравновешенность характера.

Но главное в человеке есть способность любить истину и всё делать ради нее, считать прекрасным то, что действительно прекрасно, и безобразным — ему противоположное; уметь проявлять свои убеждения на деле.

Невоспитанность — отсутствие собственных понятий о справедливости и умеренности.

Образование и воспитание могут приносить пользу, если осуществляются разумно, и вред в противном случае. Хорошее воспитание делает человека кротчайшим и «божественнейшим», а дурное — самым диким существом, какое только рождает земля («Законы», VI 766 a). В каком направлении кто был воспитан, таки и станет весь его будущий путь. Правильное воспитание с детства заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать («Государство», IV 426 c). Пагубное, дурное воспитание заключено в сознании, что ребенок счастлив и блажен от рождения и ни в чем более не нуждается, как в потакании и восхвалении своих поступков и слов («Законы», III 694 d).

Необходимость раннего воспитатания абсолютна. Первые три года — самые важные. Утробные младенца, новорожденные, самые маленькие — все принуждены «трудиться», двигаться, упражняться, и их нельзя освобождать от усилий.

Первоначальное образование осуществляется путем игры. Характер и содержание игр должны предписываться строжайшими законами, так как ничего серьезнее детских игр нет. Только в игре усваиваются навыки, да и начала наук. Игры, праздненства, песни, забавы, хороводы, пляски суть еще и ценнейший материал для наблюдений наклонностей каждого. Наконец, только игра формирует «свободное» (творческое) и прочное знание. Насильственно внедренное в душу непрочно («Государство», VII 536 e). Усвоение улучшается также, если учитель убедит детей в пользе и преимуществе своего метода.

По мере взросления детей игры и забавы как способ образования и проверки его хода и результатов постепенно дополняется трудами, тяготами и состязаниями. В этом же ряду находится «обольщение» страшным, непрятным и соблазнительным. Воспитатель наблюдает, кто и в чем забывчив, кто поддается обману и плутует, кто не может противостоять трудным обстоятельствам и искушениям, а кто благопристоен во всем, умерен, гармоничен и целостен. Наблюдения призваны ответить на вопрос, что же преобладает в характере ребенка — медь, железо, серебро или золото. Боги примешали золото к будущим правителям и стражам, серебро — к их помощникам, а к земледельцам и ремесленниками — железа и меди. Кто в трудах, науках, опасностях всегда будет выказывать себя наилучшим образом, того надо причислить к числу наиболее перспективных воспитанников, будущих управителей государства.

Читайте также:  Группы развития ребенка томск

Обучать надобно философии, искусствам, физической культуре, наукам. Правильное поведение предполагает обладание истиной. Лучше ничего не знать, чем знать ложное.

Хотя гимнастическое искусство развивает по преимуществу тело, а мусическое — душу, оба формируют жизненную силу , дополняя друг друга, и избыток одного из этих искусств приводит к нежелательной односторонности — грубости или изнеженности. «Гимнастика» (хороводные пляски и борьба) нужна для тренировки отваги ипылкости духа, «музыка» (песнопения) — для развития гражданских добродетелей. Песнопения подражают благим душевным состояниям, и, зачаровывая души юных людей, они побуждают с помощью слов и напевов, гармонии и ритма следовать за собой к стяжанию высоких достоинств. Они приносят одновременно и удовольствие и пользу. Их содержание, равно как и содержание мифов и всех произведений искусства, строго контролируется государством.

Гимнастика и музыка прокладывают путь к изучению естествознания, которое в свою очередь постепенно подводит учащихся к математике, та же перерастает в диалектику, политику и этику (высшая ступень образования).

Сами по себе науки не воспитывают. Благотворное воздействие на личность они оказывают только при условии, что человеком осознано божественное и земное значение наук, а также их методы и красота. Все науки суть «прелюдии» к главному «песнопению» — диалектике. Диалектика доступна лишь тем, кто научился делать «обзор» всем наукам. усваивавшимся прежде, чтобы усмотреть родство наук друг с другом и с природой бытия. Но и наоборот: без диалектики человек не усмотрит гармонии и закономерности мира.

Диалектика есть:

1) способность приводить и воспринимать разумные доводы,

2) склонность и способность к рассуждению и мышлению,

3) путь к познанию истины.

Изучение и практикование диалектики — составная часть правильной жизни. Диалектические упражнения в исследовании понятий никак нельзя начинать ранее двадцати лет, поскольку подростки могут легко злоупотреблять рассуждениями для забавы, спорить ради спора и терять путь к истине. Догматизм молодых людей опасен для них, но и другая крайность скептицизма тоже опасна.

Человек никогда не может окончить своего образования. Постоянно изменяются его желания, горести, знания, страхи. Даже привычки и нравственные установки: что-то появляется вновь, что-то утрачивается. Люди подвержены всякого рода порче. Отсюда — необходимость выправлять отклонения от правильного пути в течение всей жизни. И хотя, старея, человек утрачивает способность многому научиться, он должен бороться с убылью знания с помощью упражнений.

Оба пола должны получить одинаковое образование. Любовные вожделения воспитуемы, они поддаются облагорожению. Силой внушения и общественного мнения воспитывается половое воздержание и чистота, одновременно вызывается эстетическое отношение к любви и ответственность, ибо любовь обладает чарующей красотой .

Наилучшее воспитание молодых людей, да и самого себя, заключается в осуществлении в собственной жизни того, что внушается воспитанием.

Источник

Ñîâåðøåííîå ãîñóäàðñòâî Ïëàòîíà. Àíàëèç ïðîáëåìû âîñïèòàíèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé â êîíöåïöèè Ïëàòîíà. Èçó÷åíèå ñèñòåìû âîñïèòàíèÿ Ïëàòîíà, â êîòîðîé ñî÷åòàëèñü íåêîòîðûå ìîìåíòû âîñïèòàòåëüíîãî îïûòà Ñïàðòû è Àôèí. Èãðà êàê ýôôåêòèâíîå ñðåäñòâî âîñïèòàíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïåäàãîãè÷åñêèå èäåè Ïëàòîíà

ïëàòîí âîñïèòàíèå ãîñóäàðñòâî

 ïîíÿòèå «ó÷åíèå» îí âêëþ÷àë ïðèîáðåòåíèå çíàíèé ïîñðåäñòâîì èçó÷åíèÿ íàóê, à ãëàâíîå ñâîéñòâî íàóêè, ïî Ïëàòîíó, ñîñòîèò â òîì, ÷òî îíà “áóäèò äóøó ïîëüçîâàòüñÿ ìûøëåíèåì äëÿ èñòèíû” “âñå íàóêè íàäî ïðåïîäàâàòü äåòÿì íå íàñèëüíî, èãðàþ÷è”, èáî “ñâîáîäíûé ÷åëîâåê íèêàêîé íàóêå íå äîëæåí ó÷èòüñÿ ðàáñêè”. Áîëüøîå ìåñòî â âîñïèòàíèè îí îòâîäèë ïåñíÿì è òàíöàì. Ïëàòîí âïåðâûå ðàññìàòðèâàë âîïðîñû âîñïèòàíèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé â ñèñòåìå, ÷òî áûëî î÷åíü âàæíî äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ òåîðèè äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ.

Äðåâíåãðå÷åñêèé ôèëîñîô-èäåàëèñò, èäåîëîã ðàáîâëàäåëü÷åñêîé àðèñòîêðàòèè, Ïëàòîí ðîäèëñÿ â çíàòíîé àðèñòîêðàòè÷åñêîé ñåìüå è ïîëó÷èë áëåñòÿùåå äëÿ òîãî âðåìåíè îáðàçîâàíèå.

Àâòîð ìíîãî÷èñëåííûõ ñî÷èíåíèé, Ïëàòîí âî ìíîãèõ èç íèõ ãîâîðèë î âîñïèòàíèè. Ñâîþ ñèñòåìó âçãëÿäîâ íà îðãàíèçàöèþ âîñïèòàíèÿ îí èçëîæèë â òðàêòàòàõ “Ãîñóäàðñòâî è “Çàêîíû”. Ýòè âçãëÿäû ñîñòàâëÿþò îðãàíè÷åñêóþ ÷àñòü ñîöèàëüíûõ âîççðåíèé Ïëàòîíà è ïîä÷èíåíû îáùèì çàäà÷àì óêðåïëåíèÿ ðàáîâëàäåëü÷åñêîãî àðèñòîêðàòè÷åñêîãî ãîñóäàðñòâà è ôîðìèðîâàíèÿ ðàáîâëàäåëüöà.

Ñîâåðøåííîå ãîñóäàðñòâî Ïëàòîíà çèæäåòñÿ íà ðàçäåëåíèè òðóäà ìåæäó ÷åòûðüìÿ ðàçðÿäàìè ñâîáîäíûõ ãðàæäàí: ôèëîñîôàìè, âîèíàìè, ðåìåñëåííèêàìè è çåìëåäåëüöàìè. Êàæäûé ðàçðÿä äîëæåí âûïîëíÿòü òîëüêî ñâîè îáÿçàííîñòè è íå âìåøèâàòüñÿ â ôóíêöèè äðóãèõ.  ó÷åíèè î äåëåíèè ãðàæäàí íà ðàçðÿäè Ïëàòîí ðóêîâîäñòâîâàëñÿ ñâîåé êëàññèôèêàöèåé ÷àñòåé äóøè.  ïðîòèâîïîëîæíîñòü Äåìîêðèòó, ñ÷èòàâøåìó ìèð. åäèíûì è ìàòåðèàëüíûì, Ïëàòîí âûñòóïèë ñ ó÷åíèåì î äåëåíèè ìèðà íà ìèð èäåé è ìèð âåùåé. Ïî åãî èäåàëèñòè÷åñêîìó ó÷åíèþ, äóõîâíàÿ ÷àñòü ÷åëîâåêà — äóøà æèâåò äî ñâîåãî âñåëåíèÿ â òåëåñíóþ îáîëî÷êó â ìèðå èäåé. Äóøå ñâîéñòâåííû òðè ÷àñòè: ðàçóìíàÿ, âîëåâàÿ è ÷óâñòâåííàÿ, íî îäíà èç íèõ ïðåîáëàäàþùàÿ, è ýòî çàâèñèò îò òîãî, ñðåäè êàêèõ èäåé îáèòàëà äóøà. Òðåì ÷àñòÿì äóøè ó Ïëàòîíà ñîîòâåòñòâóþò òðè äîáðîäåòåëè: ìóäðîñòü, ìóæåñòâî è óìåðåííîñòü. Âñåëèâøèñü â ñâîå âðåìåííîå îáèòàëèùå (â òåëî), áåññìåðòíàÿ äóøà ÷åëîâåêà îïðåäåëÿåò âîçìîæíîñòè åãî ðàçâèòèÿ è åãî ìåñòî â îáùåñòâå. Èìåþùèå äóøó ñ ïðåîáëàäàíèåì ðàçóìíîé ÷àñòè ñòàíóò ïðàâèòåëÿìè— ôèëîñîôàìè, âîëåâîé — âîèíàìè, ÷óâñòâåííîé — ðåìåñëåííèêàìè èëè çåìëåäåëüöàìè. Ïåðâûå äâà ðàçðÿäà — ïðèâèëåãèðîâàííûå: ôèëîñîôû óïðàâëÿþò, âîèíû îõðàíÿþò ãîñóäàðñòâåííûé ïîðÿäîê; ôóíêöèÿ æå ðåìåñëåííèêîâ è çåìëåäåëüöåâ — ìàòåðèàëüíîå îáåñïå÷åíèå ïðèâèëåãèðîâàííûõ.  ãîñóäàðñòâå Ïëàòîíà ñîõðàíÿëèñü è ðàáû, ñîñòàâëÿâøèå íèçøèé ñîöèàëüíûé ñëîé, íå èìåâøèå êàêèõ-ëèáî ïðàâ, óäåë ðàáîâ — ôèçè÷åñêèé òðóä.

Читайте также:  Комплекс упражнений для развития внимания ребенка

 öåëÿõ óêðåïëåíèÿ ðàáîâëàäåëü÷åñêîãî ãîñóäàðñòâà Ïëàòîí ðåêîìåíäîâàë ñâîþ ñèñòåìó âîñïèòàíèÿ, â êîòîðîé ñî÷åòàëèñü íåêîòîðûå ìîìåíòû âîñïèòàòåëüíîãî îïûòà Ñïàðòû è Àôèí.

Âîñïèòàíèå, ïî ìíåíèþ Ïëàòîíà, îáîçíà÷àåò âîçäåéñòâèå âçðîñëûõ íà äåòåé, ôîðìèðîâàíèå â äåòÿõ íðàâñòâåííîñòü è äîáðîäåòåëè.  ïîíÿòèå “ó÷åíèå îí âêëþ÷àë ïðèîáðåòåíèå çíàíèé ïîñðåäñòâîì èçó÷åíèÿ íàóê, à ãëàâíîå ñâîéñòâî íàóêè, ïî Ïëàòîíó, ñîñòîèò â òîì, ÷òî îíà “áóäèò äóøó ïîëüçîâàòüñÿ ìûøëåíèåì äëÿ èñòèíû”.

Ïëàòîí ñ÷èòàë, ÷òî âíóòðåííåé îñíîâîé âîñïèòàíèÿ ìàëåíüêèõ, äåòåé ÿâëÿþòñÿ ýìîöèè. Îí óòâåðæäàë, ÷òî ïåðâûå äåòñêèå îùóùåíèÿ — ýòî íàñëàæäåíèå è ñòðàäàíèå è ÷òî îíè îêðàøèâàþò äåòñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ î äîáðîäåòåëè è áëàãå.

Îñîáîå çíà÷åíèå êàê ñðåäñòâó âîñïèòàíèÿ îí ïðèäàâàë èãðàì, à òàêæå ÷òåíèþ è ðàññêàçûâàíèþ äåòÿì ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé, ìèôîâ. Ïðè ýòîì îí ñ÷èòàë íåîáõîäèìûì óñòàíîâèòü çàêîíîäàòåëüíî, ÷òî èìåííî íóæíî ÷èòàòü è ðàññêàçûâàòü ìàëåíüêèì äåòÿì.

Ïëàòîí òàêæå òðåáîâàë, ÷òîáû âçðîñëûå ñëåäèëè çà äåòñêèìè èãðàìè: äåòè äîëæíû ñòðîãî âûïîëíÿòü ïðàâèëà èãðû, íå âíîñèòü â íèõ êàêèõ-ëèáî íîâøåñòâ; èíà÷å, ïðèó÷èâøèñü ê ýòîìó â èãðå, îíè çàõîòÿò âíåñòè èçìåíåíèÿ è â çàêîíû ðàáîâëàäåëü÷åñêîãî ãîñóäàðñòâà, à ýòîãî äîïóñòèòü íåëüçÿ. Ïëàòîí ñ÷èòàë â òî æå âðåìÿ, ÷òî “âñå íàóêè íàäî ïðåïîäàâàòü äåòÿì íå íàñèëüíî, èãðàþ÷è”, èáî “ñâîáîäíûé ÷åëîâåê íèêàêîé íàóêå íå äîëæåí ó÷èòüñÿ ðàáñêè”. Áîëüøîå ìåñòî â âîñïèòàíèè îí îòâîäèë ïåñíÿì è òàíöàì.

 “Ãîñóäàðñòâå Ïëàòîí âûäâèíóë èäåþ îáùåñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ ñàìîãî ìëàäøåãî âîçðàñòà è ïðåäëîæèë îïðåäåëåííóþ ñèñòåìó åå îðãàíèçàöèè. Ñ 3 äî 6 ëåò âñåõ äåòåé âñåõ æèòåëåé ãîðîäà èëè ïîñåëêà íóæíî ñîáèðàòü â îñîáûõ ìåñòàõ äëÿ èãð. Ïðè ýòîì ñïåöèàëüíî íàçíà÷åííûå ñòðàæàìè çàêîíà æåíùèíû äîëæíû ñëåäèòü çà ïîðÿäêîì è ðóêîâîäèòü èãðàìè. Ñ 6 äî 12 ëåò äåòè â ãîñóäàðñòâåííîé øêîëå ó÷àòñÿ ÷èòàòü, ïèñàòü, ñ÷èòàòü, à òàêæå ïåòü è èãðàòü íà ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ. Ñ 12 äî 16 ëåò îíè ïîñåùàþò ïàëåñòðó, ãäå ãëàâíîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ðàçíîñòîðîííåìó ôèçè÷åñêîìó âîñïèòàíèþ. Ñ 16 ëåò þíîøè èçó÷àþò àðèôìåòèêó, ãåîìåòðèþ, àñòðîíîìèþ, ïðåèìóùåñòâåííî ñ ïðàêòè÷åñêèìè öåëÿìè (ïðåäâîåííàÿ ïîäãîòîâêà). Ñ 18 äî 20 ëåò îíè â ýôåáèè ïîëó÷àþò ñïåöèàëüíóþ âîåííî-ôèçè÷åñêóþ ïîäãîòîâêó. Íà ýòîì ýòàïå çàêàí÷èâàåòñÿ îáðàçîâàíèå òåõ, êòî ïî ñâîèì âîçìîæíîñòÿì äîëæåí îñòàòüñÿ â ðàçðÿäå âîèíîâ, ðåìåñëåííèêîâ, çåìëåäåëüöåâ è êóïöîâ. Òîëüêî ëèöà, ó êîòîðûõ ðàçóìíàÿ ÷àñòü äóøè, äî 30 ëåò èçó÷àþò ôèëîñîôèþ, ðàçâèâàþò îòâëå÷åííîå ìûøëåíèå, èçó÷àÿ â ýòèõ öåëÿõ ãåîìåòðèþ, àðèôìåòèêó, àñòðîíîìèþ, òåîðèþ ìóçûêè, è ãîòîâÿòñÿ ê ãîñóäàðñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè. Âûäåëèâøèåñÿ â ýòîé ãðóïïå ñàìûå ñèëüíûå â èíòåëëåêòóàëüíîì îòíîøåíèè ïðîäîëæàþò ñâîè çàíÿòèÿ è, îâëàäåâ ôèëîñîôèåé, ñòàíîâÿòñÿ ïðàâèòåëÿìè ãîñóäàðñòâà.

Âîñïèòàíèå æåíùèí, ñ÷èòàë Ïëàòîí, äîëæíî áûòü òàêèì, êàê áûëî â Ñïàðòå. Äåòè ðàáîâ ê îáðàçîâàíèþ íå äîïóñêàþòñÿ.

Êàê âèäèì, Ïëàòîí çàáîòèëñÿ ïðåæäå âñåãî î ïðàâèëüíîì, ñ åãî òî÷êè çðåíèÿ, âîñïèòàíèè è îáðàçîâàíèè äåòåé ðàáîâëàäåëüöåâ è ñâîáîäíûõ ãðàæäàí. Âîñïèòàíèå äîëæíî ïîäãîòîâèòü èõ ê âûïîëíåíèþ îïðåäåëåííûõ ñîöèàëüíûõ ôóíêöèé è ê óïðàâëåíèþ ãîñóäàðñòâîì.

Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî Ïëàòîí âïåðâûå ðàññìàòðèâàë âîïðîñû âîñïèòàíèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé â ñèñòåìå, ÷òî áûëî î÷åíü âàæíî äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ òåîðèè äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ.

Ïëàòîí — èçóìèòåëüíûé ïåäàãîã. ßñíî, ÷òî îí ñâîè ïðåäñòàâëåíèÿ î âîñïèòàíèè è îáó÷åíèè íå ìîã íå ïîñòàâèòü â òåñíîå ñîîòâåòñòâèå ñ òåîðèåé èäåé. Âî âðåìåíà Ïëàòîíà â Àôèíàõ ãèìíàñòè÷åñêîå âîñïèòàíèå, íåîáõîäèìîå äëÿ óêðåïëåíèÿ òåëà, äîïîëíÿëîñü ìóñè÷åñêèì (îò ãð. ìusike- îáùåå îáðàçîâàíèå). Ìóñè÷åñêîå âîñïèòàíèå âêëþ÷àëî îçíàêîìëåíèå ñ îñíîâàìè ëèòåðàòóðû, ðèòîðèêè, ýòèêè, ïîëèòèêè è ìóçûêè. Ïëàòîí ïîñòàâèë âîïðîñ î ïîäëèííûõ ïåäàãîãè÷åñêèõ êðèòåðèÿõ. Ìóñè÷åñêîå âîñïèòàíèå ó÷èëî èñêóññòâó è óìåíèÿì, íî ýòî íå äîñòàòî÷íî äëÿ ïîçíàíèÿ âûñøåãî áëàãà è ïðèîáðåòåíèÿ ìóäðîñòè.

 óñòðåìëåíèè ê âûñøåìó áëàãó ñëåäóåò îáó÷àòü ðàçâèòûì íàóêàì: àðèôìåòèêå, ãåîìåòðèè, àñòðîíîìèè, ìóçûêàëüíîé ãàðìîíèè è, íàêîíåö, ôèëîñîôèè. Âåíåö âîñïèòàíèÿ è îáðàçîâàíèÿ — ôèëîñîôèÿ. Èìåííî îíà ïðèäàåò âîñïèòàíèþ è îáðàçîâàíèþ öåëîñòíîñòü è çàêîí÷åííîñòü.

Íà íàø âçãëÿä, âîççðåíèÿ Ïëàòîíà íà öåíòðàëüíîå ìåñòî ôèëîñîôèè â ïåäàãîãèêå, ðàâíî êàê è â ëþáîì ñîöèàëüíîì ïðîåêòèðîâàíèè, ñîõðàíÿþò ñâîþ àêòóàëüíîñòü. Áåç ôèëîñîôèè îáðàçîâàíèå ôðàãìåíòàðíî è íå çàâåðøåíî. Ðàñïðîñòðàíåííàÿ ïðàêòèêà ñîñòîèò â òîì, ÷òî ôèëîñîôèÿ â øêîëå âîîáùå íå èçó÷àåòñÿ, â ñðåäíèõ ñïåöèàëüíûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿõ — ÷óòü-÷óòü, à â âóçàõ — íà îäíîì èç íà÷àëüíûõ êóðñîâ. È íèãäå ôèëîñîôèÿ íå ôèãóðèðóåò â êà÷åñòâå öåíòðà, èíòåãðèðóþùåãî âîñïèòàíèå è îáðàçîâàíèå. Èç ìíîãèõ èñòîðè÷åñêèõ èñòî÷íèêîâ ìû óçíàåì, ÷òî Ïëàòîí ñîçäàë Àêàäåìèþ, ãäå çàíèìàëñÿ ïðåïîäàâàíèåì è çàðåêîìåíäîâàë ñåáÿ êàê ïðåâîñõîäíûé ïåäàãîã. Îáó÷åíèå äëÿ âñåõ òàì áûëî áåñïëàòíûì.

Èäåÿ âîñïèòàíèÿ äåòåé ïî Ïëàòîíó

? Îí óòâåðæäàë, ÷òî ïåðâûå äåòñêèå îùóùåíèÿ — ýòî íàñëàæäåíèå è ñòðàäàíèå è ÷òî îíè îêðàøèâàþò äåòñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ î äîáðîäåòåëè è áëàãå.

Читайте также:  Рекомендации по развитию ребенка дошкольного возраста

? Ôèëîñîô îñîáîå çíà÷åíèå ïðèäàâàë èãðàì êàê îäíîìó èç ñðåäñòâ âîñïèòàíèÿ, à òàêæå ÷òåíèþ è ðàññêàçûâàíèþ äåòÿì ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé, ìèôîâ.

? Ïëàòîí ñ÷èòàë íåîáõîäèìûì óñòàíîâèòü çàêîíîäàòåëüíî, ÷òî èìåííî íóæíî ÷èòàòü è ðàññêàçûâàòü ìàëåíüêèì äåòÿì.

? Åùå áîëüøîå çíà÷åíèå â âîñïèòàíèè îí îòâîäèë ïåñíÿì è òàíöàì.

? Ïëàòîí âïåðâûå ðàññìàòðèâàë âîïðîñû âîñïèòàíèÿ ìàëåíüêèõ äåòåé â ñèñòåìå, ÷òî áûëî î÷åíü âàæíî äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíîãî âîñïèòàíèÿ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование.

Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах “Государство и “Законы”. Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений Платона и подчинены общим задачам укрепления рабовладельческого аристократического государства и формирования рабовладельца.

Совершенное государство Платона зиждется на разделении труда между четырьмя разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души. В противоположность Демокриту, считавшему мир единым и материальным, Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека — душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это зависит от того, среди каких идей обитала душа. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (в тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями — философами, волевой — воинами, чувственной — ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда — привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев — материальное обеспечение привилегированных. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов — физический труд.

В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин.

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе..

Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.

Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что “все науки надо преподавать детям не насильно, играючи”, ибо “свободный человек никакой науке не должен учиться рабски”. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

В “Государстве Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.

Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию не допускаются.

Как видим, Платон заботился прежде всего о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.

Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Источник