Что влияет на развитие ребенка наследственность или воспитание

Что влияет на развитие ребенка наследственность или воспитание thumbnail

Каждый ребенок рождается со своей только ему присущей комбинацией генов, которая закладывается еще до его появления на свет и отвечает за проявление наследственных признаков. Причем дети наследуют этот уникальный генетический набор не только у родителей, как это считалось ранее, а собирают его буквально по частицам у других представителей своего рода. Какие из генов окажутся задействованы и повлияют на развитие ребенка — заранее предсказать невозможно.

Дети: генетическая предрасположенность

Дети: генетическая предрасположенность

Одинаковых вариантов набора наследственных признаков не существует, у каждого человека свой собственный код, который делает его непохожим на других. При этом не все гены «включаются в работу», не все могут оказать влияние на развитие ребенка. 

Наследственность передается не только через гены, отвечающие за физические признаки, но и путем переноса из поколения в поколение свойств психического и психологического характера. Наследственность физических признаков изучена лучше. С выявлением и распознанием генов и их составляющих психологического и психического толка все обстоит гораздо сложнее. Попробуем рассмотреть влияние наследственности на психическое развитие ребенка, но начнем с воздействия наследственности на общее развитие ребенка.

Развитие ребенка: влияние наследственности

Все, что касается влияния наследственности на общее развитие ребенка, то это, пожалуй, одна из наиболее изученных областей в генетике. Как показали исследования, дети наследуют от своих родителей черты внешности и характера, стиль поведения, задатки способностей в пределах 30-50%. Более того, родители передают детям до 50% своих интеллектуальных данных.

Как видим, роль наследственности достаточно велика, но она далеко не определяющая. Помимо наследственности на развитие ребенка влияют еще среда, социум, воспитание. Воспитанию отдается приоритет, так как оно способно не только воздействовать на природные задатки ребенка, но и, в случае необходимости, корректировать их. Приобретенные родителями навыки, к сожалению, полностью передать по наследству невозможно. А вот социум и среда способны влиять на проявление генетических факторов ребенка. Подключаются такие механизмы как память, мышление, опыт, которые помогают усваивать новые навыки и качества.

Что касается влияния наследственности на асоциальное поведение, то здесь границы весьма размыты, и явных доказательств связи одного явления с другим нет. Как выяснилось, асоциальное поведение скорее вызвано внешними факторами: неблагоприятной средой, обстановкой, неблагополучными семейными отношениями. В этом случае можно говорить скорее о генетической предрасположенности ребенка к безволию, бездействию и неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам.

Не пришли ученые к единому знаменателю и по поводу влияния наследственности на уровень интеллекта. В этой области реальный результат дали лишь исследования семей с усыновленными детьми. Были взяты две группы приемных детей, проживающих в одинаково хороших условиях. Отличие состояло в том, что в одной группе уровень интеллекта биологических матерей был выше среднего, а в другой — весьма средний. Дети продемонстрировали те же результаты, что и их биологические матери, несмотря на то, что растили их приемные родители. Так что наследственный фактор нельзя не учитывать. В противоречие вступает другой факт. Иногда в приемных семьях ребенок по уровню интеллекта оказывается гораздо ближе к неродным родителям, и в этом случае он может превосходить своих биологических предков. Так что наследственность определяет многое, но не все.

Еще одно наблюдение: под влиянием среды природные данные интеллекта ребенка претерпевают определенные изменения. Самые ранние из них проявляются в возрасте 3-4 лет. Примечательно, что у взрослых черты наследственности выражены гораздо сильнее, чем у ребенка. Так что на начальном этапе развития ребенка в плане наследственности скорее уместно говорить об арсенале задатков, предрасположенностей, но никак не о гарантированных способностях. 

Источник

Споры о том, насколько сильное влияние оказывает наследственность на развитие, характер и возможное будущее ребёнка ведутся уже не одно столетие. Кто-то утверждает, что «во всём виноваты гены», а другие полагают, что есть гораздо более значимые факторы. Насколько велика роль наследственности в формировании личности?

Что мы «выигрываем» в генетической лотерее

Безусловно, наследственность – это очень серьёзный фактор в жизни каждого человека. Приходя в этот мир, мы получаем «в подарок» от своих мам и пап, бабушек и дедушек (и возможно, ещё от каких-то предков) цвет кожи и глаз, некоторые черты лица, конституцию тела, группу крови (она далеко не всегда напрямую передаётся по наследству), предрасположенность к определённым заболеваниям и т.д. Естественно, в качестве «бонуса» от появления на свет в человеческом обличье мы также приобретаем все эволюционные достоинства нашего вида (способность к прямохождению, развитию мышления и речи и т.д.)

Прежде всего, в генетической лотерее мы «выигрываем» какие-то внешние признаки, физиологические данные и исходный, стартовый запас здоровья. Скажем, если оба родителя высокие (или, если хотя бы один из них имеет весьма приличный рост), то их дети тоже вряд ли будут маленькими, и наоборот. Тип мышечных волокон («быстрые» или «медленные» мышцы) и склонность к взрывной, скоростно-силовой или продолжительной стайерской физической деятельности нам тоже достаётся из генетической программы одного из родителей.

Читайте также:  Центр развития ребенка сказка красные баки

По наследству также передаётся определённый тип нервной системы, который формирует у ребёнка склонность к проявлению тех или иных психологических качеств (уравновешенности, вспыльчивости, раздражительности и т.д.), но, естественно, не оказывает ключевого воздействия на становление его характера.  С помощью генетического «послания» малыш также может приобрести благоприятную «почву» для развития каких-то интеллектуальных и музыкальных способностей, имеющихся у родителей (но это лишь генетические задатки, а не сами способности).

Хорошая наследственность – это только стартовый запас и потенциальные возможности

Естественно, всё это оказывает большое влияние на развитие и будущее ребёнка. Если он родится красивым и здоровым, его судьба, вероятнее всего, будет складываться несколько по иному сценарию, чем в противоположном варианте. С другой стороны, хорошие гены – это только стартовый запас и потенциальные возможности, которые даются нам в начале жизни. Если эти возможности не развивать, то растерять их можно очень легко и быстро.

Например, можно иметь хорошее генетическое здоровье, от которого в результате пагубных привычек, неправильного питания и отсутствия должного уровня физической активности к 30 годам не останется и следа. И наоборот, можно получить «в подарок» от родителей какие-то наследственные заболевания, от которых впоследствии вполне реально избавиться с помощью повышенной дозы здорового образа жизни.

В каких сферах «генетика» особенно важна

Наибольшее значение генетическое наследство имеет, конечно же, в сфере спорта и в других областях, связанных с проявлением каких-либо физиологических свойств, поскольку тип мышечных волокон и склонность к спринтерской или стайерской работе передаются нам напрямую от одного из родителей (как и рост, который во многих видах спорта имеет немалое значение).

Поэтому, если ваш ребёнок страстно хочет заниматься спортом, имеет смысл уже в раннем детстве с помощью специальных генетических тестов определить у него наличие скоростно-силового или стайерского потенциала.

Конечно, одного только таланта мало. Если не развивать должным образом физиологические «бонусы», полученные от родителей, то никакие гены не помогут добиться успеха ни в одной спортивной дисциплине. С другой стороны, если усиленно тренироваться в том виде спорта, к которому у ребёнка нет генетической предрасположенности, то можно просто зря потерять время.

Наилучший результат в спорте даёт сочетание хорошей «генетики» и сумасшедших тренировок до десятого пота (конечно, эти «сумасшедшие» тренировки должны быть правильно организованы). При отсутствии одного из этих факторов все усилия по достижению спортивных вершин могут оказаться напрасными (хотя, конечно, крепкое здоровье от занятий спортом ваш ребёнок в любом случае приобретёт).

Передаются ли по наследству талант и гениальность?

Талант и гениальность с помощью генетической лотереи, к сожалению, или к счастью, не передаются, как бы кому этого не хотелось. Хотя, «успех» вполне можно получить по наследству, но уже не по генетическому, а по социально-семейному. Это происходит, например, когда знаменитый и талантливый родитель пристраивает своё подросшее дитя на какую-то престижную должность, или способствует его телевизионной «прописке», что в нашей стране равносильно достижению звёздного статуса (особенно часто такой «успех» передаётся по наследству в отечественном шоу-бизнесе).

Но стать яркой, самостоятельной творческой единицей, благодаря «генетике» невозможно. Ещё ни один реальный гений, и ни один Нобелевский лауреат никак не поспособствовал размножению своего уникального дара на этой планете. Природа на детях гениев отдыхает далеко не всегда (хотя, и очень часто), но если отпрыски «звёзд» и добиваются самостоятельно какого-то успеха, то совсем не в той сфере, что их знаменитая родня.

Существуют, конечно, династии цирковых артистов, актёров и режиссёров, музыкантов и певцов, но, как правило, в таких семейных творческих кланах детям по наследству достаются не талант и способности, а навыки и известное имя.  По-настоящему что-то талантливое и гениальное, чаще всего, появляется в семьях, где никто из родителей не имеет никакого отношения к тому, в чём ребёнок проявляет свою уникальность и эксклюзивность.

Наверное, это происходит потому, что для полноценной реализации и становления, настоящему таланту нужно преодолеть многочисленные трудности, пройти через огонь, воду и медные трубы. Если же он родится в богатой и знаменитой семье, где всё схвачено и за всё заплачено, то вряд ли у него будет стимул работать до десятого пота над развитием своих природных данных (в этом случае ему достанутся только чужие «медные трубы»).

Поэтому не нужно удивляться тому, что дети из бедных семей нередко добиваются гораздо большего жизненного успеха, чем те, кто изначально родился «в шоколаде» («шоколадные» дети, чаще всего, довольствуются достижениями своих родителей).

Не пытайтесь искусственно вырастить гения

Все попытки каким-либо образом искусственно вырастить гениальную личность на фабрике талантов закончились полным провалом.  Даже если оба родителя будут Нобелевскими лауреатами (можно вообразить себе такой теоретический вариант), то вряд ли их ребёнок повторит успех своих именитых предков, и будет обладать какими-либо уникальными способностями.

Поэтому даже не стоит пытаться каким-либо образом запрограммировать талантливость ребёнка ещё до его рождения. Всё равно из этого ничего не получится. Настоящий талант может развиться только в естественных условиях в результате колоссальной работы по самосовершенствованию с учётом имеющихся природных данных.

Читайте также:  Развитие личности и мировоззрения ребенка

Это не означает, что ребёнка с детства нужно нагружать посещением всевозможных секций и кружков, испытывать на нём новейшие методики воспитания и пытаться с его помощью реализовать свои амбиции, и то, что у вас самих когда-то не получилось. Он сам должен выбрать свой жизненный путь. Следуйте за его природным даром, а не навязывайте ему свои желания, пытаясь с малых лет воспитать из него гения.

Не нужно всё списывать на «плохие» гены

Есть немало родителей, которые постоянно списывают все свои неудачи в воспитании детей на «плохие» гены (матери, как правило, винят во всём «дурные» гены отца, а те – наоборот). Вряд ли такие отговорки говорят о чём-то, кроме лени родителей и их неспособности понять своего ребёнка.

Дети не рождаются ни злыми, ни добрыми, ни хорошими, ни плохими. Такими их делают воспитание, условия жизни и личная биография. Вместо того, чтобы оправдывать свои родительские неудачи «плохими» генами, лучше вовремя помогите понять своим детям, в чём заключается их жизненное призвание, и максимально способствуйте развитию того, для чего они появились на этот свет.

Это не обязательно должны быть какие-то хорошо знакомые вам сферы. Не нужно удивляться тому, что ваш сын неожиданно начал проявлять неординарные вокальные или инструментальные способности, в то время как в вашей родне никогда не было музыкантов (возможно, у кого-то из ваших родственников и были музыкальные способности, но поскольку они не развивались должным образом, то никак и не проявились).

Ориентироваться в воспитании детей нужно не на «гены», а на то, что получается у них лучше всего, и могло бы стать их жизненным призванием.  А «гены» пусть отвечают за внешние данные, красоту и анатомические параметры. По крайней мере, в этом случае сразу видно, что досталось ребёнку от матери, а что — от отца (или ещё от кого-то другого).

Источник

Роберт Пломин — американский психолог и генетик, наиболее известный своей работой в области изучения близнецов и генетики поведения. Журнал «Обзор общей психологии», опубликованный в 2002 году, оценил Пломина как 71-го наиболее цитируемого психолога 20-го века

В своей книге Роберт Пломин говорит о том, что генетические отличия являются причиной большинства вариаций психологических особенностей — таких вещей, как индвидуальность и когнитивные способности. То, как ваши родители воспитывают вас, школы в которые вы ходите, не оказывают на эти черты большого влияния. Дети похожи на своих родителей, но это сходство связано с общей генетикой, а не с общим семейным окружением.

Очевидно, мысли в твоей голове, факты, которые ты знаешь, не такие же, как у твоего прапрапрадеда — мы учимся этому. Но как легко вы узнаете эти факты, насколько хорошо вы их помните, насколько вы оптимистичны или пессимистичны, — в основном, это решают ваши гены. Почти каждая психологическая черта имеет значительную наследуемость, даже политические склонности. В значительной степени вы либо рождаетесь немного либеральным, либо немного консервативным, цитируя Гилберта и Салливана.

И в той мере, в какой ваша личность не определяется вашими генами, на нее, по-видимому, влияют плохо понятые случайные факторы, а не ваше воспитание или социальные обстоятельства.

Эти вопросы были первоначально исследованы с использованием естественных экспериментов, некоторые распространенные, остальные довольно необычные. Биологические дети связаны на 50 процентов с каждым из своих родителей, родные братья и сестры также связаны (в среднем) на 50 процентов. Близнецы имеют одинаковые гены (за исключением соматических мутаций), в то время как усыновленные дети не связаны с их приемными родителями. Все эти естественные эксперименты показывают, что наследственность важна, а воспитание не особо (на самом деле, почти не важно). Братья и сестры более похожи друг на друга, чем пары, случайным образом избитые из популяции, в то время как близнецы имеют очень похожие характеры и способности, даже если они растут и воспитываются отдельно. Приемные дети похожи на своих биологических родителей, а не на приемных. Как говорит Пломин, родители не плотники, которые строят своих детей, и вряд ли даже садовники.

На следующем шаге после ествественных экспериментов, мы начали изучать последовательность ДНК, чтобы определить вариации генов, влияющих на нашу личность. После годов неудачных попыток они (наконец!) принесли плоды. Выяснилось, что почти все психологические признаки наследуются, но находятся под влиянием множества разных вариаций генома, каждая из них имеет небольшой эффект. Для идентификации этих слабых вариаций потребовались огромные выборки последовательностей ДНК. В одном недавнем исследовании генетических влияний, влияющих на уровень образования, были использованы образцы ДНК более чем одного миллиона человек.

Мы можем суммировать эффект тех многих вариантов малых эффектов в «оценке полигенного риска», который теперь является чрезвычайно модной фразой, а также популяризирующимся полезным инструментом. Полигенная оценка дает нам вероятности, а не точные прогнозы. Это объясняет лишь часть изменений, но это все равно полезно. В одной когорте люди из нижней пятой части полигенных оценок риска для получения образования имели 10-процентный шанс на окончание вуза, в то время как у верхней пятой части был 55-процентный шанс. Если бы у вас был такой уровень информации о Кентукки Дерби, и вы использовали его, вы бы не всегда выбирали победителя, но вы, конечно, зарабатывали бы много денег.

Читайте также:  Развитие органов ребенка по неделям

Доминирование природы над воспитанием имеет много интересных последствий. Например, хотя выпускники конкурсных школ более умны, чем средний уровень, и более успешны, работа Пломина показывает, что это происходит исключительно из-за процесса отбора, а не высшего образования в этих школах. Здесь нет специальной добавленной ценности. Выпускники Калтеха являются супер-умными, потому что Калтех берет только очень умных студентов.

Дети успешных профессионалов получают оценки выше среднего, но это связано с тем, что они разделяют гены, связанные с большими достижениями, а не получают от их домашнего окружения. Сходство родителей и потомков в профессиональном статусе и доходах обусловлено главным образом генетическими факторами и почти не связано с воспитанием. Существуют (в среднем) генетические различия между людьми в разных профессиях и между различными социальными классами.

Оговорка: иногда есть разница между тем, чтобы быть хорошим в получении работы или даже быть успешным в этой работе (в смысле приобретения денег и социального статуса) и на самом деле хорошо выполнять свою работу. Аморальная тактика работает (кто-то должен был сказать вам). Существуют генетические варианты, связанные с различными типами успеха, но мы измеряем успех, а не «заслуженность».

Иногда Пломин обсуждает как люди «должны» реагировать на его выводы. Он говорит, что мы не должны осуждать людей за их депрессию, медленную обучаемость или лишний вес потому, что генетика имеет огромное влияние на эти признаки. Но тогда, генетика также имеет огромное влияение на нашу склонность осуждать людей, поэтому насколько вы восприимчивы к этим призывам о снисходительности, будет варьироваться обычным образом. Это повторяющаяся неловкость в книге: Пломин пытается представить этот вал новой информации о генетическом влиянии на поведение человека таким образом, который положительно повлияет на поведение человека, но его собственная работа предполагает, что влияние таких аргументов будет ограничено.

Наука, обсуждаемая в книге, в целом убедительна, как и следовало ожидать от одного из ведущих психометриков мира, но есть несколько моментов, которые могли бы быть улучшены. Анализ Пломина может быть улучшен от включения некоторых идей из популяционной генетики и эволюционной биологии. Например, он упоминает, что существует избыток редких мутаций у людей с шизофренией, аутизмом и умственной отсталостью, в то время как люди с чрезвычайно высоким интеллектом встречаются меньше среднего значения и делает вывод, что редкие мутации вредны для вас. Ну, конечно, они плохи для вас: теория генетики населения предсказывает это. Большинство изменений испортили сложные механизмы жизни, а мутации, которые вас беспокоят, остаются редкостью, потому что их постоянно отсекаются естественным отбором (в то время как они постоянно генерируются мутацией). Вдоль этой же линии он говорит, что нет реального различия, с генетической точки зрения, между тем, что мы называем психическим заболеванием и нормальными людьми. «Ненормальное нормально, — говорит он, — но это не так, потому что психические заболевания резко снижают репродуктивную пригодность и остаются редкими только из-за этого. Кстати, избыток редких вариантов является убедительным доказательством того, что аутизм и шизофрения являются расстройствами, а не стратегиями (как это иногда предполагалось: шизофренические шаманы, имеющие видения и выигрышные ценные призы и т. д.). Несмотря на то, что может сказать общепринятая мудрость, наличие отряда маленьких серебряных мужичков, дающих вам советы, вдвойне плохо.

Пломин время от времени прикрывает свою задницу. Например, он говорит, что средние различия между полами (которые могут быть большими: мужчины намного сильнее, а мальчики гораздо более склонны к гиперактивности или аутизму) не обязательно связаны с причинами индивидуальных различий — и что мы не знаем, что вызывает эту групповую разницу. Причина, разумеется, различна (не сотни аллелей малого эффекта, каждая из которых делает вас немного более мужественными или женскими), и мы хорошо знаем, что какова она: Y-хромосома и значительно отличающийся путь развития, который она вызывает. Иногда река безумия, популярная в 2018 году, и тактика, которую люди используют для навигации по ней, напрягает воображение.

Пломин проделал важную работу и является лидером в этой области, но много людей вовлечено — так много, что Пломин говорит, что он больше не может успевать за всеми выпускаемыми статьями. Но достаточно сказать, что идея книги не эксцентрична и не противоречит никаким новым исследованиям: она характерна для этой области в целом.

Источник