Познавательное развитие ребенок и другие люди беседы игры ситуации

      Проектная деятельность

Проект «Ребёнок и другие люди»

Актуальность темы:

     Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. К сожалению, мы слишком часто видим по телевизору и читаем в газетах объявления о пропаже детей и другие неприятные случаи, виновниками которых становятся незнакомые люди. Ребенка может обидеть каждый, но мы в состоянии защитить его от подобных вещей. Малыша нужно учить  поменьше общаться с незнакомцами, держаться от них подальше. Если в семье есть маленький ребенок, хочется дать ему все самое лучшее, обезопасить его от всех дурных влияний внешнего мира. И неприятности подстерегают вас там, где вы меньше всего их ждете. Чужие дяди и тети с плохими намерениями могут подстерегать детишек в любом возрасте. Необходимо сделать так, чтобы ребенок не попался на удочку незнакомца.

Постановка проблемы:

Работая в детском саду, замечаешь, что дети не могут принимать самостоятельно решение,  не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, поэтому эта проблема настолько актуальна, что послужила нам основанием для выбора данной темы.

Цель проекта

Расширить представления детей об опасностях, исходящих от человека; выработка алгоритма поведения в конфликтной ситуации.

Задачи проекта:

  1. Формировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности;
  2. подготовить детей к встрече с различными опасными жизненными ситуациями;
  3. помочь ребенку осознать свою самостоятельность в поведении;
  4. содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
  5. развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь;
  6. стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности;
  7. формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
  8. обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
  9. развивать способности к исследовательской деятельности:

— определение задач, исходя из поставленной проблемы;

-планирование этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;

— умение выбрать материал и способ действия;

— умение аргументировать свой выбор.

  1. продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач.

Ожидаемые результаты:

  1. развитие познавательно – исследовательской деятельности детей: способности к определению задач на основе поставленной проблемы, умения планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  2. формирование интереса к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми;
  3. проявление умения правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни;
  4. проявление способности ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, осознание важности и необходимости гуманного и бережного отношения к родной земле, окружающему миру,
  5. принимают активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах;
  6. создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности

Участники проекта:

  Дошкольники, родители воспитанников, воспитатели группы, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

1этап. Разработка проекта

  1. Донести до участников проекта важность данной темы;
  2. определение и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
  3. анализ проблемы: что уже есть, что нужно сделать, к кому обратится за помощью, в каких источниках можно найти информацию;
  4. создание банка идей и предложений;
  5. подбор методической,  справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
  6. подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.

2. этап.  Выполнение проекта

№ п/п

Образовательная область

Формы организации детской деятельности

Задачи

1.

Здоровье

Познавательное занятие

 «Я и другие люди»

Формировать знания  детей о социально благоприятных взаимоотношениях людей. Учить понимать, что приятная внешность и добрые намерения человека могут не совпадать.

3.

Безопасность

Беседа: «С кем ты приходишь в детский сад?», «Беседуем с незнакомыми людьми», «Как себя вести с незнакомыми людьми на улице, в транспорте, дома»

«Когда ты дома один»

«Если тебя обидели»

«Как вызвать полицию? Что такое служба «02»?»

«Ты остался дома один, а в дверь постучали»

« Как вести себя на улице, если ты потерялся»

«Кто нас защищает»

1. Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые).

2.Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми.

3. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»)

Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят», способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения

Объяснить детям, как важно доверять своих родным, и при необходимости рассказывав им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности и их защищенности со стороны близких.

Учить правильно вызывать полицию по телефону, называть свой адрес

Обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности.

Упражнять в правильном поведении, с кем общаться в сложной ситуации.

Формировать представление о том, к кому можно обратиться в случае опасности, как позвать на помощь.

4.

Социализация

«Потеряшка»

 «Безопасно — опасно»

«Собери картинку»

 «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!»,

Сюжетно-ролевые игры

«Магазин».

“Кафе”

«Приходите в гости к нам»

«Люди добрые, люди злые»

Активизировать и актуализировать знания детей о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон)

Учить определять опасные и безопасные ситуации

Научить детей разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность.

Научить правильно реагировать на «опасные» ситуации: уметь звать на помощь, обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого. Дать детям понять, что приятная внешность   не всегда соответствует добрым намерениям. Воспитывать бдительность, осторожность,  дисциплину.

Расширять знания о семье, о родных. Развивать умение играть по правилам.

Познакомить детей с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми, углубляет знания о том, какие люди представляют опасность. В игровой тренинг включали разного рода “уговоры”, привлекательные обещания.

Читайте также:  Развитие ребенка до месяца по дням

5.

Познание

Экскурсия в библиотеку: «Свой и чужой человек»

Расширять и закреплять у детей знаний о правилах безопасного поведения, воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

6.

Коммуникация

Беседы:

«Кто нас окружает»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Игры: «Свой, чужой, знакомый», «Доскажи словечко».

Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними.

Формировать представления о хороших и плохих поступках, поведении. Умение правильно оценивать себя и ситуацию, в которой оказался.

Обогатить и активизировать словарь.

8.

Чтение художественной литературы

Чтение русских народных сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и леса», «Маша и медведь», «Лиса в заячьей шкуре»

Чтение С. Михалкова «Дядя Степа милиционер», С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Ш. Перро «Красная шапочка»,

 Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно».

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге.

Учить выражать свое понимание содержания и смысла произведения, описанных в нем событий. Формировать безопасное отношение, через сказочные ситуации.

Учить анализировать произведение, выделяя в нем моменты безопасного поведения и деятельности. Учить аргументировать свои ответы. Закреплять представления детей об опасности общения с незнакомцами.

9.

Художественное творчество

Рисование «Свои и чужие люди»

Развивать творческие способности. Формировать более точное понимание того, кто является «своим» и «чужим».

10.

Музыка

Игры – драматизации: «Колобок», «Петушок – золотой гребешок», «Волк и семеро козлят».

Упражнять детей в способах действия в потенциально опасных ситуациях через принятие на себя определенной роли.

Взаимодействие с родителями

  1. Совместное с детьми создание альбомов «Моя безопасность».
  2. Оформление папки – передвижки  «Научите детей общению с незнакомыми людьми», «Как вести себя в случае нападения», «Личная безопасность в доме».
  3. Консультация: «Ребенок и другие  люди».

Оценка результатов проекта

  В ходе реализации совместного проекта «Ребенок и другие люди» достигнуты определённые результаты:

  1. создана предметно – развивающая среда, картотека для знакомства детей с правилами безопасного поведения.  
  2. сформированы устойчивые знания и интерес  к  своей безопасности;
  3. значительно повысилась самостоятельная активность детей;
  4. улучшился микроклимат в группе, сближение детей в результате коллективного сотрудничества всех участников образовательного процесса;
  5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных мероприятий.

Обеспечение:

— методическое:  

1.Н. Н.Авдеева Н., Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»

2.З. А. Михайлова. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. СПБ, 2000.

3.В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Развитие и воспитание детей дошкольного возраста».

4.Л. Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром»

5. О, С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой»

6. Т. А. Петрова, Е.С. петрова «Игры и занятия по развитию речи».

Журналы

1.Дошкольное воспитание.

2. Ребенок в детском саду.

3. Обруч.

4. Дошкольная педагогика.

5. Управление ДОУ.

Материалы Интернета

    Материально-техническое

Картинки с изображением героев сказок;

Маски к сказкам;

Настольный театр к сказкам «Колобок»

Бумага, карандаши;

Пластилин.

Источник

Конспект ООД в старшей группе «Ребенок и другие люди»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Читайте также:  Решение проблемы взаимоотношения родитель ребенок с проблемами в развитии

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

 Цели: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми, развивать у детей осмотрительность, осторожность, учить правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; развитие внимания, мышления, памяти; смекалки ;развивать речевую активность детей; воспитывать осторожное поведение в быту, на улице, в природе.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказкам, мяч, картинки о безопасности, солнышки и тучки для рефлексии. Мультфильм Аркадий Паровозов.

Содержание организованной деятельности детей

I. Организационный момент

Дети встают в круг

Воспитатель:

Рада видеть всех сейчас,

Ведь давно ждала я вас.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

— Давайте посмотрим друг на друга. Улыбнемся, чтобы у нас было хорошее настроение.

2. Вступительная беседа воспитателя с детьми.

Мы живем в огромном мире. В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.

Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые)

Воспитатель: В мире много сказок!

Грустных и смешных,

И прожить на свете

нам нельзя без них!

В сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» Красавица царица отравила царевну, превратившись в старуху. Но не стоит думать, что некрасивый, бедно одетый человек злой и недобрый, может быть преступником. Вспомните сказку «Аленький цветочек», где Чудище обладает добрым сердцем.

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

— Давайте вспомним героев сказок, которые были слишком доверчивыми и повели себя неправильно в общении с другими героями (рассматривание иллюстраций к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка».  Злой человек может притвориться добрым, чтобы принести вам зло.

3. Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу.

Обыгрывание ситуации «Ребенок один дома».

Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит:

– Я почтальон и принёс вам письмо.

Мальчик отвечает:

– Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.

Запомни пословицу.

«Не всякому верь – запирай покрепче дверь»

— Какими другими словами можно передать смысл этой пословицы?

«Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»).

4. — О чём мы с вами должны помнить, если нет рядом взрослого? (адрес, телефоны своих родных)

Каждый ребёнок знает!

Если один гуляет,

То быстро без взрослых заблудится,

Ведь очень опасная улица!

— Куда вы пойдёте, если заблудитесь на улице? (ответы детей)

Правильно, нужно зайти в ближайший магазин, аптеку, пункт охраны порядка и объяснить людям, что ты потерялась(ся). Они помогут тебе вернуться домой или встретиться с друзьями.

Запомни!

Лучше всего постараться не отставать и не теряться, для этого необходимо не отвлекаться, стараться быть рядом с взрослыми.

Обыгрывание ситуации «Ребенок один на улице»

— Ребенок один гуляет на улице. Подходит незнакомый человек и говорит:

– Хочешь покататься на машине?

— Что вы будете делать?

«Нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми»,

«Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»…

Обыгрывание ситуации «Ребенок потерялся в супермаркете»

К кому нужно обратиться за помощью?

Нужно ли знать свою фамилию, адрес?

— Ребята, послушайте и постарайтесь запомнить пословицы:

«Мир не без добрых людей».

«Кто много болтает – беду на себя накликает».

Добро всегда побеждает зло.

Одним глазом спит, другим видит.

Волков бояться в лес не ходить.

5.Игра-физминутка «Свой, чужой, знакомый».

Дети встают в круг. Водящий (воспитатель) находится в центре круга и поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, приговаривая, — „СВОЙ, „ЧУЖОЙ, „ЗНАКОМЫЙ, Ребёнок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч.

6.Игра «Закончи стихотворение»

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тёте,

Если мама на работе,

Ведь преступник, он хитёр,

Притворится, что… (монтёр)

Или даже скажет он,

Что пришёл к вам… (почтальон)

Он покажет вам пакет

А под мышкой … .(пистолет) .

Или он надел халат,

А под ним штук пять… (гранат)

А за ним спешит «старушка»,

У неё в авоське… (пушка) .

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери… (открывает)

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче… (дверь)!

ЗАПОМНИТЕ!

Доверять следует только близким людям, а незнакомый человек может быть опасным и причинить большой вред, например, разлучить с близкими, испугать! Поэтому нельзя поддаваться на уговоры чужого человека, идти с ним куда – либо, соглашаться сесть в машину!

Читайте также:  Положение о деятельности центра развития ребенка

Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов»

Рефлексия:  (звучит тихая спокойная музыка) Дети подходят к столу и выбирают солнышко или тучку. Солнышко — если что-то понравилось, тучку – если что-то не понравилось. Дети объясняют свой выбор.

Источник

Ольга Нарожная
«Учимся жить без опасности! Ребенок и другие люди». Конспект НОД во второй младшей группе

Тема месяца: «Учимся жить без опасностиТема недели: «Ребенок и другие люди».

Конспект НОД во 2 младшей группе с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

Автор-составитель: Нарожная О. А., воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №75

Цель: Дать детям знания, о службе «02».

Задачи: Учить детей правильно себя вести на улице города, с незнакомыми людьми; Сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо; Закреплять знания детей о правилах движения пешеходов, о светофоре; Вызвать у детей интерес к познанию навыков личной безопасности.

Предварительная работа:Чтение стихотворений: С. Михалкова «Дядя Степа милиционер»; «Три друга пешехода в любое время года»; Просмотр ЭДП «Прогулка по городу»; Игра-тренинг «Перед лифтом» (Проигрывается ситуации, когда перед лифтом ребенок встречается с знакомыми и незнакомыми людьми).

Оборудование: Мультимедиапроектор, экран; Электронное дидактическое пособие «Как избежать неприятностей»; Стихотворение С. Булановой «Провожу тебя домой»; Макет пешеходного перехода через дорогу с двухсторонним движением; Два телефон; Мольберт; Д/и «Фоторобот.

Логика построения НОД: Внесение куклы Веры В. «Вера с мамой в парк пришла, Там друзей себе нашла, В прятки, жмурки заигралась — Незаметно потерялась». – Ребята, сегодня мы будем говорить, об очень важном для вас. Чтобы вы знали, как поступить, когда на какое-то время вы остались одни без присмотра родителей. А если ты все же потерялся в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Не нужно сразу плакать и бежать куда глаза глядят.

Показ слайдов. «Как избежать неприятностей» * Не разговаривай на улице с незнакомыми людьми. * Не садись в автомобиль к незнакомым людям. * Не принимай от незнакомых людей подарки и угощения.

Загадка: «Он шагает по району, В парке ходит, и во дворе. Форма необычная, рация в руке…»

— Как вы думаете, кто это? (Полицейский) — Для чего нужна полиция и служба «02»? — От кого защищает нас полиция? — Почему эти люди в форме? (Сопровождается показом слайдов).

Внесение куклы мальчика. У нас сегодня в гостях наш друг Стобед, он хочет рассказать случай, который с ним произошел. История Стобеда. «Однажды Марфа Ивановна зашла в магазин, а я остался на улице. Ко мне подошел незнакомый человек. Он мне предложил шоколадку и позвал покататься на машине. Я отказался и захотел уйти, но он больно схватил меня за руку. Мне стало страшно, я заплакал и громко позвал Марфу Ивановну. На мой крик выбежала Марфа Ивановна, и незнакомец быстро ушел. Я все рассказал Марфе Ивановне. Она меня похвалила и сказала, что я – молодец, но я не понял, почему она меня так назвала». – Может, вы мне подскажите, ребята? (Дети говорят, как нужно было поступить).

Д/и. «Фоторобот» (работа с мольбертом) Дети рассматривают изображенных на иллюстрации людей (лица доброго и злого человека). — Кто, по вашему мнению, может представлять опасность для окружающих? — Почему? Предлагаю внимательно рассмотреть отдельные детали-части лица и смоделировать доброго и злого человека (составить фоторобот).

Стобед напевает песенку: «Я живу — не тужу, Где хочу – там хожу, Где хочу – там схожу, Где хочу – перехожу…» — Как вы думаете, к чему приведет такое поведение Стобеда?

Физкультминутка: Игра «Пешеход переходит улицу»

Игра-практикум «Если с тобой случилась беда, позвони по 02» Если с тобой случилась беда, набери один из этих номеров.Задание: Набрать номер «02» и сообщить свой адрес и что случилось.Например: нарушают тишину,по адресу: ул. Ягодная, дом 8, квартира 7, соседи очень шумят.

Чтение стихотворения С.Булановой: «Подойти решила Вера,К дяде полицейскому: «Он-то точно мне поможет, Проводить до дома сможет. Я ведь знаю, где живу — Адрес точно назову». Полицейский кивнул, Руку Вере протянул,И сказал: «Пойдем со мной, Провожу тебя домой».

Итог занятия: Ребята, какое правило необходимо запомнить, знать. *Обязательно выучи свой адрес: (название города, улицы, номер дома и квартиры). * Если ты потерялся на улице, обратись за помощью к полицейскому, в магазине – к продавцу.

Источник