Влияние досугов на развитие ребенка

Алла Козлова
Влияние культурно-досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

«Влияние культурно – досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста».

Возрождение традиций прошедших столетий и воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры – это та задача, которая стоит передо мной, как педагогом дополнительного образования по музыкальному фольклору. Организация свободного времени главным образом определяется духовным уровнем развития общества, а в России – это культурная традиция, элемент культурного наследия, который передается из поколения в поколение.

Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. В практике современных дошкольных образовательных учреждений досуг рассматривается как развлечение, организация праздников, детских утренников и других увеселительных мероприятий. Не секрет, что по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, на сколько высок его интеллектуальный уровень, какое у него воспитание, чем он увлекается.

Как известно, 90% информации, которую получает человек за всю свою жизнь, приходиться на возраст до 5 лет. И очень важно, чтобы с первых дней жизни ребенок попал в благоприятную обстановку. В нашем детском саду продумывалась организация свободного времени ребенка, чтобы, а процессе разнообразных занятий, а именно на музыкальном фольклоре дети всесторонне развивались.

Обобщение своего личного опыта в качестве музыкального руководителя, позволили сделать вывод о том, что культурно – досуговая деятельность детей – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечество и развития личности в процессе изучения и познания ценностей различных видов культуры.

Получая разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицательные (радость, печаль, испуг, обида и др., в процессе приятного времяпрепровождения и находясь в состоянии комфорта, ребенок не только приобретает дополнительные знания, но и сам утверждается в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно. Это, естественно, сказывается на его интеллектуальном развитии, так как удовлетворяется интерес к познанию окружающего мира.

Проведения развлечений, фольклорных досугов, праздников способствует активизации памяти, внимания, мышления, подготовке детей к определенным видам деятельности и ролям, решению психокоррекционных задач (снятие агрессии, страхов, преодоление замкнутости).

Благодаря использованию разнообразных видов деятельности – театрализованной, игровой, музыкально – дидактической, дети становятся не только эмоциональнее, но и совершенствуется их связная речь. Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Тренировка памяти, мышления, внимания, каких-либо действий – все это находит отражение в развитии интеллекта.

Игра воздействует на ребенка комплексно – здесь он развивается и эмоционально и интеллектуально, социально, духовно и физически. Всякая деятельность детей должна иметь игровую форму как доминирующую.

В раннем детстве важное значение имеет знакомство детей с музыкально – поэтическим творчеством. Образы музыкального фольклора отличаются яркими образами, занимательностью, чувством юмора.

Специалисты утверждают, что в ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.

Таким образом, можно сделать вывод, что культурно – досуговая деятельность приводит в гармоничное отношение разум и тело, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии. Влияет на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Обеспечивает усвоение новых знаний и умений. А это ведет к повышению уровня интеллекта и формированию способностей ребенка.

Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всю жизнь, особенно большое значение имеет оптимальное соотношение всех воздействий на ребенка. Учёт возрастных возможностей детей позволяет определить, какие формы и виды музыкальной деятельности наиболее эффективны для музыкального развития в том или ином возрасте.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста особое место занимают вечера развлечений и досугов. Они являются яркими моментами в жизни детей, радуют их, содействуют творческой активности и организации дружного коллектива.

Развлечения бывают 3 видов:

1. Организованные для детей взрослыми;

2. Проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых;

Читайте также:  Центр развития ребенка в гродно вакансии

3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.

Музыкальные развлеченияпроводятся в самых разных формах:

1. Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений музыкальных игр.

2. Вечера игр, забав и аттракционов.

3. Вечера детской самодеятельности.

4. Театрализованные представления.

Тысячу раз прав М. Горький,написав: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир».

Источник

Александра Кононович
Досуговая деятельность и ее значение в дошкольной педагогике

Слово «досуг» появилось в древности, о нем упоминал еще Аристотель. В России этот термин появился в xv в. Досуг это свободное время, а свободное времяпровождение с пользой для души и тела называется досуговой деятельностью.

Досуг происходит от слова «достигать». Главное направление досуга, это восстановление духовных и развитие физических сил человека. Еще в древности свободному времяпровождению уделялось большое значение. Организации праздников, театру, искусству, уделялось большое внимание.

Досуг это – свободное время человека от своей основной занятости. Человек своим свободным временем может распоряжаться самостоятельно по своему усмотрению. Ведь досуг это развитие личности человека. Досуг и свободное время это слова синонимы. Свободное время направленное на обогащение культурных ценностей человека является деятельностью. Деятельность в свободное время является досуговой деятельностью.

Досуговая деятельность это свободное время проведенное активно и направлена на удовлетворение потребностей человека. В досуговой деятельности происходит познание собственной личности и окружающего мира.

Досуговая деятельность – осознанная и направленная активность человека,в которой он удовлетворяет потребности в познании собственной личности и окружающего мира, в результате которого он может выразить себя, собственный интересы.

К. Д.Ушинский писал:«Если человек не знает что ему делать в часы досуга, то тогда портится его голова и сердце и нравственность.» Неумение организовывать досуги для себя и особенно для окружающих, говорит о низкой культуре человека.

В своих работах великие педагоги, такие как Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо и др., описывают рекомендации, как нужно организовать свободное время ребенка, чтоб он раскрыл свои скрытые таланты. Как приобщиться к культуре своего народа, а так же почитать и уважать традиции своей семьи, используя для этого свободное время.

Только в шестидесятые годы, в педагогике, начинает уделять внимание досугу. Появляются первые работы по организации досуговой деятельности (Н. А. Ахметова, Н. А. Запорожец, С. А. Шмаков). В педагогике начинают разрабатываться новые направления — организация досуга. Перед педагогическим составом встает задача организация досуга с целью формирования личностный рост ребенка. Такая задача может быть решена только в совместной и взаимной деятельности.

В научных трудах Т. С. Комаровой, Г. П. Орлова, Н. А. Ветлугиной, Б. А. Титов, Э. В. Соколова, В. А. Сухомлинского описывается свободное время ребенка и его организация. Они придают большое значение правильно продуманной организации свободного времени ребенка. И свидетельствуют о том, что таким образом у ребенка в процессе разнообразных игр происходит всестороннее развитие личности. У детей формируются интересы, развиваются навыки, способности и закрепляются знания полученные на занятиях. Досуг описывают как совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которого удовлетворяются

связывает прошлое и будущее,

— творчество, которое способствует самовыражению,

— просвещение, которое служит развитию ума и т. д.

Б. А. Титов пишет, что досуг, это позитивное явление и его можно рассматривать как творческое поведение в свободное время.

Досуговая деятельность оказывает огромное влияние на воспитание, развитие детей. На физические, психические, и духовные потребности. И дальнейшее развитие человеческих сил.

Э. В. Соколов рассматривает досуг, как свободное время, когда можно сделать выбор занятий, где используется и физическая и умственная активность.

Э. В. Соколов предлагает несколько видов досуга:

— отдых, служит для восстановления сил,

— праздник, который сегодняшний день досуг рассматривается как приоритетное направление в дошкольной организации и он является основой формирования культуры ребенка. Досуговые мероприятия для детей, это сфера, в которой ребенок себя может раскрыть, показать и выявить свои таланты, умения и знания. Раскрываются его истинные потребности. Развивается его правильное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. В сфере досуга дети более открыты, более взаимодейственны друг с другом, более дружелюбны. Детский досуг социализирует, развивает и готовит детей к взрослой жизни. В условиях досуга происходит контакт человека с миром, а так же развиваются его духовно – культурные ценности. В организации досуговой деятельности принимают участие музыкальный руководитель, воспитатель, старший воспитатель, педагоги дошкольной организации и родители.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка средняя группа

Одна из самых главных и основных задач досуга, является условием для эмоционального отдыха детей. Н. А Ветлина и Н. Б. Зацепина в своих работах показывает, что досуг организуется взрослыми для того, чтобы создать комфортные условия и снять психическое и физическое напряжение дома в семье и в группе, а так же для создания комфортных условий, особенно в дошкольной организации. А на сегодняшний день, в дошкольной организации, досуг рассматривается как развлечение и проведение праздников и утренников, ребенка не учат правильно и с пользой занимать свое свободное время.

В свободное время, дети должны заниматься интересной по их мнению и содержанию деятельностью, которая вызывает в них чувство уверенности, радости, формирует новые способности, уверенности в своих силах. Расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками. Насыщенная и интересная деятельность детей, насыщает их положительными эмоциями, тем самым благоприятно влияет на физическое и духовное воспитание, что позволяет детям восстанавливать свои физические и духовные силы.

Досуговая деятельность, при известных обстоятельствах, становится важным фактором общего развития детей. Любимые занятия, интересное время провождение для детей, является важным фактором и поддерживает эмоциональное здоровье в каждом ребенке.

Досуговая деятельность способствует комфортному выходу из стрессов, каких- то мелких беспокойств. Ценность такой деятельности, заключается в том, что досуг помогает ребенку реализовать и выявить все то лучшее, что имеется в нем. Таким образом, задача и цель педагога в дошкольной организации досуговой деятельности – научить детей полезно и творчески проводить свое свободное время. И создавать при этом благоприятные условия для формирования и развития целостной личности ребенка.

С. А. Шматков подразделяет досуг на группы:

Первая группа досугасвязана с функцией восстановление сил ребенка: прогулка, спорт, игры, забавы.

Вторая группа досугасвязана с развитием духовных ценностей: чтение книг, рассказывание сказок, просмотр телепередач, фильмов, посещение выставок, музеев, путешествии.

Третья группа досуга связана с развитием духовных потребностей и с трудовой деятельностью: спортивно-игровая, художественно-театральная, и научно- исследовательская досуговая деятельность.

Четвертая группа досуга учебная: конкурсы, походы, лагеря.

С. А. Шматков говорит, что детский досуг и его интересы постоянно меняются, в зависимости от ценностей семьи и меняются интересы детей и целенаправленность досуга.

М. Б. Зацепина [19] выделяет три типа отношений к организации досуга:

Первая – полное безразличие т. е педагогическая безнадзорность.

Вторая — излишняя заорганизованность, когда ребенок не имеет право выбора, а взрослые настаивают.

Третий — поиск путей форм и средств, методов которые соединяют в единое целое познание и развлечение.

В третьем случае взрослый сосредотачивает свое внимание на формирование у детей интереса к данному мероприятию и положительного эмоционального результата.

Важным качеством любой досуговой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной, прежде всего ребенку для максимального и активного участия с его стороны.

В досуговой деятельности, в большей степени удовлетворяются личные потребности ребенка, которые отражаются в дальнейшем в первую очередь в духовности. Деятельность, которая протекает в свободное время на основе интереса и желания участия в ней, непосредственно связана с учебной деятельностью, в ней удовлетворяются познавательные потребности. Но конечно главное, что в досуговой деятельности имеет место быть удовлетворение духовных потребностей. [36]

В связи с этим, необходимо помнить и знать, что интерес является стимулом в досуговой деятельности. Поэтому, при проведении и организации досуга для детей в дошкольной образовательной организации, должны учитываться интересы детей. Интерес является неотъемлемым условием в организации досуга. Если какая либо деятельность перестает вызывать интерес у ребенка, то ребенок просто отказывается участвовать в ней. Необходимо постоянно стимулировать, активизировать проявление интереса и создавать постоянно новый интерес досуговой деятельности.

Читайте также:  Цикл развития ребенка в утробе матери

Жизнь ребенка очень насыщенна, столько новой для него информации вокруг, поэтому ребенок тратит очень много физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне, детская досуговая деятельность, осуществляется только на основании детских игр, что помогает снять дневное напряжение. Именно во время досуговой деятельности и происходит восстановление утраченных физических и психологических сил. Во время досуга, дети получают огромное удовольствие от участия в нем. Участвуя в играх и развлечениях, дети реализуют потребность в движении, могут проявлять инициативу легкость, активность, сообразительность и все это происходит во время досуговой деятельности.

Система образования в России, на сегодняшний день терпит очень большие изменения. И конечно же, это коснулось и системы дошкольного образования. На этапе современного развития, в дошкольном образовании одним из важных вопросов является поиск более новых методов форм образования и воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня, очень большое внимание уделяют формированию и воспитанию личности ребенка. Личностные качества человек приобретает в следствии обучения и воспитания т. е формируются и развиваются. Личность ребенка развивается в обучении, приобретении знаний, умении и навыков. Большое значение в формировании личности ребенка имеет творческая деятельность, она формирует эмоциональное отношение к миру. Огромный вклад в формировании личности ребенка и его творческой деятельности вносит дошкольная образовательная организация. И немаловажную роль в дошкольной образовательной организации имеет досуговая деятельность.

Жизнь ребенка в ДОО невозможно представить без веселых досугов без развлечения и праздников. Досуговая деятельность осуществляется в дошкольной организации через дополнительное образование. В организации и проведении досуговых мероприятий реализуются множество поставленных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, познавательные.

Существуют множество форм организации детских досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации.Такие как: спортивные, музыкальные, фольклорные, театральные, речевые досуги и т. д.

Досуги в детском саду очень разнообразны по форме содержанию и эмоциональной насыщенности. В процессе досуговых мероприятий,решаются задачи важных направлений: нравственного, эстетического, физического, трудового и интеллектуального воспитания.

В работе по организации досуговых мероприятий для дошкольников необходимо придерживаться некоторым принципам.

-принцип позитивности (создания дружелюбной атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи);

-принцип саморазвития (реализация творческих возможностей, способностей каждого участника мероприятия);

-принцип комплексности (формирование всех компонентов здорового образа жизни);

-принцип целостности (развитие самосознания личности каждого ребенка);

-принцип духовности (установление взаимосвязи и понимание высших ценностей,приобретении своего духовного мира: здоровье, добро, счастье, развитие внутреннего мира ребенка);

-принцип индивидуальности (индивидуальное, физическое и психическое развития, ребенка). [22 c-8]

Досуговая деятельность ребенка связана с развитием познавательных потребностей. Освоением его реального мира. В процессе участия в досуговой деятельности от ребенка требуется активность, и напряжение, при этом выявляется и формируются способности к саморазвитию и самовыражению. [22 c- 91]

На сегодняшний день многие дети дошкольного и школьного возраста не умеют пользоваться своим свободным временем и проводят его пассивно. Многие не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимся свободным временем для проведения интересного и содержательного досуга. Все дети в основном, в свободное время, стремятся получить развлечения, а не знания. Самая основная проблема в том, что взрослые не приучают ребенка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и стремлений. В основном, это неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей.

Проведение досуговых мероприятий, способствуют укреплению детского организма в целом, создают положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Досуг является важной составляющей деятельностью, которая помогает формировать характер и личность ребенка. [16]

Каждый ребенок обладает своей собственной индивидуальностью, имеет свои собственные интересы, привычки, свой маленький собственный внутренний мир. Задача ДОО и педагога, организовать оптимальную для возраста ребенка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта, досуговое мероприятие.

Итак: проблема свободного времени и его организация является предметом изучения многих авторов. Досуг занимает свободное время, которое является личной сферой человека. Досуг, это способ к совершенствованию и самореализации. Использование досуга как средство развитие детей в период дошкольного детства, является актуальной проблемой дошкольной педагогики. Решением вопроса, является организация и взаимодействия педагога и родителей.

Источник