Познавательное развитие ребенка на третьем году жизни

Елена Золотарёва
Познавательное развитие детей третьего года жизни

Аннотация. В данной консультации даны рекомендации родителям по активизации познавательных процессов детей третьего года жизни, рекомендуемые дидактические игрушки, советы по ознакомлению с окружающей действительностью, предметами.

Возраст до трех лет — важный этап развития психики ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Ведущим познавательным процессом является восприятие. Активизация восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности. В это время основной вид занятий — предметно-игровой. Именно он оказывает наибольшее влияние на развитие детей, поэтому и называется ведущим. Малыш лепит куличики, ловит мяч, бросает его и т. д. Эти, примитивные на первый взгляд, действия значат многое для его развития. Так ребенок осваивает окружающую действительность, накапливает жизненный опыт. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития. Задача взрослых – с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи по подбору их, по сходству и различию. Дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить, развивают мелкую моторику, способствуют стремлению выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами способствуют запоминанию и воспроизведению способа действий, которые были показаны взрослым, развивают память и воображение.

Для ребенка до трех лет необходимы игрушки:

— для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки);

— для проталкивания предметов различных форм, в соответствующее отверстие (дидактический домик, трубочки с шариками);

— с застегивающими и прилипающими элементами (пуговицы, шнурки, липучки);

— разной величины, формы, цвета для сравнения предметов (куб, шар, кирпичик). Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, деревянные яйца, и бочонки).

При организации игр детейс предметами необходимо придерживаться двух основных принципов: посильность требований и постепенность усложнения. Если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ, совместные действия, то в старшем возрасте нужно побуждать его действовать по слову взрослого. Особое значение предается подвижным играм. Дети с рождения стремятся к движению, познавая мир. Подвижные игры хорошая профилактика плоскостопия, нарушения осанки и других заболеваний, вызванных недостатком физической активности. Подвижные игры со взрослыми – одно из лучших средств общения с ребенком. Игровая форма стимулирует детскую фантазию, способствует формированию речи и, в конечном счете, становление личности ребенка.

Особый интерес дети проявляют к окружающим его людям. Наблюдая действия взрослых, они усваивают только то, что лежит на поверхности и доступно их пониманию в силу возраста. Познавательное развитиеребенка не следует понимать упрощенно: он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире — у него начинается формироваться система знаний.

С каким же кругом предметов и явлений следует знакомить малыша? Прежде всего,это элементарные знания о ближайшем окружении:

— о близких людях, самом себе (имя, действия в окружающем «Что Алина делает?»);

— информация о том, что он ест, об игрушках, о предметах быта (стол, стул, кровать);

— о животных, растениях и деревьях, о погоде.

Детей необходимо познакомить с некоторыми ситуациями, которые он видит вокруг себя в магазине (тетя продавец, на улице (машины, в поликлинике (тетя доктор).

Все то, чему научился ребенок на втором году жизни, создает предпосылки для перехода качественно новому этапу освоения окружающего мира. К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятие и память, растет устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно действенное и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения.

Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети чаще начинают использовать в игре предметы-заместители (вместо градусника — карандаш, вместо мыла — кирпичик). Дети третьего года жизниовладевают новыми видами деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией, могут понять более сложные по содержанию литературные и музыкальные произведения.

Интенсивно продолжается ознакомление с окружающими предметами. Формируется понимание обобщенных названий предметов, т. е. собирательных существительных, одежда – рубашка, платье; посуда – тарелка, ложка, чашка и т. д.

Дети получают более точные представления о свойствах предметов и взаимосвязях (твердый — мягкий, холодный – теплый, длинный — короткий); о количестве предметов (один, мало, много); особенности движений (быстро – медленно, вперед — назад).

Общение с взрослыми начинает носить ярко выраженный познавательный характер: он запоминает имена родителей, воспитателей, детей группы. В познавательном развитии при условии целенаправленной педагогической работы происходят значительные изменения, которые выводят ребенка на более высокий уровень сравнений и обобщений, а следовательно умственного развития. Необходимо продолжить расширять знания детей об окружающем мире:

— о человеке: физических особенностях (голова, руки, ноги, лицо);

— о деятельности близких ребенку людей (мама моет посуду, сестра читает);

— о живой природе (деревьях траве, цветах, овощах, фруктах);

— об явления природы (времена года и их особенности);

— знакомить с явлениями общественной жизни (повар варит, доктор лечит, шофер управляет автобусом).

Детей продолжают знакомить с бытовым трудом взрослых, привлекают к посильной помощи, а также начинают знакомить с профессиями. Обращают их внимание на труд людей работающих в детском саду. После двух с половиной лет можно повести на экскурсию на кухню, в кабинет врача, прачечную. Понимание смысла профессии у ребенка ситуативно связывается с процессом труда, а главное с результатом. Он должен быть представлен наглядно (прачка вывешивает белье, повар угощает пирожками и т. д.)

Читайте также:  Развития ребенка в младшем школьном возрасте кратко

Дети рано знакомятся со средствами передвижения людей и эти знания проявляются, прежде всего, в игре. Особый интерес вызывает животный мир. Необходимо научить различать и называть не только домашних животных, но и их детенышей. Дети наблюдают за животными, домашними питомцами, птицами. Животных показывают на картинках с первых лет жизни, воспитывая у детей гуманное отношение к ним. Детям предлагают понаблюдать за животными и проявить заботу о них в игровой форме. Дети начинают усваивать значения домашних животных в жизни людей (корова дает молоко, курица несет яйца). При наблюдении за животными важно научить выделять их наиболее яркие особенности (у коровы и козы – рога, у зайца – длинные уши, у слона — хобот).

Не малое значение приобретает художественная литература о животных, где в образной форме даются знания о них. При знакомстве с растительным миром можно не только показать, но и назвать некоторые комнатные растения. Необходимо не только рассматривать, но и сравнивать растения, замечать различия. В присутствии детей полезно ухаживать за ними.Это способствует формированию первых обобщенных понятий: овощи, фрукты, цветы, деревья. Знакомя детей с огородными культурами можно использовать фольклорные произведения, загадки, сказки, например «Репка».

Летом полезно обратить внимание на многообразие растений, осенью на окраску листьев, зимой отметить различные свойства снега (хорошо сгребается лопатой, лепится в комочки, в оттепель, тает в тепле). Таким образом, развивается умение наблюдать, сравнивать, обобщать. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Главная роль в становлении личности ребенка принадлежит окружающим его взрослым. В этот период маленький человек активно познает мир, осваивает способы действий в быту, на занятиях. Результатом накопленного опыта становятся сюжетно – отобразительные игры, а важнейшие достижения этого возраста – овладение активной речью.

Источник

марина петрова
Консультация «Познавательное развитие детей третьего года жизни»

Познавательное развитие детей третьего года жизни.

На втором году жизни ребенок учился общаться с помощью речи,

свободно ориентироваться в предметной среде, перемещаться в

пространстве, наблюдать за действиями людей. К началу третьего года жизни

довольно высокого уровня достигают восприятие, память ребенка,

устойчивость внимания, появляется образное мышление, возникают

предпосылки для перехода к качественно новому этапу освоения

окружающего.

За этот год ребенок при помощи взрослого может приобрести очень

много знаний, которые ему помогут ориентироваться в нашем сложном мире.

Вы спросите разве может малыш усвоить такое обилие информации?

Вероятно, вы давно обратили внимание на то, что наибольший интерес

у ребенка вызывают наблюдения за действиями людей. Он может целый час

сидеть на корточках и наблюдать, как папа чинит мотор, мама поливает

цветы, бабушка ухаживает за огородом и т. д. В процессе этих наблюдений

малыш знакомится с различными предметами, необходимыми для

осуществления той или иной деятельности человека. Он узнает,что для

рисования нужны краски, карандаши ; для занятий музыкой инструментыскрипка, фортепьяно и т. п. ;для профессиональной деятельности: докторуфонендоскоп/трубочка/,

шоферу- машина, летчику-самолет и т. д.

Итак, знания ребенка строятся вокруг знаний о человеке и его

деятельности.

Весь окружающий мир он познает через человека и его действия. И на

вопросы ребенка «Что ты делаешь? Что это? Зачем это нужно?» следует

обязательно ответить, причем обстоятельно. Показать какой предмет у вас в

руках и как его вы используете, обязательно обратите внимание ребенка на

результат труда.

На протяжении третьего года жизни формируются постепенно

представления о жилище человека, растительном и животном мире в

процессе неоднократных наблюдений, рассказов взрослого, обобщений и

сравнений.

Особый интерес у детей вызывает животный мир. Дети в этом возрасте

могут продолжительно наблюдать за рыбками, птицами, животными.

Обращайте внимание на их характерные особенности. Помните, что детям

легче подмечать различия,чем сходство. Воспитывайте гуманное отношение

к животным, в этом могут помочь животные-игрушки. Их можно «кормить»,

«катать в коляске», «разговаривать с ними».

Особое значение имеет художественная литература о животных. Чтение

книг, игра, практические наблюдения помогают малышу понять, что для всех

живых существ необходима пища, вода, тепло; все живые существа имеют

глаза, передвигаются в пространстве и т. п.

Знакомя малыша с окружающим, родители решают не только

образовательные,но и воспитательные задачи: взаимоотношения со

сверстниками побуждают к проявлению внимания и сочувствия, поощряют

желание уступить, делиться, помогать.

Большую роль играют взаимоотношения взрослых в семье, поэтому

нельзя допускать грубость и бестактность в семейных отношениях. Если они

строятся на принципах взаимопомощи и заботы друг о друге, ребенок

усваивает эту форму взаимоотношений между людьми.

В заключении напомним, что малыш перед собой видит целостную,

единую действительность, которую начинает познавать всерьез уже с

первых лет жизни. Однако, любая информация должна быть доступна для

Читайте также:  Развитие слабовидящего ребенка в раннем возрасте

ребенка.

Источник

Эмоционально-познавательное развитие ребенка на третьем году жизни.

В познавательном развитии малыша третьего года жизни при условии целенаправленной педагогической работы происходят значительные изменения, которые выводят его на более высокий уровень сравнений и обобщений. К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятия, память ребенка и устойчивость внимания, продолжает формироваться нагляднодействие и появляется образное мышление.

За этот год ребенок должен приобрести знания о человеке: внешние и физические особенности (у каждого человека есть голова, руки, ноги, лицо, один нос, один рот и т.д.); физические и эмоциональные состояния (устал- отдохнул, заболел- вылечился); о деятельности близких людей: мама готовит обед, бабушка вяжет носки, брат делает уроки; о предметах, действиях с ними и их назначении: предметы домашнего обихода(одежда ,посуда); игрушки, орудия труда (лопата, ведро, лейка); о живой природе: растительный мир (деревья, цветы); животный мир: домашние животные (кошка, корова), детеныши (котенок, теленок); дикие животные (лиса, заяц, волк);о неживой природе: свойства и назначение воды (льется, теплая); о явлениях природы: времена года и их особенности (зимой холодно); сезонные изменения в живой природе (весной начинает зеленеть трава, появляются первые цветы); о погодных явлениях (дождь- сыро, гулять нельзя!),ветер- необходимо тепло одеваться); о профессиях: доктор лечит, шофер водит машину, повар варит; о транспорте: как средство передвижения (машина, автобус); о праздниках и народных гуляниях.

В процессе наблюдения малыш знакомится с различными предметами, необходимыми для осуществления той или иной деятельности человека. Он узнает, что для рисования нужны краски, карандаши; для занятия музыкой инструменты- гармонь, скрипка. Весь окружающий мир он познает через человека и его действия. Вот почему так ценно внимание детей ко всему, что делает взрослый в окружающем мире. И на вопросы «А ты , что делаешь? Что это?» следует обязательно ответить. Показать, какой предмет у вас в руках и как вы его используете и обратить внимание на результат труда.

В этом возрасте на более высоком уровне осуществляется ориентировка в окружающем мире. Происходит дальнейшая систематизация знаний

  1. Человек и его жилище (дом),
  2. Человек и результаты его труда (выращивание овощей);
  3. Человек и растительный мир(уход за комнатными растениями) ;
  4. Человек и животный мир (забота о животных).

Эти представления на протяжении третьего года формируются постепенно в процессе наблюдения, рассказов взрослых.

Знакомя малыша с окружающим, родители решают не только образовательные, но и воспитательные задачи: формируют основы нравственного поведения в кругу сверстников; побуждают к появлению внимания и сочувствия, поощряют желание уступать, делиться, помогать, воспитывать отрицательное отношение к проявлениям грубости, жадности. Он уже способен не только сочувствовать другому, но и помогать. Эмоциональное состояние человека (засмеялся, заплакал) ребенок начинает связывать с причиной каких- либо воздействий или с результатом удавшегося или неудавшейся деятельности.

Большую роль играют отношения взрослых в семье, поэтому нельзя допускать грубость в семейных отношениях.

Особый интерес у детей вызывает животный мир. Дети более продолжительно могут наблюдать за рыбами, птицами. Обращайте их внимание на наиболее яркие, характерные особенности.

С первых лет жизни воспитывайте гуманное отношение к животным. В этом помогут игрушки-животные, стилизованные под человека (слоник в платьице, мишутка в штанишках). Их можно «кормить», «катать в коляске». Играя, малыш начинает осознавать зависимость животных от человека. Особое значение для ребенка третьего года жизни приобретает художественная литература о животных. Чтение книг, игра, практические наблюдения помогают малышу понять, что для всех живых существ необходима птица, вода, тепло. Все живые существа имеют глаза, передвигаются в пространстве.

Знакомства малыша с растительным миром происходит также на основе отношении взрослых к цветам, деревьям. С раннего детства необходимо заложить в ребенке культуру поведения в лесу, в парке, на лугу. Экологическое воспитание начинается с образа жизни семьи, отношения взрослых к природе

Программное содержание в ознакомлении с окружающим постепенно усложняется. Взрослый ведет ребенка от простого к сложному, помня о том, что малыш видит перед собой целостную, единую действительность, которую начинает познавать всерьез уже с первых лет жизни. Любая информация должна быть доступной для ребенка.

Источник

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

Читайте также:  Книжка своими руками развитие ребенка

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник