Развитие слабовидящего ребенка в раннем возрасте

Развитие слабовидящего ребенка в раннем возрасте thumbnail

Марина Фомина
Особенности развития ребенка раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения

По данным ВОЗ за последние годы заметно возросла рождаемость детей с различными зрительными нарушениями.

А. И. Каплан, анализируя причины детской слепоты, свидетельствует о возрастающем значении к началу 60-х годов врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, а также последствий заболеваний ЦНС (атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, врожденная катаракта, микрофтальм). Повысился удельный вес различных наследственных факторов генной и хромосомной природы.

Начиная с 50-х годов ХХ в, одним из распространенных заболеваний, приводящих к слепоте, стала Ретролентальная фиброплазия, развивающаяся у недоношенных детей весом менее

1800-1900гг, вследствие общего недоразвития организма и неадекватного кислородного режима.

По данным ВОЗ врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения в начале 60-х годов составляли 64,9% от всех тяжелых зрительных патологий у детей, с начала 90-х годов это число составляет уже более 80%.

Многие авторы (А. Н. Гнеушева, М. И. Земцова, А. И. Каплан.

Н. Б. Лурье) отмечают, что у отдельных детей зрительный дефект сочетается с отклонениями в нервно-психической сфере.

В результате, слепые и слабовидящие дети представляют сложную и разнообразную группу. Они различаются по причинам, по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений и т. д. Это обуславливает разные функциональные возможности детей.

Данные специальной психолого-педагогической литературы

(А. М. Витковская, М. И. Земцова, Н. Б. Лурье, И. С. Моргулис, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, Г. П. Свиридюк, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош) указывают на то, что в возрасте трех лет ребенок с тяжелым нарушением зрения уже имеет серьезные отставания в психомоторном развитии, игровой и познавательной деятельности, и отмечаются различные вторичные отклонения в развитии. Корни этого

отставания лежат в том, что пропускается сензитивный период в развитии ребенка. Не имея возможности усваивать жизненный опыт по подражанию, слепой ребенок воспитывается стихийно, без учета особенностей его развития, восприятия окружающего мира.

Такие специалисты как Т. П. Головина, А. Г. Литвак, В. Радулов,

Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова настаивают о необходимости создания системы воспитания, которая будет предупреждать появление вторичных отклонений в развитии ребенка с тяжелым нарушением зрения и понимая того, что это возможно лишь при условии тесного союза тифлопедагогов и семьи.

Основополагающим является тот факт, что психическое развитие слепого ребенка протекает по тем же закономерностям, что и развитие зрячего ребенка (Л. С. Выготский).

Л. И. Солнцева указывает на то, что по характеру реакций и системе поведения слепые дети до трехмесячного возраста мало чем отличаются от зрячих детей того же возраста. Слепые от рождения младенцы поворачивают глаза к источнику звука и смотрят на свои руки, но позже такие межсенсорные координации исчезают (Фридман1964). Отставание возникает, когда у нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться стремительно быстро. Из-за недостатка стимула для движения к предметам окружающего у слепого тормозит развитие двигательных навыков, а отсутствие координирующей и коррегирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев. Появление стереотипных движений с 4-5 месяцев. Причину этого явления видят в стремлении малыша к ритмичным движениям, тренировке вестибулярного аппарата, в «голоде» движений в ранний период детства (Л. В. Рудакова, В. А. Феактистова).

Овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, слабовидящих к 1,5 годам,тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.

Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения, боязнь нового пространства, новы предметов задерживают образование и укрепление связи предмет – действие, не способствуют вычленению свойств этих предметов.

Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития речи ребенка. Н С. Костючек отмечает определенное своеобразие в динамике речевого развития, выражающееся в малой подвижности артикуляционного аппарата, в дефектах звукопроизношения, нарушения выразительных движений (мимика лица, жесты, сопровождающие устную речь, бедность словарного запаса (вербализм в речи). Волкова Л. С. указывает на то, что замедленное становление речи начинается уже на первом этапе онтогенетического развития. Наиболее же отчетливо оно проявляется на втором этапе (весь период от 6 мес. до 3 – 4 лет). Это объясняется сокращением сферы активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, трудностях в организации его предметной деятельности

Читайте также:  Упражнения с ребенком по развитию движения

Особенности в развитии коммуникативных навыков, общения у детей. Ограничение во многих сферах несловесного, невербального общения. Отсутствие контакта глаз, позднее появление улыбки, бедность в мимических проявлениях, невладение жестами. Причину подобных особенностей видят в отсутствии стимулов, невозможности подражания (Л. И. Солнцева, Харли Р. ,ФридманД.)— одного из каналов самостоятельного приобретения знаний.

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем мире.

Мало того – оказывается, ребенок не может стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.

Слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам.

В деятельности формируются новые психические образования и она создает зону ближайшего развития ребенка.

Следующей особенностью развития ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте является снижение его познавательной активности, отсутствие мотивации (Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин).

В период до трех лет наблюдается значительное отставание в психическом развитии детей с нарушениями зрения из-за возникающих вторичных нарушений, проявляющееся в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении, в дефектах ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии моторики.

Источник

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Малыш учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами.

  В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста проявляются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика: ребенок взаимодействует с предметами (переворачивает, бросает их, старается все ощупать и попробовать на вкус). Появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием. Однако если ребенок от рождения имеет ограниченные возможности здоровья или инвалидность — все это становится недоступным для него.

         В последние годы участились случаи рождения слепых или слабовидящих детей (около 8 % от общего количества новорожденных). Семьи с такими детьми особенно нуждаются в психологическом сопровождении и поддержке специалистов, обучении навыкам общения. Работу с родителями необходимо начинать сразу, как только у ребенка выявляется патология. И здесь огромное значение имеет обучение матери приемам взаимодействия с малышом, ее психологический настрой и поддержка, так как именно мама в первые годы жизни ребенка является его проводником в окружающем мире.

         Слепой малыш не имеет возможности следить за действиями матери в отдалении, разделять с ней зрительное внимание к объектам, привлекать ее внимание к окружающим предметам. Он может только дать знать, что его комфорт нарушен. Но как развивать такого ребенка, как достигать положительных результатов в обучении малышей с ограничениями здоровья?

Рекомендации родителям по развитию и адаптации слепого ребенка

  •        Ориентировать ребенка в окружающем его пространстве. Задача мамы — стать первым «неисчезаемым объектом», так как у слепых детей все предметы появляются из ниоткуда и исчезают в никуда. Всякий раз, заходя в комнату ребенка, мама должна приветствовать малыша и представлять себя. Независимо от того, поворачивает ребенок к ней голову или нет, комментировать свои и совместные действия и информировать ребенка о своих и совместных планах.
  •     Организовывать окружающую ребенка среду так, чтобы пространство и время несли для него неизменную смысловую нагрузку. Вещи в пространстве на одних и тех же местах, одни и те же действия имеют постоянную пространственную привязанность. Когда мама будет подходить к одной и той же стороне кроватки, ребенок будет ожидать ее именно с той стороны. Игрушки следует располагать в том месте, где их всегда можно найти. Кормить ребенка, слушать с ним радио, играть необходимо в одних и тех же местах квартиры. После исследования пространства квартиры, можно исследовать внешнее пространство, так же озвучивая все, что окружает ребенка. Не беда, что малыш не может повторить за мамой названий предметов, он их запоминает, затем сможет использовать в совместной деятельности.
  •    Побуждать детей двигаться в пространстве. Игра типа «прятки», стимулирует ребенка, находящегося в кроватке, двигаться на голос матери, меняя направление. Передвигаясь с ребенком по квартире, маме следует говорить, откуда и куда они идут. Благодаря этому малыш будет отмечать характерные особенности пространственных локусов (место расположений): по шуму воды и прохладному полу, по ковру и звукам из окна, по запахам и теплу от плиты.
  • Соблюдать строгий режим дня. Необходимо, чтобы ребенок просыпался, ел, купался, занимался тактильным исследованием домашней обстановки, предметов, построением диалогов, в одно и то же время. Тогда возникающие ожидания ребенка будут оправдываться, мир станет более определенным, у малыша снизится уровень базовой тревоги.
  • Стимулировать самостоятельную и исследовательскую активность ребенка. Задача мамы — проявлять максимум активности, но не подавлять ее у ребенка, побуждать его двигаться (переворачиваться, ползти, вставать, ходить и т.д.), стимулировать голосом, или звуком любимых игрушек и т.д.
  • Развивать двигательную активность ребенка, заниматься с ним физическими упражнениями. Не следует потакать привязанности к одним и тем же игрушкам и занятиям, которая часто проявляется у детей с нарушениями зрения. Нужно демонстрировать новые игрушки, подкрепляя интерес ребенка собственным интересом к ним. После того, как ребенок начнет ходить, давать ему поручения, которые будут способствовать его передвижениям по квартире.
  • Развивать слуховое и тактильное восприятие. У детей с нарушениями зрения на первых этапах возникают сложности с анализом звуковой и тактильной информации. Ребенка не должно окружать многообразие звуков, в которых трудно разобраться. В то же время, необходимо планомерно обращать внимание ребенка на разные звуки в окружающей среде: тиканье часов, дверной звонок, шум воды, пыхтение чайника, звук радио и т.д. С самого раннего возраста нужно учить ребенка ориентироваться на звуки в пространстве, двигаться за звуком, за голосом мамы, меняя направления вслед за источником звука. Особое внимание уделить тренировке поиска «замолчавшего объекта». Звонить погремушкой до того момента, как положить ее на стол перед ребенком, подбадривая его, чтобы он ее нашел и взял. Развитию звукового восприятия способствуют и занятия музыкой, пением, танцами.
  • Развивать тактильное восприятие и обучать прослеживающим движениям руки. Расслабляя ладонь ребенка, передвигать ее вдоль разных предметов, обращать внимание на разные поверхности: гладкие, шершавые, ворсистые, необходимо связывать качество этих поверхностей с предметами.
  • Формировать ментальные репрезентации. Объекты окружающего мира для детей с грубыми нарушениями зрения часто представлены фрагментарно, и это не позволяет сформировать у них полные и устойчивые ментальные представления об этих объектах. В понимании формы помощь оказывают занятия лепкой. Начинать эти занятия нужно рано — в 2–3 года. Рисование также доступно слепым и слабовидящим малышам. Эти занятия помогут развить прослеживающие движения ребенка и сформировать более точные представления о форме.
  • Заниматься развитием речи. Нужно постоянно стимулировать имитационную активность ребенка, подбадривая его словами: «скажи, как мама»; «подними руки вверх, как мама» (ребенок не видит маму, но будет уверен, что он повторяет за ней); «подметай, как мама»; «повторяй за мной» и т.д. Большое внимание уделять жестовой активности. Во-первых, развивать пространственные указания: «Покажи рукой, где стоит радио, где окно, дверь и т.д.». Во-вторых, стимулировать развитие коммуникаций через жесты: «Покажи мне, какая у тебя игрушка, мне интересно, и т.д.». В третьих, развивать конвенциональные жесты и просить ребенка делать благодарственный наклон головы, когда ему что-нибудь дают, делать прощальный взмах рукой, когда он прощается и т.д. Для детей с нарушениями зрения большое значение имеет и сама речь взрослых. Она должна быть медленной, ясной и отчетливой. Это поможет ребенку быстрее дифференцировать слова и запоминать их.
Читайте также:  Рост и развитие ребенка кратко

         Применение родителями рекомендаций поможет слепому ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, чувствовать себя уверенно и комфортно, быстрее развиваться и познавать мир.

Использованный источник:

Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста /Под. ред. Г.П. Коваленко.- М., 2003.

И.Ю. Андросова, ведущий специалист, методист

отдела организации работы по реабилитации инвалидов

Источник

Слабовидящий ребёнок. Особенности развития.

Объедкова С.В., учитель начальных классов

        Особенности развития каждого ребёнка зависят от возраста, здоровья, его окружения.  У детей с нарушениями зрения они носят особый характер.

Дети с нарушениями зрения разной степени, как правило, имеют похожие психологические особенности. Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению.

Возникают у таких детей и некоторые сложности с предметными действиями, причем как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Слабовидящие дети стараются не пользоваться жестами, применяя их лишь в исключительных случаях при необходимости уточнения информации. Это связано с незрелостью средств невербальной коммуникации.

Кроме того, у них могут возникнуть проблемы с общением не только на расстоянии, но и вблизи – в связи с тем, что они просто не желают слышать партнера. С одной стороны, эти особенности имеют отношение к недостаточности восприятия, с другой же часто являются последствием чрезмерной опеки родственников.

Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает. Это объясняется тем, что они имеют малый запас представлений о мире, мало  возможностей для  освоения пространства. В связи с этим, развитие детей с нарушением зрения  несколько затягивается, требуется больше времени.

Развитие ребенка с Отличия детей с нарушениями зрения очевидны:

  1. Нарушения координации: дефицит движений, неуверенность и отсутствие целенаправленности.
  2. Ограниченный зрительный контакт: ребенок не ищет встречи с глазами собеседника, не применяет жесты для общения.
  3. Речевой контакт ограничен — налицо задержка речевого развития
Читайте также:  Показатели индивидуального развития ребенка

Таким детям нужно гораздо больше времени, чтобы выполнить задания, в силу определенных сложностей с восприятием информации и проблем в процессе организации собственной деятельности. Именно поэтому они испытывают чувство неуверенности в собственных силах, ищут поддержки у взрослых.

Часто, при поступлении в школу детей с нарушением зрения охватывают отрицательные эмоции, которые приводят к развитию кризиса самооценки. Школьники меняют позиции, по-другому начинают относиться к учителям, у них падает мотивация, ухудшаются отношения с одноклассниками.

В первые годы школы дети с нарушениями зрения практически безоговорочно доверяют учителю. К окончанию периода обучения в младшей школе ученик начинает понимать, что учебная деятельность в его жизни не является ведущей.

Ситуация неуспеха уже на начальном этапе обучения становится источником постоянных отрицательных эмоций, что часто  перерастает в хроническое негативное эмоциональное состояние. 

Огромное влияние на развитие детей с нарушениями зрения и их психологические особенности оказывают взрослые, принимающие участие в их обучении и воспитании.  В дошкольном возрасте это воспитатель, который  должен выступать в качестве равноправного партнера, выбирать игровые формы обучения, готовить детей к школе.

В школе – педагоги, которые, с учётом индивидуальных особенностей детей, выстраивают их образовательный маршрут.

             Многие из  обучающихся нуждаются в дополнительной стимуляции концентрации внимания, постоянных подбадриваниях. Это помогает детям справиться с нерешительностью. А подбор эффектных методик, учитывающих психологические особенности, поможет добиться включения таких детей в полноценное общение. Это важно для того, чтобы предотвратить появление отклонений вторичного характера: например, сбоев в развитии познавательных процессов, интеллектуальном эмоциональном и развитии. з

Е        Не менее важным является отношение родителей к особенностям детей, влияющее на их воспитание и отношения в семейном кругу. Излишнее волнение по поводу нарушений зрения и переоценка дефекта могут стать причиной развития чрезмерной опеки, что, в свою очередь, может  привести к развитию эгоизма.

В то же время нельзя допускать и недооценки нарушений, что может привести к ничем не подкрепленному оптимизму детей и родителей, а также легкомыслию и утрате чувства реальности.

Пока дети маленькие, они не осознают до конца систему требований по отношению к себе. Со временем, в школьный период, они начнут следовать той программе, которую разработали для них взрослые. То есть требования родителей и педагогов станут для них теми требованиями, которые они будут предъявлять к себе.

Сегодня достаточно много систем коррекции зрительных дефектов внедрены в учебные заведения. Все они разработаны с одной целью: помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе и, учитывая их психологические особенности, способствовать нормальному развитию основных сфер личности.

Коррекционно-компенсаторная работа с детьми, имеющими  нарушения зрения,  должна осуществляться во взаимодействии с конкретными условиями окружающей действительности, в тесном сотрудничестве педагогов и родителей.  Коррекционное воздействие должно рассматриваться как процесс,  направленный на создание качеств и умений личности, позволяющих адаптироваться в социальной среде. 

Источник