Отчет речевое развитие ребенка

Ирина Соболева
Отчет проведенной работы по развитию речи и совершенствованию творческих способностей воспитанников старшей группы

«К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П. Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д., Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст — период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствуются связная речь.

Основываясь на своем педагогическом опыте работы с дошкольниками, стараюсь не упускать из вида все разделы программы. Но особое внимание уделяю развитию речи детей, т. к. одной из главных задач обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения.

Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

1. расширение, обогащение и активизация словаря;

2. воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;

3. формирование правильной разговорной речи.

4. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я активно использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

Для достижения поставленной цели и решения задач в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

В интерьер группывключаю элементы русского декоративного прикладного искусства: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, различные виды театров, народные куклы. Кроме того, большую роль фольклору уделяется в планировании ОД и режимных моментов. Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяется большое внимание его закреплению и активизации. Значительно пополнили словарь детей занятия по познавательному развитию с элементами фольклора, на которых дети знакомились с атрибутами горницы. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовала различные методические и игровые приемы.

На шестом году жизни у детей уже достаточно велик и разнообразен словарный запас. Он постоянно пополняется, так как ребёнок обогащает свой опыт за счёт новых впечатлений, информаций.

Я стараюсь уточнять и активизировать словарь. Это происходит, прежде всего, в процессе общения в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Провожу дидактические игры.Например:

«Кто заметит больше»?

«Кто расскажет подробнее»?

«А как наоборот»?

«Кто скажет иначе»?

Провожус детьми упражнения — нелепицы:

«Вот это да»?

«Кто как кричит»?

«Что на свете не бывает»?

Небылицы веселят ребят, развивают их фантазию.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку.Напоминаем медлительному Артему: «Семеро одного не ждут». Замечая, что Никита оделся неаккуратно,говорим: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Играя в подвижную игру, дети сопровождают её словами – весёлыми, задорными (дразнилками, закличкми, стишками, приговорками). Для решения задач речевого развития детей, мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора — это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. Были проведены («В гостях у бабушки», «Вечер загадок», «Масленица», «Колядки», «Весна- красна» и др.).

И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка, которые побуждают детей проявлять все свои творческие способности, речевые знания, эмоциональные качества. Изготовлены настольные театры, и театр на руке (пальчиковый, театр теней,театр би — ба — бо: «Морозка», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок»и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», и др.

Составлена картотека по русским,народным играм: «Бабка Ежка», «Гори ясно», «Ворон», «Утка и селезень», «Краски», «Грачи летят», «Колечко», «Федул», «Волк и овцы», «Заря — заряница», «Дедушка Мазай», и другие.

У детей старшего возраста появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в сюжетно ролевой игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, развитии сюжета.

Изготовлены книжки – малышки. В группе есть аудио и видео кассеты со сказками; проводились викторины; конкурсы и выставки детских рисунков(«В гостях у сказки,» «Любимые герои» «Волшебные предметы»); открытые мероприятия и праздники(; анкетирование; беседы; индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания; привлекались родители к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам; неоднократно организовывались совместные выставки работ; регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.

Читайте также:  Значение изо для развития личности ребенка

Таким образом Устное народное творчество способствует:

развитию речи и совершенствует творческие и интеллектуальные способности детей и речевой культуры.

— формированию художественно-речевой активности.

— формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;

воспитанию любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей;

воспитание доброты, трудолюбию, взаимовыручке.

— формированию художественно-речевой активности, приобщению детей к театрально-игровой деятельности.

Источник

Отчет по речевому развитию

в старшей логопедической группе «Одуванчик»

2019 – 2020 год

Воспитатель:

Артемьева М.Ю.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов,

влияющих на речевую функцию:

— ухудшение состояния здоровья детей;

— существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

— глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

— недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

— дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что про

является либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Воспитательно — образовательная работа в группе строилась на основе годового плана в соответствии с требованиями ФГОС, а также на основании программы Гомзяк О.С

Основной целью занятий является:

− развивать связную речь;

− активизировать словарь детей;

− формировать грамматический строй речи;

− развивать мелкую моторику руки. 
Работу в группе я проводила по следующим направлениям: 
— анализ уровня речевого развития;

− создание предметно-развивающей среды в группе;

− использование различных методов и технологий;

− интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности;

− взаимодействие с родителями.
Работа по развитию речи проводилась в системе, в процессе интеграции с другими видами деятельности. Занятия построены в соответствий с возрастными особенностями детей. При проведений коррекционной работы важная роль отводится речевому образцу воспитателя, применение разнообразных игровых приемов. На занятиях использую разнообразный иллюстрационный материал. Это помогает разнообразить формы работы, привлечь и удержать внимание детей, вызвать у них интерес к занятиям. Много внимания в своей работе старалась уделять звуковой культуре речи. Работая над уровнем развития речевого слуха, учила произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формировать правильное дыхание, работая над звукопроизношением и словопроизношением. 
В течении всего года продолжаю развивать связную речь детей, совершенствовать диалогическую речь. Для этого особое внимание уделяю диалогическому взаимодействию детей друг с другом во всех видах деятельности. Много внимания уделялось артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика), выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения), глазомера, чувства ритма. 
Я считаю, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе.                В нашей группе есть речевой уголок, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук.
 В своей работе я использую различные формы: занятия, ежедневная артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, систематические беседы, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную речевую деятельность, пальчиковые и речевые игры. 
Речевое развитие осуществляется  во всех видах деятельности.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомимся с историей произведения, расширяем и усложняем круг чтения детей. Стараюсь как можно больше уделить внимания пересказу, составлению детьми собственных рассказов, чтению с продолжением. В течение года с детьми разучиваем стихи, инсценируем произведения. 
В группе с детьми мы читаем не только произведения, предлагаемые программой, но и книги, которые живут в книжном уголке, книги, которые дети приносят из дома.

Работая с родителями, рекомендую только свободную форму домашнего чтения, советую, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам. 
В течение года использовались такие формы взаимодействия с родителями как: групповые родительские собрания; анкетирование; консультации и беседы; совместное проведение досугов.

Читайте также:  Развитие ребенка по закупкам

Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время инсценирования активно упражняются в диалогическом взаимодействии. 
Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. 
Списочный состав группы 23 человека

Из них пропускают и часто были по заявлению в 1 полугодий 6 детей.

  1. Формирование грамматического строя речи  у (… детей), из низ ………… – из них средний уровень у … детей, низкий … детей. Затрудняются составлять простые и сложные предложения, в словообразований слов. Не правильно изменяют слова по родам, числам, падежам.
  2. Развитие связной речи у (…. детей), из низ ……… – из них средний уровень у ….. детей, низкий ….. детей. Затрудняются пересказывать рассказы, сказки, составлять описательный рассказ. У некоторых детей отсутствует логическое построение рассказа.
  3. Звуковая культура речи у (…..детей), из низ      – из них средний уровень у ….. детей, низкий ….. детей. В речи ребенка встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Некоторые дети не могу назвать слова с заданным звуком, определить место звука в слове, находить слова с этим звуком в предложений.
  4. Развитие словаря у (… – ых детей), из них…….. – из них средний уровень у … детей, низкий …. детей.

Планирую продолжать работу с родителями по развитию речи детей, продолжать пополнять развивающую среду в группе, проводить с участием детей как можно больше театрализованных представлений, разучивания скороговорок, потешек, стихов. А так же продолжать пополнять словарный запас.

Источник

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда»

Отчет по речевому развитию

Подготовительная к школе группа

Выполнила: воспитатель

Мальцева М.К.

Набережные Челны, 2016

Отчет по речевому развитию детей.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитие включает в себя несколько областей:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое  развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно — эстетическое развитие.

Цель: развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Задачи : 

  • Обогащать познавательную сферу детей информацией через ООД, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
  • Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
  • Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
  • Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
  • Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Мы поддерживаем условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
— владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и  монологической речи;
— развитие речевого творчества;
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.        (ФГОС ДО)

Приемы и технологии, которые мы используем при формировании познавательно-речевой деятельности детей:

Наглядные —  наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т.д.

Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная  деятельность.

 Словесные – рассказ, чтение,  вопросы, беседы, использование                                                               художественного слова.

Программно – методическое обеспечение.

Для  осуществления поставленных задач, мы используем серии картин и сюжетных картинок:

 Зима
Зимние забавы
Мамы и детки
Дикие животные
Домашние животные
Животные на ферме
Расскажите детям о хлебе
Автомобильный транспорт

Читайте также:  Маршрутный лист индивидуального развития ребенка

 Птицы
Космос

 Спортивный инвентарь
Герои сказок
Фрукты
Наглядно – дидактическое пособие по художественному творчеству.

        Мы понимаем, что речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Поэтому всегда разговариваем четко и грамотно, чтобы наша речь была примером для дошкольников.
Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной
деятельности. Поэтому мы обогатили среду и обеспечили ее средствами разнообразной деятельности ребенка

Методы речевого развития.

Чтение и рассказывание
Дидактические игры
Наблюдение в природе,                                                    
Игры-драматизации

 Инсценировки
Обобщающая беседа
Рассказывание без опоры на наглядный материал
Хороводные игры
Заучивание наизусть

Наблюдения

Экскурсии

Пересказ

 Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Поэтому мы ставили следующие цели:

— Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;
— Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками . 

Развитие речи посредствам художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В планирование образовательной  деятельности мы каждый день включаем чтение художественной литературы.

Развитие речи средствами дидактической и развивающей игры

По средствам дидактической игры мы  развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной  содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения , развивается речь детей,
появляется возможность к самореализации. За прошедший учебный год мы много раз показывали театр не только в группе, но и другим детям. Мы планируем театральную деятельность один раз в неделю.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Развитие речи на прогулке.

Прогулка — это не только важный режимный момент, но и  замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Прогулки и экскурсии.

В подготовительной группе мы проводим очень много экскурсий, что немаловажно в развитии речи дошкольника.

Работа с родителями.

Мы проводим беседы,  даем рекомендации  для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц , потешек , считалок , скороговорок ,чистоговорок; 
консультации и советы какие книги следует читать детям данного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.

Программно – методическое обеспечение.

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 -6 лет (старшая разновозрастная группа): Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение 1987. -207с.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий – М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ – 2010. – 80с.
4. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Планы занятий – М.: Мозайка-Синтез – 2009.
5. О.С. Рудик Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -176с.
6. О.С. Рудик Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности.  Методические рекомендации. –М.:ТЦ Сфера, 2009. -192с.
7. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи.
8. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005.-111с.
9. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет — М.: ТЦ Сфера 2010. -192с.
10. Ушакова О.С. Развитие речи 6-7 лет. Программа, методические рекомендации,конспекты занятий,игры и  упражнения -М.: Вентана-Граф 2008.-288с.
11. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.
С. Комаровой. / авт.- сост. В. И. Мустафаева и др.-Волгоград: Учитель, 2010.- 87с.

Источник